Произведения в каких случаях использование. Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

  • 5. Законодательство рф в области правовой охраны интеллектуальной собственности
  • 8. Всемирная организация интеллектуальной собственности
  • 9. Евразийская патентная организация
  • 10. Объекты права интеллектуальной собственности в системе объектов гражданских прав
  • 11. Юридическая природа и содержание исключительных прав
  • 12. Закон «Об авторском праве и смежных правах»
  • 13. Понятие и принципы авторского права
  • 14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика
  • 15. Произведения архитектуры как объекты авторского права
  • 16. Производные и составные произведения как объекты авторского права
  • 17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права
  • 18. Субъекты авторского права
  • 19. Смежные права
  • 20. Субъекты и объекты смежных прав
  • 21. Личные неимущественные права авторов
  • 22. Имущественные права на использование произведения науки, литературы, искусства
  • 23. Коллективное управление имущественными правами авторов
  • 24. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций
  • 25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения
  • 26. Срок действия авторского права. Общественное достояние
  • 27. Способы защиты авторских и смежных прав
  • 28. Патентный закон Российской Федерации
  • 30. Понятие и критерии охраноспособности изобретения
  • 31. Особенности правовой охраны секретных изобретений
  • 32. Понятие и критерии охраноспособности полезной модели
  • 33. Понятие и критерии охраноспособности промышленного образца
  • 34. Общая характеристика субъектов патентного права
  • 35. Правовой статус патентных поверенных
  • 36. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности
  • 37. Права и обязанности патентообладателей
  • 38. Возникновение, оформление и сроки существования патентных прав
  • 39. Защита прав патентообладателей и авторов
  • 40. Закон рф «о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
  • 43. Закон рф «о селекционных достижениях»
  • 45. Товарные знаки и знаки обслуживания... 27
  • 46. Правовая охрана товарных знаков (знаков обслуживания)
  • 47. Коллективный и общеизвестный товарный знак
  • 48. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров
  • 49. Коммерческая и служебная тайна
  • 50. Правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну
  • 51. Правовая охрана программ для эвм и баз данных
  • 52. Правовая охрана топологий интегральных микросхем
  • 53. Правовая охрана селекционных достижений
  • 54. Недобросовестная конкуренция
  • 55. Авторские договоры: понятие, виды, содержание
  • 56. Ответственность за нарушение условий авторских договоров
  • 57. Лицензионный договор
  • 58. Договоры на передачу исключительных прав
  • 59. Понятие и юридическая характеристика договора коммерческой концессии
  • 60. Содержание и особенности договора коммерческой концессии
  • 61. Ответственность за нарушение условий договора коммерческой концессии
  • 62. Защита прав владельца товарного знака и знака обслуживания
  • 63. Правовая охрана сертификации
  • 64. Парижская конвенция по охране промышленной собственности
  • 65. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г
  • 66. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г
  • 67. Система защиты авторских и патентных прав в странах снг
  • 68. Участие рф в международных соглашениях об использовании и охране результатов интеллектуальной деятельности
  • 69. Федеральная интеллектуальная собственность
  • 70. «Пиратство» программного обеспечения
  • 71. Контрафакция звукозаписей
  • 72. Книжное пиратство и кинопиратство
  • 25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения

    Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях (кроме аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений, баз данных или существенных частей из них, а также программ для ЭВМ, произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, а так же репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов).

    Свободное использование в информационных целях. Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах или переданных в эфир статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если такие действия не были специально запрещены автором, а также воспроизведение перечисленными способами публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.

    Свободное использование в научных, образовательных, культурных, социальных целях . Разрешается свободное использование:

    1) путем цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

    2) в качестве иллюстраций в изданиях, в радио и телепередачах, звуко и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

    3) путем воспроизведения рельефноточечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения. Допускается свободное предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, законным путем введенных в гражданский оборот (экземпляры, выраженные в цифровой форме, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать их копии в цифровой форме).

    Свободное использование, обусловленное необходимостью соблюдения интересов других правообладателей. Возможно свободное воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого использования или когда произведение используется для коммерческих целей.

    26. Срок действия авторского права. Общественное достояние

    Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

    а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

    Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

    Общественное достояние – состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.

    Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

    Авторское право. Вводный курс Козырев Владимир

    Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

    Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

    Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

    Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.

    Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

    «копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

    Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.

    Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

    Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.

    Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.

    Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

    Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.

    На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

    В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.

    Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

    Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

    Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.

    Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

    Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

    Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

    Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу

    Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

    Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого

    Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

    Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого

    Из книги автора

    Статья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования

    Из книги автора

    Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений

    Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (статьи 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279), а также в иных случаях, предусмотренных настоящей главой.

    Консультации юриста по ст. 1306 ГК РФ

      Алла Дмитриева

      Что такое свободное воспроизведение фонограмм?

