Имеет ли право сотрудник полиции войти в жилое помещение без согласия собственника? Проникновение в жилье на законных основаниях. Список законных оснований для взлома двери и проникновения в жилье Пожарные и МЧС

  • Введение в дисциплину «Административная деятельность полиции»
  • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью
    • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью: понятие, содержание и особенности
    • Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями
    • Содержание обеспечения личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
    • Методологическая основа курса «Административная деятельность полиции». Взаимосвязь с другими специальными дисциплинами
  • Административная деятельность полиции
  • Полиция: понятие и основные направления деятельности
    • Назначение полиции России
    • Правовая основа деятельности полиции
    • Основные направления деятельности полиции
  • Организация полиции
    • Правовое положение и организационная структура МВД России
    • Полиция в структуре ОВД
  • Обязанности и права полиции
    • Обязанности полиции
    • Права полиции
  • Административная деятельность полиции: понятие, содержание, принципы
    • Административная деятельность полиции: признаки и особенности
    • Принципы административной деятельности ОВД
  • Формы и методы административной деятельности полиции
    • Формы административной деятельности полиции: понятие, виды и характеристика
    • Методы административной деятельности полиции
    • Меры административного предупреждения и административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции. Методы административного предупреждения
    • Меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции
  • Административный надзор полиции
    • Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности
    • Осуществление полицией общего административного надзора за неопределенным кругом лиц
    • Порядок осуществления полицией административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    • Взаимодействие полиции с судами и органами системы ФСИН по осуществлению надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания
  • Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: правовые основы, условия и пределы
    • Основания применения сотрудниками полиции физической силы
    • Основания применения сотрудниками полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия и запреты, связанные с его применением
  • Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
    • Задержание как отдельная мера государственного принуждения
    • Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения
    • Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов как отдельная мера государственного принуждения
    • Формирование и ведение полицией банков данных о гражданах как отдельная мера государственного принуждения
  • Административно-юрисдикционная деятельность ОВД (полиции)
  • Рассмотрение полицией обращений граждан
    • Содержание и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции
    • Обращения граждан в ОВД
  • Возбуждение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по возбуждению дел об административных правонарушениях
    • Основания и порядок действий сотрудников полиции при возбуждении дел об административных правонарушениях
    • Процессуальные документы, применяемые сотрудниками полиции для возбуждения дел об административных правонарушениях
  • Реализация полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация
    • Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении, применяемые ОВД
    • Меры, направленные на пресечение административного правонарушения
    • Применяемые ОВД меры, направленные на получение доказательств
  • Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях
    • Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях
  • Исполнение ОВД (полицией) постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Правовые основы исполнения полицией постановлений о назначении административных наказаний
    • Административно-правовой статус полиции в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях
    • Организация исполнения ОВД административных наказаний
  • Обеспечение законности в административной деятельности полиции
    • Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции
    • Контроль и надзор за законностью деятельности полиции
    • Основные направления укрепления законности в административной деятельности полиции
  • Организация административной деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
  • Основы правоохранительной службы
    • Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка
    • Организационная структура подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка
    • Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
    • Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации)
  • Правовое положение и организация деятельности дежурных частей ОВД
    • Деятельность дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы
    • Организация работы дежурных частей территориальных органов МВД России
    • Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
    • Патрульно-постовая служба полиции: правовое положение, задачи, функции, силы и средства
    • Элементы организации ППСП
    • Обязанности и права личного состава ППСП
  • Правовое положение участковых уполномоченных полиции
    • Правовая основа деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Особенности оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Взаимодействия в работе участкового уполномоченного полиции: направления, формы и группы лиц
  • Организация деятельности участковых уполномоченных полиции
    • Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Деятельность участкового уполномоченного полиции на закрепленном участке
    • Отчет участковых уполномоченных полиции о результатах работы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних
    • Обязанности и права сотрудников ПДН
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
    • Правовая и организационная основа деятельности изоляторов ОВД для временного содержания подозреваемых и обвиняемых
    • Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Лицензионно-разрешительная деятельность и контроль полиции за оборотом оружия
    • Правовые основы деятельности ОВД по осуществлению лицензионно-разрешительной работы
    • Лицензирование частной охранной и сыскной деятельности
    • Лицензирование деятельности, связанной с оборотом оружия
    • Административно-правовые средства контроля полиции за оборотом служебного и гражданского оружия
  • Контроль полиции за частной детективной и охранной деятельностью
    • Задачи и компетенции полиции по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью
    • Основные обязанности сотрудников полиции в ходе осуществления контроля в сфере частной детективной и охранной деятельности
  • Основные направления деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Задачи, обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) МВД России
    • Организационная структура Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Регистрация и учет автотранспортных средств
    • Новая система подготовки водительского состава. Пропаганда правил дорожного движения
    • Взаимодействие ГИБДД с государственными органами, негосударственными организациями в обеспечении безопасности дорожного движения
  • Дорожно-патрульная служба ГИБДД
    • Задачи, функции дорожно-патрульной службы
    • Подразделения ДПС: виды, структура и функции
    • Контроль сотрудниками ДПС ГИБДД МВД России соблюдения участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: методы и формы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Правовое положение и организационная структура подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Государственная услуга по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны полиции
  • Контроль полиции за соблюдением паспортно-регистрационных и миграционных правил
    • Контроль полиции за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда и выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России
    • Контроль полиции за соблюдением порядка пребывания и проживания на территории РФ
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
    • Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы транспортной безопасности
    • Нормативно-правовое регулирование деятельности ОВД на транспорте
    • Организационно-правовые основы деятельности ОВД на железнодорожном транспорте
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного и водного транспорта
    • ОВД на воздушном транспорте: задачи, функции, деятельность по обеспечению авиационной безопасности
    • Особенности организации общественного порядка на объектах водного транспорта
  • Правовое регулирование и организация участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Особенности правового статуса некоммерческих объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Правовой статус и организация работы внештатных сотрудников полиции
    • Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности
  • Пресечение административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности
    • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности: краткая характеристика
    • Деятельность полиции по пресечению административных правонарушений, посягающих на права граждан
    • Деятельность полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
    • Деятельность полиции при получении информации о совершенном правонарушении в области охраны собственности и при непосредственном его обнаружении
  • Пресечение административных правонарушений в области дорожного движения
    • Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Административная ответственность в области дорожного движения
    • Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения
    • Полномочия подразделений Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства и должностные регламенты их сотрудников
  • Пресечение административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
    • Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
    • Полномочия полиции по применению мер пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
  • Особенности административной деятельности полиции при проведении массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции при получении информации о проведении на обслуживаемой территории публичных и массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка
    • Деятельность сотрудников полиции по оказанию содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в период проведения публичных и массовых мероприятий
  • Особенности осуществления административной деятельности полиции при введении особых режимов
    • Правовые и административно-правовые режимы: понятие и признаки
    • Классификация административно-правовых режимов
    • Деятельность полиции при введении особых режимов

