Что будет происходить с правительством и администрацией президента до и после президентских выборов. Правительство россии допустило роковую ошибку

Кто из министров сохранит свои посты, а кто покинет их после инаугурации 7 мая - мнения экспертов «БИЗНЕС Online»

Вторым по значимости вопросом после выборов станет формирование нового правительства, которому предстоит исполнять обещания Владимира Путина, данные на последнем послании. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что изменения почти не коснутся финансово-экономического блока, но ударят по блоку промышленному. Главная интрига же развернется в секторе военно-промышленного комплекса: кто будет отвечать за большую программу вооружений — Дмитрий Рогозин или Денис Мантуров?

Следующим глобальным вопросом после завершения выборной кампании стала смена правительства. Владимир Путин объявит новый состав правительства после инаугурации
Фото: kremlin.ru

«Е СЛИ ПУТИН ПОЙДЕТ НА ТАКОЙ РАДИКАЛЬНЫЙ ШАГ, КАК ЗАМЕНА ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА, ТО ЭТО ВПОЛНЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОВЕРШЕННО НОВАЯ ФИГУРА»

Следующим глобальным вопросом, который встал на повестке дня после завершения выборной кампании, стала смена правительства. Владимир Путин в день голосования, что объявит новый состав правительства после инаугурации, которая назначена на 7 мая. «Вообще-то все изменения в правительстве должны осуществляться президентом, вступившим в свои полномочия на новый срок, поэтому сейчас я буду думать над тем, что и как нужно сделать, — заявил он. — Что касается председателя правительства и правительства в целом, я, конечно, об этом думаю. Предметно начинаю думать с сегодняшнего дня, потому что нужно было дождаться результатов выборов, но все изменения будут объявлены после инаугурации»

Напомним, в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года президент поставил цель вывести российскую экономику на более высокие темпы роста, чем показывает мировая экономика, прибавившая в 2017 году, по оценке МВФ, 3,7%. Для сравнения: по предварительной оценке Росстата, рост ВВП РФ в 2017 году составил 1,5%.

В перечне поручений по реализации послания главы государства был обозначен ключевой пункт — определение национальных целей развития страны на среднесрочный период. Указы, в которых это должно быть прописано, станут продолжением «майских указов» 2012 года и послужат ориентиром экономического развития России на ближайшие годы. Выступая с посланием, Путин озвучил еще одну ключевую задачу государства: увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза к середине 2020-х годов, а также поднять расходы на транспорт, на здравоохранение. Президент также заявил, что рассчитывает на конкретный план действий от нового правительства и Банка России, который обеспечит рост инвестиций до уровня 25–27% ВВП, а также призвал кардинально улучшить деловой климат и обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренций.

Десять других направлений, обозначенных президентом РФ в ежегодном послании, будут реализованы через механизм национальных проектов или программ. В социальные направления вошли здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, демография. Экономический блок включает в себя такие цели, как повышение производительности труда, развитие цифровой экономики, строительство качественных и безопасных дорог, развитие малого и среднего бизнеса и поддержка экспорта.

При реализации всех этих авансов Путин будет опираться на «новое правительство» — эта фраза неоднократно звучала в его . Однако пока неочевидна даже фамилия премьер-министра. «Если Владимир Путин пойдет на такой радикальный шаг, как замена главы правительства, то это вполне может быть совершенно новая фигура, я не исключаю, что будет совершенно неочевидная фамилия, — заявил в интервью „Коммерсанту“ президент холдинга „Минченко консалтинг“ Евгений Минченко . — Если говорить о конкретном кадровом составе правительства, то есть люди, у которых позиции или сохранятся, или будут усилены, — типа министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, министра энергетики Александра Новака, министра финансов Антона Силуанова, и Максим Орешкин, я думаю, как относительно новый министр экономического развития имеет хорошие шансы в правительстве сохраниться. По всем остальным, я думаю, могут быть движения, может быть делегирован кто-то из губернаторского корпуса».

При реализации программы президент будет опираться на «новое правительство». Однако пока неочевидна даже фамилия премьер-министра
Фото: government.ru

« В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КАК ДАМОКЛОВ МЕЧ ВИСИТ ЛОЗУНГ ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА «ХВАТИТ КОШМАРИТЬ БИЗНЕС»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты выдвинули предположения о том, будут ли глобальными перемены в новом правительстве РФ и какие программные идеи лягут в основу ближайшей «шестилетки» Путина.

Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:

— Экономическая политика, конечно, будет корректироваться в сторону улучшения социально-экономического положения рядовых россиян. Это Владимир Путин обещал, и оснований предполагать, что он не выполнит свое обещание, после такой-то народной поддержки нет.

Что касается перезагрузки правительства, исполнительной вертикали, то она неизбежна. По техническим причинам после 7 мая произойдет отставка правительства, будет предложен его новый состав. По кандидатурам, как я понимаю, Владимир Путин одновременно создал интригу и снял ее, упомянув, что он по понятным причинам пока не думал, потому что шла избирательная кампания, а теперь озаботится этой проблемой прямым и непосредственным образом. По кадрам даже гадать не буду, хотя есть предположения. Я думаю, Владимир Владимирович будет подбирать кандидатуру премьера, профильных вице-премьеров и министров, исходя из тех задач, которые он поставил в ходе избирательной кампании, и оглашая послание Федеральному Собранию. По персоналиям гадать не буду. Часть правительства, конечно, останется на своих местах. Я думаю, что это силовики (не все, но большинство из них), часть экономического блока тоже останется, часть социального блока — тоже, но корректировка будет происходить обязательно.

Алексей Макаркин — вице-президент центра политических технологий:

— Я бы не ожидал ничего особо революционного. Что касается экономики, то многие решения, которые надо было принимать, откладывались из-за того, что были парламентские и президентские выборы, когда нельзя рисковать из политических соображений. Сейчас эта тема ушла, но есть огромная поддержка президента. По сути, эта поддержка может быть расценена властью как карт-бланш. Конечно, если брать внешнюю политику, то люди готовы все отдать власти: «Пожалуйста, делайте, мы доверяем». Население не хотело бы войны, но и не верит, что она будет.