      • Ответ юриста:

        По общему положению, это использование объектов смежных прав (одним из которых является право на фонограмму) без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Допускается: в личных целях, но только с правомерно обнародованным произведением и с учетом действующих положений законодательства (ст. 1273 ГК РФ) ; в информационных, научных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ) ; исполнение во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером церемонии (ст. 1277 ГК РФ) и т. д. См. ст. ст. 1279, 1325, 1343, 1344 ГК РФ.

      Марина Зайцева

      в настоящее время частенько на рабочих местах работодатели устанавливают камеры видеонаблюдения. а если работник, оставшись один, одной рукой стихи строчил- это может, и неплохо. но а если он, забыв о камерах другой рукой ХЕР *****л и это увидел работодатель, то это есть нарушение трудовой дисциплины?

      • Ответ юриста:

        нельзя снимать людей без их согласия, т. е. в данном случае – охранников, продавцов и т. п. , но только если речь идет о их частной жизни, если же речь идет о нерадивом исполнении профессиональных обязанностей, снимать можно. Т. е. если вы делаете фото низко наклонившейся продавщицы в короткой юбке – вы вмешиваетесь в ее частную жизнь и делать этого не вправе; а если Вы делаете фото того, как продавщица переклеивает этикетки на просроченном товаре, чтобы ввести в заблуждение потребителей – делать это вы имеете полное право. Данные принципы основаны на Конституции РФ, согласно ст. 29 которой Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (кроме государственной и коммерческой тайны) и согласно ст. 24 которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Впрочем, часто магазины утверждают, что все что у них есть – это объекты авторского права и снимать их нельзя. Вот пример такого объявления: Уважаемые Торговые Агенты и посетители!! ! Доводим до Вашего сведения, что в ОРГАНИЗАЦИИ прайс-лист, политика ценообразования, оформление торговых залов являются авторскими работами сотрудников компании, собственностью – коммерческой тайной владельцев торговой марки ОРГАНИЗАЦИИ В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральными Законами РФ: 1. «Об информации, информатизации и защите информации» . 2. «О коммерческой тайне» . 3. «Об авторском и смежных правах» ЗАПРЕЩЕНО** Фото и видеосъемка объектов авторских и смежных прав и сотрудников компании; аудиозапись; переписывание ассортимента и цен, являющихся коммерческой тайной организации. Руководство магазина оставляет за собой право на ВЫДВОРЕНИЕ из торгового зала лиц, занимающихся фото и видеосъемкой, аудиозаписью, а так же сотрудников конкурирующих и др. организаций, переписывающих товарный ассортимент и цены (занимающихся коммерческим шпионажем) без дополнительного уведомления вплоть до вызова охраны. Просим Вас соблюдать установленные правила. Администрация ОРГАНИЗАЦИИ * логотипы ОРГАНИЗАЦИИ являются зарегистрированными товарным и знаками и охраняются законодательством РФ. ** Разрешение на проведение фото и видеосъемки, аудиозаписи и копирование (переписывание) цен на ассортимент продукции можно получить у администрации компании по письменному запросу. Оставляем за собой право отказать в таком разрешении. __________________ Однако, в данном случае магазин не прав. Хотя ценники, к примеру, можно признать объектами авторского права (особенно, если они содержат логотип магазина) , тем не менее, не всякое воспроизведение объектов авторских прав является противоправным. Так, допускает свободное использование (без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения) произведения в информационных, научных, учебных и культурных целях. Тем более разрешается это делать в целях сбора необходимых доказательств для защиты своих прав потребителя (в том числе – в органах полиции, прокуратуры и суде) . Кроме того, часто магазин ссылается на право частной собственности как основание для запрета фото- и видеосъемки. Однако ст. 10 ГК РФ запрещает злоупотребление правом в любых формах. Вводя подобные запреты, магазин препятсятвует гражданам в сборе доказательств о нарушенных их потребительских правах. Подобными запретами магазин покрывает свою противоправную деятельность, поскольку несоотвествие ценников фактическим продажным ценам – это введение потребителей в заблуждение на грани с мошенничеством.

      Станислав Попугаев

      Разрешена ли трансляция видео с лицензионных носителей в здании Негосударственного пенсионного фонда. В отделе для заключения договоров НПО, где бывает много народу установлен телевизор для трансляции роликов о НПФ, возможно ли не нарушая законодательства транслировать там же мультфильмы, юмористические ролики или что-то подобное? Возможно ли это с лицензионных дисков или же с флешки?

      • На ЧАСТНОЙ. ВАШЕЙ территории вы можете транслировать что угодно НО бесплатно!!!

      Евдокия Кузнецова

      • Я чту закон, поэтому указываю источник процитированных мною слов, но, как мне кажется, далеко не все понимают, что цитирование без указания источника - это серьёзное нарушение закона. Я не особенно интересуюсь "золотыми вопросами" на...

