Декрет президента 3 о предупреждении социального иждивенчества. Резюмируем по позициям запроса

Сообщает БЕЛТА.

В путеводителе представлена информация о размере сбора, налоговом периоде, порядке освобождения от уплаты сбора, ответственности за его неуплату или неполную уплату. Также в путеводителе содержится информация о том, куда зачисляются суммы от сбора и на что они расходуются.

Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" принят 2 апреля 2015 года. Основной целью декрета является стимулирование трудоспособного населения к труду и предупреждение социального иждивенчества.

Путеводитель по Декрету Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 "О предупреждении социального иждивенчества"

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде.

граждане, уплатившие за соответствующий налоговый период подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода (в 2016 году освобождаются при условии уплаты в 2015 году указанных налогов в размере 360 белорусских рублей и более);

граждане, которые в налоговом периоде :

Являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет;

Достигли общеустановленного пенсионного возраста или являлись лицами старше этого возраста;

Были признаны или являлись недееспособными или инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности);

Прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта либо убыли из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;

Фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней;

Отработали в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Правительством Республики Беларусь;

граждане, которые в году, следующем за налоговым периодом , были признаны инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности в этом году), недееспособными

Работа по трудовому договору (контракту), на государственных должностях, при занятии которых контракт не заключается, на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;

Осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

Выполнение работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на общую сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;

Осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь (например, оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, репетиторство, чистка и уборка жилых помещений, уход за взрослыми и детьми, ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов и др.), при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой деятельности;

В течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанным во время прохождения военных сборов и специальных сборов, проходил альтернативную службу;

Осуществление адвокатской или нотариальной деятельности;

Осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (факт и период ее осуществления подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом);

Осуществление ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в установленный законодательством срок;

Осуществление творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом;

В течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;

В течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство (факт и период ведения личного подсобного хозяйства подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом);

В течение которого гражданин зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивал содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению органа по труду, занятости и социальной защите при отсутствии установленных фактов нарушения им обязанностей в области занятости населения;

Временная нетрудоспособность, подтвержденная листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности), или его (ее) дубликатом;

Воспитание в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет (начиная с 1 января 2017 г. при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование), ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;

Получение образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;

Отдых, предоставляемый выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней;

Получение пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);

Получение гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Привлечение к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории;

В течение которого гражданин находился в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта;

В течение которого к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов.

Указанные периоды, если они не совпадают по времени, суммируются, а в случае их совпадения по времени учитывается один из таких периодов.

Право граждан на выбор места работы реализуется посредством как прямого обращения к нанимателю, так и путем получения бесплатного содействия органов государственной службы занятости населения в трудоустройстве (подбор подходящей работы, переобучение, оказание помощи при переезде в иную местность, содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности и другое).

Так, в 2016 году службами занятости оказано содействие в трудоустройстве 159,7 тыс. человек.

На граждан, которые в соответствующем налоговом периоде более 183 календарных дней отбывали наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, а также находились в лечебно-трудовом профилактории, в отношении которых применялась мера пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу.

20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода (за 2015 год размер сбора составляет 360 белорусских рублей).

При уплате подоходного налога с физических лиц, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога при упрощенной системе налогообложения в размере менее 20 базовых величин, подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных налогов.

В качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитываются также суммы такого налога , на которые он был уменьшен в результате применения налоговых вычетов, предусмотренных в пункте 1 статьи 164 (на детей до 18 лет и иждивенцев, отдельным категориям плательщиков), пункте 1 статьи 165 (за обучение в учреждениях образования, по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, медицинских расходов) и подпункте 1.1 пункта 1 статьи 166 (с сумм произведенных состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий расходов на строительство жилых помещений и другие) Налогового кодекса Республики Беларусь.

В случае самостоятельного представления плательщиком уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на 10 процентов .

Плательщики сбора с 1 августа текущего налогового периода по 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, вправе самостоятельно представить в налоговый орган уведомление по форме, установленной Министерством по налогам и сборам. Извещение вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 15 календарных дней после получения от плательщика сбора соответствующего уведомления.

В случае непредставления плательщиком сбора уведомления извещение вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (срок вручения или направления по почте извещений на уплату сбора за 2015 год продлен до 20 января 2017 г.).

В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня направления заказного письма.

Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения , свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора.

В случае пропуска по уважительной причине (например, болезнь, нахождение за границей и другие) срока представления документов и (или) пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен .

Проинформировать налоговый орган об отсутствии у гражданина обязанности по уплате сбора можно как путем личного обращения в налоговый орган по месту жительства (регистрации), так и путем направления сообщения с указанием основания, по которому он освобождается от уплаты сбора, и копий документов, его подтверждающих, по почте или в виде электронного сообщения через размещенный на сайте Министерства по налогам и сборам сервис "Электронное обращение" перейдя по ссылке .

Представленные гражданами документы и (или) пояснения рассматриваются налоговым органом и по ним в месячный срок принимается одно из следующих решений:

О подтверждении ранее врученного извещения;

О внесении изменений в извещение;

Об аннулировании извещения.

На период рассмотрения документов и (или) пояснений принятие мер по взысканию сбора приостанавливается .

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

В случае самостоятельного представления плательщиком уведомления в налоговый орган сбор уплачивается на основании извещения налогового органа не позднее 1 июля года , следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае непредставления плательщиком сбора уведомления сбор уплачивается не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании извещения (срок уплаты сбора за 2015 год продлен до 20 февраля 2017 г.).

В случае вручения или направления извещения по истечении установленного срока уплаты сбор уплачивается не позднее 30 календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.

Установить, что извещение на уплату сбора вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 20 января 2017 г. по месту регистрации по месту жительства (пребывания) плательщика сбора, а при его отсутствии – по месту его фактического проживания (при наличии информации о месте такого проживания).

В связи с нахождением в трудной жизненной ситуации местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать граждан от уплаты сбора.

Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей. К трудной жизненной ситуации могут быть отнесены, например, отсутствие достаточного количества рабочих мест в регионе, удаленность предполагаемого места работы гражданина от места его жительства, нерегулярное транспортное сообщение между ними, необходимость ухода за нетрудоспособными близкими родственниками, их смерть, причинение вреда имуществу гражданина в результате стихийных бедствий, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций.

Для рассмотрения вопроса об освобождении от уплаты сбора в соответствии с пунктом 18.16 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, гражданином подлежат представлению заявление и сведения о его доходах за последние 12 месяцев . В заявлении должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие о трудной жизненной ситуации заявителя и не позволившие выполнить требования Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест .

Административные взыскания могут налагаться не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Административный арест назначается судом . Административно арестованные в период отбывания наказания обязательно привлекаются к выполнению общественно полезных работ .

Гражданин, отбывший административное взыскание в виде административного ареста, признается исполнившим обязанность по уплате сбора .

Суммы сбора зачисляются в бюджеты базового уровня, бюджет г.Минска и направляются на решение стоящих перед местными исполнительными и распорядительными органами задачами по комплексному экономическому и социальному развитию соответствующей территории.

МИНСК, 3 авг — Sputnik. Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что отменять декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" в стране не планируется, и поручил до 1 октября представить ему проект обновленного документа.

В четверг на совещании о демографической политике и занятости населения президент подчеркнул, что декрет направлен на те 300 тысяч граждан, которые должны работать, но официально нигде не трудятся и не платят налогов государству.

"Общество должно знать, что никакой отмены декрета №3 быть не может. Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тысяч мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тысяч где?" — задал вопрос президент. Его слова приводит пресс-служба главы государства.

Он подчеркнул, что именно этих людей надо "заставить работать". "Вот и вся идеология. Скрывать здесь от народа ничего не надо", — добавил Лукашенко.

Обновленный проект декрета — до 1 октября

Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" был принят в апреле 2015 года и распространил свое действие на все отношения с 1 января того года. По нормам декрета, граждане, не участвующие в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, признавались плательщиками сбора в размере 20 базовых величин. От уплаты сбора был освобожден ряд категорий граждан. В марте 2017 года в Беларуси прошли массовые выступления против декрета, которые, в том числе, были огранизованы и белорусской оппозицией. После этого власти пообещали, что перечень категорий граждан, которые могут быть дополнительно освобождены от уплаты сбора, будет пересмотрен. Тогда же было принято решение о том, что действие декрета будет приостановлено: лица, которые трудоустроились в 2017 году, освобождаются от уплаты сбора за 2015-2016 годы, если в это время они официально нигде не работали.

Во время совещания президент заявил, что к 1 октября ждет от заинтересованных министерств и ведомств обновленного проекта декрета.

"Как мне доложили, уже завершена подготовка новой редакции декрета №3. Я хотел бы обстоятельного доклада на эту тему. К первому октября мы должны иметь этот документ", — сказал президент.

Лукашенко заметил, что о своих предпочтениях и концептуальных мыслях на эту тему он уже неоднократно высказывался.

"Еще раз повторюсь: местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на местах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения данной проблемы. Вот, что мы должны сделать и прописать в новой редакции декрета", — сказал глава государства.

Он выразил надежду, что, кроме правительства этим вопросом серьезно займутся депутаты. "Это их хлеб. Устраняться от этой проблемы депутату нельзя", — сказал он.

Кто хочет работать, должен иметь такую возможность

Президент подчеркнул, что государство обязано предоставить гражданам, которые желают трудиться, возможность зарабатывать себе на жизнь и платить налоги. По его словам, власть должна оказать помощь всем, кто в этом нуждается, в том числе заниматься переобучением безработных на востребованные на рынке труда специальности и содействовать им в организации своего дела.

"На эту тему слишком много рассуждений в нашем обществе. Поэтому я хотел бы расставить все точки над "i" — кому-то понравится это, кому-то нет. Еще раз подчеркиваю: каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет. И не надо вокруг этого нагнетать какие-то витиеватые процессы и страдать, что нам вот надо кого-то переучивать, потому что многие хотят работать, но не работают. Те, кто хочет работать, у нас работают", — констатировал Лукашенко.

"Вот этих господ надо заставить. Они не хотят работать. Пока только разговоры о желании работать. Поэтому больше всего надо акцентировать внимание на тех, кто сегодня не работает и работать не хочет, но должен", — убежден глава государства. Лукашенко также напомнил, что к октябрю необходимо подготовить и ряд других принципиальных документов, в том числе по развитию предпринимательской инициативы и облегчению условий ведения бизнеса.

Не работаешь — плати за госуслуги

По итогам совещания у президента министр труда и социальной защиты Ирина Костевич рассказала журналистам, что реализацией норм обновленного декрета №3 будут заниматься местные органы власти.

"Декрет №3 не отменяется, при этом правительство предлагает новые подходы по стимулированию занятости населения. Акцент делается на органах исполнительной власти на местах. Прежде всего, они работают с трудоспособными гражданами в плане активизации стимулирования и содействия занятости. Всем, кто хочет и может работать, органы исполнительной власти должны предоставить эту возможность и оказать содействие в трудоустройстве", — сказала Костевич.

Тем, кто не участвует в финансировании госраходов, предлагается платить за оказание государственных услуг, такие предложения внесло белорусское правительство.

Министр пояснила, что речь идет об оплате услуг, которые сегодня субсидируются из государственного бюджета. Перечень будет определять правительство, в настоящее время оно работает в этом направлении.

Костевич подчеркнула, что к разработке этого перечня услуг подключатся и местные органы власти. Возможно, они конкретизируют общий перечень, предложенный правительством, для своих регионов.

На ID-карту запишут все, чем занимается гражданин

Костевич также рассказала, что для реализации такого подхода к стимулированию занятости населения будут создаваться базы данных с информацией о роде деятельности каждого гражданина.

"Вы знаете, что к концу 2018 года стоит задача создать Белорусскую интегрированную сервисно-расчетную систему — ID-карту. Получение этой ID-карты и сопряжение через общегосударственную автоматизированную информационную систему на ведомственные базы данных позволит увидеть человека: работает он сегодня или нет. Если не работает, то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги", — пояснила она. Президент поддержал возможность рассмотрения такой концепции декрета, однако поручил доработать новую редакцию документа.

Глава государства подчеркнул, что реализация его норм должна уйти из центра на места — в компетенцию местных органов власти.

Лукашенко также поставил задачу как можно быстрее разработать в Беларуси интегрированную сервисно-расчетную систему, поскольку она будет задействована в различных сферах жизни общества.

Кроме того, было обращено внимание, что в новой редакции декрета необходимо сохранить норму, в соответствии с которой положения документа не будут распространяться на граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На совещании поднимались также темы декларирования доходов и имущества, уклонения от неуплаты налогов. Принято решение уделить им большее внимание.

Информация
для граждан г. Узда и Узденского района

По возникающим вопросам реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет) Вы вправе обратиться с понедельника по пятницу 08.00-13.00, 14.00-17.00 в следующие организации:

Наименование организации

Прием заявлений об освобождении от уплаты
сбора на финансирование государственных расходов
за 2015 год

Узденский районный
совет депутатов

Служба
«Одно окно»

Разъяснение норм Декрета
в части предоставления социальных гарантий:

Трудоустройство;

Управление по труду, занятости и социальной защите

Занятость;
- пенсионное обеспечение

Материально-бытовое обслуживание

Уточнение списков граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов
за 2015 год

Инспекция Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь
по Узденскому району

Не плацяць і не аспрэчваюць…

Другога лютага 2015 года Прэзідэнт краіны падпісаў дэкрэт № 3 “Аб папярэджаннні сацыяльнага ўтрыманства”. З сярэдзіны снежня 2016 года Міністэрства па падатках і зборах пачало рассылаць з дапамогай Белпошты ўведамленні аб уплаце збораў на фінансаванне дзяржаўных расходаў. Рабілася гэта з мэтай прыцягнення насельніцтва да легальных відаў дзейнасці, скарачэння так званай ценевай эканомікі, забеспячэння стабільнасці працоўных рэсурсаў прадпрыемстваў і вяртання да стваральнай работы асоб, што вядуць асацыяльны лад жыцця.

У цэлым па Беларусі пісьмы былі накіраваны больш як на 470 тысяч адрасоў, якія паступалі ў міністэрства з загсаў, сельвыканкамаў, прадпрыемстваў, устаноў. Гэта не абавязкова людзі, якія нідзе не працуюць і не хочуць гэтага рабіць. Проста на той перыяд не было дакладных звестак дзе яны, чым займаюцца (працуюць, вучацца, хварэюць, гадуюць дзяцей і г. д.). І вось наступае канчатковы тэрмін уплаты збора…

З дня абнародавання дэкрэта прайшло два гады. Увесь гэты час ішло яго актыўнае абмеркаванне. Хтосьці адабраў памкненні стваральнікаў дакумента (“Карыстаешся дабротамі цывілізацыі – працуй ці плаці”), хтосьці спрачаўся наконт мэтазгоднасці ўключэння ў спіс плацельшчыкаў збора той ці іншай катэгорыі насельніцтва, былі і такія, што ўвогуле прымалі ў штыкі саму ідэю і спадзяваліся на адмену дэкрэта.

На тэрыторыі Уздзенскага раёна пісьмы-уведамленні атрымалі 819 чалавек. Да выплаты ім была налічана агульная сума ў 260.395,89 рубля. Як жа адрэагавалі на такую справу нашы землякі?

Яшчэ задоўга да таго, як пачалі рассылаць пісьмы з канкрэтнымі сумамі, да нас у інспекцыю да канца мая мінулага года, як гэта і было прадугледжана дакументам, з’явіліся пяць чалавек, -- расказвае начальнік інспекцыі Міністэрства па падатках і зборах Рэспублікі Беларусь па Уздзенскім раёне Валерый Кіб. – Яны прынеслі пэўныя дакументы, якія сведчылі пра іх занятасць у 2015 годзе (усе яны працавалі за мяжой). Спецыялісты інспекцыі зрабілі адпаведныя разлікі, налічылі пэўныя сумы, і фізічныя асобы ўплацілі збор, прытым на 10 працэнтаў меншы за тое, што аб’явілі пра свой намер датэрмінова.

Найбольшую актыўнасць сталі праяўляць жыхары раёна пасля атрымання пісьмаў. 105 чалавек добрасумленна аплацілі налічаныя сумы (усяго – 30.263,05 рубля). За месяц з лішкам падатковую інспекцыю наведалі, атрымалі кансультацыю па тэлефоне ці з дапамогай электроннай пошты больш як 200 чалавек. У кожнага з іх свая гісторыя, пэўная няпростая жыццёвая сітуацыя. Відавочна, што большасць з іх зусім не ўхіляліся ад уплаты збора, проста жыццё склалася так, што не стала работы. Выслухаўшы не адну сповядзь-тлумачэнне, пазнаёміўшыся з прадастаўленымі дакументамі, супрацоўнікі інспекцыі палічылі мэтазгодным ануляваць 187 уведамленняў аб уплаце збора.

Хто ж трапіў у спіс магчымых утрыманцаў, а затым быў вызвалены ад уплаты? У інспекцыі назвалі некалькі найбольш распаўсюджаных катэгорый фізічных асоб.

Каля 20 працэнтаў атрымаўшых уведамленні – людзі, якія, маючы тутэйшую рэгістрацыю, жывуць за мяжой. Хтосьці там працуе, іншыя – вучацца, лечацца ці стварылі сем’і з іншаземцамі, нарадзілі там дзяцей. Прытым адрасам новага часовага месца жыхарства з’яўляецца не толькі Расія, але і такія краіны, як Польшча, Літва, Германія, ЗША і нават Тайланд. Збор неабходна плаціць, калі час знаходжання за мяжой не перавышае 183 дзён у год. А доказам знаходжання ў іншай краіне могуць стаць дакументы аб рэгістрацыі, даведкі з новага месца работы ці вучобы, прытым перакладзеныя ва ўстаноўленым парадку на рускую ці беларускую мову.

Наступная катэгорыя – мамы, якія выхоўваюць дзяцей. Няма нічога кепскага ў тым, што сям’я мае магчымасць жыць за заробак мужа ды з прыватнай гаспадаркі атрыманыя прадукты, даходы, а мама атрымала больш часу для выхавання, культурнага развіцця дзетак. Першапачаткова дэкрэтам дазвалялася займацца з дзецьмі, афіцыйна не працуючы, да іх сямігадовага ўзросту, а пазней у дакумент была ўнесена папраўка аб тым, што дзеці пры гэтым не павінны наведваць дашкольныя ўстановы (дзетсад).

Атрымалі ануляванні дакумента на ўплату збору і выпускнікі сярэдніх спецыяльных і вышэйшых навучальных устаноў, якія вучыліся на платнай аснове, атрымалі свабоднае размеркаванне, але самастойна працаўладкавацца не змаглі.

Ці такая жыццёвая сітуацыя. Прыехала сям’я ў былы калгас, атрымалі там дом, а з часам для аднаго з членаў сям’і работы не стала. Жывуць з таго, што вырасцілі ў хлеўчуку, на агародзе. Работы ў вёсцы не бачыцца ў перспектыве, а ездзіць за дзясяткі кіламетраў не кожны захоча. Такіх плацельшчыкаў збора могуць вызваліць ад яго ўплаты, але пры наяўнасці дзвюх умоў: гэтыя людзі павінны быць зарэгістраваны ў сельскай мясцовасці і мець участак, спецыяльна прызначаны для вядзення асабістай падсобнай гаспадаркі (а не для абслугоўвання жылога дома).

Не будуць лічыцца дармаедамі і людзі, што прадаставяць дакументы-сведчанні аб пэўных захворваннях.

Гэтыя і іншыя прычыны ўважліва вывучалі ў падатковай інспекцыі, а таксама ў раённым Савеце дэпутатаў, куды па стане на 17 лютага звярнуліся з заявамі аб пераглядзе рашэння 28 фізічных асоб (цяпер з гэтай мэтай неабходна звяртацца ў службу “адно акно”). Галоўны спецыяліст райсавета Фаіна Жукоўская паведаміла, што ўжо разгледжана 19 спраў. Прынята рашэнне аб вызваленні ад аплаты збора 16 чалавек поўнасцю, аднаго – на 50 %, а дакументы двух заяўнікаў аказаліся непераканаўчымі і ім адмовілі. Сярод тых, каго вызвалілі ад уплаты збора, 8 хворых (у 2015 годзе яны лячыліся, але групу інваліднасці не атрымалі; былі цяжарнымі; мелі агульныя захворванні), 4 дзяўчыны, што вучыліся на платнай аснове і не змаглі працаўладкавацца, адна жанчына даглядала цяжка хворага мужа. Астатнія заявы будуць разгледжаны на сесіі раённага Савета, якая адбудзецца 28 лютага.

Такім чынам, з 819 асоб, што атрымалі пісьмы з налічанымі сумамі, аплацілі іх ці былі вызвалены ад уплаты толькі крыху больш як 300. Некалькі чалавек катэгарычна адмаўляюцца плаціць, а амаль пяцьсот пакуль ніяк не заявілі пра сябе. Магчыма, многія з іх падпалі б пад адну з пералічаных вышэй катэгорый і пэўнымі дакументамі пацвердзілі б, што яны не дармаеды, а законапаслухмяныя грамадзяне, але абцяжарваць сябе дадатковымі клопатамі пакуль не жадаюць…

Віктар САБАЛЕЎСКІ, ДУ «Рэдакцыя газеты «Чырвоная зорка»

Не будите лихо...

В пятницу и субботу в Минске и некоторых других городах состоялись собрания граждан, которые протестовали против Декрета № 3. Сами по себе эти «протесты» при всем желании масштабными назвать нельзя, т.к. участие в них приняла какая-нибудь десятая часть процента от числа всех граждан страны. Это с одной стороны. С другой - мероприятия состоялись, замалчивать их глупо и бессмысленно.

Но поразмышлять над причинами и следствиями нужно.

Прежде всего трудно разделить ту радость, которую излила из себя оппозиционная пресса. В ход пошли все пронафталиненные инструменты пропаганды и агитации. И «просветленные счастливые лица демонстрантов», и «пять тысяч участников», и «миллионы просмотров на Ютубе», и глухие угрозы в адрес власти, а также призывы сделать «протест» нескончаемым, вплоть до...

Каждый, у кого есть глаза и уши и кто не зомбирован пропагандой, сам и без подсказки разберется в тенденциозности и лживости всей этой трескотни.

Вопрос в другом: если «марши» действительно являются протестными в отношении декрета, то энергия устроителей и участников тратится попусту. Совершенно понятно, что декрет, установивший необходимость уплаты сбора тем, кто не может подтвердить и/или обосновать причины несвоевременной выплаты налогов, то ясно, что мера эта правильная. Иначе как понять десятки тысяч коллизий, о которых все прекрасно знают, в том числе и оппозиционные журналисты, но предпочитают помалкивать? Например, человек официально не работает, соответственно не платит налогов, поскольку... ежедневно занимается ремонтными и отделочными работами в тех самых пресловутых роскошных коттеджах, которые кольцом окружили наш город.

Он хороший мастер - плиточник, сантехник, электрик, его услуги нарасхват, и получает он на порядок больше рабочего МТЗ, учительницы и даже нелюбимого некоторыми согражданами милиционера. Причем в СКВ. Но и тракторозаводец, и врач, и милиционер каждый месяц платят налоги, а «хитрый» плиточник полученные в конверте доллары несет исключительно для дома, для семьи.

А чем он, спрашивается, лучше слесаря–наладчика МАЗа, почему у него такая привилегия - жить в государстве, но считаться вольным иностранцем?

Внятный ответ на этот простой вопрос - это, собственно говоря, и есть ответ, для чего издан Декрет № 3. Если вкратце, то - для сохранения социальной справедливости! Ни одна страна не может нормально существовать и развиваться, если у нее есть две параллельные экономики: одна - легальная, в которой все граждане и субъекты исправно платят налоги и пользуются социальными возможностями, другая - полуподпольная, в которой вольготно себя чувствуют разного рода «ремонтники», мелкие контрабандисты, живущие за счет близости к границе, всевозможные «гастарбайтеры», опять же получающие где–то «серые» конверты и потому уклоняющиеся от налогов, а также множество иных пройдох и ловкачей. Если вы, уважаемый читатель, согласны с тем, что каждый согражданин, находящийся в хорошей физической форме, зарабатывает деньги, но не считает нужным участвовать в формировании госбюджета, пенсионного фонда и других важнейших государственных институций, то первейшая задача и госорганов, и любого сознательного человека выявить такого «подпольного Корейко» и заставить его рассчитаться с обществом. Иначе мы рискуем получить новый класс засекреченных богачей и полную вследствие их цинизма деградацию медицины, образования, пенсионных выплат и других пособий для инвалидов, немощных, стариков и детей.

Тогда почему «протестуют»? Приняли беседу Президента с Середичем за «капитуляцию», за «слабость»? Полноте, не надо иллюзий, не путайте вежливость со слабостью...

Поверьте, государство просто не имеет права поддаться на «протесты» шумных групп, которые выходят на площади под призывы оппозиционных политиков, которые увидели в этой коллизии возможность попытать свой шанс и половить рыбку в мутной воде. Потому что отступление по принципиальному, судьбоносному вопросу, от которого зависит благополучие миллионов белорусов, будет со стороны власти актом предательства по отношению к тем, кто честно трудится и честно платит налоги. Неужели неясно?

Понятно, что никому не хочется платить свои деньги, действительно, что в этом приятного? Но, извините за банальность, цивилизованное государство тем и отличается от неорганизованной, живущей эмоциями толпы, что оно должно создавать условия для работы, бизнеса, повышения благосостояния, но также вправе и безукоснительно требовать от всех без исключения, чтобы законы страны соблюдались неукоснительно, в том числе и законы в налоговой сфере.

К сожалению, нельзя обойти вниманием и такое объективное обстоятельство - определенная «неповоротливость» властных структур, а также неосведомленность некоторых сограждан привели к тому, что Декрет № 3 отдельные «комментаторы» стали истолковывать как «наступление на бедных» и желание, как говорится, вырвать кусок из горла тех, кто сегодня объективно находится в трудных жизненных условиях. Конечно, никакой закон не может учесть все жизненные обстоятельства. Такие, например, как невозможность трудоустройства некоторых граждан в силу возраста, здоровья, отсутствия в их местности работы... А многие люди на периферии просто «живут с огорода» и им действительно трудно заплатить сбор! Много и других индивидуальных историй. Неудовольствие людей, получивших уведомление из налоговой инспекции, по–человечески можно понять. Ведь они не построили на неведомо откуда взявшиеся доходы коттеджи в мавританском стиле, они не имеют не только «Бентли», но не наскребут на какую–нибудь древнюю «Мазду» и чаще всего пользуются велосипедом «Аист». И, безусловно, частый гребешок налоговых органов не должен буксовать на этих людях. Надо разбираться с каждым случаем. Объективно и справедливо.

Но что выяснилось во время десанта руководителей Администрации в регионы? На личные приемы к Н.Кочановой, М.Рыженкову, Н.Снопкову, В.Мицкевичу и другим руководителям пришли сотни людей, которые от них узнали, что местным органам власти Президентом предоставлено право самим решать - могут ли люди, попавшие в трудное жизненное положение, получить освобождение от уплаты сбора. Вот и вся коллизия: если ты нетрудоспособен, если в семье сложилась такая ситуация, что за кем–то из членов семьи необходим постоянный уход, если где–то элементарно нет рабочих мест, то вопрос со сбором решается в пользу гражданина. Во всех остальных случаях - платить придется, ибо это справедливо и судьбоносно для страны.

Страсти вокруг этой проблемы заострили еще один момент - несмотря на сложную экономическую конъюнктуру, и центральные, и местные власти, и бизнес должны прилагать максимальные усилия, чтобы у трудоспособной части населения всегда была возможность устроиться, переквалифицироваться, вообще включиться в трудовой процесс. И эта задача должна решаться, она приоритетна, потому что перед тем как взять, надо и что–то дать. Это общеизвестно.

Возвращаясь к «протестам», то у любого человека, «интересующегося политикой», возникает простой вопрос: для чего это все? Неужели только для того, чтобы попробовать власть на крепость, устойчивость, попытаться, как любят выражаться политологи, раскачать лодку? Ну, предположим, «раскачали», а дальше? Для того чтобы понять это «дальше», давайте вспомним мрачную историю содержащихся под арестом корреспондентов агентства «Регнум», которые фактически призывали ослабить государство, что привело бы к ликвидации такой страны, как Беларусь. Не забудем и зловещие фразы Жириновского, одного из начальников Госдумы, которые нужно понимать так: Беларуси уготована судьба стать одной из областей России. Вчитаемся в «свежий» текст практически официального идеолога Суздальцева, в котором тот прямо заявляет, что война в Донбассе, присоединение Крыма и пр. - все это произошло «из–за политики Лукашенко». Но это не бред какого–нибудь алкаша, это звено в формировании нового образа «врага» для падкого на подобные сенсации общественного мнения. Это перепечатано в крупнейших газетах России! И делается это в далеко идущих целях... Да и западные ветры приносят мрачные вести - в Польше усиливается обработка молодых граждан нашей страны для получения пресловутой «карты поляка» и ставятся вопросы их массовой эмиграции в Польшу. И это говорится на официальном уровне.

Можно привести много разных примеров, которые показывают, что совершенно разные политические силы спят и видят, как бы устроить в Беларуси какую–нибудь массовую заваруху - конкретные причины не так и важны! Главная цель - чтобы впиться нам в горло. Только клинический идиот посчитает, что газета, мол, сгущает краски, что Беларусь, мол, все нежно любят и неустанно пекутся о благополучии ее граждан.

Конечно, в таких деликатных вопросах, как упрочение независимости и развитие всесторонних дружеских отношений со своими соседями, надо быть предельно корректными и вежливыми, но игнорировать очевидные факты, тем более - тенденции могут только беспринципные местные аферисты, для которых в любом процессе превалируют похоть к власти и желание разжечь костерок. На украинскую ситуацию, которая также начиналась с внешне безобидных «протестов», а закончилась расчленением страны, уже неприлично и ссылаться... Так что, будем учитывать ошибки других или создавать собственноручно проблемы, чтобы потом мужественно и с болью их преодолевать?

В заключение. Каждый гражданин имеет право высказать свое мнение в любой форме, если это не наносит ущерба обществу и государству. Поэтому каждый волен решать, что он преследует, выходя на улицу, прихватывая с собой алюминиевую кастрюлю и половник для создания шума и гама! Ослабить власть, надавить на государство, добиться справедливости, предложить нечто такое, что будет способствовать общему благосостоянию? Или просто пошуметь, «оторваться», профигурировать перед телекамерой зарубежной станции? И каждый журналист должен трижды подумать, чем отзовется его слово. Единением белорусов или конфликтом?

Кстати, в нынешнем году отмечаются две глобальные даты - Февральская и Октябрьская революции, когда среди прочего эмоциональная интеллигенция, а прежде всего пламенные публицисты тех лет, приложили титанические усилия, чтобы убедить сограждан выйти на улицы и протестовать. Что из этого вышло? Не счесть количества покаяний, которые потом принесли российскому народу Бунин, Дорошевич, Гучков - Милюков, а также другие герои «общественного мнения» тех лет - «главари и глашатаи», как назвал их Маяковский. Вожди восставших - Троцкий, Бухарин, Каменев, те не успели покаяться - кровавые демоны, которых они безответственно разбудили, просто убили их...

17 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Министерство труда и социальной защиты прокомментировало декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества", сообщает БЕЛТА.

В комментарии, который размещен на сайте ведомства, отмечается, что декрет №3 принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь граждане обязаны принимать участие в финансировании госрасходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте. За счет средств государственных дотаций из бюджета страны ежегодно обеспечивается финансирование систем здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов (например, подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения и др.). В настоящее время большинство граждан в трудоспособном возрасте исполняют данную конституционную обязанность посредством уплаты установленных налогов и сборов (пошлин) по доходам, получаемым ими от работы по найму, военной службы, от различных форм самозанятости.

Декретом №3 предусмотрена обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование государственных расходов для трудоспособных граждан, которые на протяжении соответствующего года не участвовали в финансировании госрасходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней в году. Суммы сбора зачисляются в бюджеты базового уровня и бюджет Минска, что позволит увеличить ресурсную базу местных органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач.

Определены категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора за соответствующий налоговый период. Например, это лица пенсионного возраста; признанные инвалидами, недееспособными; граждане, которые фактически находились на территории республики менее 183 календарных дней; граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, в том числе путем осуществления им зачета налогов, сборов (пошлин), пеней в счет уплаты указанных налогов и (или) проведения взаимозачета указанных налогов, подлежащих уплате гражданами, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед ними, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода. В качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитываются также суммы такого налога, на которые он был уменьшен в результате применения стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. Плательщиками данных налогов являются все физические лица, осуществляющие трудовую, предпринимательскую и (или) иную деятельность.

В качестве участия граждан в финансировании государственных расходов предусмотрены не только периоды работы по трудовому договору (контракту), но и периоды самозанятости. К ним можно отнести выполнение работ по гражданско-правовым договорам, осуществление предпринимательской, ремесленной деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление таких видов деятельности, как репетиторство, услуги по чистке и уборке жилых помещений, уход за взрослыми и детьми, услуги, выполняемые домашними работниками, а также некоторые другие виды деятельности.

Определены и периоды, которые учитываются как участие граждан в финансировании государственных расходов, когда гражданин не занимался никакими видами деятельности по уважительным причинам. Например, периоды получения государственных пенсий и пособий (за исключением пособий, носящих единовременный характер), временной нетрудоспособности (подтверждается листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности), зарегистрированной безработицы. Эти периоды суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов, учитывается только один из них.

В комментарии дается разъяснение порядка взимания сбора за 2015 год.

Так, размер сбора за налоговый период составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января 2015 года (Br18). При уплате налогов в размере менее 20 БВ подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Причем подлежащая уплате сумма сбора могла быть уменьшена на 10% в случае самостоятельного представления плательщиком сбора в налоговый орган с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году.

Тем гражданам, которые не уплатили сбор за налоговый период 2015 года самостоятельно, налоговым органом до 20 января 2017 года вручены извещения на уплату сбора не позднее 20 февраля 2017 года. Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сумм сбора в соответствии с нормами декрета №3. Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Что касается декрета от 12 января 2017 года №1, то он был разработан во исполнение поручений Президента, данных 29 апреля 2015 года при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Органами государственного управления проведен мониторинг обращений граждан, юридических лиц, их предложений, а также предложений депутатов Палаты представителей Национального собрания. На основании этого, а также в связи с принятием новых актов законодательства сформированы предложения по изменениям и дополнениям в декрет №3.

Большинство норм декрета №1 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года. Например, это нормы, которые вводят новые периоды участия граждан в финансировании госрасходов, а также нормы, касающиеся зачета (взаимозачета) налогов, уплаченных гражданами, учета стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при уплате подоходного налога с физических лиц и др.

Периоды участия в финансировании государственных расходов дополнены новыми периодами, в течение которых гражданин проходил альтернативную службу (с 1 июля 2016 года); находился в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по видам спорта; к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании госрасходов. Также исключены дополнительные условия, касающиеся уплаты налогов за осуществление предпринимательской деятельности (в целях соблюдения единого подхода по признанию участвующими в финансировании государственных расходов граждан, осуществляющих трудовую и иную деятельность); касающиеся срока уплаты сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма (факт и период осуществления этой деятельности подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом, что и является достаточным условием).

В связи с принятием указа от 11 апреля 2016 года №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения" внесены изменения редакционного характера в норму об освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста и старше.

Нормы, которые распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 года, дополнены определенными условиями.

Так, в соответствии с новой редакцией закона "О занятости населения Республики Беларусь" дополнены требования к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов. Безработные должны выполнять свои обязанности - формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др.

Период воспитания одним из родителей ребенка в возрасте до 7 лет дополнен условием, что в этот период ребенок в возрасте с 3 до 7 лет не получает дошкольное образование, предусмотренное Кодексом об образовании Республики Беларусь. Данное условие не коснулось родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

Следует особо отметить, что в декрете №1 учтено предложение депутатов Палаты представителей - в декрет №3 добавлена норма, которая распространяет действие на отношения с 1 января 2015 года. Речь идет о предоставлении местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам права освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под такой ситуацией понимается объективное обстоятельство (или их совокупность), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей. Только рассмотрение на местах каждого конкретного случая позволит учесть все множество возможных ситуаций, когда гражданина следует освободить от уплаты сбора без учета его имущественного положения, резюмировали в Минтруда и соцзащиты.-0-


Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Данный документ издан в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании .

Если член семьи в трудоспособном возрасте не работает в связи с уходом за взрослым инвалидом, тунеядец он или нет?

«В декрете заложена норма по освобождению от уплаты «налога на тунеядство» тех, кто ухаживает за инвалидами I группы и стариками, достигшими 80-летнего возраста. Нуждается ли человек в дополнительном уходе или нет, решает врачебная комиссия.

Согласно законодательству в случае нуждаемости инвалида первой группы в постоянном постороннем уходе (заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения, индивидуальная программа реабилитации инвалида) лицу, осуществляющему уход, может быть назначено пособие по уходу за инвалидом первой группы, выплата которого производится из средств внебюджетного фонда населения.

Если вы самостоятельно решили, что вместо работы будете ухаживать за больными или престарелыми родственниками, то обязаны заплатить в бюджет 20 базовых величин сбора».

Будут ли платить «налог на тунеядство» бомжи?

«Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства у гражданина Республики Беларусь не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе положениями декрета».