Деление малых групп социальная психология. Понятие и структура малых групп в психологии

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии. Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде : групповых взаимоотношений, групповых устремлений, мнений, настроений и традиций.

Групповые взаимоотношения (синоним – межличностные отношения) – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.

Виды взаимоотношений в малой группе: общественно-политические; служебные; внеслужебные.

Принципы взаимоотношений : уважения и субординации; сплоченности; гуманизма.

Групповые устремления , к ним относятся цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.

Групповые мнения – совокупность оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне ее.

Групповые настроения – представляют собой сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрои членов группы, совокупность овладевших ими в определенный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом.

Традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой. Последние по сути дела и определяют эффективность и направленность устремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом – на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного организма, ее психологии также присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы более специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности именно ее членов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.

Психологическая структура малой группы

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает ряд подструктур.

Композиционная подструктура – совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого.

Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них.

Подструктура межличностных предпочтений , т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии (от лат. societas – общество и metreo – измеряю; предложен Дж. Морено).

Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними, какие позиции они занимают в группе и т.д.;

Коммуникативная подструктура – совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.

Владение последними – важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.

Подструктура функциональных отношений – совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.

Социальная группа – это некоторая совокупность индивидов, включенных в общую для них активность и связанных системой отношений, которые регулируются общими нормами, правилами и ценностями. Группа представляет собой целостное образование, которое нельзя свести к взаимодействию отдельных индивидов.

По размеру группы классифицируются на большие, малые и средние. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особенности малой группы

Малая группа характеризуется ограниченным числом членов группы (от 2 до 20), объединенных реальным взаимодействием, стабильностью состава, наличием общей групповой цели и внутригрупповых отношений, регулируемых либо правилами внутреннего распорядка (в официально группе), либо системой неформальных ролей и статусов, механизмом социального контроля, санкциями, нормами и правилами поведения (в неофициальной). В большинстве малых групп отношения регулируются и тем, и другим.

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа характеризуется двусторонней структурной организацией. С одной стороны, она имеет свою собственную структуру, элементами которой выступают ее отдельные члены, находящиеся в определенных взаимоотношениях, что составляет целостную структуру группы; с другой, она выступает в качестве элемента несколько большей структуры – более сложного социального организма, например профессиональной, половозрастной, этнической группы, класса и т.д. При этом один и тот же человек может одновременно входить в несколько малых групп (семью, бригаду, учебную группу, группу по интересам, дружескую группу).

Функции малой группы

  1. Функция сравнения (нормативная функция) заключается в том, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих, т.е. устанавливает нормы и правила поведения в сообществе.
  2. Функция социализации означает возможность индивида вследствие его участия в малой группе восходить к взаимоотношениям с большими социальными группами и через них с макросообществом.
  3. Инструментальная функция малой группы связана с организацией и осуществлением совместной деятельности членов группы.
  4. Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

Структура малой группы

Существует вертикальная (иерархическая) и горизонтальная (ролевая) структура малой группы . Вертикальная, или иерархическая, структура малой группы отражает отношения власти и подчинения в данной группе; она фиксирует социальный статус человека в группе. Горизонтальная, или ролевая, структура малой группы фиксирует функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности.

И вертикальная, и горизонтальная структура малой группы разделяются на официальную и неофициальную (формальную и неформальную) структуру . Официальная и неофициальная структура малой группы могут не совпадать.

Кроме того, существует социометрическая структура малой группы , включающая «социометрических звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «отвергаемых» и «изолированных» членов группы.

Классификация видов малых групп

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификаций малых групп.

По способу возникновения малые группы классифицируются на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) . Формальные группы возникают с целью выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня. Неформальные группы возникают на основе взаимных симпатий, общих интересов.

По составу малые группы делятся на первичные и вторичные . Вторичные группы состоят из более мелких групп, а первичные нельзя далее разложить на отдельные группы.

По характеру взаимодействия группы бывают контактные и неконтактные . В контактных группах взаимодействие между членами группы происходит в виде постоянного межличностного контакта, в неконтактных группах осуществляется опосредованное взаимодействие.

Стадии (динамика) развития малой группы

  1. Фаза первичного восприятия и формирования первого впечатления о партнерах.
  2. Фаза сближения, формирования оценки и самооценки в связи с группой, складывание установок на совместное действие.
  3. Фаза совместного действия, включающая в том числе принятие ролей и определение статуса.
  4. Фаза сцепления – укрепление чувства «мы», формирование групповых норм и т.п.

Диагностика малых групп

Для диагностики малых групп, как правило, применяются методы эксперимента и социометрии.

Эксперимент – это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами. Эксперимент состоит из следующих стадий: выдвижение гипотез; выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта); определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта; подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Социометрия – это метод исследования малой группы, основанный на допущении, что реальные человеческие предпочтения находятся в соответствии с их воображаемыми представлениями об этом процессе, и заключающийся в том, чтобы поставить человека в ситуацию воображаемого выбора партнера по общению и деятельности из той группы, к которой человек принадлежит. По результатам социометрии выясняется структура взаимоотношений в группе, социометрический статус каждого члена группы и степень сплоченности группы.

Кроме того, к настоящее время разработаны различные методики, при помощи которых можно замерить различные параметры и характеристики групп: уровень сплоченности и организованности, направленность деятельности и степень психологического единства, психологический климат группы, наличие психологического комфорта, его эмоциональную окрашенность и др.

Цели:

Студент должен

ü Знать социально-психологическую структуру малой группы;

ü Знать динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими;

ü Уметь управлять малой группой и обеспечивать эффективность ее деятельности.

План:

  1. Социально-психологическая структура малой группы

ü Композиционная подструктура малой группы;

ü Подструктура межличностных предпочтений в малой группе;

ü Коммуникативная подструктура малой группы;

ü Подструктура функциональных отношений в малой группе;

ü Подструктура предпочтений в малой группе.

