Не предотвратил дтп. Определение технической возможности предотвратить столкновение

Каждый, кто садится за руль автомобиля, стремится не попадать в ДТП. Однако для этого мало просто соблюдать ПДД. В этой статье мы расскажем, как избежать аварий на дороге.

Важно понимать, что ничто не убережет вас от ДТП, если его спровоцировал другой участник движения. Спасти может только реальный опыт вождения, которого нет у начинающих водителей. Остается только слушать советы ”бывалых”.

Ехать как все

То есть двигаться со скоростью остальных машин в потоке, стараясь избегать перестроений. Начинающие водители обычно так не делают — едут слишком медленно, нарушая ровное течение потока. В результате соседи по трафику вынуждены совершать обгон ”слабого звена”, из-за чего возрастает риск столкновений.

Более уверенные в себе начинающие водители считают, что нужно ездить быстрее скорости потока, поэтому обгоняют при любой возможности и часто становятся виновниками аварий. Ведь с ростом количества перестроений растет вероятность столкновений. Особенно когда отсутствует серьезный опыт вождения.

Держать дистанцию

Это позволит получить больше времени на реакцию, когда возникнет дорожный инцидент. При этом не стоит забывать о движении со скоростью потока.

Доверять интуиции

Двигаясь в потоке, не стоит расслабляться – нужно постоянно контролировать другие автомобили периферическим зрением. Опытные водители заранее готовы к перестроению других участников движения, поскольку отмечают малозаметные “шатания” по полосе и незначительные смещения перед маневром.

Вычислять странных персонажей

Обычно это ”дерганые” водители, “болтающиеся” по полосе и совершающие резкие маневры. От них лучше держаться подальше – обогнать или отстать на приличное расстояние.

Не забываем также о правиле ДДД (“дай дураку дорогу”). Старайтесь не лезть на скоростной дороге в левый ряд без надобности – он необходим только для обгона медленных автомобилей. Здесь любят носиться нервные ”отморозки”, которым вы будете постоянно мешать. Если человек сильно спешит, пропустите – он еще найдет свой столб.

Предупреждать о маневрах

Совершайте их плавно, заранее предупреждая других водителей ”поворотниками”, убедившись, что тебя видят и ты никому не мешаешь. Внезапные перестроения всегда становятся неприятным сюрпризом для соседей. Чтобы избежать столкновения, им приходиться задействовать тормоза и водительский опыт.

Смотреть в зеркала

Поворот налево даже на пустынной дороге – это всегда рискованный маневр. Сзади может внезапно появиться “гонщик” с намерением обогнать вас слева. Поэтому нужно всегда следить за левым зеркалом, совершая левый поворот.

Не обгонять по правой

В городских условиях опережение потока по крайней правой полосе – это довольно опасный маневр. Любителей обогнать всех рано или поздно ожидает другой автомобиль, сворачивающий в боковой съезд из основного потока.

Внимательно проезжать перекрестки

Проблема в том, что половина водителей не соблюдает правила приоритета. Даже при движении по главной, нужно быть готовым к тому, что кто-то выскочит с второстепенной дороги.

Осторожности требуют также регулируемые перекрестки со светофором. Крайне нежелательно совершать маневр первым и последним. Первые рискуют столкнуться с желающим проскочить на ”желтый”. Будучи последним, вы уподобляетесь таким же водителям. Лучше переждать лишний цикл – это быстрее и дешевле, чем потом ремонтировать машину.

Остерегаться таксистов

Ради лишней копейки эти персонажи готовы нарушить любой пункт ПДД. Увидев на обочине голосующего, они перестают обращать внимание на других участников движения. Тем более что от очередной царапины транспортные средства этих “камикадзе” хуже не становятся.

100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В Каминский Александр Юрьевич

Глава 5. КАК ИЗБЕЖАТЬ ДТП? ВЫВОДЫ

После всего написанного хорошо бы сделать выводы, вспомнить ключевые факторы безопасности вождения и закрепить их.

Итак, первое: помните об основах безопасного вождения.

1. Понятие безопасности движения принято разделять на два понятия: активная безопасность и пассивная безопасность. Активная «отвечает» за предотвращение ДТП, пассивная - за снижение тяжести последствий ДТП.

2. Все ДТП можно условно разделить на две категории:

ДТП, происходящие из-за потери водителем контроля над автомобилем;

ДТП, происходящие из-за потери водителем контроля над дорожной обстановкой.

3. Как следствие, понятие активной безопасности тоже можно условно разделить на два:

«автомобильная» активная безопасность, отвечающая за контроль над автомобилем;

«дорожная» активная безопасность, отвечающая за контроль над дорожной обстановкой.

4. Обеспечение этих видов безопасности требует от вас совершенно разных навыков:

Контроль над автомобилем подразумевает качественную технику вождения - правильную посадку, действия с органами управления, навыки приемов управления в штатных и критических ситуациях;

Контроль над дорожной обстановкой вы сможете осуществлять с помощью тактически грамотного поведения на дороге - наблюдения, прогнозирования, сохранения защитного пространства, правильного выбора скорости.

5. Избежать ДТП - важнее, чем попасть в него, но остаться невредимым. Другими словами, активная безопасность - на первом месте.

6. Активную безопасность можно определить как возможность в любой момент совершить экстренный маневр, который позволил бы избежать ДТП.

Вы имеете возможность совершить экстренный маневр лишь при одновременном соблюдении четырех следующих условий:

Наличие свободного дорожного пространства вокруг автомобиля;

Наличие запаса динамики автомобиля;

Наличие запаса сцепления шин с дорогой;

Вы физически и психологически готовы к экстренной ситуации.

7. Выполнение первого и четвертого условий практически полностью зависит от вас, выполнение второго и третьего условий зависит как от вашего водительского мастерства, так и от конструктивных особенностей автомобиля.

8. При условии грамотного вождения спортивный автомобиль дает возможность обеспечить наибольшую активную безопасность за счет высокой динамичности и управляемости, а также за счет низко расположенного центра тяжести.

9. Автомобиль внедорожного типа обеспечивает наименьшую активную безопасность среди легковых автомобилей из-за высоко расположенного центра тяжести. Это делает его менее маневренным, неустойчивым в поворотах и склонным к опрокидыванию.

10. Пассивную безопасность, то есть безопасность при столкновении, обеспечивают не размеры машины как таковые, а способность кузова поглощать удар, зависисящая от грамотности проектировки кузова и качества материалов, из которых изготовлены детали.

Чем больше способны сминаться детали кузова, тем безопаснее автомобиль с точки зрения столкновения.

11. Тяжесть последствий столкновения прямо пропорциональна массе и квадрату скорости автомобиля. Чем выше скорость движения перед столкновением, тем тяжелее последствия. Ведущие мировые автопроизводители гарантируют жизнь водителю при столкновениях с суммарной скоростью (то есть скорость машины плюс скорость машины, идущей навстречу) не более 64 км/ч. При более высоких скоростях не помогут ни ремни, ни подушки безопасности, ни длинный капот, ни высокая посадка.

