Действие международного договора прекращается только в соответствии с нормами международного права.
Прекращение договора или выход из него участника могут иметь место:
а) в соответствии с положениями договора;
б) в любое время с согласия всех участников по кон
сультации с прочими договаривающимися государствами
(ст. 54 Венской конвенции о праве международных догово
ров 1969 г.).
Наиболее распространенными основаниями прекращения действия договора являются истечение срока его исполнения. Многие договоры предусматривают возможность денонсации.
Денонсация означает правомерное одностороннее прекращение договора на условиях, в нем предусмотренных. Договор, не содержащий таких условий, денонсирован бытьне может, за исключением случаев, когда установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации, или когда характер договора подразумевает право денонсации. В последнем случае уведомление о намерении денонсировать договор направляется не менее чем за 12 месяцев. Аннулирование - это одностороннее правомерное прекращение действия договора на условиях, в нем не предусмотренных. Основанием могут являться:
Нарушение договора другими участниками;
Невозможность исполнения;
Коренное изменение обстоятельств;
Создание новой императивной нормы.
Основанием для аннулирования может быть не всякое,
а лишь существенное нарушение договора. Невозможность исполнения понимается лишь как исчезновение объекта, необходимого для выполнения договора.
Прекращение договора освобождает участников от обязанности выполнять его постановления, но не влияет на их права и обязанности, возникшие в результате выполнения договора.
Приостановление действия договора есть временное прекращение его действия.
Оно возможно в соответствии с постановлениями договора, с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися государствами, на основе общих норм международного права. В последнем случае основанием могут служить существенное нарушение договора и временная невозможность его выполнения. Кроме того, два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о приостановлении его действия только между собой. Такое приостановление допустимо, если оно не окажет влияния на пользование вытекающими из договора правами другими участниками, не противоречит целям и принципам договора. Приостановление действия договора"временно освобождает участников от обязанности выполнять его постановления, но не влияет на их права и обязанности, возникшие в результате выполнения договора. Участники должны воздерживаться от действий, которые бы сделали возобновление договора невозможным
32.Понятие международного спора.
Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.
Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора, по степени опасности для международного мира и безопасности, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).
Устав ООН предусматривает определенные процедуры урегулирования следующих разновидностей международных споров:
Спор, продолжение которого могло бы угрожать поддер
жанию международного мира и безопасности (ст. 33 Устава);
«любой спор», т. е. спор, который может и не представ
лять прямой угрозы поддержанию международного мира
и безопасности (ст. 38 Устава);
«местные споры» - (пп. 2 и 3 ст. 52 Устава);
Споры юридического характера (п. 3 ст. 36 Устава).
33.Международно-правовые средства разрешения споров
Мирные способы урегулирования международных споров -
это международно-правовые способы и средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами международного права, без применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочения мира, развития мирных отношений.
Современное международное право включает в себя как обычные, так и договорные нормы, которые определяют средства, способы и процедуру мирного урегулирования международных споров. Средства и способы мирного урегулирования международных споров существовали до утверждения принципа мирного урегулирования споров между государствами. К таким способам прежде всего относятся «добрые услуги», посредничество, переговоры, арбитраж, но эти средства не имели эффективного воздействия на спорящие стороны, т. к. обращение к ним зависело от доброй воли государств - участников спора, а не составляло их обязанность с точки зрения международного права.
Все эти способы не имели должного значения и потому, что существовало признание правомерности войны как способа разрешения международных споров. Конвенции 1899 и 1907 гг. хотя и установили процедуру мирного урегулирования споров, но обращение к ней государств имело факультативный характер. Гаагские конвенции не запрещали войну как средство решения международных споров. И только после Второй мировой войны принцип мирного урегулирования международных споров нашел отражение в Уставе ООН и приобрел официальный статус.
К мирным средствам урегулирования международных споров п. 1 ст. 33 Устава ООН относит:
Переговоры;
Обследования;
Посредничество;
Примирение, арбитраж;
Судебное разбирательство;
Обращение к региональным органам или соглашениям.
Устав также оставляет за сторонами - участницами спора право выбрать любой другой мирный способ разрешения спора. Мирные средства урегулирования международных споров, перечисленные в ст. 33 Устава, не являются исчерпывающими.
Особое значение в деле мирного урегулирования международных споров имеют переговоры, т. е. двустороннее обсуждение спорных проблем (многосторонние встречи именуются конференциями и совещаниями). Их первоочередность признана во многих международно-правовых актах (Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг., Декларации о принципах международного права ООН 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.). Они могут вестись как на официальном уровне, вплоть до глав государств, так и неофициально.
Переговоры являются главным и самым гибким средством решения международных споров. Переговоры применяются на международных конференциях при участии третьей стороны («добрые услуги», посредничество). Использование консультационных органов (согласительных и следственных комиссий), судебное разбирательство -Международный и третейский суд - также невозможно без непосредственных переговоров. Одной из разновидностей переговоров являются взаимные консультации. Если проведение консультаций предусмотрено международными договорами, то в этом случае они обязательны для стран - участниц договора.
«Добрые услуги» оказывает третье, не участвующее в споре, государство. Задача «добрых услуг» состоит в том, чтобы склонить спорящие стороны к непосредственным переговорам или другим мирным способам урегулирования спора. Государство, которое оказывает такие услуги, не должно предлагать условий решения спора. «Добрые услуги» могут оказываться несколькими государствами, а также международными организациями. Государства - участники спора вправе отклонить предложения третьих государств об оказании «добрых услуг».
