Порядок определения границ земельного участка. Какими документами подтвердить и чем еще доказать границы земельного участка в суде? Межевание было проведено

До введения Земельного Кодекса решения о выделении участков земли чаще всего принимались без кадастровых работ.

Многие наделы до текущего времени не имеют четких границ. Но без них нет и земельного участка .

Статья 7 ч. 1 п. 3 закон 221-ФЗ от 2007 г. «О госучете недвижимости», инициализирует наделы в качестве объекта.

По причине несовершенства законодательства, земельные споры – достаточно сложный вопрос. Для разрешения многочисленных разногласий в области ЗК требуется проведение кадастровых работ по определению границ частной территории.

Порядок установления границ отражен ст. 39 и закона 221-ФЗ.

Определение пределов земельных участков в ведении кадастровых инженеров по заказу госорганов власти и посредством подписания договора.

Согласно ЗК, при формировании надела, его рубежи устанавливаются в процессе межевания территории, на основании которого оформляется план.

Паспорт содержит картографические снимки границ частной территории с привязкой к смежной недвижимости, а также описание ее координат.

Определение размеров территории может понадобиться при пересечении линий соседних наделов, а также их наложении на земли, ранее поставленных на госучет. Процедура согласования координат соседних наделов установлена Приказом Министерства экономики и развития от 24.11.08 г. №412 .

По результатам кадастровых изысканий итоговое выявление границ участка земли выполняется сотрудниками Росреестра, которые ставят недвижимость на госучет .

Расположение точек надела описывается их прямоугольными пределами в порядке, предусмотренном Приказом МЭР от 17.08.12 г. №518 п. 2.

Когда необходима установка границ?

Процедура установки координат участка земли, их отражения в кадастровом реестре необходима, когда в местные органы власти поступает от собственника недвижимости запрос об изменении ее месторасположения или прошение об уточнении пределов .

Определение контрольных точек требуется, если ранее рубежи с точностью не выявлялись или данные о границах в Росреестре отсутствуют .

Межевание необходимо для осуществления сделок с землей :

  • купля-продажа недвижимости;
  • оформление договора аренды;
  • обмен, дарение;
  • получение документов о праве собственности на надел;
  • раздел участка земли;
  • объединение отдельных объектов недвижимости или образование новых.

Без четко определенных границ проводить операции с землей невозможно . Все действия владельца в отношении его имущества будут незаконны. В отсутствии плана межевания права на надел оформить нельзя.

На основании ст. 38.7 221-ФЗ, определение точек на местности выполняется в соответствии с требованиями и правилами, оговоренными в законодательстве. Установление верных координат надела – обязательная процедура при решении кадастровых вопросов или необходимости выявления границ территории искусственных объектов, природоохранных заповедников.

Утверждение по фактическому пользованию

Некоторые соседи могут, не привлекая кадастровых специалистов, договориться об установлении координат участка.

Для определения размеров территории по фактическому пользованию следует уведомить о проведении процедуры всех заинтересованных собственников и выявить условные рубежи наделов.

  • закрепить пределы участков с помощью межевых знаков, заборов или колышек;
  • если всех устраивают определенные границы – владельцам следует обратиться в специализированную организацию и заказать межевой план у инженера;
  • на месте специалист закрепит координаты наделов, впишет сведения в документы;
  • после визирования акта на определение координат, оформляется план межевания, с указанием точных пределов, размеров участка.

Собственникам недвижимого имущества останется только подать соответствующий пакет бумаг в Росреестр для госрегистрации согласно образцу.

Использование этого варианта межевания возможно только при согласии всех соседей с границами смежных участков . В других ситуациях самовольный захват земли грозит судебными тяжбами и значительными финансовыми затратами.

Методы и порядок определения расположения надела

Выделяют несколько способов и методов с помощью которых можно сделать выявление координат надела. Все они взаимосвязаны с работой кадастровых специалистов или самостоятельным установлением границ по документам.