Что касается внутренней политики, то это более сложно. В вопросах экономики люди не согласны на карт-бланш. Но власть эти 76 процентов может расценить именно так. Поэтому может быть проблема по поводу увеличения пенсионного возраста, досрочного выхода на пенсию, есть проблема по поводу реализации «майских указов» еще 2012 года в условиях, когда у регионов не хватает средств, проблема с дальнейшей оптимизацией (это слово, которое камуфлирует разного рода сокращения). С другой стороны, есть желание построить новое современное общество с опорой на здравоохранение и образование, то есть обновить это общество так, чтобы у нас было самое замечательное конкурентоспособное образование, чтобы развивались «Кванториумы», «Сириус» и прочее, чтобы развивалась телемедицина, чтобы увеличился средний срок нашей жизни, а это напрямую связано с пенсионной реформой, поскольку обоснованием для нее является как раз увеличение срока жизни и активной деятельности человека. Потому все эти желания есть.

Но при этом, я думаю, есть представление о том, что правительство можно омолодить, добавить новых людей. Какие-то революции вряд ли произойдут. У нас есть целые списки министров на вылет, которые обсуждаются в Telegram-каналах, но это часто вбросы, конкурентная борьба. А что будет реально, мы не знаем, но может быть существенное обновление. Оно может касаться социального блока, в макроэкономическом может быть меньше, но это пока лишь спекуляции. Также возникает вопрос, кто будет отвечать за большую программу вооружений, будет ли это Дмитрий Рогозин или Денис Мантуров.

Леонид Поляков —член экспертного совета фонда ИСЭПИ:

— Политический курс Путина состоит в том, чтобы обеспечить все условия для прорывного развития прежде всего в экономической и социальной сферах. Что касается внешней политики, то здесь однозначно твердый курс на продолжение укрепления российского суверенитета и абсолютной независимости от любых попыток заставлять нас делать что-либо в ущерб национальным интересам. Что касается кадровых перемен в правительстве, то этот вопрос вторичен по отношению к структурной реформе всего управленческого аппарата и вертикали власти в России. Эта реформа уже проводится. Наряду с заменой губернаторов декларируется не только омоложение, но и призыв прагматичных менеджеров-профессионалов, для которых важны приоритеты реализации путинского курса, а не политические амбиции. Думаю, эта тенденция может быть экспонирована и на федеральное правительство, там может произойти серьезная реструктуризация. Пока правительство по-прежнему продолжает формироваться по отраслевому принципу. Министры отвечают за определенную отрасль. Но я не исключаю, что могут быть сформированы какие-то комбинированные блоки, где будет ориентация на решение комплексных задач в экономике в целом, в социальной сфере в целом, в развитии промышленности и инфраструктуры и так далее. Если такая реформа будет осуществлена, я не исключаю, что состав правительства может существенно поменяться и его могут пополнить люди, которые пробуют себя в разных конкурсах типа «Лидеры России», то есть люди, которые свою квалификацию и готовность работать на трудных участках подтвердили серьезными тестами.

Я не исключаю, что часть депутатов тоже могут претендовать на некоторые посты в правительстве. Например, в области спорта. У нас есть известные спортсмены и спортсменки, которые вполне готовы решать непростые задачи в области спорта. А здесь проблем предостаточно. В экономической политике по-прежнему висит как дамоклов меч лозунг «Хватит кошмарить бизнес», брошенный Дмитрием Медведевым. Слов много, в каждом послании повторяется одна и та же тема, но воз и ныне там. Количество проверок, несмотря на грозные предупреждения президента, все равно не уменьшается. Бизнес повсеместно жалуется. Усилия омбудсмена Бориса Титова не бесполезны, но в целом атмосфера по отношению к бизнесу очень далека от идеальной. В то же время продолжается неприятный прессинг со стороны западных партнеров, санкции мешают развитию. Это тоже серьезное препятствие, которое надо научиться преодолевать.

О том, какие конкретные меры решения этих задач будут предприняты, мы узнаем тогда, когда будет сформировано новое правительство. В целом же в новом президентском сроке Путина во главу угла будут поставлены социальная сфера, образование, здравоохранение, наука и культура. Плюс инфраструктура. Цели понятны. Вопрос в том, как достигать этих целей. Очень непростые задачи в условиях многих неблагоприятных факторов — как внутренних, так и внешних. Неслучайно Путин говорит о том, что нам придется работать еще напряженнее.

«Если Путин пойдет на такой радикальный шаг, как замена главы правительства, то это вполне может быть совершенно новая фигура»
Фото: government.ru

«ПУТИН СТОИТ НА РАСТЯЖКЕ МЕЖДУ КОМПРАДОРСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БУРЖУАЗИЕЙ»

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ:

— У Путина появилась возможность убрать либералов, которые подчиняются международному валютному фонду, мировой олигархии, компрадорской буржуазии, кто только ориентирован на ввоз/вывоз и на свои предприятия в России. Вот тех, у кого там яхты за рубежом, загородные клубы, убрать из государственных структур. Эти люди не могут развивать отечественную экономику, потому что они не относятся к национальной буржуазии. Во всем мире не любят такую компрадорскую буржуазию: в Южном Вьетнаме ее убрали, в Индии. Есть такая в Южной Корее, конечно, но вообще в мире такую буржуазию, которая ориентирована на другие страны, а не на свое производство, не любят. Ею не гордится нация. Поэтому предстоит выбор. Путин стоит на растяжке между компрадорской буржуазией, которая имеет Медведева и весь социально-экономический блок правительства, и национальной буржаузией, которая отражается в тех министрах, которых он лично назначает, то есть министре иностранных дел и силовиках. Растяжка — дело хорошее, но эти две лодки разъезжаются в разные стороны. Запад все активнее выступает против нас, поэтому естественно, что Запад и национальное отечественное производство расходятся. Надо выбирать, встать на одну лодку, а то Путин не Ван Дамм, чтобы на растяжке долго сидеть. Сначала порвутся брюки, а потом все остальное. Он должен воспользоваться этой возможностью.