  1. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе

ü Образование и развитие малой группы;

ü Руководство и принятие решений в малой группе;

ü Сплочение в малой группе;

ü Процесс группового давления;

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и спе­циального анализа может быть охарактеризована с точки зрения:

б) своеобразия ее социально-психо­логической структуры;

в) динамики социально-психологических процессов.

Малой группе обязательно должны быть прису­щи такие конкретные черты и признаки, как:

Наличие двух и более людей;

Осуществление определенных контактов и общение между ними;

Наличие общей цели и совместной деятельности;

Возникновение взаимных эмоциональных и других связей;

Проявление чувства принадлежности к данной группе;

Осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;

Формирование приемлемых всеми членами группы общих норм и ценностей;

Функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);

Наличие достаточного времени взаимного существования людей.

Малая группа - это немногочисленная по составу (3-50 человек), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии про­должительное время.

1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ

Любая группа имеет ту или иную структуру - определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетво­ренность ее членов.

Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами.

Порой характер отношений между членами группы опре­деляется решениями другой группы или какого-то лица извне.

Всестороннее изучение психологии малой группы предполагает осмысление прежде всего ее социально-психологической структу­ры (социально-психологическая структура малой группы есть производное от ее официальной (деловой) и неофициальной (неформальной, эмоциональ­ной) структур), которая, как правило, включает следующие подструктуры: ком­позиционную, межличностных предпочтений, коммуникативную, функциональных отношений.

ü Композиционная подструктура малой группы

Композиционная подструктура малой группы - это совокуп­ность устойчивых социально-психологических характеристик чле­нов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого. Необходимо принимать во внимание количество чле­нов группы, от которого зависит функционирование в ней многих социально-психологических процессов, таких, например, как сплочение и руководство, распределение ролей и функций ее чле­нов и т.д.

Большинство исследователей, говоря о численности группы, начинают с диады - соединения двух лиц. Диада, действитель­но, представляет собой специфическое человеческое образова­ние. С одной стороны, межличностные связи в диаде могут отличаться большой прочностью, например у влюбленных, друзей. По сравнению с другими группами принадлежность к диаде вызывает гораздо более высокую степень удовлетворен­ности ее членов. С другой стороны, диаде как группе свойствен­на и особая хрупкость. Большинство групп продолжает сущест­вовать, если лишается одного из своих членов, диада же в этом случае распадается.

Иную точку зрения высказывает польский социолог Я. Щепаньский, который полагает, что группа должна включать в себя не менее трех лиц. Взаимоотношения в триаде - группе из трех человек также отличаются своей специфичностью. Каждый из членов триады может действовать в двух направлениях, способ­ствовать укреплению этой группы или, наоборот, стремиться к ее разъединению. Экспериментально обнаружено, что в триаде проявляется тенденция к объединению двух членов группы про­тив третьего.

Наблюдения показывают, что связи между членами групп, со­стоящих из 5-10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности. Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных взаимоотношений. Здесь в случае необходимости легче организовать взаимозаменяемость, чередование функций между ее членами. С другой стороны, вряд ли возможны постоянные неформальные контакты всех членов группы, состоя­щей из 30-40 человек.

Очень важно иметь четкие представления о национальности, со­циально-демографических особенностях членов малой группы и их социальном положении, которые влияют на характер межличност­ных отношений между ними, своеобразие образования неформаль­ных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как националь­ность, пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентации и т.д., является хорошей основой для возникновения тесных связей между работниками. Разнородная по указанным при­знакам группа обычно распадается на несколько неформальных групп, каждая из которых сравнительно однородна по своему со­ставу.

Подобного рода характеристик членов той или иной общности достаточно много. При изучении композиционной структуры малой группы выбор этих характеристик зависит от конкретных целей и задач, которые ставит перед собой исследователь. Как правило, об­щий анализ состава группы начинается с выяснения данных о социальной и национальной принадлежности, половозрастных и профессиональных особенностях, образовательном уровне, семей­ном положении, состоянии здоровья, личностных и социальных ин­тересах и запросах ее членов.

Структура группы с высокой степенью чувства «Мы» ха­рактеризуется более тесными взаимосвязями ее членов по сравнению со структурой группы, не отличающейся таким единством.

Далее, необходимо четко представлять прочность идейных и морально-нравственных убеждений членов малой группы, по­скольку они влияют на их психологию, накладывают отпечаток на реакции, поведение, действия и поступки, сказываются на от­ношениях к общественным и внутригрупповым ценностям и ин­тересам. Кроме того, следует знать и принимать во внимание осо­бенности индивидуальной психологии и личных возможностей каждого члена малой группы, которые не только непосредствен­но влияют на его поведение, но и отражаются на совместной деятельности, могут служить причиной межличностных кон­фликтов. Заслуживает также внимания и наличие различных контактных и неформальных микрогрупп, а также отношение их лидеров к внутригрупповым нормам и традициям, которое в ря­де случаев может привести к будущим возможным трансформа­циям самой малой группы и ее состава.

Следуя такой программе изучения композиционных компонен­тов малой группы, исследователь должен собрать достаточный материал для выводов и о важнейших характеристиках психологии малой группы. По крайней мере на основе этого изучения можно спрогнозировать их перспективное или любое другое развитие.

ü Подструктура межличностных предпочтений в малой группе

Подструктура межличностных предпочтений в малой группе - это проявление совокупности реальных межличностных связей ее чле­нов, существующих между людьми симпатий и антипатий. Они перво­начально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии.

Социометрия (от лат. societas - общество и metreo - измеряю) - метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, гра­фически структуру межличностных отношений в группе, ис­ходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Указанный метод позволяет выявить четкую систему межлично­стных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, про­являющиеся в межличностной взаимности.

