Беседы для санпросвет работы в медицине. Рабочая программа производственной практики «Помощник врача скорой и неотложной помощи


Санитарно-просветительная работа. Примерные темы лекций и бесед с больными
1 .Профилактика гипертонической болезни.

  1. Профилактика хронической обструктивной болезни легких.

  2. Профилактика бронхиальной астмы.

  3. Профилактика ИБС.

  4. Рациональное питание при сердечно-сосудистых заболеваниях.

  5. Профилактика простудных заболеваний.

  6. Профилактика кишечных инфекций.

  7. Здоровый образ жизни.

  8. Диета при заболеваниях желудка.
10. Профилактика гипертонических кризов.

В работе врача встречается множество моментов, которые невозможно изучить теоретически, их можно понять и научиться выполнять только в процессе практической деятельности. Основное - это умение непосредственно общаться с больным, умение его понять, понять ту причину, которая явилась поводом для обращения пациента к врачу. Распознать суть болезни означает поставить диагноз. Диагноз в амбулаторных условиях практически всегда идет от симптома к синдрому, а затем к предварительному диагнозу, а уже затем - к окончательному (уточненному). Предварительный диагноз основан только на данных клинического обследования: расспрос, анамнез, пальпация, перкуссия, аускультация. Поэтому основное умение, вынесенное на практику, - умение поставить предварительный диагноз заболеваний, изученных на 4-5 курсах, используя методы расспроса, сбора анамнеза и непосредственного обследования больного.

Второе, чрезвычайно значимое умение - амбулаторное ведение и лечение больных. Ведение пациента в поликлинике предполагает решение следующих вопросов:


  1. Постановка и формулировка предварительного диагноза.

  2. Уточнение диагноза с использованием дополнительных методов исследования и консультаций врачей-специалистов.

  3. Назначение лечения.

  4. Решение вопроса о госпитализации (плановой или экстренной).

  5. Решение вопроса о трудоспособности пациента.
6. Оформление медицинской документации (амбулаторная карта, талон амбулаторного пациента, направления на анализы, рецепты и т.д.).

7. При повторном обращении оценка динамики состояния пациента, данных дополнительных методов обследования, формулировка уточненного диагноза и коррекция лечения

Работа врача-участкового терапевта сложна также тем, что на прием обращаются пациенты с различной, в том числе не терапевтической, патологией. Врач-терапевт должен четко знать терапию и хорошо ориентироваться в смежных областях.

Несмотря на то, что работа врача поликлиники сложна и многогранна, она имеет определенную структуру: определение цели визита, постановка диагноза с использованием физикальных методов исследования, определение плана дообследования для уточнения диагноза, назначение лечения, оформление документов.

Работа врача на амбулаторном на приеме может быть представлена в виде схемы деятельности - алгоритма (схемы ориентировочной основы действий) по диагностике заболевания и ведению больного, состоящей из последовательности действий, их результата и обоснования.

Приложение №4


Алгоритм первичного приема больного в поликлинике (на примере ОРВИ)

Ориентировочная

Результат мыслительной

Патоморфологическое и

основа действий

операции

патофизиологическое

(последовательность

(результат действий)

обоснование действий и

действий)

технологии вмешательства

1. Определить цель

Получение информации о

Интоксикация и катаральные

визита

состоянии здоровья,

явления нарушают качество

рекомендаций по лечению,

жизни и препятствуют

документа, подтверждающего

выполнению профессионального

освобождение от работы

труда

2. Провести опрос

Повышение температуры до

Интоксикация вирусными или

больного, выявить

37,8"С, першение и боль в

бактериальными токсинами,

жалобы общие и

горле, сухой кашель, слабость

раздражение терморегуляторного

местные,

центра, воспалительный отек

детализировать

слизистой носа, зева, бронхов

жалобы

3. Собрать анамнез

Болен второй день: вчера

Заболевание началось остро,

заболевания

вечером появились

возможна вирусная этиология и

вышеописанные симптомы, На

воздушно-капельный путь

работе имел контакт с

заражения

пациентом с подобными

симптомам. Вчера

самостоятельно принимал

аспирин.

4. Собрать анамнез

Хронические заболевания

Симптомы, явившиеся

жизни: выявить

отсутствуют

основанием для обращения, могут

хронические

быть проявлением остро

заболевания,

возникшего заболевания или

обострение которых

обострения хронического

может вызвать

подобные симптомы

5. Осмотреть

Т 37,3. Кожа горячая влажная,

Выявлены объективные признаки

больного по

при осмотре сухой кашель,

поражения верхних дыхательных

системам, обратить

явления ринита, в зеве

путей, (явления ринита и

особое внимание на

гиперемия, задняя стенка

фарингита) объективные

пораженные

мелкозерниста, в легких

признаки интоксикации

системы

дыхание жесткое, хрипов нет.

