Действующая редакция ФЗ РФ «Об исполнительном производстве. Федеральный закон "об исполнительном производстве" простыми словами Статья 6 229 фз

Достаточно часто судебные тяжбы завершаются полной победой заявителя, а в реальности дело не двигается с мертвой точки. Воплотить в жизнь вынесенный судом или другим учреждением, должностным лицом акт поможет Федеральная служба судебных приставов, а также ее территориальные подразделения, которые обладают особыми полномочиями, позволяющими принудительно реализовать решение суда. Их законные требования обязательны и одинаково важны для предприятий, организаций, физических лиц.

Особенности Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в 2016 году (), действующая редакция которого уже вступила в силу, определяет порядок и условия выполнения судебных решений. При этом во время реализации плана мероприятий должны быть соблюдены принципы своевременности, законности, недопущения унижения личности, достоинства россиян.

В документе указаны положения, касающиеся вариантов исполнительных документов, списка требований, которые к ним предъявляются, сроков, назначенных для их производства.

В 229-ФЗ определены лица, которые могут принимать участие в производстве, определены их обязанности, права, порядок их вызова, информирования. Там же подробно раскрыты меры, которые приставы имеют право применять во время исполнения законных актов, каковы особенности взыскания определенного вида имущества должника, его права собственности, заработной платы. Документ регламентирует порядок наложения ареста, правила оценки, реализации имущества, обращенного взысканию.

Поскольку законодательства коснулись изменения, связанные с банкротством физических лиц, реализацией Кодекса административного производства, закон также получил определенные трансформации. Новая редакция получила целый дополнительный блок, касающийся взыскания имущества тех граждан, которые законом признаны банкротом.

Защита граждан в новой редакции документа.

Отдельный раздел закона об исполнительном производстве РФ посвящен возможности граждан обжаловать действия приставов. Такие жалобы подаются в порядке подчиненности. Это означает, что заявление должно быть написано на имя вышестоящего должностного лица, и так по восходящей до высшего руководства вплоть до судебного органа.

После рассмотрения документа выносится решение, которое предполагает удовлетворение ходатайства заявителя или оставляет положение дел без изменений.

Чтобы получить положительное решение в ответ на ходатайство, нужно реально оценить свои шансы, обратившись к квалифицированному юристу. Не последнюю роль играет и правильность составления заявления. Стоит отметить, что неправильно составленный документ не будет принят в работу до тех пор, пока не произойдет исправление недочетов, и заявление не будет приведено в соответствие с актуальными нормами.

"Об исполнительном производстве"*1

_____
*1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.

Комментарий

А.Н. Игнатенко ,
консультант "АКТ РСМ Топ-Аудит"

1. Общая характеристика Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), вступивший в силу с 1 февраля 2008 года, признал утратившим силу ранее действовавший одноименный Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ).

На первый взгляд, Закон N 229-ФЗ существенно изменяет отдельные институты и процедуры исполнительного производства, однако делать вывод о полноценной реформе исполнительного производства пока еще рано. Для этого потребуется определенное время для наработки необходимого массива судебной практики.

В то же время можно отметить, что Законом N 229-ФЗ введен ряд новелл исполнительного права, которые не были включены в Закон N 119-ФЗ.

Например, Закон N 229-ФЗ содержит новые разделы, регулирующие такие важные вопросы, как:

- сроки в исполнительном производстве (последствия пропуска срока, восстановление пропущенных сроков, приостановление и продление сроков и т.д.);

- извещения и вызовы в исполнительном производстве (содержание повесток и иных извещений, порядок их доставки и вручения, последствия отказа от принятия повестки или иного извещения либо неявки за их получением и т.д.);

- взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления;

- сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

Однозначно положительно должны быть оценены правоприменительной практикой такие новшества Закона N 229-ФЗ, как легализация ограничения права выезда должника за пределы Российской Федерации, установление права судебного пристава - исполнителя проникать в жилые помещения для исполнения судебных актов, усовершенствование порядка исполнения исполнительных документов при обращении взыскания на отдельные виды имущества.

Следует также отметить, что упраздненный Закон N 119-ФЗ содержал множество пробелов, которые не позволяли эффективно применять его на практике и затрудняли взыскание долгов с должников. Например, неурегулированными были вопросы оценки имущества должника и хранения такого имущества.

Законом N 229-ФЗ предусмотрено обязательное привлечение профессионального оценщика в большинстве спорных случаев, однако при этом следует отметить, что осталась нерешенной проблема использования такого термина, как "рыночная цена". Законодательство об оценочной деятельности в Российской Федерации не содержит определения этого термина. Соответственно остается неясным, каким из видов стоимости - инвестиционной, рыночной, ликвидационной или кадастровой - должен руководствоваться профессиональный оценщик при определении рыночной цены имущества. Более того, исходя из сущности этого понятия рыночная цена не может быть определена до момента совершения сделки по реализации имущества, где цена и будет зафиксирована.

По нашему мнению, Закону N 229-ФЗ присущи отдельные недостатки, например предоставление судебному приставу - исполнителю права самостоятельно решать вопрос о приостановлении исполнительного производства, установление фактически внесудебного порядка взыскания долга с третьего лица при обращении взыскания на права требования должника.

В тексте Закона N 229-ФЗ имеются и явные нестыковки. Так, предусмотрено право взыскателя направить судебный акт или акт другого органа для удержаний из заработной платы, дополнительно подчеркнем, судебный акт , а не исполнительный документ. В то же время далее в Законе N 229-ФЗ говорится уже о том, что работодатель принимает к исполнению исполнительный документ . Соответственно возникает вопрос: взыскатель предъявляет исполнительный документ или судебный акт? Между этими понятиями существует значительная разница.

В целом Закон N 229-ФЗ нельзя охарактеризовать однозначно отрицательно или положительно. О способности этого нормативного акта регулировать соответствующие общественные отношения можно делать вывод по судебной практике, для накопления которой потребуется определенное время.

2. Основные положения

По сравнению с прежним нормативным актом законодатель уточнил сферу действия Закона N 229-ФЗ.

В ст. 1 Закона N 119-ФЗ приводились условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенной нормы следовало, что судебный пристав - исполнитель был вправе возлагать установленные законом обязанности только на граждан и на организации.

В Законе N 229-ФЗ данный перечень расширен: в него включены не только вышеуказанные лица, но и Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые для целей этого Закона приравниваются к организациям.

Новеллой Закона N 229-ФЗ стало введение на законодательном уровне задач и принципов исполнительного производства.

Так, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В ст. 4 Закона N 229-ФЗ приводится перечень принципов исполнительного производства:

- законность;

- своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

- уважение чести и достоинства гражданина;

- неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

- соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Принципы любой отрасли права являются основными положениями данной отрасли, из сущности которых исходит законодатель, осуществляя правовое регулирование. Таким образом, судебный пристав - исполнитель обязан руководствоваться данными положениями в процессе осуществления возложенных на него функций.

Важная норма закреплена и в ст. 3 Закона N 229-ФЗ, где впервые законодателем установлено верховенство настоящего Закона перед всеми иными федеральными законами, составляющими законодательство об исполнительном производстве.

