Госзакупки – начинаем и выигрываем. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Новый 44 фз рф

Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2019 года в этот список входило 42 государства.

Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.

Способы размещения заказов по 44 ФЗ

Для бюджетного учреждения доступны:

  • конкурентные (например, конкурс);
  • неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
  • дистанционные (электронный аукцион);
  • для ограниченного круга (закрытый конкурс)

процедуры определения поставщика.

Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.

Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.

Неконкурентный способ выбора исполнителя

Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2019 года, таких случаев 54.

К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

Конкурентные способы выбора исполнителя

Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион. Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе». Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:

  • продукты и напитки;
  • табачные изделия;
  • текстиль и одежда;
  • кожа и изделия из кожи;
  • древесина и изделия из нее (кроме мебели);
  • бумага и изделия из нее;
  • нефтепродукты;
  • уголь;
  • химические продукты и вещества.

Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным. Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств. Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:

  • минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
  • сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
  • порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).

При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.

Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.

Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.

Все, что нужно знать о госзакупках с 2017 года, какие изменения в закупках уже вступили в силу, а какие только ожидаются, как по-новому формировать и вести план закупок, как по-новому формировать, вносить изменения в план-график.

Система государственных закупок призвана регулировать контрактные отношения между государственными, муниципальными заказчиками и поставщиками товаров, работ и услуг. Для государства понятны цели и задачи эффективной деятельности в сфере - повышение уровня конкуренции, обеспечение гласности госзаказа, упрощение процедур для заказчиков и участников при использовании электронных торгов и повышение итоговой результативности госзаказа.

Законы о госзакупках

Основные законы, регулирующие деятельность по государственному заказу - это:

  • закон № 44-ФЗ о контрактной системе (последняя редакция закона 44-ФЗ);
  • закон № 223-ФЗ о закупках отдельных видов юридических лиц;
  • закон № 135-ФЗ о защите конкуренции;
  • закон № 63-ФЗ об электронной подписи.

Госдума назначала на осень заседание о поправках по электронным закупкам. Это самые масштабные поправки за последние три года: они коснутся всех заказчиков, а изменения по тексту затронут минимум половину статей закона. Заранее подготовиться к изменениям поможет таблица, в которой мы сравнили нынешние правила закупок с электронными.

Что изменится в работе заказчиков с 1 января 2018 года? Мы раскрыли смысл всех запутанных изменений, которые начнут действовать с первого дня января.

Госзакупки по 44-ФЗ

Государственные заказчики в обеспечении своих нужд и профильной деятельности руководствуются Законом № 44-ФЗ. Он строго регламентирует способы и порядок реализации закупочной деятельности. Заказчики обязаны планировать, размещать информацию о закупках в ограниченные сроки, оперативно отвечать на запросы участников и при необходимости вносить изменения или отменять недостаточно проработанные закупки 44 фз.

Процедуры, которые может проводить заказчик в рамках закона - это:

  • запрос котировок (в основном при закупке товаров услуг не более чем на 500 тыс руб.);
  • электронный аукцион, определяется перечнем;
  • открытый конкурс (для определения исполнителя по принципам профессионализма и опыта);
  • конкурс с ограниченным участием;
  • запрос предложений (для малых закупок);
  • закупка у единственного поставщика (большая часть при закупках до 100 тыс руб.).

Госзакупки по 223-ФЗ

Если средства заказчика формируются не из федерального бюджета, или заказчик является коммерческой компанией с государственным участием, при осуществлении закупок он будет руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

Организации, которые проводят закупки по этому закону, более свободны в определении требований к исполнителям по закупаемым услугам и продукции. Процесс определения исполнителей регулируется положением по закупкам у каждой организации. Тем не менее, пункты внутреннего положения о закупках не должны противоречить законам .

Участие в государственных закупках

Каждая организация и физическое лицо могут принять участие в госзакупках. Для этого необходимо найти информацию в Единой информационной системе zakupki.gov.ru по интересующему профилю деятельности.

В ЕИС размещаются все объявленные закупки, а также планы закупок на текущий и следующий годы. Быстрее всего организация может принять участие в конкурсах, котировках или запросах предложений. Для участия в электронных процедурах необходимо получить электронную цифровую подпись и пройти аккредитацию на электронных площадках. Поставщики работ или товаров по большей степени участвуют в электронных аукционах. Это обуславливает перечень предметов контракта, утвержденный правительством в Распоряжении от 21.03.2016 № 471-р.

