Что такое категория земельного участка. Категории земельных участков в россии

Земля является важнейшим природным ресурсом, представляющим ценность для каждого человека и для всего общества в целом. Действующее законодательство нацелено на организацию разумного использования земельных ресурсов и защиту земли как дара природы. В частности, Земельный кодекс РФ разграничивает земли по категориям исходя из их целевого предназначения.

Определение принадлежности определенной территории к той или иной категории осуществляется в порядке, установленном законом. Так, согласно разъяснениям Минэкономразвития, если земельный участок выделяется из земель сельскохозяйственного назначения, он будет относиться к этой же категории. Отдельное решение органа власти для присвоения категории подобному участку получать не нужно.

Информация о том, к какой категории земель принадлежит тот или иной участок, должна содержаться в его кадастровом паспорте.

Очень важно, чтобы земля использовалась в соответствии с тем предназначением, для которого она рассчитана (к примеру, на землях лесного фонда не должна производиться жилая застройка).

Самовольное изменение назначения и категории земель не предусмотрено. За соблюдением законодательства в данной сфере ведется строгий контроль.

Перечень земельных категорий

Согласно действующему законодательству РФ (статья 7 ЗК РФ), различают семь категорий земель.

Это:

  • земли, предназначенные для выполнения сельскохозяйственных работ физическими лицами и организациями (территории, расположенные за границами населенных пунктов);
  • земли, назначение которых – возведение жилых домов и соответствующей инфраструктуры (земли населенных пунктов);
  • земли специального или промышленного назначения (участки под объектами промышленности, энергетической сферы, транспорта и т. д.);
  • территории лесного фонда (земли, приспособленные для лесничества, в том числе – лесные массивы);
  • участки водного фонда (территории под водными объектами и строениями водохозяйственного назначения);
  • земли, подлежащие особой охране (территории, на которых размещаются объекты историко-культурного наследия, использование таких земель в гражданском обороте ограничено либо полностью запрещено);
  • земли запаса (неиспользуемые территории, которым не присвоена какая-либо из вышеперечисленных категорий, при необходимости такие земли могут быть применены для тех или иных задач).

Приведенный перечень земельных категорий является исчерпывающим. Появление новых категорий возможно только в случае внесения соответствующих дополнений в Земельный кодекс РФ.

Назначение категорий

Каждая из упомянутых категорий земельных участков имеет свое целевое назначение:

  • земли сельхозназначения включают в себя сельскохозяйственные угодья, а также дороги и коммуникации, предназначенные для их обслуживания, на этих же землях могут располагаться объекты, здания и сооружения, приспособленные для хранения произведенной сельхозпродукции;
  • земли населенных пунктов включают в себя жилые дома и сопутствующую инфраструктуру – производственные, рекреационные и прочие объекты;
  • на землях спецназначения размещаются крупные предприятия, работа которых связана с выбросами вредных веществ в атмосферу, эти же земли используются для размещения транспортных путей, объектов энергетической сферы, космической и оборонной промышленности;

  • территории лесного фонда используются для выращивания лесных насаждений, обеспечения работ по лесозаготовке;
  • земли водного фонда помимо водоемов включают в себя порты, причалы и прочие прибрежные сооружения;
  • особо охраняемые участки числятся в федеральной собственности и включают в себя всевозможные заповедники, памятники истории и архитектуры.

Все земли запаса относятся к резервным и не могут использоваться гражданами или юридическими лицами без предварительных согласований и присвоения той или иной категории.

Распределение земель по территории РФ

Самую большую часть – почти 2/3 территории России – занимают земли, принадлежащие к категории земель лесного фонда.

Более 70% таких территорий – это непосредственно лесные площади. Остальную часть занимают болота, застройки, дороги и прочие земли данной категории.

На втором месте по площади находятся сельскохозяйственные земли (более 22% всей территории РФ). Из них более половины площади – это непосредственно пашня. Под пастбища и сенокосы задействовано около 42% земель данной категории. Остальную территорию занимают многолетние насаждения.

Далее территории распределяются следующим образом:

  • особо охраняемые земли (2,7%);
  • земли водного фонда (1,6%);
  • территории населенных пунктов (1,2%).

Замыкают список земли промышленности и спецназначения, которые занимают порядка 1% от всей территории России. Из этих земель порядка 10% приходится на дорожные объекты, около 6% – на сельхозугодья, 5% – на застройки. Большая же часть этих земель относится к графе «прочие территории».

В каждом регионе РФ соотношение земель перечисленных категорий различно. При этом практически равномерно распределяются особо охраняемые земли. Больше всех земель сельскохозяйственного назначения в Северо-Кавказском и Южном федеральном округах, меньше всего – в Сибирском и Дальневосточном, в этих же округах самый большой процент земель лесного фонда.

Особенности перевода земель из одной категории в другую

Земельные участки могут переводиться из одной категории в другую, но такой перевод могут осуществлять исключительно органы власти – местного, регионального либо федерального значения.

Следует знать, что изменение категорий земель может производиться далеко не во всех случаях. К примеру, если на землях, принадлежащих к территориям сельскохозяйственного назначения, были самовольно построены дома, легализовать строения и изменить категорию участка не удастся.

Причина, по которой инициируется смена категории земельного участка, должна быть достаточно весомой.

К примеру, произошло загрязнение почвы, что делает невозможным ее использование в сельскохозяйственных целях.

Перевод земель из одной категории в другую должен производиться в утвержденном порядке. Изначально инициатор перевода должен обратиться в орган местной или федеральной власти с соответствующим заявлением. К заявлению прикладывается землеустроительная, градостроительная и прочая документация.

Структура, в которую подано обращение, принимает решение о смене категории земли, либо отказывает в этом заявителю. Вердикт, вынесенный органом власти, может быть оспорен заявителем в суде.

Отказать в переводе земли в другую категорию могут в том случае, если законодательными актами установлено соответствующее ограничение. Также основаниями для отказа могут выступать отрицательные выводы экологической проверки либо несоответствие запрашиваемого целевого назначения земель градостроительным планам или землеустроительным документам.

2. В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.

3. В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

4. Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;

2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;

3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

5. Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

7. В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, положения части 3 настоящей статьи не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.

8. Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

9. В случае, если земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель запаса, а в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, находится в границах лесничества, расположенного на землях лесного фонда, такой земельный участок относится к категории земель лесного фонда.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).

11. В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.

12. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

13. Если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.

15. В случаях, указанных в частях 4 , и настоящей статьи, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Время чтения: 10 минут

Земля – объект особого правового регулирования со стороны государства. В целях повышения эффективности ее эксплуатации участки разделены на специальные категории и виды допустимого использования. Категории земель в РФ определяются в соответствии с их целевым назначением и являются частью государственного планирования и стратегии. Давайте разберемся, какие существуют виды земель, кто их определяет и могут ли они быть изменены, где можно выяснить категорию конкретного участка.

Общая информация о земельных участках

Земельный участок – это объект особого внимания со стороны государства. В силу своих свойств он в первую очередь рассматривается как природный объект и ресурс и только потом как объект вещных прав.

Будучи природным ограниченным ресурсом, земля находится под охраной со стороны закона. Она – незаменимый компонент окружающей среды, базис для развития человечества и важнейший фактор производства.

Земля объединяет остальные природные ресурсы, даже если они относятся к различным сферам.

Буквальное определение земельного участка звучит так: это часть суши, имеющая строго определенные и зафиксированные документально границы. С этой точки зрения земля может быть не только природным ресурсом, находящимся под особой охраной со стороны государства, но и объектом гражданского оборота.

Даже в таком случае земля, будучи объектом вещных прав, находится под контролем государства, в том числе в части исполнения экологических требований и соблюдения целевого назначения.

Важно понимать, является ли недвижимым имуществом земельный участок. Ответ на этот вопрос дает ст. 130 ГК.

Земля, если она преобразована в отдельный участок, считается недвижимой вещью и становится объектом вещных прав, то есть может перейти в частную собственность либо пользование.

Земли в форме недвижимости могут быть образованы как из других участков, так и из ранее неиспользуемых земель, находящихся, например, в государственной или муниципальной собственности.

Узнать, что такое земельный участок как объект права собственности, можно из ст. 6 ЗК. Согласно ей, такая земля является недвижимостью, представленной в виде части почвенного слоя, обладающего характеристиками, позволяющими выделить эту поверхность как индивидуально определенный участок в массе других объектов недвижимости.

Проще говоря, если границы участка закреплены документально, он является недвижимостью и может быть объектом гражданского оборота.

Хозяйственные общества, обладающие землей, в своей документации указывают любой земельный участок как основное средство. Это связано с экономическим свойством земли, ведь она является минимумом и базой, без которого невозможна любая хозяйственная деятельность. Поэтому участки можно считать главным средством производства, особенно в сельском хозяйстве. Они обладают важными характеристиками, такими как непереместимость в пространстве, зависимость от климатических факторов, плодородие и так далее. Это отражается и на ценности земли как объекта недвижимости.

Что такое земельное право

Понятие земельного участка в земельном законодательстве – не единственное, что определяет земельное право (ЗП).

ЗП – это отрасль права, призванная:

  1. Регулировать общественные отношения при возникновении у граждан и организаций вещных прав на землю.
  2. Определять особенности гражданского оборота наделов, ограничений в праве их использования.
  3. Устанавливать функции государственных органов.

Деление земель на категории

Выделение земельных категорий является следствием стратегической и проектной работы над сохранением земельного фонда, его охраной и соблюдением целей использования. Законодателем разработана классификация земель в соответствии с их целевым назначением. Каждая категория является единицей такой классификации.

Участок может использоваться в соответствии с его целевым назначением, которое, в свою очередь, определяется отнесением земли к той или иной категории. На этой же основе определяется и правовой режим, применяемый к земельному участку.

Таким образом, земли Российской Федерации подразделяются на категории исходя из фактических свойств этих территорий:

  • наиболее плодородные почвы отнесены к сельскохозяйственным, ведь их главная задача – производство;
  • земли с густой растительностью – лесные;
  • земли, обладающие особыми экологическими свойствами, – особо охраняемые территории.

В соответствии со ст. 7 ЗК, законодатель выделяет 7 категорий земель РФ:

  1. Сельхозназначения (используемые для нужд сельского хозяйства).
  2. Населенных пунктов (входящие в состав административных единиц).
  3. Промышленности, энергетики, транспорта, телекоммуникаций (предназначенные для обслуживания конкретных объектов).
  4. Особо охраняемых территорий, которые имеют значение для культуры, истории, экологии и прочих отраслей.
  5. Лесного фонда.
  6. Водного фонда.
  7. Запаса, то есть территории, не находящиеся во владении частных лиц.
  8. Ниже мы подробнее остановимся на том, какие бывают категории земель в 2020 году, и уточним информацию по каждой из указанных категорий назначения. Сейчас предлагаем остановиться на видах разрешенного использования.

    Виды разрешенного использования земли

    Целевое назначение в части пользования землями имеет общий характер. Правовой режим земель определяется не только категорией, к которой относится участок, но и его допустимым пользованием.

    Виды разрешенного использования земельных участков (ВРИ) – это уточняющие классификаторы, присвоенные конкретным территориям по результатам зонирования и определения конкретных границ территориальных зон.

    Земли СНТ регулируются специальным законом – ФЗ № 66 от 15.04.1998 .

    Специфика СНТ состоит в том, что владельцы участков в нем могут не только заниматься садоводством, но и строить объекты жилой и хозяйственной недвижимости (пп. 4 п. 1. ст 19 ФЗ № 66). Однако в земли населенных пунктов эти территории не входят.

    При уплате земельного налога в декларации земли сельхозназначения следует обозначать специальным кодом – «003001000000».