Она фиксируется и отображается социометрией в форме взаимных вы­боров, которым можно придавать качественные характеристики. Так, в груп­пе у человека может быть только один положительный выбор, но если он вза­имный, человек будет чувствовать себя намного увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько других людей, на общение с которыми он сам не ориентирован. Так же и для лидера важно не просто иметь большое число выборов, а именно выборов взаимных. Эти показатели позволяют су­дить об устойчивости положения личности в малой группе.

Социометрия также дает возможность выявить группы взаим­ного предпочтения, на основе чего можно строить предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в этих микрогруппах сосуществуют люди с различными ролями, ка­ковы взаимоотношения между ними и т. д.

Последующее, более тщательное изучение характера взаимосвязей членов малой группы с помощью методов наблюдения и эксперимента по­зволяет составить уже полную картину межличностных отношений в ней.

ü Коммуникативная подструктура малой группы

Коммуникативная подструктура малой группы - это совокуп­ность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и во внешней среде и отражающих концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними - важный по­казатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, допол­нительные привилегии.

Коммуникативная подструктура во многом определяется не только функциональным положением члена группы, но и его коммуникативным потенциалом, под которым пони­маются готовность и способность, направленные на самореализацию в про­цессе общения с другими людьми.

При анализе информационных групповых связей часто исполь­зуют термин «коммуникативная сеть», подразумевая, что она может быть двух типов: централизованной или децентрализованной.

Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет ключевую роль в организации обмена информа­цией и межличностного взаимодействия. Через него осуществля­ется общение остальных участников деятельности, которые непо­средственно между собой контактировать не могут.

Децентрализованные сети отличаются прежде всего тем, что в них присутствует «коммуникативное равенство» всех членов малой группы, при котором каждый из них обладает одинаковыми со всеми остальными возможностями принимать, передавать и перерабаты­вать информацию, вступая в прямое общение с участниками совме­стной деятельности.

Обращение к анализу существующих в малой группе коммуни­кативных сетей особенно важно в тех случаях, когда необходимо выяснить эффективность совместной деятельности или наличие негативного эмоционального фона во взаимоотношениях между ее членами.

В лаборатории социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета с помощью установки «гомеостат», представляющей собой устройство, с помощью которого можно моделировать групповую взаимозависимую деятельность людей, выявляли особенности коммуникативного поведения в малой группе. Данное устройство включает в себя три или четыре одина­ковых прибора, каждый из которых имеет стрелочный индикатор и рукоятку управления. Перед этими одинаковыми приборами рас­полагаются испытуемые (соответственно три или четыре человека). Их общая задача - установить стрелки всех приборов в заданном экспериментатором положении. При этом приборы взаимосвязаны таким образом, что если кто-либо из членов экспериментальной группы будет манипулировать рукояткой сам по себе, игнорируя действия остальных, нарушается общий ритм совместной деятель­ности.

Наблюдения показали, что можно выделить следующие четыре типа людей в зависимости от их коммуникативного поведения:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые стремятся осущест­влять совместную деятельность, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся действовать в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся при­казам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются оптимизировать совмест­ные усилия, - они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

ü Подструктура функциональных отношений в малой группе

Подструктура функциональных отношений в малой группе - это совокупность проявления различных взаимозависимостей, являющихся следствием способности членов группы играть определенную роль.

Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивиду­ально- и социально-психологических качеств разное положение. Упоминавшийся уже метод социометрии позволяет быстро выявить социометрический статус каждого члена малой группы (статус вычисляется по результатам суммы положительных и отрицатель­ных выборов, получаемых членом группы в ходе проводимого опроса, и имеет определенный «вес», отражающий место человека в социально-психологичес­кой иерархии группы), отражающий его реальную роль внутри нее, а также дающий определенное пред­ставление об общем статусе его личности.

Статус личности - социально-психологическая харак­теристика положения, занимаемого индивидом как в функ­ционально-ролевых, так и в межличностных отношениях внутри группы.

Как правило, в группе выделяют:

1) социометрических «звезд», которыми являются наиболее пред­почитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;

2) высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных инди­видов, определяемых по числу положительных выборов и не имею­щих большого числа выборов отрицательных;

3) изолированных членов группы, у которых отсутствуют любые выборы (как положительные, так и отрицательные);

4) членов группы, которыми пренебрегают, имеющих большое количество отрицательных выборов и малое число выборов поло­жительных;

5) отверженных членов группы («изгоев»), имеющих по резуль­татам социометрии только отрицательные выборы.

Социометрический статус члена группы - величина достаточно устойчивая. Он не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но и очень часто «переходит» с человеком в дру­гую группу. Объясняется это тем, что статус - категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением. В по­ведении закрепляются определенные привычные формы реагиро­вания на слова и поступки других. Мимика, позы, жесты и прочие невербальные реакции тоже «подстраиваются» под определенную роль.

Переходя в другую группу, человек продолжает играть при­вычные роли, или, по крайней мере, его типичную социальную роль демонстрируют бессознательные элементы поведения. Члены груп­пы улавливают предлагаемый им образ и начинают подыгрывать новичку. Вместе с тем с точки зрения развития личности человеку целесообразно периодически «менять» свой статус, что позволяет приобретать большую социальную гибкость, тем самым выраба­тывая более приспособленные к реальности межличностных отно­шений и более разнообразные формы социального поведения, что обеспечивает меньшую степень его конфликтности в малой группе.

В силу сложившихся ролевых отношений в малой группе можно говорить о существовании нескольких элементов подструктуры функциональных отношений в ней.

Во-первых , четко выделяются руководитель (руководители) и ли­дер (лидеры), которые составляют управленческое ядро. Между ними есть определенная разница.

Руководитель всегда выступает официальным лицом, реализующим функции управления в малой группе, что обусловлено, с одной стороны, формально-пра­вовым аспектом его власти в группе, а с другой - рядом собственно психологических факторов, определяющих меру его авторитетно­сти, среди которых выделяют: организаторский и мотивационный потенциал, ценностную привлекательность личности руководите­ля для членов группы (готовность их разделить его принципы и идеа­лы) и стиль управления.

