Разрешено двигаться по выделенной полосе. Движение такси по полосе для маршрутных транспортных средств

С 13 апреля 2012 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ вступили в силу изменения в . Обзор изменений мы опубликовали в статье « «. В этой статье мы подробно рассмотрим одно из самых значимых изменений — это разрешение движения такси по полосе для маршрутных транспортных средств.

Казалось бы, добавили несколько строк в Правила дорожного движения и все привилегии маршрутных транспортных средств также распространятся и на легковое такси. Но это не так и основным ситуациям, связанным с движением такси посвящена эта статья.

Изменения в пдд

Изменения коснулись пункта 18.2 Правил дорожного движения и описания знаков 5.11 и 5.14 приложения 1 к Правилам дорожного движения

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе.


Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знак 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств».
Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.


Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств, движущихся попутно общему потоку транспортных средств. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу.

Знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств».
Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси , движущихся попутно общему потоку транспортных средств. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу.

Мы видим, что полосу для маршрутных транспортных средств теперь можно использовать и для движения легкового такси.

Таким образом на первый взгляд у легкового такси появилось большое преимущество перед всеми другими транспортными средствами, ведь в отличии от маршрутных транспортных средств движение такси может проходить как по полосам общего пользования, так и по полосе для маршрутных транспортных средств.

Но так ли все гладко на самом деле?

Преимущества легкового такси

Движение такси может осуществляться по полосе для маршрутных транспортных средств (далее МТС) как в попутном, так и во встречном направлении.

Если образовался затор, его можно объехать по полосе для МТС

и наоборот, если МТС остановилось на остановке, его можно объехать по полосе общего пользования.

Но обратите внимание, для получения всех этих преимуществ должны быть соблюдены все условия организации дорожного движения, позволяющие воспользоваться этими привилегиями. Знаки и разметка должны позволять осуществлять эти маневры, в противном случае будет нарушение Правил дорожного движения и наказание за это вплоть до лишения права управления транспортным средством. Об этом в продолжении статьи.

Ограничения легкового такси

Если полоса для МТС обозначена знаком 3.1, то движение такси по этой полосе запрещено.

3.1 «Въезд запрещен».
Запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении.

Действие знаков не распространяется:
3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 — на маршрутные транспортные средства;

Как видим, в данной части изменения Правил дорожного движения такси не коснулись, соответственно требование знака 3.1 водители легкового такси обязаны выполнять.

За это нарушение предусмотрена ответственность по::1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.}части 1 статьи 12.16 и влечет наложение штрафа в размере 300 рублей. С 1 июля 2012г. штраф за это нарушение будет изменен.

Кроме того, нет изменений и в части предписывающих знаков:

Действие знаков 4.1.1-4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Таким образом требования знаков 3.1-3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27, 4.1.1-4.1.6 таксисты обязаны выполнять

Также таксисты не получают преимущества при выезде с остановки

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

При движении по полосе МТС навстречу общему потоку запрещается обгонять маршрутные транспортные средства. За нарушение предусмотрена ответственность по::4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.}части 4 статьи 12.15 и влечет лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев

При движении по полосе МТС отделенной от общего потока сплошной линией разметки 1.1 в попутном направлении запрещено выезжать из этой полосы. За нарушение предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.16 и влечет наложение штрафа в размере 300 рублей

При движении по полосе в общем потоке запрещено выезжать на полосу МТС в случае, если она отделена сплошной линией разметки 1.1. За нарушение предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.16 и влечет наложение штрафа в размере 300 рублей

  • Итог

    Таким образом теперь перед водителями такси стоит непростой выбор, если полоса МТС отделена сплошной линией разметки 1.1. В случае когда перед такси будет двигаться маршрутное транспортное средство, то таксисту придется ехать со всеми остановками, выиграет он в скорости в таком случае или нет подскажет только опыт конкретного водителя.

    Дорог Вам без препятствий!

  • Про выделенные полосы и можно ли по ним ездить таксистам — ходит много слухов и домыслов. Такие же вопросы возникают у водителей, когда они ищут место для парковки. Ведь штрафы за оба этих нарушения сильно кусаются. Давайте попробуем разобраться с этим вместе. Чтобы раз и навсегда закрыть эти вопросы.

    По заверениям департамента транспорта Москвы, информация о том, что вам выдана , поступает в центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП), в течение одного рабочего дня. И это похоже на правду. Ведь уже более 4 лет в Москве разрешения выдаются только на автомобили, которые окрашены в желтый цвет.

    Также можно ездить по выделенным полосам и таксистам из других регионов, с которыми правительство Москвы заключило специальное соглашение. Точно знаю, что с правительством Московской области такое соглашение есть. Поэтому с Подмосковными лицензиями, ездить по Московским выделенкам можно.

    Стоянки для такси

    Если вы видите специальный знак, то можете спокойно припарковаться на этом месте. Стоянка на них бесплатная. Но при себе вам необходимо иметь:

    1. Действующую лицензию
    2. Действующий путевой лист
    3. Фонарь такси на крыше
    4. Шашечки по бортам авто

    Вас могут проверить в любой момент. И если у вас не будет хотя бы одного из этих пунктов, вам не поздоровится.

    Как обезопасить себя от штрафов максимально

    Убедитесь, что ваша машина точно находится в базе департамента автотранспорта и на него действительно выдана лицензия. Подделок очень много. Поэтому выбирайте проверенных людей или фирмы, через которые вы делаете лицензию. Не забудьте поставить знак такси, и нарисовать шашки по бокам.

    По заверениям ЦОДД – все автомобили проверяются в 3 этапа. Сначала в автоматическом режиме. Если вы не прошли автоматическую проверку, сотрудник ЦОДД проверяет ваш автомобиль на наличие у него лицензии и признаков такси. Если предыдущие 2 этапа не дали результата, сотрудник ГИБДД проверяет каждый автомобиль вручную по нескольким базам на наличие у него лицензии. Если нигде ничего не обнаружено, штраф вы получите.

    Если вы придете в ГИБДД, и потребуете отменить штрафы, вас скорее всего «пошлют». На сегодняшний день, обжалование постановлений происходит исключительно через ЦАФАП.

    Если вы пойдете в суд, то вам придется доказать что авто – такси. Поэтому не забывайте про знак такси на крыше, и шашечки на бортах. В противном случае, доказать что вы действительно работаете таксистом будет очень сложно.

    Отдельные полосы дорожного движения, выделенные на дороге для общественного транспорта, значительно упорядочили и облегчили продвижение автобусов, маршрутных микроавтобусов и троллейбусов, позволили общественному транспорту точнее и строже соблюдать установленный временной график на маршруте. В большинстве случаев, это положительное в целом решение, действует в ущерб другим видам транспорта, так как ширина дороги и общее количество полос на ней оставались без изменений.

    В результате толчея на остальных полосах для обычного легкового и грузового транспорта увеличилась, что становится в некоторых случаях причиной для таких нарушений ПДД, как обгон или объезд стоящих машин с использованием полосы, предназначенной для общественного транспорта. Такие нарушения наказываются по административному Кодексу немалыми штрафами. ПДД предусматривает несколько разновидностей предупреждающих дорожных знаков для обозначения выделенной полосы (знаки 5.11, 5.13.1-2, 5.14), а также разметку 1.23 в форме буквы «А», наносимую на дорожное покрытие на данной полосе.

    Дорожные знаки для обозначения полосы общественного транспорта

    Водители общественного транспорта могут выезжать с выделенной для него полосы на соседние участки проезжей части общего пользования. Более того, они не обязаны ехать только по полосе общественного транспорта. А вот большие пробки на дорогах, образуемые в мегаполисах в часы пик, часто вызывают у водителей легковых и грузовых машин искушение объехать затор по более свободной автобусной полосе, однако такие действия запрещены и за выезд на полосу общественного транспорта на основании требований и положений ПДД и КоАП.

    Когда можно проезжать по полосе для городского транспорта

    Как обычно, для всех запретов существуют отдельные исключения. В рассматриваемом случае, при отсутствии сплошной разделительной линии, допускается заезд на полосу, выделенную для движения общественного транспорта другим автомобилям при совершении следующих действий:

    Прежде чем повернуть направо нужно заблаговременно перестроиться

    1. выполнения правого поворота на перекрёстке с предварительной перестройкой на правую полосу;
    2. выполнения манёвра разворота;
    3. выполнения остановки на правой стороне проезжей части с целью взять на борт или высадить пассажира, груз при условии, что не будет создаваться препятствие для движения маршрутных автобусов и других видов общественного транспорта.

    Кроме того, передвижение по выделенной для городского транспорта дорожной полосе может допускаться в выходные и праздничные дни или в ночное время. Для таких случаев предназначены специальные информационные таблички к дорожным знакам, указывающие время и период действия данного разрешения. Когда полоса, предназначенная для общественного транспорта, разделена от остальных полос непрерывной линией, то во всех случаях её пересекать нельзя, въезд на автобусную полосу для не общественного транспорта невозможен даже с целью высадки пассажира.

    Особое положение занимают легковые такси. Как одному из видов общественного транспорта, им с 2012-го, а в Москве с 2013 года разрешено передвижение по полосе, обозначенной буквой «А». При этом к ним предъявляются определённые требования по оборудованию машины. Они должны обязательно иметь специфическую наружную раскраску с атрибутикой такси – шашечками, световой сигнальный фонарь наверху и таксометр. В Москве зарегистрированным таксомоторным организациям для установки на свои автомашины предоставляются жёлтые номера, чтобы легко можно было отличить законных таксистов от «бомбил».

    Штраф за выезд на полосу общественного транспорта

    Согласно п.18.2 ПДД запрещено движение по выделенной общественным видам транспорта полосе всем иным видам автотранспорта. В настоящее время полоса, предназначенная для общественного автотранспорта, выделяется на дороге двумя способами:

    • С противоположным направлением движения, когда перемещение общественного транспорта организовано навстречу движению остальных полос. При этом выезд на выделенную полосу трактуется как въезд на встречную полосу движения и наказывается штрафом в сумме до 5000 рублей, а при повторном нарушении грозит годичное лишение прав.
    • С попутным направлением движения на соседних полосах, когда выделенная общественному автотранспорту полоса обозначена специальной разметкой и знаками. При этом нарушение н за выезд на полосу общественного транспорта величиной в 1500 рублей, а в Москве и Петербурге в двойном размере в 3000 рублей.

    Если водитель поставил автомобиль на стоянку в выделенной для общественного автотранспорта полосе, то ему грозит штраф в сумме до 3000 рублей с возможной эвакуацией на штрафную стоянку. При выполнении остановки на данной полосе с целью приёма или высадки пассажира нужно следить, чтобы она не помешала движению городского маршрутного автотранспорта, иначе можно в размере 1500 рублей.

    Сегодня на всех загруженных участках дорог устанавливаются камеры слежения, благодаря которым легко выявляются подобные нарушения с получением объективных свидетельств – видеокадров и фотографий. Автоматизированные системы фиксации нарушений выдают полную информацию о дате, месте и времени происшествия, которые вместе со снимком направляются по адресу нарушителя в виде «писем счастья».

    На обжалование этих штрафных постановлений со стороны водителей законом предоставляется десятидневный срок. По истечении данного срока постановление вступает силу, и водитель обязан погасить сумму указанного в документе штрафа.

    Место на проезжей части, предназначенное только для движения автобусов, маршруток, троллейбусов; специальная дорожная полоса или несколько – это и есть автобусная полоса.

    Легковые такси на автобусной полосе

    С 2012 года в ПДД РФ записано, что легковые такси могут ездить по полосе для общественного транспорта. Эти правила обязывают машины оборудовать специальным световым предупреждением на крыше, визуальным знаком (шашечками) и прибором учета движения (таксометром). В противном случае вы будете вынуждены оплатить штраф.

    Город Москва имеет несколько другие правила, регламентирующие движение подобных машин. Выезд на автобусную полосу в столице разрешен с 2013 года, но, кроме вышеперечисленного оборудования, требуется дополнительно установить специально окрашенные номера (желтые). Процессом предоставления таких знаков управляют городские власти.

    То есть лица, занимающиеся частным извозом и без указанных отличительных знаков, не имеют права ездить по автобусным полосам и будут подвергнуты денежному штрафу.

    При каких условиях разрешен проезд по автобусной полосе

    Правила ДД прописывают возможность пользоваться специальной полосой, причем обязательным является безопасность остальных участников движения, при таких условиях:

    • если у пассажиров машины возникла нужда зайти или выйти по правую строну автомобиля;
    • при необходимости выехать на проезжую часть (при выезде из гаража или со стоянки и др.);
    • при наличии специального знака, согласно которому выходные или праздничные дни являются основанием для поездки по полосе, предназначенной для общественного транспорта;
    • если вместо сплошной, линию, которая отделяет специальную полосу, можно назвать прерывистой (типа пунктирной). Подобные разграничения чертят на пересечении дорог при правосторонних поворотах.

    Какой положен штраф за автобусную полосу

    Сколько платить за езду по полосе общественного транспорта, зависит от того, движетесь вы по ходу движения или по встречной. Наказание за перемещение навстречу считается особо опасным для участников дорожного движения, облагается штрафом в размере 5 тысяч рублей. При повторном нарушении пункта «выезд на встречную полосу» водитель лишается возможности водить автомобиль календарный год (у него забирают права).

    Законодательством Российской Федерации определен размер штрафа за проезд по автобусной полосе по ходу движения. Он составляет полторы тысячи рублей. В Москве и Санкт-Петербурге ввиду повышенного количества участников дорожного движения и, следовательно, большей опасности, величина штрафа увеличена вдвое и составляет 3 тысячи рублей.

    Даже если перемещение по дороге осложнено, образовался по разным причинам затор, то и в этом случае нельзя перемещаться по специально выделенной полосе. Вы будете считаться нарушителем и придется оплатить штраф в обычной сумме. Оспорить это действие сотрудников ГИБДД у вас не получится, так как, к сожалению, юридически затор нельзя назвать преградой дорожного движения, хотя это и помеха.

    Изъяны в законодательстве

    Работа по составлению правил о нюансах движения по автобусной полосе проведена большая; расписаны случаи и их исключения, но, тем не менее, при использовании обнаружились определенные недостатки. Город Казань прославился самыми громкими несоблюдением законодательства Российской Федерации. Муниципалитет не донес до широкой общественности в полном объеме постановление, определяющее улицы, на которых была нанесена разметка, указывающая на наличие автобусной полосы. Документ не был напечатан как подобает, и большая часть населения просто не была информирована. Якобы таких улиц не существовало.

    Помимо этого, неверно было установлено средство видеонаблюдения за участниками дорожного движения: в угол обзора фиксирующей камеры не попадала прерывистая линия, ограничивающая полосу общественного транспорта. При этом все водители автотранспортных средств, которые совершали поворот направо с этой полосы, записывались. Таким образом, налицо явное нарушение правил ДД – люди платили штраф за действие, которое разрешено законодательством. Если вы или ваши близкие сталкивались с такими нарушениями, то имеете возможность в полном объеме самостоятельно или при необходимости с юридическим сопровождением доказать неправомерность этого действия.

    Внимательно изучайте все нюансы и изменения в правилах ДД. Самое главное, чтобы ваше передвижение по дороге в качестве пассажира или водителя было максимально безопасным и комфортным, а штрафы не отягощали ваш семейный бюджет.


    О том, насколько возросло количество автотранспорта на отечественных дорогах в последние четверть века (с момента распада СССР), пожалуй, говорить не стоит. Каждый житель мегаполиса ежедневно наблюдает огромное число машин и прочего городского транспорта. Однако пропускная способность российских дорог, увы, осталась на прежнем уровне.

    Эта закономерность послужила причиной появления такого неприятного явления, как пробки. Иногда автовладельцам приходится простаивать в них по несколько часов подряд, опаздывая на работу и круша все свои планы. Если для водителей, передвигающихся на собственных автомобилях, это время можно провести хотя бы с комфортом, то для пользователей общественного транспорта пробки превращаются в настоящее испытание. Именно этот факт стал толчком к появлению такого понятия как «автобусная полоса». Предназначена она также для беспрепятственного передвижения троллейбусов.

    На сегодняшний день выделенную полосу можно наблюдать в большинстве российских городов-миллионников. Фото: zr.ru

    Наличие автобусной полосы значительно помогает «разгрузить» трассы и облегчить ситуацию.
    На законодательном уровне закреплено, что передвигаться остальным видам транспорта по указанной полосе запрещено. Нарушение этого правила влечет за собою административную ответственность.

    Санкции за проезд по полосе общественного транспорта

    Перед тем, как подробно рассмотреть штрафы за проезд по автобусной полосе, расскажем, какие отличительные особенности имеет указанный участок автотрассы:

    • полоса для общественного транспорта имеет специальную разметку (буква «А» на дорожном покрытии, а также сплошные и прерывистые полосы);
    • на таком отрезке улицы или проспекта имеются запрещающие указатели.

    Автомобилисты, выехавшие за пределы разметки, не отреагировав на указатели, должны быть готовы к тому, что вскоре получат извещение о необходимости уплаты штрафа. Отметим, что данное правонарушение является очень распространенным в российских мегаполисах – водители транспортных средств рассчитывают на то, что им удастся увильнуть с поля зрения инспекторов ГИБДД, а значит, избежать наказания.

    Однако в нынешних реалиях это становится практически невозможным – в большинстве городов ведется фото- и видеофиксация нарушений Правил дорожного движения. Фото: mtdata.ru

    На месте фиксации нарушения ПДД работником правоохранительных органов будет составлен протокол, а затем нарушителю придется заплатить штраф согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ:

    • за первичное нарушение – 1500 рублей; в это же время для автомобилистов, передвигающихся по московским или питерским улицам, эта цифра равняется 3000 рублей;
    • за проезд по встречной полосе, предназначенной для автобусов, предполагается штраф в размере 5 тыс. рублей (за аналогичное повторное нарушение – лишение водительских прав на срок до 1 года).

    Когда проезд по автобусной полосе разрешен

    Как и любое другое правило, предписание о запрете выезда автомобилей на автобусную полосу имеет ряд исключений. Фото: mos.ru

    Забегая наперед, спешим огорчить водителей, которые стремятся объехать пробки по указанной полосе: данный маневр является запрещенным. «Почему?» – спросят многие автовладельцы. Здесь все просто. Пробка или затор не входит в перечень ситуаций, при которых можно нарушить норму ПДД (этот список четко определен).

    Пробка не ставит под угрозу безопасность движения, то есть вариант объехать ее по автобусной полосе не является законодательно разрешенным.

    Но вернемся к случаям, когда движение по полосе общественного транспорта разрешено. Среди них:

    • на участках, где позволен выезд на полосу со знаком «А», делается разметка прерывистой линией (зачастую это наблюдается на перекрестках);
    • если у водителя возникает необходимость поворота направо, он может перестроиться на автобусную полосу, и потом совершать маневр; в противном случае с него взымается штраф в размере 500 рублей;
    • когда автомобиль совершает выезд на главную дорогу из двора многоэтажки или из переулка, также разрешается его кратковременное пребывание на полосе «А»;
    • законодательство разрешает выезжать на нее в определенные дни (в выходные и даты государственных праздников);
    • если осуществляется высадка/посадка пассажиров возле правого тротуара, заезд на автобусную полосу разрешен.

    Легковые такси и полоса для общественного транспорт

    Правила дорожного движения РФ содержат норму о том, что легковым автомобилям-такси разрешено двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта. Однако для этого автомобиль должен в полной мере соответствовать понятию «такси» – иметь световое предупреждение на крыше, шашечки и таксометр.

    Если хоть одного из этих элементов нет, водитель вынужден будет платить штраф. Фото: voloton.ru

    В столице России эти правила несколько видоизменены. В частности, к перечисленным выше требованиям, в московских такси добавляются еще и окрашенные в желтый цвет номера. Это значит, что для частных извозчиков езда по полосе с разметкой «А» запрещена.

    Отметим в этом разделе, что маршрутные такси, а также школьные автобусы имеют право выезда на нее.
    Несколько слов нужно сказать и о велосипедистах. Им можно выезжать на полосу для движения общественного транспорта в том случае, если она является крайней справа.

    Возможно ли сэкономить на штрафе

    Вездесущие камеры на улицах российских городов практически не оставляют нарушителям шанса остаться безнаказанными. Однако водителям, которым инспектор выписал штраф за выезд на автобусную полосу, начиная с 2018 года, предоставляется возможность сократить сумму штрафа ровно наполовину. Для этого нужно додерживаться определенных условий:

    • оплатить штраф в первые 20 суток после вынесения решения;
    • определить, что статья, по которой произведено взыскание, не относится к перечню исключений для 50-процентного «списания» штрафа.

    Как бы там ни было, практикующие юристы не советуют избегать наказания всеми правдами/неправдами, но и оставаться пассивным участником в разговоре «инспектор-водитель» тоже не стоит. Если выезд на упомянутую полосу являлся следствием форс-мажора, когда водитель пытался избежать создания аварийной ситуации, можно оговорить исключительность этой ситуации с представителем власти. Это же касается и случаев внезапной неисправности транспортного средства.

    Детально о выделенных полосах также можно узнать в этом видео:

    Итог

    После того, как водитель получает письмо с постановлением о нарушении Правил, он должен внимательно ознакомиться с ним и установить, что его автомашина действительно присутствует на автобусной полосе. В противном же случае, при возникновении спорной ситуации, он имеет возможность оспорить решение в суде.

    Выезд на автобусную полосу в реалиях современных российских мегаполисов – очень распространенное правонарушение, которое влечет за собой ответственность в виде штрафа или даже лишения водительских прав (согласно Кодексу об административных правонарушениях и Правилам дорожного движения).