    Владельцы участков в садовых товариществах уплачивают земельный налог на общих основаниях. Если владельцем не оформленных в собственность участков является СНТ, земельный налог уплачивает товарищество, а участники будут оплачивать только свою долю пропорционально размеру участка.

    Земли лесов и водных объектов

    В соответствии со ст. 7 ЗК, в состав земель в Российской Федерации входят территории, занятые лесными и водными объектами.

    Согласно ст. 101 ЗК, к лесным объектам относятся земли:

  • занятые лесами, то есть лесной растительностью;
  • не покрытые обильной растительностью, но предназначенные для ее восстановления;
  • используемые для ведения лесного хозяйства.

Лес находится под особой охраной государства, потому участки в нем принадлежат гражданам, скорее, в порядке исключения. Регулированию оборота и охране этих территорий посвящен Лесной кодекс .

Территории, занятые водными объектами, согласно ст. 102 ЗК, включают земли, занятые:

  • поверхностными водами природных объектов;
  • гидротехническими конструкциями, размещенными на водах.

Земли, занятые природными водоемами, нельзя выделять. Регулирование оборота и охраны этих территорий осуществляет Водный кодекс .

Земли промышленности и специального назначения

В зависимости от характера задач, для которых они используются, зоны специального назначения, согласно ст. 87 ЗК, включают территории:

  • промышленности – используются для обеспечения деятельности организаций и промышленных объектов;
  • энергетики – предназначены для функционирования энергетических сооружений: ГЭС, АЭС, пунктов хранения ядерных материалов и прочих объектов;
  • транспорта – согласно ст. 90 ЗК, заняты объектами обеспечения деятельности железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и иных видов транспорта;
  • теле и радиокоммуникаций – предназначены для использования объектов теле- и радиовещания, связи;
  • космической деятельности, в том числе земли, на которых расположены космодромы и объекты изучения космоса;
  • обороны и безопасности – заняты военными объектами Минобороны: военные склады, части, заводы и так далее.

Узнайте больше о том, что включается в категорию .

Земли запаса

Землями запаса, согласно ст. 103 ЗК, считаются территории, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не переданные в пользование гражданам или предприятиям.

Такие земли изъяты из гражданского оборота, а их целевое использование допустимо только после перевода территорий в иную категорию. Проще говоря, если иная категория земель не установлена, наделы входят в .

Перевод в другую категорию, в соответствии со ст. 13 ФЗ № 172 от 21.12.2004 , зависит от целей использования почвы. Он возможен только после формирования участка в соответствии с земельным законодательством.

Земли запаса формируются за счет пустующих участков в качестве резервной территории. Они могут передаваться во временное пользование граждан, но перевод в иную категорию производится за счет заинтересованной стороны.

Особо охраняемые территории

Особо охраняемыми территориями, согласно ст. 94 ЗК, признаются земли, имеющие природное, научное, историческое, культурное, рекреационное и иное специальное назначение, если оно имеет особую ценность.

Такие территории частично или полностью изъяты из гражданского оборота и хозяйственного использования и подлежат наиболее серьезной охране. На них действует режим особо охраняемой территории (ООТ).

К таким землям закон относит:

  1. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, заказники, национальные и природные парки, ботанические сады.
  2. Лечебно-оздоровительные местности: курорты, предназначенные для отдыха людей или лечебных целей, профилактики заболеваний.
  3. Территории природоохранного значения: земли защитных лесов и иных природоохранных сооружений и объектов.
  4. : территории, используемые для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и иной деятельности.
  5. Территории историко-культурного значения: места, где расположены достопримечательности и объекты культурного наследия.

Основные ВРИ

Независимо от того, сколько категорий земель существует, каждой из них соответствует сразу несколько видов разрешенного использования. Именно ВРИ определяют цели, в рамках которых может эксплуатироваться участок.

Все виды возможного использования определены специальным Классификатором, утв. Приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014 . В него вошли 13 основных категорий и еще несколько десятков подкатегорий разрешенного использования.

Узнать о них поможет таблица.

Наименование ВРИ Описание ВРИ Код ВРИ в землеустроительной документации
Сельхоз использование Включает растение- и овощеводство, выращивание зерновых культур, садо- и животноводство, скотоводство и птицеводство, рыболовство, создание питомников, строительство инженерных и промышленных объектов производства сельхозпродукции. от 1.0 до 1.18
Жилая застройка Индивидуальное и многоквартирное жилищное строительство, ведение подсобного хозяйства, размещение объектов гаражного назначения, обслуживание объектов застройки. от 2.0 до 2.7.1
Общественное использование строений Предполагает размещение на участках строений, созданных в целях удовлетворения бытовых, социальных, коммунальных, медицинских, образовательных, религиозных, научных и иных потребностей населения. от 3.0 до 3.10.2
Предпринимательство Позволяет размещать на земле объекты управления, торговые объекты и рынки, заведения общественного питания и банковской деятельности, гостиничного обслуживания и развлечений. от 4.0 до 4.10
Рекреация Предполагает размещение мест занятия спортом и физкультурой, пешие и иные прогулки, создание парков и скверов, водохранилищ и водных объектов общего пользования от 5.0 до 5.5
Производство Размещение объектов недвижимости, необходимых для осуществления промышленной деятельности, производства продукции. Недропользование, тяжелая или автомобильная промышленность, легкая, фармацевтическая, пищевая, энергетическая и виды производства выделены в отдельные ВРИ. от 6.0 до 6.11
Транспорт Предназначены для размещения различных путей сообщения: Ж/Д транспорта, автодорог, искусственно созданных внутренних водных путей, аэродромов, трубопроводов и так далее. от 7.0 до 7.
Оборона и безопасность Размещение строений обороны и безопасности Вооруженных сил РФ, инженерных сооружений государственной границы, спасательных служб, военизированной охраны и мест лишения свободы. от 8.0 до 8.4
Особая охрана и изучение природы Земли, предназначенные для сохранения и изучения растительного и животного мира, размещения объектов санаторно-курортного и историко-культурного значения. от 9.0 до 9.3
Использование лесов Деятельность по вырубке и заготовке лесоматериалов и других недревесных ресурсов, охране и обеспечении сохранности земель. от 10.0 до 10.5
Водные и связанные с ними объекты Земли, на которых размещены природные водоемы, ледники, болота, иные поверхностные воды, участки, примыкающие к таким объектам, а также участки, занятые гидротехническими сооружения. от 11.0 до 11.3
Земли общего пользования Использование территорий для размещения объектов дорожной сети, тротуаров, пешеходных переходов, бульваров, площадей, размещения кладбищ и могильников, мусороперерабатывающих предприятий и иных общественно важных объектов. от 12.0 до 12.3
Садовое, огородное и дачное хозяйство Деятельность, связанная с производством ягодных, овощных, плодовых и иных культур, размещением объектов капитального/некапитального строительства (жилой недвижимости и так далее). от 13.1 до 13.3

Кто определяет категории земель

Принцип деления земель на категории, поскольку они находятся под особой охраной и контролем государства, учитывают уполномоченные органы власти. Законодатель разграничивает полномочия чиновников в этом отношении, определяя юрисдикцию тех или иных органов в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на интересующий земельный участок.

Так, в соответствии со ст. 7 ЗК, установление категории земельного участка, а также ее изменение осуществляет:

  • правительство – в отношении территорий, являющихся государственным имуществом;
  • региональные органы исполнительной власти – в отношении земельного фонда, являющегося имуществом субъекта федерации и земель сельхозназначения муниципалитетов и частных лиц;
  • местные органы власти (управление городской или сельской администрации) – в отношении остальных земель муниципального имущества, а также участков, находящихся в частном владении, кроме сельскохозяйственных наделов.

Отнесение территорий к той или иной категории, а также перевод между ними осуществляется путем принятия решения полномочного органа. По результатам его рассмотрения принимается постановление о присвоении категории земельного участка или переводе из одной в другую.

Такие решения могут быть приняты в случае:

  • подачи заинтересованным лицом ходатайства о переводе территорий в другую категорию;
  • выявления земель, находящихся в той или иной собственности, не отнесенных к какой-либо категории (ст. 14 ФЗ № 172).

Процедура изменения целевого назначения

Предусмотренное законодательством деление земель по целевому назначению не всегда позволяет собственникам и пользователям использовать землю в поставленных целях.

Если предполагаемая деятельность не соответствует видам разрешенного использования, нужно изменить тип эксплуатации или перевести территорию из одной категории в другую. В противном случае нарушителю угрожает административная ответственность.

Когда речь идет об участках в частной собственности, решение по ним принимает местная администрация: земельный комитет, управление, департамент и иной уполномоченный орган. Он же осуществляет присвоение категории земельного участка в случае ее отсутствия.

Изменение целевого назначения может означать смену ВРИ или самой категории участка, если предполагаемая деятельность на нем невозможна в рамках установленной категории.

Процедура перевода регламентируется правилами застройки и землепользования, принятыми на местном уровне. В любом случае она требует подачи ходатайства в администрацию муниципалитета, в котором следует указать:

  • кадастровый номер;
  • присвоенную и желаемую категорию участка;
  • существующие и желаемые виды использования;
  • причины, которыми обусловлена необходимость перевода;
  • сведения о правах на землю.

Обычно решение о переводе принимается с учетом результатов общественных слушаний, которые проводятся в течение 1 месяца. Решение администрации оформляется постановлением.

Несмотря на формальную простоту перевода, крупными игроками земельного рынка активно лоббируется отмена категорий земель. По их мнению, процедура перевода из одной категории в другую слишком сложна.

В парламенте на протяжении последних лет обсуждается законопроект, согласно которому земли будут делиться на зоны, определяемые местными правилами застройки и землепользования. По мнению авторов, это значительно упростит процедуру перевода земель.

Где узнать категорию земель

Некоторые обыватели задаются вопросом, как определить, к какой категории земель относится земельный участок. Как правило, надел, находящийся в частной собственности, уже отнесен к той или иной категории, в соответствии с генеральным планом населенного пункта или территориальной единицы, в пределах которой он расположен.

Закон определяет несколько источников, где должна быть указана информация о целевом назначении. В п. 2 ст. 8 Земельного кодекса перечислено, в каких документах указывается категория земельного участка:

  • постановления органов исполнительной власти, которыми земля передается другим лицам;
  • договора в отношении участков;
  • кадастр недвижимости и выписки из ГКН;
  • документы о государственной регистрации объекта, в том числе или свидетельство о праве собственности, ранее выдаваемое Росреестром;
  • другие документы.

Заключение

Земельный фонд РФ разделен на категории в соответствии с целевым назначением земель. В рамках каждой из них действуют индивидуальные виды разрешенного пользования, нарушение которых влечет административную ответственность. Категории ВРИ в отношении каждого участка определяют, в основном, местные администрации. Для использования земли в целях, не соответствующих присвоенным ВРИ, участок нужно перевести в другую категорию или присвоить ему иные виды пользования. Для этого заинтересованное лицо подает в местную администрацию ходатайство.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Понятие целевого назначения земель подразумевает под собой распределение участков по различным категориям с установкой индивидуального правового режима для каждой из них. Это необходимо для продуктивного использования земельных ресурсов, для сохранения благоприятной экологической обстановки как для людей, так и для представителей флоры и фауны.

Полномочиями в сфере перераспределения участков и выделения их в какую-либо категорию обладают соответствующие исполнительные органы и их региональные управления. В некоторых отраслях применяются нормы международного права, стоящие выше федеральных нормативов.

Правовое регулирование по целевому назначению применяется для:

  • определения категории земель;
  • их перевода из одной категории в другую;
  • выдачи разрешительной документации;
  • ограничения конкретной деятельностью в области землепользования.