Следовательно, положения иных федеральных законов, которые составляют законодательство об исполнительном производстве и противоречат Закону N 229-ФЗ, не должны применяться.

Согласно Закону N 119-ФЗ и во исполнение его Правительство РФ имело право принимать соответствующие нормативные правовые акты. Теперь, после вступления в силу Закона N 229-ФЗ, таким правом обладает и Президент Российской Федерации.

Законодателем уточнен в Законе N 229-ФЗ порядок действий взыскателя по предъявлению в банк или иную кредитную организацию исполнительных документов, в которых содержатся требования о взыскании денежных средств.

Так, установлено, что в данном случае взыскатель должен одновременно с исполнительным документом представить заявление, в котором должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

Кроме того, представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и вышеуказанные сведения не только о взыскателе, но и о себе.

Законодателем также впервые введены особенности процедур по обращению взыскания периодических платежей и о взыскании денежных средств в сумме, не превышающей 25 000 руб. Сразу отметим, что под периодическими платежами понимаются для целей применения данной нормы заработная плата, пенсии, стипендии и т.д.

Исполнительные листы, содержащие требования о взыскании периодических платежей и денежных средств в сумме, не превышающей 25 000 руб., могут быть направлены непосредственно лицу, которое выплачивает должнику денежные средства, в частности заработную плату, стипендию и т.д.

Кроме того, вместе с исполнительным документом взыскателю необходимо предъявить заявление, в котором он должен указать:

- реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

- фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, ИНН (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

- наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

Кроме того, представитель взыскателя должен представить документ, удостоверяющий его полномочия.

Из новелл Закона N 229-ФЗ следует отметить положения ст. 10 и 11.

Так, при исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения Закона N 229-ФЗ.

Законом N 229-ФЗ также установлено, что порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и самим Законом N 229-ФЗ.

3. Исполнительные документы

В ныне не действующем Законе N 119-ФЗ нормы, посвященные исполнительным документам (закрепляющие перечень таковых и предъявляемые к ним требования), были приведены в главе I наряду со многими другими значительными положениями исполнительного права (например, возбуждение исполнительного производства, место и время совершения исполнительных действий и т.д.), что значительно затрудняло работу с данным нормативным актом.

Неудивительно, что законодатель выделил в Законе N 229-ФЗ нормы, опосредующие исполнительные документы, в отдельную главу.

В целом перечень исполнительных документов не претерпел существенных изменений, однако нельзя не отметить один исполнительный документ, который не был назван в приведенном в ст. 7 Закона N 119-ФЗ перечне, - постановление судебного пристава - исполнителя.

Согласно Закону N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом - исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению.

В Законе N 229-ФЗ приводятся также обязательные реквизиты, которые должно содержать такое постановление:

- наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

- дата вынесения постановления;

- должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

- наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

- вопрос, по которому выносится постановление;

- решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

- порядок обжалования постановления.

Установлен также порядок внесения изменений в такое постановление в случае описок или явных арифметических ошибок.

4. Сроки в исполнительном производстве

Институт сроков в исполнительном производстве является новым для отечественного законодательства. Ранее сроки в исполнительном производстве регулировались общими нормами; теперь же Закон N 229-ФЗ содержит отдельную главу, полностью посвященную срокам в исполнительном производстве. Причем необходимо сразу оговориться, что основные положения о сроках и правилах их исчисления схожи с аналогичными в гражданском праве.

Отметим основные правила исчисления сроков, которые установлены для исполнительного производства.

Сроки в исполнительном производстве определяются:

- календарной датой;

- указанием на событие, которое должно наступить;

- периодом, в течение которого то или иное действие может быть совершено.

Сроки в исполнительном производстве могут исчисляться годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

По общему правилу, течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Статья 16 Закона N 229-ФЗ регулирует момент окончания сроков в исполнительном производстве.

Так, срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока. Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.

Особые правила в Законе N 229-ФЗ определены для установления момента окончания срока, определенного календарной датой. Такой срок истекает:

- в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если им предписано совершить определенные действия до этой даты;

- в день, указанный в исполнительном документе.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до 24.00 последнего дня установленного срока. Таким образом, если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в соответствующий орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до 24.00 последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.

Соответственно пропуск срока, установленного для совершения того или иного исполнительного действия может повлечь наступление ответственности. Кроме того, пропуск срока не освобождает лицо от исполнения требований исполнительного документа.

Если лицо пропустило установленный срок для обжалования действий судебного пристава - исполнителя, то оно не сможет обжаловать эти действия: жалоба подлежит возврату подавшему ее лицу и считается неподанной.

Однако если даже срок был по каким-либо причинам пропущен, у лица имеется возможность его восстановления.

Например, пропущенный срок для подачи жалобы может быть восстановлен, если одновременно с жалобой заинтересованное лицо подало ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока - разумным.

Установлено, что восстановление пропущенного срока отдельным постановлением не оформляется и выражается в принятии жалобы к рассмотрению по существу, в то время как отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство.

Копия вышеуказанного постановления, которое может быть обжаловано, направляется лицу, обратившемуся с ходатайством.

Восстановление пропущенных сроков для обращения в суд по вопросам исполнительного производства производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно Закону N 229-ФЗ течение всех сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства. Со дня возобновления исполнительного производства течение сроков продолжается.

Отдельно в Законе N 229-ФЗ оговариваются сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, а также основания перерыва и восстановления такого срока.

По общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. В случае же установления судом отсрочки или рассрочки исполнения срок предъявления исполнительного документа составляет три года с момента окончания срока, на который установлена рассрочка (отсрочка).

Из данного правила имеется ряд исключений. Так, судебные акты по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Для отдельных исполнительных документов могут быть определены отдельные сроки их предъявления к исполнению.

Так, удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи, а судебные приказы - в течение трех лет со дня их выдачи.

Однако рассмотренный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению может быть прерван и согласно ст. 22 Закона N 229-ФЗ основаниями для такого перерыва являются:

- предъявление исполнительного документа к исполнению;

- частичное исполнение исполнительного документа должником.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, причем время, истекшее до прерывания, в новый срок не засчитывается.

Но вышеуказанные правила прерывания сроков не распространяются на судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Статья 23 Закона N 229-ФЗ содержит важные правила, касающиеся восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению при наличии уважительных причин такого пропуска. Сразу обратим внимание читателей, что такой срок может быть восстановлен исключительно в отношении исполнительного листа или судебного приказа.

5. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Наряду со сроками в исполнительном производстве новым для российского исполнительного производства является институт извещений и вызовов.

Согласно Закону N 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу - исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав - исполнитель поручает их доставить.

Однако из этого правила предусмотрено исключение.

Так, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав - исполнитель имеет право совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

В соответствии с Законом N 229-ФЗ лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава - исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава - исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом.

В Законе N 229-ФЗ приведен перечень реквизитов, которые должны содержаться в повестке или ином извещении, а именно:

- наименование и адрес подразделения судебных приставов;

- наименование адресата;

- указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;

- наименование или номер исполнительного производства, по которому извещается или вызывается адресат;

- дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения.