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения

Статья 25 Конституции РФ гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

В целях наиболее эффективной защиты указанного конституционного права наряду с уголовной ответственностью за его нарушение (ст. 139 УК РФ) законодатель в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О полиции» возложил на полицию обязанность по его соблюдению и конкретизировал основания и порядок ограничения данного права граждан. Так, ч. 2 ст. 15 ФЗ «О полиции» предоставляет сотруднику полиции право входить в жилые помещения помимо воли проживающих там граждан исключительно в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, ФЗ «О полиции», другими федеральными законами. Помимо ФЗ «О полиции» подобные случаи предусмотрены, в частности, и. 12 ч. 2 ст. 7 и п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального конституционного закона «О военном положении»; п. «г» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»; ст. 12 и ч. 5 ст. 165 УПК РФ; п. 11 ч. 3 ст. 11 ФЗ «О противодействии терроризму»; ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; п. 3 ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Право сотрудников полиции на вхождение в жилые и иные помещения на земельные участки и другие территории нашло свое отражение не только в указанных выше законах, но и подкреплено рядом судебных решений , в том числе на международном уровне. Следует также подчеркнуть, что согласно позиции Европейского суда по правам человека, выраженной в его постановлении от 17 декабря 2009 г. «Дело Голубева (Golubeva) против Российской Федерации» (жалоба № 1062/03) 1 Российская хроника Европейского суда. 2010. № 2. , указанные нормы полицейского закона в части их соответствия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каких-либо вопросов не вызывают.

