Экологический кризис и пути выхода из него. Пути выхода из экологического кризиса экологический кризис

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды основными принципами охраны окружающей среды являются:

приоритет охраны жизни и здоровья человека;

научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

платность природопользования;

соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен как у нас в стране, так и других странах мира комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами. Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса.

Первое направление - совершенствование технологии - создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов и др.

Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды.

Третье направление - применение мер административного пресечения мер юридической ответственности за экологические правонарушения (административно-правовое направление).

Четвертое направление - гармонизация экологического мышления (эколого-просветительское направление).

Пятое направление - гармонизация экологических международных отношений (международно-правовое направление).

Заключение

Выход из глобального экологического кризиса - важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-то средствами, например технологическими, принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними.

Наиболее общим принципом, или правилом окружающей среды, необходимо считать глобальный исходный природно-ресурсный потенциал, который в ходе исторического развития непрерывно истощается, что требует от человечества научно-технического совершенствования, направленного на более широкое и полное использование этого потенциала.

Из этого закона следует другой основополагающий принцип охраны природы и среды жизни: «экологичное - экономично», то есть чем, рачительнее подход к природным ресурсам и среде обитания, тем меньше требуется энергетических и других затрат. Воспроизводство природно-ресурсного потенциала и усилия на его воплощение должны были сопоставимы с экономическими результатами эксплуатации природы.

Еще одно важнейшее экологическое правило - все компоненты природной среды - атмосферный воздух, воды, почву и др. - охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные экосистемы биосферы. Только при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, генофонда животных и растений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

НА ТЕМУ: «ПУТИ ВЫХОДА ИЗ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

Работу выполнил:

Михайлова М.В.

Работу проверил:

Бронников С.В.

Санкт-Петербург2017

Введение

1. Понятие экологического кризиса

2.1 Основные принципы управления качеством окружающей среды и экологическая политика

2.2 Концепция эколого-экономического регулирования природопользования

2.3 Пути выхода России из экологического кризиса

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данной работы велика, так как мы, живя в современном мире, напрямую сталкиваемся в повседневности с экологическим кризисом и его последствиями. Наше поколение наиболее сильно испытывает на себе последствия экологического кризиса: всевозможные мутации, заболевания, неизвестные раннее, и многое другое. Поэтому проблема решения экологического кризиса является одной из главнейшей для всего человечества.

Цель работы - рассмотреть подробнее проблемы, связанные с экологическим кризисом, и всевозможные пути его разрешения. Задачи работы:

· описать проблемы экологического кризиса;

· попытаться дать наиболее оптимальный вариант для разрешения экологического кризиса.

1. Понятие экологического кризиса

Экологическим кризисом называют сложившееся в настоящее время состояние взаимоотношений между человеческим обществом и окружающей природной средой, в которой человек живет, в которой до предела обострены противоречия между экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения сохранности, качества этой среды для выживания самого общества.

В структуре экологического кризиса, выделяют две стороны - естественную и социальную . Естественная сторона объединяет в себе признаки деградации, разрушения природной среды:

· глобальное потепление климата, парниковый эффект;

· общее ослабление озонового слоя Земли; появление озоновых дыр;

· загрязнение атмосферы, образование кислотных дождей, фотохимические реакции с образованием озона, перекисных соединений из CnHm;

· загрязнение мирового океана, захоронение в нем высокотоксичных и радиоактивных отходов (дампинг), загрязнение нефтью, нефтепродуктами, пестицидами, ПАВ, тяжелыми металлами, тепловое загрязнение;

· загрязнение и истощение поверхностных вод, нарушение баланса между поверхностными и грунтовыми водами;

· загрязнение поверхности земли всем комплексом загрязнителей: ТБО, тяжелыми и радиоактивными элементами, изменение геохимии земли и грунтовых вод;

· сокращение лесных площадей (сведение лесов) в результате пожаров, промышленных рубок, потерь уже заготовленной древесины, кислотных дождей, незаконных порубок, вредных насекомых и болезней, поражений промышленными выбросами (в том числе - ядерные аварии);

· деградация почв, опустынивание в результате сведения лесов, нерационального землепользования, засухи, перевыпаса скота, нерационального орошения (заболачивание, засоление);

· освобождение существующих и возникновение новых экологических ниш, заполнение их нежелательными живыми организмами;

· нарушение экологического баланса в глобальных и региональном масштабах, общее перенаселение планеты и высокая плотность населения в различных регионах, ухудшение качества среды жизни в городах.

Социальная сторона экологического кризиса проявляется в следующих социальных явлениях:

· В неэффективности работы специальных органов по охране окружающей среды, охране и использованию лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр.

· В противостоянии представительных и исполнительных органов власти, местного самоуправления, что усугубляет неэффективность работы.

· В неспособности правоохранительных органов обеспечить контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды.

· В массовом эколого-правовом нигилизме, неуважение эколого-правовых требований, нарушение и невыполнение их.

2. Принципы и пути разрешения современного экологического кризиса

До сих пор действия в таких областях как экологический мониторинг, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, экологический контроль не были системно сорганизованы, и, как следствие, экологическая ситуация продолжает ухудшаться. Организация природоохранной деятельности на принципах системы управления качеством окружающей среды (ОС) повысит ее эффективность и обеспечит устойчивое, экологически безопасное, развитие.

Жизнь на Земле сформировалась и существует в течение нескольких миллиардов лет благодаря тому, что в естественных условиях биосферы все живые организмы включены в определенные локальные и глобальные круговороты химических элементов, которые отличаются замкнутостью, то есть тем, что в этих круговоротах начальные и конечные формы нахождения химических элементов в природе совпадают. Они являются одновременно и следствие, и условием непрерывности жизни на Земле и поддерживают постоянство как существования различных организмов, населяющих Землю, так и химического состава среды их обитания.

Однако естественное состояние биосферы, основанное на функционировании биогеохимического круговорота химических элементов и постоянстве химического состава среды обитания, в современных условиях объективно нарушается в результате производственной деятельности человека. В результате постепенно, но неизбежно и непрерывно меняется естественный, природный химический состав атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод, и нарушаются биогеохимические циклы, к которым на протяжении миллионов лет эволюционным путем приспособились животные и растения, населяющие нашу планету.