Лидер же - это лицо, завоевавшее авторитет и право влиять на других членов малой группы. Он является порождением структуры взаимоотношений данной конкретной общности. Эта структура определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней функционирующими. В результате выдвигается конкретный лидер. Он как бы олицетворяет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей, выступает их непосредственным проводником в жизнь. За ним признается право вести за собой других членов, быть последней инстанцией в оценке различных новых ситуаций и обстоятельств.

На практике лидер часто выявляется через систему социомет­рических выборов, определяющих его как наиболее эмоционально предпочитаемого члена группы. Однако известно, что социомет­рическая «звезда» не всегда является лидером, хотя последний в некоторых группах может быть одновременно и «звездой», и ком­муникативным центром группы. В основе лидерской позиции и вы­сокого социометрического статуса лежат разные механизмы. Лидер и «звезда» создаются или выдвигаются группой для решения раз­личных задач. «Звезда» скорее может быть охарактеризована как центр эмоционального притяжения группы, как человек, с которым приятно общаться и проводить свободное время.

Во-вторых, в подструктуре позиционных отношений малой группы выделяют актив, в который обычно входят наиболее предпочитаемые и высокостатусные ее члены. Они являются про­водниками политики, ценностей и задач группы, выступают опорой руководителей и лидеров, отличаются большой продуктивностью межличностного общения и большой сплоченностью.

В-третьих , в малой группе присутствует и основная масса людей, к которой обычно относят среднестатусных и низкоста­тусных ее членов. Они, как правило, ничем не выделяются в общей системе взаимоотношений людей, сдержанно и непродуктивно участвуют в совместной деятельности и общении и вместе с тем практически полностью одобряют существующие в группе ценно­сти и нормы, послушно следуя за лидерами и руководителями.

В-четвертых , в подструктуре позиционных отношений можно выделить пассивных членов малой группы, к которым обычно относят изолированных, тех, кем пренебрегают, и отвержен­ных индивидов, которые находятся на совершенно особом положе­нии и которых все воспринимают безразлично или же, наоборот, про­являют особую антипатию. Эти люди практически всегда являются «балластом» группы или же объектом насмешек и отрицательного давления.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ процессов

Малая группа постоянно пребывает в непрерывной динамике. Характер изменений в ней определяют такие социально-психоло­гические процессы, как: ее образование и развитие; руководство и принятие решений; сплочение; групповое давление; конфликты.

ü Образование и развитие малой группы

Образование и развитие малой группы обычно включает несколь­ко стадий.

На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Об­щение протекает на основе взаимных пристрастий; в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной дея­тельности, перспективами совместного сотрудничества.

Вторая стадия обычно является периодом первичного взаим­ного сближения членов группы, образования основы системы меж­личностных отношений, формирования групповых норм, возник­новения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. На этой стадии груп­пе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, а также появ­ляться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развития группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются вза­имные пристрастия и антипатии.

На третьей стадии отношения между членами малой группы по­степенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Обще­ние между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, фор­мируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной дея­тельности. Начинает оформляться групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, ста­новится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», опреде­ляются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интере­сы. В группе в это время возникают условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и кон­фликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональ­ный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индиви­дуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью спо­собствуют совместной деятельности, наблюдается полное единство ноли, установок и интересов всех ее членов.

В окончательном итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, для которого присущи строгая организация и регламентация жизни и деятель­ности, наличие пользующегося уважением руководителя, от­сутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность меж­ду его членами .

В коллективе человек развивается всесторонне и творчески .

Основными показателями эффективности осуществления процесса образования и развития группы всегда выступают два фе­номена.

Во-первых, это психологическая сплоченность членов группы - характеристика системы внутригрупповых связей, пока­зывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом.

Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:

1) уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;

2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, - тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий.

Согласно представлениям американских исследователей спло­ченности К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она есть своего рода результат действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет чело­века, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С этой точки зре­ния силы сплочения определены «балансом» степеней привлека­тельности собственной и других доступных групп.

К числу основных факторов групповой сплоченности относят­ся, во-первых :

Сходство главных ценностных ориентаций членов группы;

Ясность и определенность групповых целей;

Демократический стиль лидерства (руководства);

Кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

Относительно небольшой объем группы;

Отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;

Престиж и традиции группы.

Во-вторых , важным показателем эффективности процесса обра­зования и развития группы выступает ее социально-психологичес­кий климат - преобладающий в коллективе психологический настрой (настроение), проявляющийся в отношении людей друг к другу и к общему делу.

Известно, что хорошее настроение работников влияет на повышение производительности их труда, она возрастает а 10-15 %.

При плохом же настроении работников производительность их труда снижается на 50 - 60%. Установлено также, что до 20% причин, снижающих эффективность производства, приходится на морально-психологические факторы. Следовательно, настроение ра­ботника является важным производственным показателем. К примеру, социологами установлено, что члены бригад, в которых сложился хоро­ший морально-психологический климат, нарушают дисциплину в 14 раз реже, чем рабочие в бригадах с неустойчивым климатом.

В настоящее время значение морально-психологического климата в повышении культуры обслуживания неуклонно возрастает. Это объясняется тем, что интенсификация производства товаров (услуг) повышает нагрузку на психику работника. Это сказывается и на морально-пси­хологическом климате в коллективе. Естественно, что такое воздействие может быть как стимулирующим, так и подавляющим творческую актив­ность работников, влиять не только на количество, но и на качество пре­доставляемых услуг. В связи с этим морально-психологический климат делят на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездо­ровый).

