Православные святыни греции. Паломнические туры в грецию

«Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь…» (Деяния 16: 11).

Согласно преданию, сохранившемуся на острове, апостол Павел пристал к берегу в порту античного города, современном Пальяполи. В память об этом событии впоследствии на этом месте была построена трехпридельная раннехристианская базилика, при сооружении которой были также использованы фрагменты архитектурных деталей зданий античности. Палеополь находится в 7 км к северо-востоку от совр. порта Камариотисы. Главный курорт острова - Терма - использовался еще с римских времен. Здесь бьют горячие источники.

Кавала (древний Неаполь). Храм свят. Николая, который находится около порта на том месте, где впервые ступил на берег апостол Павел. Позади него стоит низкая цилиндрическая колонна в честь высадки апостола Павла. «Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь» (Деян. 16: 11).

Древний город Филиппы — археологический заповедник. «Оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней» (Деян. 16: 12). Из Неаполя апостол Павел шел в Филиппы по античной дороге Виа Игнатия и, скорее всего, заходил в город с восточной стороны. Эта дорога представляет собой крупные каменные блоки.

Часовня св. Лидии стоит у реки, в которой ее крестили. Эта река называется Гаггити. На месте молитвенного дома сейчас стоит храм. Место, которое по традиции считают домом Лидии, сейчас встроено в Гостиницу Лидии, которая находится при входе. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас» (Деян. 16: 13-15).

Место, где апостол Павел исцелил служанку, одержимую прорицательным духом, находится недалеко от античной площади. Молодая служанка прорицательница своей силой обязана была духу Змея, овладевшего ею. Змей этот, связан с древним греческим Мантием в Дельфах, известных во всем древнем мире благодаря пророчествам бога Аполлона, говорящего голосом Пифии. «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16: 16-19).

Развалины тюрьмы, где были заточены апостолы Павел и Сила — это небольшая постройка, похожая на пещеру, недалеко от входа на античную площадь. Именно на античной площади апостолов Павла и Силу били палками. «Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками. И, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16: 22-23).

«Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога» (Деян. 17: 1)

Апостол Павел проходил эти города, когда шел в Фессалоники во втором путешествии.

Монастырь Влатадон в старом городе. На территории монастыря находится древняя часовня св. Павла. Согласно первой версии на этом месте была синагога, где проповедовал апостол Павел «…они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало» (Деян. 17: 1-4).
Согласно второй здесь стоял дом Иасона, где останавливался апостол Павел и во дворе которого молился «Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу» (Деян. 17: 5).

Район Айос Павлос за стенами Старого города. Самый древний храм стоит на пересечении улиц Кастрон и Леофорос Охи в зеленой зоне, рядом находится часовня, святой источник и пещера, в которой останавливался апостол Павел, покидая Салоники. Согласно преданию, святой источник возник от слез апостола Павла – он ночевал здесь, за городскими стенами, и молился со слезами. Новая церковь возвышается над всей этой местностью, располагаясь за старым парком. В ней хранится часть мощей апостола Павла.

Верия. В Верии, недалеко от площади Платиа Орология, за зданием школы на улице Майромиксали, стоит открытая часовенка в память св. апостола Павла. К главной иконе ведут четыре древние мраморные ступени, на которых стоял апостол Павел, проповедуя. «Братия же немедленно ночью отправила Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало» (Деян. 17: 10-12). «Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. Тогда братия тотчас отпустили Павла как будто идущего к морю…» (Деян. 17: 13-14).

Согласно местному преданию, его отправили из Верии на корабле сначала на Эгиньон (нынешний Калиндрос), а потом в прибрежный город Метони (в наши дни он называется Элевферохори). Оттуда он отплыл на корабле в Афины.

Афины. К тому времени, как апостол Павел оказался в Афинах, жизнь этого города была далека от былого великолепия. Здесь он впервые проповедовал язычникам на их территории. В Антиохии он обращался к ним в синагоге, а в Афинах, которые давно перестали играть роль крупного процветающего торгового центра, еврейской общины не было, она переселилась в новые колонии: Патры, Никополь и Коринф. Апостол Павел был первым христианским миссионером, пришедшим с проповедью в этот прославленный город, интеллектуальный оплот греко-римского мира. И в самом деле, Афины все еще были главным университетом империи; они пользовались заслуженной славой города философов, на улицах которого можно было услышать споры платоников, стоиков и эпикурийцев. Уже возникли и другие интеллектуальные центры — в Риме, Александрии, Антиохии и Тарсе, — но Афины удерживали пальму безусловного первенства. Несмотря на упадок духа, внешне город был прекрасен как никогда. Он крепко держался за свои древние традиции и памятники, праздники и жертвоприношения. Ожидая в Афинах приезда апостолов Силы и Тимофея, апостол Павел, должно быть, успел насмотреться на храмы, сверкающие золотом и богатыми красками, и на статуи сонма греческих и иноземных богов, воздвигнутые на высоких пьедесталах в храмах, во дворах богатых и знатных горожан, в общественных зданиях и на улицах. Свое знаменитое обращение к афинянам он начинает словами: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны: ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «НЕВЕДОМОМУ БОГУ…» .

