Ч 3 ст 107 конституции.

1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, —

наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 107 УК РФ

1. Смягчение ответственности за данный вид убийства обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что виновный действует в особом психическом состоянии — в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, или аффекта (закон употребляет эти понятия как равнозначные); во-вторых, провоцирующим характером поведения потерпевшего, который своими действиями приводит виновного в состояние аффекта и вызывает у него намерение совершить убийство. Только сочетание двух названных обстоятельств в каждом конкретном случае дает основания для применения комментируемой статьи.

2. Аффектом принято называть особое психическое состояние человека, которое характеризуется кратковременностью и бурным развитием, сильным и глубоким эмоциональным переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением контроля за своими действиями.

Сильное душевное волнение не считается болезненным расстройством психики и не рассматривается как медицинский критерий невменяемости. Поэтому его иногда называют физиологическим аффектом в отличие от патологического аффекта, когда в результате сильного переживания происходит полное отключение сознания, что исключает вменяемость. Физиологический аффект не лишает человека способности сознавать свои действия, но значительно затрудняет самоконтроль и критическую оценку принимаемых решений. Поэтому для применения комментируемой статьи недостаточно сослаться на провоцирующий характер поведения жертвы, необходимо установить, что виновный действительно находился в состоянии аффекта. Многие ошибки судебной практики по данной категории дел связаны с тем, что следственные органы и суды не уделяют внимания оценке состояния виновного и не мотивируют свой вывод о наличии аффекта.

В силу своей профессиональной подготовки и опыта работы судья в достаточной мере владеет знанием психологии, чтобы самостоятельно оценить душевное состояние виновного по обстоятельствам дела. В сложных ситуациях возможно назначение психологической либо (при наличии сомнений относительно вменяемости) комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Суд, оценивая выводы экспертизы, может и не согласиться с ними.
———————————
БВС РСФСР. 2002. N 1. С. 20.

БВС РФ. 2003. N 6. С. 15.

Как показывает практика, наиболее характерными основаниями для оспаривания заключения экспертизы по поводу сильного душевного волнения являлись следующие: а) противоречие между выводами эксперта и обстоятельствами, изложенными в описательной части акта; б) заключение основывается не на специальных познаниях эксперта, а на ошибочной оценке им юридических признаков состава преступления; в) в заключении эксперта содержатся утверждения, не вытекающие из закона, например о том, что в случае «привычного» насилия или оскорбления аффект невозможен.
———————————
БВС РФ. 2001. N 5. С. 18 — 19.

3. Смягчающее значение придается в комментируемой статье только внезапно возникшему сильному душевному волнению, что определяет и внезапность возникновения умысла на убийство, и немедленную реализацию этого умысла. Если же между провоцирующим поступком потерпевшего и причинением ему смерти проходит значительный промежуток времени, в течение которого виновный обдумывает и готовит убийство, то комментируемая статья не может быть применена. Незначительный разрыв во времени между противозаконными действиями потерпевшего и убийством не исключает возможности квалификации содеянного по комментируемой статье.

4. Для квалификации убийства по комментируемой статье необходимо установить, что причиной сильного душевного волнения (аффекта) явились определенные действия потерпевшего. К ним закон относит альтернативно: а) насилие; б) издевательство; в) тяжкое оскорбление; г) иные противоправные или аморальные действия (бездействие) потерпевшего. Существенным нововведением по сравнению со ст. 104 УК РСФСР явилось указание на то, что аффект может быть вызван также д) «длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего». Этим дополнением расширяется представление о механизме образования аффекта.

5. Насилие может заключаться в нанесении ударов, побоев, ранений и тому подобных действий, вызвавших состояние сильного душевного волнения. Если лицо, причиняя смерть нападающему в состоянии аффекта, осуществляет свое право на необходимую оборону, то оно либо освобождается от уголовной ответственности на основании ст. 37 УК, либо отвечает за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 УК).

Поскольку закон не конкретизирует вид насилия, то надо полагать, что аффект может быть вызван и психическим насилием. Практика и доктрина уголовного права исходят из того, что насилие должно носить противоправный характер. Если насильственные действия были применены потерпевшим правомерно, комментируемая статья не может быть применена.

6. Под тяжким оскорблением принято понимать особо грубое унижение чести и достоинства человека, которое можно считать достаточной причиной для возникновения аффекта. При оценке тяжести оскорбления необходимо руководствоваться общепризнанными нормами морали, но учитывать и индивидуальные особенности личности самого виновного, реальное наличие аффекта. Издевательство может выражаться также в насильственных или оскорбительных действиях, отличающихся особым цинизмом или продолжительностью.

7. Длительная психотравмирующая ситуация учитывается как смягчающее обстоятельство, если она была вызвана систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Обычно аффект возникает, когда насилие или другие противоправные действия потерпевшего были направлены против виновного или его близких. Однако не исключается возможность такой реакции и на аналогичные действия в отношении других лиц, особенно малолетних.
———————————
БВС РФ. 2003. N 6. С. 15.