Здоровый морально-психологический климат проявляется во взаимном внимании, уважительном отношении работников друг к другу. В коллек­тиве со здоровым морально-психологическим климатом создается обста­новка нетерпимости к тем, кто своим безответственным поведением, равнодушным отношением к посетителям роняет авторитет работника обслуживания. В таком коллективе у работников нет нахмуренных лиц, кислых выражений, они всегда в бодром настроении и в постоянной готовности к культурному обслуживанию клиентов. Именно в такой коллектив чело­век идет на работу, как на праздник.

Если же в коллективе царят неприязнь, склока, преследование за кри­тику, круговая порука, то ни о каком здоровом климате в нем не может быть и речи. В коллективе с неблагоприятным климатом личность работ­ника морально деградирует.

В слаженном, дружном коллективе складывается особая коллективи­стская психология, когда становится невозможным взять себе более вы­годную работу в ущерб другим. В таких коллективах значительно изме­няются привычные представления о межличностных отношениях. Личные симпатии и антипатии как бы отходят на второй план и оказы­вают меньшее влияние на официальную систему отношений. При этом легче достигается сработанность его членов. Для них трудовой коллектив становится и референтной группой. Такой коллектив постепенно пре­вращается в своеобразную трудовую семью, в которой четко проявляются ответственность ее членов друг перед другом, их зависимость друг от друга и забота друг о друге. Здесь не ждут, чтобы кто-то создал идеаль­ные условия для работы, а сами ищут выход из сложных ситуаций.

Здоровый морально-психологический климат создает благоприятные предпосылки для перевоспитания нерадивых работников. Члены бригады сами объясняют нарушителю, что, прогуляв или пробездельничав, он подводит не только себя, но и своих товарищей и в выработке, и в зара­ботке. Безусловно, здоровый морально-психологический климат во мно­гом определяется и степенью отлаженности трудового процесса (обеспе­ченностью материалами, совершенством технологии и т. д.). Если на предприятии плохая организация производства, не изжита "штурмовщи­на", то и нет условий для благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Многие предприятия сервиса работают далеко еще не в идеальных условиях. Поэтому очень важно, чтобы и руководитель, и все члены коллектива проявляли бережное, заботливое отношение друг к другу.

Особое внимание в коллективе необходимо уделять работе с новичками и мо­лодежью. Ведь не секрет, что среди покидающих предприятия сервиса много работников с трудовым стажем менее года. А это значит, что такой работник не адаптировался к условиям того или иного магазина, предприятия общественного питания. Причины? Либо его плохо "встретили", либо он не нашел общего языка с коллективом, либо не увидел своей перспективы.

Роль морально-психологического климата не ограничивается только рамками производства. Если на работе нередко происходят ссоры и кон­фликты, у человека может сформироваться недоверие к людям вообще. И в характере такого работника зачастую появляются черты раздражи­тельности, вспыльчивости, неуживчивости с окружающими. Приходя после работы домой в плохом настроении, он может нередко сорвать зло на членах своей семьи. Поэтому морально-психологический климат на производстве в значительной степени определяет поведение работников в быту, общественных местах. Справедливо и обратное. Здоровый мораль­но-психологический климат коллектива - не самоцель. Это необходимая предпосылка постоянного повышения производительности и качества труда, культуры обслуживания клиентов.

В настоящее время вместо термина "морально-психологический кли­мат" используют более общее понятие "корпоративная культура". Совре­менная корпоративная культура включает в себя:

Философию (ценности и культуру) предприятия сервиса;

Миссию (цели и задачи) предприятия сервиса.

Корпоративная культура предполагает, что руководитель (менеджер) отдает распоряжения работникам не в виде приказов, а в виде советов, оказывает им помощь в налаживании самоконтроля. В результате выра­батывается новый управленческий стиль, характеризующийся большим участием трудового коллектива в управлении, повышением ответственно­сти работников за свою деятельность. Этот стиль приносит большее удовлетворение работникам, чем голое администрирование.

Корпоративная философия в своей основе имеет такие понятия (цен­ности), как мораль, справедливость, качество. Она переносит акцент с производственных процессов на обслуживание клиентов. При этом ло­зунг "Что вы желаете?" вытесняет прежнее правило: "Это не мое дело".

Здесь приветствуется новаторство и творчество. Успех приходит к тем предприятиям, корпоративная философия которых очевидна как их ра­ботникам, так и клиентам. Корпоративная философия включает в себя:

Четкое указание цели;

Определение ответственности фирмы;

Приоритет принципов обслуживания над прибылью.

Репутация (имидж) предприятия сервиса формируется в результате его приверженности корпоративной философии, когда она становится мировоззрением всех членов трудового коллектива. Корпоративную фи­лософию должны знать и соблюдать все сотрудники предприятия.

Миссия фирмы - краткое перечисление целей, стратегии и ценностей корпорации в качестве приоритетных. Миссия отвечает на вопрос: "В какой фирме мы работаем и стоит ли она наших трудов?".

Т.о., важнейшими признаками благоприятного социально-психоло­гического климата обычно являются:

1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и при­знание за ними права принимать значимые для группы решения;

5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;

6) удовлетворенность принадлежностью к группе;

7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопо­мощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из чле­нов группы;

8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;

9) высокая сплоченность всех членов группы.

ü Руководство и принятие решений в малой группе

Эффективность и комфортность делового общения в группе во многом зависит от ее руководителя, точнее – от практикуемого им стиля руководства .

Стиль вообще есть проявление и выражение индивидуальности руководителя; он подбирается как личный гардероб: чтобы было во-первых, удобно, а во вторых – соответствовало ситуации. Но то, что удобно руководителю, вовсе не является таковым для его подчиненных. Именно здесь, на стыке взаимных требований и ожиданий возникают многочисленные психологические проблемы, способные существенно затруднить деловое общение и снизить эффективность руководства. Научиться понимать их природу и заранее принимать необходимые меры в виде коррекции стиля руководства – задача непростая, но вполне разрешимая.

Необходимо различать по смыслу такие близкие понятия как руководство, управление, лидерство.

Управление – процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей.