12. Современный автомобиль не дает вам права расслабляться. Безопасность вождения требует от вас всегда быть начеку, независимо от того, каким автомобилем вы управляете.

Ваша безопасность за рулем автомобиля находится только в ваших руках.

Второе: избегайте ошибок в технике вождения.

1. Выработайте единые шаблоны действий с органами управления, которые были бы эффективны в критических ситуациях. Каждое повторяющееся действие всегда выполняйте правильным способом и используйте как можно меньше вариантов, если правильных более одного.

2. Соблюдайте правильную посадку. Так вы можете быть готовы к экстренной ситуации и способны справиться с ней в случае ее возникновения (четвертое условие активной безопасности). Неправильная посадка может помешать вам эффективно действовать в случае возникновения критической ситуации, что повышает риск возникновения ДТП.

3. Вырабатывайте плавную манеру вождения. Чем плавнее вы ведете машину, чем более ровно и мягко она передвигается по дороге, тем больше вы имеете запаса сцепления с дорогой и тем движение безопаснее (третье условие активной безопасности).

Чем резче водитель ведет машину, тем меньше он имеет запаса сцепления с дорогой и больше вероятность срыва колес в скольжение.

4. Выбирайте нужную передачу в нужный момент времени. При установившемся движении в свободных условиях допустимо движение на повышенной передаче (в режиме низких оборотов коленвала). В экстренных случаях (например, обгон по встречной полосе) движение на повышенной передаче является грубейшей ошибкой. Правильным же и наиболее безопасным при обгоне было бы движение с ускорением на пониженной передаче (второе условие активной безопасности) - в зоне высоких оборотов коленвала и с полностью нажатой педалью газа.

5. Избегайте длительного движения накатом - движения при разъединении трансмиссии с помощью включения нейтральной передачи или выжима педали сцепления. Самое безопасное движение - движение с включенной передачей. Движение накатом можно использовать кратковременно на время переключения передачи или при торможении перед самой остановкой машины.

6. Избегайте торможения при повернутых передних колесах, а также поворота руля при торможении. Шины могут делать в полной мере что-то одно: либо тормозить, либо поворачивать. Наиболее безопасное сочетание торможения (или ускорения) и поворота - совершение этих действий по очереди. Одновременное использование этих действий опасно, так как резко уменьшает запас сцепления шин с дорогой и может привести к скольжению машины.

7. На входе в поворот поворачивайте руль один раз и на минимальный угол, достаточный для движения по траектории постоянного радиуса. Если машина движется по дуге на пределе сцепления, то доворот руля приведет к скольжению шин и потере устойчивости или управляемости машины. Наиболее безопасным является движение в повороте с постоянным или уменьшающимся углом поворота колес.

8. Задавайте взгляду правильное направление. Смотрите в ту точку дороги, в которую вы хотите привести автомобиль через несколько секунд. Не смотрите туда, куда вы не хотите привести машину.

Третье: избегайте тактических ошибок.

1. Помните, чем больше пустоты вокруг вашей машины, тем безопаснее ваше движение. Создание такой зоны безопасности вокруг машины, «жировой прослойки», - ваша задача.

2. Сохраняйте защитное пространство спереди и сзади от вашего автомобиля - соблюдайте безопасную дистанцию до автомобиля, идущего впереди (и сзади). Если вы достигаете его не менее чем за 2 секунды при движении по летнему асфальту, то дистанцию можно считать безопасной. И не менее чем за 4 секунды по скользкой зимней дороге.

Если вы вообще избегаете бесполезных и незапланированных торможений, то дистанцию также можно считать идеальной, как и вашу манеру езды в этом случае.

3. Сохраняйте защитное пространство по сторонам от вашего автомобиля - соблюдайте безопасный боковой интервал. В соседних рядах по бокам не должно быть постоянных «соседей». Машины сбоку от вас, а также вы сбоку от других машин, могут быть только во время обгонов и торможений.

4. Включайте фары ближнего света во время движения в любое время суток и в любую погоду.

Регулярно используйте указатели поворота.

5. Наблюдайте за дорогой, задавайте правильное направление для взгляда. Ваш взгляд должен «блуждать» по дороге и за ее пределами во всех направлениях от вашей машины. В данную секунду он должен быть направлен в то место, откуда наиболее вероятно появление препятствия и откуда его появление наиболее опасно для вас.

6. Будьте готовы к появлению препятствия из «мертвой зоны». Проезжая мимо таких зон (припаркованные автомобили, зеленые насаждения, постройки и т. п.), снижайте скорость и увеличивайте боковой интервал.

7. Не ждите, что другие участники движения будут соблюдать ПДД. Такое убеждение является тактической ошибкой водителя и часто приводит к авариям. Допущение возможности появления нарушителя на своем пути - еще одна составляющая активной безопасности.

8. Анализируйте дорожную ситуацию и прогнозируйте ее развитие. Чем на большее число «ходов» вы можете прогнозировать, тем более ожидаемым для вас будет ее изменение и тем лучше вы готовы к этим изменениям (четвертое условие активной безопасности).

9. Выбирайте оптимальную скорость относительно транспортного потока, в котором вы движетесь. Если вы не делаете незапланированных торможений, скорость вашего движения идеальна.

10. Выбирайте безопасную скорость относительно того участка дороги, по которому вы едете.

Скорость должна быть различной в разных условиях видимости и тем меньше, чем меньше расстояние видимости. Она должна быть такой, чтобы в случае внезапного появления из невидимой части дороги препятствия на вашем пути вы могли безопасно остановить машину. А при одной и той же видимости дороги скорость должна быть тем ниже, чем более скользкая дорога под колесами.

11. Перед тем как оказаться на пути другого автомобиля, оценивайте не только расстояние до него, но и скорость. Автомобиль, движущийся вдалеке с большой скоростью, намного опаснее автомобиля, который движется недалеко от вас с маленькой скоростью.

Четвертое: следите за исправным состоянием вашего автомобиля.

1. Регулярно (один раз в неделю, по выходным дням) проверяйте следующее:

Уровень масла в двигателе;

Уровень тормозной жидкости в бачке и состояние главного тормозного цилиндра на предмет подтеков;

Уровень омывающей жидкости в бачке;

давление в шинах.

Проверять уровень масла следует при остывшем двигателе, не менее чем через 10 минут после остановки двигателя. Проверять давление в шинах следует также при остывших шинах - не менее чем через 2 часа по окончании поездки.

2. Возите с собой канистру с жидкостью стеклоомывателя, соответствующей сезону.

3. Следите за исправностью следующего:

Рулевого управления (отсутствие люфта);

Фар и других внешних световых приборов;

Стеклоочистителей;

Топливной системы (отсутствие запаха бензина или солярки);

Различных узлов и соединений, их герметичностью (отсутствие луж и подтеков под машиной);

Зеркал заднего вида;

Ремней безопасности;

Подголовников сидений.

При обнаружении какой-либо неисправности из этого списка сразу же устраните ее.

4. Устанавливайте шины и колеса тех размеров, которые рекомендованы заводом-изготовителем.

