Портал «Опасный груз» - объединение участников рынка опасных веществ и изделий.
Приказ Минтранса от 28.09.2015 г. №287
"Об утверждении профессиональных и квалификационных требований
к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом "
В соответствии с подпунктом 5.2.10(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Требования).
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 12.3 Требований, вступающего в силу по истечении трех лет со дня официального опубликования настоящего приказа.
Профессиональные и квалификационные требования
к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
1. Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Требования, работники), разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пунктом 5.2.10(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395.
2. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
3. Настоящие Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
- водитель транспортного средства категорий "D", "Dl", "DE", "D1E" (далее - водитель автобуса);
- водитель транспортного средства категории "Тm" (далее - водитель трамвая);
Практически у всех, кто эксплуатирует транспорт в связи с выходом нового Приказа Минтранса №287 появилась потребность в комментариях эксперта по обучению БДД .Мы с вами разберем, что же нового этот Приказ Минтранса нам принес. И как действовать руководителю, специалисту по БДД и ИП с учетом того что у него есть на руках.
Итак, Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. №287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
Убедиться в том, что этот Приказ действительно действующий и зарегистрирован, можно взглянув на страницу с громким названием Министерство Юстиции Российской Федерации .
О старом Приказе Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» можно забыть.
Скачать актуальную версию Приказа Минтранса №287 вы можете на официальной странице Гаранта .
Я начну с типичных ситуаций в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП. И разобрав эти примеры, далее мы обсудим какие специалисты должны быть обучены по БДД .
Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены, но аттестованы
Ситуация #1. На сегодняшний день, например, у руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение на руках о том, что он несколько лет назад прошел обучение в рамках требований Приказа Минтранса 75 (на сегодняшний день утратил силу).
Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».
Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении данного курса, и затем успешно был аттестован в надзорном органе.
В надзорном органе также выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.
Сразу оговорюсь, разобрав этот пример, остальные примеры будет понять намного проще .
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
— обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом…
Отсюда делаем очень простой вывод. Если ваша организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в Уставе организации), то значить вы находитесь в рамках требований Приказа Минтранса №287 .
Если ваша организация, например, просто перевозит бухгалтера в налоговую или директора на совещание, то ваша организация находится вне рамок Квалификационных требований .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:- Я констатирую факт, что у многих руководителей, специалистов и ИП, в связи с принятием Приказа Минтранса №287 есть полное непонимание того что надо делать.
Опять же факт, образовательные учреждения не могут квалифицированно проконсультировать вас по вопросам касающимся правильного трактования Приказа Минтранса №287.
Здесь могу с гордостью сказать, что в России есть единственное образовательное учреждение , которое мы консультируем на экспертном уровне, это наш собственный образовательный Центр по дистанционному обучению БДД в рамках Приказа Минтранса №287 .
Подробнее о нашем образовательном проекте можно узнать…
14.06.2016 г. вступил в силу Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Установлены профессиональные и квалификационные требования к водителям, диспетчерам, контролерам технического состояния, специалистам, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и другим работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом .
СПЕЦИАЛИСТ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Требования:
п.16.3. наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 и прошедшему в установленном порядке ;
ИЛИ
наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения , и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность .
п.16.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
КОНТРОЛЕР ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования:
п.14.3. наличие по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы ;
ИЛИ
наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года ;
ИЛИ
наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств . Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются .
ДИСПЕТЧЕР АВТОМОБИЛЬНОГО И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
Требования:
п. 13.3. наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
ИЛИ
наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта .
п.13.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
С 14 июня 2016 года вступают в силу профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются, в частности, автоперевозками
Утвержденные Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
Профессиональные и квалификационные требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
- водитель легкового автомобиля (включая водителя легкового такси);
- водитель грузового автомобиля;
- водитель автобуса;
- водитель троллейбуса;
- водитель трамвая;
- водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
- водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
- водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
- диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
- контролер технического состояния автотранспортных средств;
- контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
- специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
- консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
В частности, документом устанавливается, что водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет. Также требования к стажу определены для водителя автомобиля, осуществляющему перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, - наличие общего стажа (опыта) работы в качестве водителя не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года - в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории, и для водителя автомобиля, сопровождающему перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, - наличие стажа (опыта) работы в качестве водителя автомобиля, осуществляющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза не менее одного года.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К РАБОТНИКАМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕВОЗКИ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ
НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Зарегистрировано в Минюсте России 9 декабря 2015 г. N 40032
В соответствии с подпунктом 5.2.10(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. 1), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. 2), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650; ст. 652; N 11, ст. 1222; N 12, ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N 25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935; N 26, ст. 3801, ст. 3804; N 32, ст. 4832; N 38, ст. 5389; N 46, ст. 6526; N 47, ст. 6660; N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686; N 14, ст. 1630; N 19, ст. 2439; N 44, ст. 6029; N 49, ст. 6881; 2013, N 5, ст. 388; N 12, ст. 1322; N 26, ст. 3343; N 33, ст. 4386; N 38, ст. 4821; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1286; N 18 (ч. 4), ст. 2177; N 30 (ч. 2), ст. 4311; N 30 (ч. 2) ст. 4325; N 37, ст. 4974; N 42, ст. 5736; N 43, ст. 5901, ст. 5926; 2015, N 2, ст. 491; N 16, ст. 2394; N 17 (ч. 4), ст. 2571; N 20, ст. 2925),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Требования).
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 12.3 Требований, вступающего в силу по истечении трех лет со дня официального опубликования настоящего приказа.
Министр
Всем юридическим лицам, предоставляющим услуги в сфере перевозок автотранспортными средствами (далее по тексту АТС) и наземным электротранспортом, пригодятся разъяснения специалистов по приказу Минтранса от 28.09.15 г. №287 . Попробуем разобраться в хитросплетениях этого документа.
О необходимости повторного обучения
Многие специалисты прошли обучение, а затем получили аттестацию в органах надзора до вступления в силу нового приказа. Согласно нормативной базе эти направления различны и не связаны между собой. Аттестация действует пять лет, и её никто не отменяет. Однако новый приказ требует дополнительного обучения.
Нарушение повлечёт за собой административный штраф:
- 20 тыс. руб. для физических лиц;
- 100 тыс. руб. для юридических лиц.
Об обязательности высшего образования
Согласно приказу к разряду специалистов, на которых лежит ответственность за безопасность дорожного движения (далее по тексту БДД) относятся лица:
- Имеющие профильное высшее образование, входящее в группу профессий по технике и технологиям наземных разновидностей транспорта № 23.00.00 ;
- Без высшего образования, входящего в группу профессий № 23.00.00 , но имеющих дополнительную квалификацию в качестве ответственных за БДД и прошедших аттестацию, дающую право занимать такую должность.
Это означает, что с вступлением в силу этого приказа, специалисты со средне-специальным профильным образованием не имеют право работать в качестве лиц ответственных за БДД.
Последствия отсутствия аттестата
Если до вступления в силу изменений в законодательстве специалист отучился, но по какой-то причине не прошёл аттестацию, то ему придётся получить дополнительную квалификацию в качестве ответственного за БДД, даже при наличии профильного образования, входящего в группу № 23.00.00 . Это придётся сделать потому, что в соответствии с Приказом № 13\11 аттестоваться можно только после того, как он повысил свою квалификацию.
О возможности получить образование дистанционно
Ранее получить образование в качестве специалиста по БДД можно было только очно, теперь ситуация изменилась. В соответствии с ФЗ № 273 разрешена реализация программы обучения с помощью дистанционной технологии.
Это значительно упрощает образовательный процесс, так как специалист может заниматься, находясь в любой точке земного шара. При этом нет разницы меду дипломом специалиста, отучившегося очно и дистанционно.
Где обучаться?
Действующее законодательство не установило ограничений по месту обучения. Не существует разрешённого перечня образовательных учреждений. Отучиться можно в любой организации, которая проводит обучение в соответствии с действующими нормами.
Кому нужно пройти обучение?
Согласно действующим изменениям установлены требования к специалистам следующих профессий и должностей:
- Диспетчеры АТС и городского наземного электротранспорта;
- Контролёры технического соответствия автотранспорта;
- Контролёры технического соответствия наземного электротранспорта;
- Специалисты, ответственные за БДД;
- Консультанты, обеспечивающие безопасность перевозки грузов, относящихся к разряду опасных.
Чему научат специалиста?
Специалистам БДД необходимо пройти обучение сроком 256 академических часов. Оно включает изучение следующих тематик:
- Законодательные и нормативно-правовые акты, предъявляемые к сфере организации автоперевозок на территории России;
- Основные и технические требования к АТС;
- Организацию БДД;
- Эксплуатация АТС;
- Основы охраны труда и пожарной безопасности на АТС.
Для диспетчеров предусмотрена такая же программа, которая помимо вышеописанных тем включает в себя:
- Систему организации рабочего процесса диспетчера технического состояния АТС.
Контролёры кроме базовых тематик изучают:
- Систему организации рабочего процесса контролёра технического состояния АТС.
Кто может занимать эти должности?
Следует обратить внимание, что в перечень специалистов не включены директора, начальники отделов и прочие ответственные лица. Следовательно, указанные профессии стоит рассматривать как специализацию. Любой специалист может выполнять указанные обязанности, но они должны быть отражены в штатном расписании.
Какие организации попадают под Приказ № 287?
Согласно действующему пособию о дополнительном образовании специалистов АТС, организации, занимающиеся деятельностью в сфере автоперевозок, подразделяются на две группы:
- Перевозящие грузы и/или пассажиров для своих нужд;
- Предоставляющие услугу по перевозкам грузов и пассажиров для третьих лиц на основе договоров.
При этом организации должны иметь:
- Должностное лицо, которое несёт ответственность за БДД, аттестованное на выполнение этой специализации;
- Работников, соответствующих нормам квалификации и профессиональных знаний, которые предъявляются к таким специалистам.