Иерархическая структура личности (по К. К

Личность - понятие в психологии, которое изучается по сегодняшний день. Каждый человек настолько индивидуален, многогранен, динамичен в своих интересах, отношениях и внутренних побуждениях, что еще ни один ученый не смог в полноте классифицировать личность каждого. Существует много классификаций, которые приблизительно позволяют нам узнать о закономерных процессах, происходящих в Но это только приблизительно...

Но некоторым все же удалось "подогнать" всех людей под определенные рамки понимания в своих классификациях и схемах. Одним из таких распределений по определенным признакам является структура личности по Платонову.

Основные характеристики классификации Платонова

Для психологической науки Платонов сделал большой вклад, воссоздав образ личности с помощью своей структуры. В отечественной науке личность принято представлять как совокупность привитых социальных черт, не вмещающих в себя биологические характеристики. Этот ученый взял за основу создания своей теории динамическую составляющую личности. Что это такое?

Для понимания общей структуры личности существует два способа ее восприятия: статистический и динамический. Первый вмещает в себя все личностные характеристики, какие только могут быть у каждого человека. Здесь личность представляется только статистическими данными без учета индивидуально изменяющихся особенностей. Динамическая структура личности - это та же самая личность, но с учетом всех изменений, происходящих с ней на протяжении всей жизни. Структура личности по Платонову учитывает все изменения, происходящие с субъектом на протяжении длительного времени, связи предыдущих составляющих элементов с заново возникшими.

Подструктура направленности в системе

К первой подструктуре относятся моральные черты личности, которые выражаются через направленность и отношения субъекта. Навыки коммуникации, выхода из конфликтов, позитивного общения и другие формируются путем воспитания. В этой подсистеме, утверждает психолог, говорится о стремлениях, убеждениях, желаниях, склонностях, мировоззрении и идеалах, как о параметрах не только социального уровня (приобретенных только в ходе воспитания), но и социально-психологического. То есть речь идет и о воспитании, а также о самом сознании человека. Все вышеперечисленные характеристики действуют в личности наравне с переживаниями и разного рода познанием. Получается, что они также являются атрибутом сознания. Это значит, что психологические такие как желания, убеждения, идеалы и так далее, формируются и с помощью внутренних ресурсов личности, и в результате воздействия социального окружения человека.

Подструктура опыта у Платонова

Следующая подсистема, которая говорит о психологических механизмах приобретения опыта, Платоновым трактуется как социально-биологическая характеристика субъекта. В этом пункте объединяются знания, умения, привычки и навыки как генетически обусловленные свойства личности. Социальная структура личности Платонова говорит о том, что эти параметры относятся именно к ее свойствам. Свою теорию он объясняет тем, что в процессе обучения приобретенные знания или навыки для человека становятся типичными, обычными и неотъемлемыми. Поэтому начинают относиться к свойствам личности субъекта. Если говорить о соотношении социального и биологического в этой подсистеме, то первого здесь больше, так как на первый план выступает обучение. А оно относится к психолого-педагогической характеристике.

Подструктура форм отражения, выделенная психологом

Эта подструктура содержит в себе больше биологической составляющей личности. Здесь говорит об особенностях познавательных процессов психолог Платонов. Структура и развитие личности, утверждает он, не сможет существовать без процессов, осуществляемых памятью, мышлением, чувствами, ощущениями, восприятием. Кроме того, Платонов установил определенную очередность в функционировании этих психических процессов. По его мнению, силу генетической и биологической основы в этой подструктуре определяет следующая последовательность: функции памяти, эмоций субъекта, ощущений, мышления, восприятия, чувств личности и воли. Психологические свойства личности, говорит в своих трудах ученый, не могли бы существовать без физиологической и поэтому ее он ставит на первое место. Почему здесь больше биологического? Потому что ощущения, эмоции и некоторые присущи как человеку, так и животным. Этот пункт структуры изучается преимущественно индивидуально.