Руководство – это часть управленческой деятельности, в которой управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений – формальных и неформальных.

Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений.

Руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных отношений, через которое оно и реализуется.

Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции четко определены, право на применение санкций не оспаривается.

Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.

Стиль руководства – совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также манера, характер исполнения этих методов.

Конкретных методов – огромное количество. Но обычно различают 3 основных типа:

ü Административный (командный)

ü Экономический (договорный)

ü Социально-психологический

Методы управления каждого из приведенных типов имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе.

Искусство руководителя – подобрать в конкретной ситуации такой комплекс управленческий мер (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы.

При этом большое значение имеет субъективная предрасположенность руководителя к «любимым» навыкам делового общения.

Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная в 30-е гг. 20 в. немецким психологом Куртом Левиным. Он выделяет 3 стиля руководства:

ü Демократический (коллегиальный)

ü Нейтральный (либеральный, попустительский)

Отличаются эти стили друг от друга по следующим параметрам: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними – предпочитаемые методы руководства.

Авторитарный руководитель в своей работе предпочитает использовать командные методы, демократический – договорные и социально-психологические, нейтральный стиль вообще характеризуется бессистемностью в выборе методов управления.

Схема Т.Н. Лобановой и Я.В. Михайлова


Похожая информация.


В основном жизнь человека проходит в малых группах (в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах). Именно в таких группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. Малая группа опосредствует связи человека с обществом, трансформируя оказываемое на него воздействие.

Малая группа – это небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

На протяжении всей истории социальной психологии малые группы были основным объектом эмпирических исследований и лабораторных экспериментов.

Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, – психологическая общность . Основными ее критериями выступают:

  • а) явления сходства и общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок);
  • б) идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, чувство "Мы");
  • в) осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности, а также отличий "своей" группы от других групп;
  • г) наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным ее индивидам, например таких, как сплоченность, социально-психологический климат и др.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимают три человека. Это связано с тем, что в случае отсутствия согласия в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены, поэтому диаду рассматривают как специфическую разновидность малой группы. Верхняя граница малой группы определяется нс столько ее количественными, сколько качественными характеристиками, например контактностью , т.е. возможностью каждого члена группы регулярно воспринимать друг друга, вступать в непосредственный контакт и общаться с другими ее представителями.

Различные классификации малых групп относятся не к специально создаваемым для проведения исследований лабораторным группам, а к реальным малым группам, возникающим естественным способом. Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение формальных и неформальных групп, предложенное американским психологом Элтоном Мэйо (1880–1949).

К формальным малым группам относятся первичные подразделения социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.). Это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются официальными предписаниями.

Неформальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами таких групп являются дружеские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются механизмами своего образования и характером существующих в них межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные достаточно условно. Это связано с тем, что неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, и наоборот, группы, возникающие как неформальные, могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяют группы временные и постоянные.

Основными качественными характеристиками малой группы являются ее композиция и структура.

Композицией называется совокупность индивидуальных особенностей членов группы, характеризующих ее как целое.

Выбор параметров, по которым определяется композиция группы, зависит от конкретных задач исследования. Наиболее часто выделяются такие критерии, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.

Структура группы – это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами данной группы.

Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоционалъных связей, или межличностных отношений.

В исследованиях формальных групп и организаций принято выделять формальную и неформальную структуры.

Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.).

Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура межличностных связей, коммуникаций и влияния.

Наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности, является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, в которых взаимодействие между людьми носит неупорядоченный характер.

В социально-психологических исследованиях малых групп выделяют и анализируют социометрическую и коммуникативную структуры, а также структуру власти и влияния.

Социометрическая структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями, выявленная по результатам социометрического теста Дж. Морено. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии.

Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи циркулирующей в группе информации. Основные характеристики коммуникативной структуры: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации): частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные "коммуникативные сети").

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния друг на друга. Основные характеристики структуры социальной власти и влияния – системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формальной группе) и неформального влияния, выраженного феноменом лидерства.

В отечественной психологии можно выделить четыре основных исследовательских подхода к рассмотрению групп:

  • 1) деятельностный подход, основанный на принципе деятельности. К нему относятся стратометрическая концепция групповой активности А. В. Петровского , программно-ролевая концепция группы М. Г. Ярошевского, взгляды Г. М. Андреевой на модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности;
  • 2) социометрическое направление, основанное на использовании различных вариантов социометрического теста в качестве основного методического средства (Я. Л. Коломинский);
  • 3) параметрическая концепция, основная идея которой состоит в том, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (Л. И. Уманский);
  • 4) организационно-управленческий подход, основанный на разрабатываемых в социологии и социальной психологии представлениях о социальной организации и управленческой деятельности, когда группа рассматривается как субъект управления (Е. С. Кузьмин).

Выделяют основные характеристики (признаки) группы . Это относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия; форма социального объединения, при которой ее члены взаимодействуют друг с другом лично. Социальное взаимодействие между индивидами в группе организовано на основе совместного участия в деятельности, которому присущи общность целей, установок, мотивов поведения, системы ценностей, а также общность сознания, организующего групповое действие. Кроме того, малой группе как специфическому виду человеческой общности, присущи:

  • прямой (или косвенный) контакт и межличностное взаимодействие между составляющими ее индивидами;
  • общность цели деятельности и переживание общих чувств;
  • общность сферы интересов, мотивов, установок, норм, нравов, привычек и обычаев;
  • внутренняя распределенность функций и групповых ролей;
  • определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени.