В повестке должны быть также указаны последствия неявки лица по вызову (таким последствием, в частности, может быть привод).

Законом N 229-ФЗ подробно регламентированы правила доставки и вручения повестки указанному в них лицу.

При отказе адресата принять повестку или иное извещение лицо, доставляющее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в подразделение судебных приставов.

Кроме того, Закон N 229-ФЗ содержит перечень оснований для признания лица, участвующего в исполнительном производстве, извещенным, в том числе:

- отказ адресата от получения повестки, иного извещения;

- неявка адресата за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу, несмотря на получение почтового извещения.

6. Исполнительное производство

6.1. Общие положения

Процедурам исполнительного производства посвящена глава 5 Закона N 229-ФЗ.

Напомним читателям журнала, что в Законе N 119-ФЗ нормы, регулирующие процедуру исполнительного производства, приводились в главе I наряду с такими институтами, как общие положения исполнительного производства, источники исполнительного права и т.д.

Несомненно, что законодатель выделением исполнительного производства в отдельную главу подчеркнул значимость таких норм.

Сразу отметим, что регулированию исполнительного производства теперь посвящено гораздо больше статей, нежели в Законе N 119-ФЗ, что позволяет сделать вывод о возросшей степени государственного воздействия на сферу исполнительных отношений.

Законом N 229-ФЗ детально регламентируется содержание такого важного документа, как заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства; в Законе N 119-ФЗ подобной регламентации не было.

Согласно ст. 30 Закона N 229-ФЗ заявление о возбуждении исполнительного производства подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В данном заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом N 229-ФЗ.

В отличие от Закона N 119-ФЗ, Закон N 229-ФЗ четко устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства без заявления взыскателя по следующим основаниям:

- если в процессе принудительного исполнения исполнительного документа судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом - исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В данном случае речь идет о так называемом дополнительном исполнительном производстве;

- если необходимо совершение исполнительных действий (применения отдельных мер принудительного исполнения) на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава - исполнителя, ведущего конкретное исполнительное производство, и если таким приставом вынесено постановление о поручении произвести то или иное исполнительное действие (применить меры принудительного исполнения) тому судебному приставу - исполнителю, к подведомственности которого отнесена территория, на которой должны быть совершены данные действия или меры;

- если суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу - исполнителю.

Правила о сроках добровольного исполнения исполнительного документа, устанавливаемые судебным приставом - исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, также претерпели в Законе N 229-ФЗ существенную корректировку.

Сам срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа остался прежним - его определение относится к компетенции судебного пристава - исполнителя, но в любом случае он не может быть более пяти дней.

Однако в Законе N 119-ФЗ данный срок исчислялся со дня возбуждения исполнительного производства, а в Законе N 229-ФЗ - со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено этим Законом.

Кроме того, законодатель также установил, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа определяется только в случае, если такой исполнительный документ поступил в судебному приставу - исполнителю впервые.

Статья 30 Закона N 229-ФЗ предусматривает ряд случаев, при которых судебный пристав - исполнитель не устанавливает срок для добровольного выполнения должником требований исполнительного документа.

К таким случаям относятся:

- возбуждение дополнительного производства.

Напомним читателям журнала, что основным исполнительным производством является производство, возбужденное на основании требований взыскателя, изложенных в исполнительном документе, судебным приставом - исполнителем, в то время как после окончания основного исполнительного производства судебный пристав - исполнитель возбуждает дополнительное исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом - исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

- последующие предъявления исполнительного документа;

- восстановление на работе;

- административное приостановление деятельности;

- конфискация имущества;

- возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

Данный перечень является закрытым.

Несомненно, важным структурным элементом Закона N 229-ФЗ является ст. 31, в которой приведен исчерпывающий перечень оснований отказа судебным приставом - исполнителем в возбуждении исполнительного производства, что может произойти в следующих ситуациях:

- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

- исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство и он направил исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона N 229-ФЗ;

- истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;

- не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 43 Закона N 229-ФЗ или в случае, если исполнительное производство имело место по вопросу взыскания штрафа за преступление и приговор был отменен в части наложения данного штрафа;

- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по следующим основаниям:

- фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе;

- фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

- выплата штрафа в полном объеме;

- замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования;

- смерть должника-осужденного или объявление его умершим;

- исполнительный документ не подлежит в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Важной гарантией соблюдения прав взыскателя является то, что устранение обстоятельств, предусмотренных пятью из вышеперечисленных пунктов, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу - исполнителю в установленном Законом N 229-ФЗ порядке.

Следует отметить, что судебный пристав - исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в трехдневный срок, исчисляемый со дня поступления к нему исполнительного документа.

Кроме того, согласно Закону N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава - исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения вышеуказанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.

Серьезной доработке в Законе N 229-ФЗ подверглись правила определения места совершения исполнительных действий.

Рассмотрим ситуации, при которых судебному приставу - исполнителю необходимо совершить определенные исполнительные действия на территории, которая не относится к участку его деятельности.

Закон N 119-ФЗ предусматривал следующий порядок действий пристава - исполнителя.

Судебный пристав - исполнитель составлял соответствующий акт и направлялся на вышеуказанную территорию. В течение суток по прибытии он уведомлял о необходимости совершения исполнительных действий на данной территории соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывала содействие прибывшему судебному приставу - исполнителю, либо отказывала ему в этом и поручала дальнейшее исполнение исполнительного документа судебному приставу - исполнителю, действующему на данной территории. В случае отказа прибывший судебный пристав - исполнитель был обязан передать исполнительный документ в службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения исполнительных действий с извещением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.

Было также установлено, что исполнительный документ, направленный (переданный) одной службой судебных приставов, одним подразделением или судебным приставом - исполнителем в другие службы судебных приставов, подразделения или другому судебному приставу - исполнителю, должен быть принят к исполнению теми, кому он был направлен (передан). Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами - исполнителями не допускались.

Закон N 229-ФЗ детально регламентирует институт поручения исполнения тех или иных исполнительных действий (мер принудительного исполнения).

В принципе, данный институт уже был рассмотрен выше, однако представляется важным еще раз обратить внимание читателей журнала на порядок действий судебного пристава - исполнителя такой ситуации.

Судебный пристав - исполнитель вправе поручить соответствующему судебному приставу - исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава - исполнителя и утверждается старшим судебным приставом. Согласно вышеуказанному постановлению судебным приставом - исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено.

Закон N 229-ФЗ предусматривает иной порядок действий, нежели Закон N 119-ФЗ, в случае если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, отсутствует по прежнему местонахождению должника.

Согласно Закону N 119-ФЗ судебный пристав - исполнитель незамедлительно составлял в таком случае акт и не позднее следующего дня после дня его составления направлял исполнительный документ вместе с копией этого акта судебному приставу - исполнителю по новым месту жительства должника, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника, о чем одновременно извещал взыскателя, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Закон N 229-ФЗ установил иную процедуру действий судебного пристава - исполнителя в данной ситуации.