Посредничество как способ мирного урегулирования спора характеризуется тем, что посредник принимает активное участие в разрешении спора, предлагая пути решения конфликта, участвуя в переговорах. В отличие от «добрых услуг» назначение посредника происходит с согласия обеих сторон спора. Советы посредника не являются обязательными для стран - участниц спора.
Выделяют также:
испрашиваемое посредничество: осуществляется по просьбе спорящих сторон;
предлагаемое посредничество: проводится по просьбе третьей стороны.
Посредничество, как и оказание «добрых услуг», может быть коллективным, а также осуществляться международными организациями. В истории международных отношений бывали случаи, когда «добрые услуги» перерастали в посредничество (участие Советского Союза сначала как оказывающего «добрые услуги», а потом как посредника при разрешении спора между Индией и Пакистаном в 1965-1966 гг.).
Существенную роль в мирном урегулировании споров играют следственные и согласительные комиссии. Статья 33 Устава ООН определяет задачу следственных комиссий -установить факты, относящиеся к предмету спора, выявитьфактические данные. Задача согласительных комиссий гораздо шире - подготовка проекта мирного соглашения, примирение сторон. Комиссии создаются из граждан государств - участников спора на паритетных началах, хотя в них могут входить и граждане государств, которые не участвуют в споре.
Следствие производится в состязательном порядке. Стороны представляют все документы, списки свидетелей и экспертов, которые могут способствовать установлению истины. Стороны обязаны всесторонне помогать следственной комиссии. Совещания комиссии проходят при закрытых дверях и остаются секретными. Работа следственной комиссии завершается составлением доклада, который зачитывается на открытом заседании. За сторонами остается свобода использования по своему усмотрению сделанных комиссией выводов.
Согласительные комиссии рассматривают дела по заявлению либо обоих спорящих государств, либо одного из них. В заявлении указываются предмет спора, а также просьба к комиссии предпринять все необходимые меры для разрешения спора. Спорящие государства рекомендуют по два члена комиссии, причем один из них должен быть гражданином этого государства, а второй - представителем третьего государства. Эти четыре члена комиссии на совместном заседании выбирают пятого члена из числа граждан третьего государства, который в дальнейшем будет главой этой комиссии.
Следующим средством мирного разрешения международных споров является обращение в Меледународный Суд (ООН, Экономический суд СНГ, Европейский суд по нравам человека, Суд ЕС и др.).
В частности, Уставом Содружества Независимых Государств был создан Экономический суд СНГ (1993 г.), который призван был разрешать экономические, а также другие споры, которые будут отнесены к его ведению государствами-членами. Суд вправе толковать соглашения и акты Содружества по экономическим вопросам. Высшим коллегиальным органом является Пленум. Он рассматривает жалобы на решения Экономического суда, а также вносит на рассмотрение государств-участников предложения об устранении коллизий в законодательстве. Решения Пленума являются окончательными Международный арбитраж - особая процедура рассмотрения международных споров, которая предусматривает согласие обеих сторон и определение ими процедуры рассмотрения спора, назначение арбитра. Решения являются обязательными. Например, Постоянная палата третейского суда может рассматривать любые споры между государствами.
34.Процедура разрешения споров в ООН.
Согласно Уставу ООН все государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. В этих целях Устав ООН закрепляет основные средства и необходимые рамки для мирного разрешения международных споров, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
С момента создания Организация Объединенных Наций играет ведущую роль в международно-правовой системе мирного раз- . решения международных споров и поддержании международного мира и безопасности. Мирное разрешение споров в ООН осуществляется в основном четырьмя главными органами: Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Международным судом и Секретариатом.
Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблею важную роль в области мирного разрешения споров, и она в целом эффективно осуществляет свои функции в этой области. Генеральная Ассамблея может обсуждать любую ситуацию независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, может нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мирного улаживания (ст. 12 Устава). Государства - члены ООН, когда они сочтут это уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи информацию о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор. Генеральная Ассамблея может быть форумом для консультаций с целью содействия скорейшему разрешению спора или учредить соответствующие вспомогательные органы.
Центральная роль в системе органов, занимающихся пробле-мами мирного разрешения споров, принадлежит Совету Безопасности. Согласно ст. 33 (2) Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи средств, перечисленных в Уставе ООН (переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям и т. д.). Он уполномочен расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Более того, Совет Безопасности уполномочивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или в ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. При этом он принимает во внимание любую процедуру для разрешения спора, которая уже выбрана сторонами. Давая рекомендации по выбору процедуры или метода урегулирования спора, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда.
Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в п. 1 ст. 33 Устава ООН средств, они передают его в Совет Безопасности. В случае если Совет Безопасности найдет, что продолжение данного спора в действительности могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он либо рекомендует сторонам прибегнуть к надлежащей процедуре или методам урегулирования такого спора, либо рекомендует такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими.
Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 ноября 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров. В ней признается необходимым повышение эффективности ООН в мирном разрешении международных споров и поддержании международного мира и безопасности согласно принципам справедливости и международного права.
