Законность: понятие, сущность, принципы, гарантии. Бошно С.В

Поскольку главным в любой теоретической конструкции яв­ляется определение сущности исследуемою явления, постольку, для наиболее полного раскрытия анатомии законности представ­ляется целесообразным и необходимым обратиться к вопросу о ее сущности.

В отечественной юридической литературе на вопрос о сущ­ности законности уже обращалось внимание. Так М.С. Строго- вич полагал, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов.

Отсюда, по его мнению, вытекает необходимость соблюде­ния и исполнения подзаконных актов, соответствующих зако­нам, изданных на основе закона, в соответствии и во исполнение закона. "

При характеристике сущности законности в качестве её ис­ходной предпосылки в данном случае служит требование стро­гого и неуклонного соблюдения, и исполнения действующего законодательства всеми субъектами права.

Сущность законности - это верховенство закона в системе правового регулирования общественных отношений. Признание верховенства закона, а следовательно, и права в целом органиче­ски связано с обеспечением приоритета законов в правовой сис­теме. Закон выступает не только базовым первичным регулято­ром, но и важнейшим фактором нормообразования и примене­ния правовых норм. Поэтому столь оправдано устойчивое пони­мание закона, как своего рода ядра законности, поскольку его принятие и дейсгвие служит «юридическим магнитом» для всех иных правовых актов Верховенство закона означает, что любой правовой акт, любое действие (бездействие) органа публичной вла­сти или его должностного лица должны соответствовать закону.

Понимание верховенства закона как сущности законности требует выхода за рамки констатации этого факта и развития су­ти дела.

Вернувшись к умозаключению М.С. Строговича о том, что сущность законности заключается в соблюдении и исполнении именно законов, следует отметить, что речь у М.С. Строговича, в данном случае, идет о верховенстве закона в собственном (уз­ком) смысле. Отсюда вытекает, что для реализации законности необходимо во всех юридически значимых ситуациях следовать предписаниям не всех нормативно-правовых актов, а только за­конов, то есть, нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти.

Однако представляется, что подобный вывод противоречит логике теории права.

В теории права принято положение о том, что все подзакон­ные нормативные правовые акты (указы президентов, постанов­ления правительств, приказы и инструкции министерств и ве­домств и др.) издаются на основании или во исполнение законов и должны соответствовать им.

С учётом этого любой закон представляет собой норматив­ный правовой акт, устанавливающий основные положения для регулирования определённых отношений в той или иной сфере жизнедеятельности общества и государства. Изданные на его основе подзаконные нормативные правовые акты выступают в качестве своеобразного «продолжения закона». Цепочку «закон - подзаконные нормативные правовые акты» можно образно представить в качестве правового дерева, в котором закон явля­ется его штамбом (стволом), а подзаконные нормативные право­вые акты - ветвями.

Такое понимание соотношения законов и подзаконных нор­мативно - правовых актов означает, что соблюдая и исполняя положения подзаконных нормативных правовых актов, субъек­ты правового поведения, тем самым, соблюдают и исполняют воплощенные в них положения законов. Именно этим обеспечи­вается верховенство законов в широком смысле в процессе нор­мативного регулирования различных общественных отношений.

Но в системе права любого государства, в том числе России, действует множество законов, и весьма нередко одни из них противоречат другим. Возникает вопрос, какой из противореча­щих законов должен обладать верховенством по отношению к другим? Ответ может быть только один. Это - конституция. Не случайно, в реальной действительности, её называют основным законом государства. Конституции, как основному закону, должны соответствовать все остальные законы и иные норма­тивные и не только нормативные правовые акты.

Следовательно, задаваясь вопросом о том, что составляет сущность законности, с учётом сказанного выше, логично, во­преки всем имеющимся в научной литературе, сделать следую­щий вывод: сущность законности составляет верховенство конституции, выражающееся в соответствии ей иных зако­нов и подзаконных правовых актов, а также всей системы общественных отношений, складывающихся в обществе.

Этот вывод согласуется с положениями, закреплёнными в п.1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, который гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридиче­скую силу,...Законы и иные правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, не должны противоречить Констигуции Российской Федерации».