Научное понимание причин и механизмов, вызывающих объективно опасную для человека деградацию ОС, дает надежду на то, что, осознав свою огромную мощь, человечество перейдет к жесткому самоограничению, отвечающему требованиям соблюдения условий экологически безопасного развития, и, провозгласив принцип «охраны окружающей среды и человека в ней от последствий хозяйственной или иной деятельности человека» как главный принцип своего дальнейшего существования, спасется само и вместе с собой спасет биосферу и планету Земля от катастрофы, способной завершить «психозойскую эпоху» в истории Земли.

2.1 Основные принципы управления качеством окружающей среды и экологическая политика

Угроза ухудшения состояния окружающей среды (ОС) до критических пределов в настоящее время рассматривается как угроза национальной безопасности любой страны.

Качество среды определяется степенью соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов. При оптимальном качестве среды возможно устойчивое существование и развитие экологической системы, сложившейся или преобразованной человеком в регионе; отсутствуют неблагоприятные последствия для любой популяции, находящейся в данном месте постоянно или временно. Возможно условное определение качества среды в единицах (баллах), характеризующих в сумме все критерии качества.

При этом большое значение имеет определение нулевой точки отчета, то есть того природного показателя качества, после которого он изменяется под влиянием антропогенных факторов. Этот показатель качества среды называется фоновым. Фоновый показатель рекомендуется устанавливать на территориях с отсутствовавшим раннее антропогенным воздействием в биосферных заповедниках или станциях. Сеть этих станций необходимо разместить на всей территории страны и включить в систему мониторинга.

Фоновые значения содержания загрязняющих веществ в природе незначительны. Однако эти параметры под влиянием деятельности человека меняются, содержание загрязнений увеличивается. Для нормального, устойчивого функционирования экосистем и всей биосферы необходимо, чтобы значения загрязнения не превышали предельный уровень, допустимый с точек зрения необратимых изменений в экосистеме или временного нарушения нормального функционирования экосистемы.

В управлении качеством ОС субъектом управления выступает государство в лице органов, специально уполномоченных на осуществление такого управления, а объектом управления - качество ОС.

Управлять качеством ОС можно только воздействуя на факторы и процессы, создающие это качество. Такие факторы и процессы могут быть естественными, но в основном они связаны с осуществляемой или осуществлявшейся раннее хозяйственной деятельностью.

С точки зрения эколога, всякая хозяйственная деятельность может рассматриваться как деятельность по негативному преобразованию ОС. Поэтому одним из важнейших направлений - государственной экологической политики является регулирование хозяйственной деятельности в целях минимизации экологически негативных последствий этой деятельности.

Для эффективного осуществления государственных функций по обеспечению экологической безопасности необходимо создание, поддержка функционирования и постоянное совершенствование специальных систем управления качеством ОС разного уровня.

Источником воздействий, непосредственно влияющих на качество ОС, являются хозяйственные субъекты, производящие в ходе своей деятельности выбросы газов и твердых веществ в атмосферу, сбросы сточных вод со взвешенными и растворенными веществами, акустические, электромагнитные и другие излучения, отходы производства и потребления.

Центральное место в системе занимает «экологическая политика» - заявление уполномоченных на то представителей государства о намерениях в области сохранения и оздоровления ОС, поставленных целях, принципах, путях, методах и этапах достижения этих целей, включая связь экологической политики с государственной политикой в экономической, финансовой, налоговой, промышленной, научной, социальной, образовательной и других сферах.

Исходя из намерений и целей, сформулированных в экологической политике, осуществляется первый этап практических действий по управлению качеством ОС - экологическое нормирование качества ОС, под которым понимается установление набора показателей, характеризующих качество ОС, и плановых значений этих признаков. Особенностью экологически нормативов качества ОС, отличающейся от санитарно-гигиенических, рыбохозяйственных и иных ПДК, является их принципиальная лабильность - они могут вводится в действие, изменяться, отменяться, иметь в разных местах различные значения, быть общефедеральными, региональными, местными, локальными и т.д.

По результатам экологического нормирования качества ОС формируется и реализуется программа экологического мониторинга, под которым понимается систематический контроль значений тех показателей качества ОС, для которых установлены экологические нормативы.

В случае обнаружения нарушений запланированного качества ОС автоматически должны включаться механизмы оценки масштабов нарушения и его возможных последствий, а также разработки и реализации мер по устранению выявленного нарушения качества ОС, в том числе, таких как выявление и наказание виновных, очистка загрязненных территорий и акваторий, внесение изменений в экологическую политику, в экологические нормативы качества ОС, экологические нормативы воздействий на ОС и другое. экологический кризис окружающий природопользование

Экологические нормативы воздействия на ОС устанавливаются, исходя из заявленных целей экологической политики с таким расчетом, чтобы при их соблюдении качество ОС не испытывало негативных изменений. Они доводятся до сведения всех заинтересованных лиц и подлежат соблюдению при разработке проектов хозяйственной деятельности и в ходе деятельности хозяйствующих субъектов.

Проверку соблюдения хозяйствующими субъектами установленных экологических нормативов воздействий на ОС и экологических нормативов качества ОС в зоне ответственности предприятий осуществляет государственный экологический контроль.

2.2 Концепция эколого-экономического регулирования природопользования

Экологическое регулирование должно стать не чем иным, как использованием органами государственной власти системы активных мер и инструментов воздействия на поведение природопользователей в целях предотвращения, ограничения или устранения загрязнений или других форм ухудшения качественных параметров и нанесения вреда окружающей человека среде - природной и техногенной.

Основы концепции косвенного экологического регулирования сводятся к следующим положениям:

главная причина неконтролируемого загрязнения среды - это пробел в ценообразовании на природные ресурсы, игнорирование их подлинной ценности, а в некоторых случаях предоставление в бесплатное пользование. Не получая соответствующую их стоимости денежную оценку на рынке, они не входят в сферу действия рыночных механизмов, которые оказываются неспособными регулировать оптимальное распределение и использование этих ресурсов, а потому и охранять их источник - природу - от загрязнения;

неэффективное функционирование рыночных регуляторов в системе природоохранной деятельности объясняется отсутствием надлежащим образом определенных прав собственности на такие основные природные компоненты, как вода и воздух. Они, являясь объектами конкурентного спроса, в то же время представляют собой свободные блага и услуги;

в результате нормальный рыночный механизм деформируется, возникает неконтролируемые экологические последствия хозяйственной деятельности, приводящие к социальному ущербу. И, как следствие, негативная деятельность природопользователей как бы субсидируется в размере, равном этим социальным издержкам, поскольку предприятия экономят на затратах по предотвращению загрязнений.