В остальном - по органам без

особенностей

6. Поставить

ОРЗ: легкой степени тяжести,

Предварительный (рабочий)

предварительный

тонзилло-фарингит, период

диагноз - это диагноз наиболее

диагноз - диагноз,

разгара

вероятного заболевания,

основанный на

требующий уточнения и

данных анамнеза и

детализации. Острое начало,

физикальных

наличие катарального (тонзилло-

методов

фарингит) и интоксикационного

исследования

синдромов свидетельствуют за

диагноз ОРЗ. ОРЗ - синдром

поражения верхних дыхательных

путей, нозологическая

спецификация синдрома в

условиях поликлиники

невозможна и не имеет

практического значения.

7. Определить набор

Этиологию заболевания

Метод парных сывороток

дополнительных

можно установить, используя

позволяет определить этиологию

методов,

метод парных сывороток

заболевания по возрастанию в

позволяющих

Анализ крови общий

динамике титра антител к

подтвердить или

Анализ мочи

известным антигенам. Наличие

поставить диагноз

Флюорография органов

лейкоцитоза и ускоренного СОЭ

грудной клетки

заставит усомниться в диагнозе

ОРЗ, нормальный анализ крови

или лейкопения будет

свидетельствовать за ОРЗ,

нормальный анализ мочи будет

свидетельствовать за ОРЗ,

наличие лейкоцитов будет

свидетельствовать за поражение

мочевыводящих путей, отсутствие

патологии на флюорографии

позволит исключить пневмонию.

8. Составить план

Отсутствие хронических

При отсутствии осложнений ОРЗ

обследования с

заболеваний и характерная

заканчивается выздоровлением

учетом

клиника ОРЗ позволяют

через 5-7 дней (при

предварительного

предположить выздоровление

аденовирусной инфекции,

диагноза

пациента через 5-7 дней, что

инфекционный процесс

не потребует дополнительных

продолжается до трех недель), но

исследований, но, если

при наличии осложнений

выздоровление затянется, то,

катаральный и интоксикационный

для исключения возможных

синдромы сохраняются, что

осложнений могут

может потребовать

потребоваться

дополнительных исследований

дополнительные

(анализ крови, мочи,

обследования.

флюорография легких и рентг.

обсл. придаточных пазух носа).

Исследование парных сывороток

не имеет практического значения,

так результат исследования будет

получен, после выздоровления

пациента.

9. Определить сроки

Наличие острого

Наличие катарального и

временной нет

воспалительного заболевания

интоксикационного синдромов

рудоспособности, ее

и катарального и

определяет невозможность

причину

интоксикационного синдромов

любого профессионального труда

является основанием для

определения временной

нетрудоспособности

10. Обосновать

Прогноз благоприятный,

Учитывая неизвестную этиологию

тактику ведения

выздоровление возможно

заболевания, лечение является

больного, методов

через 5-7 дней. Больному

синдромальным, биопарокс

лечения и

показаны: домашний режим,

оказывает противоспалительное

профилактики,

обильное витаминизированное

действие и местное

определить прогноз

питье, легкоусвояемое

бактерицидное, уменьшая

питание,

симптомы заболевания и

противовоспалительная и

препятствуя активизации местной

местная антибактериальная

бактериальной флоры,

терапия: биопарокс по 1

профилактируя возможные

ингаляции 4 раза в день, при

бактериальные осложнения.

повышении температуры

Если имеются основания

выше 38° С 1 таблетка

предполагать бактериальную

парацетамола. Явка в

этиологию ОРЗ, в комплекс

поликлинику через 4 дня для

лечения необходимо включить

оценки эффективности

антибиотик - эритромицин,

лечения и восстановления

макропен или полусинтетические

трудоспособности

пенициллины)

11. Составить план

Назначенное лечение пациент

Саногенез заболевания

лечения больного с

будет применять 5 дней, после

обусловлен уничтожением

учетом

чего его следует повторно

вирусных или бактериальных

предварительного

осмотреть для определения

агентов системой иммунитета

диагноза

эффективности лечения и

пациента. При естественном

отсутствия осложнений

течении заболевания ОРЗ

заканчивается

самовыздоровлением через 5-7

дней. Выздоровление

затягивается при присоединении

осложнений

12. Определить

Отсутствие синдрома

Отсутствие объективных

критерии

интоксикации и катарального

проявлений этих синдромов будет

выздоровления

синдрома

свидетельствовать об отсутствии

воспалительной инфильтрации

верхних дыхательных путей

13. Оформить

Жалобы на повышение

Амбулаторная карта - первичный

медицинскую

температуры до 37,8"С,

медицинский документ,

документацию:

насморк, першение в горле,

документирующий факт

амбулаторную

сухой кашель, слабость. Болен

обращения за медицинской

карту, талон

второй день.