Состав земель в РФ

Перевод земель из одной категории в другую производится теми службами, в компетенции которых находится рассматриваемая территория. Например, выделение участка под заповедник осуществляется на заседании парламента, а передача определенной территории под землепользование в районном поселении решается местным муниципалитетом. Отличие в управлении зависит от категории участка и формы его использования.

Согласно ЗК РФ определены следующие категории земель и вид разрешенного использования :

  • Земли сельхозназначения. Применяются для ведения сельскохозяйственной деятельности и передаются на длительную аренду заинтересованным лицам.
  • Территории запаса. Они находятся в ведении федеральных и региональных властей и не могут быть предоставлены в пользование до момента их отнесения к какому-либо другому виду.
  • Земли населенных пунктов . Территория, предназначенная для заселения людей, а также необходимая для функционирования и развития инфраструктуры. Сюда включаются жилые постройки, объекты инфраструктуры, производства, места для обучения, досуга и других нужд.
  • Земли водного фонда. Эти территории преимущественно покрыты водами, за исключением территорий, зарезервированных для дальнейшего их затопления с целью образования искусственных водоемов.
  • Земли лесного фонда . Территории, покрытые лесами и предназначенные для ведения лесного хозяйства.
  • Территории специального назначения. Участки, используемые для различных промышленных, военных или иных целей.
  • Земли особого назначения и охраны. Определенные земли, выделенные под охрану природы или культурных памятников. К таким территориям причислены, в частности, лечебно-оздоровительные объекты.
  • Фонд распределения земель . Комплекс участков, который находится в ведении государственного органа, перераспределяющего его между физическими и юридическими лицами для различной сельскохозяйственной деятельности.

Использование земель в РФ

Для совершения определенных действий по землепользованию из числа разрешенных законодательными актами, получать разрешение не нужно. Если превышены оговоренные полномочия – необходимо перевести территорию в другую категорию, где конкретные мероприятия по землепользованию будут оговорены отдельно. Например, в природоохранной зоне нельзя построить промышленный объект, до момента выделения определенной территории для этих нужд.

В зависимости от принадлежности земли, полномочия на регулирование земельных вопросов распределяются следующим образом:

  • – Правительство РФ.
  • – орган исполнительной власти субъекта РФ.
  • — орган местного самоуправления.

Правовое деление земель, на которых проживает малочисленный этнос, может быть произведено с учетом мнения этой группы.

Перевод земельных участков из одной категории в другую

Перевод земельных участков из одной категории в другую производится в отношении территорий населенных пунктов. Иные участки могут поменять свой статус только при принятии соответствующего закона федерального или регионального значения. Исключением являются земли из специального фонда , распределяемые для развития сельских хозяйств.

Перевод территорий осуществляется путем образования и отмены соответствующих границ, отделяющих иные территории от указанной. Такая процедура осуществляется заинтересованным лицом при подаче ходатайства в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Согласно ходатайству в течение 2-3 месяцев выдается акт на участок, где указывается конкретная категория территории. На основании выданной документации и в течение 5 дней с момента принятия решения, государственное ведомство самостоятельно отправляет правоустанавливающие бумаги в РосРеестр для присвоения кадастрового номера . С момента регистрации перевод земель считается осуществленным.

Заключение

Категории земель России устанавливаются ЗК РФ. Порядок образования, перераспределения, выделения таких территорий производится согласно основному закону или отдельным нормативам, регулирующим отдельную категорию. В настоящее время установлены следующие категории земель:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • специального назначения;
  • особо охраняемые;
  • земли запаса;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по категориям земель в РФ

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Анатолий. Как мне можно выделить земельный участок на территории пустыря, находящегося в черте населенного пункта?

Ответ: Здравствуйте, Анатолий. Согласно образование земельного участка в черте населенного пункта осуществляется на основании норм ФЗ № 190 от 29.12.04 г . Вам необходимо обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления и оформить ходатайство по предоставленному образцу.