Силентиум тема и идея. Анализ стихотворения “Silentium!” Ф

Сочинение

Ф.И. Тютчев – известный русский поэт XIX века. Его творчество очень эмоционально и разнообразно: в нем мы услышим и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и философские размышления о смысле жизни. Философская лирика – одна из тем его литературного наследия. Обратимся к одному из таких стихотворений.
Слово «Silentium» переводится с латыни на русский язык как молчание. В этом слове и заключена основная мысль стихотворения – одиночество поэта, его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Стихотворение было написано в 1830 году, впервые напечатано в пушкинском журнале «Современник». Поэт долго работал над ним, тщательно оттачивая каждое слово.
Произведение состоит всего из трех строф, но они наполнены очень глубоким смыслом, и каждую строфу можно считать отдельной частью стихотворения. Первая строфа начинается и оканчивается одинаковым глаголом «молчи», это же слово – в конце каждой из строф. Не случайно поэт повторяет его, акцентирует именно на нем внимание читателя. В этом слове – одновременно и тема, и идея стихотворения. Где же, по мнению Тютчева, должны храниться самые сокровенные мечты и чувства поэта, Человека?
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи…
Эпитет «в душевной глубине» подчеркивает недоступность внутреннего мира человека для окружающих, он скрытен от посторонних глаз. Читая эти строки, мы представляет себе тихую ночь, звездное небо, и такое сравнение не случайно. Звезды безмолвно (наречие имеет одинаковый корень со словом «молчание») всходят на небосклоне, так же и человеческие мысли рождаются в его душе. Космос необъемлем и велик так же, как внутренний мир человека.
Вторая часть начинается риторическими вопросами:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Поэт ведет разговор с читателем как с близким другом, и в этом ему помогает местоимение «ты». Но может ли даже самый близкий человек понять, что происходит в твоей душе? Конечно же, нет. Тот, кто слишком откровенен, привык делиться с окружающими, порождает вокруг себя их сплетни, зависть:
Мысль изреченная – есть ложь
Взрывая, возмутишь ключи…
Так нужно ли доверять друзьям свои тайны? Обратимся к третьей части стихотворения:
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум…
Радуйся миру, который тебя окружает, но не пускай никого внутрь самого себя:
…Их оглушат наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!...
Человек, его душа – загадка и для окружающих, и для него самого.
Восклицательное предложение вновь акцентирует внимание читателя на ключевом слове в стихотворении. А после него поэт использует умолчание, оно также связано с идеей стихотворения: поэт не пустит посторонних в свою душу, этот мир принадлежит лишь ему.
В стихотворении Тютчев использует много устаревших » форм слов: «оне» (вместо «они»), «внимай» («слушай», «понимай»), «звезды ‘дят», «садятся»), а также слова со’ходят» (вместо «захо’ (вместо «звезды»), «за старославянскими приставками: «взрывая», «возмутишь», «изреченная». Такие слова наполняют стихотворение патетикой, придают ему особую торжественность.
Глаголы преобладают над другими частями речи, большинство используемых Тютчевым глаголов стоит в повелительном наклонении, выражают просьбу поэта к читателю, вызывают его на откровенный разговор.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, одним из любимых размеров поэтов первой половины XIX века, что придает ему особую напевность.
Мне нравится это произведение, так как оно очень необычно. Это философское размышление поэта о внутреннем мире человека, который скрыт от посторонних глаз. Основная мысль выражена в названии и не раз подчеркивается автором однокоренными словами: «молчи», «безмолвно». Когда читаешь эти строки, чувствуешь глубокое страдание одинокой души поэта, и становится по-человечески жаль его. А еще задаешь себе вопрос: а каков твой внутренний мир, что тебя тревожит, настолько ли он богат, что ты не можешь придать мыслям словесную форму, и поэтому скрываешь их? Таковы мои впечатления после чтения этого стихотворения.

Примером глубокой философии может служить стихотворение « Silentium » , что в переводе с латинского означает «Молчание» . Оно воспринимается как пророчество человеческой души, обрекающее её на вечное одиночество. Каждого человека Тютчев воспринимал как космос, безграничный, бездонный мир, которому нельзя ужиться с другими мирами, т. е. душами. Название стихотворения звучит очень таинственно. В нём отражено мнение автора о существовании человека в этом мире, о его бытие. Человек очень глубок и непознаваем, как для других, так и для самого себя. Поэтому поэт обрекает его на вечное молчание. Стихотворение построено как своеобразное обращение к читателю, которое можно принять за совет или за поучение. Оно состоит из трёх шестистрочных строф. Каждая состоит из четверостишия с параллельной рифмовкой и двустишия. Начало стихотворения звучит как поучение. Автор советует читателю молчать и скрываться, ибо, как я уже говорил, он всё равно обречён на духовное одиночество. В стихотворении « Silentium» автор рисует картину человеческой души, изображая её в виде вселенной, наполненной мириадами звёзд. В роли них выступают чувства и мысли человека, без которых он не может существовать. Контрастность стиха достигается при помощи различных художественных средств. Это эпитеты: «в душевной глубине» , «волшебных дум» и т. д., метафоры: «чувства и мечты … встают и заходят» , «жить в себе самом» , «возмутишь ключи» . Есть и сравнение: «безмолвно, как звёзды в ночи» . Лирическим героем этого стихотворения является человек, к которому и обращается автор. Его внутренний мир очень сложен и непостижим. Герой находится в состоянии раздумий о себе. Он задаётся вопросами: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?… » Его волнует и то, как его принимают окружающие, и то, как ему понять самого себя. Поэтическая мысль в стихотворении движется поэтапно. Вначале автор говорит о человеческих чувствах и мечтах, потом о взаимоотношениях, а потом, в третьей строфе, он даёт объяснение: «Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей … » Человек в стихотворении ассоциируется с космосом, и это помогает читателю понять безнадёжность понимания человека человеком и самим собой. Поэтическая мысль достигает кульминации в третьей строфе: «Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей … » При этом употребляется развёрнутая метафора «жить в себе самом» . Каждая строфа представляет собой законченную мысль, лирическое высказывание. Строфы заканчиваются одним и тем же словом - «молчи» . Это своеобразное заключение, к которому приходит автор в результате своего размышления. В конце стихотворения после слова «молчи» стоит многоточие, которое указывает на незавершённость мысли. Стихотворение « Silentium » построено так, что в нём отсутствуют лишние мысли, оно полностью соответствует своей теме. В этом состоит мастерство автора. Новаторство Тютчева проявляется в его точке зрения относительно существования человека и государственного устройства. Традиционность его заключается в том, что он использовал в своём творчестве темы, характерные для многих поэтов - темы любви, природы и т. д

Название стихотворения переводится с латинского как «Молчи!». Этот призыв лейтмотивом проходит через все произведение. Побуждение к молчанию здесь выходит на первый план, потому оно отражено в заглавии. Тютчев повторяет мольбу в конце каждой строфы, активно воздействуя на читателя.

Стихотворение можно охарактеризовать как очень личное, несмотря на то, что оно наполнено обращениями к собеседнику. Дело в том, что оно принадлежит к числу первых произведений Тютчева, которые он писал «в стол» - для себя, а не для публики. Убедить напечатать некоторые из них поэта смогли близкие друзья.

В данном стихотворении поднимается тема сакральности рассуждений и размышлений, понять которые суждено только их автору. Тютчев пишет о них, как о чем-то волшебном:

«Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум…».

Поэт проводит четкую грань между внутренним миром и внешним. Причем последний рисуется нам как враждебный и «чужой».

Это становится ясно из слов

«Лишь жить в себе самом умей…».

Внутренний мир, наоборот, полон романтики и светлых красок. Читая данное стихотворение, мы ощущаем нарастание смутной тревоги и зарождение страха. Исходит оно от заключительных строк каждой строфы. Градация «любуйся - питайся - внимай» усиливает этот эффект. Первое слово носит легкое, несколько отстраненное значение, а последнее приобретает более суровый оттенок.