Биологические и конституциональные свойства в системе Платонова

Активность и развитие в этой подструктуре определяется состоянием и характеристиками нервной системы человека: силой, процессами торможения и возбуждения, скоростью. А также отмечается то, что черты этой подструктуры только биологичны, социальные качества человека здесь практически неактивны. Характеристики, содержащиеся тут, могут совершенствоваться путем тренировок. Например, холерик может тренироваться в замедлении скорости реагирования на раздражитель, побеждая свою вспыльчивость. Флегматик тренируется отмечать яркие события в течение дня, уходя от монотонности, и так далее. Изучение этой подструктуры проходит только на психофизиологическом или нейропсихологическом уровне.

По каким критериям сформулирована структура личности по Платонову?

Как и любое открытие, психологические сами собой не возникают. Для этого нужно много времени посвятить изучению большой выборки респондентов. Затем определиться, что нового можно выделить в и как их свести к общепринятым понятиям. Для любой структуры нужна теоретическая и исследовательская база, а также определенные критерии, по которым происходит классификация. Структура личности по Платонову также сформулирована по своим критериям:

  • соотношение социального и биологического, приобретенного и врожденного;
  • как между собой связаны и внутренне близки черты личности в отдельных подструктурах;
  • каким инструментом формируются те или иные характеристики личности (обучение, воспитание, упражнение, тренировки);
  • биологические и социальные качества человека, сформированные исторически (сумма психологических свойств, личность как опыт).

Важность создания этой структуры

Концепция Платонова получила популярность за счет того, что она является наиболее ярким примером структурного подхода к восприятию, изучению и пониманию личности. Такое понимание обусловлено тем, что психолог взялся изучать именно динамическую личность. Здесь можно применить как индивидуальный подход к исследованию субъектов, так и общий, строго классифицируя их.

Структура личности по Платонову: схема

Очень сложно кратко изложить всю структуру в схеме, но вкратце это выглядит так:

Динамическая функциональная психологическая структура личности имеет четыре подструктуры. Их выделœение определяется следующими критериями:

1) крайне важностью и достаточностью для включения в них всœех элементов (черт) личности;

2) общепринятостью практически оправдавших себя классификаций свойств личности и психологически; понятий;

3) обратной пропорциональностью градиентов социальной и биологической обусловленности как отдельных свойств личности, так и объединяющих их подструктур;

4) специфичностью иерархически связанных видов формирования каждой из этих подструктур.

Немалое значение имеет и то, что никто из тех, кого удивляет, почему психологических подструктур личности четыре, не смог обосновать ни исключения какой-нибудь из них, ни добавления других.

Первая подструктура объединяет направленность, -отношения и моральные черты личности. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно называть подструктурой направленности личности. Можно сказать и иначе - это установки, ставшие свойствами личности.

Взятая в качестве целого, направленность в свою очередь включает в себя несколько связанных иерархией форм. Это прежде асего влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности Она четко выражена по своей специфичности, но нечетка по содержанию, это смутная потребность в чем-то. Генетически наиболее ранняя и по своим физиологическим механизмам наиболее простая эта форма входит в структуру всœех последующих.

Желание - это уже вполне осознанная потребность и влечение к чему-то вполне определœенному Оно может быть и пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес- это познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит безусловный ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются всœегда на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности- стремления, он становится склонностью, которую можно определить как интерес и стремление к определœенной деятельности.

Конкретизированная в образе или представлении предельная цель склонности есть идеал. Эта цель может проявляться в нескольких формах: нравственного, эстетического, познавательного (гностического) и праксического идеала.

Мировоззрение- система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала; пассивным миросозерцанием или становиться убеждением.

Убеждения- это высшая форма "направленности, в структуру которой входят ее низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом нужно различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти же качества направленности, суть которых ясна из их названий, присущи и ее указанным отдельным формам.

В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества личности. При этом отношение, как было уже показано, не столько свойство личности, но прежде всœего свойство сознания наряду с переживанием и познанием. Все формы направленности личности вместе с тем являются и ее потребностями, и потенциальными (а могут становиться и актуальными) мотивами деятельности. В этом наиболее отчетливо проявляется принцип единства сознания и деятельности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Навыки и умения есть способы объективизации личности в деятельности и потому подробнее будут рассмотрены в следующей главе. Здесь же нужно отметить, что именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальных особенности отдельных психических процессов, или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формирует путем упражнения. Коротко ее можно называть подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, [входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются) путем тренировки. Οʜᴎ несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно называть биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры бывают уложены всœе известные свойства (черты) личности. Число последних очень велико. Так, только в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова среди 52 тыс. включенных в него слов 1548 определяют свойства личности. В грузинском языке их еще больше-около 4 тыс. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, к примеру: убежденность и заинтересованность-к подструктуре направленности; начитанность и умелость - к подструктуре опыта; решительность и сообразительность-к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость-к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечениях этих подструктур. Имея свою структуру, они являются результатом взаимосвязей различных подструктур. В качестве примера можно назвать морально воспитанную волю, которая представляет собой взаимосвязь подструктуры направленности и подструктуры форм отражения; музыкальность как взаимосвязь форм отражения и опыта; самообладание как взаимосвязь подструктур форм отражения, биологически обусловленной и, часто, опыта.

Каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь имеет свои подструктуры, каждая черта личности образуется из более тонких связей. К примеру, хотя убежденность в основном относится к подструктуре направленности, в нее входят в качестве элементов и воля, и соответствующие знания, и умственные навыки. Говоря языком математической теории множеств, четыре подструктуры личности являются пересекающимися множествами, но пересекающимися только частично.

Такова основная общая динамическая функциональная психологическая структура личности. Основной. мы ее называем потому, что кроме указанных четырех базовых, так сказать рядоположенных выделяются еще две наложенные на "них подструктуры - характера и способностей. Общая она потому, что свойственна любой личности, и потому, что каждая конкретная личность имеет свою индивидуальную структуру и ряд личностей бывают по различным признакам сгруппированы в типовые структуры. Эта структура динамическая потому, что она не остается неизменной ни у одной конкретной личности: с раннего детства и до самой смерти она меняется. Эта структура является функциональной потому, что она как целое, так и составные ее элементы рассматриваются как психические функции. Рано или поздно эта функциональная структура как «психологический узор» будет достаточно полно наложена на морфологическую и физиологическую структуру, как на «физиологическую канву», к чему, как известно, стремился И. П. Павлов. Наконец, это структура психологическая, потому что она обобщает психологические свойства личности, хотя и связана с социальными ролям личности.

Говоря о структуре личности, нельзя не остановиться на одном своеобразном проявлении недиалектического мышления. Мы имеем в виду тенденции выдавать подмеченную часть чего либо за целое. Эта тенденция очень четко проявилась и в учении о личности. Вкратце она сводится к следующему. Старая функциональная психология и опирающаяся на неё психотехника отождествляли личность только с подструктурой форм отражения, т. е. с отдельными «психическими функциями». Наиболее отчетливо это проявилось в так называемых профилях личности частоколе рядоположенных столбиков, которые она получала в результате замеров отдельных психических функций: памяти, внимания, сообразительное и т. д.

В конце 30-х и в 40-х годах, после того как в нашей стране была отвергнута педология, многие стали отождествлять личность только с подструктурой опыта. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского была опошлена, ею пытались обосновать утверждено об эквипотенциальности (равновозможности) всœех новорожденных, что, конечно, было неправильно и чему эта теория не имеет прямого отношения.

В советской психологии обычно различали три группы свойств личности : темперамент, характер и способности. Иногда к этому присоединяли четвертую область - направленность. Структуру личности пытались понять, рассматривая взаимную связь этих групп психических свойств. Однако исходя из ранее изложенных общих положений мы не можем считать эти группы свойств компонентами личности. Под личностью мы понимаем подсистему определенного иерархического уровня в большей системе человек - общество. Компонентами этой системы могут быть лишь такие свойства, которые находятся во взаимной многозначной или однозначной зависимости от других иерархических уровней. Исходя из этого критерия мы не можем отнести к компонентам личности и свойства темперамента. Свойство темперамента - это не свойство личности, а свойство индивидуума, так как они относительно независимы от отношений личности.

Свойство характера также не представляют собой особой группы свойств личности, ибо каждое свойство личности, будучи индивидуально своеообразным, является, вместе с тем, и свойством характера. Лишь в процессе исследования, когда нас интересует индивидуально - своеобразная функция свойств личности, мы абстрагируемся от их социально-типичной стороны и называем их свойствами характера. Способности также не представляют собой особой группы свойств личности.

Во- первых, способностями могут быть не только свойства личности, но и свойства индивидуума, например, особенности темперамента или индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления и т.п.

Во- вторых, способностью является каждое свойство личности, если мы его рассматриваем как условие успешной деятельности. Наконец, направленность свойств личности также нельзя рассматривать как особую область психических свойств личности. Направленность характеризуется отношениями личности. Поэтому каждое свойство личности содержит в себе и определенную направленность.

Итак, структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств или из нескольких подсистем. Следует согласиться с К. Платоновым , что знания, умения и навыки (вторая подструктура), индивидуальные особенности психических процессов (третья подструктура) и, наконец, свойства темперамента (четвёртая подструктура) действительно являются относительно самостоятельными подсистемами, каждая из которых имеет свою специфическую структуру и зависит от специфических условий. Но все эти подсистемы не входят в систему свойств личности, ибо находятся в много-многозначных связях со свойствами личности. Компонентами структуры личности являются только такие психические свойства, которые находятся во взаимно однозначной или многозначной зависимости от отношений личности.

Не менее необоснованны попытки понять структуру личности как взаимную связь психических свойств, различающихся по происхождению: наследственных и приобретенных. Не существует таких свойств личности, которые человек приобрел бы по наследству или с которыми бы он родился. Но вместе с тем, нет и таких свойств личности, которые совершенно не зависели бы от наследственных задатков.

Неразложимые далее компоненты личности - это ее свойства. Каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и характера, и способностей; оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных задатков.

Платонов Константин Константинович (1906 - 1984) - отечественный психолог. Доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.

К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

отношение биологического и социального , врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

внутренняя близость черт личности , входящих в каждую подструктуру;

– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур ;

исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств;

– личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры:

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной.

2. Подструктура опыта , которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. К.К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности».

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.

Иерархическая структура личности по к.К.Платонову

К.К.Платонов (1986) включает в структуру четыре аспекта:

Подструктура

Соотношение биологического и социального

Направленности

Убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень.

(Биологического почти нет)

Опыта

Знания, умения, навыки, привычки

Социально - биологический уровень. (Больше социального, чем биологического)

Форм отражения

Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, ощущений, восприятия)

Биосоциальный уровень. (Биологического больше, чем социального)

Конституциональных, биологических свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения/торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень.

(Социальное практически отсутствует).

В психологии существует два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые чертами личности. Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Еще одним уровнем личности является индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социально-биологический характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен (см. табл.2).

Таблица 2. Иерархическая структура личности (по К.К.Платонову)

Краткое название

подструктуры

К данной подструктуре

относятся

Соотношение

биологического

и социального

Подструктура

направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы, стремления

Социальный уровень

(биологического почти нет)

Подструктура

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура

форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); эмоциональных и волевых процессов

Биосоциальный уровень

(биологического больше, чем социального)

Подструктура

биологических,

конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень

(социальное практически отсутствует)

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.