Х.В. Мортон отмечает, что, упомянув об алтарях, посвященных Неведомому Богу, апостол Павел, как всегда, приспосабливает форму выражения христианского учения к особенностям восприятия своих слушателей. В данном случае он не стал цитировать еврейские тексты, мало что значившие для афинян, а предложил им нечто понятное им. Это было прекрасное начало, пронизанное местным колоритом и обещавшее необычное продолжение. Для всех, кто слушал его в тот день, алтари с надписью НЕВЕДОМОМУ БОГУ были частью их повседневной жизни. Каждый знал историю чумы, поразившей Афины за шесть веков до Рождества Христова. Тогда, принеся жертвы всем известным богам и видя, что чума не отступает, афиняне попросили помощи критского пророка Эпименида. Он пригнал к Ареопагу стадо белых и черных овец и позволил им бродить там, где пожелают. Он подождал, пока овцы улягутся отдыхать на выбранных ими самими местах, и на этих местах они были принесены в жертву «подходящему богу». Чума прекратилась, после чего стало традицией воздвигать алтари неведомым божествам, и не только в Афинах.

Спускаясь с храмовой горы по развалинам Пропилей (древних ворот), внизу справа виден большой скалистый выступ (от храмовой горы его отделяет тропа, начинающаяся в районе Плака и вьющаяся по северной стороне Акрополя). Древняя, высеченная в скале лестница из пятнадцати или шестнадцати ступеней, ведет к вершине скалы с гладкой, будто отполированной, поверхностью, испещренной похожими на кратеры отверстиями. Эту вершину специально выровняли много веков назад. Это Apec (или Ареопаг) , древнее место проведения знаменитых собраний афинян, которым апостол Павел и проповедовал Евангелие Иисуса Христа. По мнению некоторых, он мог обращаться к собранию с агоры (рыночной площади), расположенной ниже, однако согласно местному православному преданию и утверждению многих историков, он стоял на самом Ареопаге. Если так, то апостол Павел поднимался по этим каменным ступеням и, стоя на выступе скалы над раскинувшимися под ногами Афинами, говорил своим слушателям, что Бог «не в рукотворенных храмах живет» (показывая при этом на мраморные храмы, венчающие Акрополь у него за спиной, и на тридцатифутовую статую Афины, чье золотое копье так ярко сверкало наконечником, что было видно даже морякам у берегов южной оконечности Аттики).

Паломнику, желающему вспомнить слова апостола Павла, находясь на вершине Ареопага, лучше всего придти сюда рано утром или поздно вечером, когда солнце садится за Акрополем, сияя великолепием красок — совершенно особенными, так характерными именно для Греции оттенками красного и золотого — и кажется, будто здесь все еще звучат слова Апостола. «В ожидании апостолов Силы и Тимофея в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов? «, а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и Воскресение. И, взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши; посему хотим знать, что это такое? Афиняне же и все живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.

И, став среди ареопага, Павел сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все; От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, приставше к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ним. (Деяния 17, 16-34).

Из всех этих тысяч идолопоклонников, философов и ораторов набралась лишь горстка людей, поверивших его словам. Лишь троих из них мы знаем по именам: свяшенномученик Дионисий Ареопагит, по преданию бывший судьей совета Ареопага, состоявшего всего из девяти членов; св. Иерофей (возможно, он тоже являлся членом этого Совета), который впоследствии стал первым афинским епископом, и женщина по имени Дамарь.

Коринф. После проповеди в Афинах и знаменитой речи на вершине Ареопага апостол Павел отправился прибрежной дорогой в Коринф. Коринф времен апостола Павла был уникальным городом, входившим в состав римских колоний в Греции. В Коринфе святой апостол Павел остановился в доме одной еврейской четы, Акилы и Прискилы. Они, как и он, занимались изготовлением палаток и парусов, и святой апостол стал работать вместе с ними, добывая себе пропитание. Акила и его жена лишь недавно прибыли в Коринф в связи с приказом Клавдия «всем евреям покинуть Рим». Римские историки объясняют это изгнание стремлением положить конец выступлениям евреев «по наущению некоего Крестуса», что невольно наводит на мысль о том, что уже на этом этапе мы имеем дело со спорами в среде евреев, касающимися Евангелия.