Общие выводы из сформированных положений, положенные в основу косвенного экологического регулирования, таковы:

· для восстановления рыночных отношений в сфере охраны природы государство должно взять на себя роль распределителя ресурсов окружающей среды как всеобщего блага;

· для каждого загрязнителя и вида загрязнений должна быть создана система цен в виде налога или платы на загрязнение;

· плата за загрязнение позволит подчинить процесс средопользования обычному механизму рынка и реализовать характерный для такого механизма автоконтроль над этим процессом.

В совокупности метод косвенного экологического регулирования исходит из принципа, что дорогостоящее для индивидов и бизнеса загрязнение окружающей среды побудит их осуществлять деятельность по его ликвидации.

Экологический кризис, затронувший весь мир, заставил наиболее развитые страны перейти от методов пассивного косвенного регулирования к прямому регулированию. Задача последнего состояла в практической реализации целевой установки на последовательное снижение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Принципы регулирования и области их применения :

Принцип эффективности с точки зрения достижения средоохранных целей. Он контролирует выбор таких регуляторов, которые не допускают отчуждения средств у предприятий - источников загрязнения в таких размерах, которые ведут к ограничению природоохранных работ.

Эффективность затрат на природоохранную деятельность . Он, в сочетании с первым принципом, способствует не только снижению социальных издержек, вызванных загрязнением окружающей среды, но и обеспечивает более высокие темпы природоохранной деятельности. Социальная значимость экологического регулирования требует, чтобы при учете эффективности природоохранных мероприятий принимались во внимание последствия их воздействия как на микро-, так и на макроэкономику. Поэтому практика исчисления уровня оптимальных затрат в зависимости от нанесенного ущерба была сразу же отменена, так как в этом случае затраты предприятия на возмещение ущерба становились нереально большими и практически подрывали его природоохранную деятельность.

Принцип «загрязнитель платит» . Его значение сохраняется и при прямом регулировании, однако в этом случае он выступает как средство, способное, отражаясь на цене производимых товаров, предоставлять преимущество предприятиям, проводящим эффективную экологическую политику. Для эффективного использования платы за загрязнение используются перераспределительные системы двух типов: концентрирование сумм в экологических фондах и передаче их предприятиям, активно проводящим природоохранную политику перераспределение средств от экономически сильным предприятий к экономически слабым. При этом денежные средства должны возвращаться предприятиям пропорционально их инвестициям в природоохранную деятельность. Неотчуждаемость средств предприятий - основа эффективности системы экологических налогов. При этом перераспределение средств способствует сокращению затрат на природоохранную деятельность, так как позволяет сосредоточить их в тех местах, где они наиболее эффективно расходуются.

Использование принципа «загрязнитель платит» в качестве инструмента экономического побуждения кроме налога за нарушение природоохранного законодательства может выступать еще в трех формах: ценовая дифференциация, специальный налог и залоговые системы. Ценовая дифференциация представляет собой обложение дополнительными налогами продуктов и изделий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, и, напротив, освобождение незагрязняющих объектов от уплаты части налогов на добавленную стоимость.

Специальным налогом облагаются некоторые товары, приводящие к загрязнению окружающей среды, например бионеразлагаемые пакеты, тара, не пригодная для утилизации. Залоговые системы применяются для стимулирования утилизации и повторного использования изделий и материалов, например: бутылки, кузова автомашин, аккумуляторы, ртутные лампы, алюминиевые банки из-под напитков.

Социально справедливое распределение природоохранных затрат . Население, являющееся жертвой загрязнения, выступает основным источником финансирования экополитики. Поэтому государства, отвечающие за социально справедливое распределение расходов, организовывали проведение исследований макроэкономических последствий экополитики с целью установления ее влияния на основные параметры экономики и того оптимального уровня общенациональных затрат, при котором одновременно осуществлялись необходимые природоохранные мероприятия и сохранялось оптимальное равновесие национальных экономических систем.

2.3 Пути выхода России из экологического кризиса

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды основными принципами охраны окружающей среды являются:

· приоритет охраны жизни и здоровья человека;

· научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

· рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

· платность природопользования;

· соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

· гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

· международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен как у нас в стране, так и других странах мира комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами. Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса.

Первое направление - совершенствование технологии - создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов и др.

Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды.

Третье направление - применение мер административного пресечения мер юридической ответственности за экологические правонарушения (административно-правовое направление).

Четвертое направление - гармонизация экологического мышления (эколого-просветительское направление).

Заключение

Выход из глобального экологического кризиса - важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-то средствами, например технологическими, принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними.

Наиболее общим принципом, или правилом окружающей среды, необходимо считать глобальный исходный природно-ресурсный потенциал, который в ходе исторического развития непрерывно истощается, что требует от человечества научно-технического совершенствования, направленного на более широкое и полное использование этого потенциала.

Из этого закона следует другой основополагающий принцип охраны природы и среды жизни: «экологичное - экономично», то есть чем, рачительнее подход к природным ресурсам и среде обитания, тем меньше требуется энергетических и других затрат. Воспроизводство природно-ресурсного потенциала и усилия на его воплощение должны были сопоставимы с экономическими результатами эксплуатации природы.

Еще одно важнейшее экологическое правило - все компоненты природной среды - атмосферный воздух, воды, почву и др. - охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные экосистемы биосферы. Только при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, генофонда животных и растений.

Список литературы

1. Голубев А. Разрушения озонового слоя//Зеленый мир, 1998, № 24.

2. Горелов А.А. Социальная экология, - М., 2004.

3. Данилов-Данильян В.И., Лосева К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие, - М., 2001.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология, - Ростов-на-Дону, 2003.

5. Малофеев В.И. Социальная экология,- М., 2002.

6. Мельников А.А. Проблемы окружающей среды и стратегия ее сохранения, - М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Глобальные проблемы изменения климата и загрязнение окружающей среды. Истощение сырьевых и энергетических ресурсов. Неконтролируемый прирост населения. Основные принципы управления качеством окружающей среды. Пути выхода России из экологического кризиса.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2012

    Исторический обзор развития человечества и экологические последствия его деятельности. Флуктуации в биосфере под воздействием антропогенного фактора. Основные направления развития цивилизации и выхода из современного глобального экологического кризиса.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2010

    Проблемы глобального экологического кризиса. Глобальное потепление климата, разрушение озонового слоя Земли, сокращение площади лесного покрова, опустынивание территорий, обеднение генетического фонда. Формы международного экологического сотрудничества.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Причины исчезновения растительных и животных видов, генофонда флоры и фауны Земли. Пути преодоления экологического кризиса. Классификация экологических факторов по природе источников и характеру действия. Влияние состояния среды на здоровье людей.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Определение смыслового значения понятий охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности. Характеристика экологического кризиса как угрозы человечеству. Анализ принципов международного сотрудничества в области охраны природы.

    реферат , добавлен 19.02.2011

    Основные элементы и особенности экологического кризиса, его последствия. Химическое, физическое и биологическое загрязнение. Концентрация нефтепродуктов в районах Мирового океана. Характеристики источников вибраций. Пути выхода из экологического кризиса.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2013

    Понятие и виды природопользования. Основные принципы экологического законодательства Республики Казахстан. Механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Принципы природопользования и охраны окружающей среды в Беларуси. Общее понятие о методах и методике экологического исследования. Государственное управление природопользованием: сущность, методы и функции. Правовое регулирование охраны окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2012

    Современные проблемы природопользования. Классификация природных ресурсов и их экономическая оценка. Сырьевая база промышленности Казахстана. Пути экологического развития страны. Виды загрязнений окружающей среды. Методы управления природопользованием.

    курс лекций , добавлен 13.11.2011

    Сущность, объект, предмет, основные меры и средства рационального природопользования. Классификация и характеристика природных ресурсов. Принципы экологического нормирования. Состав показателей и нормативы качества окружающей среды и пределы их изменений.

Экологический кризис и пути выхода из него

Современной экологической наукой доказано, что биота сама способна регулировать и стабилизировать окружающую среду. Реагируя на внешние возмущения сильными обратны­ми связями (что аналогично действию принципа Ла Шателье - Брауна в термодинамике), биота возвращает окружающую при­родную среду к прежнему состоянию. При этом такая реакция биоты возможна только до определœенного предела. Состояние окружающей среды можно оценить по двум показателям:

1) Экологическая катастрофа – необратимый процесс изменения состояния окружающей среды, приводящий к гибели живых организмов.

2) Экологический кризис - это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостря­ются противоречия между экономикой и экологией, а возмож­ности сохранения потенциального гомеостаза, ᴛ.ᴇ. способнос­ти саморегуляции экосистем, в условиях антропогенного воз­действия серьезно подорваны. Это обратимый процесс и при устранении источника вредного воздействия состояние окружающей среды приходит в норму.

В целом, всœе возрастающее воздействие на биосферу и как следствие - резкое ухудшение качества среды обитания чело­века, состояния биоты и экосистем; одностороннее изменение концентрации биогенов (углерода, азота͵ фосфора) и наруше­ние их базовых циклов; нарушение экологической стабильно­сти и нормального функционирования базовых систем жиз­необеспечения Земли; экологический коллапс, т. е. угрожаю­щее жизни на Земле состояние.

Анализ экологической и социально-экономической обста­новки в России позволяет выделить пять базовых направле­ний выхода России из экологического кризиса. При этом необходим комплексный подход: одновременное ис­пользование всœех направлений:

Первое направление - экологизация технологии: созда­ние экологически чистой технологии, внедрение безот­ходных, малоотходных производств и др.;

Второе направление - развитие и совершенствование эко­номического механизма охраны окружающей среды;

Третье направление - административно-правовое: при­менение мер административной и юридической ответст­венности за экологические правонарушения;

Четвертое направление - эколого-просветительское: гар­монизация экологического мышления, отказ от потре­бительского отношения к природе;

Пятое направление - международно-правовое: гармони­зация экологических международных отношений.

Определœенные шаги по выходу из экологического кризиса по всœем указанным выше пяти направлениям в России уже пред­принимаются. При этом всœем нам предстоит пройти самые труд­ные и ответственные участки пути. Особенно если учесть, что данный путь будет проходить на фоне обострения борьбы в мире за такие природные ресурсы, как хвойные леса, чернозем, пре­сная вода, которыми так богата Россия.

Охрана окружающей среды тесно связана с природополь­зованием - общественно-производственной деятельностью, на­правленной на удовлетворение материальных и культурных по­требностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. По Н. Ф. Реймерсу (1992), оно включает в себя:

а) охрану, возобновление и вос­производство природных ресурсов, их извлечение и переработ­ку;

б) использование и охрану природных условий среды жиз­ни человека;

в) сохранение, восстановление и рациональное из­менение экологического равновесия природных систем;

г) ре­гуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование - взаимодействие человека с при­родой с целью удовлетворения его потребностей.

Право природопользования - правовые нормы использова­ния человеком ресурсов Природы в соответствии с действующи­ми природоохранными требованиями и нормами.

Человек использует Природу и ее ресурсы в двух качест­вах: как естественное условие свой жизнедеятельности и как объект хозяйственной и культурной деятельности. По этой причине право свободно находиться на территории природных объектов (лесопарки, водоемы и др.) принято называть правом общего природо­пользования. Пользование ресурсами Природы для удовлетво­рения экономических интересов принято называть правом специаль­ного природопользования.

Природопользование должна быть рациональным и нерацио­нальным . Рациональное природопользование означает комплекс­ное, научно обоснованное, экологически безопасное и неистощительное использование природных богатств, с максимально возможным сохранением природно-ресурсного потенциала и способности экосистем к саморегуляции. Нерациональное при­родопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению качества природной сре­ды, сопровождается нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

Группа американских ученых, используя методы системного анализа, с помощью ЭВМ разработали модель будущего развития биосферы как мировой системы по пяти основным параметрам: населœение, производ­ство продуктов питания, промышленное производство, загряз­нение окружающей среды, невозобновляемые природные ре­сурсы . Авторы модели пришли к выводу о том, что если тем­пы роста народонаселœения, экономики, скорости истощения при­родных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020-2040 гᴦ. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды. Иными словами, деградация биосферы представляет ныне прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты.

