Конспект занятия на тему "предлоги на, под". Конспект логопедического занятия предлоги в, под, на, за Задания логопеда предлоги

Групповое логопедическое занятие по теме « Предлог как отдельное слово» с учащимися 3-го класса адаптивной школы-интернат

Учитель-логопед Андрющенко А.И.

Тема: « Предлог как отдельное слово»

Цели : формировать представление о предлоге как самостоятельной единице речи; развивать навык распознания и написания предлогов; развивать и уточнять пространственные представления; корригировать и развивать внимание, память, речь, мышление; воспитывать интерес к знаниям, уважение друг к другу.

Оборудование: тетради, ручки, ребусы, карточки, карточки с написанными предлогами выставлены на боковом стенде, таблицы, карточки с парами слов для составления словосочетаний, игровые задания (7) по теме «Предлог» , используемые при работе по методике Монтессори.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Какой сегодня день?

В какие дни вы посещаете занятия?

2. Объявление темы занятия.

На доске написаны 2 предложения: Дети пишут в тетради. Дети пишут на тетради.

Прочитайте и сравните два предложения.

Что в них общего?

Чем данные предложения отличаются?

Как называются эти коротенькие слова?

Как пишутся предлоги с другими словами?

Сделайте вывод о предлогах.

Расскажите стих о предлогах.

Мы предлогов много знаем.

Мы их все запоминаем:

На лугу, у дома, в поле,

С классом, от подруги, к школе,

По тропинке, из берлоги –

Отдельно пишутся предлоги.

Запомните правило: слова на, в, у, с, из, к, от, над, под, за – это предлоги. Предлоги пишутся отдельно.

3. Игра «Соедини при помощи предлога». Соедините при помощи предлога пары слов так, чтобы получились словосочетания: мяч-стол капуста-магазин пирог-молоко Саша-товарищ машина-дорога мальчик-дом поезд-рельсы желудь-дуб

4. Работа по карточкам в тетрадях. Вставить необходимые предлоги. Прочитать, что получилось.

Мотоцикле

ехали деревню

Автобусе

а) Устный разбор.

б) Письменная работа.

в) Проверка выполненной работы.

5. Физминутка. Выполняют в кругу.

По тропинке леший шел, на поляне гриб нашел. (Ходьба.)

Раз – грибок, два – грибок, вот и полный кузовок. (Приседание.)

Леший охает: устал от того что приседал.

Леший сладко потянулся и до пола дотянулся.

И налево, и направо потянулся. Вот и славно.

Леший выполнил разминку и уселся на тропинку.

6. Игровое задание « Правильно – неправильно»

Найти ошибки в употреблении предлогов В и На. Поставить в таблице знак «+» под предложением с правильным высказыванием; знак «-» под номером неправильного высказывания.

1 На стене висит портрет.

2 Суп варят на кастрюле.

3 Сорока сидит в дереве.

4 Мальчик стоит в мосту.

5 Дети гуляют на лесу.

6 Ключи лежат в кармане.

7 Продукты хранятся на холодильнике .

8 Мы живем в пятом этаже.

9 Я люблю стоять на балконе.

10 Книги лежат в портфеле.

Таблички для каждого ученика. Учитель читает предложения, указывая его номер, ученики ставят соответствующие знаки под номером предложения.

Проверка выполненного задания. Ученик читает номер и знак, все следят.

7. Коррекционно-развивающая минутка «Ответьте на вопросы»

Перед домом сад. Что позади?

Саша зашел за другом. Кто был дома?

За Мишей бежит Юра. Кто догоняет?

За домом огород. Что впереди?

За хлебом пошел Сережа. Что нужно купить .

Например:

9. Работа над предлогами с использованием методики Монтессори.

На отдельном столе стоят 7 игровых заданий:

Лото «Подбери предлог к картинке»

Лото «Подбери предлог к схеме»

Лото « Подбери предлог»

«Правда или шутка»

Лото «Подбери картинки к предлогу»

«Два из трех»

Лото «Замени схемы предлогами»

Каждому выбрать себе задание и работать самостоятельно. Учитель-логопед подходит к каждому ученику и дает ему краткий индивидуальный урок (1-2 мин).

10. Итог урока.

Игра «Предлог – не предлог».

Я буду называть предлоги и слова, обозначающие предметы. Если я произнесу слово-предмет, вы молчите, услышав предлог – хлопните в ладони.

Стол, из, на, кот, в, рис, у, с, брат, нос, под, к, кран, от, над, зонт, за.

Чем мы занимались на занятии?

Назовите предлоги.

Что это такое?

Дайте определение.