Широко распространенным в социальной психологии является понятие референтной группы, означающее группу, к которой данный индивид относит себя сознательно. Термин "референтная группа" имеет четыре основных значения. Это группа:

  • – на которую данный индивид ориентируется в своих действиях;
  • – которая служит образцом или критерием для оценки личного поведения;
  • – в которую индивид стремится вступить, стать ее членом;
  • – группа, чьи взгляды и ценности служат эталонами для индивида, который нс является непосредственным ее членом.
  • Петровский Артур Владимирович (1924–2006) – доктор психологических наук (1965), профессор (1966), действительный член АПН СССР (1971) организатор и президент РАО (1991 – 1997), специалист в области истории и методологии психологии, социальной психологии. Окончил филологический факультет Московского городского пединститута им В. П. Потемкина. С 1966 по 1971 г. руководил кафедрой психологии МГПИ им. В. И. Ленина, с 1972 г. – лабораторией психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР, с 1978 по 1985 г. – также кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе на факультете повышения квалификации МГУ. С 1978 г. – заведующий лабораторией психологии личности НИИ общей и педагогической психологии. Автор социально-психологической теории коллектива. Разрабатывал теоретические проблемы психологии личности и групповой деятельности, создал трехфакторную модель "значимого другого", концепцию персонализации и стратометрическую концепцию групп и коллективов. Основные труды: "Беседы о психологии" (1961); "История советской психологии" (1967); "Психологическая теория коллектива" (1979); "Личность. Деятельность. Коллектив" (1982); "Вопросы теории и истории психологии" (1984); "Психология в СССР. История и современность" (1990); "Психология и время" (2007).

Психология малых групп является значимой частью научного интереса ученых, ведь люди живут и работают в таких общностях. Исследователей привлекают данные, которые смогут пролить свет на закономерности возникновения и функционирования такого образования, механизмы его развития и процессы, которые в нем происходят.

К определению понятия

Малая группа - это в психологии такая общность, которая имеет небольшой состав, а ее члены скооперировались на основе единой цели и характеризуются реальным личным контактом, что служит базой для образования группы как таковой.

Общественно-экономические условия являются детерминантами возникновения малой группы. Во-первых, социум и его экономические отношения стимулируют создание так называемых ячеек, в которых происходит формирование начальных ценностных ориентаций, которые в будущем становятся основой общества. Во-вторых, индивид - это стадное существо, и поэтому он желает стать одним из элементов социально значимой, престижной группы, где сможет самоутвердиться. Со временем малые группы в социальной психологии достигают своего наивысшего уровня развития и становятся коллективом, который характеризуется строгой структурой, регламентацией жизни, наличием авторитетного руководителя, отсутствием конфликтных ситуаций, высокими моральными ценностями и благоприятным климатом, дружескими отношениями и сплоченностью участников. Коллектив способствует творческому и всестороннему развитию индивида.

Виды малых групп

Психология малых групп уже накопила много знаний, в связи с этим существует несколько классификаций этого феномена.

Формальная группа отличается заданной структурой извне, например, школьный класс. Ее функционирование зависит от установленных заранее правил, инструкций, положений и фиксируемых целей. Неформальная образуется с учетом личностных предпочтений. "Клеем" для этой общности являются личные симпатии и антипатии ее участников.

Слаборазвитые группы находятся на первой стадии своего онтогенеза, а высокоразвитые, как утверждает социальная психология малой группы, характеризуются едиными, общими интересами и конечными целями, присутствием развитой сети отношений, высоким уровнем сплоченности. Самая развитая форма такого образования - это коллектив.

К характерным признакам коллектива относят:

  1. Общую деятельность, которая имеет направление на определенный предмет. В связи с этим люди работают в одном месте, используют совместные средства.
  2. Четкую структурную организацию, с которой согласны все члены, а их желания выражает доверенное лицо (управляющий).
  3. Наличие общих идей, размышлений, единых моральных и этических норм и правил, близких отношений.

Также психология малой группы выделяет диффузные (объединение на основе совместных эмоций и переживаний) и сплоченные общности (основываются на тесных взаимоотношениях).

Еще есть референтные группы, которые считаются примером и отвечают интересам, потребностям, желаниям, симпатиям их членов. В нереферентных группах люди только трудятся.

Структура группы

Проблема малой группы в психологии включает исследования, касающиеся ее структурных компонентов, которые представляют устойчивые взаимосвязи. Жизнедеятельность объединения, его продуктивность и удовлетворенность зависят от особенностей таких связей. На структуру влияют и внешние, и внутренние факторы. Бывает такое, что отношения складываются так, как решил кто-то извне. Малые группы в социальной психологии изучались всесторонне, что привело к осмыслению их структуры, включающей элементы, которые будут описаны ниже.

Композиционная подструктура

Это система социально-психологических свойств участников объединения, которые имеют большую значимость для целостности. Количественный и качественный показатели важны в этом случае. Также стоит учитывать национальные особенности, социальный статус и происхождение участников, ведь эти характеристики будут влиять на активность, межличностные отношения, образование неформальных микрообъединений, ролевую позицию и т. д.

Подструктура эмоциональных межличностных предпочтений

В этом аспекте психология малых групп изучает реальные связи между членами, симпатии и антипатии, которые легко выявить благодаря социометрическому методу. С помощью социометрии можно определить, есть ли взаимные предпочтения у членов группы, какая система межличностных и эмоциональных связей здесь присутствует. Люди отвечают на вопросы, которые предусматривают ответы в виде выбора нескольких участников с положительной и негативной стороны. Например, кого человек хочет видеть на своем дне рождения и кого не хочет. Выбирают трех членов группы в качестве ответа на каждый вопрос.

Коммуникативная подструктура

Психология больших и малых групп в этом аспекте занимается определением позиции каждого участника объединения в различных информационных системах, которые есть между ними самими и являются связанными с внешним миром. Степень владения информацией и знаниями влияет на статус члена в группе, поскольку он обладает особым доступом к возможности получить и хранить сведения, что, соответственно, и обеспечивает ему специфическую роль. Анализом коммуникативных связей, которые влияют на продуктивность общей деятельности, занимался Кричевский. Психология малой группы стала обобщенным трудом этого ученого. Важным моментом является в информационном потоке и наличие или отсутствие негативной эмоциональной атмосферы.