Так, судебный пристав - исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке поручения (такой порядок рассмотрен выше) или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.

После этого копия постановления судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения вышеуказанного постановления, направляются в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации или в его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Копия исполнительного документа должна остаться в оконченном исполнительном производстве.

6.2. Передача исполнительных производств между подразделениями судебных приставов - исполнителей

Законом N 229-ФЗ детально регулируется процедура передачи исполнительных производств из одного подразделения судебных приставов - исполнителей в другое.

Так, согласно ст. 33 Закона N 229-ФЗ главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

При этом главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации выносит соответствующее постановление о такой передаче.

Вышеуказанное постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Старший судебный пристав, получив вышеуказанное постановление, незамедлительно информирует об этом судебного пристава - исполнителя, ведущего соответствующее исполнительное производство. Судебный пристав - исполнитель оканчивает исполнительное производство по соответствующему основанию.

Кроме того установлено, что по исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав - исполнитель совершает исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения:

- в пределах территории Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом Российской Федерации, о чем извещаются соответствующие главные судебные приставы субъектов Российской Федерации;

- в пределах территории одного субъекта Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, о чем извещаются старшие судебные приставы соответствующих подразделений судебных приставов.

6.3. Сводное исполнительное производство

Согласно Закону N 229-ФЗ если в отношении одного должника возбуждены несколько исполнительных производств имущественного характера, а также если в отношении нескольких должников возбуждены исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя, то такие исполнительные производства объединяются в сводное исполнительное производство.

Законом N 229-ФЗ установлено, что если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации нескольких субъектов Российской Федерации, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации. Причем контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, то по ним возбуждается сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или на старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Главный судебный пристав Российской Федерации и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации обязаны создать банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств.

6.4. Время и сроки совершения исполнительных действий (мер принудительного исполнения)

В соответствии с Законом N 119-ФЗ в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, совершение исполнительных действий допускалось только в случаях, не терпящих отлагательства, или в случае, если по вине должника их совершение в другие дни было невозможным.

Кроме того, исполнительные действия могли вестись с 22 часов до 6 часов по местному времени только в случаях, создававших угрозу жизни и здоровью граждан.

Причем и в случае с нерабочими днями, и в случае с совершением исполнительных действий в период с 22 часов до 6 часов судебный пристав - исполнитель должен был получить письменное разрешение старшего судебного пристава.

В Законе N 229-ФЗ данный порядок существенно изменен.

Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения как в нерабочие дни, так и в рабочие дни с 22 часов до 6 часов допускаются только в ситуациях, не терпящих отлагательства, включая случаи:

- если создается угроза жизни и здоровью граждан;

- если исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- если исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;

- если взыскание обращено на имущество должника, подверженное быстрой порче.

Таким образом, перечень ситуаций, при которых исполнительные действия могут совершаться в рабочие дни в период с 22 до 6 часов и в нерабочие дни, значительно расширен.

Необходимо также отметить, что, в отличие от Закона N 119-ФЗ, Закон N 229-ФЗ предусматривает, что в данных случаях судебный пристав - исполнитель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава на совершение исполнительных действий в нерабочие дни и в рабочие дни в период с 22 до 6 часов, причем старший пристав должен незамедлительно уведомить об этом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

Изменились и нормы, касающиеся определения сроков совершения исполнительных действий. Причем общий срок исполнительного производства не изменился: по общему правилу, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Ранее Закон N 119-ФЗ предусматривал только один тип исключений из этого правила, включающий перечень требований исполнительных документов, которые подлежали незамедлительному исполнению:

- о взыскании алиментов, заработной платы или иной платы за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выплатам, если исполнительным документом было предусмотрено ее немедленное взыскание;

- о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного либо переведенного работника;

- по другим делам, если немедленное исполнение требований было предусмотрено исполнительным документом или федеральным законом.

Слово "незамедлительно" заменено в Законе N 229-ФЗ формулировкой "требования должны быть исполнены не позднее рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов" , что, естественно, позволяет более точно определить момент исполнения соответствующего требования.

Вышеуказанный перечень дополнен Законом N 229-ФЗ рядом разнотипных требований и оснований, исполнение по которым производится в иные сроки, чем предусмотренные общим правилом.

Так, согласно Закону N 229-ФЗ постановление судебного пристава - исполнителя, поступившее в порядке поручения от другого пристава - исполнителя, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня его поступления в подразделение судебных приставов.

Кроме того, в Закон N 229-ФЗ введена норма, согласно которой требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава - исполнителя, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава - исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке поручения от другого пристава - исполнителя, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

По нашему мнению, такие правила исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, полностью отвечают сущности обеспечительных мер, установленных нормами гражданско-процессуального права.

Напомним читателям журнала, что обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

Для наиболее оперативной защиты прав заявителя заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле.

Представляется крайней важным отметить, что в Законе N 229-ФЗ впервые в одной статье - 36-й - приведены все периоды времени, которые не включаются ни в общий двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа, ни в специальные сроки.

Так, в вышеуказанные сроки не включается время:

- в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;

- в течение которого исполнительное производство было приостановлено;

- отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

- со дня объявления розыска должника-организации, а также имущества должника до дня окончания розыска;

- со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя в суд, в другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом - исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

- со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

- со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, но не более двух месяцев со дня передачи последней партии вышеуказанного имущества для реализации.

Кроме того, согласно Закону N 229-ФЗ истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

6.5. Отсрочка (рассрочка) исполнения и приостановление исполнительных действий

Законом N 229-ФЗ предусмотрен ряд положений, уточняющих правила об отсрочке и рассрочке исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения.

В Законе N 119-ФЗ было определено, что при наличии обстоятельств, препятствовавших совершению исполнительных действий, судебный пристав - исполнитель по своей инициативе или по заявлению сторон, а также сами стороны были вправе обратиться в суд или в другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения.

Закон N 229-ФЗ ввел дополнительные правила, которые сводятся к следующему.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

Кроме того, в случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Существенно изменились нормы, регламентирующие приостановление исполнительного производства.

В Законе N 119-ФЗ все основания для приостановления исполнительного производства делились на две большие группы: в зависимости от того, приостанавливалось исполнительное производство в обязательном порядке или же приостановление производства являлось правом уполномоченного органа.

Напомним читателям журнала правила приостановления исполнительного производства согласно Закону N 119-ФЗ.

Так, исполнительное производство в обязательном порядке подлежало приостановлению в случаях:

- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускало правопреемство, а также в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

- утраты должником дееспособности;

- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

- оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допус

Кодифицированные нормативные документы (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ), определяющие порядок судопроизводства, содержат только общие положения относительно реального исполнения решений суда. Подробно этот вопрос регулирует отдельный Федеральный закон 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве». В 2018 году в него были внесены важные изменения, которые начали действовать с начала 2019 года: они будут отражены в данной статье.

Расскажем подробнее, что из себя представляет закон «Об исполнительном производстве» 2019 года. Действующую редакцию документа можно скачать в конце статьи. В справочно-правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант» доступны расширенные версии данного законодательного акта с комментариями и изменениями.

Сфера регулирования

229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (действующая редакция от 27 декабря 2018 года) регулирует процесс принудительного (без согласия на то должника) исполнения решений суда уполномоченными на то органами. Хотя исполнять судебные акты могут также налоговая инспекция или кредитные организации (а также и организации-работодатели, куда непосредственно могут быть предъявлены исполнительные документы взыскателем), к органам принудительного исполнения они, конечно, не относятся. Принудительное исполнение возлагается только на Федеральную службу судебных приставов, а непосредственно функции по ведению дела конкретного должника (исполнительного производства – ИП) осуществляют судебные приставы-исполнители. Соответственно, другими сторонами ИП являются должник и взыскатель.

Таким образом, цель принятия данного нормативного акта законодателем: формализовать процесс воплощения в жизнь требований и решений, указанных в постановлениях судебных органов. 229-ФЗ от 02.10.2007г. полностью посвящен детальному и подробному описанию процесса, порядка и условий исполнительного производства.


Структура и содержание закона

Федеральный закон 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» состоит из 19 глав, 130 статей и определяет следующие важные положения:

  • первая глава освещает общие вопросы применения: сфера регулирования, цели и задачи, принципы, а также определяет органы принудительного исполнения, порядок исполнения судебных актов другими коммерческими и государственными органами;
  • во второй перечислены виды исполнительных документов и основные требования к ним;
  • главы третья и четвертая посвящены срокам в ИП и извещениям – фактически они воспроизводят и детализируют общие положения ГПК РФ;
  • далее в законе идет речь об исполнительном производстве непосредственно, уточняется порядок его возбуждения, возможность отказа (в том числе при истечении срока для предъявления – 3 года), устанавливается общий срок ИП – 2 месяца, а также возможность отложения, приостановления, прекращения ИП по основаниям (исполнение требований исполнительного документа в их число не входит), установленным законом, а также порядок действий в случае окончания ИП, в том числе, в случае реального исполнения судебного решения;
  • в главе шестой перечисляются лица, участвующие в ИП (переводчики, эксперты, понятны и т.д.), в том числе стороны ИП, уточняются их права и обязанности;
  • далее следует глава, посвященная мерам принудительного исполнения: исполнительные действия описаны в общих чертах, а также упомянуты розыск и временное ограничение на выезд. Статья 46 (ч.1 п.3) предоставляют право приставу объявить розыска не только физлица, но и его имущества;
  • в седьмой главе подробно описан порядок обращения взыскания на разные виды имущества должника;
  • далее идет речь о порядке реализации имущества на торгах, об особенностях обращения взыскания на имущество организации;
  • обращение взыскания на заработную плату также имеет свои особенности, определенные в главе 11;
  • дальнейшие главы посвящены особенностям порядка исполнения конкретных требований: неимущественных; взыскания штрафа; ведения ИП в отношении иностранцев;
  • глава четырнадцатая устанавливает порядок распределения полученных по ИП средств, ведь взыскателей может быть несколько (что приводит к образованию сводного ИП), а средств для удовлетворения их требований недостаточно;
  • исполнительский сбор, устанавливаемый в соответствии с главой пятнадцатой закона, уплачивается в случае отказа от добровольного исполнения требований исполнительного документа в установленный срок и составляет 7% от суммы долга (но не менее 1000 рублей для физлица и 10 000 для юрлица);
  • глава шестнадцатая определяет, что расходы за совершение исполнительских действий возлагаются на должника;
  • главы семнадцатая и восемнадцатая посвящены защите прав лиц, участвующих в ИП, в том числе судебной. Любое действие или бездействие должностных лиц может быть обжаловано как вышестоящему руководству, так и сразу в суд в течение десяти дней с момента когда лицо узнало о нарушении своих прав.

ФЗ «Об исполнительном производстве» 2018 года (действующая редакция) устанавливает обязательность исполнения судебного акта должником. В случае отказа от добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель наделен широким кругом прав: он может обращать взыскание на имущество (за исключением того, которое перечислено в ст. 446 ГПК РФ) с правом реализации для получения необходимых взыскателю средств, на все виды доходов (за исключением указанных в ст. 101 Закона).

В случае нарушения должником правил закона к нему могут быть применены штрафные санкции, провинившиеся могут быть привлечены к ответственности (за неисполнение постановление пристава, например, к административной). Есть в законе ряд мотивирующих мер: временное ограничение выезда, исполнительский сбор. И должник и взыскатель вправе контролировать ход ИП и обжаловать действия пристава.


Последние новости

Изменения и дополнения в законе неизбежны, так как данный нормативный акт был принят еще в 2007 году. С тех пор изменились и законодательство, и ситуация в стране.

В 2017 и 2018 годах были приняты важные поправки. Новое в законе за два этих прошедших года::

  • введена новая статья 109.4, регулирующая правила исполнения требований об удалении из сети «Интернет» информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию граждан или деловую репутацию юрлиц.
  • согласно ч. 3.1 ст.22 вычитается из срока предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению период со дня его предъявления до дня окончания по нему ИП в случае, если ИП уже было окончено в связи с отзывом документа или совершением взыскателем препятствующих действий;
  • изменения ч. 2 ст. 47 обязали пристава делать отметки на исполнительном документе о причине окончания ИП и возвращения документа, сроке ИП и перечисленных взыскателю суммах;
  • статья 70 дополнена ч. 10.1, устанавливающей обязательство кредитной организации вернуть документ после окончания взыскания взыскателю на следующий день;
  • введенная ч. 4.1 ст. 98 устанавливает обязанность организации-работодателя или иной организации, уплачивающей должнику периодические платежи на следующий же день после наступления событий, послуживших причиной окончания взыскания с отметкой о его периоде и взысканной сумме;
  • уточняется порядок установления временного ограничения на выезд и порядок обмена информацией между госорганами, в том числе с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • дополнения к статье 102 наделяют пристава правами индексации алиментов при повышении уровня прожиточного минимума в случае взыскания алиментов в твердой сумме;
  • с вступлением в силу закона о поправках от 07.03.2018г. ИП может быть прекращено судом также в случаях признания задолженности в бюджет безнадежной;
  • согласно введенного дополнительно пункта 16 ст. 65 пристав теперь после истечения года безрезультатных поисков алиментщика обязан проинформировать о результатах взыскателя и разъяснить ему право на обращение в судебные органы для признания такого должника безвестно отсутствующим.

Таковы основные положения закона об исполнительном производстве в 2018 году и наиболее важные последние изменения этого нормативного акта.