Федеральный закон «О полиции» достаточно четко определил основания для проникновения жилые и иные помещения, на земельные участки граждан и организаций (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств) против воли последних. Законодатель не раскрывает термина «против воли », при этом ученые-административисты связывают данное понятие с возникновением следующих случаев:

  1. хотя бы одно из присутствующих лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении, в какой-либо форме (в том числе в виде письма либо иного обращения) выражает свое несогласие с проникновением сотрудника полиции в жилище;
  2. лицо, проживающее и находящееся в жилище, пребывает в состоянии, исключающем возможность выражения согласия или несогласия с проникновением сотрудника полиции в жилище, и при этом в жилище отсутствуют иные лица из числа проживающих в нем;
  3. в жилище отсутствует кто-либо из проживающих там лиц.

Под вхождением понимается установленный и общепринятый способ прибытия в жилые и иные помещения - через двери, ворота, въезды, калитки и другие места, предназначенные для входа и выхода жильцов, персонала, посетителей или их эвакуации, а также въезда и выезда транспортных средств. Проникновение же в случае необходимости может происходить также через окна, стены, заборы, подвалы, чердаки, дымоходы, канализационные, вентиляционные и иные инженерно-технические системы, по земле, воздуху и любым иным обусловленным создавшейся ситуацией путем.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения граждан и организаций может осуществляться сотрудниками полиции в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников и уполномоченных ими лиц при возникновении следующих обстоятельств.

Для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях (п. 1 ч. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции»). Решаясь проникнуть в жилище (помещение, на территорию, земельный участок) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, сотрудник полиции должен располагать достаточными данными, свидетельствующими о наличии непосредственной угрозы жизни либо имуществу человека. Ими могут быть непосредственное обнаружение подобной угрозы сотрудником полиции, показания очевидцев, крики о помощи, доносящиеся из квартиры, и т.п.

Для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (п. 2 ч. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции»). В этом случае термин «лицо, подозреваемое в совершении преступления» используется законодателем в административно-правовом, а не в уголовно-процессуальном смысле. Если задержание осуществляется в связи с расследованием уголовного дела, то для проникновения в жилище в целях задержания подозреваемого или обвиняемого применяются положения уголовно-процессуального законодательства (ст. 182 УПК РФ). Как правило, реализация данного основания происходит в ситуациях, когда сотрудник полиции физически преследует лицо, в отношении которого имеются достаточные основания для того, чтобы подозревать его в совершении преступления, или сходство того или иного лица по приметам с разыскиваемым преступником и т.п.

Для пресечения преступления (п. 3 ч. 3 ст. 15 ФЗ). Достаточными данными, оправдывающими применение рассматриваемой меры государственного принуждения с указанной целью, могут служить непосредственное обнаружение совершаемого преступления, показания очевидцев, потерпевших, звуки выстрелов, срабатывание охранно-пожарной сигнализации и т.п. Таким образом, данным положением ФЗ «О полиции» охватываются и те ситуации, когда целью проникновения в помещение является создание условий для дальнейшего задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Например, при проведении операции по освобождению заложников сотрудники полиции вынуждены проникать в квартиру этажом выше той, в которой совершаются противоправные действия.

Для установления обстоятельств несчастного случая (п. 4 ч. 3 ст. 15 ФЗ). Примером подобного рода ситуации может служить проникновение в квартиру, где скоропостижно скончался одинокий пожилой человек. Данные, указывающие на то, что в жилище, помещении, на земельном участке или территории произошел несчастный случай, могут быть связаны с непосредственным обнаружением сотрудником полиции тела погибшего, наличием соответствующего запаха, сообщением родственников, соседей о том, что престарелый человек несколько дней не выходит из дома, не отвечает на телефонные звонки, не открывает дверь и т.п.