Приведённые положения в идеале должны обеспечивать одинаковые правовые условия для решения одинаковых юриди­чески значимых ситуаций. Однако ныне реально в России этого нет. Неодинаковость правовых условий определяется рядом факторов: с одной стороны тем, что нередко принимаются зако­ны и подзаконные нормативные правовые акты, содержащие по­ложения, противоречащие конституции, с другой стороны, тем, что чиновники разного ранга зачастую нарушают действующее законодательство, а борьба с их злоупотреблениями является либо недостаточно эффективной, либо мнимой.

Сам по себе факт понимания сущности законности и даже сте­пень его правильности ещё не дают автоматически ответов на все связанные с ней вопросы. Но понимание её сущности позволяет правильно определить её принципы, через них выявить её содержа­ние, а с учётом содержания законности определить её признаки.

Основные подходы к определению законности. Выдающий отечественный историк В.О. Ключевский в начале прошлого века писал: «Наша беда в нас самих: мы не умеем стоять за закон». Этот диагноз, как показало время, оказался весьма точным. Ни перемены в государственном строе, ни изменения форм собственности, как ни странно, не сказались существенно на отношении населения нашей страны к закону. Между тем, исторический опыт свидетельствует, что неисполнение законов крайне негативно сказывается на образе жизни любого общества. Когда законы плохо исполняет власть, народ становится бесправным даже при наличии самых справедливых законов. Если же законы плохо исполняет народ, то и власть, в конечном счете, становится бессильной. Поэтому проблема исполнения законов, а стало быть - и законности, занимает одно из центральных мест в общей теории государства и права. Изучение ее крайне значимо для понимания функционирования всего государственно-правового механизма. Важно также осознать, что там, где не соблюдаются законы, сфера деятельности юриста резко сужается, а само содержание этой профессии деформируется.

Это позволяет оценивать состояние законности в конкретном регионе или в конкретный исторический период. Возможно также выделение сфер законности, основанных на группировках этих критериев.

Важное практическое значение имеет определение четких показателей, позволяющих дать оценку фактическому состоянию законности в различных сферах ее проявления . Обычно в качестве таких критериев рассматриваются определенные количественные показатели, которые могут быть сведены в три основные группы, характеризующие соответственно уровень, структуру и динамику нарушений законности. Уровень нарушений законности в той или иной сфере ее проявления определяется как соотношение общего числа допущенных нарушений законности к общей численности субъектов права, действующих в этой сфере. Структуру нарушений законности характеризуют такие показатели, как соотношение преступлений и проступков, степень их тяжести, характеристику лиц, совершивших правонарушения, в зависимости отвозраста, социального положения и т.д. Динамику нарушений законности определяют изменения уровня и структуры нарушений законности в той или иной сфере, регионе за определенные периоды времени. Однако такой подход к оценке законности носит сугубо формальный характер. Реальная оценка ее состояния требует учитывать и содержание самих правовых предписаний, подлежащих неукоснительной реализации.

Законность, правозаконность и конституционная законность: соотношение понятий . Как альтернатива формальному подходу к пониманию законности в юридической науке развивается идея так называемой правозаконности. Ее смысл состоит в том, чтобы связать законность с необходимостью соблюдения и исполнения не любых, а лишь правовых законов. Эта идея, безусловно, несет в себе рациональное зерно. Не вызывает сомнений тот факт, что использование государством для регулирования общественных отношений «неправовых» законов находится в прямом противоречии с его правоохранительной функцией. Существование формальной законности возможно даже в условиях тоталитарных режимов, где за законность зачастую выдается фактически возведенное в закон беззаконие.

Однако термин «правовой закон» является исключительно научной конструкцией, содержание которой не поддается четкой формализации. Существующие в юридической науке различные концепции правопонимания неизбежно порождают и разнообразные подходы к определению данного понятия. Так, сторонники широкого понимания права, прежде всего, естественно-правовой концепции , предлагают рассматривать понятие «правовой закон» через призму нравственных начал. Среди важнейших требований, которым должен отвечать «правовой закон», они называют идеи равенства и свободы, гуманизма и справедливости, легитимности закона, прошедшего цензуру со стороны общества.

Право как особая система социального регулирования должно быть пронизано нравственностью. Однако идеи справедливости, свободы и цензуры закона со стороны общества не могут быть признаны достаточными для того, чтобы судить о правовом или неправовом характере позитивного закона. Эти идеи весьма абстрактны и не позволяют при оценке правовых явлений и процессов дать им однозначное толкование. В обществе с разноречивыми интересами общепризнанная характеристика конкретного закона как правового или неправового, если рассматривать его лишь с точки зрения соответствия нравственным критериям, возможна далеко не всегда. Закон, представляющийся правовым (справедливым, гуманным и легальным) одним социальным группам, может стать в силу объективного различия интересов неправовым (несправедливым, негуманным и нелегальным) для других.

Подобная позиция не означает, что «аморальные» законопроекты и законы не могут подвергаться критике с позиции нравственности и справедливости. Она лишь подчеркивает, что «никакое пожелание, убеждение или авторитетное мнение сами по себе не могут рассматриваться как правовые нормы».

Попытки искусственного противопоставления позитивного закона и правового закона, законности и правозаконности на практике ведут лишь к дестабилизации общественной обстановки, поскольку:

Ослабляют регулятивную роль закона, устанавливая «множественные» стандарты реализации юридических предписаний;

Создают определенные препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции;

Формируют нигилистическое отношение к закону и праву.

Проведение различий между законом как установлением государства и правом как совокупностью идей равенства, свободы, гуманизма и справедливости, связывающих государство, не дает основания субъектам права, обходить закон со ссылкой на его несоответствие праву. Несоблюдение позитивного закона не может быть признано правомерным поступком субъекта, даже в том случае, когда закон противоречит неким идеальным представлениям о праве.

Интересы укрепления законности требуют не противопоставления понятий «законность» и «правозаконность», а напротив их сближения. Своеобразной же точкой сближения указанных понятий служит Конституция Российской Федерации, которая устанавливает четкие ориентиры и для правотворческих органов, и для субъектов реализации права.

В научный оборот прочно вошло понятие «конституционная законность ». Сама идея конституционной законности предполагает:

Правовой характер самой Конституции;

Верховенство Конституции в правовой системе страны;

Прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.

Часто высказываются утверждения, что понятие «конституционная законность» в наибольшей степени соответствует юридическому правопониманию, закрепленному в Конституции России. С таким утверждением нельзя не согласиться, однако это не означает, что необходимо срочно менять терминологию. Законности разного уровня не должно быть в принципе, и все понятия (законность, правозаконность, конституционная законность) выражают лишь одно содержание. Реальная, а не надуманная проблема заключается в том, чтобы научиться создавать справедливые законы и последовательно, настойчиво претворять эти законы в жизнь.

Обобщая изложенное, следует сделать вывод о том, что законность представляет собою единство принципа, метода и режима соответствия юридической деятельности положениям Конституции Российской Федерации, не противоречащих ей законов, подзаконных актов и иных источников права.

законность правопорядок государственный юридический

Законность: понятие и содержание

Конституция провозглашает Россию как правовое государство. Конституция закрепила основные принципы построения правового государства. Их ядро составляют положения: человек, его права и свободы - высшая ценность; права и свободы являются непосредственно действующими; права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина выделяется в числе важнейших обязанностей государства. Данная обязанность может быть реализована, если в стране прочно утвердилось понимание необходимости соблюдения и исполнения Конституции РФ, федеральных законов, т.е. реально действует и такой принцип правового государства, как принцип законности.

Законность - одно из фундаментальных понятий юридической науки и практики. При различии определений законности (как принцип, режим, метод) большинство авторов сходятся в том, что суть законности состоит в требовании строгого и неуклонного осуществления всеми субъектами законов и подзаконных нормативных актов. Требование строгости означает недопустимость никаких отклонений от предписаний нормативных актов, а требование неуклонности устанавливает постоянство и неизменность данной линии поведения.

Субстанцией законности выступает именно закон. Поэтому сам термин "законность" производен от термина "закон".

В условиях формирования правового государства требуется иное понимание права, законности, для которых мерой всех вещей действительно выступает благополучие социально-правовой жизни каждого конкретного гражданина. Речь идет не просто об учете, уважении интересов личности, а о человеческом измерении права. Поэтому концентрированно современная (естественно-позитивная) концепция правопонимания воплощена в конституционном положении о высшей ценности человека, его прав и свобод. Именно оно должно быть определяющим при проведении в жизнь принципа законности.