Литература:

«Путешествие в страну падежей» Л.М. Козырева

Ярославль Академия Развития 2001г.

«Русский язык для образовательных учреждений VII-VIII видов»

Издательство «Учитель» Волгоград 2012г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация логопедического занятия Провела: учитель-логопед Богачек В.В. МОУ «Оранжерейнинская СОШ»

Логопедическое занятие. Предлоги

Составь словосочетание по картинке. Назови маленькое слово во всех словосочетаниях.

Составь словосочетание по картинке Назови маленькое слово во всех словосочетаниях.

Соедини картинку с предлогом. В НА

Зашифруй предложение. Новую мебель занесли в комнату. В вазе на столе лежали фрукты.

Вставь предлог В или НА. Утром все спешат … работу. Скоро…саду зацветут деревья. Ручеёк журчал …овраге. …берёзе висят серёжки.

Составь предложение, употребив в нём В и НА. На дереве в гнезде живут птицы.

Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

от отъехала дворца …

поехала дороге … по

переехала мост через …

поднялась гору … в

спустилась горы с …

подкатила избушке к …

Зарядка для глаз

Слова, стоящие перед другими словами, под, в, от, по, через, в, с, к, над, на, перед, около, у это предлоги. Они служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся раздельно с другими словами.

Чудесный выдался денёк, А я учу уроки… Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: Что значит – « по»? Что значит – « за»? И « за», и « по» - предлоги…» А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? А.Шибаев

Спасибо за занятие. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия...

Любовь к Родине - чувство, проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому, в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков - развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе с участием родителей "Умники и умницы"

Цели:Коррекционно-образовательные:- уточнить и активизировать словарь по пройденным лексическим темам;-формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически...

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятия,

учителя-логопеда МБОУ СОШ №13 г. Белгорода

Жидковой Нины Павловны

в группе для детей с НЧП

Предлоги «над, под»

Цель: познакомить детей со значением предлогов «над», «под».

Задачи:

-обучающие: учить детей выделять в словосочетаниях, предложениях предлоги «на», «над», уточнить его пространственное значение, познакомить со схемой предлогов «над», «под», понимать разницу значений предлогов «над», «под», закрепить умение анализировать предложение, упражнять в выделении предлогов «над», «под» в тексте.

-коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение, умение ориентироваться в пространстве, развивать навыки самоконтроля, расширять словарный запас.

-воспитывающие: воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в группе, воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, схемы предлогов, карточки, фишки.

План занятия:

    Организационный момент.

    Работа по сюжетной картинке.

    Работа со схемами.

    Физ-минутка.

    Развитие слухового внимания.

    Работа с карточками.

    Пальчиковая гимнастика.

    Работа в тетрадях.

14. Подведение итогов.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на меня: давайте друг другу мило улыбнемся. Садитесь. Приготовьтесь к занятию.

Давайте, с вами выполним небольшую речевую (фонетическую) разминку. Я вам произнесу чистоговорки, две чистоговорки мы повторим их хором, а затем по очереди. Говорить нужно четко, громко, чтобы было слышно каждый звук. Готовы?

Бу-бу-бу! – ворон на дубу!

Ва-ва-ва! – высокая трава!

Де-де-де! - У деда в бороде!

Жу-жу-жу! - Жучку покажу!

Зи-зи-зи! – Зину привези!

Ле-ле-ле – лейка на столе!

Молодцы, ребята!

    Основная часть. Введение в тему.

Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости (картинка на доске) – утка и утята! Послушайте внимательно рассказ об утке и утятах.

У мамы утки было трое утят. Утята были шустрые, озорные и очень любили играть в прятки. Как то раз стали играть они с мамой уткой в прятки. Договорились, что никуда не станут залезать, а будут прятаться только в низу, под чем-то. Мама утка закрыла глаза и стала искать утят. А утята бегают с места на место и зовут маму: «Кря-кря, мы под столом. Кря-кря, мы под…» Подскажите маме утке, где сейчас утята? (под кроватью, под креслом, под шкафом, под диваном). А потом утята и говорят: «Мы … стулом». «Ничего не понимаю! - отвечает мама утка. Где вы?». – Мы … стулом».

Почему утка не поняла? Какое маленькое слово пропустили утята? (под).

«Под» - это маленькое слово, предлог, обозначает положение предмета внизу, т. е. предмет находится под чем-то, под другим предметом.

Посмотрите не схему предлога «под».

Ребята, положите ручку под стол. А теперь держите ручку над столом.

Какое маленькое слово вы услышали? (над).

«Над» - предлог, обозначает положение предмета в воздухе, т. е.