Весной к Павлу, наконец, присоединились Сила и Тимофей. Они увидели, что он с великим воодушевлением проповедует в синагоге, и его успех, как и следовало ожидать, всколыхнул евреев. Их враждебность достигла такого накала, что они богохульно поносили Христа посреди синагоги. В ответ Павел «отряс прах со своих одежд» (символический жест отвержения у израильтян, известный со времен пророка Неемии) и воскликнул: «Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». И навсегда покинул эту синагогу. С того дня коринфские христиане собирались в доме римлянина Тита Иуста. В числе евреев, последовавших за апостолом, были Акила, Прискила и Крисп, начальник синагоги, которого крестил сам Павел и который впоследствии стал главой местной Церкви. Обратившись к проповеди среди язычников, Павел проповедовал с не меньшим подъемом духа, чем в синагоге, и именно в языческой среде он собрал обильный урожай. Приветствия в его посланиях к коринфянам звучат скорее как списки граждан римского города-государства, нежели обращение к жителям греко-еврейской колонии: Тит, Гаий, Фортунат, Терций.

В ту ночь, когда апостол Павел навсегда покинул синагогу, Господь говорил с ним в видении: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня — много людей в этом городе» (Деян. 18,9-10). Возможно, предвидя начало мстительного противостояния, пре-следовавшего его на всем пути по земле Малой Азии и большей части Греции, святой Павел думал уйти из Коринфа так же, как он ушел из Салоник, Филипп и Верии. Однако он остался здесь на полтора года, что оказалось самым длительным сроком его пребывания, где бы то ни было со дня начала его миссионерских путешествий. Евреи же, отвергшие благую весть Христианства, в это время выжидали, выискивая подходящий момент, чтобы задушить новорожденную Церковь и изгнать апостола из Коринфа. Наконец, с прибытием нового проконсула Ахайи Иуния Галлиона, они решили, что теперь у них появилась такая возможность. Они понимали, что вряд ли удастся повлиять на проконсула, выдвинув обвинения в нападках на еврейские традиции, и решили выступить против Павла. Галлион был не просто правителем римской колонии, но братом Сенеки, знаменитого философа и учителя Нерона, а также дядей римского поэта Лукиана. Прекрасно образованный, выходец из хорошей семьи, замечательный оратор, Галлион считался среди своих современников обаятельным, дружелюбным человеком и проницательным руководителем. В отличие от правителей Филипп и Салоник, его не могла напугать толпа, затеявшая религиозные распри. Евреи же, приведя Павла к нему на суд с криками: «Он учит людей чтить Бога не по закону», надеялись, что закон, официально защищающий иудаизм, будет на их стороне. К тому же они рассчитывали, что устроенный ими спектакль произведет большое впечатление на Галлиона как на нового человека на новом месте. Однако он ответил холодно: «Если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами: я не хочу быть судьей в этом». И прогнал их от судилища. Они не успели покинуть зал суда, когда собравшиеся там греческие язычники, разгневанные этими выдуманными обвинениями, окружили начальника синагоги Сосфена и основательно побили его. Галлион не обратил на это внимания.

Рядом с храмом, построенном в честь святых апостолов Петра и Павла в Коринфе, стоит мраморный памятник, на котором на четырех языках, в том числе и на русском, начертан так называемый «Гимн Любви» . Также необходимо посетить рыночную площадь – место проповеди апостола Павла. Первое послание к коринфянам было написано им через три года после того, как он вместе с Акилой и Прискиллой ушел оттуда в Эфес; второе — спустя еще примерно год, когда он нахо¬дился в Македонии, перед последним посещением Коринфа.

После посещения Коринфа апостол Павел продолжил свой миссионерский путь и пришел в восточный порт Коринфа (он сохранился), который называется Кехреон (Кенхреи), где остриг голову по обету (Деян. 18, 18). Здесь же, сделав остановку на Коринфском канале, который был построен в конце 19 века, чтобы соединить два моря Эгейское и Ионическое, следует обязательно вспомнить о святой мученице Галине Коринфской, которая пострадала в 258 году при императоре Декии. Её утопили с камнем на шее в древнем порту старого города Коринф. Потом апостол Павел вернулся в Малую Азию, в Иерусалим, снова в Македонию. В Иерусалиме он был взят под стражу и отправлен в Рим. Евсевий пишет, что после двух лет заключения в Риме святого Павла освободили, и он еще десять лет проповедовал Евангелие Иисуса Христа. Потом он вернулся в Рим. Здесь апостол Павел и принял мученическую кончину. Это произошло 29 июня 67 или 68 года от Рождества Христова.

Античный Никополь, где проповедовал апостол Павел после своего освобождения в Риме «Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил провести там зиму» (Тит 3, 12). Деятельность апостола Павла превратила Никополь в крупнейший христианский центр своего времени. Живописные руины Никополя расположены недалеко от Превезы.

Исследование Алексея Мишина.

Сегодня мы оставим неугомонные Салоники и отправимся по окрестностям. Кроме того, Grekoblog специально акцентирует внимание на тонкостях поведения в местных храмах, с которыми Вы почти наверняка столкнетесь при посещении Святых мест не только в Северной Греции, но и по всей Элладе.

Первое место, в которое мы хотели бы сегодня отправиться находится недалеко от Салоник — в местечке Суроти. Здесь расположен женский монастырь Св. Иоанна Богослова . Паломники со многих стран стекаются сюда, чтобы поклониться могилке старца Паисия Святогорца, почившего в 1994г и пока ещё не канонизированного. Невзирая на это, верующие приходят на его могилу с глубокой благодарностью в душе за то утешение, просветление и любовь, которые они получили от старца. Во многом это заслуга монахинь монастыря, записывавших слова старца в своего рода рассказы или проповеди, простые и доступные, которых со временем накопилось на несколько книг, изданных и переведённых в том числе и на русский язык.

Найти монастырь без карты или навигатора не очень легко, но, найдя, уезжать отсюда не хочется. Необыкновенно ухоженный, просторный, но скромный, своему опрятному виду, радующему глаз, он обязан стараниям проживающих в нём монахинь. То там, то здесь увидите нарядные цветочные клумбы, а общий горный пейзаж идеально дополняет традиционная для Греции поствизантийская монастырская архитектура. Во дворе для гостей всегда выставлено угощение: рахат-лукум и чистая вода из святого источника.

Монастырь Св. Иоанна Богослова находится недалеко от Салоник в местечке Суроти

В этом месте самым удивительным образом сочетаются приветливость и молчаливость, радушие и уединение.

Недалеко от монастыря Иоанна Богослова, в горах Хортиатис более тысячи лет назад был основан монастырь Св. Анастасии Узорешительницы , который функционирует и сейчас как действующий мужской монастырь, где хранятся мощи самой Святой Анастасии. Он совершенно не похож на радушный и ухоженный монастырь Иоанна Богослова, но завораживает особенной, чуть суровой и очень древней атмосферой, повествующей о тысячелетней истории монастыря. Со стен его, как и сотни лет назад, открывается вид на македонскую долину, даже и теперь почти не тронутую цивилизацией.

Для тех, у кого в запасе есть ещё один день, незабываемой станет , к древнему монастырю Св. Дионисия (XVI век). Монастырь запрятан в горах на склонах ущелья и найти его даже в наше время нелегко, а уж раньше, пока не провели дорогу, было и вовсе почти нереально: в период турецкого ига монахи, ища покоя и безопасности, уходили подальше от мусульман далеко в горы. Монастырь был взорван оккупантами во времена Второй Мировой Войны, и до сих пор в нём ведутся восстановительные работы, но сам храм и трапезная уже открыты для посещений. До того, как основать монастырь, Св. Дионисий жил в отшельничестве в одной из пещер горы Олимп, где и скончался в 1541г. От монастыря ведёт тропинка к пещере, где сейчас устроена миниатюрная церквушка — место постоянного паломничества христиан. Поход к пещере по горной тропке для людей, не привыкших к физическим нагрузкам, можно расценивать как небольшой подвиг веры… путь в одну сторону занимает около получаса.

Монастырь Святого Дионисия на Олимпе найти очень непросто

Мощи Святого Дионисия были перенесены в основанный им монастырь, где они и покоятся сейчас, в левом притворе храма.

Во дворе храма Вы найдёте освящённый горный источник с холодной питьевой водой, которая как в жару, так и в холод даёт паломникам новые силы…

Последняя наша цель — это ущелье Темби с небольшим скальным храмом Св. Параскевы . Проезжая Темби, будьте внимательны, чтобы не пропустить ту единственную стоянку машин в местечке Агиа Параскеви, от которой Вы можете перейти по подвесному мосту на другую сторону ущелья к храму. Согласно Преданию, именно в этом ущелье была арестована Святая Параскева Римская — христианская мученица II века, считающаяся целительницей глазных недугов. Здесь же в начале XX века при строительстве железной дороги чудесным образом была обретена икона святой. Ищущие исцеления, а также все верущие, пришедшие поклониться Святой Параскеве, идут приложиться к источнику. Для этого им нужно пройти буквально внутрь скалы по недлинному, но узкому проходу. Разойтись там могут только два человека, поэтому лучше тихо и терпеливо соблюдать очередь.

Если Вы раньше не бывали в Греции и готовитесь отправиться в тур по Святым местам, то Вам полезно будет ознакомиться с некоторыми особенностями греческих православных традиций:

  • Свечи в греческих храмах лежат в свечных ящиках в свободном доступе. Вы можете взять необходимое количество, а в специальную щёлку кинуть монету соответствующей стоимости. Если у Вас с собой нет мелочи в местной валюте, это не причина не зажигать свечу: ничего страшного, при возможности в следующей церкви восполните.
  • Цыгане при входе в церковь могут уговаривать Вас приобрести свечи у них. Они, в свою очередь, пачками берут их из свечных ящиков — поступайте, конечно, как Вам велит совесть, но учтите, что церковь этих денег точно не увидит.
  • В греческую православную церковь женщины могут заходить с непокрытой головой и в брюках — главное, чтобы были прикрыты плечи и колени. При входе в монастырь правила строже: поэтому у дверей, как правило, для посетительниц лежат длинные юбки и наплечные платки. Мужчинам в шортах выше колена также проходить нежелательно, но запасов длинных брюк для них, к сожалению, не предусмотрены.
  • Фотографировать разрешено сколько угодно за пределами храма, но внутри в 90% случаев попросят спрятать фотоаппарат — отнеситесь к этому с пониманием. Открыто фотографировать монахов также не совсем этично.
  • Греческие православные храмы, в отличие от русских, почти всегда имеют плотные ряды стульев, разделённые посередине проходом. Слева сидят женщины, справа — мужчины. Но определённые части службы все прихожане слушают стоя.
  • Почти при каждом монастыре и во многих церквях есть небольшой источник освящённой воды, которую Вы можете без стеснения пить и, при желании, налить в бутылочку, чтобы взять с собой.
  • Большинство греков, и стар и млад, крестятся всякий раз, как видят церковь. Пользуясь местным общественным транспортом, не пугайтесь, если пол-автобуса вдруг начнёт осенять себя крестным знамением — это не связано с каким-то происшествием на дороге, просто Вы проезжаете мимо храма.
  • Почти каждый храм обладает маленькой пристройкой, своего рода молельней со святым изображением и свечным ящиком; даже если Вы очень торопитесь, легко одеты и зайти в церковь нет времени, всегда можно по пути заглянуть в такую молельню, поставить свечку и прочесть короткую молитву.
  • Прежде чем отправиться монастырь, узнайте о режиме его работы.

Многообразие святых мест на острове не позволяет посетить все за один раз, совершив только одну поездку. Греция придерживается православия, ведь 98 % местного населения являются православными. Первым городом, который встречает паломников со всего мира является Салоники - северная столица Греции Фессалоники. Великомученик Димитрий Солунский является покровителем города. В четвертом веке он был сыном римского проконсула города Фессалоники, своего сына он крестил в домовой церкви, так же и воспитали в соответствии с христианскими обычаями и устоями. Назначен был императором Галерием после смерти своего отца, на его место. После назначения он проявил себя как истинный христианин, начал проповедовать в городе и приобщил к христианству большинство его жителей. По приказу императора за это его и убили.

Святыни которые посещают паломники в Салониках, прежде всего это Кафедральный собор, в котором до сих пор хранятся мощи великого угодника Божия святителя Григория Паламы. Так же посетите монастырь святой преподобной Феодоры "послушливой" Солунской, который хранит ее святые мощи, а так же мощи преподобного Давида Столпника Солунского - жил он еще в шестом веке. Одно из святых мест это источник Святой Праскевии, она была христианской великомученицей третьего века. Через ущелье расположен мост по нему и можно перейти к скальной церкви Святая Параскевы-Пятницы. Источник же находится в глубине узкого прохода и расположен в горе. Так же источники Святой Праскевии до сих пор открываются и в России. В Центральном районе города Красноярска со всеми почестями открыли сквер, в котором находится источник святой Параскевы-Пятницы. Источник так и назван в ее честь - Св. Параскевы-Пятницы. Еще один расположен в Старой Ладоге под Малышевой горой. Много святых мест и более семидесяти церквей расположено в Кастории, большинство из них византийской эпохи. Кроме Церкви Мавриотисы так же известны: Церковь Святого Афанасия Музаки (XIII век), Церковь Святых Бессребреников (XI век), Митрополичий собор Архангела (XIV век).

Убранство православных храмов в Греции, если сравнить с нашими, скромнее. Если имеется церковная лавка, то она расположена рядом со зданием церкви, а не внутри помещения. Свечи лежат просто, без ценников и каждый желающий может взять и поставить то количество, которое пожелает. Расположена специальная чаша для пожертвования, причем добровольного, куда нужно положить столько денег сколько можете или сколько посчитаете нужным. Особо привлекательны небольшие часовенки, которые в стране расположен практически везде. Установлены они по обочинам многих дорог - в честь памяти о погибших людях в ДТП.

Одним из самых посещаемых мест в Греции является Афон, что в переводе с греческого языка означает "Святая гора". Это третий из полуостровов Халкидики. Одно из главных святых мест мира для православных Афон почитаем, как земной Удел Богородицы. Святая гора считается "монашеской республикой", причем автономной, уже более десяти веков туда не допускаются женщины, мужчинам больше повезло - они здесь желанные гости. В нынешние дни там расположено двадцать монастырей. Хранятся в них драгоценные кресты, части животворящего дерева креста Господня, хранят его в драгоценных оправах, чудотворные иконы, древние священные книги, мощи святых апостолов и великомучеников.