Согласно этой Декларации государствам - членам ООН следует укреплять центральную роль Совета Безопасности, с тем чтобы юн мог в полной мере и эффективно.выполнять свои обязанности в соответствии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. С этой целью государствам следует:
а) полностью сознавать свою обязанность передавать в Совет Безопасности такой спор, сторонами в котором они являются, если они не решили его при помощи средств, указанных в ст. 33 Устава; б) более широко использовать возможность доведения до све
дения Совета Безопасности о любом споре или любой ситуации,
которая может привести к международным трениям или вызвать
спор;
в) поощрять Совет Безопасности более широко использовать
возможности, предусматриваемые Уставом, с целью рассмотрения
споров или ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать
поддержанию международного мира и безопасности;
г) рассматривать вопрос о более широком использовании воз
можностей Совета Безопасности для расследования фактов в со
ответствии с Уставом;
д) поощрять Совет Безопасности в качестве средства содейст
вия мирному разрешению споров шире использовать вспомога
тельные органы, учрежденные им в осуществление его функций
по Уставу ООН;
е) учитывать, что Совет Безопасности уполномочивается на
любой стадии спора, имеющего характер, указанный в ст. 33 Уста
ва, или в ситуации подобного же характера рекомендовать надле
жащую процедуру или методы урегулирования;
ж) поощрять Совет Безопасности действовать без промедления
в соответствии со своими функциями и полномочиями, особенно
в случаях, когда международные споры перерастают в вооруженные
конфликты.
Международный суд является главным судебным органом ООН (подробнее см. § 2 настоящей главы). Манильская декларация рекомендует государствам:
а) рассмотреть возможность включения в договоры, когда это
уместно, положений, предусматривающих передачу в Междуна
родный суд споров, которые могут возникнуть при толковании
или применении таких договоров;
б) изучить возможность, в порядке свободного осуществления
своего суверенитета, признания юрисдикции Международного
суда обязательной в соответствии со ст. 36 его Статута;
в) рассмотреть возможность определения дел, для решения
которых может быть использован Международный суд.
Важная роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций принадлежит Генеральному секретарю ООН. Согласно ст. 99 Устава ООН он имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Генеральный секретарь по поручению Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые услуги государствам - участникам спора. Как правило, он подписывает соглашения с государствами по урегулированию конфликта. Например, в марте 1998 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подписал соглашение между ООН и Правительством Ирака о допуске международных наблюдателей ООН для инспектирования военных объектов с целью выявления в них оружия массового поражения. Эта акция помогла ликвидировать возможный вооруженный конфликт между Ираком и США. Однако в марте 2003 г. США совершили вооруженное нападение на Ирак.
В Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1988 г., уделяется значительное внимание роли Генерального секретаря в разрешении споров и конфликтных ситуаций. В частности, в этом документе отмечается, что Генеральному секретарю, если к нему обратились государство или государства, непосредственно затронутые спором или ситуацией, следует в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными средствами по своему выбору в соответствии с Уставом ООН и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.
Ему следует рассматривать возможность обращения к государствам, непосредственно затронутым спором или ситуацией, с тем чтобы не допустить их перерастания в угрозу для поддержания международного мира и безопасности. Генеральному секретарю следует, когда это целесообразно, рассматривать возможность полного использования возможностей по установлению фактов, включая направление представителя или миссий по установлению фактов с согласия принимающего государства в районы, в которых существует спор или ситуация. Генеральному секретарю следует поощрять, когда это целесообразно, усилия, предпринимаемые на региональном уровне для предотвращения или устранения спора или ситуации в соответствующем регионе.
35.Разрешение споров в рамках ОБСЕ.
Приверженность государств - участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) урегулированию споров между ними мирными средствами является одним из краеугольных камней деятельности ОБСЕ. Эта приверженность подтверждается в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., в Парижской хартии для новой Европы 1990 г.
В соответствии с Хельсинкским Заключительным актом все десять принципов Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, будут применяться одинаково и неукоснительно при интерпретации каждого из них с учетом других.
В Итоговом документе Венской встречи государства-участники подтвердили свою приверженность принципу мирного урегулирования споров, будучи убеждены в том, что он является существенным дополнением к обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, причем оба эти фактора являются существенными для поддержания и укрепления мира и безопасности.
В Парижской хартии для новой Европы государства-участники торжественно провозгласили свою полную приверженность десяти принципам, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте с целью поддержания и укрепления демократии, мира и единства в Европе.
Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны решаться исключительно мирными средствами, требуются соответствующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры в рамках ОБСЕ разработаны и закреплены, в частности, в следующих документах: Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.); Результаты Совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12-23 октября 1992 г.). В случае возникновения спора участники ОБСЕ обращают особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития любого спора между ними, которое будет представлять угрозу международному миру и безопасности. Они предпринимают соответствующие шаги для надлежащего доведения своих споров до урегулирования. В этих целях государства-участники: а) рассматривают споры на раннем этапе; б) воздерживаются в течение спора от любых действий, которые могут ухудшить положение и сделать более трудным мирное урегулирование спора или воспрепятствовать ему; в) стремятся, используя все соответствующие средства, достичь договоренностей, позволяющих сохранить между ними добрые отношения, в том числе принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре. В целях согласования соответствующей процедуры урегулирования спора заинтересованные государства - участники ОБСЕ, в частности, консультируются друг с другом на как можно более раннем этапе. В случае невозможности урегулирования спора между собой государства - члены ОБСЕ прилагают усилия к тому, чтобы согласовать процедуру урегулирования, соответствующую характеру и особенностям конкретного спора. Если спор подлежит передаче на согласованную сторонами процедуру урегулирования спора, то государства разрешают данный спор посредством этой процедурыГосударства - члены ОБСЕ впервые в практике разрешения споров на региональном уровне приняли на себя более твердые обязательства, чем они установлены общими нормами международного права. В частности, они прилагают усилия к включению в свои будущие договоры положений, предусматривающих урегулирование споров, которые возникают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рассмотрению возможности выполнения третьей стороной соответствующей роли обязательного или необязательного характера. Государства взяли обязательство воздерживаться, насколько это возможно, от оговорок к процедурам урегулирования спора. Государства рассматривают возможность принятия обязательной юрисдикции Международного суда посредством либо договора, либо одностороннего заявления в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута Суда и сведения к минимуму, где это возможно, любых оговорок в связи с таким заявлением. Члены ОБСЕ рассматривают возможность на основе специального соглашения передачи в Международный суд или в Арбитраж, используя в случае необходимости Постоянную палату третейского суда, таких споров, которые подпадают под разрешение посредством подобных процедур. Наконец, государства рассматривают возможность признания юрисдикции международных органов по мирному урегулированию споров или контрольных механизмов, созданных в соответствии с многосторонними договорами, касающимися среди прочего защиты прав человека, или снятия существующих оговорок (если они имеются) в отношении подобных механизмов.