помощью, по амбулаторной карте

амбулаторного

Об-но: Т 37,3 кожа горячая,

эксперт страховой компании

пациента,

влажная. Пульс 90 в 1 минуту,

оценивает качество оказания

больничный лист,

ритмичен. АД 120/80. Тоны

медицинской помощи.

рецепты

сердца звучные. При осмотре

сухой кашель. Явления

ринита. Вокруг зева

гиперемия, задняя стенка

мелкозерниста, в легких

дыхание везикулярное, хрипов

нет. В остальном - без

особенностей.

Диагноз: ОРЗ

б/л№ ...с... по...,

явка... (дата)

Рекомендовано:

Режим амбулаторный,

обильное витаминизированное

питье, биопарокс 1 ингаляция

4 раза в день, парацетомол - 1

табл. при повышении Т выше

38"С.

В талоне амбулаторного

Талон амбулаторного пациента

пациента указать №№

является основанием для оплаты

страхового полиса и паспорта,

страховой компанией

адрес и место работы

медицинской услуги

пациента, категорию -

работающий, код услуги

прием, повод обращения -

лечебно диагностический.

Лист нетрудоспособности

Лист нетрудоспособности

оформить как первичный, вид

является документом,

нетрудоспособности -

обосновывающим отсутствие на

заболевание, режим

работе и документом, по

амбулаторный, в графе

которому проводится оплата дней

освобождение от работы

нетрудоспособности из фонда

арабскими цифрами с какого

социального страхования

числа, месяцы и года и

Пациент не относится к категории

прописью - по какое число

пациентов, пользующихся

включительно освобожден от

льготами при лекарственном

работы пациент. Указать

обеспечении, поэтому рецепты

должность и фамилию врача,

выписываются на обычных

поставить подпись.

бланках

Одна из задач обучения и воспитания студента - это развитие критического отношения к имеющимся знаниям, понимание того, что существующие знания устаревают, появляются новые научные факты. Учебно-исследовательская работа студента (УИРС) имеет цель сравнить реальные жизненные ситуации с теми теоретическими знаниями, которые получены за время обучения в академии. Поэтому

В детской поликлинике очень важным разделом работы является са-нитарно-просветительная работа с семьей ребенка, эффективность ко­торой во многом определяет качество профилактической работы в це­лом. Совместные усилия работников детской поликлиники и семьи должны содействовать в первую очередь развитию и воспитанию здоро­вого ребенка. В тех случаях, когда санитарная культура родителей низ­кая, и они не могут обеспечить должного уровня гигиенического воспи­тания детей, эту функцию берут на себя участковые врачи и средние ме­дицинские работники.

Санитарно-просветительные мероприятия с родителями проводят как во время патронажа на дому, так и в других устных и наглядных формах. Основным помощником участкового врача в проведении сани-


тарного просвещения является сотрудник кабинета здорового ребенка. Санитарно-просветительные мероприятия включаются в профилакти­ческую работу на участке и проводятся по плану (конкретному и перс­пективному). План, стоящий перед участковым врачом, должен соотве­тствовать задачам по улучшению качества медицинского обслуживания детей и формированию здорового образа жизни каждой семьи. Перс­пективный план строится на основании анализа данных о состоянии здоровья, смертности, заболеваемости детей, проживающих на участке. Учитываются и указания вышестоящих органов здравоохранения. Ис­ходя из общих задач перспективного плана, строится конкретный еже­месячный план мероприятий, предусматривающий тематику, исполни­телей, сроки и место их проведения. Санитарно-просветительная рабо­та учитывается по форме № 039-о/у (журнал учета санитарно-просве-тительной работы).

Основные формы и средства санитарно-просветительной работы включают индивидуальные и трупповые беседы; лектории или «уни­верситеты здоровья» при крупных жилых массивах; школы матерей, от­цов, дедушек и бабушек; конференции, встречи врачей с населением; использование современных технических информационных техноло­гий (телевидения, современных информационных носителей). Эффек­тивность санитарного просвещения значительно возрастает при ис­пользовании наглядных пособий (бюллетеней, плакатов, буклетов, стендов, витражей, выставок и др.). Удобной формой просветительной работы является обеспечение родителей подобранной медицинской ли­тературой, рекомендациями, памятками и буклетами, которые выдают­ся врачами на приемах, или распространяются участковыми сестрами на патронажах. В детских поликлиниках в удобных для обозрения мес­тах (кабинеты участковых врачей, коридоры, холлы) вывешивают кра­сочно оформленные стенды, таблицы, плакаты, содержащие сведения и рекомендации по уходу и воспитанию здорового ребенка. Эстетическое оформление всех помещений детской поликлиники создает у малень­ких пациентов и их родителей положительное настроение, снимает нап­ряжение, повышает доверие к медицине вообще.