Думаю, что он будет по частям этим заниматься, потому что инстинкт самосохранения нашей страны, национального отечественного предпринимательства заставит его все-таки обратить внимание на внутренние проблемы. Там нет таких успехов, как в международных отношениях. Нужно менять внутреннюю политику, прежде всего социально-экономическое направление.

Но это не значит, что внешняя политика отойдет на второй план. Ситуация на мировой арене все обостряется. Запад выбрал нас мишенью, хотя им больше мешает Китай. Но Россия по традиции является маяком для многих стран, даже если она не помогает. Многие мировые страны сегодня ориентируются на нас, помня о том, кем был Советский Союз. Мы всегда защищали справедливость на мировой арене, а в годы СССР помогли освободиться более 100 странам, большинству членов ООН. Эти страны, их элиты приязненно к нам относятся. И это сказывается на том, что Запад Россию ненавидит больше, чем Китай. Пока. Со временем они перекинутся и на Китай, если удастся уничтожить Россию. А нашу страну им не удастся разрушить, если Путин сориентирует социально-экономическую политику на благо народа.

Андрей Колядин — руководитель региональных программ ИЭСИ:

— Если о необходимости экономических преобразований, о новой стратегии экономики и новых драйверах экономики Путин говорил неоднократно, то про внутреннюю политику я ничего не слышал. Ни в послании, ни на одном из совещаний ничего не было сказано про реформу политической системы или партийной системы. У меня такое ощущение, что Владимира Владимировича все устраивает. И у меня есть большие сомнения, что будут реформы в политической системе, хотя они назрели ничуть не меньше, чем экономические. Необходимо менять партии, руководителей партий, фильтры, которые мешают предприимчивым, харизматичным, ярким людям входить в политическую систему, и так далее. Необходимо менять систему назначения в правительство, когда выигравшие партии должны формировать кабинет. В этом случае правительство консолидировано.

Спрогнозировать, кто будет назначен на посты, невозможно, так как система отбора министров от определенных победивших групп отсутствует. Это все в голове Владимира Владимировича. Он, бесспорно, выдающийся лидер, но, когда решение консолидировано, тогда министр несет ответственность не только перед первым лицом, но и перед группами, которые его выдвинули. Поэтому предположить, какие произойдут изменения, никто не может, как не смог никто угадать, какие придут губернаторы в разные регионы. Интрига, сохранит ли Медведев свое кресло, будет держаться до мая. Об экономических изменениях мы тоже узнаем из очередных «майских указов».

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:

— Что касается изменений в правительстве, то да, они были запланированы масштабными, 50–70 процентов на официальном уровне, потому что власть чувствует, что запрос на обновление визуального ряда есть и он носит стратегический характер. Сейчас, по итогам выборов, власть получила больший уровень поддержки, чем она рассчитывала, прогнозировала. Но я думаю, что это не повлияет на ее первоначальные планы и изменения в правительстве будут носить достаточно серьезный характер. Запрос на изменение никуда не делся, итоги прошедших выборов это продемонстрировали, потому что Грудинин за счет факторов своей новизны сумел серьезно обойти Жириновского, результаты которого ужались. У ветерана российской политики Жириновского, который давно на политическом небосклоне, и у Грудинина, который в политике новичок, результаты отличаются в два раза. Собчак за счет фактора новизны также сумела показать неплохой результат, хоть и не такой, на который рассчитывала. И этот ряд будет только обновляться. А вот какие блоки охватит это обновление, сейчас спрогнозировать трудно, но, исходя из тех фундаментальных предпосылок, которые есть, и из тех планов, которые были до выборов, скорее всего, оно практически не коснется финансово-экономического блока, а серьезно коснется военно-промышленного комплекса и промышленного блока. Там возможны перестановки на уровне вице-премьеров, министров и прочих. Власть чувствует, что запрос на обновление визуального ряда есть.

Что касается культурно-социальной сферы, есть вопросы, потому что здесь существуют фигуры, которые скомпрометированы скандалами, как господин Мединский, например. Так что его шансы сохраниться в правительстве не очень велики. Но там есть фигуры, у которых репутация технократов и которые никакого скандального шлейфа не имеют. Что касается остальных блоков, например транспортного, то пока вопрос открыт. Здесь, я думаю, все будет решаться в последние недели перед оглашением состава правительства и будет зависеть от того, насколько серьезные позиции у патронов того или иного чиновника, потому что ясно, что каждый из федеральных министров и вице-премьеров имеет своего патрона среди пресловутых «кремлевских башен». И здесь все будет решать борьба данных «башен». Но весь финансово-экономический блок эти изменения, скорее всего, серьезно не затронут. А вот все остальное — под вопросом, все остальное обсуждается. И я думаю, что в ближайшие полтора месяца мы увидим достаточно серьезную войну компроматов как раз с целью те или иные фигуры скомпрометировать и подтолкнуть к отставке.

Что Владимир Путин должен сделать с правительством после победы на выборах?

3% Оставить в полном составе – это правительство себя показало в кризис нормально

54% Сменить в полном составе – это правительство не способно на прорыв

30% Нужен новый премьер

6% Обновить финансово-экономический блок

3% Сменить ответственных за промышленность

4% Свой вариант (в комментариях)

Прием голосов по опросу закрыт

Дом правительства РФ Фото: lidenz.ru

Инаугурация Владимира Путина состоится днем 7 мая. По традиции уже через несколько часов президент вносит кандидатуру премьера на рассмотрение Думы, дальше первые лица формируют правительство в течение нескольких недель. Таким образом, не позднее 20-х чисел мая страна получает новый кабинет министров. Еще недавно считалось, что кабинет может быть радикально обновлен, но чем ближе к инаугурации, тем чаще собеседники NT в правительстве и Кремле говорят о том, что, по всей видимости, обновление не будет кардинальным.

Хотя изменения, конечно, потребуются, нельзя сформировать новое правительство из старых лиц, говорит источник в Кремле. Скорее всего, уйдут наиболее слабые и оскандалившиеся фигуры, а также те, кто давно и настойчиво выказывает желание сменить работу. Кто уйдет, а кто в таком случае останется, корреспондент NT выяснял у чиновников администрации президента и правительства, а также в близких к ним экспертных и бизнес-кругах.

Медведев и его команда

Главное, в чем сходятся собеседники NT , - Дмитрий Медведев, вопреки многочисленным слухам, останется на посту премьера. Высокопоставленный федеральный чиновник, еще полгода назад не исключавший даже досрочной отставки Медведева, теперь говорит, что «на 70%» Медведев останется премьером. Остальные собеседники его перспективы намного выше. Сам премьер говорит знакомым, что планирует продолжить работу на нынешнем месте, рассказывает человек, часто общающийся с Медведевым.


Председатель правительства РФ Дмитрий
Медведев Фото: kremlin.ru

В пользу Медведева говорят два аргумента. Во-первых, несмотря на некоторые разногласия с Путиным, у них сохраняются «очень хорошие отношения». «Президент ему доверяет», - говорит приближенный к главе государства чиновник. По его словам, Путин ценит, что Медведев безропотно согласился в 2011 году вернуть ему власть, хотя и не очень хотел этого делать.

Второй аргумент связан с нынешней внешнеполитической ситуацией. После объявления очередных санкций и еще большего ухудшения отношений с Западом, Путин вообще не хочет сколько-нибудь серьезных изменений, говорят собеседники NT . Источники в правительстве полагают, что на ближайшие несколько лет могут быть заморожены многие планы - в том числе связанные с реформами и кадровыми перестановками. Путин в принципе не любит перемен, а сейчас, когда экономику штормит, они ему кажутся тем более неуместными.

Если Медведев остается на посту премьера, то, вероятнее всего, с ним останется и его ближайшее окружение. В первую очередь, речь идет о близком к нему вице-премьере Аркадии Дворковиче. Однако Дворкович вряд ли сохранит свои нынешние обширные полномочия. «Может быть, вы перегружены слишком», - сказал Путин Дворковичу осенью прошлого года, критикуя членов кабмина за скандал вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа». Вице-премьер, помимо ТЭКа, курирует и транспорт.

Собеседник в правительстве полагает, что на ближайшие несколько лет могут быть заморожены многие планы - в том числе связанные с реформами и кадровыми перестановками. Путин в принципе не любит перемен, а сейчас, когда экономику штормит, они ему кажутся тем более неуместными

Собеседники NT ударом по Дворковичу и предпосылкой для урезания его полномочий называют арест близкого к нему олигарха, друга со студенческих лет , получавшего крупные государственные подряды на строительство стадионов и аэропортов.

За ним слишком много важных тем, и есть слишком много желающих эти полномочия взять на себя, отмечает один из собеседников. По его словам, если это будет условием сохранения одного из фаворитов в кабмине, то премьер на это пойдет.

Вице-премьер Аркадий
Дворкович Фото: kremlin.ru

Возможно, в новом правительстве Дворкович займется темой спорта. С начала этого года он курирует подготовку к Чемпионату мира по футболу. Ранее этих полномочий был лишен профильный вице-премьер Виталий Мутко , который фактически остался не у дел. По всей видимости, Мутко в новом правительстве не останется, уверены собеседники NT . Впрочем, он не отказался от борьбы. Недавно Мутко пришел к премьеру Медведеву с просьбой загрузить его работой и дать возможность все же как-то участвовать в подготовке к Чемпионату мира, пусть уже не в ранге главы оргкомитета, как раньше, рассказывает собеседник в правительстве. По его словам, Медведев почему-то поддался на эти уговоры, и теперь два вице-премьера вместе занимаются одним мероприятием.

Вероятно, останется во власти и другой соратник премьера - его пресс-секретарь Наталья Тимакова. Правда, по словам источников NT в аппарате правительства, работа со СМИ Тимаковой надоела, и она просится на другой фронт. Например, она претендовала на пост министра культуры, говорит собеседник в Кремле. Впрочем, по его мнению, этот пост она вряд ли получит из-за непростых отношений с режиссером Никитой Михалковым. Путин прислушивается к его мнению о кадровой политике в культурной сфере, и именно режиссеру обязан Владимир Мединский своим назначением.

Исход «володинских»

В правительстве есть один министр, который подходит сразу под несколько критериев для отставки - он поссорился с важными людьми в своей отрасли, а его главный лоббист сам находится в трудном положении. Это министр образования Ольга Васильева .

Васильеву называют очень сложной, крайне несдержанной и не всегда понятной коллегам. Например, ее религиозность иногда кажется чрезмерной, говорит собеседник (рассказывают, что она даже пропускала важные совещания из-за религиозных праздников). Кроме этого, у нее не сложились отношения с профильным помощником и старым знакомым президента Андреем Фурсенко. Наконец, не всем в правительстве нравится ее приверженность советским стандартом образования и желанием развернуть вспять многие реформы последнего десятилетия.


Министр образования Ольга Васильева
Фото: nooov.ru

Историю назначения Васильевой многие называют загадочной. Уже в начале 2016 года в руководстве страны сложилось понимание, что прежним министром образования, непопулярным Дмитрием Ливановым, перед осенними выборами в Госдуму придется пожертвовать. Но дальше возникла длительная пауза, поскольку появились сложности с подбором его преемника. В этот момент, по словам собеседников, подсуетились несколько лоббистов Васильевой, в том числе тогда еще кремлевский куратор внутренней политики Вячеслав Володин - Васильева работала под его руководством в президентском управлении общественных проектов. Замом к ней в Министерство перешел еще один подчиненный Володина - начальник того же управления Павел Зенькович.

Впрочем, Володин был не единственным проводником Васильевой в высший властный орган - за нее ходатайствовала и РПЦ, а, кроме того, у нее хорошие отношения с супругой премьера Светланой Медведевой, отмечает один из чиновников.

Помимо Васильевой, вероятно, постов в правительстве лишатся и другие креатуры Володина. Больше всего говорят об уходе министра по делам Дальнего Востока Александра Галушки

Вячеслав Вододин
Фото: vvolodin.ru

Но у самого в последние годы возникло много сложностей. Источники NT ранее рассказывали, что он перестал устраивать влиятельную и близкую Владимиру Путина группу Юрия Ковальчука. После этого он был переведен в спикеры Госдумы - это формально более высокий пост, однако у него теперь меньше административных возможностей. Об ослаблении Володина говорит и то, что вскоре после перехода в Думу он лишился контроля над партией «Единая Россия» - его ставленник Сергей Неверов был удален с ключевого поста секретаря генсовета, на этой должности его сменил бывший губернатор Псковской области Андрей Турчак. Теперь между Думой и партией постоянно происходят конфликты. В частности, Турчак не поддержал Володина и Госдуму в целом, которые решили защищать главу международного комитета Леонида Слуцкого, обвиненного журналистами в домогательствах. Турчак говорил, что будь Слуцкий членом «Единой России», «мы бы разобрались быстро».

Поэтому, вероятно, постов в правительстве лишатся и другие креатуры Володина. Больше всего говорят об уходе министра по делам Дальнего Востока Александра Галушки . Он - выходец из созданного Володиным Общероссийского народного фронта и был навязан профильному вице-премьеру Юрию Трутневу. Сейчас в правительстве все больше склонны к тому, что территориальные министерства больше не нужны, так что у Трутнева есть хороший повод избавиться от володинского протеже, утверждает собеседник в правительстве.

Дорогу молодым

Первый вице-премьер Игорь
Шувалов Фото: inkazan.ru

В правительстве говорят о возможной смене чиновников, которые давно сидят на своих местах и сами бы хотели сменить работу. К таковым в первую очередь относят первого вице-премьера Игоря Шувалова : свою нынешнюю должность он занимает 10 лет, а всего на высших постах он более 20 лет. Шувалов любит рассказывать, что не прочь сменить работу, вопрос только в том, кем ему быть после ухода из правительства, говорит его знакомый: постов, равных по статусу, крайне мало.

При этом собеседники NT уверены, что сохранят позиции (или даже пойдут на повышение) два ключевых члена финансово-экономического блока правительства - молодой министр экономического развития Максим Орешкин , которого в СМИ называют фаворитом президента, и опытный министр финансов Антон Силуанов.

Приходько устал и не чувствует интереса к нынешней работе. Один из его подчиненных сказал NT , что готовится к уходу, поскольку у него есть понимание, что «начальник в новом правительстве не сохранится»

Просит сменить сферу деятельности вице-премьер Дмитрий Козак - он пришел в руководство страны одновременно с Владимиром Путиным в 1999 году. В последнее время он периодически жаловался знакомым, что не чувствует востребованность на нынешней должности в кабмине и просит Владимира Путина поручить ему более конкретную работу, рассказывает собеседник.

Вице-премьер и глава аппарата
правительства Сергей Приходько
Фото: kremlin.ru

Еще один опытный чиновник - вице-премьер и глава аппарата правительства Сергей Приходько . Он был назначен помощником президента еще в 1997 году. Сейчас много говорят о его возможной отставке: Приходько устал и не чувствует интереса к работе. Один из его подчиненных сказал NT , что готовится к уходу, поскольку у него есть понимание, что «начальник в новом правительстве не сохранится». В начале февраля оказался фигурантом расследования Алексея Навального - оппозиционер рассказал о том, как чиновник катался на яхте с предпринимателем Олегом Дерипаской. Впрочем, этот скандал вряд ли скажется на карьере чиновника, говорит собеседник.


Министр иностранных дела Сергей
Лавров Фото: vevby.ru

Под вопросом остается ключевой пост министра иностранных дел. Источники многих СМИ ранее сообщали о возможном уходе министра иностранных дел Сергея Лаврова - тот давно работает на посту и находится не в лучшей физической форме. Собеседники NT подтверждают: идет обсуждение конфигурации во всем внешнеполитическом блоке, включающем еще управление президента по внешней политике (его глава Юрий Ушаков достиг пенсионного возраста). Однако позже «КоммерсантЪ» сообщил о том, что министр сохранит пост еще на два-три года.

Проблема сельского хозяйства


Министр сельского хозяйства
Александр Ткачев Фото: kremlin.ru

Наиболее актуальный слух в правительстве - об отставке министра сельского хозяйства Александра Ткачева , рассказывают два источника в кабинете министров. При этом ни один из собеседников точно не знает, за что именно могут уволить Ткачева. Возможно, на его место появился более влиятельный претендент, утверждают собеседники.

Формально в этой отрасли у России все в порядке - в прошлом году аграрии вырастили рекордный за всю историю страны урожай. качев даже объявил, что американских фермеров лихорадит на фоне успеха России. Более того, участие в съезде сельхозпроизводителей было включено в финальную часть предвыборной программы Путина - он приезжал к аграриям менее чем за неделю до выборов, когда в его график включали только наиболее важные и позитивные с информационной точки зрения мероприятия.

В целом считается, что антисанкции в сфере сельского хозяйства сработали, говорит человек на рынке, продукция российских фермеров частично смогла заместить зарубежную, отмечает он. По его словам, в этих условиях сложно сказать о некомпетентности министра.

С другой стороны, с реализацией большого урожая у производителей возникли проблемы , которые государство пока решить не в состоянии. Кроме этого, у Ткачева есть много оппонентов среди других чиновников, разбирающихся в сельском хозяйстве. К таковым принято относить бывшего министра Алексея Гордеева, долгое время руководившего Воронежской областью, но недавно вернувшегося в Москву - он стал полпредом президента в Центральном округе. Поэтому, возможно, что недруги Ткачева убедят президента пойти на замену министра.

Слабые и скандальные

Еще два критерия для отставок, рассказывают собеседники NT , - это отсутствие у министра высокопоставленных заступников или большое количество связанных с ним скандалов.

Исходя из этих критериев, своих постов могут лишиться как минимум два чиновника, за которыми нет серьезной поддержки. Источники NT относят к таковым министра труда Максима Топилина и министра связи Николая Никифорова . Например, последнего не воспринимает всерьез помощник президента Игорь Щеголев. Никакой роли он не играл и в самом громком скандале этого года в курируемой им отрасли - в истории с блокировкой . Хотя формально Роскомнадзор подчиняется Минсвязи, фактически глава ведомства Александр Жаров согласовывает свои действия лишь с Кремлем и ФСБ, отмечают в разговоре с NT чиновники.

В целом Владимиру Путину придется пойти на перестановки - стране нужно продемонстрировать обновление на фоне растущих проблем, говорит собеседник в Кремле. Не зря в послании Федеральному собранию в марте президент несколько раз употребил словосочетание «новое правительство»

Ранее собеседники NT рассказывали, что, вероятнее всего, своего поста лишится министр культуры Владимир Мединский . Это связано с многочисленными скандалами, в том числе вокруг его диссертации. Кремлевский куратор внутренней политики даже решил лоббировать на этот пост своего человека - начальника управления общественных проектов Сергея Новикова.


Вице-премьер Дмитрий Рогозин
Фото: kremlin.ru

Также под вопросом судьба куратора ВПК, вице-премьера Дмитрия Рогозина . Его перспективы сомнительны из-за постоянных проблем вокруг , чьи ракеты регулярно падают. Долгое время проблемы отрасли списывали на плохое наследие, но терпение руководства страны оказалось на исходе, утверждают собеседники.

Владимиру Путину придется пойти на перестановки - стране нужно продемонстрировать обновление на фоне растущих проблем, говорит собеседник в Кремле. Не зря в послании Федеральному собранию в марте президент несколько раз употребил словосочетание «новое правительство». Другое дело, что критериев такого обновления никто не устанавливал, так что теоретически можно будет говорить об этом, даже сохранив костяк нынешнего состава правительства, добавляет источник в Белом доме.

Есть мнение, что отставка правительства после выборов – это чисто процедурное явление. Зачастую россияне его даже не замечают.

По закону кандидатуру председателя правительства новоизбранный президент представляет Госдуме в течение 2 недель после вступления на должность. После утверждения премьер-министр в течение недели представляет главе государства предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предлагает кандидатуры на должности зампредседателя правительства и федеральных министров.

Политологи считают, что такая законодательная лазейка была бы полезна для нового срока Владимира Путина, если президентом на выборах в марте вновь станет он. Поэтому изменения в правительстве, по их мнению, неизбежны. Однако их масштабы пока оценить сложно.

Кстати, об этом же говорят и социологи, которые давно фиксируют в обществе негатив по отношению к правительству, в частности к премьер-министру.

«Обществу изменения нужны. Целый ряд исследований показывают, что весь негатив, который существует у жителей России относительно ситуации внутри страны и во внутренней политике, часто связан именно с фигурой премьер-министра. Так что с этой точки зрения отставка правительства и премьер-министра будет иметь определенный смысл», – рассказал социолог Алексей Новиков .

Главная задача таких изменений – борьба с застойными явлениями, в том числе ротация «друзей» Путина, находящихся под его патронажем, – так называемого «Политбюро 2.0», межклановая борьба в котором может привести к серьезному кризису в стране.

«Результаты этой межклановой борьбы не поддаются прогнозированию, поскольку зависят не только от объективной расстановки сил, но и от личного отношения к определенным персонажам самого Путина. С другой стороны – он заинтересован как в сохранении баланса, так и в расширении “Политбюро 2.0”. Этим и будут диктоваться возможные изменения в правительстве», – отметил политолог Сергей Комарицын .

Изменения могут быть продиктованы и взятым курсом на омоложение. Однако новых «ярких» политиков ожидать не стоит, уверены эксперты. Скорее всего, это будут те же технократы, беспрекословно выполняющие приказы президента и легко вписывающиеся в вертикаль власти.

«Общий курс кадровой политики в новом правительстве, скорее всего, будет такой же как – появятся "молодые технократы". При этом все не очень хорошо понимают, кто такие эти "технократы"? Есть какие-то смыслы, очень выгодные с точки зрения пропаганды – нацеленность на задачи, технологичность, отсутствие клановых привязок. Но точного определения от власти так и не прозвучало», – сообщил политолог Виктор Потуремский .

Для самих россиян смена правительства может нести позитивную функцию и надежду на то, что глава государства возьмет курс не на внешнюю политику, а на внутреннюю, считает социолог Алексей Новиков.

Что касается конкретно персоны Дмитрия Медведева как премьер-министра, то здесь эксперты уверены, никакие скандалы вокруг его личности не смогут повлиять на решение Путина. Президент будет руководствоваться личным расположением даже в ущерб общему делу, уверены политологи.

«Медведев – очень слабый премьер. Но тут вопрос в обязательствах, общей биографии и личных отношениях. Если Медведев очень сильно захочет остаться в кресле премьера, Путин его оставит, несмотря на то, что это вредит делу. В демонстрации – в смысле в досрочной отставке до выборов – Путин не очень заинтересован; она ему ничего особо не прибавляет. Но может нанести небольшую психологическую травму Медведеву. Путин не будет обижать Медведева», – рассказал политолог Сергей Комарицын .

Нельзя исключать и тот факт, что, по сути, премьер-министр – это удобный «мальчик для битья», на которого сыпется весь народный негатив. И Дмитрий Медведев, уверены эксперты, с этой ролью справляется очень хорошо. В связи с этим нерационально было бы реформировать правительство и подчинить напрямую президенту, хотя о таком варианте развития событий много говорят в последнее время.

«Если вопрос про то, может ли он сделать это технически – то да, наверное, может. Если вопрос про то, стоит ли это делать – то, скорее, нет. Потому что в таком случае вся ответственность за происходящее в стране будет перенесена на него и, соответственно, весь негатив избирателей, который сейчас касается персоны Медведева, будет перенесен на главу государства», – подчеркнул социолог Алексей Новиков .