Предмет находится, висит над чем – то.

Посмотрите на схему предлога «над».

    Уточнение пространственного значения предлогов «под», «над».

Ребята, 1) положите карандаш под стол. Держите карандаш над столом.

2) Положите карандаш под тетрадь. Держите карандаш над тетрадью.

3) Положите карандаш под тетрадь, а ручку держите над тетрадью.

    Уточнение значения всех предлогов.

Рассмотрите картинку и назовите, где находятся герои.

    Распределение картинок под схему данных предлогов.

Посмотрите на картинки. В каком случаи мы употребим предлог «над», а в каком «под»? (пчелка над цветком, мячик под диваном).

    Работа по сюжетной картинке.

Ребята, рассмотрите картинку. В каком случаи мы используем предлог «под», в каком «над»? (бабочка над мишкой, тучи над зайчиком, трава под ежиком, цветочек под зайчиком). Составьте предложение с предлогами «над», «под».

    Работа со схемами.

Рассмотрите схемы на доске. Составьте по ним предложения. (Под столом лежит мяч. Под деревом растет цветок. Над елкою летят шары. Над цветком летит бабочка.) Составьте по эти схемам словосочетание, чтобы там употреблялись предлоги «над», «под». Только сначала вспомним, что такое «словосочетание»? (это сочетание слов, когда слова между собой дружат). (Мяч под столом, летят над елкою, растет под деревом, бабочка над цветком).

    Физ-минутка.

Ребята, какое сейчас время года? (весна). А какие признаки весны вы знаете? (тает снег, зеленеет трава). Мы с вами поиграем в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

(движения полукругом вправо-влево).

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(Руки тянут вверх).

Побежал в саду ручей,

(Бег на месте).

Прилетели сто грачей,

(взмахивают руками как крыльями).

А сугробы тают, тают,

(Медленно приседают)

А цветочки подрастают.

(Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки).

Садитесь, ребята.

    Развитие слухового внимания.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательный?». У вас на столах лежат фишки – красного и коричневого цвета. Я вам сейчас буду читать словосочетание, а вы если услышите предлог «над» поднимете красную фишку, если «под» - коричневую. Понятно?

Зайчик под кустом

Дети под деревьями

Над лесом туча

Люди под зонтиками

Ковер над кроватью

Птицы под облаками

Бабочки над цветами

Ласточка над гнездом.

    Работа с карточками.

А) В данные словосочетания вставьте предлоги «над» или «под».

Прячется … стул Поставили … кровать

Вырос … березой … нами комары

Картина … диваном … головой шары

Самолет … лесом живет … землей

Произнесите словосочетания целиком, выделяя голосом предлог.

Б) Прослушайте два слова. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы: Что под чем? Кто под чем?

Голова ________ шляпа

Тапки _________ стулом

Люстра ________ стол

Парта _________ ноги

Крот __________ земля

Мыши _________ пол

В) Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибку.

Люди спят над ватным одеялом. Под лесом показалось солнце. Под высокой обрывом блестит река. Под селом пролетел вертолет. Под густой ветвями было темно и сыро.

    Пальчиковая гимнастика.

«Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем. Жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)).

Пироги мы испечем!

(Руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

12. Работа в тетрадях.

Прочитайте предложения. Сосчитайте количество слов в предложении. Каким по счету стоит предлог? Назовите его.

Ручка закатилась под письменный стол. Дюймовочка спала под большим листом. Пчелы кружились над ульем. Под густыми ветвями было темно и сыро. Над березами кружили грачи.

Произнесите по очереди каждое предложение так, как будите писать. Запишите предложения. Проверьте свою запись. А теперь проверьте запись своего товарища и карандашом подчеркните ошибки.

13. Развитие словесно-логичсекого мышления.

Придумайте свое предложение с предлогами «над», «под».

14Подведение итога.

Ребята, с какими предлогами мы сегодня с вами познакомились? Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?

Литература:

    Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». – М., 2007.

    Ефименко Л. Н, Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991.

    Кузнецова Е. В., «Ступеньки к школе». – М., 2007.

    Кукушина В. С., «Логопедия в школе. Практический опыт». – М., 2005.

    Миронова С. А., «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М., «Просвещение», 1991.

    Садовникова И. Н., «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма». – М, «Аркти», 2005.

    Смирнова И. А. «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи». – С.-П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Терехова О.И., учитель-логопед ГБОУ СОШ №305 СВАО г.Москвы

  1. 1)активизация словаря;
  2. 2)упражнение в практическом использовании предлогов;
  3. 3)знакомство с предлогом “между”;
  4. 4)развитие слухового и зрительного внимания и памяти;
  5. 5)развитие логического мышления.

Оборудование:

  1. 1)карточки с изображением домиков;
  2. 2)карточки со схемами предлогов;
  3. 3)игрушечная собачка;
  4. 4)мультимедийное устройство;
  5. 5)картинки с изображениями зайца, волка, цыплёнка.

Ход занятия.

1.Орг.момент.

2.Сообщение темы.

Послушайте, получился ли рассказ у Незнайки?

Далеко-далеко … лесу избушка. … избушки окошки. … окошках ставенки. … дверцах петушки нарисованы. Поздней ночью улетит баба-Яга … ступе … охоту. А петушки оживут, … землю спрыгнут. Бегают … земле, ягодки клюют, радуются. Леший попадётся, лешего … пятку ущипнут. Шум, гомон, веселье!

Рано утром баба-Яга … охоты прилетит. Грозно посмотрит, скажет: “… место бездельники!” И опять скучают … дверцах петушки.

Получился рассказ у Незнайки? Почему? Что он забыл? Давайте поможем ему.

Внимание на экран: Предлоги служат для связи слов в предложении.

3.Возьмите свои карточки с домиками. Нарисуйте занавески в домике, трубу на крыше, крыльцо у домика, солнышко над домиком, березу около домика.

Все правильно нарисовали. Что помогло вам нарисовать правильно?

На экране правило: предлоги говорят о месте, где находится предмет.

4.Какие предлоги вы знаете? Составление предложения с предлогами, используя схемы.

5.К нам пришла собачка. Она любит играть в прятки. Поиграем с ней.

Собачка прячется под стол. –Где собачка? (под столом, за спинкой стула, в вазе, под книгой и т.д.)

6.Физкульт минутка.

Шелестят ветвями дубы,

Под дубами растут грибы.

В реке глубока вода

Отделяй предлоги всегда.

7. Правда или шутка?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

8. Поиграем в игру “Предлоги наоборот”.

В лес – из леса

К двери – от двери

К доске – от доски

К берегу – от берега

Над землёй – под землёй

Над водой – под водой.

9. “Путаница”. Составляем предложения:

Ребята, катаются, горки, с.

Зимой, снега, много, лесу, в.

Детям, подарили, на, подарки, празднике.

Заснеженные, деревья, в, стоят, лесу, сказочном.

Метро, строят, землёй, под.

Весной, снега, из-под, пробьются, первые, подснежники.

10. Внимание на экран: Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.

11. Определить, предлог или нет?

(В) лесу (из-за) угла

(из) дома (над) озером

(до) шёл (об) радовался

(до) бежал (за) грустил

(при) нёс (через) дорогу

(пере) прыгнул

12. Знакомство с предлогом между. Посадим в домике. Рисунок с изображением домика.

Зайца - между морковкой и волком;

волка – между лисой и зайцем;

цыплёнка – между петухом и курицей.

13. Итог занятия.

Литература:

  1. Алексей Толстой сказка “Петушки”.
  2. Е. В. Новикова “Секреты предлогов и падежей”. Серия “Практическая логопедия” Издательство “Гном”.
  3. И. Н. Садовникова “Нарушения письменной речи у младших школьников” Москва, “Просвещение”, 1983.


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

Учителя – логопеда
Тихоновой М.А.
Тема занятия: предлоги В, НА, ПОД.
Цели:
1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.
2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.
3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.
4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.
5.Развитие слухового внимания и памяти.
Оборудование:
схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».
План занятия.
Организационный момент.
Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:
На пригорке и под горкой
Под берёзкой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
1.Уточнение пространственных значений предлогов,
Знакомство с понятием «предлог».
На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.
-Когда мы говорим эти маленькие слова? –
В: когда предмет находиться внутри
НА: когда предмет находиться сверху
Под: если предмет внизу.
-Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги.
2.Игра «Найди предлог».
Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).
- Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.
3.Анализ рассказа.
Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:
Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша. Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: «под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.
Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.
Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».
На горе растут дубы,
Под горой растут грибы,
Мы в корзинки их собрали,
Быстро к дому подбежали.
Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
И в наш домик приглашаем.
В доме стол на тонкой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот какой я видел дом!
Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:
Встань на ковер
Подойди к стульчику
Подпрыгни вверх
Встань на носочки
Найди вертолёт
Поднять левую над головой
Положить левую ладонь под правую
5.Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У детей на столах - индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.
6.Исправь ошибки в рассказе Карлсона.
- Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!
Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.
7. Итог занятия, оценка деятельности детей


Приложенные файлы