8. Комментируемая норма допускает возможность постепенного нагнетания психотравмирующей ситуации, вызванной противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Судебная и экспертная практика и ранее сталкивалась с таким явлением, когда аффект возникал в результате переполнения чаши терпения у лица, длительное время подвергавшегося оскорблениям и издевательствам. Отсутствие прямого указания в законе затрудняло правильное решение вопроса о достаточном поводе для сильного душевного волнения в этих случаях. Некоторые суды ошибочно полагали, что при наличии постоянных и систематических ссор, затяжного конфликта внезапность сильного душевного волнения не может иметь место.
———————————
БВС РФ. 1994. N 6. С. 6.

Отсутствие в комментируемой статье указания на то, что противоправные или аморальные действия потерпевшего «могли повлечь тяжкие последствия для виновного или его близких» (ст. 104 УК РСФСР) свидетельствует о том, что законодатель придает более важное значение именно состоянию аффекта у виновного независимо от того, какие и для кого могли наступить последствия от действий потерпевшего.

9. Часть 2 комментируемой статьи впервые устанавливает квалифицированный вид данного преступления — убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта. Эта норма подлежит применению в тех случаях, когда причиной аффекта явилось противоправное поведение двух или более лиц, ставших жертвами убийства. В иных случаях, когда виновный в состоянии аффекта причиняет смерть не только обидчику, но и другим лицам, содеянное не может квалифицироваться по ч. 2 комментируемой статьи, поскольку отсутствует такое основание для применения привилегированной нормы, как провоцирующее и противоправное поведение потерпевших.

В отношении других отягчающих обстоятельств, названных в , действует разъяснение Пленума ВС РФ, данное в Постановлении от 27.01.1999 N 1, о том, что убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения, не должно квалифицироваться как совершенное при отягчающих обстоятельствах.

Текст Ст. 107 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Комментарий к Ст. 107 Конституции Российской Федерации

1. Участие Главы государства — неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Президент РФ в системе разделения властей выступает как орган, контролирующий ветви власти и обеспечивающий их равновесное функционирование. Отчасти именно поэтому любой принятый федеральный закон должен быть им рассмотрен и одобрен — таким образом работает система сдержек и противовесов в отношении законодательной ветви власти.

В комментируемой части сказано, что принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется для подписания и обнародования Президенту Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ под «принятыми федеральными законами» понимаются законы:

принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч. 1-4 ст. 105 Конституции РФ;

повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ;

одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ*(595).

Федеральный закон для подписания и обнародования Президентом РФ в определенных ситуациях могут направлять Совет Федерации и Государственная Дума.

Совет Федерации направляет федеральный закон Президенту РФ независимо от того, одобрен этот закон данной палатой путем голосования или он прошел без рассмотрения вследствие истечения срока в четырнадцать дней (см. комментарий к ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).

Государственная Дума может направить Президенту РФ федеральный закон в случае ее несогласия с решением Совета Федерации об отклонении закона. В этом случае для направления закона напрямую Президенту РФ для подписания и обнародования, минуя Совет Федерации, должны быть выполнены следующие условия (см. комментарий к ч. 5 ст. 105 Конституции РФ):

б) закон должен оставаться в своей первой редакции.

2. В течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. В течение этого срока Глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу, или может применить свое конституционное право «вето» и отклонить федеральный закон, не подписав его.

Под обнародованием закона по смыслу ст. 5 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» понимается доведение его до всеобщего сведения по телевидению и радио, рассылка государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передача их по каналам связи, распространение в машиночитаемой форме*(596).

В установлено, что законы подлежат официальному опубликованию и что неопубликованные законы не имеют юридической силы. При этом официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации»*(597). Кроме того, в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» сказано, что федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации.

Комментируемая часть допускает различное толкование термина «обнародование»: как доведение его до всеобщего сведения, т.е. оповещение, или как официальное опубликование. Если понимать толкование как доведение до всеобщего сведения, то из этого следует, что в Конституции РФ не до конца описан законодательный процесс, а именно отсутствует его последняя стадия — официальное опубликование (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Указанные возможности опубликования с помощью таких средств массовой информации, как телевидение и радио, не могут рассматриваться как полноценное донесение до общественности смысла и содержания закона по вполне очевидным причинам: невозможно представить весь объем закона всей аудитории страны по причине ограниченности времени эфира, способностей человека к восприятию информации на слух и т.п.

Если же брать за основу второй вариант понимания этого термина, то представляется не совсем ясным, зачем в Конституции РФ и многих других законах для обозначения одного и того же используются разные термины. Причем термин «обнародование» встречается множество раз. Скорее всего, разработчики Конституции РФ и федеральных законов не позаботились о точном употреблении указанных терминов.

Однако такая ситуация теоретически допускает возможности злоупотребления, когда принятый закон де-юре оказывается обнародованным (например, опубликованным в неизвестной газете или упомянутым в радиоэфире), но де-факто это событие остается неизвестным широкой общественности.

Поэтому, на наш взгляд, в данном случае под термином «обнародование» надо понимать именно официальное опубликование, что и находит подтверждение в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции российской Федерации», в котором сказано, что Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона Российской Федерации о поправке к Конституции подписывает его и осуществляет официальное опубликование*(598).

В свете вышесказанного представляется необходимым привести Конституцию РФ к единой терминологии, заменив термин «обнародование» термином «официальное опубликование», и обеспечить однозначное понимание последнего путем конкретизации его в Конституции РФ.

3. В комментируемой части рассматривается случай, когда Президент РФ отклоняет предложенный палатами парламента федеральный закон. Отклонение федерального закона Президентом РФ означает принятое в течение 14 дней с момента получения закона решение Президента РФ об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ).

Вето Главы государства в идеале призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента РФ), поспешно принятых законов.

Конституция РФ 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения законов. Однако Президент РФ, возвращая закон, должен обосновывать в своем письме причины такого решения, называть мотивы отклонения закона*(599). Аналогичное мнение высказал и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22 апреля 1996 г., указав, что, «поскольку… Конституцией РФ предусмотрено повторное рассмотрение Госдумой и Советом Федерации отклоненного федерального закона, мотивы принятого Президентом РФ решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания».

По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы, основаниями отклонения законов Президентом РФ в 1996-1997 гг. было следующее: несогласие с принятым законом или одним из его положений, несоответствие закона Конституции РФ, нарушение правил юридической техники, несоответствие закона Гражданскому кодексу РФ, противоречие закона Федеральному закону «О федеральном бюджете», отсутствие заключения Правительства, несоответствие закона нормам международного права или международным обязательствам РФ, иные замечания правового характера. При этом за указанными формулировками во многих случаях скрываются политические мотивы, в том числе нецелесообразность принятия того или иного закона.

Так, за время работы Федерального Собрания первого созыва Президент РФ отклонял каждый четвертый принятый закон*(600). Как было заявлено Президентом РФ в ежегодных посланиях Федеральному Собранию, в 1997 г. на подпись Главе государства было передано 277 принятых законов, из них 86 было отклонено, 11 законов возвращены без рассмотрения из-за нарушения конституционной процедуры их принятия, причем четыре закона возвращались дважды*(601); в 1998 г. Президент РФ подписал 193 закона, отклонил 67, а девять вернул без рассмотрения*(602).

Думается, что такая практика недопустима, так как при этом Президент РФ игнорирует мнение избранного гражданами России Федерального Собрания и противопоставляет себя парламенту. При отклонении законопроектов Президент РФ обязан руководствоваться лишь правовыми соображениями. В этой связи заслуживает внимания предложение о принятии специального закона, регулирующего порядок и основания реализации Президентом РФ права вето*(603).

Президентское «вето», согласно комментируемой части, отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания РФ квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания РФ в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. При одобрении не менее чем двумя третями голосов депутатов государственной Думы федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, в ранее принятой редакции он передается в Совет Федерации. Если последний не менее чем двумя третями голосов также одобряет закон, то он считается принятым и подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию*(604).

Порядок одобрения закона в ранее принятой редакции имеет ряд отличий от порядка рассмотрения законов, предусмотренного . Закон не может считаться одобренным Советом Федерации, если не был им рассмотрен, т.е. если «вето» Президента РФ не было преодолено путем голосования. Таким образом, если Совет Федерации с целью преодоления «вето» начал повторное рассмотрение закона в пределах 14-дневного срока, он обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона. Для одобрения закона необходимо квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Исключается возможность преодоления неодобрения закона Советом Федерации путем повторного голосования в Государственной Думе, а также создание согласительной комиссии, поскольку закон должен быть одобрен в единой редакции, ранее принятой обеими палатами. Установлена обязанность Президента РФ подписать одобренный обеими палатами закон, и определен иной срок его подписания — в течение семи дней.

Таким образом, на процедуру повторного рассмотрения федерального закона палатами Федерального Собрания с целью преодоления «вето» Президента РФ не распространяются положения ч. 2, 4 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 107 Конституции РФ, поскольку в ч. 3 ст. 107 Конституции РФ для этого установлены иные, специальные правила.

Конституция РФ, Статья 107

Статья 107
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Комм. Пиголкин А.С., Чернобель Г.Т.