Экологический кризис и пути выхода из него - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экологический кризис и пути выхода из него" 2017, 2018.

Выход из глобального экологического кризиса - важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например, технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии и т. д.), принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» на путях устойчивого развития общества, комплексного подхода к решению природоохранных проблем.

Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым мир должен выходить из экологического кризиса. При этом необходим комплексный подход в решении этой проблемы, т. е. одновременно должны использоваться все пять направлений.

В качестве первого направления названо совершенствование технологии - создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов и др.

Применение экологически чистых технологий способствует обеспечению охраны окружающей среды. Эти технологии являются менее загрязняющими, предполагают более рациональное использование всех ресурсов, позволяют рециркулировать больше отходов и продуктов, образующихся в результате их использования, и обеспечить более приемлемую обработку остаточных отходов по сравнению с технологиями, которые они заменяют.

Экологически чистые технологии являются малоотходными или безотходными «технологиями переработки и получения готового продукта» и благодаря этому способствуют предотвращению загрязнения окружающей среды. К ним также относятся «технологии переработки в конце производственного цикла» или технологии очистки, предназначенные для устранения имеющего место загрязнения.

Экологически чистые технологии являются не просто отдельными технологиями, а представляют собой комплексные системы, предполагающие наличие специальной научно-технической информации, процедур, товаров, услуг и оборудования, а также методики соответствующей организационной и управленческой деятельности. Исходя из этого, при обсуждении вопросов передачи технологии необходимо учитывать ее потенциальное воздействие на аспекты развития людских ресурсов и создание местных потенциалов, а также на положение женщин. Экологически безопасные и чистые технологии должны отвечать национальным социально-экономическим, культурным и экологическим приоритетам.

Необходимо создать благоприятные условия для обеспечения доступа к экологически чистой технологии и для ее передачи, особенно развивающимся странам, посредством принятия вспомогательных мер, направленных на оказание содействия развитию сотрудничества в области технологии и на обеспечение возможности передачи необходимой научно-технической информации, а также создания экономических, технических и управленческих потенциалов для эффективного использования и дальнейшего совершенствования полученной технологии. Сотрудничество в области технологии предполагает совместные усилия предприятий и правительств, являющихся как поставщиками, так и получателями этой технологии. Для извлечения максимальной пользы от передачи технологии такое сотрудничество должно осуществляться на постоянной основе и при участии правительств, частного сектора и учреждений, занимающихся исследованиями и разработками. Успешное долгосрочное партнерство в рамках такого сотрудничества неизменно требует обеспечения непрерывной систематической подготовки кадров и наращивания потенциалов на всех уровнях на протяжении длительного периода времени.

Внедрение новых и эффективных технологий является необходимым условием расширения возможностей, в частности развивающихся стран, в плане достижения устойчивого развития, поддержания стабильных темпов развития мировой экономики, обеспечения защиты окружающей среды и уменьшения масштабов нищеты и человеческих страданий. Неотъемлемой частью этой деятельности является совершенствование применяемых технологий, а там, где это необходимо, их замена на более доступные и экологически более безопасные и чистые.

Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды.

Методы административно-правового механизма управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

Экономический механизм охраны окружающей среды является составной частью общего механизма регулирования отношений в сфере «общество - природа». Таким образом, это, прежде всего, система, инфраструктура (правовая, организационная, институциональная), необходимая для направления действия указанных экономических фактов в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.

Суть действующей системы экономического стимулирования охраны окружающей среды в России сводится к системе экологических платежей за загрязнение окружающей природной среды.

Основной проблемой существующей системы является несопоставимость экологических платежей, производимых предприятиями, с реальным ущербом, наносимым окружающей среде, и затратами, которые нужно нести в случае установки различных очистных сооружений. Следствием этого является хроническое недофинансирование природоохранных мероприятий, которые вынуждено на себя брать государство.

Третье направление - применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения (административно-правовое направление).

Четвертое направление - гармонизация экологического мышления (эколого-просветительское направление).

Экологическое мышление - это система взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия Человечества и Природы в аспекте их гармонизации и оптимизации.

Пятое направление - гармонизация экологических международных отношений (международно-правое направление).

Гармонизация международных экологических отношений - один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию. Например, если промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Понятно, что не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.).

Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты, и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания полагать, что в XXI в. экология будет в ряду высших приоритетов глобальной системы международных отношений. Уже сейчас некоторые государственные деятели считают целесообразным создание такого надгосударственного органа, который бы управлял охраной и рациональным использованием окружающей среды во всех государствах и регионах.

Есть несколько путей борьбы с загрязнениями атмосферы углекислым газом, вызывающими парниковый эффект: техническое совершенствование двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем подачи топлива; повышение качества топлива, снижение содержания токсичных веществ в выхлопных газах в результате применения дожигателей топлива, каталитических катализаторов; использование альтернативных видов топлива. Избавит население от выхлопных газов электрический транспорт.

Введение новых технологий снизит накопление углекислого газа в атмосфере, поможет создать альтернативное сырьё для синтеза органических веществ, а значит решить важные экологические проблемы.

Стратегия управления потреблением природных ресурсов с позиции устойчивого развития. Поскольку уровень антропогенного воздействия человека на природную окружающую среду достиг опасных пределов, следует перейти от несбалансированной экономики к сбалансированной.

Рассматривая вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, нужно:

сдерживать рост населения;

исключить расточительное уменьшение природных ресурсов;

достигать уровня и темпов экономического развития по возможности за счет возобновляемых природных ресурсов (а это в свою очередь должно привести к снижению загрязнения окружающей среды, защите и сохранению «экологического капитала» - природных ресурсов);

пересмотреть экономические решения, которые приводят к сведению лесов, опустыниванию, пагубным воздействиям на растительный и животный мир, загрязнению атмосферы и водных ресурсов;

изменить политику в отношении сельского хозяйства: вместо «помощи» в виде поставок излишков сельхозпродукции развивающимся странам следует оказывать им финансовую поддержку, которая способствовала бы проведению в них важных внутренних реформ, нацеленных на увеличение производства и замедление разрушения их сельскохозяйственной ресурсной базы;

принять закон о безопасности пищевых продуктов - это приведет к разумной технологии выращивания сельскохозяйственной продукции с целью получения экологически чистого продукта;

стимулировать рынок лесной продукции таким образом, чтобы потребности рынка в ней сократить путем замены строительного материала и сберечь лесные, особенно тропические ресурсы;

самым важным условием сбалансированного экономического развития является совместное рассмотрение экономических и экологических проблем в процессе принятия решений между развитыми и развивающимися странами, чтобы экологические и экономические системы стали полностью взаимосвязаны;

принимать только экологически сбалансированный бюджет.

«Общество и окружающая среда» - это не только международная, межгосударственная, но и междисциплинарная проблема. В ее решении в той или иной мере участвуют едва ли не все гуманитарные, естественные и технические науки. Они исследуют различные компоненты этой проблемы - природные, технические, экономические, медицинские, социальные, политические, географические, архитектурно-планировочные и другие.

Экологическим кризисом называют сложившееся в настоящее время состояние взаимоотношений между человеческим обществом и окружающей природной средой , в которой человек живет, в которой до предела обострены противоречия между экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения сохранности, качества этой среды для выживания самого общества .

В структуре экологического кризиса, выделяют две стороны – естественную и социальную .

Естественная сторона экологического кризиса объединяет в себе признаки деградации, разрушения природной среды :

– глобальное потепление климата, парниковый эффект;

– общее ослабление озонового слоя Земли; появление озоновых дыр;

– загрязнение атмосферы, образование кислотных дождей, фотохимические реакции с образованием озона, перекисных соединений из CnHm;

– загрязнение мирового океана, захоронение в нем высокотоксичных и радиоактивных отходов (дампинг), загрязнение нефтью, нефтепродуктами, пестицидами, ПАВ, тяжелыми металлами, тепловое загрязнение;

– загрязнение и истощение поверхностных вод, нарушение баланса между поверхностными и грунтовыми водами;

– загрязнение поверхности земли всем комплексом загрязнителей: ТБО, тяжелыми и радиоактивными элементами, изменение геохимии земли и грунтовых вод;

– сокращение лесных площадей (сведение лесов) в результате пожаров, промышленных рубок, потерь уже заготовленной древесины, кислотных дождей, незаконных порубок, вредных насекомых и болезней, поражений промышленными выбросами (в том числе – ядерные аварии);

– деградация почв, опустынивание в результате сведения лесов, нерационального землепользования, засухи, перевыпаса скота, нерационального орошения (заболачивание, засоление);

– освобождение существующих и возникновение новых экологических ниш, заполнение их нежелательными живыми организмами;

– нарушение экологического баланса в глобальных и региональном масштабах, общее перенаселение планеты и высокая плотность населения в различных регионах, ухудшение качества среды жизни в городах.

Отдельного рассмотрения заслуживает рост численности человечества на Земле .

Численность вида животных в природе ограничивается емкостью среды и на протяжении длительного времени статистически мало меняется, колеблясь около некоторого постоянного уровня. Как правило, мелкие животные имеют большую численность и больший размах ее колебаний по сравнению с крупными животными. Для млекопитающих существует выраженная отрицательная корреляция между массой тела и числом особей. Если считать массу тела человека 10 – 100 кг, естественнобиологический размах численности его не должен превышать 1 миллион индивидов. Согласно экспертным оценкам популяция первых людей (1 млн. лет назад) насчитывала около 100 тысяч индивидов, к времени появления вида Homo Sapiens – около 500 тысяч, 30–20 тысяч лет назад – около 5 млн. человек. В настоящее время численность человека превышена на 4 порядка по сравнению с первоначальной (более чем в 10000 раз), продолжительность жизни людей в среднем в 2–2,5 раз превышает естественную продолжительность жизни млекопитающих с такой же массой тела.

Каковы следствия такого неконтролируемого роста народонаселения?

Количественная экспансия. Человек в пищевых цепях выступает в роли консумента, численность которого в 10000 раз превышает естественную биологическую численность, что не может не сказаться на биотическом равновесии и конкурентных взаимоотношениях в природе.

Конкуренция за пищу – человечество съедает большую часть продовольственных ресурсов, выделяемых природой для конечных консументов. «Львиная» доля – ничтожна.

Физическая масса людей составляет 1/20 массы животных суши и около 1/2 всех млекопитающих.

Следовательно, современные популяции людей не могут входит в естественные биоценозы.

Качественная сторона экспансии человечества на природу – касается и природы, и самого человека.

Ксенобиотики – преобладающая масса веществ и материалов, которая вовлекается обществом в производство и потребление, а затем попадает в окружающую среду, не утилизируется в природном биотическом круговороте, оказываясь балластом или загрязнителем.

Качество людей при быстром росте численности существенно падает. Отключение большинства механизмов естественного отбора, успехи гигиены и медицины, спасение большинства больных и перевод острых заболевания в хронические формы, подмена защитных сил организма лекарствами и процедурами, сохранение жизни людей с отягченной наследственностью, загрязнение окружающей среды, стрессы, курение, алкоголь, наркотики – не способствуют сохранению здорового видового генофонда.

Одаренность – с ростом численности людей перестал действовать фактор естественного отбора за ум, который действовал на ранних стадиях антропогенеза (значительная часть рода была прямыми потомками вождя – выделяющегося суммой качеств, в которых интеллект был немаловажной составляющей). Врожденный интеллектуальный потенциал человека (средний IQ ) остался на уровне доисторического кроманьонца.

Социальные качества , воспитанность – прежде всего, выступают как проявления закона «на всех не хватит» и тесно сопряжены с экономикой. Степень неравенства (экономического, социального) жизненных шансов у людей такова, какой никогда не бывает в природе в пределах одного стабильного вида животных. Рост народонаселения за счет малоразвитых стран только усиливает это социальное неравенство.

Социальная сторона экологического кризиса проявляется в следующих социальных явлениях:

В неэффективности работы специальных органов по охране окружающей среды, охране и использованию лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр.

В противостоянии представительных и исполнительных органов власти, местного самоуправления, что усугубляет неэффективность работы.

В неспособности правоохранительных органов обеспечить контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды.

В массовом экологоправовом нигилизме, неуважение экологоправовых требований, нарушение и невыполнение их.