Главный монастырь - Ватопед хранит бесценную святыню всего мира христианского - пояс Богородицы, а так же принесенные Фифлеемскому младенцу дары волхвов. Есть на территории и русский монасттырь святого Пантелеймона, в нем хранится второй по величине колокол в мире, весит он пятнадцать тонн. На территории Афона запрещают видеосъемку, сфотографироваться можно на улице без разрешения - это позволено, а вот внутри храма на это нужно иметь благословение. В святом месте, кроме запретов на видеосъемку, запрещено загорать и купаться. В монастыре Эсфигмен на Афоне вход в храм разрешен если на мужчине одета рубашка с длинным рукавом, можно взять такую у входа. Посещая остальные храмы просто нужно соблюдать скромного вида одежду. Если заявите, когда придете в храм о том, что приехали на экскурсию или же просто посмотреть на природу, то Вам откажут в посещении святого места.

Еще одно святое место остров Патмос. Здесь расположен монастырь Иоанна Богослова, дата основания которого 1088 год. Одной из крупнейших христианских библиотек считается расположенная в монастыре, ранние рукописи которой датированы пятым веком. Возле монастыря находится пещера, где Иоанн Богослов получил свое "Откровение", о котором записал его ученик Прохор. Сохранилось даже углубление в стене, в том месте, где прислонялся к ней апостол. Пещера и монастырь под охраной ЮНЕСКО и внесена в число памятников Всемирного наследия.


Со школьной скамьи нам известно, что Древняя Греция – колыбель европейской культуры. И это, действительно, так. Гомер, Эсхил, Платон и Аристотель – все они были греками. Завоевания Александра Македонского принесли зерна этой великой культуры в самые глубины Азии. Рим, покоривший Грецию во II веке до н.э. не мог, да и не хотел отказаться от греческих достижений. Греческий язык вплоть до падения Рима, а тем более в период Византийской империи был языком науки, поэзии и богословия. Все чудом сохранившиеся древнейшие тексты Евангелия написаны именно на греческом. Поэтому в самый ранний период распространения христианства особенно важно было донести Слово Божие именно до Греции, изменившейся во многих отношениях, но не утратившей славу первоистока европейской цивилизации. Основную роль в просвещении этой страны, смене языческих святынь Греции на христианские, сыграло миссионерское путешествие святого апостола Павла в 50-е годы I века по Рождестве Христовом.

Святыни Афин

Удивительно, но когда речь заходит о поражающем даже сейчас воображение древнем Парфеноне, всегда вспоминают его языческую историю. Однако надо помнить, что более 1000 лет он был христианским храмом! Неиссякаемый поток паломников стремился к этой святыне Греции. Ведь здесь хранились: евангелие, переписанное самой св. царицей Еленой, мощи св. преп. Макария Египетского, а также другие реликвии, сведений о которых не осталось. Время и войны сделали свое дело. В период турецкой оккупации Парфенон был даже мечетью. Сейчас это музей, притягивающий внимание не только туристов, но и многочисленных паломников.

Рядом находится знаменитый Ареопаг, где проповедовал святой апостол Павел. Немногое сохранилось от того места, где самые знатные и образованные граждане Афин внимали странным и необычным словам о Сыне Божием, искупившем грехи человеческие, о любви к врагам, о Царствии не земном, но Небесном. Каменные ступени, по которым восходил св. Павел, мало изменились за почти 2000 лет, но как изменились сами Афины! Из центра языческой философии они превратились в оплот православия и столицу православной Греции.

Святыни, покоящиеся в Кафедральном митрополичьем соборе Афин рассказывают нам о трагической доле христианства в период турецкого владычества. В этом храме находятся мощи святого Григория V – Константинопольского Патриарха. В 1821 году началось антитурецкое восстание греков за независимость, которое беспощадно подавлялось оккупантами. Жертвами регулярной армии султана становились женщины, старики и дети. Вся злоба на неудачи в подавлении восстания была сорвана турками на пожилом предстоятеле Церкви. Его пытали, а затем повесили на воротах Патриархии в Константинополе. Тело было выброшено в Босфор, однако капитан российского корабля поднял его на борт и перевез в Одессу. В 1871 году мощи были торжественно возвращены как святыня в уже независимую освобожденную Грецию.

Святыни Салоник

Этот древний город-порт и сейчас второй после Афин по численности населения. Огромное военное, торговое и политическое значение имел он и в первые века по Рождестве Христовом. Небесным покровителем Салоник является святой великомученик Димитрий, в начале IV века ставший командующим гарнизоном города. Родители его были тайными христианами и воспитали сына с любовью ко Господу, в благочестии и вере. Гонения на христиан то утихали, то возобновлялись вновь.
Однажды Димитрий получил императорский указ о принятии самых жестоких мер по искоренению христианства. Ни боязнь лишиться столь важного поста, ни даже страх перед неизбежными мучениями и казнью, не смутили его сердце. Он не только прямо и публично исповедовал веру Христову, но обличил идолопоклонничество и призвал всех обратиться к истинной вере. Император, понявший все бессилие своей земной власти, в гневе приказал казнить Димитрия. Святой принял мученическую кончину в помещении римских бань, у арены для гладиаторов. Христиане Салоник сокрыли тело св. Димитрия в колодце неподалеку от этого места. Позднее над могилой святого был возведен величественный храм. Мощи св. Димитрия – одна из главных святынь Греции, поклониться которой приезжают православные со всего мира.

В центре города возвышается величественный Митрополичий собор в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Салоник, известного, прежде всего, своими богословскими трудами в обоснование и защиту непрестанной молитвы – исихазма.

В окрестностях Салоник находится еще святая обитель Греции – монастырь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь покоятся мощи св. Арсения Каппадокийского и старца Паисия Святогорца. Св. Арсений, родился в небольшой деревушке Фараса на территории современной Турции. Рукоположенный в дьяконы, он остался в родном селе и старался, несмотря на строжайший запрет со стороны турок обучать детей греческому языку. Строгий пост и молитвенное предстояние дали свои плоды – дар исцеления и предвидения. Святой Арсений бесстрашно вставал на защиту Фарасы от притеснений турок и нечистивых разбойников, которые знали о святом и боялись причинить какой-либо вред жителям, если узнавали, что он поблизости. Многие чудеса по воле Божией были сотворены св. Арсением и по окончании его земного пути. Здесь же – в монастыре св. Иоанна Богослова - покоятся мощи еще одного подвижника благочестия, старца Паисия Святогорца, которого крестил сам св. Арсений. Старец Паисий долгое время нес молитвенное служение на Святой горе Афон, а затем был духовником женского монастыря, стяжав благодать Божию своей праведной жизнью.

Святыни Корфу


Покрытый зеленеющим лесами в обрамлении лазурного моря остров Корфу – не только благодатное, но и удивительное по красоте место. Свет христианства пролился на эту землю около 37 года, когда сюда прибыли свв. Иассон и Сосипатр – апостолы от семидесяти. Таким образом, Корфу был просвящен раньше всей остальной Греции. Здесь благоговейно хранится одна из самых важных святынь Греции – мощи свт. Спиридона.

Будущий святитель родился и жил на Кипре, в небольшом городке Тримифунта. Он не получил никакого образования, был простым пастухом, но о его благочестивом нраве, кротости и доброжелательности было известно всей округе. Овдовев, Спиридон принял монашество и продолжил служение Богу так, как служил людям, не переставая помогать жителям родного села. Благодарные жители избрали его епископом Тримифунты. В 325 году в Никее состоялся I Вселенский собор, на котором православные с трудом защищали Символ веры от еретиков-ариан, считавших Бога-Отца выше Бога-Сына. Вдруг вперед вышел никому ранее неизвестный епископ Спиридон. Он протянул руку с зажатым в ней куском черепицы. По воле Божией свершилось чудо: из черепицы вырвалось пламя, истекла вода и осталась сухая глина – три элемента в подтверждение единства и нераздельности Святой Троицы. Еретики были посрамлены, а будущий святитель, невзирая на обретенную после этого события известность, скромно, как и подобает христианину, продолжил свое служение в Тримифунте. Впоследствии мощи святителя были переправлены на Корфу, где и поныне совершаются многие чудеса по его молитвенному заступничеству.

Патры


Среди святынь Греции для русского паломника мощи святого апостола Андрея Первозванного имеют особое значение. По преданию апостол проповедовал не только в греческих землях, но и освятил место основания будущей столицы Руси, Киева и даже дошел до верховьев Днепра.

Слово Божие обрело в жителях Патр внимательных и искренних слушателей. По прошествии некоторого времени, как повествует житие святого апостола, большинство населения приняло христианство. Статуи языческих богов разбивались, богатые горожане раздавали имущество бедным, бедные, не имея денег, помогали, чем могли любому просившему. И лишь императорская власть не могла смириться с торжеством истинной веры. Апостол был распят вниз головой на кресте, имеющем форму буквы «Х». Так попросил сам апостол, из смирения не считавшим себя достойным принять тот же крест, что Спаситель. Многотысячная толпа готова была на мятеж, чтобы спасти любимого учителя, но апостол призвал их к послушанию властям и прощению врагов.

Мощи святого и часть креста, на котором он был распят, покоятся в величественном кафедральном соборе города Патры.

Православные Святые места Греции. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности Греции.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Основа, которой живет и церковь, и само общество - это традиция. Многое в нашей жизни подчиняется традициям: человек крестится, венчается, проходит определенное взросление, получает воспитание и образование. И, несмотря на сложные периоды в жизни людей и общества в целом, традиции продолжают соблюдаться. Что вообще значит слово - традиция? Оно ведь очень простое. Традиция - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила и ценности. Именно это лежит в основе любого путешествия, которыми занимаются паломнические службы и туристические фирмы по религиозным турам.

Греция всегда была не только хранительницей античной культуры, но и оплотом православия. Около 98% населения страны - православные христиане.

Испокон веков паломничество по святым местам являлось одной из самых почитаемых и важных традиций нашего народа. Еще в древности многие люди отправлялись в дальний путь, чтобы поклониться особо значимым православным святыням. Для чего? Чтобы получить благословение или просто повидаться с родными и близкими, живущими в монастыре. То есть паломнические путешествия были не просто абстрактной традицией, а важной частью жизни православных людей. Нынешний материал мы хотим посвятить паломническим поездкам в Грецию , и не без причины: многие духовные традиции и по сей день связывают нас с этой страной.

Греция всегда была не только хранительницей античной культуры, но и оплотом православия. Около 98% населения страны - православные христиане. В стране множество мест, святых для православных паломников. Кроме того, именно Греция - страна, где стали возводить первые православные храмы и откуда начала распространяться православная вера, в том числе и на нашу землю. Теперь, по прошествии многих столетий русские паломники, путешествуя по современной греческой земле, с удивлением открывают для себя то, как тесно остаются до сих пор переплетены пути наших народов. Остановимся более подробно на тех местах, которые в первую очередь стремятся посетить православные паломники в Греции.

Практически ни одно путешествие по стране не обходится без посещения Афин - олицетворения Греции. Там расположены древняя византийская церковь Св. Георгия на горе Ликавиттос, а также знаменитый холм Ареопаг: именно с этого места апостол Павел произнес свою первую проповедь.

Всего в 14 км от города Лутраки на высоте 700 метров над уровнем моря возвышается величественный действующий женский монастырь Блаженного Потапия, построенный в честь Святого Потапия, посвятившего свою жизнь служению Богу. В его монастырских кельях сейчас проживает около 40 монахинь.

Коринф - древний город, история которого начинается еще до рождества Христова. В этом городе апостол Павел проповедовал слово Божье с ораторского пьедестала, который сохранился до нашего времени. Здесь паломники обычно в первую очередь посещают Собор апостола Павла и исключительный по красоте монастырь Дафни.

На пути из Коринфа в Калавриту расположен мужской монастырь Мега Спилеон, один из самых древних монастырей Греции. Монастырь известен во многом благодаря своей чудотворной иконе Божьей Матери, созданной, по преданию, Апостолом Лукой из воска. Удивительно, что при огромном количестве пожаров и разрушений, которые перенес монастырь, эта икона сохранилась до наших дней. А уже совсем рядом с городком Калаврита расположена Свято-Успенская Лавра. Главная святыня этого монастыря - честная глава св. Алексия, подаренная монастырю во времена его расцвета императором Эммануилом Палеологом.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



В городке Эгио неподалеку от Патр хранится одна из самых почитаемых святынь в Греции - чудотворная икона Божией Матери Трипити. Рядом с пещерой, в которой хранится икона, выстроен храм. В самом же городе Патры, в Соборе святого апостола Андрея Первозванного хранится честная глава апостола Андрея и крест, на котором, по преданию, он был распят. С давних времен Апостол Андрей считается покровителем города, и День города традиционно празднуется 13 декабря, в день памяти святого. Кроме того, собор является кафедральным храмом митрополита Патрского, одного из самых авторитетных и уважаемых иерархов Греческой Церкви.

Говоря о христианских святынях Греции, нельзя не упомянуть Метеоры и Метеорские монастыри, которые, оправдывая свое название («метео» по гречески - воздух) как будто замерли между небом и землей. Эти уединенные места монахи избрали для молитв еще в 13-14 веках, а первый из монастырей основал выходец с Афона, верный ученик отцов-исихастов преподобный Афанасий.

В Салониках хранятся мощи святого великомученика Димитрия Солунского: «Канон Димитрию Солунскому» был первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Кирилла и Мефодия после создания ими славянской азбуки. Многие из самых первых монастырей в Киеве , Владимире и Москве закладывались в честь именно этого святого. Кроме того, в городе сохранились места, связанные с проповедью апостола Павла, когда он бывал в Салониках во время своих миссионерских путешествий.

На острове Корфу паломники посещают место победы русского флота над французами под началом адмирала Феодора Ушакова, канонизированного Русской православной церковью. Там же покоятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского.

На острове Эвиа путники поклоняются мощам нашего соотечественника, праведного Иоанна Русского - христианина, попавшего в турецкий плен и прославившегося на мусульманской чужбине своей святой земной жизнью и многими чудесами по смерти.

Остров Патмос , безусловно, известен каждому православному христианину. Именно там находится пещера Апокалипсиса, в которой святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову был Глас Божий, и именно там апостолом была написана Книга Откровения.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть Святой Афон - единственную в мире православную монашескую республику с тысячелетней историей и с исключительно мужским населением. Она занимает территорию третьего «пальца» полуострова Халкидики . Сегодня на Святом Афоне действуют 20 монастырей, в том числе один русский, один болгарский и один сербский. Во времена же своей славы Святой Афон был домом сразу для 180 православных монастырей.

Благодарим за помощь в подготовке материала Паломническую службу «Радонеж».