Допустима установка более низкопрофильных шин на колеса большего диаметра, не более чем на один дюйм превышающие заводские показатели. Если же вы хотите кардинально изменить параметры шин и колес, то это требует более глубокого тюнинга автомобиля. В этом случае не допускайте самодеятельности и обратитесь к профессионалам.

5. Поддерживайте шины в хорошем состоянии. Ставьте новые шины, как только износились старые. Если ваши шины не изнашиваются быстрее, заменяйте их на новые максимум через 5 лет.

6. Используйте четыре одинаковые шины на всех четырех колесах. Недопустимо устанавливать шины с разным рисунком протектора на одну ось. Недопустимо устанавливать на одну из осей шипованные шины, а на другую - нешипованные.

7. Летом используйте летние шины, а зимой - зимние.

8. Перед поездкой осматривайте колеса на предмет их целости, наличия воздуха в шинах, а также на предмет возможного отсутствия болтов крепления.

9. Имейте с собой в машине следующие аксессуары:

Медицинская аптечка;

Знак аварийной остановки;

Огнетушитель;

Набор инструмента с баллонным и свечным ключами;

Домкрат;

Насос или компрессор;

Манометр;

Запасное колесо (или «докатка»);

Два противооткатных упора;

Буксировочный трос;

Переносная лампа или фонарь;

Светоотражающий жилет;

Жидкий герметик для ремонта шин;

Провода для запуска двигателя от внешнего источника (для «прикуривания»);

Жидкость стеклоомывателя, соответствующая сезону;

Щетка для снега и скребок для льда (зимой);

Перчатки из материи;

Влажные салфетки для очистки рук, стекол и фар, по желанию - и для интерьера машины;

Солнечные очки;

Атлас автомобильных дорог той местности, по которой вы часто ездите.

Пятое: помните, что качество дорог неидеально.

1. Во время движения уделяйте внимание состоянию дороги и будьте готовы к неожиданностям.

2. Помогайте дорожным службам содержать дороги в надлежащем состоянии. Если вы заметили чужеродный предмет, лежащий посреди дороги, уберите его. Так вы поможете многим водителям избежать неприятностей.

3. В случае ДТП по вине дорожных служб помните, что по закону они обязаны возместить вам ущерб. Вызывайте сотрудника ГАИ и оформляйте ДТП, чтобы использовать эти документы для возмещения ущерба.

Шестое: садитесь за руль в хорошем самочувствии.

1. Если вам предстоит важная поездка, найдите возможность выспаться перед ней. Сон за рулем - прямой путь к ДТП с тяжелыми последствиями.

2. Помните, что вероятность попасть в ДТП тесно связана с работоспособностью - чем больше утомление и ниже работоспособность, тем выше риск ДТП. Отдыхайте перед поездкой. Обязательно делайте перерывы в длительной поездке. Максимально допустимое время беспрерывного вождения - 4,5 часа. Максимально допустимое время вождения в сутки - 9 часов.

3. Старайтесь избегать поездок за рулем в плохом самочувствии. Если же поездку отложить невозможно, то учитывайте возможные последствия, будьте особенно аккуратны, перестраховывайтесь во всем - в скорости, во времени, в дистанции. Оставляйте себе больше времени на оценку ситуации и принятие решения. Помните, что многие лекарства замедляют реакцию.

4. Воздерживайтесь от курения во время поездки.

5. Поддерживайте комфортную температуру в салоне автомобиля, 22–24 градуса. Не злоупотребляйте возможностями климатической системы, если она есть в вашей машине.

Седьмое и самое главное: будьте спокойны, находясь за рулем.

Ведите себя учтиво по отношению к другим участникам движения. Не злите их.

1. Эмоциональное равновесие за рулем - необходимое условие для грамотного применения имеющихся у вас водительских знаний и навыков. Эмоциональное равновесие за рулем - неотъемлемая составляющая безопасного вождения.

2. Агрессивное состояние водителя за рулем - одно из самых опасных явлений на дороге и, можно сказать, является прямым путем к ДТП.

3. Важно не только самому находиться в состоянии спокойствия, но и вести себя на дороге так, чтобы не вызывать агрессию у других участников движения.

Водительская этика - не просто «бонус», а мощный инструмент для поддержания безопасности не только вашего движения, но и окружающих вас участников движения.

4. Помните, вы не в состоянии контролировать дорожное движение, только свою реакцию на него. Если вы не можете изменить ситуацию - измените свое отношение к ней. Чтобы не обмануться в ожиданиях, не ждите от людей многого и не воспринимайте желательные для вас поступки окружающих как должное.

5. Повлиять на окружающий мир, изменить его можно только одним способом - изменением собственного поведения на дороге в лучшую сторону.

6. Помните, что спешка практически не дает выигрыша во времени. Время в пути, к сожалению, определяется не вашей скоростью движения, а скоростью потока, дорожными условиями и режимом работы светофоров. Чтобы избежать спешки и стресса от ощущения опоздания, выезжайте к месту назначения заблаговременно.

7. Главная ваша цель как водителя - перемещение из пункта А в пункт Б, а главное условие достижения цели - безопасность, а не минимальное время достижения пункта назначения. Мастерство водителя заключается в безопасности, а не в скорости.

8. Если вы попали в пробку - слушайте успокаивающую музыку.

9. Помните, что большинство хамских, на ваш взгляд, поступков не направлены на вас лично, не имеют целью вас оскорбить, а являются следствием обычной невнимательности или спешки человека.

Если кто-то совершил такой поступок по отношению к вам, постарайтесь найти логическое, а не эмоциональное объяснение этому. Постарайтесь оправдать человека.

Нельзя садиться за руль в состоянии раздражения. В случае возникновения у вас стрессового состояния (агрессии, расстройства, испуга и т. д.) до того, как вы сели за руль, отложите поездку до наступления спокойствия.

10. Если вы испытали стресс во время поездки (внезапная опасная дорожная ситуация, неприятный телефонный звонок или разговор с сотрудником ГАИ), остановите машину и попытайтесь успокоиться. Используйте для этого упражнения, предложенные в Приложении 1 к книге.

11. Еще один проверенный способ успокоения - высказывание эмоций вслух. Называйте обидчика любыми словами и так громко, как вам нравится, но чтобы вас не видели и не слышали окружающие люди.

12. После того как вы почувствовали восстановление эмоционального равновесия, можно продолжать поездку.

13. Чтобы вызвать раздражение другого водителя, достаточно быть невнимательным и безразличным к другим водителям, вести себя так, как будто вы на дороге единственный водитель и никого вокруг вас нет.

14. Если вы своими действиями демонстрируете людям, что вы их видите, что вам не наплевать на них и что вы заботитесь об их безопасности, то никогда не вызовете у них раздражения.

Если вы своими действиями или, наоборот, бездействием нарушаете планы других участников движения, создаете им помехи, то наверняка вызываете у них агрессию.

15. Если вы, двигаясь в своем режиме, создаете помеху какому-либо участнику движения, вам следует понять, может ли он самостоятельно, без вашей помощи продолжить движение в нужном ему режиме. Если он этого сделать не может, измените режим движения так, чтобы устранить помеху.