Пути выхода из экологического кризиса, в сущности сводятся к необходимости:

1. Сдержать рост населения.

2. Снизить природоемкость экономики.

Вокруг этих проблем и формируются модели, программы, в том числе и международные, по выходу из экологического кризиса и дальнейшему развитию человечества.

Международное сотрудничество по преодолению экологического кризиса.

Назревание конфликта между природой и человеком предсказывалось с незапамятных времен, надпись иероглифами на пирамиде Хеопса гласит: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Близкие пророчества содержатся в религиях древних персов, индусов, Библии. Основания для подобных суждений находили и ученые (Ж.Б. Ламарк и др.)

1968 г. – создание «Римского клуба» по инициативе одного из экономических директоров компании «Фиат». Цель «Римского клуба» – построить прогнозы близкого будущего и представить мировому сообществу доводы о необходимости мер для предотвращения глобального экологоэкономического кризиса.

1972 г. – первый доклад « Римского клуба» – «Пределы роста», годом раньше – книга Дж Форрестера «Мировая динамика». Первые прогнозы, модели экологического развития были несовершенны, т.к. не учитывали многих факторов, основывались лишь на экономике и безопасности человека. Но главный итог начинаний «Римского клуба» – ответ на стратегический вопрос: «Угроза глобального экологического кризиса реальна и велика, нельзя избежать значительных потерь для человечества, если не сдержать рост, а затем и не уменьшить природоемкость мировой экономики».

Программы охраны окружающей среды (ПООС) – естественная реакция промышленноразвитых стран на угрозу экологического кризиса, т.к. до сих пор считается, что именно техногенное загрязнение среды лежит в основе этой угрозы или является главным ее компонентом. Это представление связано с попыткой положительно ответить на вопрос, можно ли сохранить природоемкость экономики, не затрагивая ее фундамента, а лишь уменьшая загрязнение окружающей среды.

«Генеральная уборка и всеобщая чистка» при сохранении темпов экономического роста и минимальном влиянии на основные параметры экономики – это в принципе невозможно, если не изменяется валовая отходность материального баланса и производства.

1972 г. – Первая всемирная конференция по окружающей среде в Стокгольме (участвовали 113 государств). Генеральный секретарь Конференции Морис Стронг впервые сформулировал понятие экоразвитие – экологически ориентированное социальноэкономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем.

Стокгольмская конференция мягко поставила задачи выработки практических принципов экоразвития, для которых велись исследования по четырем направлениям:

1. Тенденции, мировая динамика развития экологоэкономической ситуации при различных сценариях экономического роста и специализации.

2. Естественнонаучное прогнозирование состояния природных комплексов и климата.

3. Изучение возможностей экологической регламентации использования природных ресурсов и качественной экологизации производства.

4. Организация международного сотрудничества и координации усилий в области решения региональных и национальных задач экоразвития и управления природопользованием.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – специально созданная для разработки этих проблем структура.

1983 г. – По инициативе Генерального секретаря ООН создана МКОСР – международная комиссия по окружающей среде и развитию («Комиссия Брунтланд» – возглавлена Гру Харлем Брунтланд – премьерминистр Норвегии).

1987 г. Отчет МКОСР «Наше общее будущее», в котором был резко обострен вопрос о необходимости поиска новой модели цивилизации.

«Концепция устойчивого развития» – вошла в обиход со времени опубликования и одобрения Генеральной Ассамблеей ООН доклада МКОСР – «Комиссии Брунтланд» – это такая модель социальноэкономического развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без того, чтобы будущие поколения были лишены такой возможности изза исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды. «В конечном счете, в основе устойчивого развития должна лежать политическая воля» – все эти положения Концепции Устойчивого Развития звучат не как идеология конкретных действий, а как наивная оптимистическая надежда, которая пытается примирить непримиримое, сохранить по возможности цивилизацию потребления как «отвечающую потребностям ныне живущих и будущих поколения людей», решить задачу сохранения природы в рамках цивилизации, уничтожающей природу.

РИО92 . В 1992 в РиодеЖанейро состоялась Конференция ООН (ведущей организации в международном экологическом сотрудничестве) по окружающей среде и развитию (КОСР92) – 179 государств, представители неправительственных организаций (в том числе Международный союз охраны природы и природных ресурсов ), научных и деловых кругов. Отчет и ряд документов, принятых в РИО – 92 касался большинства экологических проблем, составляющих современный экологический кризис – беспрецедентный по масштабу перечень намерений, претендующий на всемирную программу действий. На Конференции была принята Конвенция по биоразнообразию, в которой в качестве важнейших поставлены следующие три задачи: сохранение биоразнообразия, устойчивое использование компонентов биоразнообразия, справедливое и равноправное получение выгод, возникающих в результатеиспользования генетических ресурсов.

Перспективы человечества по преодолению глобального экологического кризиса

Концепция экоразвития – по праву первая концепция нового времени, в ней впервые были сформулированы идеи соизмерения экономического развития с возможностями природных систем, идея уравновешенности, сбалансированности между экономическими и экологическими требованиями. Новую концепцию развития предложил М. Стронг в своем докладе на Первой Всемирной конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972). В этом же докладе он призвал мировое сообщество к смене парадигмы развития, к переходу от экономического развития к экологоэкономическому. Суть концепции состояла в том, что экономический рост возможен только в рамках допустимого экологоэкономического баланса. Новая форма организации человеческого хозяйства потребовала бы принципиально новой функциональной и организационной структур управления.

Концепция экоразвития продержалась недолго и плавно трансформировалась в концепцию устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития. Ее положения звучат не как идеология конкретных действий, а как наивнооптимистическая надежда. Эта концепция пытается примирить непримиримое: сохранить по возможности цивилизацию потребления, так как она «отвечает потребностям ныне живущих и будущих поколений людей», и решить задачу сохранения природы в рамках цивилизации, уничтожающей природу.

Авторы концепции не могут не понимать истинного положения вещей и поэтому исходят из доводов «от противного» (похоже, что деваться некуда, но надо же надеяться на какойнибудь свет в конце туннеля!). В конечном счете все это выглядит как пропагандистская и совершенно беспомощная попытка обойти закон «на всех не хватит».

В концепции нет ни слова о необходимости остановить экономический рост и сократить масштабы материального производства. Наоборот, «устойчивое развитие» воспринимается большинством именно как устойчивый экономический рост, а не как допустимость только тех действий, которые с учетом всех косвенных и сопряженных эффектов уменьшают нагрузку на биосферу.

Первоначальная трактовка понятия «sustainable development» в экологической экономике означает поддерживающее развитие , т.е. развитие, поддерживающее состояние общества на экологически допустимом уровне, без количественного роста потребления природных ресурсов. В концепции устойчивого развития этот смысл искажен и превращен в плохо завуалированное и абсолютно безнадежное желание богатых стран и слоев общества сдержать стремление бедных к повышению благосостояния. Многократное повторение тезиса о том, что развивающиеся страны не должны следовать по пути, которым пришли к своему богатству и благополучию развитые страны, воспринимается в развивающихся странах как социально политическая дискриминация.

Мы, вид Homo sapiens (точнее - quasisapiens), не желаем подчиняться закону устойчивости экосистем, исключающей экспоненциальный рост численности и потребления. Но нет и оснований для надежды, что это может пройти для нас безнаказанно.

Концепция Ноосферы принадлежит В.И. Вернадскому: «Изменение природы «силой культурного человечества» становится явлением геологического масштаба». Человек как часть биосферы своим трудом многократно усиливает планетарную функцию живого вещества, она все больше становится управляемой человеческим разумом. Этот процесс естественно и неизбежно приводит к постепенному преобразованию земной биосферы в «мыслящую оболочку», сферу разума - ноосферу. Эпохе ноосферы должна предшествовать глубокая социальноэкономическая реорганизация общества, изменение его ценностной ориентации.

Этим в сущности исчерпывается все содержание идей В.И. Вернадского о ноосфере. Скольконибудь развернутого и последовательного научного описания процесса ноосферогенеза и самой ноосферы с какимито ее отчетливыми характеристиками, т.е. того, что по праву можно было бы назвать учением о ноосфере, не существует. Но этого и нельзя требовать от представлений о далеком будущем. С футурологической точки зрения, например, учение о коммунизме разработано куда более подробно, чем идея ноосферы.

Вообще к биосфере, даже в ее высшей формации, впрочем, как и ко всему человеческому обществу, не стоит применять критерий разумности. Речь скорее должна идти о целесообразности. На Западе упоминания о ноосфере отсутствуют или очень редко проскальзывают в трудах философов. У нас же она считается экологическим идеалом, конечной целью устойчивого развития. Концепция перехода России к устойчивому развитию завершается словами: «Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой». В настоящее время никаких намеков на гармоничность взаимодействий нет. Человеческая деятельность на протяжении всей истории и особенно сильно в XX в. была по отношению в экосфере целиком деструктивна. Человечество не приближается к ноосфере, а с большой скоростью движется в противоположном направлении.

С другой стороны, большие сомнения вызывает принципиальная возможность контроля над биосферой со стороны человека. Наряду с колоссальным деструктивным вмешательством в обмен веществ и энергии в экосфере человек на самом деле контролирует лишь ничтожную часть из миллионов видов живых существ. Для того чтобы контролировать все виды и все взаимодействия между организмами, необходимо, чтобы информационные возможности человека были сопоставимы с объемом потоков информации в естественной биоте. Но они несопоставимы: разрыв составляет 20 порядков и в принципе не может быть существенно сокращен.

Парадигма Н.Н. Моисеева. Выступая с позиций новейшего эволюционизма и интерпретируя развитие биосферы в виде цепи бифуркаций (катастроф) с непредсказуемыми исходами, академик Н.Н. Моисеев рассматривает происхождение и развитие цивилизации как неотъемлемую часть эволюции природы.

В своей книге «Быть или не быть... человечеству?» (1999 г) он пишет: «Основная задача планетарной цивилизации - не допустить перехода биосферы в состояние бифуркации... Выход из этого состояния неоднозначен. Он может дать и новые стимулы развития, как это случилось с кроманьонцами в результате неолитической катастрофы, а может привести и к полному исчезновению…. Риск столь высок, что человечество допустить его не может».

Человеческая цивилизация должна избежать экологического коллапса – практически необратимых неблагоприятных экологических явлений, исключающих возможность самого существования человека в образовавшейся среде. Устремление к новой цивилизации, по его мнению, должно реализоваться через коэволюцию (совместную, взаимосвязанную эволюцию) человеческого общества и биосферы. Коэволюция рассматривается как развязка узла противоречий в триаде экологии, нравственности и политики, как согласование «стратегии природы» и «стратегии разума». Так как реальные закономерности и темпы эволюции биосферы и человеческого общества сильно различаются, то фактически речь идет о глубоком изменении поведения общества по отношению к природе, подчинении человечества экологическому императиву.

Критерий В.Г. Горшкова.

Профессор биофизики из СанктПетербурга В.Г. Горшков начиная с 1970 г. разрабатывает теорию биотической регуляции и стабилизации окружающей среды, которая сейчас хорошо обоснована, допускает перекрестную проверку с различных позиций и обладает прогностическими возможностями.

Главным достижением этой теории является определение критерия, который можно обозначить как предел устойчивости (выносливости) экосферы по отношению к антропогенным воздействиям, как ее «несущую емкость», или в терминах, использованных ранее, - ее экологическую техноемкость. Эта величина составляет 0,01 Pn экосферы, или 1 % чистой первичной продукции глобальной биоты, что составляет около 0,74 ТВт мощности. Современное прямое потребление цивилизацией биопродукции экосистем суши составляет по разным оценкам от 7 до 12 % (в среднем 10 %), т.е. на порядок выше предела устойчивости экосферы, а валовая мощность энергетики цивилизации (включая энергию ископаемых топлив) близка к 15 ТВт, что в 20 раз больше энергетической оценки предела.

Отсюда следует практический вывод: человечество должно как можно скорее уменьшить свое давление на экосферу Земли. Причем желательно в несколько раз. Согласно одной из последних интерпретаций этого вывода такое уменьшение «может быть достигнуто только за счет сокращения численности населения планеты». По оценкам разных авторов, несущая демографическая емкость Земли составляет от 1 до 2 млрд. человек. Отсюда, в частности, происходит теория «золотого миллиарда» - той численности населения планеты, для которого могут быть обеспечены высокие стандарты благосостояния при достаточном сохранении, биотического равновесия.

  • < Назад