В практике законодательной деятельности многих зарубежных государств активно применяется промульгация закона, т.е. официальное провозглашение, объявление в установленные Конституцией сроки принятого парламентом закона, его опубликование в официальных источниках, после чего закон приобретает обязательную силу. Обычно промульгация осуществляется главой государства.
Правило подписания и обнародования принятого федерального закона Президентом Российской Федерации, основанное на мировом опыте взаимоотношений парламента и главы государства в процессе создания законов, является одной из форм участия Президента в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса.
В случае одобрения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, он в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования. Если же принятый Думой федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то по истечении 14 дней с момента его направления в Совет Федерации Государственная Дума направляет закон Президенту для подписания и обнародования.
Четырнадцатидневный срок подписания принятого федерального закона необходим для того, чтобы Президент мог внимательно ознакомиться с его содержанием, привлекая при необходимости ученых и специалистов, проанализировать необходимость и своевременность его издания и принять решение о подписании, придав закону тем самым обязательную силу, либо отклонить, с тем чтобы Государственная Дума и Совет Федерации еще раз внимательно рассмотрели принятый закон и учли замечания и предложения Президента.
После подписания Президентом Российской Федерации закон должен быть в течение семи дней опубликован в установленном порядке. Официальным считается опубликование закона в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». При публикации закона в этих изданиях указываются его полное наименование, дата подписания, дается полный текст закона, являющийся точной копией оригинала и подписанный Президентом. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, разосланы государственным органам и общественным объединениям (см. комментарий к ст.15).
Отклоняя федеральный закон, Президент Российской Федерации предлагает свою редакцию закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей и их частей и пунктов либо сообщает в своем послании о нецелесообразности принятия данного закона.
Законы, возвращенные Президентом для повторного рассмотрения, направляются Советом Государственной Думы на заключение соответствующего комитета или специально созданной комиссии палаты. По итогам рассмотрения комитет или комиссия могут рекомендовать Государственной Думе одобрить закон в ранее принятой редакции; одобрить закон в редакции, предложенной Президентом; согласиться с отдельными изменениями, предложенными Президентом; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия данного закона. Вопрос о повторном рассмотрении закона включается в повестку дня заседания Государственной Думы в первоочередном порядке.
Повторное обсуждение закона начинается с выступления представителя Президента Российской Федерации, затем заслушивается заключение комитета или комиссии. По окончании обсуждения на голосование первым ставится предложение принять закон в редакции Президента. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Если такое предложение не прошло, на голосование ставится вопрос о повторном принятии закона в редакции, ранее принятой Государственной Думой. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов. В случае, если первые два решения не приняты, проводится голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом. Решение по отдельному предложению считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов.
Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в Совете Федерации такой же, как при первоначальном его рассмотрении этой палатой. Если при повторном рассмотрении федеральный закон, отклоненный Президентом, одобрен Государственной Думой в ранее принятой редакции, то комитет Совета Федерации, который давал заключение по закону, рассматривает послание Президента и высказанные им замечания, а также текст федерального закона, одобренного Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему заключение. Вопрос о повторном рассмотрении федерального закона незамедлительно вносится в повестку дня Совета Федерации. О дате рассмотрения данного закона сообщается Президенту Российской Федерации.
При повторном рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе не обсуждать его, а поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думой, либо открыть обсуждение по заключению комитета по этому закону. При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона он считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов палаты. Одобренный Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования. Семидневный срок для подписания Президентом закона исчисляется с момента получения им текста закона, направленного Советом Федерации.
Настоящая статья регламентирует порядок подписания и обнародования принятых федеральных законов. Процедура подписания и обнародования федеральных конституционных законов имеет свои особенности и предусмотрена

О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

О толковании части третьей статьи 107 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

3. В случае если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. В случае если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Комментарий к ст. N 107

1. В практике применения комментируемой статьи возникли вопросы о том, что означает выражение "принятый федеральный закон" и кто направляет его Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Были случаи, когда Совет Федерации первого созыва рассматривал принятый Государственной Думой федеральный закон после истечения предусмотренного ч. 4 ст. 105 Конституции 14-дневного срока, а Президент получал федеральный закон для подписания и обнародования и от одной, и от другой палаты Федерального Собрания.

В постановлении по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. (ВКС, 1996, N 3) Конституционный Суд Российской Федерации в п. 1 и 2 истолковал комментируемую часть следующим образом: под "принятым федеральным законом", по смыслу комментируемой части, понимаются:

Закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 1-4 ст. 105 Конституции;

Закон, повторно принятый Государственной Думой после отклонения Советом Федерации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 5 ст. 105 Конституции;

Закон, одобренный обеими палатами Федерального Собрания после отклонения Президентом в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 3 комментируемой статьи.

Совет Федерации обязан в течение пяти дней направить Президенту для подписания и обнародования федеральный закон независимо от того, одобрен он Советом путем голосования или без рассмотрения (молчаливо) Только в том случае, если федеральный закон, отклоненный Советом Федерации, повторно принят Государственной Думой в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 5 ст. 105 Конституции, сама Дума в указанный срок и направляет ϶ᴛᴏт федеральный закон Президенту. Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ новый Регламент Совета Федерации, утвержденный его постановлением от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 655), установил в ч. 3 ст. 116, что принятый Государственной Думой федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете согласно ст. 106 Конституции и не рассмотренный палатой в установленный ч. 4 ст. 105 Конституции 14-дневный срок, на 15-й день со дня поступления его из Государственной Думы направляется Председателем Совета Президенту для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Думу. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что спорный ранее вопрос получил исчерпывающее нормативное регулирование.

На практике, к сожалению, опять имеют место случаи, когда Совет Федерации рассматривает федеральные законы, не подпадающие под действие ст. 106 Конституции, после истечения установленного 14-дневного срока, нарушая тем самым и Конституцию, и ϲʙᴏй Регламент, и отмеченное постановление Конституционного Суда Российской Федерации.

2. В комментируемой части не вполне ясно, охватывает ли установленный для Президента Российской Федерации 14-дневный срок и подписание, и обнародование федерального закона. Сравнительное толкование конституционного текста, особенно формулировки второго предложения ч. 3 комментируемой статьи, приводит к выводу, что срок относится только к подписанию, но не к обнародованию, кᴏᴛᴏᴩое может иметь место позднее, причем подчас по объективным причинам (например, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией Президент подповествовал федеральный закон на 14-й день по его получении из Федерального Собрания, а обнародовать в ϶ᴛᴏт день уже физически невозможно - "Российская газета" уже вышла; более того, ϶ᴛᴏ может оказаться невозможно и на следующий день, если он праздничный или для "Российской газеты" выходной)

Учитывая, что текст федерального закона и сопутствующие материалы, кᴏᴛᴏᴩые бывают весьма обширны, подлежат тщательному изучению Президентом и его аппаратом, вряд ли было бы правильно сокращать срок для подписания федерального закона, с тем ɥᴛᴏбы успеть его обнародовать.

К тому же и для данной статьи остается открытым вопрос о том, какие дни имеются в виду - календарные или рабочие. Практика и здесь склонна понимать данные дни как календарные, хотя бывали случаи несоблюдения срока.

В случае если считать, что Президент связан 14-дневным сроком только для подписания федерального закона, то возникает вопрос о том, в течение какого времени после подписания федеральный закон должен быть обнародован. Поскольку в Конституции подписание и обнародование федерального закона упоминаются в тесной связи, из ϶ᴛᴏго напрашивается вывод, что интервал между данными действиями не должен быть сколько-нибудь значительным. Вполне понятно, что распоряжение об обнародовании Федерального закона Президент обязан отдать немедленно по его подписании, а само обнародование должно иметь место в ближайшее время.

Наряду с термином "обнародование" Конституция употребляет и термин "опубликование" и более узкий термин "официальное опубликование" (см. комментарий к ч. 3 ст. 15) Федеральный закон от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (СЗ РФ, 1994, N 8, ст. 801) говорит в ст. 5 об опубликовании актов Федерального Собрания и его палат в печатных изданиях или в виде отдельных изданий, о доведении до всеобщего сведения (обнародовании) по телевидению и радио, о рассылке государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, о передаче по каналам связи, о распространении в машиночитаемой форме. Как следует из ϶ᴛᴏго текста, под обнародованием понимается только доведение федерального закона до всеобщего сведения по телевидению и радио, а под опубликованием воспроизведение его текста в печати.

Вряд ли ϶ᴛᴏ можно считать адекватным толкованием конституционных терминов: весьма сомнительно, ɥᴛᴏбы комментируемая часть обязывала Президента доводить федеральный закон до всеобщего сведения только посредством радио и телевидения, не говоря о том, что с помощью данных средств массовой информации уяснить точное содержание законодательного текста весьма трудно, а подчас и невозможно. Скорее всего, разработчики данного федерального закона просто не позаботились о точном употреблении конституционных терминов, равно как и редакторы конституционного текста не унифицировали терминологию ч. 3 ст. 15 и ст. 107 и 108.

По смыслу в комментируемой статье и в ч. 2 ст. 108 Конституции термином "обнародование" обозначается официальное опубликование. Согласно ч. 1 ст. 3 упомянутого Федерального закона, официальное опубликование федеральных законов должно иметь место в течение семи дней после дня их подписания Президентом. Таким официальным опубликованием, согласно ч. 1 ст. 4, считается первая публикация полного текста федерального закона в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

На практике законодательные тексты побудут в "Российской газете" раньше, чем в "Собрании законодательства", еженедельные выпуски кᴏᴛᴏᴩого выходят в свет значительно позже обозначенной на них даты.

Любые прочие издания официальными не будут.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если другой порядок вступления в силу не предусмотрен в них самих.

3. Комментируемая часть устанавливает так называемое право вето (от лат. veto - запрещаю) Президента Российской Федерации в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов и возможность его преодоления Федеральным Собранием. Вето Президента будет, таким образом, не абсолютным, а отлагательным (суспенсивным) Цель данного института заключается в том, ɥᴛᴏбы дать Президенту возможность воспрепятствовать вступлению в силу федерального закона, в кᴏᴛᴏᴩом имеются неприемлемые, с позиции Президента, положения. При всем этом Конституция дает возможность Федеральному Собранию добиться вступления в силу данного федерального закона при условии, что он поддерживается квалифицированным большинством состава обеих палат.

Первое предложение комментируемой части управомочивает Президента в течение 14-дневного срока отклонять впервые поступивший к нему на подпись федеральный закон и обязывает Государственную Думу и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассмотреть данный федеральный закон. Из текста Конституции следует, что Президент, даже если не согласен с каким-то отдельным положением федерального закона, отклоняет федеральный закон целиком.

Примечание

В п. 3 указанного выше постановления Конституционный Суд Российской Федерации выяснил факт того, что отклонение федерального закона Президентом согласно комментируемой части означает принятое в течение четырнадцати дней по получении федерального закона решение об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа. Вполне понятно, что мотивировка отклонения необходима потому, что при повторном рассмотрении федерального закона палаты Федерального Собрания должны представлять себе, какие его положения вызвали возражения Президента и почему.

Не стоит забывать, что важно подчеркнуть, что, как упомянуто в мотивировочной части постановления, решение Президента об отклонении федерального закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, значения вето не имеет и юридических последствий не порождает.

Далее в п. 3 постановления Конституционного Суда говорится, что не будет отклонением федерального закона в смысле комментируемой части возвращение Президентом федерального закона в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур. По таким основаниям Президент как гарант Конституции в силу ч. 2 ст. 80 неоднократно возвращал в Федеральное Собрание федеральные законы без рассмотрения их по существу. В мотивировочной части постановления Конституционного Суда указано, что Президент имеет право на такое возвращение только в случае, если нарушение конституционных требований в какой-либо палате ставит под сомнение результаты волеизъявления палат и само принятие федерального закона. Такой федеральный закон не считается принятым в смысле ч. 1 комментируемой статьи.

Конституционный Суд в п. 4 указанного постановления истолковал также конституционное указание на то, что повторное рассмотрение палатами Федерального Собрания отклоненного Президентом федерального закона должно проводиться в установленном Конституцией порядке. Это означает, что на рассмотрение такого федерального закона распространяются положения ч. 1 и 3 ст. 105, положение ч. 4 ст. 105 о 14-дневном сроке для Совета Федерации в толковании, кᴏᴛᴏᴩое дано постановлением Конституционного Суда от 23 марта 1995 г. (ВКС, 1995, N 2-3), а также положения ч. 1 и 3 ст. 107 Конституции. Совет Федерации в данном случае не вправе ограничиваться молчаливым одобрением федерального закона.

В отношении предусмотренного комментируемой частью 14-дневного срока так же, как и в предыдущих случаях, не установлено, в каких днях ϶ᴛᴏт срок исчисляется - в календарных или в рабочих.

В случае если Государственная Дума внесет в федеральный закон какие-либо изменения, он считается принятым заново, и тогда в отношении прохождения его применяются без каких-либо оговорок положения ч. 3 ст. 104, ч. 2-5 ст. 105 и ст. 106 Конституции, а затем и рассматриваемая ст..

Второе предложение комментируемой части определяет условия, при кᴏᴛᴏᴩых вето Президента считается преодоленным, а сам он обязывается подписать федеральный закон в течение семи дней и обнародовать его. Это имеет место в том случае, если ни одна из палат при повторном рассмотрении не внесла в федеральный закон никаких изменений и одобрила его установленным в Конституции квалифицированным большинством голосов - 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд в п. 2 ϲʙᴏего Постановления от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 3 ст. 117 и ч. 2 ст. 135 Конституции (ВКС, 1995, N 2-3) разъяснил, что положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы следует понимать как предусматривающее голосование и определение результатов раздельно по палатам, при том, что, согласно п. 1, общим числом членов каждой палаты считается конституционное число, т.е. 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы. Стоит сказать, для преодоления вето Президента по федеральному закону требуются, следовательно, не менее 300 голосов в Думе и не менее 119 голосов в Совете Федерации.

Согласно положениям гл. 15 Регламента Думы, утвержденного ее постановлением от 25 марта 1994 г. N 80-I ГД (ВФС РФ, 1994, N 3, ст. 160), отклоненный Президентом федеральный закон направляется советом Думы на заключение ответственного комитета или специально созданной комиссии, кᴏᴛᴏᴩым на ϶ᴛᴏ дается десять дней (опять же неизвестно, каких дней) Комитет или комиссия в ϲʙᴏем заключении предлагают Думе одно из трех решений:

Одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом (следует при ϶ᴛᴏм иметь в виду, что Президент, отклоняя федеральный закон, вправе ограничиться концептуальными замечаниями и не предлагать новой его редакции);

Согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия данного федерального закона (разумеется, если Президент такое предложение выскажет);

Одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

По получении заключения совет Думы ставит федеральный закон на рассмотрение палаты в первоочередном порядке, и не позднее чем за три дня до проведения заседания Думы о его времени и месте сообщается Президенту и его полномочному представителю. Повторное рассмотрение Думой федерального закона начинается с выступления полномочного представителя Президента, затем излагается заключение комитета или комиссии. Вопрос о нецелесообразности принятия федерального закона может быть поставлен на голосование и считается решенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов. В Совет в ϶ᴛᴏм случае федеральный закон не направляется, и производство по нему считается прекращенным. В случае если же палата решила провести обсуждение федерального закона и замечаний Президента, то слово предоставляется только представителям фракций и депутатских групп, а заключательное слово - полномочному представителю Президента.

По окончании обсуждения сначала ставится на голосование предложение одобрить федеральный закон в предложенной Президентом редакции. Стоит заметить, что оно принимается, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов. В случае если же ϶ᴛᴏ предложение не принято, голосуется предложение одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции, т.е. предпринимается попытка преодолеть вето Президента. В случае если в Думе попытка успешна, федеральный закон в тот же день направляется Председателем Думы в Совет Федерации.

В случае если не принято ни одно из упомянутых решений, палата проводит голосование по отдельным разделам, главам, статьям отклоненного Президентом федерального закона, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом. Перед каждым голосованием выступают полномочный представитель Президента и представитель ответственного комитета или специальной комиссии. Решение принимается большинством от общего числа депутатов. В случае одобрения предложений Президента повторное рассмотрение федерального закона откладывается до следующего заседания палаты, а комитет или комиссия с привлечением правового управления аппарата Думы готовят текст федерального закона с включением одобренных Думой предложений Президента. Этот текст голосуется Думой и считается одобренным, если поддержан большинством от общего числа депутатов. В ϶ᴛᴏм случае он в течение пяти дней передается Председателем Думы на рассмотрение Совета Федерации.

Отметим, что при повторном рассмотрении федерального закона, согласно Регламенту, обсуждаются только предложения Президента и не допускаются какие-либо иные поправки.

Регламент Совета Федерации (гл. 12) требует, ɥᴛᴏбы вместе с текстом отклоненного Президентом и повторно рассмотренного Думой федерального закона Совету были представлены также постановление Думы о повторном рассмотрении федерального закона, стенограмма ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего заседания Думы, заключение комитета Думы на письмо Президента. В случае если Дума при повторном рассмотрении приняла федеральный закон в новой редакции, Совет рассматривает его как вновь принятый.

Соответствующий комитет (комитеты) Совета дает по указанным материалам повторное заключение, после чего Председатель Совета включает вопрос о повторном рассмотрении федерального закона в повестку дня заседания. Сроки для комитета и для включения в повестку дня заседания Совета Регламентом не предусмотрены.

При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом и одобренного Думой в ранее принятой редакции, Совет после обсуждения или без обсуждения голосует вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой редакции. Решение одобрить принимается конституционным квалифицированным большинством не менее 2/3 от общего числа членов Совета. В случае если такое большинство не получено, федеральный закон считается отклоненным палатой.

В практике палат Федерального Собрания бывают случаи неоднократного голосования по повторно рассматриваемому федеральному закону, если сразу требуемое квалифицированное большинство получить не удается. Конституционность такой практики вызывает сомнения, так как, по существу, происходит выкручивание рук парламентариям.


1. Комментируемая статья посвящена заключительной стадии законодательного процесса - промульгации закона Президентом Российской Федерации, которая заключается в официальном провозглашении в установленные Конституцией сроки принятого парламентом закона, его официальном опубликовании, после чего закон приобретает обязательную силу.
В процессе реализации этой нормы обнаружилась неопределенность в понимании положений ст. 107 Конституции, касающейся понятия "принятый федеральный закон", процедуры отклонения федерального закона Президентом Российской Федерации, а также повторного рассмотрения федерального закона палатами Федерального Собрания в "установленном Конституцией Российской Федерации порядке".
В постановлении по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. (ВКС. 1996. N 3) Конституционный Суд Российской Федерации следующим образом истолковал ч. 1 комментируемой статьи. Под "принятым федеральным законом" по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации понимаются:
- законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции Российской Федерации;
- законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции Российской Федерации;
- законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется для подписания и обнародования Президенту Российской Федерации Советом Федерации независимо от того, одобрен этот закон данной палатой путем голосования или без рассмотрения. Только в единственном случае, предусмотренном ч. 5 ст. 105 Конституции (в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы), принятый федеральный закон Президенту Российской Федерации направляет не Совет Федерации, а Государственная Дума.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет обязанность Президента Российской Федерации в течение 14 дней подписать федеральный закон и обнародовать его.
В силу занимаемого Президентом Российской Федерации в системе разделения государственной власти в Российской Федерации места, возлагаемых на него гарантийной, интеграционной и координационной функций и роли в законодательном процессе данная обязанность носит не безусловный характер. Подписание Президентом Российской Федерации закона имеет, строго говоря, нотариальное значение. При этом, однако, в процессе предварительного изучения принятого федерального закона Президент Российской Федерации осуществляет также контрольную функцию, проверяя тем самым необходимость и своевременность его издания.
Именно для того, чтобы Президент и обслуживающий его аппарат (Администрация Президента Российской Федерации) могли тщательно проанализировать закон и сопутствующие ему материалы, ч. 2 ст. 107 Конституции установила, что глава государства в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует принятый федеральный закон. При этом необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства: течение установленного Конституцией четырнадцатидневного срока начинается с момента официального поступления принятого федерального закона главе государства из уполномоченного на то органа (Совета Федерации или в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 105 Конституции, Государственной Думы); неясно, какие дни в данной ситуации имеются в виду - календарные или рабочие, хотя практика деятельности Президента Российской Федерации позволяет сделать вывод, что имеются в виду календарные дни; представляется, что названный срок установлен комментируемой частью ст. 107 именно для подписания Президентом и принятия им решения о незамедлительном обнародовании принятого федерального закона, а не подписания и фактического его обнародования.
В Конституции Российской Федерации наряду с термином "обнародование" используются термины "опубликование", "официальное опубликование", за которыми скрываются несовпадающие по своему юридическому содержанию понятия (см. комментарий к ст. 15). В Федеральном законе "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" под опубликованием закона понимается воспроизведение его текста в печати (в печатных изданиях или в виде отдельных изданий), под обнародованием закона - доведение федерального закона до всеобщего сведения по телевидению и радио, а также путем рассылки государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме.
Представляется возможным следующее истолкование понятий обнародования и опубликования законов. Глава государства, направляя закон для официального опубликования в "Российскую газету" и "Собрание законодательства Российской Федерации", не лишен возможности в не терпящих отлагательства случаях, если законом не затрагиваются права и свободы человека и гражданина (такие законы согласно ч. 3 ст. 15 Конституции вступают в силу только после официального опубликования), довести этот закон до всеобщего сведения по телевидению и радио или довести его до сведения адресатов путем рассылки, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме. Такое обнародование также может квалифицироваться в качестве официального опубликования, в результате которого закон вступает в силу и порождает юридические обязательства для его адресатов.
Федеральные законы по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации", если иной порядок их вступления в силу не предусмотрен в них самих.
3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи глава государства - не пассивный участник данной стадии законодательного процесса; он вправе в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему принятого федерального закона наложить на него вето. В упомянутом постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указывается, что отклонение федерального закона Президентом Российской Федерации, предусмотренное в ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации, означает принятое в течение четырнадцати дней с момента получения закона решение Президента Российской Федерации об отказе в его подписании с указанием мотивов такого отказа.
Не является отклонением федерального закона в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации возвращение Президентом Российской Федерации федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения ею установленных Конституцией требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона.
Положение ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации о том, что в случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон, означает, что на рассмотрение такого закона распространяются положения ч. 1 и 3 ст. 105, положение ч. 4 ст. 105 о четырнадцатидневном сроке в толковании, которое дано постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 1-П (ВКС. 1995. N 2-3), а также положения ч. 1 и 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации. Если отклоненный Президентом Российской Федерации федеральный закон не был повторно рассмотрен Советом Федерации, он не может считаться одобренным этой палатой, а вето - преодоленным.
Таким образом, вето (от латинского vеtо - запрещаю) Президента Российской Федерации является не абсолютным, а относительным (суспенсивным); основанием для применения вето является не только противоречие принятого федерального закона Конституции Российской Федерации, но и его, с точки зрения главы государства, нецелесообразность, несвоевременность, способность негативно сказаться на отношениях Российской Федерации с другими государствами и иными субъектами международного права. Не является вето возвращение главой государства федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, если ею нарушены установленные Конституцией требования к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур. Вето Президента Российской Федерации может быть преодолено повторным рассмотрением федерального закона, если он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации (119 из 178) и Государственной Думы (300 из 450); преодоление парламентом наложенного Президентом Российской Федерации вето на федеральный закон порождает для главы государства безусловную обязанность подписать закон в течение семи дней и обнародовать его. Одновременно глава государства сохраняет право обратиться при наличии соответствующих условий в установленном Федеральным конституционном законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" порядке в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности подписанного им и обнародованного федерального закона.