16. Раздражение водителя может вызвать нерациональный порядок проезда. При разъезде с другим водителем оценивайте время проезда каждого из вас. Если ему для проезда нужно меньше времени, чем вам, пропустите его вперед.

17. Таким образом, чтобы не вызывать агрессии у других участников движения, будьте внимательными к ним и относитесь к ним как к своим союзникам.

Смотрите вперед, по сторонам и в зеркала заднего вида, обращайте внимание на других участников движения, наблюдайте за их намерениями и не мешайте им их осуществлять. А еще лучше - помогайте им их осуществлять.

Обозначайте свои намерения, делайте свои планы понятными другим участникам движения.

18. Женщины в своем большинстве ведут себя за рулем менее агрессивно и более ответственно. Значит, женщина потенциально более безопасный водитель, чем мужчина.

19. Помните, что для начинающего водителя, который почувствовал свою машину, характерно состояние самоуверенности, которое часто приводит к ДТП. Это состояние возникает, как правило, через 40 000 км пробега, или через 1–2 года стажа.

20. Не обольщайтесь кажущейся безопасностью современного автомобиля. Такой настрой вынудит вас быть собранным водителем и повысит вашу безопасность.

21. Старайтесь избегать разговоров по телефону во время движения. Если звонят вам, либо пропускайте входящие звонки, чтобы перезвонить позже, либо останавливайте машину у обочины для разговора, который вы не хотите откладывать.

22. Воздерживайтесь от музыки за рулем. Если и слушать ее, то на свободной загородной трассе, и негромко, и не особо энергичную и не особо быструю. Самые неудачные условия для прослушивания музыки - интенсивное движение в крупном мегаполисе. Самые опасные в дороге стили музыки - тяжелый рок, альтернатива, металл.

Это были основные выводы, которые, я надеюсь, помогут вам в автомобильной жизни и сделают ее приятнее и безопаснее. Кроме того, в Приложении 2 в конце книги я привожу таблицу «Условия активной безопасности», где перечислены четыре условия и все факторы, которые влияют на безопасность вождения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

Глава вторая Как избежать мгновенной смерти, или Общая схема действий в первые минуты

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Справочник настоящего мужчины автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Как избежать провала В начале 1990-х гг. шенгенской визы еще не было, а границ между западноевропейскими странами уже не было. Не успеешь оглянуться, как случайно из Германии заедешь во Францию или Австрию. Именно так, ненароком, я однажды оказался во Франции. С непривычки

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

Избежать столкновения У побережья риск столкновения с другой лодкой временами очень больой, потому что в странах третьего мира мириады лодок плавают в прибрежной зоне и часто не имеют огней.Раз у побережья Индии мы оказались в окружении сотен невидимых лодок. Ветер был

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

ГЛАВА 9. Выводы и перспективы Подобно тому как прирост населения всегда считался признаком здоровья нации и цивилизации в целом, депопуляция есть признак болезни народа и общества. В нынешних условиях отсюда следует, что западная цивилизация, несмотря не все свое

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Как избежать перерастания рассады Переросшая рассада – это не очень хорошо, так как у слишком большого побега корневая система становится слишком развитой и имеющейся в горшке земли для питания ей будет не хватать. В результате вместо сильной, здоровой коренастой

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Как избежать неприятностей За исключением Квартала красных фонарей, где в темное время бывает небезопасно (конечно, не для ночных бабочек, а для посетителей этого квартала), Амстердам достаточно спокойный город. В дневное время проблемы в «красных фонарях» могут

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора Жаворонков В.

3. 24. КАК ИЗБЕЖАТЬ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В России в 1995 году было зарегистрировано почти 14 тысяч изнасилований. Однако о реальном количестве преступлений можно судить по таким цифрам: В 1993 году из 785 изнасилованных, обратившихся в Санкт-Петербургский центр помощи

Из книги Справочник мастера малярных работ автора Николаев Олег Константинович

Из книги Экономическая журналистика автора Шевчук Денис Александрович

Глава 7. Выводы и краткий ликбез по основам экономической журналистики Что такое журналистикаВо-первых, профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых, всю многообразную продукцию этой

Из книги Цифровая фотография без Photoshop автора Газаров Артур Юрьевич

Из книги Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов автора Таормина Шейла

Глава 8 Итог Делаем выводы и «назначаем козырь» Мы подошли к концу теоретической части книги, но меня по-прежнему беспокоит один вопрос. Я несколько переживаю, что мне удалось настолько убедить вас, что ключевой фактор – это подводная часть гребка, что вы, начав ее

Из книги Уроки чемпиона мира по бодибилдингу. Как построить тело своей мечты автора Спасокукоцкий Юрий Александрович

Травмы ног и как их избежать Самые серьезные травмы возможны именно при тренинге ног – может быть задет позвоночник и коленный сустав. Именно поэтому к тренингу ног необходимо отнестись с особой щепетильностью.Если в самом начале тренинга мышц верха тела я даю

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Как избежать аквапланирования Аквапланирование почти всегда происходит на высокой скорости, поэтому риск столкнуться с этим эффектом присутствует в основном на шоссе или автострадах. Таким образом, чтобы избежать аквапланирования, нужно снизить скорость.Во время

За рулем никогда нельзя расслабляться. Нужно постоянно оставаться готовым отреагировать на любую нештатную ситуацию. Это уменьшит твои шансы попасть в аварию.

Но даже если ты постоянно начеку и смотришь в оба, когда за рулем, порой это все равно не спасает от пьяных и халатных водителей, или неадекватных пешеходов. Ниже описаны 13 советов, с которыми ты не отделаешься от аварий. Но хотя бы не станешь виновником ДТП.

Делай как все

В потоке следует ехать «как все» - то есть с той же скоростью и, по возможности, избегая перестроений. Новички же, как правило, не следуют этому примитивному, но действенному совету. Самые «зеленые» и неуверенные в себе стараются ехать как можно медленней. Из-за них ровное течение потока нарушается. Соседи по трафику вынуждены постоянно обгонять «слабое звено». К тому же велик риск, что какой-нибудь лихач не справится с управлением и воткнет свое авто в корму медленного водителя.

Более уверенные в себе новички считают, что со скоростью потока ездят лишь «овощи», и предпочитают обгонять всех при любой возможности. Такие обычно становятся виновниками аварий. Ведь чем больше перестроений ты делаешь, тем больше вероятность задеть кого-то. Тем более при отсутствии серьезного опыта вождения.

Доверяй интуиции

Движение вместе с потоком не должно убаюкивать. Периферическим зрением необходимо постоянно контролировать другие машины. Опытный водитель заранее знает, что «вон та машина сейчас перестроится». Никакого шаманства тут нет. Просто его мозг засек какие-то малозаметные «шатания» той машины по полосе, ее минимальное смещение перед маневром. Ведь за рулем «той машины» тоже человек, которому присущи бессознательные реакции тела. Его мозг только готовится отдать соответствующую команду, а тело уже начинает непроизвольно готовиться к ней и выдает намерения хозяина опытному наблюдателю.

Держи дистанцию

Чтобы иметь больше времени на реакцию в случае дорожного инцидента, нужно держать максимально возможную дистанцию до впереди идущей машины. Разумеется, повторим еще раз, двигаясь при этом со скоростью потока.