      Антон Урядкин

    • Вадим Хахамович

      плата за использование фонограмм, музыки в кафе и ресторанах. за использование музыки в кафе организация платит в РАО (авторское право), должна ли организация платить и зи использование смежных прав? и на каком основании

      • Ответ юриста:

        Фонограмма, т. е. любая звуковая запись исполнения или иных звуков - это объект смежного права. Как правило она создается на обнародованное музыкальное произведение после его перехода в общественное достояние. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в том случае, когда оригинал или экземпляр правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения (ст. 1325 ГК РФ) . Исключительное право на фонограмму принадлежит ее изготовителю независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, должны соблюдаться права авторов произведений и права исполнителей. Иными слова, использование фонограммы в коммерческих целях допускается с выплатой вознаграждения ее правообладателя. Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) в РФ в соответствии со ст. 1321 и 1328 ГК РФ .

      • А еще надеялась, что умные в Думе сидят. Оказывается- народ прав. дураки-дураками! Ответственность за несанкционированное скачивание всегда существовала, просто иногда более понятно прописывают, чтобы тупым тоже понятно было. Антон Шумских...

    • Валерия Максимова

      Про авторское право. Ситуация: я какое-то время проработал дизайнером в фирме, делающей сайты. Потом я от туда уволился, через какое-то время сделал свой сайт, в котором выложил портфолио -- в том числе и скриншоты нарисованных мной сайтов для этой фирмы. Сегодня я получил письмо от директора той фирмы с требованием убрать работы, сделанные в период моей работы у него для этой фирмы, со своего сайта, с ссылкой на часть 4 ГК РФ .Вопрос: насколько законно его требование и есть ли способ оставить эти работы в моём портфолио? В коммерческих целях эти работы не используются, они просто размещены для того, чтобы дать потенциальным клиентам и работодателям представление об их уровне. Спасибо!з.ы. со времени моего увольнения до получения письма прошло 2 года, если это имеет какое-то значение.

      • Ответ юриста:

        Попробуйте мотивировать свои возражения этой нормой:Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

      Евдокия Максимова

      Господа юристы и просто знающие закон, подскажите пож-та.... В нашем ВУЗе в библиотеке запретили ксерокопировать учебники и книги, ссылаясь на закон о защите авторских прав. Правомерны ли такие действия? (И если можно по конкретнее, привелите ссылку из документа, пож-та.)При этом статьи из журналов разрешают ксерокоприровать.

      • Ответ юриста:

        Вступившая в силу IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации запретила библиотекам делать копии произведений в ЦИФРОВОМ формате, а также запрешено репродуцирование книг полностью (ст. 1273 ГК РФ) . НО, в статье 1275 указано: "Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли: ...2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.2. Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой) , оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.Принисите в бибилиотеку IV часть ГК и проведите мини лекцию))

      Алена Кудрявцева

      снял фильм, и хочу его сделать официальным... как это возможно сделать?

      • Сомневаюсь, что любительское кино можно протолкнуть в кинотеатры, тем не менее умные мудаки устраивают фестивали любительского кино, стремитесь попасть туда

      Раиса Медведева

      использование логотипа других компаний на сувенирах. скажите пожалуйста такой вопрос - мне нравятся самолеты Владивосток авиа, так могу ли изготавливать модели самолетов в данной окраске, без согласования с компанией?

      • Для своего личного пользования можете хоть подпись президента подделать, а в прочих целях надо знать, какие части дизайна защищены. Просто цвет использовать скорее всего можно, а вот именно логотип - другое дело.

      Любовь Маркова

      смежные права тест

      • ебу дал сука

      Дмитрий Мячков

      что вы думаити о тех чиновниках которые приняля вот эти поправки

      • пашли они нахер. качали и будем качать

      Евгений Краснощек

      Нужна информация о Законе Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах. Вопрос о авторских правах. Допустим есть радио станция, и эта станция крутит музыку очень популярную. И на сайте этой радио станции есть список исполнителей, что будет играть и в какое время в эфире. Будет ли считаться не правомерное использование материала без согласия автора. эта статья

      • А на фиг Вам эта информация? Вынужден Вас огорчить - данный закон утратил силу в связи с вступлением в силу части 4 Гражданского Кодекса РФ .. . (ФедеральныЙ закон от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) - Так что теперь все об авторских и смежных правах ищите в ГК РФ .

      Владимир Белоконев

      музеи мне как наследнику должны выплачивать компенсацию???. Суть вопроса такова: прадед мой был личность творческая работы его представлены во многих музеях Москвы и Питера, мне подсказали, что музеи мне как наследнику должны выплачивать компенсацию. Так ли это

      • Ответ юриста:

        Прадед.. . Сколько лет прошло после смерти? Срок охраны не истек? Вы не написали, о каких произведениях идет речь. Это картины, книги, скульптура, фото, декоративно-прикладные произведения? 1. Надо точно знать, какие права были переданы музеям. Нужно смотреть договоры. 2. Если оригиналы выставлены в музеях, но оставались собственностью автора (маловероятно, но вдруг?) , то после смерти автора все права на них перейдут наследникам и наследники могут распоряжаться произведениями и изменить при желании договор с музеем на их использование. 3. Если оригиналы произведений были ПРОДАНЫ или безвозмездно переданы музею в собственность, то надо определить, передавалось ли при этом исключительное право (только на основании договора в письменной форме!) Если нет договора о передаче исключительного права, то по закону РФ при отчуждении автором оригинала произведения исключительное право сохраняется за автором (ст. 1291 ГК РФ) . При этом музей вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать оригинал произведения и и публиковать в каталогах и изданиях, а также передавать для демонстрации на других выставках. Однако в этом случае вы наследуете исключительное (имущественное) право, которое кроме вышеописанного права свободно демонстрировать произведение на выставках и печатать в каталогах, которое не требует разрешения в силу ст. 1291, включает использование иными способами, которые являются самостоятельными и требуют разрешения правообладателя, в частности, создание копий, сообщение в эфир или по кабелю (телевидение) , доведение до всеобщего сведения (интернет) , переработку (различные производные произведения) . Например, создание коллажей из фото - это переработка. Музей должен просить у вас разрешения на такие действия и тут возможна компенсация. Хотя если произведения отчуждались музеям предыдущими наследниками до вас, то исключительное право перешло музею на основании п. 2 ст. 1291 и этот вопрос закрыт. Таким образом, пойдете вы к юристу или сами будете решать вопрос, надо для начала понять, на каких условиях произведения попали в музеи, какие у музеев права. Нужны договоры. Кстати, договор об отчуждении исключительного права должен быть в письменной форме. Если у вас их нет в наличии, требуйте у музея подтверждения их прав на произведения (исключительных или неисключительных) . Если их нет вообще и произведения в музей передавал сам дедушка, то можно уверенно заявлять, что вы наследница исключительного права на произведения (с ограничением абзаца 2 п. 1. ст. 1291) и у вас должны получать разрешение на создание копий, публикации в инете, показ по телевидению, другое использование, не являющееся демонстрацией на выставках (например, включение как иллюстрацию) . Это относится и к произведениям, переданным в музей во времена СССР (если исключительное право еще действует - 70 лет со дня смерти автора) . В любом случае, перешли права к музею или остались за автором, вы наследуете право следования (ст. 1293 ГК РФ - при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи) Размер компенсации в данном случае определяет правительство РФ. Говорят, что в РФ прецедентов применения права следования пока не было, но в законе это написано, а закон есть закон. Еще у вас есть право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) . Вы можете запрещать искажения и защищать честь и достоинство автора.

      Клавдия Воробьева

      что вы думаите о тех чиновниках которые приняли вот эти поправки

      • Данная норма направлена не против тех, кто качает контент из Сети и смотрит его сугубо на своём домашнем компьютере. Она будет применяться к тем, кто пишет указанный контент на болванки без лицензии на такую деятельность, а потом получает...

      Олег Одинцов

      могу ли я привлечь к ответственности человека, который под своим именем выкладывает в социальную сеть мои песни?

      • Ответ юриста:

        Можете. И знайте, что 1. оформлять авторские права не надо. Ни регистрировать, ни получать какие-то документы. Никаких формальностей, потому что авторское право возникает в момент создания произведения (песни) . "Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей" (ч. 4 ст. 1259 ГК РФ) . 2. "само по себе авторское право, нарушается.. " не только если человек использует их для коммерческих целей. Если человек присвоил себе Ваши песни, то это нарушение личных неимущественных прав автора. Плюс к тому же он их выложил в соцсеть, а это еще дополнительное нарушение, а именно исключительных прав автора. Первое, что можете предпринять - потребовать у пользователя и администрации сайта удалить песни с сайта. Если реакции нет, то можно подавать в суд иск о нарушении авторских прав.

      Даниил Берденниов

      • Ну слова-то вы переделали, а музыку-то просто слямзили. Исключительное право на фонограмму 1. Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 настоящего...

      Борис Раскошных

      Депутаты хотят ограничить смежные права музыкантов из-за претензий Земфиры. а лицо не треснет?

      • Этих правообладателей надо самих заставить слушать свое

      Полина Давыдова

      Авторское право. Здравствуйте!Есть идеи создать сайт с пословицами, поговорками, загадками, частушками, тостами, поздравлениями и тд.Наполнение сайта планируется брать из различных книг.В книгах написано: "Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения редакции.... "Можно ли как-то безболезненно использовать материалы из книг?Ведь пословицы, тосты и тд составляли явно не издатели.. .Подскажите, пожалуйста, как быть?Спасибо!

      • Ответ юриста:

        пословицы, поговорки, загадки и частушки и т. п. можете тиражировать сколько Вашей душе угодно. Это произведения народного творчества и авторским правом не охраняютсяГражданский кодекс Российской ФедерацииСтатья 1259. Объекты авторских прав 6. Не являются объектами авторских прав:3) произведения народного творчества (фольклор) , не имеющие конкретных авторов;

      Валентина Васильева

      • Ответ юриста:

        Само по себе скачивание песни из Интернета ничьих прав затронуть не может и юридической ответственности не влечет. Другое дело - воспроизведение этой (скаченной) песни.В соответствии со статьей 1273 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ правомерно обнародованного произведения.Если же Вы захотите публично воспроизвести песню (например, на дискотеке) , то Вам необходимо будет получить согласие автора или иного правообладателя.Ответственность за нарушение этого правила будет зависеть от наличия у Вас цели получения дохода при воспроизведении песни. Если такая цель была, то Вы можете понести ответственность по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения) .Если же цели извлечения дохода нет, то ни административной, ни уголовной ответственности за такое нарушение авторских прав не будет.

    Произведение науки как результат творческой деятельности получает правовую охрану с момента его создания в объективной форме. Красной нитью через гражданское законодательство проходит правило о том, что использование объектов интеллектуальной собственности осуществляется только с согласия автора или его правообладателя, за исключением случаев, установленных законом. Разрабатывая законодательство в области охраны и защиты интеллектуальной собственности, необходимо находить разумный баланс интересов отдельного автора произведения и общества в целом, не создавая искусственных преград для культурного и научного развития. В интересах общества, для развития науки, в соответствии с международными стандартами в гражданском законодательстве установлены случаи свободного использования авторских произведений, то есть использования объекта без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Любое использование произведения, в том числе и свободное, ни в коем случае не должно нарушать неимущественные права автора - право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения.

    В доктрине гражданского права вопросы свободного использования авторских произведений относятся к числу малоразработанных, рассматриваются в основном через призму ограничений исключительных прав в российском гражданском законодательстве, установленных в интересах образования и научного развития. В рамках настоящей статьи предпримем попытку выявить отдельные проблемы правового регулирования свободного использования произведений в научных целях. Проблема правовой охраны произведений науки включает в себя ряд составляющих, к числу которых относятся и понятие научного произведения как объекта авторского права, цели и пределы свободного использования произведения, правила цитирования.

    В настоящее время случаи и пределы свободного использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях установлены ст. 1274 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ). С момента принятия части четвертой ГК РФ содержание указанной нормы было расширено перечнем действий, которые можно совершать без согласия правообладателя. Федеральным законом от 12.03.2014 г. №35 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнен пп.1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ словами «в целях раскрытия творческого замысла автора». Изменения были необходимы для обеспечения доступа граждан к авторским материалам для свободного занятия научной и учебной деятельностью.

    Исходя из положений ст. 1274 ГК РФ, определим условия свободного использования произведения:

    • - свободное использование авторского произведения возможно только в отношении правомерно обнародованного произведения, то есть произведения, ставшего доступным для всеобщего сведения с согласия автора;
    • - свободное использование авторского произведения возможно только в целях, определенных законом, - научных, полемических, критических, информационных, учебных, для раскрытия творческого замысла автора;
    • - пределы свободного использования произведения установлены законом в рамках объема, оправданного целью цитирования;
    • - при свободном использовании произведения обязательно указание имени автора и источника заимствования.

    В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В гражданском законодательстве не раскрывается понятие произведения, в доктрине данное понятие как объект правовой охраны представлено неоднозначно и является дискуссионным. Соответственно, на уровне ГК РФ не раскрывается и понятие произведения науки как разновидности объектов авторского права.

    Позиция Верховного Суда Российской Федерации по вопросу объекта авторского права, отраженная в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 г., сводится к тому, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом.

    Для создания самостоятельного научного произведения исследователю необходимо, прежде всего, определить степень разработанности темы, изучить имеющиеся научные труды в этой сфере и представить результаты их анализа в своей работе. Безусловно, для научного произведения необходима новизна и оригинальность. Понятие научной (научно-исследовательской) деятельности определяется Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Разновидностью научных работ являются диссертации на соискание ученой степени. Понятие диссертации на соискание ученой степени кандидата наук определяется как научноквалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

    Как видим, научное произведение должно отвечать требованиям новизны, оригинальности и практической значимости. Не всякое произведение будет являться научным, но как результат творческой деятельности получает правовую охрану. Обращает на себя внимание указание Верховного Суда РФ на то, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

    Очень сложным вопросом является определение допустимого объема использования чужого авторского произведения для создания своего труда. Сегодня весьма популярна система «Антиплагиат», с помощью которой пытаются определить степень оригинальности произведения. Однако единого подхода еще не существует, нормативно критерии определения самостоятельности в зависимости от характера и вида работы не закреплены и требуют серьезного обсуждения.

    Еще одна проблема - соблюдение правил цитирования. Не секрет, что многие современные исследователи грешат нарушением правил цитирования, изменяя содержание фразы, но сохраняя смысловое значение, что приводит в конечном итоге к заимствованию чужой авторской идеи, изложенной в научной работе.

    В пп.1 п.1 ст. 1274 ГК РФ определение объема использования связано с целью цитирования и должно быть ею оправдано. «Объем, оправданный целью цитирования», - оценочное понятие, приводящее к весьма субъективному разрешению конкретной ситуации. Цель цитирования, конечно, соотносится с целью самой исследовательской разработки. Понятие цитирования в законе не раскрывается, судебная практика единого подхода к этому вопросу еще не выработала. Так, при рассмотрении спора, вытекающего из авторских правоотношений, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05 декабря 2013 г. № 78-Г03-77 указал, что под цитированием понимается включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора.

    В.И. Даль раскрывает понятие «цитировать» как ссылаться, приводить чьи-либо слова, делать выписку дословно.

    Безусловно, определить в законе конкретный объем цитирования невозможно, в случае нарушения исключительного авторского права предметом спора будет определенный объем цитат, используемый для конкретной цели. При рассмотрении и разрешении судом таких споров многое зависит от характера и направленности произведения, например, магистерская диссертация как маленькое научное произведение или диссертация на соискание ученой степени доктора наук. Цель цитирования должна быть определена для подготовки нового произведения исходя из его характера. Объем цитирования также будет зависеть от характера произведения. Так, для исследования, например, отдельного правового института, цитируют лишь фрагменты чужих произведений, а для подготовки критического анализа в качестве предмета может выступать отдельная авторская работа, соответственно, в этом случае будет большой объем цитирования.

    Показательным для нашей темы является дело N А40-17182/09-51-199 о защите исключительного права на авторское произведение, рассмотренное Арбитражным судом г. Москвы 24.11.2009 г. и оставленным без изменения вышестоящими инстанциями. Истец основывал свои требования на том, что ответчик издал книгу автора Ф.Н. Филиной «Франчайзинг: правовые основы деятельности», где незаконно использованы фрагменты книги В.В. Колесникова «Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз», исключительные авторские права на воспроизведение и распространение которой принадлежат истцу на основании лицензионного договора. Оценив объем совпадающих в книгах данных, арбитражный суд пришел к выводу о том, что совпадающие данные составляют незначительную часть книги Филиной Ф.Н. в объеме, оправданном целью цитирования. В удовлетворении иска об обязании прекратить распространение книги, изъятии ее из оборота, обязании уничтожить экземпляры книги, взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав отказано, так как часть спорных фрагментов получена автором книги из открытых для общего доступа источников, совпадающие фрагменты составляют незначительную часть книги, в объеме, оправданном целью цитирования, ссылки на первоисточник имеются, что допускается без согласия автора.

    При рассмотрении данного дела допустимый объем заимствований при цитировании определялся судом по результатам постраничного сравнения текстов, что не исключает субъективного элемента в данном деле. Безусловно, при отсутствии четкого определения допустимого объема заимствований при цитировании в каждом судебном деле будет своя позиция по этому вопросу. Закон в настоящее время не устанавливает правила цитирования, соответственно, в каждом отдельном случае будут субъективные решения по этому вопросу.

    Таким образом, вопросы свободного использования авторских научных произведений требуют тщательного научного осмысления и исследования для правовой охраны этих объектов. Законодатель, устанавливая размытые рамки свободного использования произведения - в объеме, оправданном целью цитирования, не устанавливая конкретных критериев объема, не раскрывая правила цитирования, обрекает на правовую неопределенность и субъективное разрешение возникающих споров. Для дальнейшего успешного развития института правовой охраны научных произведений необходимо четкое законодательное закрепление основополагающих понятий, среди которых и само понятие произведения и, в частности, произведения науки, как объекта авторского права.

    Основной принцип использования произведений, охраняемых авторским правом – в том, что оно должно осуществляться только с разрешения обладателя исключительных прав. Такой принцип закреплен в статье 1229 ГК , общей для всей "интеллектуальной собственности".

    Однако, в сфере авторского права существует ряд ситуаций, когда разрешения правообладателя можно все-таки не спрашивать. Сегодня мы поговорим как раз о таких ситуациях, которые называются "свободным использованием". В отличие от "коллективного управления", которое мы рассматривали в одной из предыдущих колонок, "свободное использование" не сопровождается никакими выплатами.

    Личные нужды

    Первая большая разновидность "свободного использования" – это использование в личных целях, право на которое закреплено статьей 1273 Гражданского кодекса :

    Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением: 1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; 2) воспроизведения баз данных или их существенных частей; 3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса ; 4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275 ) книг (полностью) и нотных текстов; 5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; 6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

    Напомню, что под "воспроизведением" закон () понимает не прослушивание или просмотр произведения, а создание его копии. Хотелось бы обратить внимание на то, что "по умолчанию" копировать в личных целях разрешено практически все виды произведений, за исключением программ для ЭВМ и баз данных. По замыслу авторов старого закона "Об авторском праве... " разрешение на их копирование привело бы к неоправданному ущербу для правообладателей: слишком уж легко его можно осуществить. Прошло время, с распространением цифровой техники и Интернета точно так же легко стало копировать всю остальную "интеллектуальную собственность", но старые ограничения перекочевали из закона в Гражданский кодекс. Однако, при этом в статье 1245 ГК предусмотрен механизм возмещения упущенной правообладателями выгоды:

    Статья 1245. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях 1. Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