Если рубежи территории были выявлены ранее, но собственнику они не известны, их можно определить на местности или «вынести в натуру».

Установление координат по кадастровому номеру

Вся официально зарегистрированная недвижимость, имеет четкие границы, которые чаще всего проходят между смежными наделами.

При наличии кадастрового номера узнать расположение объектов недвижимости можно несколькими способами :

  • получить информацию из Росреестра онлайн – rosreestr.ru ;
  • заказать выписку из единого реестра на сайте kadastrmap.ru .

Более подробно об уточнении границ земельного участка по кадастровому номеру можно прочитать в статье на эту тему, представленную на сайте.

На местности

Процедура

Для выявления координат надела потребуется межевание.

Заинтересованные лица должны обратиться в Росреестр :

  • написать заявление;
  • приложить к запросу правоустанавливающие сертификаты на землю;
  • оплатить обязательный сбор (размер платежа зависит от площади надела, характеристик).

По окончанию процедуры инженер выдаст заключение , которое в электронной форме отправляется в Росреестр, а на бумажном носителе предоставляется собственнику объекта недвижимости.

Межевание выполняют сотрудники геодезической организации с помощью съемки со спутника, с применение GPS-оборудования.

Обмер

Обмер участка земли выполнятся поэтапно :

  • устанавливаются временные заборы, колышки;
  • между ограничителями чертятся линии, отклонения допустимы – 20 см (за правильность границ отвечает инженер-геодезист);
  • сверяются координаты на местности и плане.

Заказчиком работ может выступать владелец недвижимости или его представитель . При замерах необходимо присутствие

  • геодезиста,
  • кадастрового специалиста
  • и собственника ЗУ.

Прежде чем провести межевание надела необходимо проверить у организации наличие действующей лицензии на выполнение кадастровых работ.

Съемка границ

Топографическая съемка – карта-схема участка, которая выдается заказчику по результатам процедуры межевания.

Масштаб плана – 1:1 200 либо 1:1 500.

На карте указываются границы земельного участка, его площадь.

С учетом особенностей заявки на топосъемку, форма схемы может меняться (если это не противоречит нормативно-правовым актам).

Документы

Документы для выделения границ участка на местности подаются в виде оригиналов и дубликатов :

  • паспорт гражданина РФ собственника ЗУ (представителю потребуется предоставить доверенность, заверенную нотариально);
  • документ о форме права на участок из Росреестра;
  • номер объекта по кадастру (если он в наличии);
  • при выделении части надела, потребуется договор о выделе, согласие всех собственников.

Когда номер по кадастру и свидетельство отсутствует, в запросе следует указать необходимость постановки ЗУ на госучет по окончанию процедуры межевания.

Если собственников несколько – потребуются документы всех заинтересованных лиц .

По результатам топосъемки, инженер оформляет план надела , отмечает его конфигурацию, межу линией красного цвета. Со схемой межевания должны ознакомиться все заинтересованные лица. Кадастровый специалист предоставляет план под роспись, отражая это в акте согласования точек земельного участка с владельцами граничащих участков.

По координатам

Размеры земельного участка по результатам межевания должен уточнить инженер, который заносит данные объекта в Росреестр.

Если все расчеты были выполнены, верно, то между точками на местности и рубежами на кадастровом плане различий не будет.

Определение границ – выяснение их территориального месторасположения на карте.

Выполнение этой процедуры – основная задача инженера.

Выделяют несколько способов выделения координат земельного участка:

  • Если межевание не выполнялось, границы надела проверяются по установленным знакам. На проведение процедуры потребуется согласие владельцев соседних объектов недвижимости. По результатам межевания проводится согласование границ надела со всеми заинтересованными лицами.
  • Если межевание земель было выполнено, все данные имеются в Росреестре. Определение границ участка на местности выполняется на основе кадастровых данных.

Ни один из вариантов межевания земли по координатам не позволяет исключить спорных вопросов между владельцами соседних объектов недвижимости.

Во избежание этого по результатам работ необходимо провести согласование со всеми заинтересованными лицами .

По паспорту земли

Документы

Для получения информации относительно земельного участка потребуется наличие определенных документов.

К перечню необходимых бумаг для установления координат надела относятся:

  • удостоверение личности;
  • документ о праве владения наделом;
  • обращение в УГРЦКК;
  • ксерокопия ;
  • акт согласования между собственниками смежных участков (или решение судьи);
  • техническая документация на объект недвижимости, завизированная администрацией города;
  • сведения из техплана и ксерокопия схемы надела;
  • запрос в УФСГР.

Процедура

Процедура выявления расположения земельного участка по кадастровому плану осуществляется последовательно.

Алгоритм действий достаточно прост :

  • подача заявления в УГРЦКК;
  • получение в администрации ксерокопии кадастровой схемы ЗУ района (она потребуется кадастровому инженеру);
  • сбор всех владельцев граничащих между собой участков;
  • составление акта согласования;
  • заверение собранного пакета документов в администрации;
  • обращение в Арбитраж, при отказе в подписании акта;
  • сдача постановление суда в УГРЦКК;
  • , и выдача техпаспорта;
  • обращение в УФСГР с ксерокопией плана, выпиской из полученных справок.

При наличии всех бумаг собственник сможет получить оформленное свидетельство о праве владения на объект недвижимости в установленные законом сроки – через 30 дней .

Как определить границы ЗУ без межевания

Установить координаты участка земли можно различными способами – воспользоваться услугами инженера, через Интернет, согласовать свой надел с соседями.

Обращение к специалисту

За услуги инженера придется заплатить, но результат будет более точным . Чтобы установить границы с его помощью потребуется :

  • подать запрос в палату по адресу объекта недвижимости;
  • инженер на основании документации, полученной из кадастра, выполнит размежевание и разметит точки;
  • границы надела выделяются колышками (допустимое расхождение 20 см).

Выполнять межевание могут только организации, у которых имеется действующая лицензия на осуществление подобных видов работ.

С помощью Интернета

Если земельный участок зарегистрирован в Росреестре, сведения будут размещены на официальном сайте организации. Для получения информации необходимо зайти на портал учреждения, заполнить необходимые поля и запросить данные.

Согласование с соседями

Для определения рубежей надела потребуется согласие владельцев смежных участков .

Чтобы провести процедуру необходимо:

  • собрать собрание (разослать письменные уведомления);
  • пригласить геодезистов для межевания;
  • оформить акт согласования.

Документы должны быть завизированы всеми заинтересованными лицами . Только так процедура установления координат будет законна.

Документы

Согласно п. 7,8 ст. 38 закона 221-ФЗ пределы земельного участка уточняются при помощи точек и координат. Сведения можно получить из правоустанавливающей документации.

Если они отсутствуют, то информацию легко проверить по бумагам с описанием местоположения надела в которых они обозначены:

  • техпаспорт;
  • соглашение купли-продажи, обмена;
  • дарственная;
  • свидетельства.

Если свидетельств нет, границами участка будут являться объекты, расположенные на местности более 15 лет .

Можно ли уточнить только часть смежного надела

По итогам кадастровых изысканий относительно определения размеров нескольких земельных участков количество справок согласования должно соответствовать числу уточняемых объектов недвижимости.

Если по окончанию процедуры была установлена только часть границ смежного надела, совпадающих с межой участка – объекта работ, на основании ч. 2 ст. 43 221-ФЗ отдельный акт согласования не потребуется .

Подобные нормы корректны и при исправлении ошибок в Росреестре относительно месторасположения смежной с определяемой недвижимостью – объектом работ, границы.

Если выявлены недочеты в координатах, не смежных с проверяемым наделом, то потребуется предоставить дополнительный запрос и включить отдельный документ согласования в межевой план.