Подструктура функциональных отношений

В ней проявляются различные взаимозависимости участников, которые возникают из-за определенных ролей и способности выполнять некоторые обязанности.

Вообще, психология малой группы говорит о сложности этого образования. Люди в нем могут занимать разное положение, иметь различный статус, выполнять определенные функции и ощущать некоторое отношение к себе других членов, в зависимости от индивидуальных и социально-психологических свойств.

Составляющие группы

Малая группа - это в психологии субъект деятельности, наделенный самостоятельностью, поэтому его можно охарактеризовать с психологической точки зрения. Для нее, как и для любой другой общности, которая имеет единую духовную жизнь и психологию, свои особенности, которые не могут быть сведены к суммарному количеству индивидуальных характеристик людей, характерны собственные составляющие, а именно:

  • Взаимоотношения в группе.
  • Устремления группы.
  • Настроения в группе.
  • Традиции группы.

Взаимоотношения

Психология взаимоотношений в малых группах интересуется субъективными отношениями, которые возникают как результат разнообразных интеракций ее участников и сопровождаются разными по полюсу эмоциональными переживаниями личностей. Для системы межличностного взаимодействия характерна стихийность из-за внутренних психологических условий. Поначалу эту систему трудно распознать, ведь на таком этапе ей не свойственно организационное оформление. Но это совсем не умаляет ее значимости, поэтому понятие малой группы в психологии должно тщательно исследоваться. Межличностные связи становятся базой для формирования всех других элементов объединения, установления взаимных правил, норм жительства, межличностных оценок, совместного переживания и сочувствия, проявления соперничества, конкуренции и самореализации.

Компоненты взаимоотношений

Структура взаимоотношений представлена тремя взаимосвязанными компонентами: это когниция, эмоция и поведение.

Когнитивный аспект - это совокупность таких психических явлений, как ощущение, память, восприятие, мыслительные аспекты, представление, воображение. Благодаря этим функциям человек во время взаимодействия может познавать характеристики своих партнеров, их когнитивные явления. Вследствие взаимного восприятия друг друга у индивидов создается некое взаимопонимание и отношения.

Эмоциональный аспект представлен положительными и отрицательными переживаниями, которые возникают у человека под воздействием других людей и конфигурации индивидуальных характеристик их психологии. Выражается этот компонент в антипатиях, симпатиях, удовлетворенности собой и партнерами, делом. В группе часто наблюдается отождествление 2-х субъектов, сопровождаемое таким феноменом, как эмпатия (эмоциональный отклик на чувства другого, сопереживание и сочувствие).

Регулирует взаимоотношения поведенческие аспект. В его состав входят мимика, пантомимика, жестикуляция, речь, поступки, которые выражают отношение конкретного индивида к остальным и к объединению в общем.

Групповые устремления

Составляющие групповых устремлений представлены целями, потребностями, мотивами, включающими интересы и ценности, задачами, которые являются базой поведения и общих усилий участников образования.

В таких устремлениях можно увидеть совместные и одновременно индивидуальные цели и задачи каждого члена группы, благодаря которым они смогут реализовать свои потребности, чаяния, запросы и интересы. Такая направленность выполняет функцию компаса, что помогает ориентироваться группе и придерживаться одного вектора развития. Устремления обеспечивают опосредствованный контроль за промежуточными результатами деятельности и жизни в целом. Также они могут постоянно регулировать общие усилия и активные начинания в зависимости от обстоятельств и условий действительности.

Мы упоминали о целях, потребностях и мотивах. Под целями понимаются наиболее важные для группы объекты, феномены, задания, которые являются истинной сутью их активности. Они могут отличаться близостью или дальностью достижения, общественной значимостью или важностью лишь для определенной группы. Цель говорит о роли деятельности в общественной жизни. То, что необходимо для группы - это потребности. А вот побудительными силами совместной активности выступают мотивы. Они заставляют индивидов заниматься тем или иным делом, которое часто является причиной их объединения.

Групповое мнение и групповые настроения

Под этим понятием понимают оценочные суждения, выражающие совместное отношение или отношение большинства к некоторым ситуациям, объектам, людям, которые находятся и во внутренней, и во внешней среде. Групповое мнение психология малых групп использует в качестве показателя развитости объединения, уровня его сплоченности и продуктивности.

Суть второго понятия заключается в сложных эмоциональных состояниях, в общем эмоциональном настрое группы, системе переживаний, которые овладевают участниками в какой-то момент времени. Этот феномен влияет на все проявления в образовании и придает ощутимую окраску.

Групповые настроения представлены общими переживаниями определенных ситуаций и сведений; сходными эмоциональными состояниями, которые могут овладеть или всей группой, или ее частью; стойким настроем, влияющим на поступки, поведенческие реакции людей.

Традиции

Каждое объединение, которое функционирует длительное время, выработало свои нормы, правила, стереотипы поведения. Традиции не возникают просто так, ведь для их установления группа должна пройти ряд этапов своего развития. Они включают как стандартные положения совместного существования, так и специфические, характерные только для этой конкретной группы. Традиции становятся потребностью, их соблюдение приносит удовольствие. Многообразие этого феномена впечатляет. Они подразделяются на несколько видов: общенародный, национальный, классовый. Традиции и обычаи имеют огромное значение для сплоченности группы, каждый член начинает ощущать себя частицей целого. Также можно открыть для себя ритуалы, которые иногда входят в привычку и на них не обращают внимания. Но если что-то пропустить, бессознательное сразу даст знать и человек почувствует дискомфорт от нехватки чего-то важного, тогда сознание выведет это ощущение на осознаваемый уровень.

Группа - это отдельный психологический феномен, который функционирует по собственным принципам и механизмам. Логично, что ученых интересуют эти положения и они занимаются изучением этих проблем, чтобы затем обобщить полученные знания.