Но тогда необходимо признать, что не каждый закон можно считать правовым. Признание наличия неправовых законов не подрывает основ законности. Ее фундаментальное, всеобщее, универсальное значение ревизии не подлежит. Больше вреда ее престижу в обществе наносит категорическое требование следовать закону, даже противоречащему Конституции. Такое требование является столь же неприемлемым, как и идея И. Канта об этической автономии или самозаконности в области права. Выдающийся мыслитель писал: "Дефиниция моей внешней (правовой) свободы гласит так: эта свобода есть правомочие не повиноваться никаким внешним законам, кроме тех, на которые я бы мог дать свое согласие". Законность разрушает как формализм, так и усмотрение, не опирающееся на объективные законодательно закрепленные критерии.

Приоритетное значение должны иметь содержательные требования законности: верховенство права, верховенство правового закона, соблюдения и уважения прав и свобод человека, справедливости и разумности применения права, культурности правотворческой и правореализующей деятельности. Единство содержательных и формальных требований дает основания говорить не просто о законности, а о правозаконности или конституционной законности.

Требования правозаконности должны распространяться на всех субъектов, в том числе и на законодателя. Законодатель должен не только закреплять принцип законности, но быть образцом для всех остальных в реализации ее требований на практике. В кругу причин издания неправовых законов не последнее место занимает то, что закон в большей степени рассматривается с формально-юридической позиции. В то же время юридический закон, прежде всего разновидность общественного закона, под которым понимаются объективно существующие необходимые, повторяющиеся и устойчивые связи (отношения) в обществе и внутри самого права. Из этого следует исходить при характеристике закона как нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой.

Другой не менее важный вопрос - о недопустимости для субъекта применения права, пока закон не отменен, ставить свое мнение выше действующего закона. Закон превращается в своеобразную вещь "для себя", в некую абстрактную абсолютную ценность. Правоприменитель же перед законом обречен на пассивность. Его главная задача - во имя сохранения закона безропотно, не задумываясь следовать формальным категорическим предписаниям, даже если они несправедливы, неразумны и антигуманны. Такое допустимо лишь в тоталитарном государстве, но не для общества, вставшего на путь строительства правового государства.

В аспекте правозаконности или конституционной законности следовать закону, пусть даже надлежащим образом юридически оформленному, но содержательно ущербному, вряд ли правомерно. И это, еще раз подчеркнем, вовсе не призыв к всеобщему непослушанию, к беспорядкам, анархии. Такая оценка могла иметь место во времена, когда права человека не признавались самостоятельной ценностью и противопоставлялись правам гражданина, когда Конституция рассматривалась не иначе как политическая декларация, а не нормативный правовой акт прямого действия.

Определяющая особенность законности в том, что это явление всегда сопутствует государству и праву, предопределяется их природой, назначением, социальным потенциалом.

Стабильная законность - важнейшее условие решения проблем, задач, стоящих перед нашим обществом.

По-видимому, "законность" как требование или принцип всеобщего, строгого соблюдения норм права, как точное, неуклонное осуществление правовых норм всеми государственными органами, гражданами, другими субъектами и требование общеобязательности юридических норм - понятия не тождественные. Общеобязательность - объективное свойство права. В этом контексте отметим: общеобязательным является и приказ начальника, и приговор суда. Отсюда известный политико-правовой тезис официальной власти о необходимости утверждения "диктатуры закона" в стране должен прежде всего распространяться на высшие и иные эталоны самой государственной власти (борьба с коррупцией и др.).

Законность в широком плане - это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов. Констатируя это, обратим внимание на следующий вывод: "Законность - это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц".

Стало быть, содержание законности при таком (широком) подходе включает реализацию не только предписания права по отношению к обязанным лицам, но и реализацию предоставленных им возможностей (прав, свобод индивидов, их объединений) в сфере правового регулирования. Прежде всего, это обеспечение и защита прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц.

Законность - это "политико-правовой режим, характеризуемый верховенством закона, безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданами прав и свобод".

В отечественной юридической литературе контуры содержания законности традиционно рассматриваются в единстве трех взаимосвязанных аспектов: принципа деятельности, метода деятельности и режима общественной жизни.

  • 1. Как принцип государственно-правовой жизни законность признается в качестве основополагающего начала жизни общества, ориентирующего индивидов и организации на надлежащее осуществление (соблюдение, исполнение, использование) юридических предписаний. Ценность этого принципа станет реально значимой при условии, что им будут руководствоваться в своем поведении все субъекты права - и государственные органы, и их должностные лица, и граждане, и их объединения. Вывод о возможности рассмотрения законности в качестве принципа, правового начала деятельности индивидов, организаций основывается на содержании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.
  • 2. Законность - это и метод регулирования поведения участников отношений, состоящий в организации общественных отношений путем издания законов, иных нормативно-правовых актов и обеспечения осуществления их предписаний. Главное здесь в том, что реализация многочисленной деятельности государства, его функций осуществляется правовыми средствами и в правовых формах.
  • 3. Законность, как особый режим общественно-политической жизни, отражает господство закона во всех сферах общественной жизни, в отношениях между личностью и государственной властью, распространение его требований на область правотворчества, сферу реализации права, его применения. Понятие законности в этом аспекте означает ее нацеленность на обеспечение безопасности и защиты личности от произвола властных структур, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина.

И принцип, и метод, и режим законности находятся в органической связи, способствующей получению более полного, целостного представления об этом правовом явлении. Вместе с тем заслуживает внимания вывод о том, что наиболее завершенную форму, ценность законность "приобретает только тогда, когда она предстает в виде режима социально-правовой жизни".

Законность - одно из самых устойчивых политико-правовых явлений, способных сохранить свои основные качественные черты, несмотря на ее "наполнение" в связи с изменениями, происходящими в обществе. Под этим углом зрения в содержании законности можно выделить следующие составляющие:

  • а) обязательное соблюдение, исполнение предписаний права всеми его субъектами;
  • б) обеспечение для всех субъектов возможности полного и реального осуществления субъективных прав;
  • в) строгая регламентация деятельности учреждений и организаций;
  • г) реализация предписаний Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • д) независимое и эффективное правосудие;
  • е) результативная работа правоохранительных органов.

Категория законности рассматривается по следующей формуле: принцип законности - метод законности - режим законности. Подлинная ценность законности для общества становится очевидной только тогда, когда она приобретает свою завершенную форму в виде режима социально-правовой жизни.

Законность является идеальной формой правоотношений, так как соблюдать нормы права должны все без исключения. В действительности же имеет место немало нарушений законности - отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются.

Основным носителем законности является деятельность, поведение людей. Но через нее свойство законности, т. е. соответствия праву приобретают и иные объекты - нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и др.

Для законности необходимы две стороны:

  • а) содержательная - это наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов;
  • б) формальная - это их выполнение, так как только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно.

Субъектами законности являются все участники общественных отношений, а именно: государство и его органы; общественные и иные организации; трудовые коллективы; должностные лица; граждане.

Объектом законности является поведение юридически обязанных лиц, их сознание, воля и поступки.

Законность является наиболее яркой характеристикой эффективности процесса построения правового государства.

Под законностью следует понимать не существующие законы. Сами законы составляют основу законности. Исторические реалии показывают, что законы издавались, а законность отсутствовала. Требование власти к населению соблюдать закон существует всегда. Конечно, в конкретных исторических условиях при различных режимах какая-то часть господствующего класса или верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюдения норм права, сами могли не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Так, в период культа личности требования законности были фактически не обязательны для определенной части партийного и государственного аппарата, вместе с тем с граждан жестко требовали обязательного соблюдения правовых предписаний. В цивилизованном государстве все равны перед законом.

Законность непосредственно зависит от социально-нравственных и государственно-правовых процессов, что позволяет поставить вопрос о ее юридической основе. Дать на него однозначный ответ сложно, так как он затрагивает самостоятельную проблему соотношения права и законодательства.

Законность имеет не только различные формы выражения, но и в определенные исторические периоды в зависимости от конкретных социальных условий различное содержание. В этой связи особый интерес представляет анализ структурных элементов, определяющих содержание законности. Традиционно в юридической литературе выделяют три стороны (элемента) содержания этого сложного социального явления: предметную, субъектную, нормативную, а в каждой из них, кроме того, идеальную и реальную составляющие.

Так, предметную сторону содержания законности образуют те объекты (явления, процессы), которые должны отвечать и реально отвечают критерию юридической правомерности. Прежде всего, это деятельность и поведение участников общественных отношений. Через них это свойство приобретают другие явления, например, разнообразные правовые акты, как нормативного, так и индивидуального характера, управленческие решения, документы и т. п.

Субъектная сторона содержания законности характеризует состав субъектов, обязанных соблюдать и действительно соблюдающих, правовые предписания, а также имеющих право и реальную возможность требовать такого соблюдения от других. Принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. Законность едина и одинаково обязательна для всех субъектов права.

К числу дискуссионных в юридической науке относится вопрос, связанный с определением нормативной стороны содержания законности. Прежде всего этот вопрос связан с определением объема правовых норм, подлежащих неукоснительной реализации. В свете традиционного понимания законность предполагает строгое соблюдение и исполнение всех правовых норм, установленных либо санкционированных государством, включая нормы, содержащиеся в подзаконных актах органов государственного управления. Однако в научной литературе неоднократно высказывались предложения о сужении нормативной стороны законности. Суть подобных предложений сводится к тому, чтобы связать законность с необходимостью неукоснительной реализации законов и только законов. Как утверждают сторонники подобной концепции, процесс формирования правового государства требует отказаться от представлений о законодательстве как совокупности законов и нормативных правовых актов высшей исполнительной власти, поскольку неоправданно широкое понимание и трактовка понятия «законодательство» фактически нивелирует роль закона в системе нормативных правовых актов,а потому явно не способствует укреплению законности и правопорядка.

Проблема соотношения закона и подзаконных актов действительно существует. То обстоятельство, что в правовом государстве именно закон должен рассматриваться в качестве первичного базового регулятора общественных отношений, особых возражений не вызывает. Приоритет закона в процессе правового регулирования различных социальных отношений над подзаконными актами органов управления - основа основ правовой государственности. Но главная идея правового государства заключается все же не в том, чтобы разграничить, противопоставить требования законов и подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконное нормотворчество имеет право на существование и государственную поддержку. Без подзаконных актов во многих случаях не обойтись, они просто объективно необходимы.

Поэтому реальная проблема в условиях формирования правового государства заключается в том, чтобы определенным образом упорядочить и систематизировать подзаконное нормотворчество, обеспечить соответствие принимаемых подзаконных актов положениям действующего закона. Для этого должны быть четко определены требования, предъявляемые к подзаконным актам, которые необходимо неукоснительно соблюдать в процессе правотворчества. В самом общем виде суть указанных требований заключается в том, что подзаконные акты должны: а) издаваться строго в пределах полномочий соответствующего органа, установленных законом; б) по своей форме соответствовать тем видам, которые определены в законе для данного органа или вида деятельности; в) приниматься для решения только тех вопросов, которые определены в законе. Кроме того, в случае внесения каких-либо изменений в закон положения подзаконных нормативных актов должны быть своевременно приведены в соответствие с требованиями закона.

Строгое следование указанным требованиям в процессе подзаконного нормотворчества позволит преодолеть противоречия между законом и подзаконным актом, обеспечит их взаимосвязь и взаимодействие в процессе правового регулирования общественных отношений. В последующем на этой основе должна быть обеспечена общеобязательность любой нормы права для всех участников определенного типа правоотношений независимо от формы ее выражения.

Таким образом, идеальная модель законности предполагает, что все субъекты права должны строго и неукоснительно следовать положениям всех правовых предписаний, которые регламентируют их деятельность.

Определение структурных элементов, определяющих содержание законности, позволяет выделять различные сферы ее проявления. Такую дифференциацию можно провести:

  • во-первых, применительно к реализации определенных норм, правовых институтов и отраслей права, вследствие чего становится возможным говорить о состоянии законности в сфере административных, гражданско-правовых, уголовных, трудовых и иных правоотношений;
  • во-вторых, по видам субъектов права, что позволяет оценивать состояние законности в деятельности государства в целом, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, физических лиц;
  • в-третьих, по сферам общественной жизни. Речь в данном случае может идти о состоянии законности в сфере экономики, политики и т. д.;
  • в-четвертых, исходя из условий места и времени деятельности различных социальных субъектов. Это позволяет оценивать состояние законности в конкретном регионе или в конкретный исторический период. Возможно также выделение сфер законности, основанных на группировках этих критериев.

В этой связи важное практическое значение имеет определение четких критериев, позволяющих дать оценку фактическому состоянию законности в различных сферах ее проявления. Как правило, в юридической литературе в качестве таких критериев рассматриваются определенные количественные показатели, которые могут быть сведены в три основные группы, характеризующие соответственно уровень, структуру и динамику нарушений законности. При этом уровень нарушений законности в той или иной сфере ее проявления определяется как соотношение общего числа допущенных нарушений законности к общей численности субъектов права, действующих в анализируемой сфере. Структуру нарушений законности характеризуют такие показатели, как соотношение преступлений и проступков, степень их тяжести, характеристику лиц, совершивших правонарушения, в зависимости от возраста, социального положения и т. д. Динамику нарушений законности определяют изменения уровня и структуры нарушений законности в той или иной сфере, регионе за определенные периоды времени.

Однако подобная оценка законности носит сугубо формальный, односторонний характер, поскольку в данном случае не учитывается содержание самих правовых предписаний, подлежащих неукоснительной реализации. Не трудно заметить, что методологическую основу подобной оценки составляет нормативная концепция понимания права. Идея «законности» в данном случае характеризует лишь одно из имманентных свойств любого права, его общеобязательность - категоричность, непременность строжайшего, неукоснительного соблюдения, претворения в жизнь действующих юридических норм, причем неважно каких, в том числе и самых реакционных.

Как определенная альтернатива сугубо формальному подходу к пониманию законности в юридической литературе последних лет некоторыми авторами развивается и последовательно отстаивается идея так называемой пра- возаконности, смысл которой заключается в том, чтобы связать законность с необходимостью соблюдения и исполнения не любых, а лишь правовых законов. Подобная идея, безусловно, несет в себе определенное рациональное зерно, поскольку не вызывает сомнений тот факт, что использование государством для регулирования общественных отношений «неправовых» законов находится в прямом противоречии с его правоохранительной функцией. Существование формальной законности возможно даже в условиях тоталитарных режимов, где в определенных сферах государственной жизни и деятельности за законность выдается возведенное в закон беззаконие.

Однако в этой связи возникает весьма сложный вопрос, решение которого имеет, прежде всего, огромное практическое значение. Что же следует понимать под «правовым законом», каким требованиям и критериям он должен отвечать?

Сам термин «правовой закон» является исключительно научной конструкцией, содержание которой не поддается четкой формализации. Существующие в юридической науке различные концепции правопонимания неизбежно порождают и различные подходы к определению данного понятия.

Следует отметить, что в обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика принятого закона как правового или неправового, если последний рассматривать лишь с точки зрения соответствия его нравственным критериям, невозможна. Закон, который претендует на то, чтобы называться правовым, должен отвечать не только нравственным, но целому ряду других требований, как социального, так и юридического характера. Взятые сами по себе идеи равенства и свободы, гуманизма и справедливости носят весьма абстрактный характер, допуская при оценке правовых явлений и процессов неоднозначное толкование, а потому не могут рассматриваться в качестве действенных регуляторов поведения и деятельности.

Подобная позиция отнюдь не означает, что консервативные, реакционные законопроекты и законы не могут подвергаться критике. Она лишь подчеркивает, что никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом. Официальное решение вопроса о справедливости и легитимности законов и иных нормативных правовых актов может быть принято только компетентными органами государства (прежде всего, судебными органами) в законном порядке.

Попытки же искусственного противопоставления позитивного закона и правового закона, законности и правозаконности на практике ведут лишь к дестабилизации общественной обстановки. Во-первых, они ослабляют регулятивную роль закона, поскольку фактически устанавливают традицию «двойного» стандарта на уровне реализации юридических предписаний; во-вторых, создают определенные препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции; в-третьих, формируют нигилистическое отношение к закону и праву.

Важно подчеркнуть, что признание различий между законом как установлением государства и правом как совокупностью идей равенства, свободы, гуманизма и справедливости, связывающих государство, не дает основания субъектам права, в том числе и правоприменительным органам, обходить законом со ссылкой на право. Несоблюдение позитивного закона не может быть признано правомерным поступком субъекта, даже в том случае, когда закон противоречит праву.

Интересы укрепления законности и правопорядка требуют не противопоставления понятий «законность» и «правозаконность», а, напротив, их сближения. Своеобразной же точкой сближения указанных понятий может и должна стать Конституция РФ, которая устанавливает четкие ориентиры и для правотворческих органов, и для субъектов реализации права. Так, в гл. 2 Основного закона РФ почти дословно воспроизводятся положения Всеобщей декларации прав человека, охватывающей, по сути, весь комплекс относимых к числу естественных прав и свобод и человека. В результате в области прав человека попытки проверки «правового» либо «неправового» характера принимаемых на базе Конституции РФ законов и подзаконных актов неизбежно сводятся к опирающейся ныне не на субъективный, а на объективный критерий - конституционные нормативные предписания - задаче проверки соблюдения принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов.

В научный оборот уже прочно вошло понятие «конституционная законность». Сама идея конституционной законности предполагает: 1) правовой характер самой Конституции; 2) верховенство Конституции в правовой системе страны; 3) прямое действие Конституции на всей территории РФ. Многие авторы говорят о том, что понятие «конституционная законность» в наибольшей степени соответствует юридическому правопониманию, закрепленному в Конституции РФ. С этим нельзя не согласиться, однако это не означает, что необходимо срочно менять терминологию. Законности разного уровня не должно быть в принципе, и все термины (законность, правозаконность, конституционная законность) должны выражать лишь одно содержание.

Представляется, что реальная, а не надуманная проблема заключается в том, чтобы научиться создавать актуальные, перспективные и справедливые законы и последовательно, настойчиво претворять эти законы в жизнь.

Обобщая изложенное, следует сделать вывод о том, что законность может рассматриваться как принцип, метод, режим соответствия правореализационной деятельности всех субъектов права положениям Конституции РФ, не противоречащих ей законов, подзаконных актов и иных источников права.

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и ϲʙᴏеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Отметим, что тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - ϶ᴛᴏ совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, кᴏᴛᴏᴩый его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от кᴏᴛᴏᴩых наступает юридическая ответственность, по кᴏᴛᴏᴩой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. В случае если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. В случае если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят ϲʙᴏе назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при кᴏᴛᴏᴩом поведение строится на базе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, незаьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией заключается в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в ϲʙᴏю очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с позиции законодательной техники), а такое законодательство, кᴏᴛᴏᴩое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности будет принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из ϶ᴛᴏго тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих законам, изданным на базе закона, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некᴏᴛᴏᴩые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные ϲʙᴏйства законности:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых ϶ᴛᴏй категорией политико-правовых явлений;
  • объективность как следствие перечисленных выше черт.

Понятие правового порядка

Правопорядок - ϶ᴛᴏ процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на базе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.

Правовой порядок будет составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, кᴏᴛᴏᴩые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок. Таким образом, общественный порядок - ϶ᴛᴏ определенные качества системы общественных отношений, состоящие в такой упорядоченности социальных связей, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений ϲʙᴏих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие. Правопорядок - составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права будет правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, ϶ᴛᴏ результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Не стоит забывать, что важнейшей основой правопорядка будет наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок - понятия однопорядковые, но не тождественные. В случае если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в данных условиях.

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей. Важно заметить, что одновременно государство должно обеспечивать оптимальные условия для действий правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, учреждениями, предприятиями) их прав и обязанностей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов - суд, прокуратуру, органы юстиции, нотариат и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель - не ждать правонарушений, а создавать условия, кᴏᴛᴏᴩые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.

Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан, Именно такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.

Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Выделяют следующие виды гарантий; правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых ᴏᴛʜᴏϲᴙт следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, кᴏᴛᴏᴩые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает: анализ допущенных нарушений законности; причин и условий их совершения; разработку мер по профилактике правонарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.

Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в т.ч. организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ - то есть устранить почву роста преступности и нарушений законности.

Гарантии законности и правопорядка будут одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды связываются с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе правоохранительных органов.

Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование системы государственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформа местного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие.