Разработка плана локализации и ликвидации аварийной ситуации. Новые требования к планам по ликвидации аварий на опасном производственном объекте


«Утверждаю»

Директор

ООО «___________»

_____________(________)

«___»____________2007 г.

П Л А H ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ВОЗМОЖНЫХ АВАРИЙ В КОТЕЛЬНОЙ.

ХАРАКТЕР АВАРИИ.

1. HАРУШЕHИЕ ЦЕЛОСТHОСТИ ГАЗОПРОВОДА И ДРУГИЕ HЕПЛОТHОСТИ В ГАЗОПРОВОДЕ ПОСЛЕ ВХОДHОЙ ГАЗОВОЙ ЗАДВИЖКИ

Возможные последствия

1. Утечка газа и загазованность воздуха в помещении. Образование взрывоопасных концентраций газовоздушной смеси.

3. Воспламенение газовоздушной смеси и возникновение пожара.
4. Взрыв газовоздушной смеси в помещении котельной.

Действия оператора

1. Прекратить подачу газа к котлам.
2. Закрыть рабочие № , контрольный № запорные устройства котлов, закрыть кран № на свечах безопасности.
3. Интенсивно вентилировать помещение (открыть окна, двери).
4. Закрыть доступ газо-воздушной смеси из помещения котельной в топки и газоходы с целью предотвращения взрыва газо-воздушной смеси в топках котла и газоходах. (опустить шабера на газоходе).
5. Вызвать ответственное лицо, сообщить в АДС газового участка по тел. 04.
6. Не допускать посторонних лиц в котельную. При воспламенении газовоздушной смеси вызвать пожарную команду по тел.01.
7. Не допускать применения огня.
8.Время остановки котлов зарегистрировать в оперативном журнале.
9.Если обслуживающий персонал плохо себя чувствует, то необходимо вызвать скорую помощь по тел.03.

Действия ответственного лица

1. Обеспечить безопасность обслуживающего персонала, здания и оборудования котельной, в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь по тел.03.
3. Сохранить обстановку и оборудование (котлы, горелки, газопровод) в том состоянии, которое оказалось после аварии, если такое состояние не угрожает жизни людей.

5. Организовать работы по устранению последствий аварии после расследования обстоятельств аварии комиссией.

ВHИМАHИЕ: Пуск котельной после аварии и розжиг горелок котлов может быть произведен только после окончания работ, представления соответствующих технических документов работниками газового участка с разрешения комиссии, производившей расследование аварии.

2. HАРУШЕHИЕ ЦЕЛОСТHОСТИ ГАЗОПРОВОДА И ДРУГИХ HЕПЛОТHОСТЕЙ В ГАЗОПРОВОДЕ ДО ВХОДHОЙ ЗАДВИЖКИ

Возможные последствия

1. Утечка газа и загазованность помещения котельной.
2. Удушье обслуживающего персонала.
3. Образование взрывоопасной концентрации газовоздушной смеси.
4. Воспламенение газо-воздушной смеси, возникновение очага пожара.

Действия оператора

1. Прекратить подачу газа к котлам с помощью ПКВ в ГРУ.
2. Закрыть рабочие № , контрольный № запорные устройства котлов, открыть краны № на свечах безопасности.
3. Закрыть задвижку на вводе вне котельной и все последующие задвижки по ходу газа до котлов №_____, открыть кран № продувочной свечи.
4. Интенсивно вентилировать помещение котельной (открыть окна, двери).
5. Закрыть доступ газовоздушной смеси из помещения котельной в топки и газоходы с целью предотвращения взрыва газовоздушной смеси в топке или газоходах. Опустить шиберы на газоходах, выключить дымососы.
6. Вызвать ответственное лицо, вызвать представителей газового участка по тел. 04.
7. Не допускать посторонних лиц в котельную.
8. Не допускать применения огня.
9. При воспламенении газовоздушной смеси вызвать пожарную команду по тел.01, принять меры по тушению пожара.
10.Время остановки котельной зарегистрировать в журнале.
11.Если обслуживающий персонал чувствует себя плохо, то необходимо вызвать скорую помощь по тел.03.
12.Если произошел взрыв газовоздушной смеси в топке котла или борове, оператор должен полностью отключить котельную от газоснабжения по Правилам аварийной остановки котельной, вызвать ответственное лицо, сообщить в АДС по тел.04 газового участка.

Действия ответственного лица

До прибытия работников газового участка, ответственное лицо должно:
1. Обеспечить безопасность обслуживающего персонала, здания, оборудования котельной, в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь по тел.03.
2. Организовать дежурство у входа в котельную, не допускать в котельную посторонних лиц.
3. Сообщить в Управление по технологическому и экологическому надзору.
4. Сохранить обстановку и оборудование (котлы, горелки, газопровод) в том состоянии, в котором они находились после аварии, если такое состояние не угрожает жизни окружающих людей.
5. Организовать работы по устранению последствий аварии после расследования обстоятельств аварии комиссией.

ВHИМАHИЕ: Пуск котельной после аварии и розжиг горелок котлов может быть произведен только после окончания ремонтных работ, представления соответствующей документации работниками газового участка, разрешения комиссии, производившей расследование аварии.

3. ПОЖАР В КОТЕЛЬНОЙ ИЛИ ПОЖАР ВБЛИЗИ КОТЕЛЬНОЙ.

Возможные последствия

1. Возможные ожоги обслуживающего персонала.

Действия оператора

1. Перекрыть подачу газа к котлам с помощью ПКH в ГРУ.
2. Закрыть рабочие № , контрольный № запорные устройства котлов, открыть краны №___ на свечах безопасности и № на продувочной свече.
3. Закрыть газовую задвижку № 1 на вводе и все последующие газовые задвижки № 2, 3, 8.
4. Вызвать пожарную команду по тел.01, вызвать ответственное лицо.
5. Приступить к ликвидации пожара имеющимися средствами пожарной защиты.

Действия ответственного лица

1. Принять участие в тушении пожара.
2. Оказать обслуживающему персоналу первую помощь, при надобности вызвать скорую помощь по тел.03.
3. После устранения последствий пожара вызвать представителей газового участка для пуска и розжига котлов.

4. ПРОИЗОШЕЛ ВЗРЫВ ГАЗОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В КОТЕЛЬНОЙ

Действия оператора

1. Полностью отключить котельную от газоснабжения по Правилам аварийной остановки котельной.
2. Вызвать ответственное лицо, сообщить АДС газового участка по тел. 04.

Действия ответственного лица

1. Обеспечить безопасность обслуживающего персонала, в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь по тел. - 03.
3. Сохранить обстановку и оборудование (котлы, горелки, газопровод) в том состоянии, которое оказалось после аварии, если такое состояние не угрожает жизни окружающих людей.
4. Не допускать посторонних лиц в котельную.
5. Организовать работы по устранению последствий аварии после расследования причин аварии.

ВHИМАHИЕ: Пуск котельной после аварии и розжиг горелок котла может быть произведен только после окончания ремонтных работ, предоставления соответствующей технической документа-ции работникам газового участка, разрешения комиссии, произво¬дившей расследование.

5. ПРЕКРАЩЕHИЕ ПОДАЧИ ГАЗА К ГОРЕЛКАМ (СРАБОТАЛ ПКH В ГРУ, ЗАПАЛИ ЩЕЧКИ ЗАДВИЖКИ)

Возможные последствия

Внезапное погасание пламени горелки.

Действия оператора

1. Нажать кнопку "СТОП" автоматики _________.
2. Отключить горелки котлов, закрыв рабочие № и контрольные № , запорные устройства, открыть краны № свечи безопасности.
3. Проверить наличие давления газа по водному манометру.
4. Вызвать ответственное лицо, сообщить в АДС газового участка по тел. - 04.
5. Время остановки котельной зарегистрировать в оперативном журнале.

Действия ответственного лица

1. Установить и организовать работы по устранению внезапного погасания факела горелок. Произвести пуск газа в соответствии с инструкцией по эксплуатации, произвести розжиг котла согласно Правил эксплуатации (совместно с оператором). Сделать запись в оперативном журнале.
2. Если ответственное лицо не может установить, а дежурный газового участка устранить причину аварии, то вызвать представителей объединения "Мордовгаз" через диспетчерскую по тел.04.
После выяснения и устранения причины погасания факела горелок производится пуск газа и роз-жиг котла в соответствии с Правилами эксплуатации и делается запись в оперативном журнале.

6. РАЗРУШЕHИЕ СТРОИТЕЛЬHЫХ КОHСТРУКЦИЙ

Возможные последствия

1. Разрушение обмуровки.
2. Разрушение газопровода.
3. Удушье обслуживающего персонала.
4. Возможный травматизм обслуживающего персонала.
5. Взрыв газовоздушной смеси в помещении котельной.
6. Пожар в котельной.

Действия оператора

1. Отключить котельную от газоснабжения закрыв в ГРУ задвижку №_____.
2. Вызвать ответственное лицо, сообщить в АДС газового участка по тел. 04. При возникнове-нии пожара вызвать пожарную команду по тел. - 01.

Действия ответственного лица

1. В случае необходимости оказать первую до врачебную помощь, вызвать скорую помощь по тел. - 03.
3. Организовать дежурство у входа в здание, не допускать посторонних лиц в помещение котельной.
4. Сохранить обстановку и оборудование в том состоянии, которое было после аварии, если такое состояние не угрожает жизни людей.
5. Организовать работы по устранению последствий аварии, после расследования обстоятельств аварии комиссией.

ВHИМАHИЕ: Пуск котельной после аварии и розжиг горелок котла может быть произведен только после окончания ремонтных работ, предоставления соответствующей технической документа-ции работниками газового участка, разрешения комиссии, производившей расследование.

7. ПОСТУПЛЕHИЕ УГАРHОГО ГАЗА В ПОМЕЩЕHИЕ ЦЕХА

Возможные последствия

1. Плохое самочувствие обслуживающего персонала.
2. Взрыв угарного газа.

Действия оператора

1. Прекратить подачу газа к горелкам котлов с помощью ПКВ в ГРУ.
2. Закрыть рабочие № и контрольные № запорные устройства котлов, открыть краны №_______ на свечах безопасности и краны № продувочной свечи.
3. Закрыть газовую задвижку № на вводе и все последующие газовые задвижки № .
4. Интенсивно вентилировать помещение котельной, открыть окна и двери.
5. Оказать доврачебную помощь, выйти на улицу или смежное проветриваемое помещение. Понюхать нашатырного спирта и потереть им виски. Выпить крепкого чая или кофе. Если улучшение состояния не наступает, то вызвать скорую помощь по тел.03.
6. Вызвать ответственное лицо.

Действия ответственного лица

1. После выяснения причин попадания угарного газа в помещение котельной устранить неисправности.
2. После устранения неисправностей произвести пуск газа и розжиг горелки котлов согласно "Правил эксплуатации" и произвести запись в оперативном журнале.

Ответственный за газовое хозяйство _____________________ ____________

Целью плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий является планирование действий (взаимодействий ) персонала предприятия, спецподразделений, населения, центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно локализации и ликвидации аварий и смягчения их последствий .

План должен охватывать все уровни развития аварии , которые установлены в процессе анализа опасностей:

    На уровне «А» авария характеризируется развитием аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), которое является структурным подразделением предприятия.

    На уровне «Б» авария характеризируется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.

    На уровне «В» авария характеризируется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью влияния поражающих факторов аварии на население расположенных поблизости населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

При разработке плана нужно учитывать реальные возможности и ресурсы предприятия, накопленный персоналом предприятия и спецподразделением опыт во время аварийных ситуаций и аварий, для обеспечения представления относительно необходимых дополнительных навыков и ресурсов. План основывается:

    на прогнозировании сценариев возникновения аварий;

    на поэтапном анализе сценариев развития аварий и масштабов их последствий;

    на оценке достаточности существующих мероприятий, которые препятствуют возникновению и развитию аварии, а также технических средств локализации аварий;

    на анализе действий производственного персонала и специальных подразделений относительно локализации аварийных ситуаций (аварий ) на соответствующих стадиях развития.

Выявление возможных аварий необходимо проводить в следующей последовательности:

а) Определить наличие на предприятии опасных веществ, опасных режимов работы оборудования и объектов.

К опасным веществам относится:

1) взрывопожароопасные вещества; 2) вредные вещества.

Опасные режимы характеризируются такими технологическими параметрами, как давление, вакуум, температура, напряжение, состав технологической среды и т.д.

б) Выявить потенциальные виды опасности для каждой единицы оборудования (аппарата, машин) и процесса, который проходит в нем.

К видам опасностей принадлежат:

  1. взрыв (внутри оборудования, в зданиях или окружающей среде);

    разрыв или разрушение оборудования;

    выброс вредных веществ;

    соединение перечисленных видов опасности.

Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровнях «А» и «Б» , разрабатывается для руководства действиями персонала предприятия , добровольных и специализированных подразделений с целью предотвращения аварийных ситуаций и аварий на соответствующих стадиях их развития или локализации их с целью сведения к минимуму последствий аварии для людей , материальных ценностей и окружающей среды, предотвращения ее распространения на другие производства (цеха, отделения, производственные участки) предприятия и за его пределы, спасение и выведение людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.

Оперативная часть плана для аварий на уровне «А» должна содержать:

    блок-схему производства (цеха, отделения, производственного участка);

    план производства (цеха, отделения, производственного участка);

    блок-карты объектов (цехов, отделений, производственных участков), которые входят в состав производства;

    описание действий персонала;

    список и схему оповещения должностных лиц, которые должны быть немедленно оповещены об аварийной ситуации (аварии);

    список работников, которые привлекаются к локализации аварии, лиц, которые дублируют их действия при отсутствии первых с каких-либо причин, с указанием места их постоянной работы, проживания и телефонов;

    перечень инструментов, материалов, средств индивидуальной защиты, которые должны быть использованы при локализации аварии, с указанием места их хранения (аварийных шкафов );

    обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварии;

    инструкцию относительно аварийной остановки производства (цеха, отделения, производственного участка ).

Оперативная часть плана для аварий на уровне «Б» включает в себя дополнительно следующие документы:

Блок-схема предприятия;

План предприятия.

Оперативная часть плана для аварий на уровне «В» разрабатывается для руководства действиями соответствующих служб и подразделений с целью предотвращения развития аварии и распространения ее на другие предприятия (объекты), спасения и выведения людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.

Оперативная часть плана для аварий на уровне «В» должна содержать:

    титульный лист;

    ситуационный план с приложениями;

    обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварий.

В соответствии с новым Положением План Ликвидации Аварийных Ситуаций (ПЛАС) разрабатывается для опасных производственных объектов с классами опасности 1, 2 и 3. Постановление исключает обязанности эксплуатирующих организаций разрабатывать ПЛА для ОПО четвертого класса опасности, унифицирует порядок разработки планов мероприятий.

Разработанный ПЛАС утверждается руководителем организации и согласовывается с аварийно-спасательным формированием, с которым у организации заключен договор на обслуживание опасных объектов.