Что изменилось в 2019 году

С 8 января 2019 года начали действовать поправки в закон № 229-ФЗ, внесенные федеральными законами № 528 и 539 от 27 декабря 2018 года. Что скорректировали этими актами:

  1. 539-ФЗ увеличил сумму по периодическим платежам, при которой взыскатель может, минуя приставов, обратиться непосредственно к работодателю должника или в уполномоченную организацию (например, банк, заведение, выплачивающее должнику стипендию, совершающее иные отчисления). Если ранее это было возможно при размере платежа до 25 000 руб., то с начала 2019 года сумма выросла до 100 000 руб.
  2. 528-ФЗ предоставил полномочия органам МВД при содействии ФССП в розыске должника, его имущества или розыске ребенка (ранее в ст. 62 фигурировало другое ведомство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел). В ст. 109.1 констатируется факт, что полномочия перешли от органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере миграции, к органам МВД в случаях принудительного выдворения за пределы РФ. При окончании исполнительного производства по таким делам пристав также обязан направлять копию постановления в уполномоченный орган МВД.

Также в 2018 году № 229-ФЗ обзавелся новеллами, которые вступят в силу:

  • С 1 января 2020 года (изменения внес 514-ФЗ от 27.12.2018, они касаются преобразований на рынке ценных бумаг, а это тоже имущество, на которое обращается взыскание).
  • С момента начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (правки предусмотрены законом № 451-ФЗ от 28.11.2018: в них речь идет о новом виде обеспечительных мер - мер предварительной защиты по административному иску, о том, что юридический адрес перестает быть определяющим фактором - фактический не будет уступать ему). Расширяется перечень средств идентификации физических лиц в исполнительных документах: должника можно будет идентифицировать по месту пребывания, по страховому номеру индивидуального лицевого счета, ИНН, серии и номеру водительского удостоверения или свидетельства о регистрации ТС, а предпринимателя - по ОГРН. Предполагается, что эти новые нормы начнут действовать с 1 октября 2019 г.

Кроме того, 21.02.2019 Президент РФ В. Путин подписал закон, запрещающий взыскание долгов с пенсий, пособий, других социальных выплат. У приставов не будет полномочий по блокировке счетов с денежным возмещением вреда здоровью, различными компенсационными и единовременными выплатами, пенсиями, соцпособиями, маткапиталом. Эти правила вступят в силу с 1 июня 2020 г.

Скачать ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями на 2019 год) в актуальной редакции можно в правовых системах Консультант Плюс и Гарант.

Гражданское право на защиту интересов в суде взаимосвязано с исполнением постановления суда. Главный судебный орган Европы ранее заметил, что исполнение решения, которое вынесла судебная инстанция, необходимо рассматривать в неразрывной связи с исполнительной властью. Невзирая на это, Законодательством Российской Федерации не определены причины для полного равенства терминов исполнительного производства и судопроизводства.

На 2019 год действует редакция закона федерального назначения №229 «Об исполнительном производстве» и статусе судебных исполнителей. В этом обзоре будет рассмотрена действующая поправка с изменениями, а также, какие пункты и части потеряли силу.

Помимо этого, посетители правового ресурса могут получить первичную бесплатную консультацию по интересующим вопросам.

Закон «Об исполнительном производстве» 2007 года в первую очередь направлен на урегулирования порядка действий федеральных судоприставах, т.е. всей службы ФССП в целом. Обусловлен закон и внесенные изменения тем, что данный орган может принудительно проводить мероприятия по выполнению постановлений судебного органа.

Данный закон включает в себя:

  • список документации, которая имеет силу исполнительных решений;
  • нормативы о периоде выполнения мероприятий по взысканию;
  • уведомления;
  • Права сторон, задействованных в этом действие;
  • процедура по продаже собственности должника;
  • регламент обжалования бездействий или нарушающих права мер судебными приставами;
  • особенность по исполнительным мерам в отношении неимущественных споров.

Для того чтобы разъяснить некоторые вопросы по практике судов и отдельных статей федерального закона №229 в силу вступило Постановление ПВС №50 от 2015 года. Ознакомиться с полным содержанием этого документа можно на портале через кнопку «Скачать».

Основные моменты законопроекта

Вступление ФЗ «Об исполнительном производстве» с последней редакцией носило в себе первоначальную задачу в точной и оперативной работе судебных приставов, которые также должны защищать гражданские права, в т.ч. организаций.

Именно на основании федерального закона все должностные, физические и юридические лица, а также судебный орган и иные инстанции должны выполнять требования исполнителя. Игнорирование и отказ, в т.ч. создание препятствий исполнения рушения суда накладывается ответственность, которая предусмотрена в действующей редакции Законодательства РФ.

Последние изменения регулирует порядок инициации по исполнительному производству. Так, приставом для возбуждения мероприятий по взысканию задолженности, берутся за основу такие документы, как:

  • приказ судов;
  • исполнительский лист;
  • решение об алиментных выплатах;
  • акты из ПФ Российской Федерации;
  • постановление.

Те граждане и юр.лица, интересы которых касается исполнительное производство, получают уведомления. В том случае, если судебному исполнителю приказано немедленно отреагировать на постановление, законом разрешено начинать меры без повестки. Как правило, это происходит при наложении ареста на банковские счета, финансы и имущество.

После того как судебные приставы получают заявление от взыскателя, они обязаны в рамках 3-х дней возбудить производство либо направляют отказ.

Наиболее распространенными аргументами для этого бывают:

  • нет заявления;
  • некорректно указано отделение службы ФССП;
  • истек период действия исполнительного листа;
  • документ составлен не по форме;
  • по данной документации уже было проведено исполнение, в т.ч. прекращение;
  • акт суда не действует или не имеет законную силу.

Таким образом, федеральный закон об исполнительном производстве, вкупе с вступившими последними обновлениями, регулирует деятельность судоприставов.

Взыскание оплаты труда и других доходов

В изменениях закона о судебных приставах указано, что судебное решение вступает в силу со дня вынесения соответствующего постановления. Однако оно может быть оспорено в установленный период. Примечательно, что должник направлять заявление должен в добровольном порядке. Если ходатайство не будет подано, то вердикт должен быть выполнен, в т.ч. в принудительном порядке.

Инстанция, которая уполномочена выполнять судебные решения, на основании статьи №5 данного закона, является служба судоприставов. Именно от её имени действуют исполнители. Соответственно, требования, лежащие в рамках действующих законов, должны выполняться в точности.

Благодаря федеральным поправкам, изменения в законе наделили деятельность судоприставов прозрачностью. Ввиду этого каждый гражданин и организации может получить актуальные сведения из банка данных.

При взыскании задолженности задействованы такие структуры, как банковские организации, профессионалы на рынке ценных бумаг. Однако выступают они, как исполнители требований ФССП. На основании полученных документов, организации занимаются перечислением средств со счетов должников в адрес взыскателя или накладывают арест на лицевые счета. Примечательно, что держатель карты не получает уведомления от банка, а узнает об этом постфактум.

Федеральной службой судоприставов приняты в действие производственный регламент. Иными словами, судопристав в первую очередь должен получить исполнительный лист. На основании данного документа, он отправляет запросы в различные фонды для того, чтобы выявить адрес работы гражданина. Оплата труда представляет собой основной источник для погашения долга. Последняя редакция ФЗ разрешает списывать до 50% с систематического источника прибыли. При исполнении решений о возмещение урона, причинения вреда, а также алиментов, удержание может составить до 70%.