Сайт закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Вся информация по закупкам государственных учреждений размещается в ЕИС. Кроме информационных карт и документаций, заказчики размещают актуальную информацию по этапам закупки: внесение изменений, разъяснения на запросы, протоколы вскрытия и протоколы оценки заявок.

Информацию по госзакупкам муниципальных и коммерческих заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, также размещают в ЕИС. Необходимо соблюдать установленные законом сроки публикации рабочих документов по процедурам. Заказчики также обязаны размещать планы закупок на очередной финансовый и плановый год.

Госзаказ - примеры действия

Госзаказ - это договор об оказании услуг или поставку товаров, оплата которого осуществляется за счет государственного финансирования. Соответственно, в госзаказе могут принимать участие заказчики, которые являются представителями государства: само государство, субъекты территорий, муниципалитеты, предприятия, имеющие в своем капитале определенную часть государственной собственности, акций.

Государственный заказ может относится к любой сфере деятельности, в частности к сфере деятельности естественных монополий.

Госзаказ у субъектов естественных монополий крайне распространенная процедура закупок по 44-ФЗ. Практически ни один государственный или муниципальный заказчик не может обойтись без услуг, которые оказываются естественными монополиями. Нужно иметь в виду, что правила госзаказа особо определяют правила таких закупок.

Госзаказ у субъектов естественных монополий (СЕМ) реализуется в форме закупки у единственного поставщика. Это дает заказчику ряд преимуществ. Перечислим их:

  1. заказчик не сообщает и не уведомляет контрольный орган о подобном контракте по госзаказу.
  2. экспертиза, предусмотренная контрактом по госзаказу, проводится заказчиком самостоятельно.

Напомним, что к субъектам естественных монополий относятся не только компании, приведенные в реестре субъектов естественных монополий, но и другие компании, работающие в сфере, которая считается полем деятельности субъектов естественных монополий.

Также к закупкам по государственному заказу у монополий относятся :

  1. Транспортировка энергоносителей по трубопроводу (газ, нефть);
  2. Логистика (железнодорожный и авиатранспорт);
  3. Работы с радиоактивными отходами;
  4. Водо,тепло и электроснабжение;
  5. Услуги почтовой связи.

Планирование закупок: план-график и план закупок

Каждый заказчик должен понимать объем закупок для формирования собственного бюджета. При этом ему необходимо вести план закупок, в котором отражаются закупаемые в следующем году объемы товаров, работ и услуг. А также заказчик ведет план-график, указывая в нем конкретные сроки проведения процедур, выделяемые средства, способ определения поставщика, коды продукции и услуг.

Для верного планирования необходимо провести обоснование закупок. К этому относится, в том числе обоснование цены закупки. Приоритетным способом определения НМЦК является метод анализа и сопоставления рыночных цен .

При планировании необходимо учитывать нормирование закупок для внутреннего пользования. С 2016 года главные распорядители бюджетных средств определили для себя и подведомственных организаций нормы и требования к закупаемой продукции.

Объект государственной закупки

Для проведения закупки по 44-ФЗ заказчику необходимо верно описать предмет закупки. Характеризовать объект необходимо объективно, должны быть указаны технические, функциональные и качественные характеристики.

Теперь запрещено указывать конкретные товарные знаки или фирменные наименования. Описание может включать чертежи, спецификации, фотографии и эскизы, должны быть указаны показатели предмета закупки, по которым можно определить соответствие. Показатели указывают с максимальными и минимальными значениями.

Проведение закупок до 100 тыс. руб.

Стать исполнителем по договору с госзаказчиком можно и без участия в конкурентных процедурах. Заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на суммы до 100 тыс руб. без проведения торгов при общем объеме закупок не более 5% от общей годовой суммы закупок. Такая процедура закупки является самой быстрой для заказчика. Он вправе не отражать сведения по таким закупкам в плане-графике, только указав общую сумму.

Участие в закупках и заключение контракта

После проведения всех этапов госзакупки, определяется победитель. В большинстве случаев, через 10 дней после опубликования итогового протокола можно заключить контракт. В шаблон, приложенный к документации, вписывают реквизиты победителя, итоговая сумма по контракту, суммы пени и штрафов. Запрещено вносить другие изменения в контракт, не предусмотренные проектом. Существенными условиями являются предмет, цена и сроки контракта.

При обеспечении обязательств по контракту, исполнитель может предоставить денежные средства на счет заказчика, . Она должна быть внесена в реестр банковских гарантий, что проверяет заказчик, и получает оригинал данной гарантии, даже если контракт заключается в электронной форме на площадке.

Отмена процедуры определения исполнителя

Заказчик вправе отменить определение поставщика в ходе подачи заявок на участие в тендерной процедуре. Это необходимо сделать в случае, если не доведены средства на исполнение обязательств по контракту, изменились обстоятельства, влияющие на предмет или сроки исполнения, или в случае необходимости изменить сам предмет закупки.

Отменить процедуру заказчик вправе за 5 дней до окончания срока подачи и начала вскрытия конвертов с заявками. При этом ему запрещено вскрывать уже поступившие заявки.

Материал по теме:

Чтобы отменить свою закупку, если вам это необходимо, следуйте пошаговой инструкции и таблице сроков в нашей статье . Это позволит избежать претензий участников закупки и контрольных органов.

Демпинг в закупках и меры по противодействию

Давно стали известны случаи обвала цены одним из участников при осуществлении закупок. Такие ситуации были связаны с дальнейшим недобросовестным исполнением и получением аванса по контракту. После этого участники госзакупок отказывались выполнять условия контракта и не возвращали аванс. Для ограничения таких случаев, законом были установлены антидемпинговые меры.

В случае падения цены на 25% и более, победитель обязан предоставить обеспечение в 1,5 раза больше указанного в документации о закупке. Если НМЦК была менее 15 млн руб., исполнитель вместо обеспечения может предоставить сведения о своей добросовестности.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Закупочную деятельность со стороны заказчика можно обеспечить двумя путями. Если годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., заказчик может не формировать контрактную службу . В данном случае назначается контрактный управляющий. Если годовой объем выше 100 млн руб., заказчик создает контрактную службу, при этом не обязательно выносить ее как отдельную структурную единицу.

Контрактная служба занимается:

  • разработкой и корректировкой плана закупок;
  • подготовкой и внесению изменений в план-график;
  • проводит работу по внесению всех данных и документов в ЕИС;
  • осуществляет закупки;
  • обеспечивает заключение контрактов.

Внутри контрактной службы должны быть прописаны должностные регламенты и обязанности каждого члена по осуществлению видов деятельности. Если обязанности не прописаны, в случае нарушений закона и наложение штрафов, они будут наложены на всех членов контрактной службы.

Рассмотрением заявок и подписанием протоколов занимается комиссия по осуществлению закупок. Она формируется из членов контрактной службы, а также могут быть привлечены работники других подразделений.

Проведение экспертизы по 44-ФЗ: внутренняя и внешняя

Заказчик может заключить контракт на выполнение функций специализированной организации . В них входят разработка документации закупки и размещение в ЕИС информации о закупках. Остальные функции по осуществлению закупок остаются в обязанностях заказчика. Спецорганизация и заказчик несут солидарную ответственность за нарушение законодательства.

Эксперты и экспертные организации в закупах

Для оценки эффективности проведенных процедур и полученных результатов заказчик вправе привлекать экспертов и экспертные организации. Также сторонние эксперты могут привлекаться для оценки на процедурах рассмотрения заявок участников.

Извещение на сайте госзакупок

При объявлении процедуры на сайте закупок в ЕИС формируется извещение о конкурсе, аукционе или другой форме тендера.

В нем указывается информация:

  • о заказчике (место нахождения, почтовый адрес, контактное лицо и как с ним связаться);
  • изложение условий контракта: наименование и описание объекта, НМЦК, источника финансирования;
  • идентификационный код закупки;
  • преимущества и ограничения для участников;
  • место подачи заявок и срок;
  • условия и размер подачи обеспечения заявок;
  • размер обеспечения контракта.

Если информация в извещении и документации закупки будут различны, это повод для отмены процедуры и наложения штрафа.

Подача, изменения и отзыв заявок

Участник вправе подавать на одну процедуру или лот всего одну заявку. Если будет подано две и более заявки, они не будут допущены к участию. Поэтому при желании изменить или дополнить подаваемые сведения в составе заявки, участник может отозвать свою заявку или внести в нее изменения дополнительным конвертом. Сделать это необходимо до начала вскрытия конвертов с заявками.

Ограничения переговоров с участниками закупки

Законодательно запрещены любые переговоры заказчика и участников процедур до их окончания. Во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется избегать любых контактов и не встречаться с участниками, даже если они настаивают под предлогом дачи разъяснений по пунктам документации.

Открытый конкурс: проведение, участие, заявка

Конкурс является основным способом проведения закупки при определении исполнителя по принципам важности качественного исполнения предмета контракта, а также квалификации и опыта работы участников. В открытом конкурсе могут принять участие все организации, которые удовлетворяют требованиям документации . Участники подают сведения о квалификации и опыте исполнения аналогичных работ и выставляют приемлемую цену не выше НМЦК. При этом при оценке заявки вес предложенной цены может быть сведен к 0 баллам при некоторых видах работ и услуг.

Подача заявок на конкурс происходит в бумажном виде в запечатанном конверте. Объем заявки не органичен и может иметь огромное количество приложений и документов, подтверждающих квалификацию участника. На данный момент закон предусматривает подачу заявок в форме электронных документов посредством ЕИС. Но система пока еще не располагает возможностями подачи в электронной форме.

В случае если на открытый конкурс было подано не более 1 заявки, возможность заключения придется согласовать в ФАС. Ведомство проверяет соблюдение условий доступности участия в конкурсе и наличие вероятных ограничений конкуренции.

Закрытые способы определения исполнителей

К закрытым способам относятся:

  • закрытый конкурс с ограниченным участием,
  • закрытый двухэтапный конкурс,
  • закрытый аукцион,

Эти процедуры применяются в случаях закупки товаров, работ или услуг связанных с государственной тайной, а также при охране, транспортировке и страховании государственных ценностей, музейных экспонатов. Услуги по уборке помещений и услуги водителей для судей и судебных приставов также закупаются закрытыми способами.

Закрытость процедуры подразумевает направление приглашений к участию ограниченному количеству участников, которые удовлетворяют требованиям закона и способным исполнить предмет контракта.

Электронный аукцион: участие, проведение, электронные площадки

Наиболее распространенный способ закупки товаров и ряда работ и услуг - электронный аукцион. Перечень предметов контракта, обязательных к закупке путем аукциона в электронной форме, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Особенность процедуры заключается в освобождении заказчика от обязанностей принятия заявок, обеспечения и организации торгов. Эту функцию взяли на себя электронные площадки . Для торгов по Закону № 44-ФЗ утверждены 6 официальных электронных площадок. Также существует большое количество аккредитованных площадок по торгам согласно 223-ФЗ.

Заказчику остались работы в части рассмотрения соответствия частей заявок условиям электронного аукциона. В первой части заявки рассматривают поданные участником сведения о предмете закупки, соответствие требованиям документации. Ко вторым частям заявок электронная площадка открывает доступ после проведения торгов. Заказчик оценивает соответствие документов участников, полноту и достоверность поданных данных.

В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся и была подана одна заявка или остальные заявки были отклонены, то в отличие от открытого конкурса, заказчику не требуется согласовывать заключение контракта с надзорными органами.

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов

Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

Кто заказчик?

Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.

Кто может быть поставщиком?

Физические и юридические лица.

По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.

Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.

Электронные платформы

Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.

Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.

Необходимость подписи на ЭТП

Можно обойтись неквалифицированной подписью.

В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.

Сроки подачи заявок

Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.

Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.

Система отчетности

Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.

Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.

Гарантии по контракту

Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.

Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.

Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.

Расторжение договора или внесение изменений в его пункты

Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.

Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.

Обжалование действий

В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.

Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.

Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.

Если вы - начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  1. Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  2. Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  3. Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  4. Закупки для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  5. Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  6. Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик - это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик - юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru - сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) - стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка - сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Заявка на участие - это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  1. Информацию о закупках, их поиск,
  2. Шаблоны контрактов,
  3. Правила нормирования,
  4. Информацию о рыночных ценах на товары,
  5. Реестр недобросовестных поставщиков.

Появится с 2018 года

  • Контроль за соответствием информации действительности,
  • Подача заявок в электронном виде,
  • Планы закупок, планы-графики и информация об их реализации.

Доступ к информации на ЕИС - бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д.

на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет - у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП. Поставщикам подпись нужна для участия в электронном аукционе. Подойдет только неквалифицированная подпись, которую можно получить в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Это основание для планов-графиков. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.
В описании каждой закупки есть:
  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять. Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной. Можно менять не позднее 10 дней до публикации закупки в ЕИС или до отправления приглашений для участников закрытой закупки. Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.
В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами. В плане-графике нужно обосновать:
  • способ определения поставщика.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и необходимость проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры.

Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Новости, поправки к Закону N 44-ФЗ

  1. Вступление в силу поправок к Закону N 44-ФЗ о новых требованиях к банкам, предлагается перенести…
  2. Согласно проекту большая часть изменений вступит в силу с 1 июля 2018 года. Заказчикам надо…
  3. Поставщик передал заказчику ненадлежащий товар. Орган контроля посчитал это…
  4. Утверждены перечни работ и услуг, в целях выполнения которых в 2018–2023 годах могут заключаться долгосрочные государственные контракты на…
  5. Данный документ подписан президентом Российской Федерации в четверг 21 декабря 2017 года.
  6. Если нужно заключить контракт, например, на энергоснабжение, не обязательно это делать по специальному…
  7. Со следующего года этим заказчикам нужно будет учитывать в закупочной деятельности Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального…
  8. Служба технической поддержки ЕИС в сфере закупок уведомляет: принят ряд нормативных правовых актов, обязательных к применению при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения. Постановлением Правительства Российской Федерации от…
  9. Служба технической поддержки единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) уведомляет, что Министерством финансов Российской Федерации совместно с Федеральным казначейством в дополнение к письмам Минфина России даны разъяснения по…
  10. В пятницу Госдума во втором, основном чтении приняла два масштабных пакета поправок к законам о госзакупках и закупках госкомпаний. С 2019 года все процедуры, используемые при госзакупках, переводятся в электронную форму, ужесточается и…
  11. Заказчик обязан обеспечить участникам возможность получать сведения о вскрытии конвертов с заявками в…
  12. Минфин напомнил, что цена является существенным условием контракта. Изменять такие…
  13. Контракт заключается и оплачивается по цене, предложенной победителем. Значит, заказчик не…
  14. По мнению ведомства, заказчик не вправе расторгнуть в одностороннем порядке контракт, содержащий условие о…
  15. Контрольный орган считает, что такие изменения не позволяет вносить Закон N 44-ФЗ. Исправление…
  16. Чтобы уберечь работающие с ОПК банки от новой волны санкционного давления, власти рассматривают возможность создания расчетно-кассового центра при…
  17. Крупные международные фармацевтические компании пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на практику закупки на госторгах дженериков…
  18. Замглавы ФАС России рассказал представителям китайских компаний, работающих в сфере ТЭК, о возможностях участия в госзакупках и…
  19. Антиконкурентные соглашения распространились практически на все фармацевтические группы препаратов и практически на все…
  20. Соответствующее информационное письмо Минздрав России опубликовал 7 декабря 2017 года на…
  21. В пятницу 8 декабря 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок произведено обновление программного обеспечения в части 44-ФЗ до версии…
  22. По мнению АС Поволжского округа, заказчик правомерно установил в документации о закупке требование о…
  23. Соответствующий законопроект одобрен Комиссией по законопроектной деятельности Правительства РФ 4 декабря 2017 года.
  24. С 1 января в России начнут действовать новые принципы классификации лекарств, которые определят список взаимозаменяемых препаратов. Российские правозащитники направили в…
  25. Ведомство считает, что заключать контракт с единственным поставщиком по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в этой ситуации…
  26. Правительство Российской Федерации временно приостановило необходимость внесения в реестр договоров, заключенных заказчиками по…
  27. К моменту окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе Минкомсвязи на право заключения государственного контракта на…
  28. В Государственной Думе Российской Федерации зарегистрирован проект федерального закона, разработанный Законодательным собранием Челябинской области, призванный учесть в…
  29. Минфин обратился к первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой поручить Минэкономики и ФАС продлить соглашения с площадками для размещения госзаказа.

Источник: http://zakupki-portal.ru/novosti/

Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе

Открытый конкурс привлекателен для поставщиков тем, что победителя оценивают не только по цене контракта, но и по другим критериям: квалификации, опыту, качеству товара и проч.

На практике победителями нередко становятся участники, предложившие не самую низкую цену, а опередившие конкурентов по другим параметрам. В нашей статье рассказано, какие правила федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» установил для проводения открытого конкурса и как оцениваются заявки участников.

Первое условие - объект закупки не входит в перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых необходимо проводить аукцион.

Второе условие - объектом закупки не являются технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары. Третье условие - объект закупки не представляет собой государственную тайну

Сколько времени длится открытый конкурс

В общей сложности открытый аукцион продолжается в среднем от одного до полутора месяцев. Всю процедуру можно условно разделить на несколько этапов (см. табл.). Процедура начинается с публикации сведений о закупке в ЕИС (единой информационной системе).