«Медведев крайне удобен как громоотвод, по которому уходит протест против федеральной власти. Модель устоявшаяся. Внешних причин для ее изменения пока нет. Думаю, что он сохранится после выборов. Есть сценарии, которые могут повлиять на его уход по результатам выборов марта, но пока эти сценарии маловероятны», – отметил политолог Виктор Потуремский .

В качестве одного из таких возможных сценариев в СМИ называют объединение Верховного и Конституционного судов. Если реформа произойдет, то вполне вероятно, что «суперсуд» возглавит Медведев. Однако эксперты уверены, что для него в этом случае мало, что изменится.

«Проблема статуса для Медведева имеет лишь психологическое значение. Реальное его положение при Путине будет оставаться таким, какое есть сейчас вне зависимости от должности», – отметил политолог Сергей Комарицын .

Мало что изменится и на посту председателя правительства. По мнению специалистов, другой премьер-министр не будет особо отличаться от предыдущего.

Так, маловероятно, что премьер-министром станет женщина, несмотря на то, что все чаще в связи с этой темой в федеральных СМИ фигурируют спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Ожидать, что в правительство России придет человек с яркой политической окраской, также не следует. По словам красноярских политологов, произойти это может только в одном случае.

«18 лет у нас были “технические” премьеры (в период “тандема” – “технический” президент). Почему это должно поменяться? Когда Путин начнет думать о преемнике – тогда появится человек с другими характеристиками», – рассуждает политолог Сергей Комарицын .

Если в силу разных причин речь все же пойдет о смене Медведева, то его должность вполне мог бы занять политик из Красноярска.

«Из нынешнего состава правительства самый подготовленный для такой роли – наш земляк Александр Новак. У него для этого есть все предпосылки – биография, работа на уровне крупной корпорации, региона, федеральных министерств, опыт, знания, способности, международная известность, масштабность нынешних задач, приближенность и – что очень немаловажно – в нынешнем своем качестве он безусловный выдвиженец Путина», – предположил политолог Сергей Комарицын .

Произойти изменения могут и в правящей партии «Единая Россия». Уже известно, что в ней проведут ребрендинг. Не исключено, что изменить могут и руководство. О необходимости этих изменений громко заявило самовыдвижение Путина на выборах.

«Если понимать это заявление в русле публичной политической коммуникации, то оно означает, в сущности, простую вещь: “Единая Россия” не обеспечивает действующему президенту значимого преимущества на выборах. Собственно, все, что после этого следует – и есть ребрендинг. Можно попробовать проследить логику дальше – это, в свою очередь, может означать, что партия при существующем руководстве не решает поставленных перед ней задач», – рассказал социолог Алексей Новиков .

Однако, по мнению экспертов, в таком ребрендинге нуждается не только «Единая Россия», но и вся партийная система страны.

«То, что происходит сейчас на выборах президента, показывает глубокий кризис, в котором оказались буквально все политические партии. Мы строили-строили партийную систему, развивали для того, чтобы получить дефицит партийных кандидатов, замены, неучастие на главных выборах страны. Плюс самовыдвижение Путина. Необходимость реформ партийной системы и ребрэндинга партий перезрела и неизбежна», – сообщил политолог Виктор Потуремский .

Очевидно, что "перезагрузки" власти после выборов ждать не приходится: скорее, это будут перевыборы. Но также очевидно, говорят эксперты, что в первую очередь старому новому президенту придется разобраться, какие внутриполитические задачи будет решать правительство и при помощи чего. Однако уже можно смело говорить, что после выборов динамика политических и экономических событий в стране будет значительно нарастать.

Фото: Aleksander Khitrov, Дмитрий Медведев, Reuters, Дмитрий Кощеев, Kremlin

25.06.2018, ПН, 15:53, Мск, Текст: Валерия Шмырова

Премьер-министр подписал постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которую возглавлял Михаил Абызов. Причины неэффективности проекта разнообразны - от неумения выстроить диалог государства с гражданами и бизнесом до непринятия протестов против «закона Яровой».

Постановление правительства

В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым . Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru

В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Чем занималась комиссия

Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».

Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.

Власти упразднили комиссию по «Открытому правительству»

Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.

Председателем правительственной комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» являлся премьер Дмитрий Медведев. Заместителем председателя в статусе федерального министра с 2012 г. был Михаил Абызов .

Открытое правительство в России

Открытое правительство - это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.

Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.

В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.

В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».

Причины ликвидации комиссии

Блоггер Иван Бегтин , эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное - диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».

В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».

Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.

Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.

«Российская общественная инициатива (roi.ru) заключалась в сборе петиций и голосов за петиции от граждан и рассмотрение их экспертной группой во главе с М. Абызовым. При этом все ключевые петиции, такие как отмена «закона Яровой», эту экспертную группу не прошли», - пишет он.

Инаугурация кандидата, который победит на выборах 18 марта, состоится 7 мая. К этому моменту истечет третий президентский срок Владимира Путина. Это запустит процедуру автоматической ротации правительства, которое сложит свои полномочия в день вступления в должность нового президента. В 2012 году многие чиновники правительства получили назначения в администрацию президента (АП) после переезда Владимира Путина в Кремль. Спустя шесть лет ситуация изменилась: речь пойдет скорее о ротации возрастных чиновников АП.


Крайний срок для определения результатов выборов президента Центризбиркомом - 29 марта, официально опубликовать их надо будет в течение трех дней, следует из календаря ЦИКа. Если выборы пройдут в один тур (то есть один из кандидатов наберет более 50% голосов), то победителю голосования предстоит ждать инаугурации чуть больше месяца, пока свой третий срок дорабатывает Владимир Путин. В 2008 году 3 марта, на следующий день после выборов (избран был Дмитрий Медведев), дорабатывавший на тот момент свой второй срок Владимир Путин подписал указ «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность президента РФ». Он предписывает администрации президента (АП) обеспечивать деятельность преемника, а Федеральной службе охраны - обеспечивать ему резиденцию и безопасность до официального объявления его президентом. На этот раз в переходный период глава правительства Дмитрий Медведев должен будет отчитаться перед Госдумой: нижняя палата парламента уже предложила дату - 11 апреля. Год назад, 19 апреля 2017 года, премьер накануне отчета стал объектом критики из-за фильма Алексея Навального «Он вам не Димон». Отвечая на вопрос депутатов КПРФ, премьер назвал расследование «абсолютно лживым продуктом политических проходимцев». Во фракциях КПРФ и ЛДПР сейчас заняты президентской кампанией, а не вопросами премьеру, которые придется задавать, когда итоги выборов подведут.

Церемония инаугурации, кто бы ни был избран президентом, не меняется, и «это отражает устойчивость традиций», говорил в 2008 году главный герольдмейстер РФ Георгий Вилинбахов. Тогда Дмитрий Медведев, как и Владимир Путин в 2012 году, вступал в должность в Кремле 7 мая. В 2018 году выборы пройдут во второй половине марта. На дате инаугурации это не скажется, сказали “Ъ” в ЦИКе. Президент в случае избрания 18 марта в первом туре вступит в должность 7 мая.

С момента принятия новым президентом присяги в день инаугурации, согласно ст. 92 Конституции РФ, прекращаются полномочия главы государства. По ст. 35 закона «О правительстве РФ» кабинет министров слагает полномочия в день вступления в должность нового президента. В течение двух недель после отставки председателя правительства кандидатуру нового премьера президент должен будет внести в Госдуму (ст. 111 Конституции). В 2012 году, когда была завершена «рокировка», временной лаг был мизерным: Владимир Путин, едва вернувшись на пост президента 7 мая, внес в Госдуму кандидатуру Дмитрия Медведева. 8 мая нижняя палата утвердила его в этой должности 299 голосами (см. “Ъ” от 10 мая 2012 года). Госдума, которую в 2012 году возглавлял нынешний глава СВР Сергей Нарышкин, не воспользовалась правом дополнительно подумать (до недели), прежде чем рассмотреть кандидатуру.

Уже с участием нового премьера формируется кабинет министров. Его структура и кадровый состав должны быть предложены президенту в течение недели главой правительства. Федеральные чиновники полагают, что нынешний состав Белого дома сильно не изменится до выборов. «Президент недоволен работой отдельных членов действующего сейчас кабинета министров, и они уже знают об этом, но в администрации склоняются к их замене уже в процессе формирования нового правительства»,- говорит высокопоставленный источник “Ъ”.

В 2008 году Владимир Путин, став премьером, сформировал кабинет министров уже к 13 мая, а президент Медведев произвел основные назначения в АП. В 2012 году костяк своей новой администрации Владимир Путин выстроил из министров и чиновников аппарата правительства, с которыми он работал в Белом доме с 2008 года. Например, глава аппарата правительства Антон Вайно стал замглавы администрации президента, его заместитель в аппарате Юрий Ушаков, глава Минэкономики Эльвира Набиуллина, Игорь Щеголев, Юрий Трутнев, Татьяна Голикова, Андрей Фурсенко - помощниками президента (назначения проходили до 21 мая). Часть чиновников администрации Дмитрия Медведева проделали обратный путь: так, советник президента Михаил Абызов стал министром РФ, курирующим «Открытое правительство», помощник президента Аркадий Дворкович - вице-премьером, а другой помощник Сергей Приходько - первым заместителем руководителя аппарата правительства. Хотя были и исключения. Например, в декабре 2011 года постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин стал вице-премьером по ОПК в правительстве господина Путина и до сих пор сохраняет должность в кабинете министров.

Это произошло, поскольку вице-премьер по ОПК Сергей Иванов получил в декабре 2011 года повышение: стал главой АП при господине Медведеве и сохранил пост после возвращения в Кремль Владимира Путина. Вместе с ним в АП в качестве куратора внутренней политики в администрацию Дмитрия Медведева заранее был назначен Вячеслав Володин. «Формирование новой администрации, в том числе после выборов,- это не автоматическая история. АП работает, каждое кадровое решение, если нужно, принимается индивидуально»,- говорит один из собеседников “Ъ”. К примеру, Константин Костин, который возглавлял управление внутренней политики еще при Владиславе Суркове, продолжал руководить УВП во время президентских выборов 2012 года и покинул пост в конце мая, уже после инаугурации. В удостоверениях чиновников АП написано, что они действительны до 7 мая, говорит федеральный чиновник. «Но это не значит, что после инаугурации работа на Старой площади прекращается»,- говорит один из чиновников.

Такая же ситуация и в федеральных министерствах: у новых руководителей будет возможность провести перестановки в течение нескольких месяцев, но на работе ведомств это сказаться не должно. Сами выборы напрямую не отражаются на главах некоторых федеральных служб, агентств, компаний и госкорпораций, назначаемых президентом или премьером, говорит один из собеседников “Ъ”: «Они работают по контракту, который может быть либо продлен, либо прекращен, так что привязки к самому процессу выборов у них нет».

Опрошенные “Ъ” федеральные чиновники считают, что в случае избрания Владимира Путина на новый срок премьерское кресло может сохранить Дмитрий Медведев: «Если, конечно, он сам на это согласится». Нынешняя ситуация принципиально отличается от ситуации 2012 года, отмечает близкий к АП собеседник “Ъ”: тогда «менялись команды» Дмитрия Медведева и Владимира Путина, сейчас может зайти речь скорее «об обновлении», в том числе за счет ротации возрастных чиновников АП. Запасной площадкой для отставников до сих пор остается Совет федерации, где до сих пор пустует «президентская квота» - места, куда сенаторов назначает лично глава государства.

«В АП в первую очередь будет меняться структура, в правительстве - в первую очередь кадры,- считает политолог Дмитрий Бадовский.- Хотя, конечно, есть и в правительстве свои структурные интриги - это прежде всего будет ли формирование контура проектного управления рядом с бюрократической линейной текучкой. В АП, в свою очередь, изменение структуры также может породить кадровые перемещения».

Иван Сафронов, Максим Иванов