Взыскание через имущество

Основной смысл изменений касается защиты гражданских интересов, в т.ч. организаций от незаконных мероприятий третьей стороны. Главный принцип – действовать по закону. Поэтому действующие поправки признают следующие мероприятия при решении установленных задач:

  • формирование условий для выполнения судебных требований;
  • личное общение со стороной ответчика или его представителем;
  • запрос документов и информации, в т.ч. персональных сведений;
  • анализ материальной составляющей должника;
  • выдавать постановления третьим лицам о необходимости выполнить условия;
  • накладывать арест на финансы и собственность;
  • осуществлять вход в помещения нежилого назначения;
  • входить в жилые комнаты на основании письменного разрешения начальника судопристава;
  • проводить опись, изъятие и оценку имущества должника;
  • проводить розыскные мероприятия в отношении должника и его имущества;
  • привлекать к розыску сотрудников правоохранительных органов;
  • взыскивать средства по исполнительному сбору;
  • вводить ограничения на выезд за границу.

Ввиду вышесказанного федеральные законы такого уровня позволили судоприставам расширить диапазон мероприятий. Однако действия не могут касаться тех средств и собственности, необходимые должнику для проживания. Примечательно, что законопроект строго защищает родственников лица с задолженностью, охраняя их имущество.

Внимание : «Если у близких неплательщика есть квитанции на имущество либо свидетельские показания, указывающие на дарственную, то данные средства не могут быть изъяты».

Важно: «Судоприставы не обладают право изымать автотранспортное средство у таксиста, т.к. это является источником получения оплаты труда. Также под опись не может попадать ПК, если на нем ведется работа».

Изменения в ФЗ

Последний раз изменения носили следующий характер:

  • статья №40 ч.1 п.5.1 – разрешает осуществлять мероприятия по признанию гражданина или организации банкротом. Решение выносит арбитражный суд.
  • Статья №40 ч.1 п.7 – позволяет отправку сообщений в налоговые инстанции при наложении ареста на собственность юридического или физического лица.
  • Статья №47 – дает возможность признать неплательщика банкротом.

Ввиду вступающих и имеющих силу поправок, гражданские лица признаются наравне с организациями несостоятельными. Под него также попадают ИП и неплательщики, выступающие собственниками ферм.

Обратите внимание, что те, кто периодически вносят платежи за должника (к примеру, работодатель) обязаны списывать в счет взыскателя определенные суммы. Расход на осуществление перевода ложится на плечи должника.

Если должник сменил место работы, а, следовательно, и регулярный источник дохода, то бывший работодатель обязан направить об этом сообщение в ФССП. Помимо того, в его обязанности входит предоставление отчета о перечисленных средствах.

Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует деятельность судебных приставов.

В нем расписаны полномочия ФССП и способы принудительного исполнения решений суда.

Главным из них является, безусловно, законность. Именно во исполнение этого принципа и был создан регулирующий деятельность ФССП нормативный акт.

Из законности вытекают и прочие основы исполнительного производства:

  • своевременность применения мер к должнику;
  • уважение его чести и достоинства;
  • неприкосновенность минимально необходимого имущества при проведении взыскания;
  • соразмерность применяемых мер объему требований.

Кто и как должен исполнять судебные решения

Решение суда, если оно не было оспорено должным образом и в установленные сроки, должно быть исполнено немедленно после его вступления в силу или же на тех условиях, что в нем указаны.

Причем сделать это должник должен добровольно. Но, нередки случаи, когда этого не происходит и взыскание производится уже принудительно.

Важно: единственным органом, который уполномочен на исполнение решений судов, согласно ст. 5 Закона , называется ФССП. От ее имени действуют судебные приставы-исполнители. Их требования, если они полностью отвечают закону, обязательны для исполнения любым лицом, которому были предъявлены. Отказ, уклонение или создание препятствий для выполнения требований повлекут для виновника, во-первых, применение специальных мер, а во-вторых – ответственность.

Деятельность ФССП полностью прозрачна. Любой гражданин или юрлицо вправе получить информацию из специального банка данных .

Данные открыты и могут быть получены как в отношении себя, так и любого другого лица, физического или юридического.

В принудительном исполнении участвуют банки, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг. Но только как исполнители требований судебного пристава.

В соответствии с содержанием такого требования, они либо перечисляют со счета должника необходимую сумму взыскателю, либо исполняют требование об аресте такого счета.

Владелец счета о предстоящей операции при этом самим банком не уведомляется.

Значение документов в исполнительном производстве

В исполнительном производстве применяют две группы документов: те, что предъявляются судебным приставам взыскателями (исполнительные) и те, которые пристав направляет должнику (повестки и извещения).

Требования к их форме и содержанию исчерпывающе изложены в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основанием для того, чтобы пристав начал производить определенные действия, служит исполнительный документ:

  • исполнительный лист суда;

  • судебный приказ;

  • нотариальное соглашение об алиментах;

  • удостоверение КТС;

  • акты ПФР и ФСС;
  • акты надзорных органов;
  • постановление другого пристава;
  • исполнительная надпись нотариуса и т.д.

Основная часть работы службы приставов связана все же с исполнением именно судебных решений и приказов. И далее мы рассмотрим именно этот аспект их деятельности.

Исполнительное производство – самостоятельная стадия судебной защиты

Исполнительный документ канцелярия суда выдает тому лицу, в пользу которого принято решение.

Для привлечения к его исполнению службы приставов, необходимо передать документ и заявление о возбуждении производства.

Только в этом случае ФССП начнет действовать. По собственной инициативе эта служба не работает.

Ниже приведен образец такого заявления. Ходатайствовать об аресте имущества не обязательно, это право, которым можно воспользоваться.

Важно: для ускорения получения полагающихся по исполнительному документу средств, желательно сообщить все имеющиеся сведения о должнике, его фактический адрес, место работы, наличие счетов в банках, недвижимости и т.д.

После получения заявления, в территориальном отделении ФССП в трехдневный срок возбуждают исполнительное производство или отказывают в этом.

Самые распространенные причины отказа:

  • отсутствие заявления;
  • неверно выбран территориальный отдел ФССП;
  • срок исполнения документа истек;
  • документ не отвечает необходимым требованиям;
  • ранее по этому документу исполнение было прекращено или окончено;
  • судебный акт еще не имеет законной силы.

Судебный пристав уполномочен производить свою работу только на строго определенной территории.

Поэтому, подавать заявление необходимо там, где проживает должник (в том числе, или другом населенном пункте) или находится юридический адрес юрлица.

Только в этом случае возможно взыскание. Если адрес изменился уже в ходе исполнения судебного решения, то производство может быть передано в другой отдел ФССП постановлением.

Срок выполнения всех требований суда для пристава-исполнителя равен двум месяцам.

В этот промежуток времени не включаются те периоды, когда должнику была предоставлена отсрочка или же исполнение было приостановлено судебным решением.

Затем придется продлить, прекратить, либо завершить производство. Последние два понятия существенно отличаются друг от друга.

Прекращение происходит в тех случаях, когда взыскание по каким-либо причинам невозможно. Например, умер взыскатель или должник.

Или должник по объективным не может совершить предписанные судом действия.

Мировое соглашение или отказ взыскателя от получения долга также станет причиной прекращения исполнительного производства.

Окончание же означает, что пристав свою работу по взысканию средств полностью выполнил.

Или же перенаправил требования в ликвидационную комиссию, арбитражному управляющему или иному лицу, занимающемуся или .

Еще одним поводом для окончания производства будет возврат исполнительного документа взыскателю.

Участники правоотношений, их права и обязанности

Главными участниками исполнительного производства являются, разумеется, его стороны.

Они называются взыскатель и, соответственно, должник. В этом качестве могут выступать не только граждане, но и организации и даже Российская Федерация или ее субъекты.

На каждой из сторон может быть сразу несколько участников. Права и обязанности у всех будут равными, и свои интересы они представляют самостоятельно.

Однако, помимо сторон в данном правоотношении участвуют еще и иные лица:

  • непосредственно исполняющие решение суда – приставы;
  • содействующие такому исполнению – понятые, переводчик, эксперт, хранитель имущества и т.д.

Права и обязанности всех участников аналогичны тем, которыми обладают стороны и другие участники судебного процесса.

В частности, стороны могут действовать через представителя, а также заявлять различные ходатайства. В том числе и об отводе других участников.

Меры понуждения должника исполнить судебное предписание, последние нововведения

Их перечень в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» достаточно обширен. Сотрудники ФССП вправе:

  • вызывать к себе стороны или их представителей;
  • получать объяснения, справки и другую информацию, персональные данные в том числе;
  • проверять финансовую документацию;
  • давать поручения гражданам и юрлицам по исполнению требований суда;
  • свободно входить в офисные и производственные помещения должника;
  • входить в жилое помещение без согласия должника, но с разрешения старшего пристава;
  • арестовывать, изымать и передавать на хранение имущество, деньги, ценные бумаги;
  • выполнять оценку имущества самостоятельно или с привлечением специалистов;
  • производить розыск самого должника или его имущества;
  • взыскивать полагающийся сбор.

Перечень полномочий достаточно стандартный и в неизменном виде пережил все изменения этого нормативного акта.

Однако, есть ряд мер, применение которых стало возможным совсем недавно. Они призваны сделать должников более ответственными и защитить права взыскателей.

К числу таких мер относятся:

  • Принудительная регистрация имущества должника, особенно недвижимого. Как известно, право собственности на такие вещи возникает только после госрегистрации. Однако никой ответственности за уклонение от нее не предусмотрено. Поэтому можно скрывать от взыскателя часть имущества, что нарушает его права.

Важно: подать документы на регистрацию пристав может только по решению суда.

  • Временные ограничения на выезд из страны. Даже при наличии небольшой задолженности, но более 10 000 р., гражданин может оказаться невыездным. Сведения о должниках передаются в электронную базу Таможенной службы. И при проведении паспортной проверки выезд за пределы РФ окажется закрыт.
  • Временные ограничения на пользование специальным правом. Эта мера была введена в закон в декабре 2015 г. Под специальным правом понимается управление транспортными средствами. Иначе говоря, водительское удостоверение.

Лишение должника водительских прав

Права управлять автомобилем, мотоциклом, морским или речным судном, а также авиатранспортом могут лишиться далеко не все должники.

  • об алиментах;
  • о возмещении вреда здоровью и жизни или потери кормильца;
  • о компенсации материального и морального ущерба от преступления;
  • о нематериальных обязательствах в отношении детей;
  • об уплате штрафа за нарушение ПДД.

О применении такого способа принудить должника к выполнению своего обязательства может заявить взыскатель.

Но пристав и сам вправе принимать подобное решение. Однако, применение этой, как показывает практика, действенной меры обставлена рядом ограничений.

Она не может применяться к должнику, если:

  • основной источник дохода связан с управлением транспортом (водитель, пилот и т.д.);
  • транспорт жизненно необходим семье должника (удаленное место жительства при отсутствии иного транспорта);
  • должник пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью себя или члена семьи, особенно ребенка;
  • сумма долга не более 10 000 р;
  • исполнение было приостановлено.

Отличие от изъятия прав за нарушение ПДД заключается в отсутствии на этот счет судебного решения. Достаточно постановления, подписанного старшим приставом-исполнителем.

И сдавать удостоверение придется не в ГИБДД, а в ФССП. Вернуть его можно после выполнения предписанных судом действий или прекращения исполнительного производства.

Информация об ограничении права передается Федеральную базу.

Принудительное взыскание денежных средств

Чаще всего в ФССП обращаются для помощи при взыскании денежных средств. Поэтому главным способом исполнения этого, Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» называет обращение взыскания на имущество.

Это могут быть денежные средства, при их недостаточности – вещи или ценные бумаги. Общий порядок применения подобной меры будет следующим:

Даже при недостаточности денежных средств, часть имущества должника-физического лица не может быть изъята. В перечень входят:

  • единственное жилое помещение, если только оно не находится в залоге;
  • земельный участок под таким жилищем;
  • личные вещи, исключая драгоценности;
  • предметы обихода, за исключением так называемых предметов роскоши;
  • профессиональные инструменты и оборудование, стоимостью до 100 ;
  • племенной или продуктивный скот, корма, подсобные помещения, семенной фонд;
  • продукты для семьи;
  • минимальная денежная сумма;
  • призы и награды.

Если сумма задолженности не превышает потолка в 10 000 рублей, установленного законом, она может взыскаться из зарплаты.

Для этого, по месту работы передается требование пристава-исполнителя.

С момента его получения, бухгалтерия будет часть начисленных средств переводить на счет взыскателя.

Размер такого удержания устанавливается Трудовым законодательством и может в разных случаях быть равным 20, 50 или 70% от размера заработка. Согласия должника при этом не требуется.

Специальной мерой обеспечения сохранения имущества должника, будь то денежные средства, движимые или недвижимые вещи, ценные бумаги, будет арест.

То есть запрет владельцу распоряжаться, а в отдельных случаях и пользоваться своим имуществом.

Изъятое имущество передается на хранение. Затем оно может быть оценено и реализовано с торгов.

Оспаривание и обжалование действий судебных приставов

К сожалению, не все сотрудники ФССП относятся к выполнению своих обязанностей добросовестно.

Для защиты прав, как взыскателей и должников, Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность действия (или, напротив, бездействие) судебных приставов оспорить.

Для этого, на имя старшего судебного пристава подается жалоба. Сделать это необходимо в десятидневный срок с момента совершения действия, вынесения постановления или факта бездействия.

Иначе выйдет срок, предусмотренный законом для такого обращения. Если требуется обжаловать решение, подписанное старшим приставом-исполнителем, то жаловаться следует главному приставу субъекта РФ, в прокуратуру. также может быть составлена в виду неправомерных действий представителя ФССП.

Жалоба всегда подается письменно с указанием данных пристава, описанием совершенных им действий и ссылками на нормативные акты, согласно которым производится обжалование.

Прилагать подтверждающие документы не обязательно. При необходимости они будут затребованы дополнительно.