Краски сгущаются еще сильнее, когда мы в середине произведения натыкаемся на строку «Другому как понять тебя?». Кажется, что здесь кроется не опасение открыться перед собеседником, пусть даже и самым близким другом, а разочарование. Над читателем и автором нависает другой вопрос: стоит ли делиться своими переживаниями и мыслями? Не обернется ли это против меня? Тютчев, будучи дипломатом, привык осторожничать, и данная черта характера поэта раскрывается здесь в достаточной мере.

Все это произведение похоже на диалог с собой. Молчаливым собеседником, о котором упоминалось ранее, на самом деле, является сам автор. Поэтому он может давать советы такого характера, быть напористым, местами даже агрессивным. Ведь речь идет о благополучии самого близкого ему человека - о нем самом.

Именно за счет того, что стихотворение изначально писалось не для общественности, оно и кажется нам таким притягательным. Создается впечатление, что мы получили доступ к чему-то личному, таинственному и потому настолько интересному. Оттого и совет «Молчи!» нам так нравится. В нем нет лицемерия, наигранности, он не подстроен под обстоятельства и не выдуман просто ради поддержания беседы. Он наполнен искренностью. Хочется верить Тютчеву.

Стихотворение написано в 1830 году, в эпоху заката русского романтизма. Этим и обосновываются разочарование, страх, стремление к таинственности и погружение в собственный внутренний мир - как никак, это признаки того направления общественной мысли, распространеного во второй половине XIX века.

В стихотворении переданы размышления Ф.И. Тютчева о том, что внутренний мир человека понятен лишь ему самому и никогда не сможет быть до конца увиденным другими. Словами не передать всех грёз и мечтаний, которыми мы живём. «Мысль изречённая есть ложь» - так пишет поэт.
Каждая строфа в произведении – отдельная смысловая часть, полностью замкнутая в себе. Они объединены лишь главной мыслью стихотворения о чуждости внутреннего мира человека и внешнего, а также повторением завершающих слов в последних строках. (Эпифора)
Первая строфа содержит в себе энергичное убеждение («молчи, скрывайся и таи»), слова невидимого читателю наставника, который стремится помочь ищущему себя понять свой духовный мир, научиться видеть всё его неповторимое своеобразие.
Во второй строфе настойчивое убеждение переходит в логическое рассуждение. Тон мысленного монолога лирического героя меняется, теперь он не пытается поведать кому-то свою точку зрения, научить жизни несмышлёного, нуждающегося в помощи человека. Автор использует такой поэтический приём, как цепь риторических вопросов, с которыми он обращается к самому себе: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?» И тут же делает вывод: «Мысль изреченная есть ложь». Так поэт выражает свою мысль о том, что словами сложно передать всё богатство и полноту человеческой души.
В третьей строфе снова слышится наставление умудрённого опытом человека, обращённое к более юным мечтателям. Он даёт совет о том, как сохранить тишину и волшебство неискушённого сознания:
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум...

В произведении мало тропов: на три строфы – три образа: сравнение «Безмолвно, как звезды в ночи» в первой, параллель душевной жизни с незамутненными ключами – во второй и противопоставление дневных лучей скрытому миру «таинственно-волшебных дум», – в третьей. На мой взгляд, малое количество тропов в сочетании с элементами разговорной речи, повелительным наклонением глаголов делает текст похожим на заклинание. Следуя ритму стихотворения, читатель погружается в состояние внутренней тишины, путь к которому пытается подсказать нам автор. Так поэт пытается помочь тем, кто не слышит голос своей души и теряет себя в суете обыденности.

Стихотворение показалось мне неоднозначным и сложным для понимания. Однако вчитавшись в него, я увидела в нём смысл, который отвечает моим убеждениям: тому, кто сумел по-настоящему понять себя, кто научился ценить своё внутреннее богатство, суета внешнего мира не сможет помешать быть целостным и самодостаточным человеком. Лишь пребывая в гармонии с самим собой, можно жить полной жизнью и не зависеть ни от кого.