Участники Совещания стран СБСЕ в октябре 1992 г. одобрили изменения к Валлеттским положениям о процедуре СБСЕ по мирному урегулированию споров и Конвенцию по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ.
Согласно этим документам механизм ОБСЕ по урегулированию споров состоит из одного или более членов, выбираемых при общем согласии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначающим институтом. В список включаются до четырех фамилий лиц, назначаемых каждым государством-участником, изъявившим желание стать участником механизма. Ни один из членов механизма не может быть гражданином какого-либо вовлеченного в спор государства или постоянно проживать на его территории. По соглашению между сторонами в число членов могут включаться лица, чьи фамилии не значатся в списке.
Если стороны в споре не достигли соглашения о составе механизма в течение двух месяцев со времени первоначального обращения одной из сторон с просьбой о создании механизма, старшее должностное лицо назначающего института в консультации со сторонами в споре выбирает из списка семь человек.
Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ от 23 октября 1992 г. регламентирует создание Суда, Примирительной комиссии и Арбитражного трибунала.
Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу создается для урегулирования путем примирения и в соответствующих случаях арбитража споров, переданных ему на рассмотрение государствами - членами ОБСЕ. Решения Суда принимаются большинством голосов членов, участвующих в голосовании. Местом пребывания Суда является Женева. Расходы Суда покрываются государствами - участниками Конвенции 1992 г. Стороны в споре и любая вступившая в дело сторона несут свои собственные судебные издержки.
Любое государство - участник Конвенции 1992 г. может передать на рассмотрение Примирительной комиссии любой спор с другим государством-участником, который не был урегулирован в разумный период времени путем переговоров. Любое государство - участник Конвенции 1992 г. может подать Секретарю ОБСЕ заявление с просьбой о создании Примирительной комиссии для спора между ним и другим государством-участником или несколькими государствами-участниками. Просьба о создании Примирительной комиссии может быть также представлена по соглашению между двумя или несколькими государствами-участниками либо между одним или несколькими государствами - участниками Конвенции и одним или несколькими другими государствами - участниками ОБСЕ. Такое соглашение доводится до сведения секретаря ОБСЕ.
Каждая сторона в споре назначает из списка мировых посредников одного посредника в состав Примирительной комиссии. Президиум Суда назначает еще трех мировых посредников.
Примирительное разбирательство осуществляется конфиденциально, и все стороны в споре имеют право быть заслушанными. Если в ходе разбирательства стороны в споре придут с помощью Примирительной комиссии к взаимоприемлемому урегулированию, то они включают условия этого урегулирования в резюме выводов. С подписанием этого документа разбирательство завершается. В случае, когда Примирительная комиссия считает, что изучены все аспекты спора и все возможности поиска решения, она составляет заключительный доклад. В нем излагаются предложения Комиссии по мирному урегулированию споров (см. о ней далее).
Просьба о создании Арбитражного трибунала может быть представлена в любой момент по соглашению между двумя или несколькими государствами - участниками Конвенции 1992 г. или между одним или несколькими государствами - участникамиэтой Конвенции и одним или несколькими другими государствами - участниками ОБСЕ.
Арбитражный трибунал обладает по отношению к сторонам в споре полномочиями по установлению фактов и проведению расследований, необходимыми ему для выполнения своих задач. Слушание в Трибунале проходят т сатега, если Трибунал не принимает иное решение по просьбе сторон в споре.
Функции Арбитражного трибунала состоят в том, чтобы решать переданные ему споры в соответствии с международным правом. Данное положение не ограничивает права Трибунала разрешать дело ех ае§ио е1 Ьопо при согласии на это сторон в споре.
Решение Арбитражного трибунала является окончательным и обжалованию не подлежит. Вместе с тем стороны в споре или одна из сторон могут обратиться в Трибунал с просьбой дать толкование своего решения в том, что касается его смысла или сферы применения. При получении замечаний сторон в споре Трибунал в кратчайшие сроки дает свое толкование по вынесенному им решению.
Спор между двумя государствами - участниками ОБСЕ может быть передан на рассмотрение Комиссии по примирению, если об этом договорятся стороны в споре. Они назначают одного мирового посредника из списка, который ведется для целей Валлетт-ской процедуры мирного урегулирования споров (Валлеттский список). Комиссия стремится прояснить спорные вопросы между сторонами и попытаться достичь разрешения спора на взаимоприемлемых условиях. Если Комиссия сочтет, что это может облегчить достижение дружественного урегулирования спора, она может предложить возможные условия урегулирования и установить срок, в который стороны должны проинформировать Комиссию о том, согласны ли они с такими рекомендациями. Если обе стороны не уведомят о таком согласии в срок, секретарь Комиссии направляет доклад Комиссии Комитету старших должностных лиц ОБСЕ.