Этапы открытого конкурса

Этап открытого конкурса. Сроки проведения и действия участников

Публикация закупки в единой информационной системе (ЕИС) Не позднее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками
Прием и регистрация заявок Участник вправе подать только одну заявку. При необходимости заявку можно отозвать, и вместо нее внести другую с изменениями
Вскрытие конвертов с заявками и оформление протокола Время и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Продолжительность этапа - 1 рабочий день
Оценка заявок Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если объект закупки - работы в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик вправе оценивать заявки до 30 дней. По окончании в ЕИС публикуется итоговый протокол
Подведение итогов

Победителем становится участник, предложивший лучшие условия поставки по критериям заказчика

Заключение контракта с победителем Не ранее, чем через 10 дней и не позже, чем через 20 дней с момента размещения итогового протокола в ЕИС

Какие сведения должны быть в извещении о проведении открытого конкурса

В извещении и документации по закупке, которую заказчик размещает в ЕИС, должны быть следующие сведения:

  • данные о заказчике, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и обеспечения контракта;
  • требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они обязаны предоставить;
  • способы получения документов (почтовая или курьерская доставка, электронная почта), сроки, место и порядок их предоставления;
  • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;
  • преимущества, предусмотренные для отдельных категорий участников (например, для субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и проч.);
  • запреты и ограничения по допуску товаров;
  • реквизиты счета для перечисления обеспечительных платежей.

Какие изменения заказчик может вносить в условия закупки

Заказчик вправе неоднократно вносить изменения в условия закупки. Главное, чтобы последнее изменение было внесено не позднее пяти дней до даты окончания подачи заявок.

Менять можно все, кроме объекта закупки и размера обеспечительного платежа. Правда, последнее ограничение действует лишь в случае, если платеж увеличивается.

Что касается уменьшения, то оно не возбраняется.

Каждое изменение увеличивает срок подачи заявки. Происходит это так: в день, когда внесены изменения, заказчик размещает обновления в ЕИС и указывает новые сроки подачи заявок. С момента публикации изменений до окончания срока подачи заявок должно быть не менее десяти рабочих дней.

Как подготовить и подать заявку на участие

К заявке следует приложить ряд документов. Среди них выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, копии учредительных документов, декларация соответствия и проч.

Добавим, что лучше всего подать заявку как можно раньше.

Дело в том, что среди участников, набравших при оценке одинаковое количество баллов (о присуждении баллов мы расскажем чуть ниже) комиссия отдаст предпочтение тому, кто подал заявку раньше.

По каким критериям заказчик оценивает заявки

В отличие от большинства других способов проведения закупок, на открытом конкурсе заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Правила оценки заявок утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее - Правила оценки).

Основными критериями, по которым оцениваются заявки, являются:

  1. цена контракта;
  2. свойства или качественные характеристики товара;
  3. качество работ, услуг или квалификация участника;
  4. расходы на эксплуатацию товара;
  5. расходы на техническое обслуживание товара;
  6. любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

Заказчик обязан использовать не меньше двух критериев, одним из которых обязательно должна быть цена контракта. В документации по закупке заказчик перечисляет критерии и указывает значимость каждого критерия.

При этом минимально возможная значимость стоимостных критериев и максимально возможная значимость нестоимостных критериев приведена в Правилах оценки. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.

Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия.

Оценка в баллах рассчитывается по формулам, приведенным в Правилах оценки.

В частности, оценка по критерию цены контракта определяется так: берется наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, и делится на цену, предложенную данным участником. Полученное значение умножается на 100.

Далее оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.

Сроки заключения контракта

Контракт с победителем заключается не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней с даты публикации в единой информационной системе (ЕИС) итогового протокола. Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Обязательным условием заключения контракта является внесение победителем платежа, обеспечивающего контракт.

В каких случаях открытый конкурс признают несостоявшимся

Открытый конкурс считается несостоявшимся в двух случаях. Первый случай - когда на торги не подано ни одной заявки. Тогда заказчик должен провести повторный конкурс, и если заявок снова не будет, проводят другой вид торгов - запрос котировок (предложений).

Второй случай - когда в конкурсе был всего один участник, заявка которого соответствовала всем требованиям. В такой ситуации конкурс признают несостоявшимся, а вместо него применяют другой способ - закупку у единственного поставщика.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют. Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное. Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем - участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой .

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru .

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru ) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: (ЭА), (ОК) и (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете . По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров” .

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.