В следующем видео узнай, какую дистанцию между автомобилями нужно держать зимой:

Вычисляй «странных типов»

От машины с «дерганым» водителем, совершающим неоправданно резкие маневры, «болтающемся» в своей полосе или по всей проезжей части, нужно держаться подальше. В идеале - отстать от нее на приличное расстояние — корпуса на три-четыре. Или обогнать. Но последний маневр может быть чреват ДТП. В процессе обгона «неадекват» за рулем может выкинуть очередной конек и зацепить твою машину.

Дай дорогу дураку

На скоростной трассе, как и предписывают ПДД, не нужно лезть в левый ряд без надобности. Спокойному водителю он требуется лишь для опережения медленного транспорта. Неспокойному любителю прокатить с ветерком придется соответствовать: нестись в левом ряду с той скоростью, с какой мчатся там прочие «летчики». В противном случае ты им будешь постоянно мешать.

Среди этой группы водителей крайне велик процент нервных личностей. Так называемые учителя из их числа готовы потерять кучу времени и рискнуть разбитым лицом ради любимого дела - «преподавания урока» обидчику. Причем, совершенно не важно: реальна эта обида или надуманна. «Учат» обычно так: оттормаживаются до полной остановки перед помешавшим «полету» коллегой по потоку. К этому тоже нужно быть готовым.

Вообще же, на дороге стоит быть доброжелательней. Спешит человек? Так пропусти его, не вредничай: он свой столб еще найдет.

Молодец, что предупредил

Любые маневры в потоке нужно совершать плавно, предупредив заранее «поворотниками» окружающих водителей. И убедившись, что ты никому не мешаешь, и тебя все они видят. Даже если внезапно приспичило в туалет. Внезапное перестроение может стать неприятным сюрпризом для соседа. Хорошо, если у него хватает водительского опыта и у его авто - отменные тормоза. А если нет - авария.

Увернись правильно

Печально стандартная ситуация на трассе - со «встречки» наискосок тебе в лоб вылетает машина. Большинство водителей, видя такое, рефлекторно прижимается к своей обочине. Фактически направляя свою машину наперерез такому «встречнику». Далеко не просто после многочасового монотонной езды по трассе успеть оценить ситуацию и правильно отреагировать.

Общее правило же тут таково: правь за корму летящей наискосок к тебе машине. Но при этом следи, чтобы не врезаться в другие авто, идущие по встречной полосе. Порой это спасает не только жизнь и здоровье, но и позволяет вообще избежать ДТП.

Смотри, как опытные водители уворачиваются от столкновения «лоб в лоб»:

ВНИМАНИЕ: в кадре присутствует ненормативная лексика

Зеркала - не для красоты

Поворот налево на вроде бы пустынном шоссе — на самом деле довольно рискованная штука. Ты можешь хоть за километр включить соответствующий «поворотник» и плавно снижать скорость. Все равно сзади вероятно появление несущегося во весь опор «гонщика», который решит обогнать тебя слева. Поэтому при левом повороте кровь из носа нужен контроль за левым зеркалом.

Пешеходная опасность

В городских условиях, даже при самых безобидных скоростях, водителю вообще не стоит расслабляться. Во-первых, пешеходы. Эти могут выскочить из-за любого укрытия. Обычно внезапно и прямо под колеса. Припаркованные машины, стоящий у остановки общественный транспорт, пешеходный переход... Все это - места потенциальной засады пешехода на водителя. Большинство из них, особенно на «зебре», свято уверены, что любая машина может остановиться мгновенно, без тормозного пути.

Особая тема - общественный транспорт на другой стороне дороги от тебя или трамвай на середине улицы. Видишь такое - будь готов, что в любой момент под колеса бросится опаздывающий пассажир. Они в таких случаях вообще не видят ничего вокруг, кроме закрывающихся дверей трамвая или автобуса.

Правило правого дурака

Особенная тема в городе - проезд перекрестков. Причем, как регулируемых, так и нет. Можешь быть уверен: как минимум половина окружающих тебя водителей не имеет ни малейшего понятия, или не обращает внимания на знаки приоритета. Даже если ты едешь по главной дороге, постоянно будь готов, что со второстепенной выскочит машина с явным умыслом таранить твою. За рулем может оказаться кто угодно: нерусскоязычный «бомбила», невменяемая блондинка или упертый полубандит, у которого на все ответ один: «ну мне же надо!»

Все мы знаем, что автомобильные аварии происходят каждый день. По статистике в нашей стране каждые 5 секунд. Автомобильные аварии по своему характеру делятся по следующим категориям: на тяжелые, средней тяжести и легкие. Не смотря на не совсем радужную (аварий) в нашей стране, в которых страдают только автомобили. Но тем не менее, процент тяжелых аварий в том числе и со смертельным исходом по сравнению с другими странами мира, в нашей стране остается очень большим.

По результатам проведенных многочисленных исследований было фактически установлено, что большинство произошедших аварий можно было бы избежать, если бы водители выполняли со своей стороны простые правила безопасности и строго соблюдали бы правила дорожного движения.

Вы друзья попадали когда-нибудь в аварию на машине? Да? Наверняка большинство наших читателей (автомобилистов) ответят на этот вопрос положительно. Часто водители попадают в аварию не по своей собственной вине. От этого, как все понимают, не застрахован никто. Большое число аварий напрямую связано с нашей беспечностью, с неправильным поведением и рассуждением при движении по дороге, когда возникают различные неожиданные и непредвиденные ситуации.


Также часто на дороге, который излишне самоуверенно и с нарушением правил дорожного движения управляет своим автомобилем ошибочно полагая, что всегда сможет избежать ситуации попасть в дорожно-транспортное происшествие. Часто наши действия на дороге являются неосознанными и не предсказуемыми пока мы приобретаем определенные навыки вождения автомобиля и не имеем еще достаточного опыта управления.

Мир вокруг нас друзья поменялся практически всего за каких-то десять лет. Появились , современные , дороги стали гораздо безопаснее, чем раньше, но все-же риск попасть неожиданно в ДТП в наши дни увеличился, он стал гораздо больше. Это напрямую связано с увеличением количества автотранспорта на наших дорогах (особенно это заметно в крупных городах) и с другими определенными факторами, которые окружают нас повсюду в этом современном мире.

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с самыми простыми но неплохими советами, чтобы уменьшить для себя в дальнейшем риск попадания в аварию. Любой из водителей в мыслях с ужасом осознает, что попасть для него в аварию это самое ужасное и неприятное, что может случиться на дороге. Наши советы друзья легко выполнимы. Главное здесь и самодисциплину.

1) Перед запуском двигателя проверьте исправность основных систем автомобиля.


Перед тем как запустить двигатель и отправиться в путь, проверьте исправность всех поворотников, габаритных огней и стоп-сигналов на машине. Также не забудьте проверить состояние авторезины. Таким образом Вы удостоверитесь для себя, что ваш .

2) Будьте внимательны на дороге.