В содержании санитарно-просветительной работы участкового пе­диатра должны быть освещены конкретные вопросы: рационального вскармливания детей раннего возраста, режимные и воспитательные моменты, физическое воспитание и закаливание ребенка, организация возрастных гигиенических условий среды, профилактика заболеваний, вопросы подготовки детей к организованным коллективам. Примерные темы для санитарно-просветительной работы участкового врача-педи­атра или участковой сестры: «Уход за новорожденным ребенком», «Ор-


ганизация рационального вскармливания здоровых детей первого года жизни», «Режим дня и его значение в воспитании ребенка», «Принци­пы проведения физических упражнений и закаливания», «Значение здорового образа жизни, воспитание гигиенических навыков у ребен­ка», «Предупреждение простудных заболеваний в детском возрасте», «Как правильно подготовить ребенка к поступлению в дошкольные уч­реждения». Формы санитарно-просветительной работы должны соот­ветствовать в каждом конкретном случае местным особенностям воспи­тания детей, их необходимо постоянно модифицировать в зависимости от местных и языковых условий, контингента и количества обучаемых. Очень важно своевременно научить родителей правилам ухода за ре­бенком с рождения

Воспитание детей. При выборе средства воспитания исходят из воз­раста детей. В развитии умственной деятельности важную роль играет постоянный контакт ребенка с взрослыми, а также другими детьми. Ре­бенок должен слышать обращенную к нему речь, иначе i рудно ожидать больших успехов в овладении родным языком.

Мебель и игрушки подбирают с учетом возраста детей. Разнообразие создается не столько количеством игрушек, сколько наличием как прос­тых, так и сложных игрушек. Набор игрушек для детей первого года жизни: погремушка с ручкой, шар, резиновая игрушка, неваляшка, мяч, кастрюлька с крышкой, коробочка, миска полиэтиленовая с мелкой иг­рушкой, пирамида, пенал с палочками. Набор игрушек для детей 2-3 лет: мозаика, пирамида, матрешка, грибок (раскладной), бочонок с «мелочью».

Помимо игрушек можно использовать наборы картинок для органи­зации игр, в которых дети должны называть предметы, изображенные на рисунке, действия, выполняемые персонажем на картинке, цвет одежды, форму предметов и т.д. Необходимо также иметь детские кни­ги, конструкторы, альбомы для рисования, наборы для детского творче­ства.

Для каждого возраста существует свой набор игрушек, игр-занятий. Так, примерный перечень игр-занятий для детей в возрасте 10-12 мес может быть следующим: игры с сюжетными игрушками (собаки, кошки и др.), игры-занятия с мячом, кубиками для развития движений; игры-развлечения типа «прятки», «ладушки»; показ заводных игрушек. С детьми в возрасте от 1 года до 2 лет нужно заниматься с картинками, «строительным» материалом в целях развития речи и координации движений, им можно давать задания различить предметы по их величи­не, форме. С детьми от 2 до 3 лет можно проводить беседы, читать им книги, формировать у них первичные числовые представления и т.д.


Следует организовывать игры на внимание, развитие мелкой моторики пальцев рук, умение различать предметы и игрушки не только по вели­чине и форме, но и цвету. Для детей от 3 до 5 лет рекомендуют игры для обучения элементарному счету, занятия рисованием, лепкой, апплика­цией, музыкой, гимнастикой или физкультурой, подвижные и настоль­ные игры.

Следует помнить, что для детей дошкольного возраста игра являет­ся своеобразной формой общественной жизни. Жизненный опыт ребен­ка, особенно раннего возраста, еще невелик, и поэтому в играх дети от­ражают то, что они умеют и чему их научили взрослые. Элементы игры нужны и для развития гигиенических навыков. Их нужно использовать во время кормления, туалета, перед сном. Игра должна также быть ос­новой познавательной деятельности. Именно в игре ребенок с увлече­нием самостоятельно рисует, лепит из пластилина, вырезает и клеит ап­пликации, конструирует, делает игрушки-самоделки, поет песенки, рас­сказывает и придумывает сказки. Необходимо помнить, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь то1да, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества Без этого он - засушенный цве­ток» (Сухомлинский В.А.).

Воспитание - сложный, многосторонний процесс. Однако при про­ведении коллективной и индивидуальной воспитательной работы с детьми следует учитывать несколько основополагающих педагогичес­ких концепций: при изложении материала простое должно предшество­вать сложному, легкое - трудному, конкретные сведения о предметах и событиях опережать их абстрактную символику.

Рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка. Нужно стремиться строго соблюдать режим дня, необходимо вызы­вать у детей положительные эмоции, стимулировать у них желание помогать старшим и своим товарищам, выполнять каждое задание до его логического завершения, развивать у ребенка самостоя1ель-ность

Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма заключа­ется в проведении санитарно-просветительной работы: лекций и бесед со школьниками и их родителями, выпуске санитарных бюллетеней на эти темы.

Основные формы санитарно-просветительной работы со школьни­ками и их семьями:

Медико-социальный патронаж в семье, выявление лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной за­щите и поддержке;


Оказание медико-психологической помощи на основе индивиду­
ального подхода с учетом особенностей личности, в том числе путем
анонимного приема;

Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репро­
дуктивного здоровья девочек (девушек) и мальчиков (юношей);

Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероп­
риятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ори­
ентация на создание здоровой семьи;

Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просвети-
тельная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на фор­
мирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих мо­
лодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так на­
зываемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и разви­
тия (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсико­
мания, ранняя сексуальная активность, правонарушения несовершен­
нолетних, бродяжничество и т.д.);

Оказание индивидуальной или опосредованной социально-право­
вой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных ин­
тересов в соответствии с действующим законодательством;

Анализ (с применением анкетного опроса и других методов) пот­
ребности обслуживаемого детско-подросткового кошпмгента и их се­
мей в конкретных видах медико-социальной помощи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Московский Государственный Медико - Стоматологический Университет им. А.И.Евдокимова

Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

на тему: «Санитарно-просветительная работа среди пациентов в ЛПУ»

Выполнил: Кочарян Акоп

Преподаватель: Якимчук В.И.

Москва, 2014

Введение

1. Определение санитарно-просветительных работ

2. Задачи санитарного просвещения

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

4. Санитарный бюллетень

5. Уголок здоровья

6. Диспуты и конференции

Список литературы

1. Определение с анитарно- просветительных работ

Санитарное просвещение - это комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

Задачами санитарного просвещения являются: пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, рационального питания, борьбы с вредными привычками, знакомство населения с профилактикой заболеваний.

Санитарное просвещение является обязательным служебным долгом средних медицинских работников. Одна из основных задач медицинской сестры - убедить человека осознано принять здоровый образ жизни и быть для них личным примером.

Существенным элементом диспансеризации является санитарно-просветительная работа. Она преследует 3 основные цели. Во-первых, необходимо дать больному в доступной форме общее представление о заболевании и использованию, о возможных признаках обострения или осложнений, например язвенного кровотечения, с тем, чтобы больной при их возникновении своевременно обратился за медицинской помощью.

Во-вторых, следует убедить больного в серьезности болезни, ее прогрессирующем характере, несмотря на периодическое возникновение более или менее длительных рецидивов, в необходимости отказа от вредных привычек (курение, употребление алкоголя), правильного режима питания, дня, здорового образа жизни. В-третьих, требуется ознакомить больного с целями и задачами диспанцеризации, рассказать о сущности диспансерного метода, убедить его, что диспансерный метод является единственным эффективным средством предотвращения прогрессирования болезни. Необходимо выработать у больного твердое убеждение в целесообразности лечебных и профилактических мероприятий не только в период обострений, но и во время ремиссий. При диспансеризации каждого больного язвенной болезнью врач должен учитывать клинические особенности заболевания, труда и быта, наметить программу последующих посещений поликлиники (или медсанчасти), проведения исследований и профилактического противорецидивного лечения.

Санитарно-просветительная работа должна проводиться в течение всего периода лечения и диспансеризации больного. Особенно важно начинать разъяснительную работу с больным уже в период обострения заболевания, когда имеются выраженные симптомы болезни. В этот период больные лучше воспринимают советы врача, с большим интересом читают рекомендованную научно-популярную литературу по вопросам профилактики обострений язвенной болезни (брошюры, памятки и т. д.). Не следует забывать о санитарно-просветительной работе среди родственников больного, от которых порой зависит и характер питания, и правильная организация образа жизни больного, ликвидация некоторых неблагоприятных факторов, поддерживающих болезнь.

Важное значение, имеет анализ эффективности диспансеризации. Как показывает опыт, диспансеризация больных язвенной болезнью позволяет в 2 Ѕ -3 раза уменьшить частоту рецидивов, в значительном числе случаев снизить вероятность возникновения осложнений болезни и добиться длительных ремиссий (до 5 лет), что расценивается как практическое выздоровление.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе -- опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной», -- писал великий русский хирург Н.И. Пирогов.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

санитарный просвещение здоровье медицинский

2. Задачи санитарного просвещения

* распространение медицинских и гигиенических знаний;

* воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

* повышение санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветитель-ской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительской работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организует чтение лекций и бесед, издает санитарно-просветительную литературу.

В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «энциклопедия», серии «Медицина для всех»); а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, спичечных коробках, закладках для книг).

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

* собеседование;

* групповые дискуссии;

* тематические вечера;

* вечера вопросов и ответов;

* беседы за круглым столом;

* устные журналы;

* школы здоровья;

* публикации в прессе;

* конференции,

широко использует и методы наглядной агитации:

* стенгазеты;

* санбюллетени;

* выставки и уголки здоровья;

* книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

4. Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень -- это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетень состоит из 2-х частей--текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13--15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком партой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них -- основной -- должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1--2 раз в квартал.

5. Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

* согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

* определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

* выбор места -- достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

* подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья -- различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

6. Диспуты и конференции

Диспут -- метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя».

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие), длительным пребыванием на солнце и т. п.; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение -- один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость -- одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Сп исок использованной литературы

1. Сайт медицинского профиля: www.medstudent.ru

2. Wikipedia - Санитарно-просветительные работы

3. Справочник санитара - Клишин Е.С. стр. (384-387)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение санитарно–просветительской работы среди населения. Система специфических мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости, укрепление здоровья и продление творческого долголетия людей. Обязанности медицинских сестер диспансеров.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2015

    Определение необходимости проведения санитарно-просветительной работы среди населения на данном этапе развития современного общества. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Изучение требований к санитарному бюллетеню.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Организация санитарно-эпидемиологической службы и систематическое проведение противоэпидемических мероприятий. Принципы и методы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения. Основные учреждения данной службы, ее задачи и функции.

    презентация , добавлен 05.03.2015

    История развития организаций санитарного просвещения. Контингент лиц, подлежащих обязательному обследованию. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Проведение медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах.

    реферат , добавлен 07.09.2009

    Проблемы здоровья и здорового образа жизни в России: история и современное состояние. Специфика ПР–деятельности в здравоохранении по формированию здорового образа жизни. Анализ формирования здорового образа жизни на примере деятельности ГУЗ "РКДЦ МЗ УР".

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Формирование здорового образа жизни. Четыре зоны физкультуры. Фитнес как регулятор здоровья. Лечение наркомании, алкоголизма и игромании. Начальные навыки управления жизненной энергией и ее перемещение внутренним зрением. Курение - путь к короткой жизни.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2009

    Основные задачи первичной медико-санитарной помощи населению. Целевые показатели работы организаций здравоохранения. Санитарно-гигиенические, противоэпидемические мероприятия и профилактика заболеваний. Обеспечение комплекса доступных медицинских услуг.

    презентация , добавлен 15.04.2014

    Понятие и базовые составляющие здорового образа жизни, его теоретики и пропагандисты. Эмоциональное, интеллектуальное, духовное и социальное самочувствие как аспекты здорового образа жизни. Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья.

    презентация , добавлен 27.01.2011

    Защита местного населения от заражения путем вакцинации. Применения средств индивидуальной защиты органов дыхания. Дезинфекционные работы. Карантин и обсервация при бактериологической атаке. Задачи санитарно-эпидемиологического отряда в военное время.

    презентация , добавлен 20.12.2010

    Сущность здорового образа жизни. Вредные привычки молодого поколения. Здоровый образ жизни в глазах молодежи. Его основные составляющие. Деятельность, направленная на популяризацию здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья современной молодежи.

Санитарно-просветительная
работа является важной составной частью
работы женской консультации. Используются
ее различные формы: индивидуальные и
групповые беседы, лекции, вечера вопросов
и ответов, стенные газеты, выставки,
демонстрации фильмов, научно-популярная
литература (брошюры, заметки, плакаты),
в которых освещаются санитарно-гигиенические
навыки, вопросы половой жизни, беременности,
родов, послеродового и климактерического
периода, труда и отдыха, рационального
питания беременных.

Особое
внимание следует уделять профилактике
гинекологических заболеваний, пропаганде
профилактических осмотрах для
предупреждения и раннего выявления
злокачественных новообразований женских
половых органов, разъяснительной работе
о вреде абортов, о заболеваниях,
передающихся половым путем, профилактике
СПИДа.

Широкое
распространение получили «Школы
материнства»,
в программу которых входит освещение
вопросов гигиены, беременности,
послеродового периода и ухода за
новорожденными.

Социально-правовая
помощь
осуществляется юристами ЖК. В структуре
консультаций предусматриваются кабинеты
социально-правовой помощи. Юристы
работают в тесной связи с участковыми
акушерами-гинекологами и патронажными
сестрами, проводят лекции и беседы по
основам законодательства о браке и
семье, о жилищно-бытовых условиях, охране
труда, получении государственного
пособия многодетными и одинокими
матерями, пособий и пенсий по социальному
страхованию.

17.1. Внематочная беременность

При внематочной (эктопической) беременности
оплодотворенная яйцеклетка развивается
вне полости матки.

За последнее десятилетие частота
внематочной беременности возросла в
2-3 раза и составляет в индустриально
развитых странах в среднем 12-14

на 1000 беременностей. Эктопическая
беременность представляет серьезную
опасность для здоровья и жизни женщины,
так как в связи с отсутствием условий
для развития она чаще всего прерывается
на ранних сроках, сопровождаясь
внутрибрюшинным кровотечением, и
становится причиной «острого живота».
При несвоевременной диагностике, без
оказания неотложной помощи, внематочная
беременность может стать одной из причин
материнской смертности.

Классификация. По локализации
плодного яйца внематочная беременность
подразделяется на трубную, яичниковую,
брюшную и шеечную. Наиболее часто
(98,5-99%) плодное яйцо имплантируется в
различных отделах маточной трубы —
ампулярном (60-95%; рис. 17.1), истмическом
(15%; рис. 17.2), реже (1-3%) — интерстициальном
(интрамуральном; рис. 17.3).

Очень редко
встречается беременность яичниковая
(0,1-0,7%), брюшная (0,3-0,4%), в шейке матки
(0,01%) и в рудиментарном роге матки (0,5%).
К казуистическим наблюдениям относятся
многоплодная и двусторонняя трубная
беременность, сочетание маточной и
внематочной беременности, беременность
в культе удаленной ранее трубы.

Рис. 17.1. Локализация плодного
яйца в ампулярном отделе маточной трубы.
Лапароскопия

Рис. 17.2. Локализация плодного
яйца в истмическом отделе маточной
трубы. Лапароскопия

Рис. 17.3. Разрыв угла матки при
локализации плодного яйца в интрамуральном
отделе. Лапароскопия

По клиническому течению эктопическая
беременность подразделяется на
прогрессирующую и нарушенную.

Этиология и патогенез. К причинам
внематочной беременности относят
замедление продвижения яйцеклетки или
плодного яйца по маточной трубе и
повышение активности трофобласта.

В норме оплодотворение происходит в
ампулярном отделе маточной трубы, после
чего делящееся плодное яйцо движется
в сторону полости матки под влиянием
сокращений маточной трубы и направленных
колебаний ресничек трубного эпителия.
Имплантация бластоцисты наступает на
20-21-й день менструального цикла.

Изменению нормальной миграции яйцеклетки
по маточной трубе способствуют
воспалительные процессы в придатках
матки, перенесенные в прошлом операции
на органах брюшной полости и прежде
всего реконструктивные операции на
маточных трубах, следствием которых
становятся структурные (образование
спаек) и функциональные (изменение
сократительной способности) нарушения
в маточных трубах.

Довольно часто встречающаяся внематочная
беременность после ЭКО может
свидетельствовать о значимости
гормональных нарушений в патогенезе
этого заболевания. Введение препаратов,
содержащих прогестерон, замедляет
перистальтику маточных труб и способствует
имплантации плодного яйца до его
попадания в полость матки.

Одной из причин внематочной беременности
считается генитальный инфантилизм
(длинные извитые маточные трубы с
замедленной перистальтикой).

Риск эктопической беременности повышается
при опухолях и опухолевидных образованиях
в малом тазу (миома матки, опухоли и
кисты яичника и др.), вызывающих
механическое сдавление маточных труб.
Описаны


случаи наружной миграции яйцеклетки,
при которой женская гамета из яичника
попадает в маточную трубу противоположной
стороны, проходя при этом более длинный
путь. Доказательством этому служит
желтое тело в яичнике со стороны,
противоположной трубной беременности.

Некоторые исследователи связывают
возникновение эктопической беременности
с преждевременным проявлением
протеолитической активности трофобласта,
которая приводит к нидации плодного
яйца в стенку трубы.

Ворсины хориона, внедряясь в стенку
маточной трубы и вырабатывая
протеолитические ферменты, вызывают
ее расплавление, истончение, а затем и
разрушение со вскрытием стенок кровеносных
сосудов. В результате роста и развития
плодного яйца в трубе прогрессирующая
трубная беременность прерывается чаще
на 6-8-й нед по типу трубного аборта, когда
плодное яйцо отслаивается от стенки
трубы.

Антиперистальтические движения
трубы изгоняют кровь и элементы плодного
яйца в брюшную полость. При скоплении
крови в области воронки маточной трубы
может образоваться перитубарная
гематома. Реже наблюдается разрыв трубы
(рис. 17.4). Довольно редким исходом трубной
беременности являются ранняя гибель и
резорбция зародыша с образованием
гематоили гидросальпинкса.

Яичниковая или брюшная беременность
развивается при оплодотворении яйцеклетки
сразу после ее выхода из яичника. Однако
чаще возникновение брюшной и яичниковой
беременности связывают с вторичной

Рис. 17.4. Правосторонняя трубная
беременность — разрыв трубы. Лапароскопия


имплантацией жизнеспособного зародыша,
попавшего из трубы вследствие трубного
аборта (рис. 17.5), на поверхности яичника,
печени, сальника, брюшине малого таза.

    Гигиенические требования к поведению больных в стационаре.

    Наркомания и ее последствия.

    Отдаленные последствия табакокурения.

    Факторы риска формирования сердечно-сосудистой патологии.

    Что такое ВИЧ и СПИД? Профилактика ВИЧ-инфекции.

    Основы диетического питания при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

    Особенности диеты при анемиях.

    Особенности диеты у больных сахарным диабетом.

    Вегетарианство: за и против.

    Гиподинамия или как повысить двигательную активность?

    Холестерин под контроль! Основные положения гипохолестериновой диеты.

    Витамины и их роль в питании человека.

    Грипп. О чем должен знать каждый.

    Профилактика острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта).

    Правила здорового образа жизни.

    Туберкулез – смертельно опасное заболевание.

    Заболевания, передающиеся половым путем.

Приложение 3

Перечень тем учебно-исследовательской работы студентов

    История и развитие сестринского дела.

    Вклад Флоренс Найтингейл в развитие сестринского дела.

    История становления и развитие сестринского дела в России.

    Ятрогенные заболевания. Действия медицинского персонала при ятрогениях.

    Медицинские ошибки и правонарушения. Юридическая ответственность медицинского персонала.

    Права пациента. Медицинское вмешательство без согласия пациента.

    Особенности биомедицинской этики в практике палатной медицинской сестры.

    Организация работы и обязанности медицинской сестры приемного отделения.

    Организация медицинского поста. Медицинская документация в работе палатной (постовой) медицинской сестры.

    Оценка тяжести состояния больного, клиническое наблюдение за больным.

    Искусственное парентеральное питание.

    Правила термометрии, основные виды температурных кривых при важнейших состояниях в клинике внутренних болезней.

    Простейшие физиотерапевтические процедуры. Показания и противопоказания к применению физиотерапевтических методов воздействия на кровообращение.

    Особенности ухода за больными с патологией органов дыхания. Правила сбора мокроты на исследование.

    Особенности ухода за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Правила измерения пульса и артериального давления.

    Особенности ухода за больными с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

    Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста в стационаре.

    Особенности ухода за больными с психическими заболеваниями.

    Особенности сестринского процесса в экстренной и неотложной медицине.

    Подготовка больных к инструментальным исследованиям желудочно-кишечного тракта.

    Пролежни и способы их профилактики. Уход за больными с пролежнями.

    Гирудотерапия. Показания, противопоказания.

    История инъекций.

    Средства для ингаляционной терапии заболеваний органов дыхания. Правила проведения ингаляций. Устройства для ингаляций.

    Небулайзеры: механизм действия, виды, преимущества и недостатки применения, методика применения, используемые лекарственные средства.

    Обучение пациентов в профилактической и реабилитационной деятельности медицинской сестры.

Приложение 4

Академическому руководителю практики в качестве помощника младшего медицинского персонала

доценту кафедры пропедевтики внутренних болезней

_______________________________________

(ФИО)__________________________________

Р А С П И С К А

Я, студент __________________________ факультета, 2 курса, ____ группы

___________________________________________________________

(ФИО полностью)

информирован о программе предстоящей производственной практики, условиях допуска к ней и обязуюсь своевременно до 01.03.2014 года предоставить все необходимые документы для её прохождения курсовому руководителю (сотруднику профильной кафедры через старост групп):

а) оформленную согласно действующего Приказа Министерства здравоохранения медицинскую книжку (даты действительны до окончания практики);

б) сведения в анкете группы о предполагаемом месте прохождения практики;

в) полностью оформленную первую страницу программы и дневника практики для допуска к практике (подпись и личная печать академического курсового руководителя практики – сотрудника профильной кафедры);

г) только для студентов, желающих пройти практику не в Смоленске и студентов, обучающихся по целевым направлениям от профильных Департаментов, Министерств – Гарантийные письма от руководителей конкретных учреждений здравоохранения СТРОГО СОГЛАСНО ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ФОРМЕ (приложение 5).

Приложение 5

Ректору ГБОУ ВПО СГМА

Министерства здравоохранения России

профессору И.В. Отвагину

от ________________________________

(должность, наименование учреждения, ФИО)

Гарантийное письмо

Я, _______________________________________________________________,

ознакомлен с программой практики, требованиями к её организацию и не возражаю против прохождения студентом(кой) ГБОУ ВПО СГМА Министерства здравоохранения России ___________________ факультета, 2 курса, ___ группы _______________________________________________

(ФИО студента)

практики в качестве помощника палатной медицинской сестры персонала в сроки, установленные учебным планом академии.

Непосредственное руководство практикой, контроль оформления медицинской книжки перед началом практики, подлинности сведений, предоставленных в Программе и Дневнике практики студента о выполнении практических навыков и графике работы возложить на ______________________________________________________________.

(должность, ФИО, контактный телефон отделения)

Подпись______________________________________ М.П.