    Фактически, все мы платим за воспроизведение в личных целях (или, как его еще называют, "домашнее копирование"), покупая "болванку" или другой носитель для записи: отчисления правообладателям уже заложены в цену этого носителя. Что же касается других ограничений, установленных в статье 1273 , то подробнее можно остановиться на "репродуцировании" книг и нот, под которым чаще всего понимается ксерокопирование или сканирование с последующей распечаткой. Если книги запрещено репродуцировать полностью, то нотные тексты – в любом объеме. Это тоже "реликт", сохранившийся в законодательстве "со старых времен", одной из его задач является охрана интересов издателей нот, которые, собственно, и были первыми "борцами с пиратством". Важно помнить еще и то, что под определение "репродуцирования" из статьи 1275 ГК попадает только изготовление "бумажной копии", электронные документы в него не включаются:

    Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

    То есть, даже отсканировав для себя всю книгу, авторских прав вы не нарушите до тех пор, пока ее не распечатаете, тоже полностью. Не является репродуцированием даже распечатка распознанного текста, поскольку воспроизведение должно быть "факcимильным", то есть, фотографически повторяющим исходное произведение. Одно из нововведений в положения закона о "домашнем копировании" – это пп. 5 п. 1 статьи 1273, который запрещает для личных целей видеозапись "аудиовизуального произведения при его публичном исполнении". Речь здесь идет об изготовлении так называемых "экранных копий" фильмов, или "экранок". Чаще всего они предназначены для "пиратского" распространения, однако, закон запрещает делать их и для себя.

    Научные и культурные цели

    Следующая , названа "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Она описывает ситуации, когда произведения можно использовать не только для себя, но и при создании других произведений, компиляции, а также другими способами. В начале списка разрешений речь идет о цитировании:

    1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

    Казалось бы, все должно быть понятно, но, тем не менее, именно с цитированием связано несколько распространенных заблуждений. Первое – относительно его объема: существует мнение, что цитировать можно "только до тридцати процентов произведения" ("только N процентов", "до одной трети", и т.д.). Это неверно: закон говорит об "объеме, оправданном целью", для маленьких произведений это может быть и весь текст целиком, закон не запрещает цитирование полностью. Мнение о жестко установленном объеме цитирования ведет свое происхождение из зарубежной правоприменительной практики, а также Гражданского кодекса 1964 года, в котором этот объем ограничивался одним авторским листом. В современном законодательстве таких ограничений нет. Второе – мнение о том, что цитирование представляет собой включение отрывка из чужого произведения в свое собственное, причем цитируемый отрывок не должен занимать значительную часть от всего текста. Этого закон тоже не требует, наоборот: разрешены "обзоры печати", которые могут состоять из отрывков других материалов большей частью или вообще целиком. Ну и, наконец, распространено мнение о том, что цитировать можно только тексты. Это тоже не так: в законе вообще не установлено каких-либо ограничений на вид цитируемого произведения, то есть, это может быть изображение или видеофрагмент. Цитирование исключительно текстовой информации – еще один архаизм, возникший в "докомпьютерный" период, когда ничего другого процитировать было просто нельзя. Следующее основание для "свободного использования" – так называемые "учебные цели": "2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;" В этом отрывке речь идет об учебниках и прочих материалах учебного характера. Следует отметить, что сборники отрывков из разных произведений (хрестоматии) под это разрешение не попадают: понятие "иллюстрации" предполагает, что это – отрывок произведения, который служит примером для подкрепления каких-либо положений. Иллюстрация должна включаться в другое произведение, так что составить сборник из "иллюстраций" закон не позволяет. Два следующих подпункта статьи связаны с работой средств массовой информации:

    3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем; 4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

    Подпункты 3 и 4 разрешают средствам массовой информации перепечатывать чужие статьи и речи, связанные с политикой. Правда, издание, в котором такие статьи публикуются, может запретить их перепечатку или потребовать получать предварительно разрешение. Что касается политических материалов, то их можно использовать примерно так же, как и цитаты: в объеме, "оправданном поставленной целью". Пятый подпункт сформулирован довольно неудачно, так что придется расшифровать, что в нем имеется в виду:

    5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

    Он разрешает включать в фото- или видеоматериалы изображения тех произведений, которые попали в кадр при фотографировании или видеосъемке. Получать согласие правообладателя или платить ему при этом не требуется. Правда, распространяется это только на "обзоры текущих событий", для показа, например, в фильме, придется спрашивать разрешения (или договариваться о "продакт-плейсменте"). Шестой подпункт разрешает переиздавать произведения так называемым "шрифтом Брайля", предназначенным для прочтения слепыми. При этом не должно извлекаться прибыли. Вторым пунктом статьи библиотекам разрешается предоставлять экземпляры произведения во временное пользование, причем производиться это должно бесплатно. Библиотекам также запрещено выдавать на руки экземпляры произведений в цифровой форме: с ними читатели могут работать только в помещении библиотеки и только при отсутствии возможности скопировать их. Третий пункт статьи представляет собой нововведение, ранее в законодательстве его не было. Он разрешает без согласия правообладателя использовать произведения для создания пародий или карикатур, причем это касается не только переработки, но и использования самого произведения. Следующая статья 1275 говорит о репродуцировании произведения, на определении которого мы уже останавливались:

    1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 1273) в единственном экземпляре без извлечения прибыли: 1) правомерно опубликованного произведения - библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов; 2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

    К сожалению, многие библиотеки толкуют этот запрет расширенно и запрещают читателям самостоятельно делать копии книг в читальных залах принесенными с собой фотоаппаратами. Обоснования для этого придумываются самые разные, вплоть до того, что "окружающим будет мешать вспышка". Правда, если освещенность достаточна для чтения, то и снимать в большинстве случаев можно без вспышки, но запретители этого почему-то во внимание не принимают. В ход также часто идут ссылки на "четвертую часть ГК, которая запретила копирование", и, разумеется, толкование этой четвертой части с реальностью имеет мало общего. Основная цель таких запретов – вынудить читателя воспользоваться библиотечным ксероксом, разумеется, не бесплатным. С точки зрения закона "О защите прав потребителей " такие действия – это типичная "навязанная услуга". Посетитель вполне может сам сделать себе копию, как уже говорилось выше, такое право предоставлено ему статьей 1273 Гражданского кодекса. называется "Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения":

    Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

    Она очень похожа на подпункт 5 первого пункта статьи 1273, который разрешает показывать в фотоснимках и видеозаписях произведения, случайно попавшие в кадр. Только в этой статье речь идет о произведениях архитектуры или изобразительного искусства, то есть речь идет о зданиях, которые доступны любому взгляду, и картинах, а также прочих произведениях искусства, которые находятся в местах со свободным доступом. Точно так же изображение произведения не должно доминировать в кадре, оно может быть показано "на заднем плане". Сходные нормы зарубежного законодательства получили названия "свобода панорамы". разрешает свободно исполнять музыкальные произведения в ходе различных церемоний. Освобождение от оплаты получили официальные и религиозные церемонии, а также похороны. Как правило, разночтения возникают при определении того, какая церемония может быть отнесена к "официальным": закон не содержит их исчерпывающего перечня. Как правило, к ним относят церемонии, устраиваемые органами государственной власти и связанные с какими-либо государственными праздниками. К "официальным" может быть также отнесена церемония бракосочетания. В статье 1278 содержится освобождение от выплат создания копий произведений при производстве по делам об административных правонарушениях, а также при предварительном следствии, дознании и осуществлении судопроизводства. При этом установлено обычное в таких случаях ограничение на объем использования: он должен быть "оправдан этой целью". разрешает организациям, осуществляющим вещание в эфире, записывать те произведения, на передачу которых у нее есть право. Эта запись имеет временный характер и должна быть уничтожена в течение шести месяцев со дня изготовления.

    Программы и базы данных

    И, наконец, последняя статья, описывающая "свободное использование" – 1280. В ней говорится про программы для ЭВМ и базы данных:

    1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения: 1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;

    В данном пункте речь идет о так называемой "адаптации" программы для ЭВМ, которую разрешено производить для ее корректной работы. Договором с правообладателем можно запретить исправление ошибок, однако, все остальные действия выполнять можно беспрепятственно, поскольку они фактически связаны с использованием программы по ее прямому назначению. Кроме этого, владелец экземпляра вправе сделать так называемую "архивную копию":

    2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.

    Как мы видим, архивная копия служит заменой оригиналу купленного экземпляра программы, она должна использоваться в тех же целях, что и оригинал, а если пользователь утратил право использования программы – эта копия должна быть уничтожена. Разумеется, если программа передается другому пользователю, вместе с ней можно передать и архивную копию. Еще одна группа полномочий владельца программы – право на изучение ее работы, а также декомпилирование в случае необходимости:

    2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления действий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи. 3. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий: 1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников; 2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию; 3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ.

    Право изучать функционирование программы – это нововведение Гражданского кодекса, ранее в отечественном законодательстве оно отдельно не выделялось, в отличие от права на дизассемблирование. Впрочем, фактически оно признавалось и до этого. Право на дизассемблирование существовало и раньше, однако, в связи со сложностью современных программ, мало кто им пользовался. В статье 1280 также содержится запрет на нанесение "неоправданного ущерба" использованию программы для ЭВМ в результате применения остальных положений статьи. Фактически это – запрет на злоупотребление "свободным использованием". Он аналогичен общему запрету, содержащемуся в статье 1229 ГК (п. 5, абзац 2). Таким образом, законом предусмотрено довольно большое число ситуаций, когда охраняемый авторским правом произведения могут быть использованы совершенно бесплатно и без разрешения правообладателя. Разумеется, при этом должны соблюдаться так называеме "личные неимущественные права" автора, к которым относится право на имя, защиту произведения от искажений, и другие. Эти права охраняются бессрочно.