Во всех вышеуказанных случаях неповиновение и иное противодействие со стороны граждан сотрудникам полиции, реализующим предоставленное им право проникать в жилые и иные помещения, влечет установленную законом ответственность или предоставляет полицейским право на применение физической силы, специальных средств и даже огнестрельного оружия. Однако при любых условиях сотрудник полиции должен действовать, обеспечивая соразмерность применяемых принудительных методов деятельности полиции тяжести предполагаемого преступления, силе оказываемого противодействия и т.д., и стремиться к минимизации причиняемого ущерба.

Часть 5 ст. 15 ФЗ «О полиции» впервые детально регламентирует порядок действий сотрудников полиции при вхождении (проникновении) в жилое помещение. Их условно можно разделить на три этапа.

На первом этапе , до проникновения в жилище, на сотрудника полиции возлагается обязанность уведомить находящихся там граждан об основаниях применения указанной меры государственного принуждения.

Уведомление не делается, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия.

На втором этапе - проникновение в жилище - на сотрудника полиции возлагается обязанность использовать безопасные способы и средства такого проникновения, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу.

Третий этап - после вхождения (проникновения) - предполагает соблюдение запрета разглашать факты частной жизни граждан, ставшие ему известными в результате проникновения. Данный запрет вытекает из принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О полиции»).

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

Если проникновение в жилое помещение, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территорию, занимаемые организациями, сопровождалось взломом, разрушением запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, полиция обязана принять меры по недопущению доступа на указанные объекты посторонних лиц и охране находящегося там имущества. Порядок исполнения сотрудниками полиции данной обязанности Федеральным законом «О полиции» не регламентируется. В связи с этим представляется, что охранные мероприятия полиция обязана осуществлять до прибытия на объект собственника или уполномоченных им лиц.

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Закон РФ «О полиции» - N 3-ФЗ - ориентирован на создание корректных взаимоотношений между обществом и такой силовой структурой, как полиция. Утверждает, что данный орган предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан нашей страны, а также иностранцев, лиц без гражданства. Устанавливает правовой статус полиции и права, а также обязанности её служащих, границы, необходимость и порядок применения огнестрельного оружия, использования специальных устройств и физической силы. Корректирует деятельность полиции с учётом современных требований общества. Регламентирует меры принуждения и порядок их применения.

Закон РФ «О полиции» 2015 года № 3-ФЗ был принят 28.01.2011 г.

Закон РФ «О полиции» – регулирует организацию милиции в нашем государстве, служебные обязанности, права, правила приёма и увольнения, гарантии правовой и соц. защиты сотрудников милиции. Утверждает систему данной структуры, описывает иерархию должностного подчинения в её рамках. Указывает гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, а также ситуации, когда сотрудникам милиции допустимо применять специальные средства, огнестрельное оружие и физическую силу.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (статья 15 ФЗ № 3 «О полиции»):

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". Абсолютная ценность права на неприкосновенность жилища подчеркивается в числе прочего тем обстоятельством, что нарушение этого права признается преступлением (статья 139 УК РФ).

Часть 1 статьи 15 Закона о полиции возлагает на полицию обязанность защищать право каждого на неприкосновенность жилища. Вместе с тем часть 2 указанной статьи закрепляет право сотрудникам полиции входить в жилые помещения помимо воли проживающих там граждан исключительно в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Законом о полиции, другими федеральными законами. Помимо Закона о полиции подобные случаи предусмотрены, в частности, пунктом 12 части 2 статьи 7 и пунктом 8 части 2 статьи 14 Федерального конституционного закона "О военном положении"; пунктом "г" статьи 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении"; статьей 12 и частью 5 статьи 165 УПК РФ; пунктом 11 части 3 статьи 11 Федерального закона "О противодействии терроризму"; статьей 8 Закона об ОРД; пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Предусмотренное Законом о полиции право вхождения (проникновения) в жилище и иные помещения граждан и организаций и их осмотр осуществляются в административно-правовом порядке вне рамок возбужденного уголовного дела.

Понятие "помимо воли" охватывает случаи, когда:

1) хотя бы одно из присутствующих лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении, в какой-либо форме (в том числе в виде письма либо иного обращения) выражает свое несогласие с проникновением сотрудника полиции в жилище;

2) лицо, проживающее и находящееся в жилище, пребывает в состоянии, исключающем возможность выражения согласия или несогласия с проникновением сотрудника полиции в жилище, и при этом в жилище отсутствуют иные лица из числа проживающих в нем;

3) в жилище отсутствует кто-либо из проживающих там лиц.

Закон содержит одно исключение: сотрудникам полиции запрещено проникать в помещения, на земельные участки и территории дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций.

Под вхождением понимается установленный и общепринятый способ прибытия в жилые и иные помещения - через двери, ворота, въезды, калитки и другие места, предназначенные для входа и выхода жильцов, персонала, посетителей, или их эвакуации, а также въезда и выезда транспортных средств. Проникновение же в случае необходимости может происходить также через окна, стены, заборы, подвалы, чердаки, дымоходы, канализационные, вентиляционные и иные инженерно-технические системы, по земле, воздуху и любым иным обусловленным создавшейся ситуацией путем.

Формы проникновения могут быть различными: вхождение как таковое, проникновение с использованием специальных приспособлений, технических или транспортных средств, в том числе с применением средств разрушения преград, огнестрельного оружия, подручных средств в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 21, пунктом 3 части 3 статьи 23 Закона о полиции.

Жилыми помещениями в соответствии со статьями 15 и 16 ЖК РФ и статьей 288 ГК РФ признаются изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства): квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома. Не являются жилыми помещениями сараи, гаражи, подвалы и другие постройки или сооружения, не предназначенные для жилья граждан, однако по смыслу Закона их можно отнести к иным помещениям.

Территория - это участок местности, огороженный или иным способом обозначенный как относящийся к какой-либо организации независимо от форм собственности. Земельный участок следует понимать как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ). Границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Под термином "проживающие в жилом помещении граждане " понимаются постоянно или временно проживающие там собственники, наниматели помещения, проживающие по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также проживающие совместно с ними лица.

При наличии установленных Законом о полиции оснований вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения граждан и организаций может осуществляться сотрудниками полиции в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников и уполномоченных ими лиц.

Часть 5 рассматриваемой статьи впервые детально регламентирует порядок действий сотрудников полиции при вхождении (проникновении) в жилое помещение. Их условно можно разделить на три этапа.

На первом этапе - до вхождения (проникновения) в жилище - на сотрудника полиции возлагается обязанность уведомить находящихся там граждан об основаниях применения указанной меры государственного принуждения. Такое уведомление должно осуществляться в соответствии с часть 4 статьи 5 Закона о полиции.

Уведомление не делается, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия (см. часть 2 статья 19 ФЗ № 3).

На втором этапе - при проникновении в жилище - на сотрудника полиции возлагается обязанность использовать безопасные способы и средства такого проникновения, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу.

Третий этап - после вхождения (проникновения) - включает в себя выполнение предписаний пунктов 3 и 4 части 5 и частей 6 - 8 комментируемой статьи.

На этом этапе на сотрудника полиции возлагается запрет разглашать факты частной жизни граждан, ставшие ему известными в результате проникновения. Данный запрет вытекает из принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (часть 6 статьи 5 Закона о полиции).

Процессуальными гарантиями соблюдения права граждан на неприкосновенность жилища является возложение на сотрудника полиции обязанности в течение 24 часов:

представить своему непосредственному начальнику рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение, в котором следует указать место, время, основания и способ вхождения (проникновения), характер причиненного ущерба и иные имеющие значение обстоятельства;

письменно уведомить прокурора о каждом случае проникновения в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан. В отличие от обязанности информировать непосредственного начальника обязанность информировать прокурора возлагается не на самого сотрудника полиции, а на руководителя органа внутренних дел (полиции), исполняется самим руководителем или иным уполномоченным им должностным лицом (например, оперативным дежурным).

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

Если проникновение в жилое помещение, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территорию, занимаемые организациями, сопровождалось взломом, разрушением запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, полиция обязана принять меры по недопущению доступа на указанные объекты посторонних лиц и охране находящегося там имущества. Порядок исполнения сотрудниками полиции данной обязанности Законом не регламентируется. Очевидно, охранные мероприятия полиция обязана осуществлять до прибытия на объект собственника или уполномоченных им лиц.

Вывод: Предусмотренное Законом о полиции право вхождения (проникновения) в жилище и иные помещения граждан и организаций и их осмотр осуществляются в строгом соответствии с действующим законодательством.

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи , сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными

  • 08.07.2019 | В Кувандыке за мошенничество и служебный подлог осуждена заведующая одним из детских садов городского округа

    Кувандыкский районный суд вынес приговор по уголовному делу в отношении заведующей одним из детских садов городского округа. Она признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ(мошенничество с использованием своего служебного положения), ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог).

    В суде установлено, что руководитель…

  • 08.07.2019 | По ходатайству прокурора заключен под стражу первый заместитель главы администрации Красногвардейского района

    По ходатайству прокурора Красногвардейского района взят под стражупервый заместитель главы администрации Красногвардейского района, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение и хранение боеприпасов).

    По версии следствия, в январе 2019 года обвиняемый путем вымогательства…

  • 08.07.2019 | В суд направлено уголовное дело в отношении генерального директора Новосергиевского механического завода

    Прокуратура Новосергиевского района направила в суд уголовное дело по обвинению генерального директора АО «Новосергиевский механический завод» в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ по факту частичной невыплаты свыше трех месяцев заработной платы.

    В результате указанных противоправных действий 5 работников предприятия недополучили более 130 тыс. рублей.

    Уголовное…

  • 08.07.2019 | По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о хищении пособий в грачевском центре занятости

    По результатам проверки, проведенной прокуратурой Грачевского района, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении пособия путем умолчания о факте, влекущем прекращение указанной выплаты).

    По версии дознания, местная жительница была постановлена на учет в Центре занятости населения Грачевского района в качестве безработной. На период поиска подходящей работы…

  • 05.07.2019 | Прокуратура предлагает на уровне г. Оренбурга нормативно урегулировать муниципально-частное партнерство в вопросах строительства объектов социального назначения

    Прокуратурой г. Оренбурга в целях урегулирования взаимоотношений органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в рамках муниципально-частного партнерства разработан проект соответствующего нормативно-правового акта – решения Оренбургского городского Совета «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве муниципального образования «город Оренбург».

  • 05.07.2019 | Прокуратура г. Новотроицка выступила в защиту пенсионных прав гражданина

    Прокуратурой г. Новотроицка проведена проверка по обращению работника ремонтно-строительной организации, заявившего о необоснованном отказе территориального подразделения Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной страховой пенсии.

    В ходе проверки установлено, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новотроицке заявителю было необоснованно отказано во включении отдельных периодов…

  • 05.07.2019 | Прокурор Промышленного района г. Оренбурга настаивает на прекращении использования земель, предназначенных для строительства жилых домов, под размещение торговых палаток и мастерских

    Прокуратура Промышленного района г. Оренбурга обратилась в суд с исками к двоим собственникам земельных участков, в которых потребовала обеспечить использование земель по их целевому назначению.

    Поводом к этому стали результаты прокурорской проверки, в ходе которой выяснилось, что на земельных участках на ул. Магнитогорской в г. Оренбурге, предназначенных для строительства жилых домов, незаконно…

  • 05.07.2019 | По материалам прокуратуры Октябрьского района г. Орска 22 директора образовательных учреждений наказаны за недостоверные сведения в декларациях о доходах

    Прокуратурой Октябрьского района г. Орска проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в деятельности муниципальных образовательных учреждений.

    Проверке подверглись 16 школ, 22 детских сада и 3 учреждения дополнительного образования.

    Надзорные мероприятия выявили, что руководители 9 детсадов и 13 школ муниципальных образовательных…