Совет министров или Комитет старших должностных лиц могут предписать двум любым государствам-участникам прибегнуть к процедуре примирения (так называемое директивное примирение) и передать спор на рассмотрение Примирительной комиссии
36.Понятие международно-правовой ответственности.
Международно-правовая ответственность - это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности.
В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других - могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества. В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства. Комиссия международного права ООН определила содержание международной ответственности как «те последствия, которые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в различных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций».
Прекращение действия международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать права и обязанности между ними. Прекращение договора или выход из него могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия всех участников по консультации с другими договаривающимися сторонами.
1. Истечение срока, на который был заключен договор. В этом случае договор автоматически утрачивает силу. Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь об условиях размещения Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь и Генерального консульства Российской Федерации в г. Бресте от 17 ноября 1997 г. заключено на 99 лет. Однако договор может быть автоматически продлен на последующие десятилетние периоды.
2. Исполнение международного договора. По ряду договоров (например, о торговле, оказании техпомощи, о товарообороте) исполнение предусмотренных мероприятий исчерпывает обязательства, вытекающие из таких договоров, и они прекращают свое действие.
3. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре. Не подлежит денонсации договор, не содержащий положений о прекращении действия или выходе из него. При этом исключением являются следующие два случая: а) если не установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации или выхода; б) если характер договора не подразумевает права денонсации или выхода. Во втором случае уведомление о намерении денонсировать договор направляется не менее чем за 12 месяцев.
Денонсация международных договоров осуществляется тем органом государства, которому это право предоставлено законодательством этой страны. В Российской Федерации таким правом наделены Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания (ст. 106 Конституции).
4. Аннулирование международного договора – односторонний отказ государства от заключенного договора. Правомерными основаниями аннулирования международного договора являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, коренное изменение обстоятельств, прекращение существования контрагента и т. д. В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» (раздел V) определены основания прекращения и приостановления действия международных договоров.
5. Наступление отменительного условия. В настоящее время имеются многосторонние и двусторонние договоры, которые заключены под отменительным условием. В этих договорах содержатся условия, при наступлении которых прекращается действие договора. Например, ст. ХХП Соглашения между Правительством Российской Федерации и ООН об учреждении в Российской Федерации объединенного представительства ООН от 15 июня 1993 г. гласит, что это Соглашение остается в силе на такой дополнительный период, который может быть необходим для упорядоченного прекращения деятельности ООН и разрешения каких-либо споров между сторонами.
6. Прекращение существования государства или изменение его статуса. В данном случае международные договоры могут прекратить свое действие автоматически или в силу специального заявления. Как гласит ст. 16 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.: «Новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств».
7. Сокращение числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу. Так, в соответствии со ст. XV Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. Конвенция прекратит действие, если число участников станет менее шестнадцати государств.
8. Возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens). Как известно, императивная норма является высшей нормой, и, естественно, при ее возникновении любые противоречащие ей нормы подлежат отмене, а сам договор – пересмотру или аннулированию.
9. Коренное изменение обстоятельств (rebus sic stantibus).В соответствии со ст. 62 Венской конвенции 1969 г. при прекращении договора лишь в двух случаях можно ссылаться на коренное изменение обстоятельств:
а) если наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора;
б) если последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору.
Государства довольно редко прибегают к этой клаузуле (rebus sic stantibus). Одним из последних примеров является заявление, сделанное правительством Франции в 1966 г., о выходе ее из военной организации НАТО.
На клаузулу rebus sic stantibus нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если: а) договор устанавливает границу; б) такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого на себя по отношению к любому другому участнику договора.
10. Приостановление действия договора. Приостановление действия договора есть временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Оно освобождает участников от обязанности выполнять договор в течение всего периода. Приостановление международного договора может быть возобновлено автоматически, без подписания дополнительного соглашения, но после устранения обстоятельств, вызвавших приостановку договора.
Приостановление действия договора в отношении всех участников или в отношении какого-либо отдельного участника возможно в соответствии с положениями самого договора или в любое время с согласия всех участников, если возможность такого приостановления предусматривается или не запрещается договором; приостановление не влияет ни на пользование другими участниками своими правами, вытекающими из данного договора, ни на выполнение ими своих обязательств; приостановление не противоречит объекту и целям договора.
Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):
а) освобождает участников, во взаимоотношениях которых приостанавливается действие договора, от обязательства выполнять его в течение периода приостановления;
б) не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками (ст. 72 Венской конвенции 1969 г.).
Государство, заявляющее о своем желании приостановить действие договора, должно придерживаться определенной процедуры, изложенной в самом договоре или в ст. 65 Венской конвенции 1969 г. и в ст. 65 Венской конвенции 1986 г.
Международные договоры могут заключаться как на четко определенный, так и на неопределенный срок. В практике современных международных отношений неоднократно были случаи, когда государства в обоснование своих позиций по тому или иному вопрос ссылались на договоры, заключенные несколько сот лет назад. При рассмотрения в 1953 г. Международным Судом ООН спора между Францией и Великобританией о принадлежности некоторых островов в Ла-Манше Франция вполне правомерно применила франко-английский договор 1259 есть договор, который на момент рассмотрения действовал на протяжении почти 700 лет. Приведенный пример, на наш взгляд, красноречиво свидетельствует о важности и необходимости выяснения оснований прекращения договоров или приостановлении их действия. С прекращением международный договор теряет свою обязательную силу для его участников. Он освобождает их от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязанности или юридическое положение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
Договор может прекращаться по различным причинам: из-за окончания его действия, денонсации, нарушения, появление новой нормы jus cogens, ее выполнения и т.п.. Всего основания прекращения международных договоров можно разделить на неправомерные и правомерны.
К неправомерным принадлежит прекращения (приостановления действия) международного договора из-за нарушения. Есть сторона может прекратить договор или приостановить его действие, если считает, что вторая сторона (другие стороны) привела его нарушение.
Неправомерное нарушение противоречит одному из основных принципов международного права - Принципу добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda). На протяжении многих веков этот принцип существовал в форме международно-правового обычая и только с середины XX в. приобрел договорного закрепления. Согласно п. 2 ст. 2 Устава ООН «все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по действующему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации ". Венская конвенция 1969 г. в ст. 26 гласит: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. "
Принцип pacta sunt servanda побуждает стороны договора соблюдать правомерных средств прекращения международных договоров. Неправомерное прекращение международного договора является одним из видов международного правонарушения и поэтому влечет международно-правовую ответственность. В то же время ст. 60 Венской конвенции 1969 г., которая закрепляет право прекращать договор через его нарушение, уточняет, что она должна быть существенным. Пункт 3 ст. 60 определяет существенное нарушение как: а) такую отказе от договора, который не допускается настоящей Конвенцией б) нарушение положения, имеющего существенное значение для осуществления объекта и целей договора ».
Правомерное прекращение международного договора может происходить только в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников. Если договор содержит нормы, которые четко устанавливают срок его действия и не определяют возможность удлинение, этот договор прекращается автоматически при наступлении календарной даты, что в нем указана. Денонсация - это заявление стороны договора о прекращении настоящего договора или выход из него (если договор является многосторонним). Денонсация возможна лишь в том случае, если сам договор ее предусматривает. В противном случае односторонняя заявление государства о выходе из международного договора и отказ от дальнейшего выполнения предусмотренных им обязанностей рассматриваться как неправомерна и влечет за собой ответственность. В Украине условия денонсации международных договоров определяются разделом V Закона Украины «О международных договорах Украины ».
Государство имеет право прекратить договор, если со времени его заключения состоялась коренное изменение обстоятельств (rebus sic stantibus). Венская конвенция 1969 p. справедливо рассматривает эту возможность скорее как исключение, чем как правило. В Иначе ссылкой на коренное изменение обстоятельств можно было бы оправдывать любое невыполнение своих обязанностей по договору (ст. 62).
Одной из односторонних оснований прекращения договора является дальнейшая невозможность его выполнения. Иногда она может совпадать с прекращением в связи с коренной изменением обстоятельств, но вообще имеет самостоятельное значение. Дальнейшая невозможность выполнения международного договора прежде всего касается случаев гибели или исчезновение объекта договора (ст. 61).
Приостановление действия договора отличается от прекращения тем, что оно предусматривает лишь временный перерыв в выполнении договора. Сам договор при этом не теряет юридической силы. Приостановление действия международного договора возможно только в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия всех его участников (ст. 57 Венской конвенции 1969 p.). Договор, остановлен на некоторое время, может быть как прекращен, так и обновлен. При этом обновления может происходить автоматически, если, например, устранены определенные обстоятельства, препятствовавшие его исполнению.
Статья 72 Венской конвенции 1969 г. предусматривает юридические последствия остановки действия договора: во-первых, остановлен договор освобождает участников от обязательства выполнять договор в течение периода приостановления, во-вторых, не влияет на правовые отношения между участниками, установленные договором. В период приостановления участники должны воздерживаться от действий, препятствующих возобновлению действия договора.
Прекращение договора, то есть окончание его действия, возможно как для всех участников, так и для одного (нескольких) участников данного договора. Поэтому следует различать собственно прекращение договора и выход из него отдельных участников: в последнем случае договор прекращает действовать только для соответствующих государств. Односторонний отказ государства от выполнения обязательств по международному договору и выход из него называется денонсацией . Денонсация и выход из договора допускаются только в том случае, если такая возможность предусмотрена самим договором или характер договора подразумевает право денонсации (выхода) у его участников. Если договором не предусмотрено иное, о своем намерении денонсировать договор или выйти из него участник обязан уведомить других участников не менее чем за 12 месяцев.
По общему правилу, прекращение договора или выход из него участника могут иметь место либо в соответствии с положениями самого договора, либо в любое время с согласия всех его участников по консультации с прочими договаривающимися сторонами. Кроме того, основаниями прекращения договоров могут быть:
Заключение последующего договора;
Существенное нарушение данного договора;
Невозможность выполнения данного договора;
Коренное изменение обстоятельств;
Возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens).
Примером прекращения действия международного договора по общему согласию его участников может являться Протокол от 1 декабря 2000 года о прекращении многосторонних договоров, заключенных в рамках СНГ (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2003 года). Согласно Протоколу, государства-участники целого ряда соглашений констатировали прекращение 12 договоров в связи с истечением срока действия и заключения последующих договоров, а также договорились о прекращении еще 29 соглашений (в основном касающихся военного сотрудничества).
Заключение нового договора влечет прекращение предыдущего, если все участники предыдущего договора являются участниками нового, и оба договора относятся к одному и тому же вопросу. При этом также необходимо, чтобы положения последующего договора были настолько несовместимы с положениями предыдущего, что оба договора невозможно было применять одновременно.
Под существенным нарушением договора понимается, во-первых, отказ от договора, который не допускается Венской конвенцией 1969 года, во-вторых - нарушение такого положения, которое имеет существенное значение для осуществления объекта и целей договора. Если существенное нарушение допущено участником двустороннего договора, то второй участник вправе ссылаться на данное нарушение как на основание прекращения договора. Если же существенное нарушение допущено участником многостороннего договора, то другие участники могут по единогласному соглашению между собой либо прекратить договор в целом, либо прекратить его только в отношениях между собой и государством, нарушившим договор.
Невозможность выполнения договора как основание для его прекращения или выхода из него кого-либо из участников должна быть следствием безвозвратного исчезновения или уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора. Вместе с тем, государство не вправе ссылаться на это основание, если исчезновение (уничтожение) объекта стало результатом нарушения этим же участником любого своего международного обязательства по отношению к любому другому участнику договора.
Коренное изменение обстоятельств влечет прекращение договора при наличии следующих условий. Во-первых, это изменение должно касаться обстоятельств, существовавших при заключения договора, то есть произойти после того, как договор был заключен. Во-вторых, данное коренное изменение обстоятельств должно быть непредвиденным для участников соглашения. В-третьих, прежние обстоятельства составляли существенное основание согласия участников на обязательность для них договора либо изменившиеся обстоятельства коренным образом изменяют сферу действия все еще подлежащих выполнению обязательств. Участник договора не вправе ссылаться на коренное изменение обстоятельств как на основание прекращения договора, если это изменение стало результатом противоправного поведения самого этого участника. Кроме того, данное основание никогда не прекращает действие договоров, устанавливающих государственные границы. Одним из наиболее известных случаев выхода государства из договора со ссылкой на коренное изменение обстоятельств было решение Франции о выходе из военной организации НАТО в 1966 году. В настоящее время коренное изменение обстоятельств упоминается дипломатией США как возможная причина для аннулирования ряда советско-американских соглашений (например, 13 июня 2002 года США в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года).
Согласно статье 64 Венской конвенции 1969 года, если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается.
Кроме того, как показывает практика, международный договор может прекратиться с исчезновением субъекта международного права - стороны данного договора, а также в связи с наступлением отменительного условия, непосредственно предусмотренного договором.
Что касается таких случаев, как разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора и сокращение числа участников международного договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу, то данные основания сами по себе не влекут прекращения международного договора. Однако если для выполнения договора необходимо наличие дипломатических или консульских отношений или в договоре установлено минимальное число его участников, указанные обстоятельства являются основанием для прекращения соответствующих соглашений.
Прекращение международного договора влечет следующее последствие: все участники договора освобождаются от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем. При этом прекращение договора не влияет на права, обязательства и юридическое положение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения. Если государство денонсирует многосторонний договор или выходит из него, то освобождение от обязательств по договору наступает только в отношениях между этим государством и другими участниками, не затрагивая соответствующих обязательств остальных участников друг перед другом.
Порядок денонсации международных договоров Республики Казахстан регулируется статьями 29-30 Закона 2005 года. В соответствии с ними, государственные органы Республики Казахстан, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту, по согласованию с Министерством иностранных дел представляют по вопросам своей компетенции Президенту Республики Казахстан предложения о денонсации международных договоров, заключенных от имени Республики Казахстан. Указанные органы представляют в Правительство Республики Казахстан предложения о денонсации международных договоров, заключенных от имени Правительства. Центральные исполнительные органы Республики Казахстан по вопросам своей компетенции по согласованию с Министерством иностранных дел представляют в Правительство предложения о приостановлении действия или денонсации международных договоров, заключенных от имени Республики Казахстан или Правительства Республики Казахстан. Правительство рассматривает предложения о денонсации международных договоров Республики Казахстан и вносит Президенту Республики Казахстан предложения о приостановлении действия или денонсации международных договоров, заключенных от имени Республики Казахстан. Кроме того, Правительство по согласованию с Президентом вносит в Парламент Республики Казахстан предложения о денонсации ратифицированных международных договоров, заключенных от имени Республики Казахстан, и предложения о денонсации ратифицированных международных договоров, заключенных от имени Правительства Республики Казахстан.
Законы о денонсации ратифицированных международных договоров Республики Казахстан принимаются Парламентом Республики Казахстан в соответствии со статьей 62 Конституции Республики Казахстан.
Решения о денонсации утвержденных, принятых международных договоров Республики Казахстан в отношении международных договоров, заключенных от имени Республики Казахстан, принимаются Президентом Республики Казахстан. В отношении международных договоров, заключенных от имени Правительства Республики Казахстан, решения о денонсации принимаются Правительством Республики Казахстан, а в отношении международных договоров, заключенных от имени центральных государственных органов Республики Казахстан - первыми руководителями центральных государственных органов Республики Казахстан или лицами, их замещающими.
Приостановление действия международного договора означает временное прекращение его выполнения . Приостановление действия договора возможно как в отношении всех участников, так и в отношении какого-либо отдельного участника. Как правило, действие договора может быть приостановлено либо в соответствии с положениями самого договора, либо с согласия всех его участников. Возможно приостановление действия многостороннего договора только в отношениях между двумя или несколькими участниками, если указанное приостановление совместимо с объектом и целями договора, не запрещается договором и не влияет на осуществление прав и обязанностей других участников.
Венская конвенция 1969 года допускает возможность приостановления действия международных договоров по ряду оснований. Во-первых, заключение нового договора по тому же вопросу (объекту) между теми же участниками может не прекратить, а лишь приостановить действие предыдущего договора, если таково будет намерение заинтересованных государств. Во-вторых, существенное нарушение договора одним из участников дает другим участникам право приостановить его действие в целом или в части, а участнику, особо пострадавшему в результате нарушения - право приостановить действие договора в отношениях между ним и государством-нарушителем. Кроме того, любое другое государство (кроме государства-нарушителя) может приостановить действие договора в отношении самого себя, если это не противоречит характеру договора.
Главным последствием приостановления действия договора является освобождение соответствующих его участников от обязательства выполнять договор в своих взаимоотношениях в течение всего периода приостановления. При этом сам факт приостановления действия договора не влияет на остальные правовые отношения между его участниками. Последние в период приостановления должны воздерживаться от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора.
В Республике Казахстан решение о приостановлении действия международных договоров, подлежащих ратификации, принимает Парламент. Президент Республики Казахстан принимает решение о приостановлении действия договоров межгосударственного характера, не подлежащих ратификации, а Правительство - договоров, относящихся к его ведению, в том числе договоров межведомственного характера.
Прекращение договора, т.е. утрата им юридической силы, или выход из него участника могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников.
Прекращение договора может происходить в результате истечения срока его действия, исполнения договора, возникновения новой нормы jus cogens, денонсации на условиях, предусмотренных договором, и т.д.
Последующий договор может прекратить действие предшествующего, если они заключены по одному и тому же вопросу.
Однако такое прекращение возможно, когда последующий договор прямо предусматривает, что он заменяет предшествующий договор. Участники таких договоров могут также установить, что вопрос, являющийся объектом обоих договоров, будет регулироваться последующим договором. Последующий договор может прекратить действие предшествующего в том случае, когда оба договора настолько несовместимы друг с другом, что их невозможно применять одно-временно.
Если одним из участников существенно нарушен двусторонний договор, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие этого договора. Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право другим участникам приостановить действие договора в отношениях с государством, нарушившим договор, либо в отношениях между всеми участниками. Существенным нарушением является, в частности, нарушение положений договора, которые имеют особое значение для осуществления объекта и цели договора.
Для прекращения договора чаще всего используется денонсация или выход из договора, т.е. уведомление о расторжении договора. Денонсация или выход могут осуществляться лишь на условиях, предусмотренных самим договором. Если договор не предусматривает денонсации или выхода из него, то договор не может быть денонсирован либо расторгнут путем выхода. Также невозможна денонсация или выход из договора, если установлено, что его участники не допускают возможность денонсации или выхода.
В международно-правовой литературе денонсация или выход из договора иногда обозначают терминами «отмена» и «аннули-рование». Под отменой понимается прекращение договора по соглашению между участниками. Аннулирование означает одно-сторонний отказ государства от договора, например, в случае существенного нарушения договора другим участником. Однако и отмена, и аннулирование осуществляются путем денонсации или выхода из договора.
Необходимо отметить, что аннулирование означает, в сущности, процедуру признания договора недействительным. Как уже указывалось выше, недействительность договора может устанавливаться лишь на основании международного права.
Государство может также прекратить действие договора по отношению к себе, когда произошло коренное изменение обстоятельств (клаузула rebus sic stantibus). На коренные изменения обстоятельств можно ссылаться, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание соглашения участников и когда изменение обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств.
Однако клаузула о неизменности обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу. На эту клаузулу участник не может ссылаться как на основание прекращения договора, если коренное изменение произошло в результате нарушения им своих обязательств по договору.
В том случае, если безвозвратно исчез или уничтожен объект, необходимый для выполнения договора, участник может ссылаться на это обстоятельство как на основание для прекращения или выхода из договора. Однако указанное обстоятельство может выступать в качестве основания для прекращения договора только тогда, когда оно возникло не в результате нарушения таким участником своего обязательства по договору либо иного международного обязательства по отношению к любому другому участнику договора.
Договор прекращает свое действие и в том случае, если на момент действия договора возникла новая императивная норма общего международного права (jus cogens).
Разрыв дипломатических или консульских отношений не влияет на правовые отношения, установленные международным договором между его участниками.
Однако если дипломатические или консульские отношения являются необходимым условием для выполнения договора, то такой договор в случае разрыва указанных отношений прекращает свое действие.
Венские конвенции 1969 и 1986 гг. предусматривают возможность приостановления действия договора. Это означает, что действие договора может прекратиться на какой-то промежуток времени. В то же время приостановление действия договора не влияет на правовые отношения, установленные договором. Приостановление действия договора возможно лишь в соответствии с положениями самого договора либо с согласия его участников. Два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о временном приостановлении действия его положений только в отношениях между собой, если такая возможность предусмотрена самим договором либо им не запрещается. При этом такое приостановление не должно влиять на пользование другими участниками своими правами, вытекающими из данного договора, и не должно быть несовместимым с объектом и целями договора. Существенное нарушение договора одним из его участников дает основание участнику, особо пострадавшему от этого нарушения, приостановить действие договора в целом или в части между собой и нарушившим договор.
Во время приостановления действия договора стороны должны воздерживаться от действий, которые могли помешать возобновлению действия такого договора.
В Российской Федерации Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» содержит положения, касающиеся порядка прекращения и приостановления действия договоров (ст. 35-40). Закон, например, предусматривает, что прекращение и приостановление действия международного договора осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права тем органом, который принимал решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации. Если решение о согласии на обязательность договора принималось в форме федерального закона, то и прекращение либо приостановление действия договора также осуществляется в форме федерального закона. В частности, Конституция РФ предусматривает, что федеральные законы о денонсации подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.