Ранее учтенный участок без определения границ

Участки, зарегистрированные раньше 01.03.08 года, не внесены в госреестр недвижимости. Данные о площади, границах ранее учтенных наделов, отсутствуют. Если было выполнено межевание, в кадастре земля отображена без указания границ. Для согласования пределов таких земельных участков необходима помощь инженеров.

Если документы на ранее учтенные участки есть, но в кадастре информации о них нет, потребуется указать и утвердить эти данные.

Владельцу необходимо обратиться с запросом в палату, которая внесет соответствующие изменения.

Объекты искусственного происхождения при межевании

Согласно части 9 ст. 38 221-ФЗ при уточнении рубежей участка земли их месторасположение устанавливается, исходя из данных, содержащихся в правоустанавливающей документации.

При условии отсутствия свидетельств, границы надела определяются с помощью объектов искусственного происхождения – частных домовладений, капитальных сооружений, существующих более 15 лет. Для уточнения рубежей также могут использоваться природные «конструкции».

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как происходит определение границ земельного участка.

Заключение

Определение и утверждение границ земельного участка – трудоемкий, сложный процесс, требующий знания Земельного Кодекса, закона «О регистрации недвижимости» 221-ФЗ и других нормативно-правовых актов.

Самостоятельное уточнение координат объектов недвижимости может привести к земельным спорам между собственниками смежных наделов. Во избежание этого лучше воспользоваться услугами профильных организаций .

Вконтакте

Границы ЗУ – это искусственно проведённые в результате кадастровых работ линии, определяющие конфигурацию отдельной части земли в общем земельном массиве. Границы ЗУ характеризуются определением поворотных точек и установленными на них межевыми знаками.

Это единственный сложившийся исторически способ установления права обладания землёй . То есть это форма земельных отношений, на базисе которой учреждается основание для определения принадлежности земельного участка к конкретному правообладателю, а также – к уникальному геодезическому контексту, в который он вписан в соответствии с его природным происхождением.

Границы можно установить только в отношении земель участвующих в обороте. Лишь после их установления, участок приобретает уникальный кадастровый номер, его вносят в учётные записи и его правообладатель может получить правоустанавливающие и право удостоверяющие документы, констатирующие законное его использование или владение им.

Граница ЗУ состоит:

  • из фактической части;
  • границы смежных участков.

Фактическая граница

Это полная непрерывная линия, которая определена в результате геодезических работ, проводимых в отношении вашего ЗУ.

Она отражена координатами поворотных точек на плане вашего участка и обозначена специальными топографическими знаками.

Эта линия определяет:

  1. Факт наличия границ между участками, обособленность ЗУ собственника.
  2. Форму и конфигурацию ЗУ.
  3. Конкретное местоположение ЗУ на местности и в кадастровом квартале.

Это прерывистые линии, наложенные поверх фактической границы ЗУ в тех местах, где линии проходят через границу с соседним участком. В отличие от фактической границы, их основной характеристикой являются не поворотные точки межевой линии, а длительность по совмещённой с соседним участком, меже.

Они устанавливаются после проведения на плане фактической границы и требуют дополнительного согласования. Эта процедура проводится кадастровым инженером при межевании одного или нескольких ЗУ, с приглашением всех заинтересованных лиц, которые подписывают установленные координаты границ.

Для каждого участка фактическая граница определяется как её внутренняя часть, прилегающая непосредственно к земле собственника. Граница смежных участков располагается снаружи, вплотную прилегая к основной межевой линии. По сути, это разделение носит правовой характер, который требует расстановки имущественных прав.

Каково местоположение?

Местоположение границ ЗУ – это фиксированное координатами, установленными в результате геодезических и топографических работ, прохождение линии, разделяющей земельные участки, принадлежащие разным собственникам или на основании других правовых прецедентов.

Оно определено наличием межевых знаков .

Границы ЗУ устанавливаются в соответствии с нормативами, определёнными Земельным законодательством и фиксируются как на местности, так и в учётных записях Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

На основании установленных в отношении ЗУ границ можно определить:

  • его местоположение;
  • площадь;
  • форму;
  • уникальные характеристики почв;
  • место в ландшафтной зоне;
  • контекстное расположение.

Местоположение границ ЗУ устанавливается кадастровым инженером на основании соответствия регистрационным учётным записям и не может изменяться произвольно. Сведения о местоположении границ участка становятся доступны после проведения межевых работ.

Это этап кадастровых работ, который определён как «вынос границ в натуру». Он осуществляется при наличии готового плана, выполненного в виде чертежа на бумажном носителе. Он проводится непосредственно на местности, независимо от её ландшафтных особенностей и специфических свойств почвы.

При разметке, существующий на бумажном носителе чертёж, переносится в реальность. При этом он должен быть включён в существующий контекст достаточно гармонично , не нарушая уже существующего порядка вещей.

Перед проведением разметки, участок подготавливается для проведения работ. Он освобождается от бурелома, сухих веток и травы. При необходимости, почву подготавливают специальным образом, чтобы вбитые в неё колышки были надлежащим образом зафиксированы, так как этот момент играет решающую роль для проведения разметки.

Для этого вырубают растущие в местах поворотных точек деревья, выкорчёвывают пни.

Геодезисты выбирают оптимальный вариант нарезки участка. Для этого, при необходимости, создают несколько эскизов, выбирая наиболее подходящий из них.

Разметка помогает восстановить или определить ЗУ. Она же применяется:

  1. При вынесении границ участка в натуру.
  2. При зонировании территории.
  3. При межевании уже имеющегося участка и оформлении его в собственность.
  4. Для проведения проектных работ на участке и определении оптимальных свойств территории.

Если межевые знаки оказываются утерянными в связи с природными катаклизмами или по иным причинам, их нужно восстановить в обязательном порядке.

Понятие изломанности

Изломанность границ ЗУ – это специфическое расположение поворотных точек границ ЗУ, продиктованное объективными условиями ландшафта и спецификой почв. На фоне существующих естественных особенностей, границы ЗУ определяются в соответствии с доступностью установления межевых знаков на поверхности земли.

Соответственно, они могут иметь неровную поверхность, углы или крутые изгибы. В соответствии с наличием и объёмом изломов, располагающихся по линии границы участка, геодезические и топографические работы осложняются.

Впоследствии наличие изломов и качество границы может оказать влияние:

  1. На согласование границ с соседями и общую конфигурацию участков.
  2. На удобство (неудобство) обработки земли и проведение строительных работ.
  3. На его привлекательность при имущественной сделке.
  4. При разделении участка на три части и более.

Если изломы возникают не по естественным причинам, а искусственно – в результате объединения участков или по иным причинам, специалисты рекомендуют изыскать возможности выравнивания изломов.

Пересечение: случаи возникновения

Пересечение границ ЗУ — это сдвижение границ земельных участков:

  • в сторону – влево или вправо;
  • влево и вправо одновременно;
  • вперёд или назад;
  • вытянут вперёд и назад одновременно;
  • полностью смещается со своего места.

В некоторых случаях ситуация доходит до абсурда: на месте одного участка оказывается другой.

Пересечение границ ЗУ является кадастровой ошибкой, которая может возникнуть в результате:

  1. Разметки, если геодезисты не выходят на местность, а устанавливают кадастровый номер участка или его границы по существующему в записях чертежу.
  2. Само захвата ЗУ, если владелец, таким образом, расширил собственную территорию.
  3. Продажи участка, без выноса его границ в натуру, что не даёт достоверной картины его местоположения на местности.
  4. Техническая ошибка в записях ГКН.

При обнаружении подобного нарушения, необходимо воссоздать правопорядок в расположении участков . Этот процесс не во всех случаях осуществляется легко.

Иногда восстановления границ участка в натуре оказывается недостаточно, вопрос с территорией приходится решать через суд.

В некоторых случаях, когда ситуация связана с захватом близлежащих бесхозных земель , пересечение границ приносит определённые преимущества, которые впоследствии могут быть аннулированы. Для того чтобы их сохранить, нужно оформить прирезок к своему участку по закону.

Недостатков же в данном случае значительно больше. При обнаружении наложения границ в процессе имущественной сделки, она может быть аннулирована. В некоторых случаях приобретённый без участок, на котором было начато возведение капитального строения, нарушал нормы расположения строений.

В таких случаях вопрос приходится решать в судебном порядке и отстаивать своё право пользования участком по усмотрению. Особенно хлопотным становится дело, когда наложение границ ЗУ захватывает несколько участков и нарушает имущественные права кого-либо из собственников. Решить вопрос может только кадастровый инженер, в компетенцию которого входит:

  • восстановление границ ЗУ;
  • согласование границ с соседями;
  • экспертная оценка;
  • подготовка документов в суд.

В особо острых случаях допускается составление единого межевого плана, охватывающего все участки с пересекающимися границами, на основании которого производится их новое образование.

Что касается учётных записей – то при обнаружении наложения границ, проведение учётных работ приостанавливается до полного выяснения обстоятельств и восстановления надлежащего порядка. Если обнаруженная ошибка допущена со стороны ГКН – исправлять её она обязана без привлечения к процессу собственника ЗУ.

Это установленные стандарты, которые обязывают собственника соблюдать принятые в качестве санитарных норм отступы. Они установлены в отношении расположения:

  • жилых и нежилых построек;
  • линейных (инженерных) сооружений;
  • коммуникаций;
  • заборов;
  • растущих деревьев.

Кроме установленных нормативов, предъявляемых к соблюдению регламента организации пространства участка, существуют особые нормы, соответствующие правилам противопожарной безопасности, которые сводят к минимуму риски возгорания построек и позволяют эффективно эксплуатировать пожарную технику в случае возгорания.

Минимальное расстояние от границы земельного участка до построек являются следующими:

  1. От дома – до границы соседнего ЗУ – не менее 3 метров с учётом возможности подъезда в случае возгорания.
  2. Расстояние между домами на соседствующих участках – не менее 6 метров.
  3. Для бань, гаражей, сараев и других хозяйственных построек – 1 метр.
  4. Высокорослые деревья – 4 метра, а низкорослые – 2 метра.

Данные параметры применимы для больших участков в коттеджных посёлках. На участках от 8 до 12 м 2 минимальное расстояние от дома до межевой границы составляет 1-1,5 м.

Эти нормативы нужно соблюдать в сторону соседей и требовать их соблюдения в свой адрес. Они основаны на следующих документах:

  1. Для дачных участков, на основании СНиП 30-02-97.
  2. Застройки городских и сельских поселений, на основании СНиП 2.07.01.- 89 (актуализированная редакция).
  3. Для дома, рассчитанного на одну семью, на основании СНИП 31-02-2001.

Это общепринятое правило, установленное для разграничения соседствующих участков. Граница забора должна быть установлена по межевой линии и не выступать за её пределы в сторону соседей.

Как показывает практика, некоторые правообладатели участков не склонны следовать этим элементарным нормам и нарушают их, игнорируя мнение соседей, которые ущемлены в своих правах. В то же время подобные инциденты часто основаны на добровольном заблуждении нарушителей межевых границ. Зачастую они считают право на занимаемую ими землю надлежащим.

Что делать если забор соседа вышел за пределы его участка? В первую очередь нужно договориться и провести согласование границ, оформив их актом. Кадастровый инженер определит правила пользования спорной территорией.

В некоторых случаях при межевании соседи договариваются о замене частей участка, к обоюдному удовлетворению. Если диалог с соседом, нарушившим территорию, не складывается и он подписывать не желает, вам придётся обратиться в суд.

Не удивляйтесь также, если ваш сосед окажется прав . А вы, заблуждаясь, подозревали его в захвате вашей территории. Лучше обратиться к специалисту и решать вопрос конструктивно, чем портить жизнь войной с соседями.

Заключение

Наличие границ между земельными участками определяет условия имущественного право обладания конкретной территорией, закреплённой за пользователем.

При рассмотрении и определении имущественных прав, лицо определяется таковым на основании владения частью земли, ограниченной от других частей.

При возникновении притязания на часть территории владельца , независимо от надлежаще установленных на его ЗУ границах, дело может быть рассмотрено судом.

Кроме этого имейте в виду, что межевые границы служат отправными точками отсчёта при определении принятых нормативов для строительных и иных работ на участке. Каждый землепользователь и землевладелец должен их учитывать в отношении к соседствующему участку и требовать их соблюдения в свою сторону. Во многих случаях они продиктованы условиями противопожарной безопасности.

Но без них нет и самого земельного участка, так как именно границы в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) индивидуализируют его как вещь. Из-за несовершенства законодательства в случае возникновения разногласий с владельцами соседних участков очень сложны. Какие риски сопровождают оформление прав на земельный участок? Как избежать ненужных осложнений при постановке участка на кадастровый учет?

Суть дела.

Компания N заключила договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. При согласовании их местоположения возникли разногласия с собственником смежного земельного участка, который в это время также осуществлял межевание. Сложность заключалась в том, что смежная граница не была огорожена, а межа перекопана. Однако после того, как кадастровый инженер определил местоположение границ участка на местности, смежный собственник подписал акт согласования. Через день он обратился к руководителю компании N с просьбой подписать его акт согласования местоположения границ земельного участка. Считая конфликт исчерпанным, директор акт подписал.

Однако орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка компании N ввиду пересечения одной его границы с границей участка смежного собственника, сведения о котором к этому времени уже содержались в государственном кадастре недвижимости.

Компания обратилась за правовой помощью.

Юрист предложил два варианта выхода из сложившейся ситуации: принять местоположение смежной границы по координатам характерных точек смежного собственника (в этом случае площадь земельного участка компании сокращалась бы на 1,5 сотки) или обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Учредители компании N выбрали второй - более сложный, но справедливый, с их точки зрения, вариант решения данной проблемы.

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

    выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

    определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора - устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

    определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

    довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

  • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
  • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
  • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Документы об извещении прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Обратите внимание: необходимо помнить, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.


II этап. Проведение согласования местоположения границ земельного участка .

В рамках данного этапа кадастровый инженер обязан осуществить следующие действия:

  1. проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей в соответствии с ч. 11 ст. 39 Закона № 221-ФЗ;
  2. обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания. Таким образом, кадастровые работы по установлению местоположения границ земельного участка должны быть осуществлены к моменту согласования (обязательно должны быть определены координаты характерных точек);
  3. указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

III этап. Заключительный.

Согласно Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее - Приказ Минэкономразвития России № 412) акт согласования местоположения границ земельного участка размещается на оборотной стороне чертежа данного земельного участка. Поэтому при подписании акта необходимо обратить внимание на его оборотную часть. Если нет чертежа земельного участка, от подписания акта лучше отказаться.

В рассматриваемом деле представитель компании N подписал акт согласования местоположения границ земельного участка, не обратив внимание на оборотную часть документа, где чертежа земельного участка не было, что было выяснено только в судебном заседании.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Местоположение границ будет также считаться согласованным, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ, но и не представили обоснованные возражения в письменной форме. (В этом случае в акт вносится соответствующая запись.) Если в акте стоит подпись заинтересованного лица, кадастровый инженер может не принимать последующие возражения, так как в соответствии со ст. 40 Закона № 221-ФЗ и п. 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 в акт согласования местоположения границ земельного участка вносятся сведения о согласовании или содержание возражений заинтересованных лиц. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Таким образом, спор о границах земельного участка может возникнуть в случае отказа в согласовании местоположения границ заинтересованным лицом либо принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона № 221-ФЗ.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

  1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
  • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
  • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
  • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

  1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
  • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
  • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
  • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
  1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

На что необходимо обратить внимание после подачи иска в суд?

Следует помнить, что если ответчик не согласен с заключением кадастрового инженера, то суд, скорее всего, назначит строительно-техническую экспертизу (ее еще называют «землеустроительной»). Поэтому, прежде всего, необходимо выбрать соответствующего эксперта, который имеет право на проведение такой экспертизы (обладает аттестатом кадастрового инженера).

Перед экспертом нужно поставить следующие вопросы:

  1. Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 1 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
  2. Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 2 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
  3. Накладываются ли границы земельных участков друг на друга? Если да, то какова площадь наложения?
  4. По координатам каких характерных точек необходимо установить местоположение смежной границы между земельными участками?

В нашем случае найти эксперта, являющегося одновременно кадастровым инженером, не удалось, поэтому в заключении эксперта давался только механизм определения координат характерных точек, в частности использовалась формулировка «смежная граница должна проходить по точке, расположенной между точками H1 и H2, определяемой путем отступления двух метров от существующего сетчатого ограждения в сторону земельного участка с кадастровым № 2». Поэтому нам было необходимо осуществить еще одно дополнительное действие - заявить ходатайство о проведении кадастровых работ по установлению координат поворотной точки согласно механизму, указанному в заключении эксперта на основании ст. 35 Закона № 221-ФЗ. После проведения экспертизы, скорее всего, нужно будет уточнить исковые требования в полном соответствии с выводами эксперта.

К сведению: если эксперт согласился с вашей позицией по делу, то с большой вероятностью можно утверждать, что суд примет решение в вашу пользу.

Постановка земельного участка на кадастровый учет.

После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.

По спорам о границах земельных участков самое главное и самое сложное – доказать местоположение этих границ. О том, чем в суде подтвердить границы участка расскажу в этой заметке.

1. В первую очередь доказательством местоположения границ является правоустанавливающий или правоподтверждающий документ на земельный участок, если такой документ содержит сведения о границах. Это могут быть решения о предоставлении земельных участков, свидетельства и иные документы о правах на участки.

Во вторую очередь границы земельного участка могут подтверждать документы, которыми оформлялось образование участка. Таковыми являются, например, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и решение об утверждении этой схемы, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Должен сказать, что на практике перечисленные выше документы с точным указанием границ встречаются крайне редко, поэтому доказательную базу в судебных делах обычно составляют документы, подтверждающие фактические границы.

2. Доказательствами местоположения границ земельного участка являются ситуационные планы из местного бюро технической инвентаризации (БТИ) и материалы различных топографических съемок.

В разделе «2.9. Споры об определении границ земельных участков» Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 – 2013 год (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 02 июля 2014 г.) разъяснено следующее: «Установление местонахождения спорной границы участка осуществляется судом путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы».

Вообще судьи скептически относятся к планам БТИ, если речь идет о подтверждении границ участков. Тем не менее, по разъяснениям Верховного Суда РФ такие планы имеют равное значение с другими доказательствами.

3. Доказательствами могут быть фотопланы местности, подтверждающие фактические границы земельного участка.

Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана (утверждены приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 г. № 921) в редакции от 23 ноября 2016 г. установлено, что при отсутствии документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

4. Подтверждать фактические границы участка, существующие на местности 15 и более лет, могут также материалы межевых и землеустроительных дел из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры и в местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

Такие разъяснения даны в письме Росреестра от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16 «О рассмотрении обращения». Этими разъяснениями можно руководствоваться как справочным материалом, когда Вы собираете свои доказательства.

5. И, пожалуй, последнее по значимости – свидетельские показания. Совсем сбрасывать их со счетов нельзя, но и особых надежд возлагать на них не стоит.

Убедитесь, что свидетели действительно знают, какой сложился порядок землепользования спорными участками, и могут дать четкие показания по этому вопросу. Ведь в немалой степени негативное отношение к свидетельским показаниям обусловлено тем, что стороны часто приводят в суд непонятно кого, но только не свидетелей.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович