Внебюджетные фонды какие налоги входят. Государственные внебюджетные фонды россии

  • 9. Управление финансами: объекты и субъекты, цели и задачи. Финансовый анализ и учёт как отдельные этапы процесса управления финансами
  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
  • 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
  • 12. Методы проведения финансового контроля
  • 13. Государственный финансовый контроль и его организация
  • 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
  • 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
  • 17. Принципы бюджетной системы России
  • 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
  • 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
  • 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
  • 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
  • 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
  • 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
  • 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
  • 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
  • 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
  • 34. Организация финансовой работы на предприятии.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
  • Структура финансового рынка
  • 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
  • 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
  • 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
  • 47. Ценные бумаги и их классификация.
  • 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
  • 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
  • 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
  • 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
  • 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
  • 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
  • 54. Международные финансы и международная финансовая система.
  • 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
  • 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России

    Наряду с бюджетами, как основными фондами денежных средств органов власти, важнейшим звеном системы государственных фи­нансов в Российской Федерации выступают внебюджетные фон­ды. Появление данного звена бюджетной системы связано с необ­ходимостью обособить часть государственных ресурсов для устой­чивого финансирования важнейших социально-экономических программ.

    Государственные внебюджетные фонды - целевые централизо­ванные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчис­лений юридических лиц и предназначенные для реализации кон­ституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социаль­ное обеспечение, страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

    По своей экономической сущности государственные внебюд­жетные фонды являются формой перераспределения и использо­вания финансовых ресурсов, мобилизуемых государством для фи­нансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и расходуемых в строгом соответствии с целевой направленностью фонда по решению исполнительного органа вла­сти на основе его оперативной самостоятельности.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе со­ответствующих актов высших органов власти, в которых регламен­тируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денеж­ных фондов. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяют­ся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

    С помощью внебюджетных фондов государство решает сле­дующие важные социальные задачи: социальная защита населе­ния, повышение жизненного уровня населения, сохранение и улучшение здоровья населения, социальная ориентация безработ­ного населения, оказание социальных услуг населению.

    В состав государственных внебюджетных фондов входят:

      Пенсионный фонд России;

      Фонд социального страхования;

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

      запланированы органами власти и управления и имеют стро­гую целевую направленность;

      денежные средства фондов используются для финансирова­ния государственных расходов, не включенных в бюджет;

      формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;

      страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникаю­щие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов ус­танавливаются государством и являются обязательными;

      на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взыска­нием взносов в фонды, распространено большинство норм и поло­жений Налогового кодекса РФ;

      денежные ресурсы фонда находятся в государственной соб­ственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фон­дов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не преду­смотренные законом;

      расходование средств из фондов осуществляется по распоря­жению Правительства или специально уполномоченного на то ор­гана (Правление фонда).

    Главной особенностью государственных внебюджетных фон­дов в Российской Федерации является страховой характер их фор­мирования. Выплаты из данных фондов осуществляются только по направлениям, определенным как страховой случай, и отражают финансирование расходов по социальному, пенсионному и меди­цинскому страхованию.

    Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ; добровольных взносов юридических лиц; других доходов, пре­дусмотренных законодательством. Сбор и контроль за поступле­нием доходов осуществляет Федеральная налоговая служба. Ос­новным источником доходов государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации является сейчас единый соци­альный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками высту­пают организации-работодатели всех форм собственности, а нало­гооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работо­дателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. Расходование средств государственных определенные законодательством РФ, регламентирующим их дея­тельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, ут­вержденными законами РФ и субъектов РФ. Исполнение бюдже­тов государственных внебюджетных фондов осуществляется Феде­ральным казначейством РФ.

    Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд РФ (ПФР). На его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды, или 6% ВВП. Фонд подот­четен Правительству РФ, действует на основе Положения о Пен­сионном фонде РФ.

    Он представляет собой централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ре­сурсов в целях социального обеспечения граждан по возрасту.

    За счет средств ПФР получают пенсии более 35 млн россий­ских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по ин­валидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государст­венному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

    Средства этого фонда формируются за счёт страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда.

    Вторым по значению среди внебюджетных социальных фондов является Фонд социального страхования РФ (ФСС). Он представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, занимающееся управлением финансами госу­дарственного социального страхования.

    ФСС относится к внебюджетным социальным фондам. Его де­нежные средства находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат.

    Организация работы ФСС построена по территориальному принципу и включает региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управ­ляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики; филиалы отделений, создаваемые региональ­ными и центральными отраслевыми отделениями ФСС.

    Этот фонд предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.)

    Доходы ФСС в соответствии с бюджетной классификацией под­разделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступ­ления.

    В систему внебюджетных фондов России входят федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). Создание этих фондов продиктовано реформированием системы финансирования здравоохранения и переходом к системе обязательного медицинского страхования, действующей во мно­гих государствах с рыночной экономикой. Обязательное медицин­ское страхование – составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возмож­ности в получении медицинской помощи за счет средств обяза­тельного медицинского страхования.

    Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не под­лежат.

    Источниками финансирования ФОМС наряду с бюджетами служат обязательные страховые взносы работодателей.

    Внебюджетные фонды - одна из форм организации финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении возникает, когда ресурсы ограничены. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

    Внебюджетные фонды являются одной из форм организации финансовых ресурсов, заключающейся в их перераспределении и использовании для финансирования определенных общественных потребностей.

    Потребность в перераспределении бюджетных ресурсов возникает, когда данные ресурсы ограничены, особенно при сложном финансовом состоянии экономики . Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

    Однако в такой ситуации существует опасность урезания расходов на социальные потребности, поэтому достаточно важным является определение наиболее значимых участков и обеспечить их целевым направлением и использованием поступающих средств.

    Одним из способов решения данной задачи является создание внебюджетных фондов с конкретным назначением: расширить источники государственного финансирования социальных нужд для обеспечения реализации конституционных прав граждан.

    В зависимости от своего назначения, внебюджетные фонды могут быть экономическими – с целью аккумулирования средств для финансирования хозяйственных нужд, и социальными – для формирования страховых, пенсионных и прочих резервов с целью осуществления социальной защиты населения. По уровню управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов осуществляется:

    • Влияние на процесс производства посредством финансирования, кредитования, субсидирования отечественных предприятий;
    • Обеспечение природоохранных мероприятий;
    • Оказание социальных услуг населению (выплата пенсий, пособий, финансирование социальной инфраструктуры;
    • Предоставление займов, включая партнеров за рубежом.

    Формирование и функционирование внебюджетных фондов находится в ведении органов власти государства: центральных, республиканских, местных, и регламентируется законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов в основном обуславливаются характером и масштабом поставленных перед ними задач, а так же экономическим и финансовым положением государства.

    Имеется два пути создания внебюджетных фондов: выделение из бюджета расходов, имеющих особое значение, либо формирование внебюджетного фонда для определенных целей с собственными источниками доходов. Цель создания фонда обычно отражается в его названии.

    Важнейшим материальным источником для большей части государственных внебюджетных фондов является национальный доход. С целью его перераспределения, в качестве способа мобилизации используются налоги и сборы, бюджетные средства и займы. Налоги и сборы устанавливаются законодательством. Доходы внебюджетных фондов поступают из следующих источников:

    • Налоги и сборы целевого характера, устанавливаемые законодательной властью;
    • Средства госбюджета в форме безвозмездных субсидий или отчислений;
    • Отчисления от прибыли предприятий и организаций;
    • Прибыль от коммерческой деятельности фондов и отдельных лиц;
    • Займы, предоставляемые фондам от коммерческих банков или Центрального банка России;
    • Прочие виды доходов, предусмотренные законодательством.

    Поступление доходов в фонды обеспечивается органами исполнительной власти, осуществляющими сбор налогов в федеральный бюджет. Особенности государственных внебюджетных фондов:

    • Строгая целевая направленность и планирование органами государственной власти;
    • Финансовые средства из внебюджетного фонда могут использоваться для покрытия расходов государства, не включенных в госбюджет.
    • Внебюджетные фонды в качестве источника формирования используют обязательные отчисления физических и юридических лиц;
    • Взносы поступают в виде обязательных налоговых платежей, установленных государством;
    • Средства фонда не подлежат изъятию для использования в целях, отличных от назначения данного фонда;
    • Учет расходов фонда производится по распоряжению Правительства РФ или правления фонда.

    На территории России действуют следующие внебюджетные фонды:

    • Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • Фонд социального страхования Российской Федерации;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • Прочие внебюджетные фонды.

    Для наглядности рассмотрим более подробно функционирование некоторых социальных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации является важнейшим социальным внебюджетным фондом, который предназначен для произведения выплат пенсий гражданам в соответствии с действующим законодательством.

    Фонд выплачивает трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим и их семьям, различные пособия и выплаты определенным категориям лиц. Средства в данный фонд поступают из следующих источников:

    • Страховые взносы работодателей и граждан;
    • Средства федерального бюджета;
    • Суммы различных финансовых санкций;
    • Добровольные взносы юридических и физических лиц:
    • Доходы от инвестирования свободных финансовых средств фонда;
    • Иные источники, не запрещенные законодательством.

    Пенсионный фонд РФ – это самостоятельная финансово-банковская система, являющаяся органом государственного управления в области финансов пенсионного обеспечения.

    Средства, составляющие бюджет фонда, являются федеральной собственностью и не подлежат перераспределению в прочие бюджеты. Фонд подотчетен правительству федерации и ежегодно представляет информацию о своей деятельности в парламент.

    Структура Пенсионного фонда гарантирует текущие и чрезвычайные выплаты пособий в масштабах всей страны в различных ситуациях, например, выплату пенсий при резком увеличении числа пенсионеров в результате стихийных бедствий; повышение размера выплачиваемых пенсий при резких скачках цен и т. д.

    Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) так же является социальным внебюджетным фондом. Средства из данного фонда направляются в страховые компании, работающие на основе лицензий и подбирающие медицинские учреждения, способные оказать действительную эффективную помощь застрахованным гражданам на бесплатной основе.

    Фонд производит финансирование различных медицинских программ, развитие медицины и научных исследований в этой области, оплату лечения и т. д.

    Формирование средств фонда происходит за счет ассигнований и страховых взносов за своих работников организаций любых форм собственности и видов деятельности, а так же органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих лиц (детей, пенсионеров и т. д.). В результате все граждане получают гарантированный объем медицинских услуг, включая скорую помощь.

    Кроме социальных, могут создаваться и действовать государственные внебюджетные фонды иного назначения – экономического.

    Экономические внебюджетные фонды создаются федеральными, региональными либо местными органами власти для финансирования расходов государства по отдельным бюджетным статьям и консолидируются в составе бюджета государства для обеспечения более полного контроля за поступлением и целевым использованием средств данных фондов.

    Состав экономических внебюджетных фондов непостоянен и связан с необходимостью финансирования развития определенных направлений и секторов экономики, социальной сферы, а так же охраны окружающей среды. За последние годы в состав бюджетов входили следующие фонды:

    • Федеральный фонд сохранения биологических ресурсов;
    • Экологические фонды разных уровней (федеральные, территориальные);
    • Фонд развития таможенной системы РФ;
    • Государственный фонд борьбы с преступностью.

    Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты налогов и пошлин по основным направлениям своей деятельности.

    В соответствии с БК РФ внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы РФ наряду с бюджетами различных уровней. Они формируются и используются для исполнения расходных обязательств РФ по реализации конституционных прав граждан:

    • o на социальное обеспечение по возрасту;
    • o социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
    • o охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

    Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

    • o запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
    • o денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • o формируются в основном за счет страховых тарифов (взносов) работодателей;
    • o отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются соответствующими законодательными актами;
    • o денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    • o расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правления фонда) в соответствии с утвержденными бюджетами фондов, исключительно на цели определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского);
    • o из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

    Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

    К государственным внебюджетным фондам относятся:

    • o ПФР;
    • o ФСС РФ;
    • o ФФОМС.

    К территориальным государственным внебюджетным фондам относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Государственные внебюджетные фонды в лице органов управления разрабатывают свои бюджеты, которые по представлению Правительства РФ принимаются Государственной Думой РФ в форме федеральных законов, не позднее принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проекты бюджетов рассматриваются и принимаются Государственной Думой РФ в трех чтениях.

    Принятые Государственной Думой РФ федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период передаются на рассмотрение Совету Федерации. После их одобрения Советом Федерации они передаются на подпись Президенту РФ и после подписания приобретают статус федеральных законов.

    Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

    Основным налоговым источником для формирования доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ с 2001 г. являлся единый социальный налог (ЕСН), ставка которого была равна 26% от фонда оплаты труда работодателя. С 1 января 2010 г. данный налог был заменен страховыми взносами в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ. Основная ставка страховых взносов в 2011 г. составляла 34%, а с 1 января 2012 г. была снижена до 30%. Взносы для основной массы плательщиков распределяются между фондами следующим образом:

    • o ПФР - 22%;
    • o ФСС РФ - 2,9%;
    • o ФФОМС - 5,1% .

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются1. Плательщиками страховых взносов являются работодатели. Ставки социальных платежей представлены в табл. 2.8.

    Таблица 2.8.

    С 2012 г. в России начала действовать прогрессивная шкала по страховым взносам. С зарплат, превышающих 42,7 тыс. руб. в месяц, будут взиматься дополнительные 10%. Зато эффективные ставки по страховым взносам будут снижены на 4% для всех плательщиков взносов и на 6% - для представителей малого и среднего бизнеса. Это временная мера, которая будет действовать всего два года.

    Рассмотрим государственные внебюджетные фонды РФ более подробно.

    Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. В основные задачи ПФР входят:

    • o целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
    • o организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
    • o капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
    • o контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
    • o межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

    Средства ПФР формируются за счет следующих неналоговых и безвозмездных поступлений:

    • 1) неналоговые доходы, в том числе:
      • - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
      • - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР,
      • - взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,
      • - недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФР,
      • - доходы от размещения средств ПФР,
    • 2) безвозмездные поступления, в том числе:
      • - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФР,
      • - безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов,
      • - взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций,
      • - недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в ПФР,
      • - прочие поступления.

    В 2012 г. в составе страховых тарифов работодатель перечисляет в ПФР 22% фонда оплаты труда, которые идут на формирование трех частей трудовой пенсии:

    • 1) базовая часть - фиксированная часть пенсии устанавливается государством и не зависит от стажа и зарплаты;
    • 2) страховая часть - зависит от суммы уплаченных страховых взносов конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала (сумма уплаченных за застрахованное лицо страховых платежей в течение всей его трудовой деятельности с учетом индексации);
    • 3) накопительная часть зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплат пенсии.

    Накопительная часть трудовой пенсии:

    • o может остаться в ПФР, а может, в зависимости от выбора будущего пенсионера, быть инвестирована через государственную управляющую компанию (ГУК) или негосударственную управляющую компанию (УК). В этом случае к моменту выплаты пенсии пенсионные накопления возвращаются в ПФР. Пенсию рассчитывает и выплачивает ПФР;
    • o может быть передана в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) по заявлению застрахованного лица. В этом случае НПФ рассчитывает и выплачивает пенсию с момента наступления пенсионных оснований.

    Возможность перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996 г., когда был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ "О государственных пенсиях Российской Федерации". В соответствии с этим законом застрахованным является лицо, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством Pel).

    Закон определяет индивидуальный (персонифицированный) учет как организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ. Определены цели и принципы этого учета:

    • o создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
    • o обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
    • o создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
    • o развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР;
    • o создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
    • o информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в ПФР, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;
    • o упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

    Принципами индивидуального (персонифицированного) учета являются:

    • o единство и федеральный характер государственного страхования в Российской Федерации;
    • o всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в ПФР и учет сведений о застрахованных лицах;
    • o доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы ПФР, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;
    • o использование сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы ПФР, исключительно для целей пенсионного обеспечения;
    • o соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы ПФР;
    • o осуществление индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование данных указанного учета для назначения пенсии согласно пенсионному законодательству РФ.

    Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является ПФР. Па территории РФ па каждое застрахованное лицо ПФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

    Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФР, содержащий предусмотренные законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФР.

    Индивидуальный лицевой счет содержит следующие сведения:

    • 1) страховой номер;
    • 2) фамилию, имя и отчество (фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении);
    • 3) дату рождения;
    • 4) место рождения;
    • 5) пол;
    • 6) адрес постоянного места жительства;
    • 7) серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи и кем выданы указанные документы;
    • 8) гражданство;
    • 9) номер телефона;
    • 10) периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности, включаемые в общий стаж для назначения государственной трудовой пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой па территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
    • 11) заработную плату или доход (за каждый месяц страхового стажа), на которые начислены страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством РФ;
    • 12) сумму заработка (за каждый месяц страхового стажа), который учитывается при назначении трудовой пенсии;
    • 13) сумму начисленных данному застрахованному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица;
    • 14) периоды выплаты пособия по безработице;
    • 15) периоды военной и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж;
    • 16) сведения о назначении (пересчете), об индексации и о начислении пенсии.

    Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения о стаже, заработке и поступивших средствах систематически уточняются и дополняются в процессе трудовой деятельности застрахованного лица. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в ПФР в течение всей его жизни, а после смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

    Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой помер и анкетные данные указанного лица.

    Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает указанное страховое свидетельство по месту работы.

    Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство государственного пенсионного страхования непосредственно в органе ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя.

    В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определены права и обязанности сторон.

    Права застрахованного лица:

    • o получить бесплатно один раз в год в органах ПФР по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;
    • o получить бесплатно у работодателя копию сведений о себе, представленных работодателем в ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета;
    • o в случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, оно может обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы ПФР (включая его правление) либо в суд.

    Права работодателя:

    • o потребовать от застрахованных лиц, при приеме их на работу, предъявить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и необходимые для соответствующего органа ПФР сведения;
    • o дополнять и уточнять переданные работодателем сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.

    Права органов ПФР:

    o требовать от работодателей и застрахованных лиц своевременного и правильного представления сведений, определенных законом.

    Обязанности застрахованного лица:

    • o пройти регистрацию в органах ПФР;
    • o получить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию работодателя, работников органов ПФР и органов социальной защиты населения РФ;
    • o обращаться с заявлениями в установленном законом порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства;
    • o представлять по требованию органов ПФР документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

    Обязанности работодателя:

    • o представление в установленный срок органам ПФР сведений о застрахованных лицах;
    • o получение в органах ПФР страховых свидетельств государственного пенсионного страхования и выдача их под роспись работающим у работодателя застрахованным лицам;
    • o бесплатная передача каждому застрахованному лицу, работающему у работодателя, копии сведений, представленных в ПФР;
    • o контроль соответствия реквизитов страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, выданного застрахованному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность работающего у него указанного лица.

    Обязанности органов ПФР:

    • o обеспечение своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета государственного пенсионного страхования сведений, представленных работодателями и застрахованными лицами, а также их надежного хранения;
    • o осуществление контроля за правильностью представления сведений плательщикам страховых взносов;
    • o бесплатное представление один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете;
    • o разъяснение застрахованным лицам и работодателям их прав и обязанностей, технологии индивидуального (персонифицированного) учета, порядка заполнения форм и представления сведений;
    • o представление органам, назначающим пенсии, по их заявкам сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, подавших заявление о назначении пенсии.

    Введение персонифицированного учета - условие для наиболее точного назначения пенсий, усиления оперативного контроля за полнотой и своевременностью внесения страховых платежей, формирования в полном объеме доходной части бюджета ПФР для покрытия его расходов.

    Средства фонда расходуются в основном на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; пособий па детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет ПФР. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, его средства идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.

    С 1 января 2010 г. ПФР начал работу по выдаче Сертификатов на материнский капитал, который в соответствии с законодательством РФ выделяется:

    • o женщине, родившей (усыновившей) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
    • o женщине, родившей (усыновившей) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом па дополнительные меры государственной поддержки;
    • o материнский капитал с 2011 г. смогут получать женщины, чей первый ребенок умер на первой неделе жизни;
    • o мужчине, являющемуся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г.

    Для получения Сертификата на материнский капитал необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства с комплектом следующих документов:

    • o заявление о выдаче Сертификата на материнский капитал;
    • o документ, удостоверяющий личность, место жительства лица (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на получение материнского капитала;
    • o документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации у ребенка, в отношении которого возникло право на получение материнского капитала (штамп на свидетельстве о рождении, проставляемый паспортно-визовыми службами). Требуется, если один из родителей не гражданин России;
    • o страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
    • o документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей: свидетельства о рождении всех детей; для усыновленных - решение суда об усыновлении;
    • o документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица.

    Материнский капитал в полном объеме либо по частям можно направлять на следующие цели:

    • o улучшение жилищных условий. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского капитала жилое помещение должно находиться на территории РФ;
    • o с 2011 г. - на строительство и реконструкцию жилья без привлечения подрядных организаций;
    • o получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет;
    • o на формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

    Материнский капитал можно получить не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, но в отдельных случаях (погашение кредитных и ипотечных займов) - досрочно, не дожидаясь истечения трех лет. Также досрочно можно получить 12 ООО руб. из суммы материнского капитала на любые нужды. Материнский капитал ежегодно индексируется с учетом инфляции. В 2010 г. он составлял 343 278 руб., в 2011 г. - 365 700 руб., в 2012 г. - 387 000 руб., а в 2014 г. его размер составит 430 000 руб. Программа выдачи Сертификатов рассчитана до 2016 г., с возможным продлением до 2020 г.

    Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССРФ) создай указом Президента РФ от 07.08.1991 № 822 "О фонде социального страхования Российской Федерации" в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление ФСС РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

    Средства фонда образуются за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

    • 1) неналоговые доходы:
      • - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
      • - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
      • - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ,
      • - доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ,
      • - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
      • - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФСС РФ,
      • - прочие поступления.

    Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Для страхователей установлены следующие страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска (табл. 2.9).

    Таблица 2.9.

    Средства фонда направляются:

    • o на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение;
    • o санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплате проезда к месту лечения, отдыха и др.);
    • o создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
    • o обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
    • o проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;
    • o осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

    Средства фонда используются только на целевое финансирование перечисленных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования па личные счета застрахованных.

    Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

    Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

    Средства ФФОМС формируются за счет следующих неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

    • 1) неналоговые доходы:
      • - страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
      • - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС,
      • - доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС,
      • - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    • 2) безвозмездные поступления:
      • - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФФОМС,
      • - прочие поступления.

    Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет следующих неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

    • 1) неналоговые доходы:
      • - страховые взносы на обязательное медицинское страхование - но тарифу, устанавливаемому Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской

    Федерации, Федеральный обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части, зачисляемой в ТФОМС,

    • - доходы от размещения временно свободных средств ТФОМС,
    • - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    • 2) безвозмездные поступления:
      • - бюджетные трансферты из ФФОМС,
      • - бюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения,
      • - прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

    Основными задачами ФФОМС и ТФОМС в системе обязательного медицинского страхования являются:

    • o обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
    • o обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
    • o достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
    • o участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики, обеспечение се финансовой устойчивости.

    Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования ФФОМС:

    • o выравнивает условия деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
    • o проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
    • o организует разработку нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого Закона;
    • o совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;
    • o вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;
    • o производит набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
    • o участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
    • o контролирует рациональное использование финансовых средств системы.

    ТФОМС в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования выполняют следующие основные функции:

    • o аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
    • o финансируют обязательное медицинское страхование, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;
    • o осуществляют финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
    • o выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
    • o предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
    • o накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
    • o совместно с органами Государственной налоговой службы РФ контролируют своевременное и полное поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также рациональное использование поступивших финансовых средств;
    • o согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;
    • o предоставляют ФФОМС информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции.

    Совокупность денежных фондов, которые не входят в государственный бюджет страны и предназначены для оплаты медицинских расходов граждан, начисления пенсий, пособий по безработице, инвалидности.

    Структура российский внебюджетных фондов включает более сорока организаций, которые используют до 60% доходов страны.

    В зависимости от контролирующего органа, такие организации разделяются на местные (например, природоохранные), региональные (например, по подготовке региона к олимпийским соревнованиям), федеральные (например, ПФР).

    Виды государственных внебюджетных фондов федерального значения

    Независимо от муниципальных и региональных бюджетов, федеральные внебюджетные фонды обеспечивают поддержку населения по всей стране в четырех направлениях.

    1. Пенсионное обеспечение. Государственный пенсионный фонд (ПФР) выплачивает населению пособия, применяя единую минимальную ставку, условия надбавок и анализируя установленный перечень документов. Пенсионеры, работавшие в тяжелых условиях, имеющие правительственные награды, принадлежащие к военнослужащим и (или) имеющие инвалидность, получают дополнительные надбавки.
    2. Социальное обеспечение. Государственный фонд социального страхования выплачивает гражданам страны пособия по временной потере трудоспособности, получению инвалидности, поддерживает многодетные семьи, компенсирует часть затрат на обучение, покупку жилья.
    3. Медицинское обслуживание. Фонд обязательного медицинского страхования содержит государственные больницы, поликлиники, санатории, профилактории для лечения и поддержания здоровья населения. Гражданам выдается полис ОМС, по которому бесплатно оказывается неотложная медицинская помощь, проводятся плановые и экстренные операции.
    4. Поддержка безработного населения. Фонд занятости населения учитывает количество безработных, выплачивает им пособия, предлагает программы по смене (повышению) квалификации, предоставляет рабочие места.

    Функции внебюджетных фондов

    Государственные программы финансовой поддержки направлены на стабилизацию экономики, обеспечение справедливого распределения товаров и услуг.

    • Поддержка населения в момент экономического кризиса, стагнации в производстве, при резком повышении инфляции, росте государственного долга. Например, деньги граждан в обанкротившихся банках возмещают по системе страхования вкладов.
    • Оперативное решение острых социальных разногласий при трудных жизненных ситуациях. Например, лечение наркомании и алкоголизма, выдача социального жилья многодетным семьям.
    • Финансирование местных социальных нужд. Например, выплата пособий пострадавшим в результате стихийных бедствий или пожаров.

    Работа внебюджетных фондов направлена на преодоление расслоения в обществе, которое возникает в условиях рыночной экономики, большого разрыва доходов, естественном старении и оттоке рабочей силы из отдельных городов (регионов).

    Финансирование внебюджетных фондов

    Затраты таких организаций покрываются из общего национального дохода, внешних источников (пожертвований), а также за счет размещения государственных заказов на строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов. Например, при возведении социального жилья часть квартир реализуется на рынке, окупая расходы строительной компании.

    • Налоговые платежи и другие сборы, выплачиваемые физическими и юридическими лицами согласно законам. Например, отчисления крупнейших налогоплательщиков переводятся на счет пенсионного фонда РФ.
    • Прямое субсидирование из государственного бюджета для покрытия целевых расходов. Например, финансовая поддержка населения, оставшегося без работы из-за природных катаклизмов, промышленных катастроф.
    • Заемные средства Центрального банка РФ или коммерческих банков. Например, кредитование медицинских учреждений для покупки нового оборудования.
    • Доходы, связанные с коммерческой деятельностью внебюджетных фондов. Например, фонды содействия инновационной деятельности получают доход от продажи интеллектуальной собственности (технологий, изобретений).

    Специальные (внебюджетные) фонды государства представляют собой одну из форм организации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок образования и использования этих ресурсов регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды находятся в государственной собственности и не могут быть использованы на другие виды затрат, кроме предусмотренных.

    Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и второй – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

    Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Главными методами мобилизации национального дохода при формировании фондов выступают:

    · специальные налоги и сборы;

    · средства из бюджета;

    В первом случае специальные налоги и сборы устанавливает законодательная власть, и это основной метод формирования специальных фондов.

    Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

    В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.

    Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов.

    Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне.

    Источники этих фондов могут быть постоянными и временными.

    Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По своей сущности внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

    Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений:

    а). специальных целевых налогов в Пенсионный фонд;

    б). за счет займов и проведения денежно - вещевых лотерей;


    в). за счет субсидий из бюджета;

    г). дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов;

    д). добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

    С помощью внебюджетных фондов можно:

    – влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

    – обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

    – оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

    – предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

    Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.

    Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

    Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно - территориальным единицам. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

    Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части передаваемой в распоряжение территориальны х властных структур. Это достигается путем определения доли налогов, поступающей в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся Пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, Государственный фонд занятости населения и другие. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет местных источников. Среди них можно выделить: фонды развития территорий, фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды.

    Целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется различным, в том числе специально создаваемым административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом.

    В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:

    · Пенсионный фонд РФ;

    · Фонд социального страхования РФ;

    · Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ;

    · Государственный фонд занятости населения РФ.

    Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд РФ . Его бюджет - второй по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 50 % федерального бюджета.

    Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собственностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

    Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

    · выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

    · выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;

    · организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

    Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах- уполномоченные отделения.

    Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

    Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников:

    1). Страховые взносы, которые платят все предприятия, независимо от формы собственности.

    2). Зарплата работника.

    3). Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

    4). Средства из вышестоящих органов.

    5). Излишки (они могут быть использованы для получения прибыли от ГКО и др. ценных бумаг и депозитов).

    6). Взносы в добровольном порядке.

    Органы пенсионного фонда:

    – управление;

    – исполнительные органы;

    – ревизионная комиссия;

    – региональные отделения фонда.

    Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

    Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

    Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

    Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

    В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

    Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:

    · обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

    · участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

    Источники образования:

    · 1). страховые взносы предприятий и организаций (28 % от зарплаты);

    · 2). средства государственного бюджета;

    · 3). доход от реализации путевок;

    · 4) прочие.

    Фонды обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», полностью введенным в действие с 18 января 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.).

    Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном и добровольном.

    Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

    Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

    Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.

    На Федеральный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

    · выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

    · финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

    · разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

    · организация подготовки специалистов для системы ОМС;

    · участие в создании территориальных фондов ОМС и в разработке базовой программы ОМС.

    Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543 1, для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС.

    На территориальный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

    · финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками);

    · выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС;

    · предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

    · создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС;

    Этот фонд формируется следующим образом:

    · 1). взносы предприятий (3, 6 %);

    · 2). средства вышестоящих бюджетов;

    · 3). безвозмездные взносы и пожертвования;

    · 4). кредиты банков (используется редко)

    Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения с 1992 до 2001 г. существовал Государственный фонд занятости населения РФ . Он был образован в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства Фонда находились в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды занятости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.

    Основными функциями Фонда занятости являлись:

    · профессиональная подготовка и переподготовка граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости;

    · выплаты пособий по безработице, а также оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплата временной нетрудоспособности безработным гражданам;

    · создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы;

    · организация общественных работ.