Многие из нас автомобилистов приобретя небольшой опыт вождения машины начинают сразу думать, что они великие автогонщики и напроч утрачивают чувство опасности и остороженности, становятся попросту излишне самоуверенными. К большому сожалению большинство таких водителей как правило и . Подумайте друзья лучше о том, что на дороге находитесь не только вы один, там тоже есть водители-новички или автомобилисты, которые не слишком-то внимательны из-за своей самоуверенности или по неопытности, они из-за вашего неожиданного маневра могут не справиться с управлением машины и могут повредить свой а также и Ваш автомобиль.

Во время движения по дороге используйте друзья переферийное зрение, а именно, когда Вы смотрите вроде бы в одну точку, а видите в этот самый момент большинство объектов по сторонам. Если во время движения Вы чувствуете сонливость, когда смотрите в одну нацеленную точку, то старайтесь в такие моменты очаще переводить свой взгляд по сторонам, не теряя естественно в этот момент из виду саму дорогу. Обращайте свое внимание на автомобили, которые движутся рядом с Вами. Не забудьте смотреть в зеркало заднего вида оценивая тем самым скорость автомашин идущих позади вас. Это поможет Вам не только не уснуть за рулем но и в случае какой-либо опасности, которая может исходить от другого автомобиля, поможет вам быстро предпринять необходимые действия, чтобы с машиной.

3) Прежде чем перестраиваться в другой ряд убедитесь, что соседняя полоса свободна.


Которые не просматриваются через боковые зеркала заднего вида. Частая причина аварий - это перестроение на машине в другую полосу, где движется другой автомобиль. Прежде чем перестроиться в соседнюю полосу убедитесь, что по этой самой полосе почти рядом с вами или не так далеко не движется другой автомобиль. Так как боковые зеркала автомашины не дают сто процентной гарантии, что автодорога с боку пуста, то поверните ненадолго голову в нужную вам сторону и удостоверьтесь, что Вам ничего не мешает для перестроения.


Также запомните, при парковке или при движение во дворах надо быть предельно внимательным и осторожным, не полагаться на зеркала заднего вида. На парковке из-за любой другой автомашины может неожиданно выбежать человек, который находясь для Вас в слепой зоне может оказаться под колесами вашего автомобиля.

4) Будьте очень осторожны, когда рядом с Вами в другой полосе движется автомобиль.


Если достаточно долгое время с вами рядом параллельно едет другой , то постарайтесь не терять его из виду и будьте очень осторожны. Водитель этого автомобиля может не увидеть Вас из-за слепых зон и в случае неожиданного перестроения может повредить ваш автомобиль.

5) Проезд перекрестка.


Даже если Вы и едете на зеленый сигнал светофора, то прежде чем пересекать проезжую часть убедитесь для себя, что с других направлений перекрестка никто на вас не движется. Помните пожалуйста, что на дороге не все водители являются законопослушными и могут проезжать перекресток даже на красный свет. Также случается и это не редкость, что неисправен сам светофор, который может сбить с толку любого из водителей.

6) Будьте осторожны при приближении автомобиля со спецсигналом.


Если во время движения на машине Вы услышите звуковой спецсигнал, то будьте в этот момент очень внимательны и готовьтесь уступить дорогу спец.автомашине согласно правилам дорожного движения. Также помните друзья, что эта может сбить с толку водителя-новичка, который без какого-либо предупреждения может резко перестроится в Вашу полосу, уступая тем самым дорогу проходящей мимо его спецмашине. В том числе необходимо помнить, что проезжая на зеленый сигнал светофора и слыша звуковой спецсигал спец.автомобиля надо быть готовым к тому, что на Вашем пути может неожиданно появиться автомобиль со спецсигналом, который имеет право ехать на красный сигнал светофора.

7) Не забывайте включать поворотники при перестроении.


Если Вы хотите , то прежде чем совершить этот маневр не забудьте пожалуйста включить сигнал поворотника, сделать сначала небольшую паузу до трех щелчков поворотника для своего убедения, что соседняя полоса в данный момент свободная, и только тогда перестроиться. Если Вы видите, что при перестроении в другую полосу движения вам ничто и никто не мешает, все-равно в этот момент старайтесь быть предельно внимательным, ведь неопытный водитель может не рассчитать скорость своей машины и не успеет просто затормозить, тем самым сможет запросто повредить ваш автомобиль.

8) Соблюдайте ПДД.


Большинство ДТП (дорожно транспортных проишествий) происходит по причине . Помните пожалуйста друзья, что превышение установленной скорости и управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения являются самыми частыми причинами серьезных аварий.

9) Соблюдайте дистанцию.


Когда Вы нажимаете на педаль тормоза, то ваш автомобиль останавливается не сразу. Для его остановки и даже на сухом асфальте все-равно потребуется несколько секунд. Как правило, для того чтобы предпринять экстренные меры и затормозить, чтобы , Вам необходимо принять нужное решение за какие-то доли секунды. И в том случае, если Вы не соблюдаете при движении на машине нужную дистанцию, то вам может и не хватить время для самого торможения, что непременно приведет вас к аварии, в которой виновником наверняка будете признаны Вы, и все из-за несоблюдения дистанции.

Помните друзья, чем выше скорость машины, тем больше понадобится времени для полной ее остановки. Поэтому запомните, чем выше скорость Вашего автомобиля, тем больше должна быть дистанция до впереди идущего автомобиля.

10) Выбирайте оптимальный маршрут.


Если Вы уважаемый автомобилист не имеете достаточного опыта вождения и являетесь пока водителем-новичком, то мы советуем Вам выбирать для себя оптимальный маршрут движения, тем самым вы будете и опасных участков дороги. Также не забудьте соблюдать скоростной режим движения. Если Вы почувствовали, что скорость вашего автомобиля для Вас слишком высокая, то снизьте эту скорость до соответствующей вашей безопасности, а именно до той, на которой Вы будете чувствовать себя уверенно и комфортно.

11) Не отвлекайтесь на дороге.


Не смотря на то, что на законодательном уровне разговаривать за рулем по мобильному телефону категорически запрещено, большое число автомобилистов на наших дорогах все-равно по-прежнему нарушают этот закон. Наверняка друзья Вы ни раз видели очень странное поведение на дороге какого-нибудь автомобиля и были в недоумении,-"почему этот водитель так странно управляет своей автомашиной", но стоило вам обогнать эту машину Вы тут-же видите, что водитель автомобиля просто разговаривает по мобильному телефону. Вам ничего это не напоминает? Правильно, именно так управляет автомобилем водитель, когда находится в состоянии алкогольного опьянения. Вот так и этот сотовый телефон практически полностью притупляет внимание водителя на дороге и снижает его реакцию.

Также дорогие друзья постарайтесь во время движения на машине не употреблять никакую пищу и напитки, так как это очень сильно отвлекает от дорожной ситуации и может привести Вас , в которой будете виноваты вы.

12) Не провоцируйте других водителей к агрессивному вождению.


Двигаясь на автомобиле по своей полосе старайтесь уступить дорогу тому , который движется вслед за вами с большей скоростью. Помните пожалуйста, что не уступая дорогу быстро движущему автомобилю Вы сами провоцируете другого водителя не только на агрессивное вождение, но и на необдуманные действия, что может послужить причиной аварии. И на последок:

- Всегда пользуйтесь ремнями безопасности.

- Не злоупотребляйте звуковым сигналом. Это может спровоцировать других водителей.

- Не слушайте громкую музыку при движении на большой скорости. Музыка отвлекает водителя от дороги и снижает реакцию.

- Если Вы сильно устали, то снизьте скорость или вообще остановитесь.

У людей этой профессии особый склад ума. Склонность к точным наукам еще со школы - безусловно. Высшее техническое образование - обязательно. Опыт работы в ГАИ - приветствуется. Человек в погонах - Денис Антонов, начальник отдела технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по городу Минску. Он эксперт, который знает, как случаются ДТП.

О чем пойдет речь

- Я работал в ГАИ, когда в Минске, в Главном управлении внутренних дел, создавалось направление автотехнических экспертиз. Перешел туда, - говорит Денис Антонов.

Тринадцать лет он занимается экспертизами, связанными с ДТП. То, что для обывателя бесконечный спор (кто виноват, мог или не мог, «летел» или «не летел»), для эксперта - уравнение с несколькими неизвестными.

- Наша работа - это только физика и математика. Точные науки - точные ответы на вопросы. Эксперт не может философствовать, потому что экспертиза - это один из видов доказательств. Мы либо даем ответ, либо не даем, если не можем его обосновать, - отметил собеседник.

Денис Антонов

Скорость = икс

Эксперт не дает оценку действиям участников дорожного движения - это работа следователя. Эксперт - это ученый, зацикленный на своей науке. Задаются известные параметры, остается выяснить неизвестные - решить уравнение.

- Судебно-автотехническая экспертиза назначается в порядке расследования уголовных дел для выяснения тех или иных обстоятельств, - говорит Денис Антонов. - Основной пункт, как правило, - это скорость движения транспортного средства. Насколько быстро ехал водитель, была ли у него возможность предотвратить ДТП путем применения мер экстренного торможения? А если превышение скорости все же было - находится ли оно в причинно-следственной связи с совершением аварии?

Работает это так. Сначала вычисляется скорость водителя, затем, если он не нарушал ПДД, определяется, имел он техническую возможность предотвратить ДТП или не имел. А в том случае, если транспортное средство двигалось быстрее положенного, ставится другой вопрос: была ли скорость причиной совершения аварии?

- Мы рассчитываем, мог ли водитель, двигаясь со своей скоростью, избежать происшествия. Если не мог, проводится еще один расчет: если бы водитель двигался с максимально разрешенной скоростью, смог бы он тогда среагировать и не допустить того, что произошло? В зависимости от этого и делается вывод, была ли скорость причиной ДТП, - объяснил эксперт.

Пример сложной аварии: водитель автомобиля совершает поворот налево и сталкивается с мотоциклистом, который движется в прямом встречном направлении. Кто виноват: водитель, который при повороте должен был уступить дорогу, или мотоциклист, который ехал слишком быстро?

- Мы часто сталкиваемся с такими ситуациями. По правилам водитель при повороте налево должен уступить дорогу транспортным средствам, двигающимся во встречном направлении. Нет никаких уточнений относительно скорости встречного транспорта - обязан уступить, и все, - уточняет специалист. - Но есть нюанс: а имел ли водитель возможность обнаружить встречное транспортное средство?

Могу сказать из практики: случается, что мотоциклисты значительно превышают разрешенную скорость движения - технические характеристики транспортного средства позволяют это сделать. И бывает, что другие водители физически не могут наблюдать мотоцикл либо видят его настолько далеко, что не могут правильно определить скорость. Как и указано в ПДД, водитель предполагает, что другой участник дорожного движения соблюдает правила и не нарушает скоростной режим. Так что же в итоге было причиной совершения ДТП?

Аварии, о которых говорит Денис Антонов, приводят к самым серьезным последствиям. Поэтому очень часто заключение эксперта имеет важнейшее значение.

- При этом нужно понимать, что оценку действиям каждого из участников ДТП даем не мы, а следователи. И никто не исключает необходимость соблюдать все пункты ПДД. Эксперт только устанавливает заданный параметр. В нашем случае - скорость, - добавил собеседник.

Как решается уравнение

Как определить скорость транспортного средства, если она неизвестна? Вариантов несколько.

Расчеты по видео

- С учетом имеющихся камер наблюдения, а также видеорегистраторов, которые используют сами водители, у нас есть достаточно надежный инструмент для определения скорости движения транспортного средства. И проводится немало экспертиз, когда этот параметр определяется именно по видеозаписи. Снова чистая математика: чтобы определить реальную скорость движения, нужно сделать привязку к пройденному расстоянию за определенный отрезок времени, - рассказал Денис Антонов.

Кажется, все просто, но даже при наличии видеозаписи иной раз не удается найти ответ на поставленный вопрос.

- Иногда объект в кадре находится слишком далеко, чтобы определить хоть какие-то параметры. Благо на узловых перекрестках в столице установлены камеры с достаточно высоким качеством записи, они позволяют получить необходимые сведения с высокой степенью достоверности, - замечает специалист.

Анализ деформации транспортного средства

Удивительно, но некоторые сведения о том, с какой скоростью двигалось транспортное средство, можно получить исходя из полученных им повреждений.

- Мы рассчитываем, какое влияние на элементы кузова оказывает передача импульса за счет скорости одного и другого участника ДТП. Иначе говоря, ищем ответ на вопрос, какая сила потребовалась для образования определенной степени деформации. Иногда определить скорость таким методом не представляется возможным. Краш-тесты проводятся на новых автомобилях. А как деформируется кузов старой машины? Какое у него было состояние на момент аварии? Поэтому в своих выводах мы определяем нижнюю границу возможного диапазона, поскольку можем обосновать это заключение физическими законами, - пояснил эксперт.

Речь о формулировке «Двигался со скоростью не менее...», где указывается та минимальная скорость, с которой могло двигаться транспортное средство с учетом наступивших последствий, своего конечного местоположения и т. д.

Следовая информация

Еще один признак - следовая информация.

- Следы торможения, бокового скольжения, перемещения транспортного средства после ДТП - все это обуславливается скоростью движения, - отметил Денис Антонов.

Опрос участников и очевидцев ДТП

Важный источник информации - участники и очевидцы ДТП. Причем если участники могут повести себя по-разному, так как они заинтересованы в том, к каким выводам придут следователи, то очевидцы чаще бывают беспристрастными.

- Был один случай - авария с участием мотоциклиста, - припомнил специалист. - Очевидцы утверждали, что он ехал с такой скоростью, что за его движением просто не успевали следить. Они говорили, что, по их мнению, скорость составляла более 200 км/ч. Была проведена экспертиза, и по конечному положению транспортных средств, по воздействию на них деформирующих сил специалисты сделали вывод, что скорость мотоцикла была не менее 170 км/ч. Как видите, показания очевидцев оказались достаточно правдивы.

Проведение экспертиз и следственных экспериментов

- Любое происшествие с пострадавшими - это одна, две, три экспертизы, - поясняет Денис Антонов. - Определяется техническое состояние транспортных средств, тех систем, которые влияют на безопасность (тормозная система, рулевое управление и ходовая часть). В последующем, в зависимости от обстоятельств происшествия, перед экспертами могут ставиться и другие вопросы.

Бывали случаи, когда специалисты определяли, кто находился за рулем.

- За 13 лет было многое. Вспоминается 2005 год, декабрь: автомобиль ВАЗ-2101 врезался в опору строящегося путепровода на улице Шаранговича - шестеро погибших. Еще одно ДТП: развязка МКАД и слуцкой трассы, Fiat Bravo - шестеро погибших. В тех случаях мы проводили комплексную экспертизу, определяли положение в машине каждого участника в момент происшествия, - рассказывает эксперт. - Чтобы установить, кто был за рулем, иногда приходится исключить все те варианты, которые невозможны для конкретной ситуации. Изучаются травмы, которые получили люди, опрашиваются сотрудники МЧС, которые занимались спасением пострадавших, анализируется следовая информация в салоне. Так мы приходим к выводу, кто и где мог находиться.

Также анализируется вся информация, которая может указывать на скорость транспортного средства.

- Можно ли, скажем, по стрелке прибора, которая замерла на определенном значении, судить о скорости транспортного средства в момент ДТП? С одной стороны, это один из признаков. Даже по частоте оборотов двигателя, к примеру, можно вычислить скорость. Но в то же время это лишь косвенный признак, полагаться на него безоговорочно нельзя, требуется подтверждение, - говорит собеседник.

Поэтому проводятся следственные эксперименты, во время которых воспроизводятся значимые обстоятельства произошедшего.

- Во время следственного эксперимента, если нам нужно определить скорость транспортного средства, водитель на этом же автомобиле (либо на похожем, если оригинал не восстановлен) воспроизводит свое положение на дороге и ту скорость, с которой, предположительно, он двигался в момент происшествия, - описывает процесс Денис Антонов. - Воспроизводятся также все известные параметры: погодные условия, расположение других объектов. Затем анализируются показания очевидцев: они делают свои замечания, говорят, быстрее или медленнее, на их взгляд, двигалась машина. На основании этого делаются определенные выводы.

Проведение следственного эксперимента на месте ДТП в Минске

Мог ли водитель предотвратить ДТП?

В случае ДТП с тяжелыми последствиями перед экспертами ставится вопрос о технической возможности у водителя предотвратить аварию. Пункт 87.2 ПДД обязывает водителя при возникновении препятствия или опасности для движения, которые тот в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.

Момент возникновения опасности вычисляется следственным путем. А эксперт ищет ответ на вопрос, мог ли водитель избежать наступивших последствий?

- Тот же пример с конфликтом левого поворота. Оба участника обязаны соблюдать ПДД. Один водитель должен был пропустить другого, но и другой водитель был обязан попытаться предотвратить происшествие. Я говорил о ситуации с мотоциклистами, потому что в теплое время года происходит немало подобных аварий. Другая типичная ситуация - столкновение при маневрировании. Некоторые водители, совершая маневры, привыкли смотреть только в зеркало заднего вида, однако тот же мотоцикл занимает на дороге меньше пространства. Он может находиться сзади, но в одно только зеркало его не видно, - отметил специалист.

Другая серьезная тема - ДТП с участием пешеходов. Если наезд произошел на пешеходном переходе, экспертизы для определения технической возможности у водителя среагировать не назначаются. По ПДД он обязан в таких случаях уступать дорогу. А что, если пешеход вышел на проезжую часть вне отведенного для этого места?

- Да, в этом случае часто проводится экспертиза - для того, чтобы ответить на вопрос, мог ли водитель избежать наезда, сколько времени у него было на реакцию? Большое значение имеет то, была ли у водителя возможность обнаружить опасность до момента, когда она возникла. Ребенок выходит на проезжую часть - это момент возникновения опасности? Или водитель мог наблюдать ребенка еще тогда, когда тот шел по тротуару, приближаясь к дороге? В этом случае ребенок еще не создает опасности, но водитель знает, может предположить, что пешеход выйдет на дорогу, - говорит Денис Антонов.

В экспертной практике минимальное время реакции водителя принимается за 0,6 секунды, и, в зависимости от складывающейся дорожной ситуации, это значение может только увеличиваться.

- При определении технической возможности предотвратить происшествие анализируется длина остановочного пути транспортного средства, - поясняет эксперт. - Если препятствие находилось на большем удалении, значит, водитель путем своевременного применения экстренного торможения мог предотвратить ДТП. Если же препятствие находилось на меньшем расстоянии, значит, возможности избежать аварии не было.

В то же время возможно установить, каким был бы остановочный путь транспортного средства, если бы водитель двигался с максимально разрешенной скоростью движения. Соответственно, когда в реальности этот остановочный путь длиннее, можно делать вывод о превышении скорости, что находится в причинной связи с возникновением рассматриваемого происшествия.

А ведь очень часто после ДТП вообще не остается следов, даже если водитель экстренно тормозил: большинство транспортных средств оборудованы АБС. Поэтому всегда применяется комплексный анализ, прорабатываются все возможные варианты.

Кстати, на оценку произошедшего могут повлиять многие факторы. Например, установленный предупреждающий знак.

- Нужно учитывать все обстоятельства. Скажем, если установлен предупреждающий знак «Дети», то водитель уже предупрежден о том, что на дороге может появиться ребенок, и должен предполагать, что может возникнуть опасность. Аналогичная ситуация и на дворовой территории, где по правилам пешеход имеет преимущество, - напоминает специалист.

Другое дело - появление пешехода на неосвещенном участке дороги в темное время суток. В этом случае за основу будет браться иное время реакции, ведь у водителя нет причин предполагать, что может возникнуть опасность.

- Часто ли делается вывод, что водитель не имел возможности вовремя остановиться?

- Что касается ДТП с пешеходами в темное время суток, когда наезд совершен вне перехода на неосвещенном участке дороги, я даже не вспомню, когда был сделан вывод о том, что водитель имел техническую возможность остановиться. В темноте расстояние до возникающего на дороге человека зачастую слишком невелико: водитель успевает заметить только силуэт, и обычно остановочный путь в таких ситуациях значительно превышает величину удаления автомобиля от пешехода в тот момент.

Денис Антонов говорит, что в случающихся ДТП трудно найти закономерность. Да, существует фактор сезонности: летом чаще происходят аварии с участием мотоциклов, весной и осенью, когда световой день короткий, нередко случаются наезды на пешеходов, а зимой - выезды на встречную. Но общая картина меняется год от года, и ничего предсказать невозможно.

- Даже если проанализировать один и тот же месяц в разные годы, то статистика может отличаться кардинальным образом, - отмечает собеседник. - А вот поведение водителей в экстренных ситуациях не особенно различается, разве что человек имеет специальную подготовку, знает, как реагировать в случае возникновения опасности. И физические законы как действовали раньше, так действуют и сейчас - это неизменно. Поэтому работы у экспертов и следователей меньше не становится.