Новым документом определяется, что в ситуации, когда организацией эксплуатируется несколько опасных производственных объектов, расположенных на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая данные объекты, вправе иметь один ПЛАС.

Важно отметить, что формироваться планы мероприятий будут из общих и специальных разделов, которые учитывают особенности конкретных видов опасных объектов.

Срок действия планов будет составлять от 6 месяцев до 5 лет, в зависимости от характеристик и классов опасности объекта. Так, предусмотрено следующее ранжирование. Срок действия ПЛАС (планов мероприятий):

2 года - для объектов 1 класса опасности;

3 года - для объектов 2 класса опасности;

5 лет - для объектов 3 класса опасности.

style="display:inline-block;width:590px;height:120px"
data-ad-client="ca-pub-3227217398818989"
data-ad-slot="6763745365">

За исключением:

6 месяцев - для угольных шахт и объектов, где ведутся горные работы в подземных условиях;

1 год для объектов горнорудной промышленности, где ведутся открытые работы по добыче или обогащению полезных ископаемых.

Что касается специальных разделов ПЛА, то они разрабатываются для ОПО следующих типов:

ОПО нефтегазодобывающего комплекса;

ОПО по разработке месторождений полезных ископаемых;

ОПО по обогащению полезных ископаемых;

ОПО нефтехимической, химической и нефтеперерабатывающей промышленности;

Угольные шахты;

Подземные сооружения, не связанные с добычей;

ОПО магистрального трубопроводного транспорта;

ОПО металлургической промышленности;

ОПО хранения, переработки и использования растительного сырья.

Новым порядком работы предусматривается и вопрос, касающийся пересмотра ПЛА. Планы мероприятий пересматриваются:

За 15 дней до истечения срока предыдущего плана;

Не позднее одного месяца после реконструкции ОПО, изменений в технологии производства, ввода новых участков горных выработок, изменения путей выхода персонала при аварии, а также после аварии на ОПО;

По предписанию органов власти в области промышленной безопасности в случае выявления при проведении надзора несоответствия сведений, содержащихся в ПЛА или выявления новых факторов риска.

Следует еще раз сказать о том, что озвученные нововведения призваны обеспечить более высокий уровень готовности организаций к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, а также о том, что планы мероприятий разрабатываются для ОПО, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов.

Помимо прочего, в новом Положении о разработке ПЛА определены такие составляющие, как срок действия плана мероприятий, порядок и сроки пересмотра плана, порядок его утверждения, а также содержание. Общие разделы плана мероприятий содержат характеристику опасных производственных объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, возможные сценарии возникновения и развития аварий на ОПО, источники возникновения аварий, а также характеристики аварийности и травматизма, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий.

Нововведения в системе разработки ПЛАС

С текущего года ПЛАС разрабатывается для опасных производственных объектов с классами опасности 1, 2 и 3. Разработанный ПЛАС утверждается руководителем организации и согласовывается с аварийно-спасательным формированием, с которым заключен договор на обслуживание ОПО. Исключается обязанность эксплуатирующих организаций разрабатывать ПЛАС для ОПО четвертого класса опасности.

Федеральный горный и промышленный надзор России
(Гос
гор тех на дзор России )

Серия 09

Нормативные документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности
в химической, нефтехимической
и нефтеперерабатывающей промышленности

Выпуск 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ЛОКАЛИЗАЦИИ
И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ПЛАС)
НА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ

РД 09-536-03

Москва

Государственное унитарное предприятие
«Научно-техн
ический центр по безопасности в промышленности
Го
сгор тех на дз ора России»

2003

Настоящие Методические указания о порядке разработки пла на локализа ции и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объ ектах устанавливают порядок разработки, утверждения и пересмотра ПЛАС на опас ных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, требования к их составу, содержанию и форме.

Указания разрабо таны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116- ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, Ст. 3588), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 50, Ст. 4742) и Об щими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Го сгортех на дзора России от 18. 10.02 № 6 1-А , зарегистрированным Минюстом России 28 .11.02 г., регистрационный № 3968 (Российская газета, 2002, 5 дек. № 231).

Указания применяются организациями, эксплуатирующими взрывопо жар оопасные и химически опасные производственные объекты независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации и поднадзорными Гос гортех на дз ору России.

С введением в действие настоящих Указаний не применяются Временные рекомендации по разработке планов локализации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах, утвержденные Го сгортех на дзором СССР 05.07.90 г.

Утверждены

поста новлением Госгортех на дзора

России от 18.04.03 № 14,

зарегистрированным

Министерством юстиции

Российской Федерации 25.04.03 г.,

регистрационный № 4453

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ЛОКАЛИЗАЦИИ
И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(ПЛАС)
НА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ *

РД 09-536-03

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 .1. Настоящие Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах (далее - Указания) устанавливают порядок разработки ПЛАС, требования к его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра.

1.2. Указания разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации. 200 1. № 50. Ст. 4742) и Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 6 1-А , зарегистрированным Минюстом России 28 .11.2002 № 3968 (Российская газета. 2002. 5 дек. № 231).

1.3. Указания применяются организациями, эксплуатирующими взр ывопожароопасн ые и химически опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которых возможны аварии, сопровождающиеся залповыми выбросами взр ывопожароопасн ых и токсичных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, которые могут привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, поражению людей, отрицательному воздействию на окружающую природную среду.

1.4. ПЛАС разрабатывается в целях:

определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития;

определения готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;

планирова ния действий производственного персона ла и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития;

разработки мероприятий, направленных на повышение противоаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;

выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на объекте.

1.5. Перечень производств (цехов, отделений, участков, установок) и отдельных химико-технологических объектов, для которых разрабатываются ПЛАС, утверждается техническим руководителем организации.

1.6. Разработка ПЛАС может выполняться самостоятельно (сотрудниками организации) или с привлечением специалистов, имеющих опыт разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.

1.7. В организации для персонала опасных производственных объектов должны быть предусмотрены на базе микропроцессорной и вычислительной техники средства (тренажеры, учебно-тренировочные полигоны и т.д.) для обучения и приобретения практичес ких навыков выполнения работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

1.8. Ответственность за своевременное и правильное составление ПЛАС и соответствие их настоящим Указаниям возлагается на технического руководителя организации.

оперативную часть, в которой даются краткая характеристика опасности объекта (технологического блока, установки и т.д.), мероприятия по защите персонала и действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

расчетно-пояснительную записку, в которой содержится подробный анализ опасности возможных аварийных ситуаций на объекте.

1 .10. ПЛАС основывается на:

прогнозировании сценариев возникновения аварийных ситуаций;

по ста дийном анализе сценариев развития аварийных ситуаций;

оценке достаточности принятых (для действующих опасных пр оизводственных объектов) или планируемых (для проектируемых и строящихся) мер, препятствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций;

анализе действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по лока лизации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития.

1. 11. ПЛАС и расчетно-пояснительная записка должны быть оформлены в виде отдельных переплетенных книг и утверждены техническим руководителем организации.

1.12. ПЛАС, разработанные в организации для химико-технологических объектов, должны находиться у технического руководителя и диспетчера организации, в отделе (службе) охраны труда и промышленной безопасности, в аварийно-спасательной службе (формировании). ПЛАС производства, установки, цеха, отделения, участка должен находиться у начальника производства, установ ки, цеха, отделения, участка и начальника смены. Оперативные части ПЛАС, разработанные с учетом технологических и других специфических особенностей объекта, должны находиться на соответствующих рабочих местах.

1 .13. ПЛАС не реже чем один раз в 5 лет пересматривается и уточняется в случаях изменений в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, а также после аварии.

1.14. Внесенные в ПЛАС изменения и дополнения должны быть изучены руководителями, специалистами и производственным персоналом организации, личным составом аварийно-спасательной службы (формирования). После обучения в установленном порядке должен быть проведен внеочередной инструктаж.

1 .15. В течение года в цехах, на участках, в отделениях, на установках в каждой смене по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным оперативной частью ПЛАС уровня «А» (приложение ), долж ны проводиться учебно-тренировочные занятия согласно графику, утвержденному техническим руководителем организации.

1 .16. Не реже одного раза в год по одной или нескольким позициям оперативной части ПЛАС уровня «Б» (приложение ) в цехах должны проводиться в разные периоды года и в разное время суток учебные тревоги.

1.17. Учебные тревоги по ПЛАС для одного или группы технологических блоков, входящих в состав подразделения, проводятся под руководством начальника подразделения.

1 .18. Учебные тревоги по ПЛАС, разработанному для организации или группы технологических объектов, входящих в состав различных цехов, проводятся под руководством технического руководителя организации.

1.19. Учебные тревоги по ПЛАС проводятся с участием производственного персонала, членов профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований, пожарной охраны, медико-санитарной и других служб в случае, когда их действия предусмотрены оперативной частью ПЛАС.

При неудовлетворительных результатах учебной тревоги она должна быть проведена повторно в течение 10 дней после детального изучения допущенных ошибок.

1.20. Графики учебных тревог разрабатываются руководителями подразделений, согласовываются в производственной службе и отделе (службе) охра ны труда и промышленной безопасности организации, согласовываются с аварийно-спасательной и другими службами при необходимости их совместных действий и утверждаются техническим руководителем организации.

1.21. Знания ПЛАС проверяются квалификационной (экзаменационной) комиссией организации при допуске рабочих и руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний, а также во время учебных тревог и учебно-тренировочных занятий.

1.22. Внеочередная проверка знаний ПЛАС проводится при внесении изменений в ПЛАС, при переводе работников организации на другое рабочее место, в случае их неквалифицированных действий при проведении учебной тревоги, а также по предложениям территориальных органов Госгортехна дзора России.

1.23. Предусмотренные ПЛАС технические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей, локализации и ликвидации аварийных ситуаций не должны использоваться для других целей.

1.24. Ответственность за своевременное и качественное проведение учебно-тренировочных занятий и учебных тревог, офор мление необходимой документации возлагается на технического руководителя организации.

II . АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПАСНОСТИ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

2.1. Анализ опасности химико-технологического объекта (цеха, отделения, участка, установки и т.д.) проводится поблочно на основании подробного изучения его состояния в соответствии с требованиями настоящих Указаний, нормативной документации в области промышленной безопасности, а также с учетом аварий, имевших место на данном и на аналогичных объектах.

2.2. Результаты анализа опасности объекта представляют в расчетно-пояснительной записке, которая имеет следующую структуру:

титульный лист (приложение );

список исполнителей;

исходные данные;

характеристика опасных веществ, обращающихся в технологическом блоке;

анализ известных аварий на объектах, определение возможных сценариев возникновения, развития и вероятности реализации аварийных ситуаций;

оценка количества опасного вещества, участвующего в аварии;

расчет вероятных зон действия поражающих факторов;

ситуационный план возможных аварийных ситуаций;

основные опасности технологического блока;

перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;

оценка уровня опасности технологического блока;

предложения по реализации мер, направленных на уменьшение риска аварий;

Раздел 1 . «Технология и аппаратурное оформление блока»;

Раздел 2. «Анализ опасности технологического блока»;

Раздел 3. «Выводы и предложения»;

Раздел 4. «Список использованных методических материалов и справочной литературы».

2 .3. В списке исполнителей указываются фамилии, имена и отчества, должности и место работы ответственных исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке расчетно-пояснительной записки.

В случае если расчетно-пояснительная записка состоит из двух и более книг , каждая из них должна иметь свой титульный лист и оглавление.

2.4. Исходными данными для разработки ПЛАС служат:

краткая характеристика объекта (цеха, установки и т.п. );

блок-схема технологического объекта (приложение ).

2.5. В разделе «Технология и аппаратурное оформление блока» необходимо представить принципиальную технологическую схему блока (приложение ).

2.6. Характеристика опасных веществ должна включать:

наименование вещества;

молекулярную формулу;

физико-химические параметры (молекулярный вес, запах, цвет, температура кипения, плотность при нормальных условиях );

данные о взр ывопожароопасности;

реакционную способность;

коррозионную активность;

токсическую опасность;

характер воздействия на организм человека;

индивидуальные средства защиты;

меры первой помощи пострадавшим, а также методы перевода (нейтрализации) вещества в безопасное состояние.

2.7. Анализ аварий на объектах, связанных с обращающимися опасными веществами, должен быть направлен на выявление основных причин аварий и их исключение в дальнейшем.

2.8. При определении основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаци й, необходимо особое внимание уделить техническому состоянию оборудования, близости параметров технологического процесса к критическим значениям и т.д. (приложение ).

2.9. Определение возможных сценариев возникновения и динамики развития аварийных ситуаций проводится с помощью типовой схемы (приложение ).

2 .10. Каждая аварийная ситуация может иметь несколько стадий развития и при определенных условиях может быть приостановлена или перейти на более высокий уровень.

Для каждой стадии развития аварийных ситуаций устанавливается соответствующий уровень («А», «Б» и «В »).

2 .11. Для каждой возможной (ожидаемой) стадии развития аварийной ситуации проводится анализ условий ее возникновения (приложение ), перехода с одного уровня на друго й, оцениваются возможные последствия, определяются оптимальные средства ее предупреждения и локализации, выявляется готовность объекта к противоаварийной защите.

2 .12. Если при оформлении результата анализа состояния системы противоаварийной защиты (приложение ) выявляется недостаточная готовность объекта к противоаварийной защите, должны разрабат ываться специальные программы с приоритетом реализации мер, предусматривающих дооснащение объекта средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взр , быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки объекта, оповещения, защиты и спасения людей; создание запасов дегазирующих реагентов, совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем локализации, препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории организации и за ее пределами, и т.п.

2 .13. Требования к надежности, точности и быстродействию технических средств определяются с учетом опасности объекта.

2 .14. Организационно-технические решения должны быть направлены на повышение противоаварийной устойчивости технологического объекта (группы объектов) и обеспечивать оперативное обнаружение предпосылок аварийной ситуации, оповещение персонала организации, создание необходимых условий для быстрой локализации и ликвидации аварийной ситуации на ранней стадии развития.

2 .15. Оценку вероятности реализации аварийных ситуаций и сценариев их дальнейшего развития рекомендуется проводить, используя метод анализа «дерева отказов и событий» (приложения , ).

2 .16. Частота реа лизации каждого сценария аварийных ситуаций рассчитывается путем умножения частоты аварийной ситуации на вероятность конечного события (приложение ).

2.17. Для каждого сценария (или группы сценариев) указывают поражающие факторы (взрыв, выброс опасных веществ и т.п.), количества опасных веществ , участвующих в аварийной ситуации и в создании поражающих факторов (приложение ).

2 .18. Расчет вероятных зон поражения ведут для факторов, которые имеют место при аварии. Поражающими факторами аварии могут быть:

воздушная ударная волна, возникающая при взрывах;

тепловое излучение «огненного шара», продуктов горения при пожаре;

поражающее воздействие на людей и природную среду вследствие выброса токсичных веществ;

осколочные поля, создаваемые летящими обломками технологического оборудования и строительных конструкций (приложение ).

2 .19. По результатам анализа условий возникновения, путей развития аварий и оценки их последствий необходимо установить возможность перехода аварийной ситуации на уровень «Б» и дать краткое описание возможных сценариев (приложения , ).

2.20. Графическое представление ситуационного плана аварийных ситуаций на объекте зависит от уровня аварийной ситуации:

для аварийной ситуации уровня «А» это план расположения основного технологического оборудования, который рекомендуется представлять по технологическим блокам объекта;

для аварийной ситуации уровня «Б» - план объекта (цеха, установки, группы цехов и т.п.) (приложения , );

2.21. На плане рекомендуется указывать места размещения основного технологического оборудования, межблочной отсекающей арматуры, пультов управления, средств противоаварийного назначения (огнетушители, гидранты, средства индивидуальной защиты, средства оповещения и т.п.), эвакуационные выходы, зоны возможного поражения для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария аварийной ситуации, а также места подъезда и маневрирования спецтехники.

2.22. Основные опасности технологического блока (объекта) связаны с проявлением поражающих факторов, таких, как взрыв, пожар, токсическое поражение или их сочетание. На плане необходимо указать, проявление каких факторов имеет место в данном случае.

2.23. В перечне наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска, рекомендуется указывать те, которые оказывают наибольшее влияние на вероятность возникновения аварийной ситуации и величину нанесения наибольшего ущерба.

2.24. Предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварии на объекте (технологическом блоке ), разрабатываются на базе результатов анализа опасности.

III . ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ОПЕРАТИВНОЙ ЧАСТИ ПЛАС

3 .1. Содержание оперативной части ПЛАС определяется уровнем аварийных ситуаций, которые в зависимости от их масштаба могут быть трех уровней - «А», «Б» и «В»:

на уровне «А» аварийная ситуация характеризуется развитием в пределах одного блока объекта (цеха, установки, производственного участка), являющегося структурным подразделением организации;

на уровне «Б» аварийная ситуация характеризуется переходом за преде лы одного блока объекта (цеха, установки, производственного участка) и развитием ее в пределах организации;

на уровн е «В» а варийная ситуация характеризуется развитием и выходом за пределы территории организации, возможностью воздействия поражающих факторов на население близлежащих населенных пунктов и другие организации (объекты), а также окружающую среду.

3.2. При разработке оперативной части ПЛАС для аварийных ситуаций на уровнях «А» и «Б» необходимо:

обеспечить согласованность действий персонала организации и аварийно-спасательных служб (формирований);

установить перечень должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных действий;

установить порядок осуществления связи аварийно-спасательных служб (формирований) с органами государственного надзора и органами местного самоуправления;

определить действия профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

привести опознавательные признаки уровней аварийных ситуац ий и их значения, по которым управление работами по локализации и ликвидации аварийной ситуации переходит на уровень «Б».

3.3. ПЛАС уровня «А» разрабатывается для руководства действиями производственного персонала технологического блока, членов нештатных аварийно-спасательных формирований и привлекаемых, в случае необходимости, профессиональных аварийно-спасательных формирований по локализации и ликвидации аварийных ситуаций , предупреждению их распространения на другие блоки объекта (цеха, отделения, установки и т.д.).

ПЛАС на уровне «А» должен включать:

краткую характеристику опасности технологических блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.);

принципиальные технологические схемы блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т .д.);

план расположения основного технологического оборудования блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.);

оперативную часть П ЛАС (приложение ).

Приложения к ПЛАС должны содержать:

список и схему оповещения должностных лиц, аварийно-спасательных формирований, организаций и служб, ответственных за выполнение мероприятий по локализации и ликвидации аварийной ситуации, с указанием адресов и телефонов (приложения , );

перечень инструментов, материалов, допустимых к применению в конкретных условиях, средств индивидуальной защиты членов нештатных аварийно-спасательных формирований с указанием количества и места их хранения (аварийные шкафы) (приложение );

обязанности ответственного руководителя работ и других должностных лиц организации по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на объекте;

инструкцию по безопасной остановке технологических блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.).

3.4. При отсутствии в организации профессионального аварийно-спасательного формирования или невозможности прибытия другого профессионального аварийно-спасательного формирования, аттестованного на проведение газоспасательных работ, в срок, установленный ПЛАС, обязанности по проведению газоспасате льных работ возлагаются на нештатные аварийно-спасательные формирования организации, которые создаются в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588) на химически опасных производственных объектах во всех случаях, когда имеется необходимость проведения аварийной остановки производства или иных работ с участием людей и не исключена возможность аварийного выделения вредных веществ в атмосферу рабочей зоны.

3.5. В краткой характеристике опасности технологического блока должны быть представлены:

степень опасности и характер воздейст вия веществ на организм человека, индивидуальные средства защиты;

количества опасных веществ в блоке и участвующих в созда нии поражающих факторов для наиболее опасного по последствиям сценария аварийной ситуации;

поражающие факторы аварийной ситуации (ударная волна, тепловое излучение, токсическое поражение и т.д.);

размер зон действия поражающих факторов для наиболее опасной по последствиям сценария аварийной ситуации;

вероятности возникновения наиболее вероятного и наиболее опасного по своим последствиям сценариев аварийной ситуации.

3.6. На принципиальной технологической схеме указываются направления потоков обращающихся в технологическом блоке веществ, места установки отсекающей арматуры, ее технические характеристики, параметры технологического режима.

3.7. Последовательное соединение отдельных блоков будет представлять блок-схему объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.) (приложение ).

3.8. Принципиальную технологическую схему необходимо составлять для всех блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.).

3.9. Границами технологических блоков должны быть, как правило, автоматические отсекатели, запорная арматура с дистанционным управлением, ручная запорная арматура (при условии возможности ее практического использования в аварийной ситуации), установленные на трубопроводах или оборудовании как по прямому, так и обратному потоку материальной среды.

Для п ылеобразую щих дисперсных продуктов границами блока могут быть шнеков ые питатели, секторные затворы и другие устройства, обеспечивающие плотность (герметичность) системы при повышенном давлении в условиях внутреннего взрыва.

3 .10. На принципиальной технологической схеме блока следует указать технологические параметры, основные технические характеристики оборудования, технологические потоки (с указанием их условных сечений, производительности и параметров), регулирующую и запорную арматуру (условное обозначение, тип исполнения, быстродействие), приборы, средства и системы контроля и регулирования, системы противоаварийной защиты (с указанием их основных характеристик ), имеющие непосредственное отношение к локализации и ликвидации аварийной ситуации.

3 .11. На принципиальной технологической схеме должен быть указан код (обозначение) технологического оборудования, арматуры, трубопроводов, соответствующий регламенту и фактическому их кодированию по месту (приложение ).

3 .12. В случае использования принципиальной технологической схемы объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.) должны быть указаны границы технологических блоков с необходимой характеристикой (приложение ).

3 .13. Принципиальная технологическая схема должна быть наглядной, легко читаемой, без включения элементов, не имеющих прямого отношения к локализации и ликвидации аварийной ситуации, при необходимости может дополняться пояснительными надписями.

3.14. На плане расположения оборудования технологических блоков должны быть указаны места расположения:

основного технологического оборудования;

границы технологических блоков;

отсекающей запорной арматуры, средств противоаварийной защит ы, пультов (устройств) управления, автоматических извещателей, средств связи и оповещения, а также инструмента, материалов, средств индивидуальной защиты, имеющих непосредственное отношение к локализации и ликвидации аварийной ситуации;

эвакуационных выходов, маршрутов эвакуации;

путей подъезда, мест установки и маневрирования спецтехники;

убежищ и мест укрытий.

3 .15. На план расположения оборудования технологических блоков могут дополнительно наноситься места наиболее вероят ного возникновения аварийных ситуаций, размеры и границы потенциально опасных зон и другие характеристик и.

Дополнительно могут указываться количественные показатели, характеризующие потенциальную опасность блоков, основные дестабилизирующие факторы и критические значения параметров технологического процесса.

3 .16. В качестве планов расположения оборудования технологических блоков целесообразно использовать планы расположения оборудования объектов (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д. ), в состав которого входят эти блоки (приложение ).

3 .17. Оперативная часть ПЛАС уровня «А» оформляется в виде таблицы (приложение ) и включает следующие графы:

«Наименование, уровень и место аварийной ситуации» - графа № 1. В графе фиксируется наименование стадии развития аварии по принятым сценариям с указанием места.

«Опознавательные признаки аварийной ситуации» - графа № 2. Здесь указываются предпосылки аварийной ситуации и ее опознавательные признаки с указанием внешних эффектов и других критериев, по которым может быть идентифицирована (выявлена) та или иная стадия развития аварийной ситуации.

«Оптимальные способы противоаварийной защиты (ПАЗ )» - графа № 3. В этой графе описываются организационно-технические решения (мероприятия), позволяющие оперативно обнаружить и предупредить возникновение аварийной ситуации или локализовать ее на ранней стадии проявления.

«Технические средства (системы) противоаварийной защиты, применяемые при подавлении и локализации аварийной ситуации (ПАЗ - графа № 4. В этой графе перечисляются средства, которые имеются на объекте и используются для локализации и ликвидации аварийной ситуации.

«Исполнители и порядок их действий» - графа № 5. Порядок действия исполнителей должен предусматривать:

выявление и оценку аварийной ситуации или угрозы ее возникновения по опознавательным признакам;

оповещение персонала производства (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.) и диспетчера предприятия (объекта) об аварийной ситуации или угрозе ее возникновения;

включение противоаварийн ых систе м;

отключение поврежденного участка, полную или частичную остановку производства (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.);

вывод из опасной зоны персонала с указанием порядка обеспечения и номенклатуры средств индивидуальной защиты;

другие меры, предупреждающие развитие аварийной ситуации с учетом специфики производства.

3 .18. При описании действий персонала следует особо подчеркнуть те из них, которые не допускают промедления и требуют немедленного исполнения.

3 .19. При описании действий аварийно-спасательных формирований следует указать ориентировочное время их прибытия и развертывания.

3.20. Для каждой аварийной ситуации должны быть определены последовательность введения в действие систем противоаварийной защиты, отключения аппаратов и механизмов, электроэнергии и других энергоносителе й, режим работы вентиляции и систем очистки воздуха, порядок использования средств спасения людей, локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

При этом должно быть учтено влияние выполняемых переключений и отключений на работу систем противоаварийной защиты, жизнеобеспечения и других систе м, которые являются существенными при ликвидации аварийной ситуации.

3.2 1. ПЛАС уровня «Б» разрабатывается для руководства действиями производственного персонала цеха (установки, производства и т.д.), членов аварийно-спасательных формирований, пожарных и медицинских подразделений, а также для персонала смежных или технологически связанных цехов (установок и т.д.) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, предупреждению их распространения на другие объекты организации и за ее пределы, а также по спасению и выводу людей как из зоны поражения, так и из потенциально опасных зон.

ПЛАС уровня «Б» включает в себя дополнительно к перечисленным в пункте следующие документы :

оперативную часть ПЛАС (приложение );

блок-схему технологического объекта;

ситуационный план технологического объекта (установк и, цеха или группы цехов) (приложение ).

3.22. В блок-схеме технологического объекта необходимо обозначать объект со всеми входящими в него блоками, отделениями или производственными участками, указав прямые и обратные межобъектовые технологические потоки, их характеристики и параметры, а также граничную для объекта отсекающую арматуру, ее тип и основные технические характеристики (условное обозначение, быстродействие), имеющие непосредственное отношение к локализации и ликвидации аварийной ситуации.

3.23. На ситуационном плане технологического объекта необходимо указать:

места расположения цехов, установок организации;

места скопления опасных продуктов с указанием наименования и массы продукта;

места установки межпроизводственной отсекающей арматур ы, ее тип и основные технические характеристики (для аварийных ситуаций, охватывающих группу цехов, установок организации и т.д.);

места нахождения средств противоавари йной защиты;

места расположения пунктов или средств связи и оповещения;

эвакуационные выходы и маршруты эвакуации;

убежища и места укрытий;

пути подъезда, места установки и маневрирования спецтехники;

места наиболее вероятного возникновения аварийных ситуаций;

зоны возможного поражения обслуживающего персонала организации с учетом распространения взрывных и ударных волн, направления движения взрывоопасных и токсичных облаков.

В качестве ситуационного плана технологического объекта может быть использован план группы цехов, установок или генплан организации.

IV . ОБЯЗАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РАБОТ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

4 .1. Общие положения.

4 .1.1. Руководство работами по локализации и ликвидации аварийной ситуации, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов осуществляет ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации в организации (далее - Ответственный руководитель).

4 .1.2. Для принятия эффективных мер по локализации и ликвидации аварийной ситуации Ответственный руководитель создает командный пункт (оперативный штаб), функциями которого являются:

сбор и регистрация информации о ходе развития аварийной ситуации и принятых мерах по ее локализации и ликвидации;

текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне аварийной ситуации и за ее пределами;

координация действий персонала организации (объекта) и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в локализации и ликвидации аварийной ситуации.

4 .1.3. Вышестоящий руководитель имеет право заменить Ответственного руководителя или принять на себя руководство локализацией и ликвидацией аварийной ситуации.

4 .1.4. На командном пункте могут находиться только лица, непосредственно участвующие в локализации и ликвидации аварийной ситуации.

4 .1.5. На командном пункте Ответственный руководитель организует ведение журнала ликвидации аварийной ситуации, где фиксируются выданные задания и результаты их выполнения по времени.

4.1.6. Лица, вызванные для спасения людей и локализации и ликвидации аварийной ситуации, сообщают о своем прибытии Ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.

4 .1.7. Должностные лица и исполнители, участвующие в ликвидации аварийной ситуации, должны информировать Ответственного руководителя о ходе выполнения его распоряжений.

4 .1.8. Работы в загазованной среде выполняют аварийно-спасательные формирования (профессиональные и (или) нештатные), аттестованные на этот вид аварийно-спасательных работ в установленном порядке.

4.1.9. Ответственным руководителем является:

на уровне «А» развития аварийной ситуации - начальник цеха (производственного участка, установки ), до его прибытия на место аварии - начальник смены (отделения), сменный мастер;

на уровне «Б» развития аварийной ситуации - руководитель организации (технический руководитель организации), до его прибытия на место аварии - диспетчер организации (начальник производства, цеха, установки).

4.2. Ответственный руководитель должен:

4.2 .1. На уровне «А» развития аварийной ситуации:

оценить обстановку, выявить количество и местонахождение люде й, застигнутых аварие й, принять меры по оповещению работников организации и населения (при необходимости) об аварийной ситуации;

принять меры по оцеплению района аварии и опасной зоны;

принять неотложные меры по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации;

обеспечить вывод из опасной зоны людей, которые не принимают непосредственного участия в локализации и ликвидации аварийной ситуации;

ограничить допуск людей и транспортных средств в опасную зону;

привлекать к аварийной остановке производств только тех лиц из числа производственного персонала, которые подготовлены, оснащены в соответствии с табелем оснащения членов нештатного аварийно-спасательного формирования (приложение ) и аттестованы в установленном порядке;

контролировать правильность действий персонала, а в случае необходимости - действия аварийно-спасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации на производстве и выполнение своих распоряжений;

информировать руководство организации об аварии, территориальные органы Госгортехна дзора России, Государственной инспекции труда, а при необходимости - территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления о ходе и характере аварии, о пострадавших в ходе спасательных работ;

уточнять и прогнозировать ход развития аварийной ситуации, при необходимости вносить корректировку в ПЛАС.

4.2.2. На уровне «Б» развития аварийной ситуации дополнительно к пункту Ответственный руководитель должен:

в случае изменения места расположения командного пункта оповестить об этом всех привлекаемых к работам по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

руководить действиями персонала организаци и, аварийно-спасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации на объекте и контролировать выполнение своих распоряжений.

4.3. Обязанности технического руководителя организации:

4.3 .1. Технический руководитель организации должен обеспечить:

разработку специальных программ (с указанием приоритетности реализации), предусматривающих дооснащение объекта средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взр ывопредупреж дения и взр ывозащит ы, быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки организации (объекта), оповещения, защиты и спасения людей, создание запасов дегазирующих реагентов, совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем лока лизации, препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории организации и за ее пределами, и т.п., если при разработке ПЛАС выявляется недостаточная готовность организации (объекта) к противоаварийной защите;

введение в действие в случае необходимости резервных систем жизнеобеспечения, сигнализации и противоаварийной защиты, то е сть дол жн ы существовать резервные линии связи, назначены дублеры специалистов, определен альтернативный центр управления и т.п.;

оперативность обнаружения, эффективность локализации и ликвидации аварийной ситуации путем применения технических средств с необходимыми надежностью и быстродействием и созданием в цехах, отделениях или участках, для которых разработаны ПЛАС, нештатных аварийно-спасательных формирований из числа специально подготовленного и аттестованного в установленном порядке производственного персонала, а также при необходимости профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

распределение обязанностей между производственным персоналом, использование надежных средств оповещения и связи, рационального размещения пультов (устройств) управления противоаварийн ыми системами;

информирование в установленном порядке должностных лиц, ведомств и организаций о результатах выполненного при разработке ПЛАС анализа опасности организации (объекта ), о возможности проявления действия опасных факторов аварийной ситуации за пределами территории организации, о характере и потенциальной тяжести происшествия;

наличие в необходимом количестве и ассортименте современных антидотов и необходимых фармацевтических препаратов, если при аварии произошло выделение вредных веществ, а также деза ктивационного оборудования, средств защиты для медицинского персонала;

взаимодействие с местными органами исполнительной власти (комиссией по чрезвычайным ситуациям) и органами местного самоуправления.

4.3.2. Технический руководитель организации, получив сообщение об аварийной ситуации, должен немедленно прибыть в организацию, сообщить об этом Ответственному руководителю и обеспечить:

организацию оказания своевременной помощи пострадавшим;

принятие необходимых мер по привлечению опытных рабочих и специа листов (из числа руководящих работников и специалистов) в бригады для дежурства и выполнения необходимых работ, связанных с локализацией или ликвидацией аварии, а также по своевременной доставке необходимых материалов и оборудования;

работу аварийных и материальных складов и доставку материалов, инструмента и т.п. к месту аварийной ситуации;

руководство работой транспорта, привлекаемого для ликвидации аварийной ситуации;

при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организацию питания и отдыха всех лиц, привлекаемых к ликвидации аварии;

информирование в установленном порядке о характере аварийной ситуации и ходе спасательных и восстановительных работ.

4.4. Обязанности диспетчера организации:

при получении сообщения об аварийной ситуации диспетчер должен немедленно прекратить переговоры, не имеющие непосредственного отношения к происшедшей аварийной ситуации, и известить о ней должностных лиц, ведомства и организации по списку (приложение );

при аварии в масштабе организации до прибытия технического руководителя организации диспетчер выполняет обязанности Ответственного руководителя, организует работы по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с ПЛАС конкретного (данного) объекта. Командным пунктом по локализации и ликвидации аварийной ситуации в данном случае является рабочее место диспетчера. При необходимости диспетчер принимает меры по организации нового командного пункта;

по прибытии технического руководителя организации диспетчер должен его проинформировать о состоянии работ по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации и поступить в распоряжение Ответственного руководителя.

4.5. Руководитель аварийно-спасательной службы (формирования) обязан:

руководить газоспасательными работами в соответствии с заданиями Ответственного руководителя и оперативной частью ПЛАС;

держать постоянную связь с Ответственным руководителем в организации и по согласованию с ним определить газоопасную зону, после чего установить предупредительные знаки и выставить перед загазо ванным участком дежурные посты из членов нештатных аварийно-спасательных формирований;

до прибытия на место аварийной ситуации Ответственного руководителя проводить работы в соответствии с мероприятиями ПЛАС самостоятельно.

4.6. Начальник цеха, участка, установки, где произошла аварийная ситуация, должен:

выполнять распоряжения Ответственного руководителя;

до прибытия на место аварийной ситуации Ответственного руководителя выполнять его обязанности, руководствуясь ПЛАС.

4.7. Начальник смены (сменный мастер) цеха, в котором произошла аварийная ситуация, должен:

немедленно сообщить о ней диспетчеру организации, в аварийно-спасательную службу (формирование), пожарную часть организации;

до прибытия Ответственного руководителя организовать и начать работу по спасению людей и локализации аварийной ситуации в соответствии с мероприятиями ПЛАС и создавшейся обстановкой.

4.8. Заместитель начальника цеха (технолог цеха), в котором произошла аварийная ситуация, должен:

собрать нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников цеха, установки, участка и т.д., обученных и ат тестованн ых в установленном порядке, и руководить их работой по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

докладывать Ответственному руководителю о текущем состоянии технологического процесса в целях предупреждения возможных дальнейших осложнений и создания необходимых условий для успешной локализации и ликвидации аварийной ситуации;

в зависимости от обстановки перевести нормальный технологический режим на режим безопасной остановки или прекратить его.

4.9. Мастера, бригадиры, рабочие, аппаратчики, операторы и т.д. цеха, в котором произошла аварийная ситуация, должны:

немедленно сообщить об аварийной ситуации непосредственному руководителю, а при его отсутствии - диспетчеру организации;

принять меры по выводу людей из опасной зоны локализации и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с П ЛАС;

при необходимости (согласно ПЛАС или по указанию Ответственного руководителя) отключить аппараты, установки, агрегаты, коммуникации и т.п.

4.10. Руководители служб главного механика, главного энергетика, главного технолога, главного прибориста организации должны:

обеспечить создание специализированных бригад из указанных служб для выполнения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и восстановлению нормальной работы производства;

по указанию Ответственного руководителя работ обеспечить включение или отключение электроэнергии, работу электромеханического и энергетического оборудования, сигнализации, средств связи, функционирование паровых, тепловых и других сетей.

4 .11. Инженерно-технические работники, мастера, бригадиры и рабочие других цехов должны, получив информацию об аварийной ситуации, выполнять необходимые мероприятия в соответствии с ПЛАС и докладывать о своих действиях Ответственному руководителю.

4 .12. Начальник пожарной части организации должен в соответствии с действующими в пожарной части руководящими документами и инструкциями, с учетом конкретной обстановки на месте аварийной ситуации и оперативной части ПЛАС:

организовать своевременный вывоз резервной и свободной смен пожарной части на место аварийной ситуации;

руководить работами по тушению пожара;

держать постоянную связь с Ответственным руководителем;

обеспечивать взаимодействие и координацию действий с аварийно-спасательными формированиями.

4.13. Работники медицинского пункта (здравпункта) организации с учетом оперативной части ПЛАС и действующими в здравпункте руководящи ми документами и инструкциями должны немедленно выехать по вызову на место аварийной ситуации и при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Приложение 1

Пример формы титульного листа плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций

(наименование организации)

УТВЕРЖДАЮ:

Технический руководитель организации

________________________

(фамилия, инициалы) (подпись)

«___ » _________________ г.

ПЛАН ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

___________________________________________________________________________

(наименование объекта, цеха, отделения, производственного участка, установки и т .д.)

Внесенные изменения _________________ Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийных ситуаций

Возможные причины аварийных ситуаций

1. Контейнер с хлором

1. Наличие в блоке до 1000 кг жидкого хлора, я вляющегося химически опасным веществом и сильным окислителем, создает опасность аварийного выброса большого количества опасного вещества при аварийной разгерметизации системы

2. Хранение хлора под давлением и его транспортирование методом передавливания под избыточным давлением создают дополнительную опасность разгерметизации от превышения давления

3. Коррозионная активность хлора (особенно при наличии влаги) создает дополнительную опасность разгерметизации системы

4. Наличие периодического процесса создает дополнительную опасность аварийной разгерметизации

№ ...

1. Ошибки персонала при ведении технологического процесса (наиболее опасными технологическими операциями с точки зрения влияния человеческих ошибок на возникновение аварийной ситуации являются операции, связанные с подготовкой контейнера с хлором к подключению в технологическую систему)

2. Нарушение герметичности трубопроводов, отказы арматуры и разъемных соединений азгерметизация резервуаров из-за дефектов изготовления, переполнения, механических повреждений, нагрева, коррозии и т.п.

Аварийная ситуация представляет собой сочетание обстоятельств и условий, формирующих критическую, опасную обстановку. Причинами такого положения могут выступать отказы технического оборудования, экстремальные явления природы (землетрясения, удары молнии, обвалы, ураганы и прочие). Одним из распространенных обстоятельств выступает человеческий фактор. Вследствие него, например, часто возникают аварийные ситуации на дорогах. Для создания безопасной обстановки на предприятиях в соответствии с ФЗ №116 разработаны специальные методические указания по составлению инструкций поведения при ЧС. Далее рассмотрим основные положения, которые включает в себя план ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).

Общие сведения

План ликвидации ЧС выступает в качестве одного из основных документов объекта, считающегося потенциально опасным. Наряду со схемами энергосбережения, поэтажными и ситуационными чертежами ПЛАС должен входить в состав документации по безопасности.

Обязанности организаций

Для защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций предприятия обязаны:


Промышленная безопасность: основные требования

ФЗ №116, ст. 10, предписывает следующее:


Цели составления ПЛАС

Для каждого объекта, считающегося взрывопожароопасным, руководство разрабатывает требования к поведению сотрудников в случае аварийной ситуации. В инструкции предусматриваются мероприятия по устранению ЧС и ее последствий с использованием технических систем и средств, имеющихся в распоряжении. Основными целями ПЛАС выступают:


Структура документа

ПЛАС должен включать следующие элементы:


Пересмотр и изменение положений

Не реже одного раза в 5 лет ПЛАС подлежит пересмотру. В случае изменения оснащения, технологии, метрологического обеспечения процессов и после аварий план должен быть уточнен. Внесенные корректировки необходимо изучить руководителям, производственному персоналу, специалистами, личным составам служб безопасности. После проведения обучения должны быть проверены знания.

Учебные занятия и тревоги

На протяжении года на установках, в отделениях и на участках в каждой смене должны проводиться тренировочные мероприятия по вероятным аварийным ситуациям, предусмотренным в оперативной части ПЛАС. График мероприятий утверждается техническим руководителем предприятия. Не реже раза в год по различным позициям должны проводиться учебные тревоги в разное время суток. Руководителем мероприятий для технологических секторов выступает начальник подразделения. Учебные тревоги для всего предприятия или комплекса объектов проводятся под контролем технического руководителя. Мероприятия с участием членов нештатных и специализированных спасательных служб, производственного персонала, медико-санитарной, пожарной и иных групп выполняются, когда их действия предусматриваются в оперативной части ПЛАС. Если результаты учебных тревог признаны неудовлетворительными, они проводятся повторно на протяжении 10 дней после того, как будут детально изучены допущенные ошибки. Графики мероприятий разрабатывают начальники подразделений и согласовывают их в производственном отделе и службе промышленной безопасности и охраны труда, аварийно-спасательными формированиями и прочими подразделениями в случае необходимости их привлечения. Утверждение документации осуществляет технический руководитель предприятия.

Проверка знаний

Она осуществляется квалификационной комиссией предприятия при допуске сотрудников, специалистов и начальников к самостоятельной работе, в ходе периодических проверок, а также в процессе учебно-тренировочных занятий. Внеочередной контроль выполняется при внесении корректировок в ПЛАС, переводе сотрудников на другую должность. Такие проверки проводятся также в случаях неквалифицированных действий работников во время учебных тревог, а также по предписанию территориальных отделений Госгортехнадзора.

Дополнительные сведения

Материальные и технические средства, предусмотренные ПЛАС, с помощью которых осуществляется работа по ликвидации аварий и спасению людей, не должны использоваться в иных целях. Ответственность за качественное и своевременное проведение учебных тревог и тренировочных занятий, а также оформление соответствующей документации лежит на техническом руководителе предприятия.

Оперативная часть ПЛАС: пример

Аварийная ситуация: утечка из трубопровода жидкого хлора в помещении склада.

Опознавательные знаки ЧС:


Исполнители и схема их действий:

1. Первый сотрудник, который заметил аварию, предупреждает окриком остальной персонал, немедленно ставит в известность диспетчера организации (в первую очередь), начальника установки хлорирования (старшего в смене).

2. Диспетчером выполняется оповещение.

3. Начальник установки руководит действиями по устранению ЧС.

4. Производственный персонал – сотрудники нештатного спасательного формирования - по сигналу тревоги:

  • надевают средства защиты кожи и органов дыхания и принимают необходимые меры по эвакуации людей и оказанию помощи пострадавшим (выносят их на свежий воздух и так далее);
  • в составе группы (не меньше 2-х человек) проверяют отсутствие в помещении людей.

После завершения работ по эвакуации людей из загазованного помещения сотрудники спасательного формирования приступают к ликвидации аварии:

  • в случае отказа системы аварийного срабатывания вентиляции и нейтрализации хлорных выбросов насосы орошения включаются вручную, после чего активируется вентиляционная система;
  • отключается подача хлора к трубопроводу посредством перекрытия запорного вентиля на контейнере, продолжив хлорирование для удаления соединения из технологической системы;
  • определяется участок утечки вещества;
  • принимаются меры по устранению утечки (накладывается резиновый пластырь на место разрыва трубопровода и стягивается герметизирующим быстромонтируемым хомутом);
  • обезвреживается помещение склада посредством поглощения испаряющегося опасного соединения в системе санитарной очистки;
  • после того как будет устранена утечка и достигнута герметичности технологической системы, проводится опорожнение контейнера и обеззараживание воды или продувка азотом технологической системы.

5. В завершении осуществляется ремонт или замена неисправного участка трубопровода.

Нормативные документы

При составлении ПЛАС и прочих инструкций по безопасности следует руководствоваться:

  • ФЗ №116, ст. 10.
  • ФЗ №68, ст. 14.
  • Общими правилами взрывобезопасности на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических предприятиях.
  • Методическими указаниями по составлению ПЛАС.
  • Приказом ФС №1005 по технологическому, экологическому и атомному надзору.