Русь в IX – первой половине XII вв. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия

К. В. Волкова

Сборник основных дат и событий школьного курса отечественной и зарубежной истории

С древнейших времен до начала XXI века

В сборник включены все основные даты и события школьного курса отечественной и зарубежной истории с древнейших времен до начала XXI века. Сборник составлен с учетом действующих школьных учебников и предназначен для широкого использования.

Восточные славяне в древности

Русь в IХ-начале XII в

Русские земли и княжества в XII – начале XVI в

Русское государство в XVI в

Культура России с древности до конца XVI в

История России. Конец XVI–XVIII в. 7 класс

Россия в конце XVI–XVII в

Россия в XVIII в

Культура России конца XVI–XVIII в

История России XIX в. 8 класс

Россия в первой половине XIX в

Россия во второй половине XIX в

Наука и культура России XIX в

История России XX – начала XXI в. 9, 11 классы

Россия на рубеже XIX–XX вв

Революция 1917 г. и Гражданская война в России

Советское общество в 1922–1941 гг

СССР между мировыми войнами

СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг

СССР в послевоенный период (1945–1953)

СССР в 1953–1964 гг

СССР в 1964–1985 гг

СССР в 1985–1991 гг. Перестройка

Современная Россия (1991–2006)

Наука и культура России XX – начала XXI в

История Древнего мира. 5 класс

Жизнь первобытных людей

Древний Восток и Азия

Древняя Греция

Древний Рим

История Средних веков, 6 класс

Новая история (1500–1800). 7 класс

Новая история (1800–1913).8 класс

Новейшая история (XX – начало ХХ1 в.). 9-11 классы

История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс

Восточные славяне в древности

Середина I тысячелетия до н. э. – возникновение греческих городов-государств в Северном Причерноморье.

V в. до н. э. – IV в. н. э. – существование Боспорского государства в Северном Причерноморье. Образовано объединением греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. С конца V – первой половине IV в. до н. э. вошли Нижнее Прикуб анье и Восточное Приазовье. Столица Панти-капей (совр. Керчь). С конца II в. до н. э. – в составе Понтийского царства, затем вассал Рима. Уничтожено гуннами.



IV в. до н. э. – вторая половина III в. н. э. – существование Скифского государства. Объединяло народы Северного Причерноморья. Под ударами сарматов (III в. до н. э.) переместилось в Крым. Уничтожено готами.

VI в. – выделение из единой славянской общности восточнославянской ветви (будущие русский, украинский и белорусский народы).

VI – IX вв. – образование племенных союзов восточных славян: полян, кривичей, древлян, уличей, тиверцев, вятичей, дреговичей, волынян, северян, радимичей, ильменских славян.

VI – первая половина VII в. – существование Тюркского каганата. Создан племенным союзом тюрков на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до р. Амударья).

Середина VII–X в. – существование Хазарского каганата (Нижнее Поволжье). Образовался после распада Тюркского каганата. В начале VIII в. включал территории Северного Кавказа, Приазовья, большую часть Крыма, Нижнего Поволжья, степные и лесостепные территории до Днепра. В 964–965 гг. разгромлен князем Святославом Игоревичем.

VII–XIII вв. н. э. – существование Волжской Булгарии, или Волжско-Камской Болгарии – государства булгар волжско-кам-ских, финно-угорских и других народов в

Среднем Поволжье и Прикамье (совр. Татарстан). До 965 г. зависела от Хазарского каганата. Покорена монголо-татарами (1241). В XV в. на ее территории образовано Казанское ханство.

Русь в IХ-начале XII в

Начало IX в. – образование Древнерусского государства.

860 г. – военный поход русов (варягов и славян) на Константинополь (Царьград), заключение первого договора о любви и дружбе с Византией.

862 г. – «призвание варягов».

862-879 гг. – княжение Рюрика в Новгороде.

879–912 гг. – княжение Олега в Киеве.

882 г. – захват Киева Олегом, объединение Новгорода (Северной Руси) и Киева (Южной Руси), перенос столицы в Киев.

907, 911 гг. – походы Олега на Константинополь. 3 аключение торговых договоров с Византией (освобождение русских купцов от уплаты пошлин, право на ежемесячное жалование, проживание в предместьях Константинополя).

912–945 гг. – княжение Игоря в Киеве.

941 г. – неудачный поход Игоря на Константинополь, заключение нового договора с Византией (русичи лишались права беспошлинной торговли в Византии).

945 г. – восстание древлян и убийство князя Игоря.

945–962 гг. – правление в малолетстве сына Святослава княгини Ольги. Установление «уроков» (фиксированного размера дани) и «погостов» (определенных мест сбора податей).

957 г. – крещение княгини Ольги в Константинополе.

962–972 гг. – княжение Святослава.

964-972 гг. – военные походы князя Святослава. Разгром Хазарского каганата, присоединение к Руси Тмутараканского княжества и северокавказских земель, установление контроля Киева над торговыми путями по Волге к Каспию. Походы в Дунайскую Болгарию и Византию. 980-1015 гг. – правление князя Владимира I Святославича Святого.

988 г. – принятие Русью христианства.

1019–1054 гг. – правление великого князя Ярослава Владимировича Мудрого. Одержал окончательную победу над печенегами, совершил последний поход против Византии, способствовал распространению христианства и грамотности.

Около 1016 г. – принятие первой части законов «Русская Правда».

1072 г. – завершение второй части свода законов «Русской Правды» – «Правды Яросла-вичей».

1097 г. – съезд князей в Любече. Участники съезда постановили: «Каждый да держит отчину свою».

1113–1125 гг. – правление князя Владимира Всеволодовича Мономаха (ограничил произвол ростовщиков, разгромил половцев, добился прекращения усобиц).

1125–1132 гг. – правление Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха.

При Владимире Святославиче (980-1015)

Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии.

Политический строй древнерусского государства сочетал в себе как институты феодальной формации, так и первобытно-общинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.

В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяс-лаву он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.

Социально-политический строй древнерусского государства Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором: 1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника; 2)происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии.

При этом появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях; 3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским хозяйством.

Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.

Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».

После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило во время правления Владимира Мономаха (1113–1125). Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.

Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.

Одним из самых могущественных в свое время была Киевская Русь. Огромная средневековая держава возникла в XIX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен. Во время своего расцвета Киевская Русь (в 9-12 веках) территорию занимала внушительную и имела сильное войско. К середине XII века некогда мощное государство вследствие феодальной раздробленности раскололось на отдельные Таким образом, Киевская Русь стала легкой добычей для Золотой Орды, которая положила конец средневековой державы. Об основных произошедших событиях в Киевской Руси в 9-12 веках будет поведано в статье.

Русский каганат

По мнению многих историков, в первой половине IX века на территории будущего Древнерусского государства существовало государственное образование русов. О точном местоположении Русского каганата сохранилось мало сведений. По мнению историка Смирнова, государственное образование находилось в регионе между верхней Волгой и Окой.

Правитель Русского каганата носил титул кагана. В Средние века этот титул имел очень большое значение. Каган властвовал не только над кочевыми народами, но также командовал над прочими правителями разных народов. Таким образом, глава Русского каганата выступал в роли императора степняков.

К середине IX века в результате конкретных внешнеполитических обстоятельств состоялась трансформация Русского каганата в Русское великое княжение, которое было зависимо в слабой форме от Хазарии. Во времена правления Аскольда и Дира удалось полностью избавиться от угнетения.

Правление Рюрика

Во второй половине IX века восточнославянские и финно-угорские племена из-за жестокой вражды призвали варягов за морем на княжение на своих землях. Первым русским князем стал Рюрик, который начал править в Новгороде с 862 года. Новое государство Рюрика просуществовало до 882 года, когда образовалась Киевская Русь.

История правления Рюрика полна противоречий и неточностей. Часть историков придерживается мнения, будто он и его дружина имеют скандинавское происхождение. Их противники являются сторонниками западнославянской версии развития Руси. В любом случае название термина «Русь» в X и XI веках употреблялось по отношению к скандинавам. После прихода к власти скандинавского варяга титул «каган» уступил место «великому князю».

В летописях сохранились скудные сведения о правлении Рюрика. Поэтому восхвалять его стремления расширить и укрепить государственные границы, а также укреплять города довольно проблематично. Также Рюрик запомнился тем, что смог успешно подавить в Новгороде мятеж тем самым укрепив свой авторитет. В любом случае правление основателя династии будущих князей Киевской Руси позволило централизировать власть в Древнерусском государстве.

Княжение Олега

После Рюрика власть в Киевской Руси должна была перейти в руки его сына Игоря. Однако из-за малых лет законного наследника правителем Древнерусского государства в 879 году стал Олег. Новый оказался весьма воинственным и предприимчивым. Уже с первых лет пребывания у власти он стремился взять под свой контроль водный путь на Грецию. Для реализации этой грандиозной цели Олег в 882 году благодаря своему хитроумного плану расправился с князьями Аскольдом и Диром, захватив Киев. Тем самым была решена стратегическая задача завоевания славянских племен, которые жили по течению Днепра. Сразу после въезда в захваченный город Олег заявил о том, что Киеву суждено стать матерью городов русских.

Первому правителю Киевской Руси очень понравилось выгодное месторасположение населенного пункта. Пологие берега реки Днепр были неприступными для захватчиков. Кроме этого, Олег провел масштабные работы по укреплению оборонных сооружений Киева. В 883-885 годах состоялся ряд военных походов с положительным результатом, вследствие чего существенно была расширена территория Киевской Руси.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Олега Вещего

Отличительной чертой внутренней политики княжения Олега Вещего было укрепление казны государства за счет сбора дани. Во многом бюджет Киевской Руси наполнялся благодаря поборам с покоренных племен.

Период правления Олега ознаменовался успешной внешней политикой. В 907 году состоялся удачный поход на Византию. Ключевую роль в победе над греками сыграла уловка киевского князя. Над неприступным Константинополем нависла угроза уничтожения, после того как корабли Киевской Руси были поставлены на колеса и продолжали свое движение по суше. Таким образом, испуганные правители Византии вынуждены были предложить Олегу огромную дань, а русским купцам предоставить щедрые льготы. По истечении 5 лет у Киевской Руси с греками был подписан мирный договор. После успешного похода на Византию об Олеге стали слагаться легенды. Киевскому князю стали приписывать сверхъестественные возможности и склонность к магии. Также грандиозная победа на внутренней арене позволила Олегу получить прозвище Вещий. Киевский князь умер в 912 году.

Князь Игорь

После смерти Олега в 912 году полноправным правителем Киевской Руси стал ее законный наследник - Игорь, сын Рюрика. Новый князь от природы отличался скромностью и уважением к старшим. Именно поэтому Игорь не спешил скинуть с трона Олега.

Правление князя Игоря запомнилось многочисленными военными походами. Уже после вхождения на престол ему предстояло подавить бунт древлян, которые хотели перестать подчиняться Киеву. Успешная победа над противником позволила взять с восставших дополнительную дань на нужды государства.

Противостояние с печенегами осуществлялись с попеременным успехом. В 941 году Игорь продолжил внешнюю политику предшественников, объявив войну Византии. Причиной войны послужило желание греков освободиться от принятых обязательств после смерти Олега. Первый военный поход завершился поражением, так как Византия тщательно подготовилась. В 943 между двумя государствами был подписан новый мирный договор, потому что греки решили избежать сражения.

Погиб Игорь в ноябре 945 года, когда собирал дань с древлян. Ошибка князя заключалась в том, что он отпустил свою дружину в Киев, а сам с небольшим войском решил дополнительно поживиться со своих подданных. Возмущенные древляне жестоко расправились с Игорем.

Период правления Владимира Великого

В 980 году новым правителем стал Владимир, сын Святослава. Перед занятием трона ему предстояло выйти победителем из братской междоусобицы. Однако Владимир сумел после побега «за море» собрать варяжскую дружину и отомстить за смерть брата Ярополку. Правление нового князя Киевской Руси оказалось выдающимся. Также Владимир был почитаем у своего народа.

Самой главной заслугой сына Святослава является знаменитое Крещение Руси, которое состоялось в 988 году. Кроме многочисленных успехов на внутренней арене, князь прославился своими военными походами. В 996 году для защиты земель от врагов были построены несколько городов-крепостей, одним из которых стал Белгород.

Крещение Руси (988 год)

Вплоть до 988 года на территории Древнерусского государства процветало язычество. Однако Владимир Великий принял решение в качестве государственной религии выбрать именно христианство, хотя к нему приходили представители от Римского папы, ислама и иудаизма.

Крещение Руси в 988 году все же состоялось. Христианство принял Владимир Великий, приближенные бояре и дружинники, а также простой люд. Для тех, кто противился отходить от язычества, грозили всяческие притеснения. Таким образом, с 988 года берет свое начало Русская Церковь.

Правление Ярослава Мудрого

Одним из самых прославленных князей Киевской Руси был Ярослав, который не случайно получил прозвище Мудрый. После смерти Владимира Великого смута объяла Древнерусское государство. Ослепленный жаждой власти Святополк сел на престол, убив 3 своих братьев. Впоследствии Ярослав собрал огромное войско из славян и варяг, после чего в 1016 году отправился на Киев. В 1019 году ему удалось победить Святополка и взойти на престол Киевской Руси.

Период правления Ярослава Мудрого оказался одним из самых успешных в истории Древнерусского государства. В 1036 году ему удалось окончательно объединить многочисленные земли Киевской Руси, после смерти брата Мстислава. Супругой Ярослава стала дочка шведского конунга. Вокруг Киева по приказу князя были воздвигнуты несколько городов и каменная стена. Основные городские врата столицы Древнерусского государства назывались Золотыми.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, когда ему было 76 лет. Период правления киевского князя длиной в 35 лет является золотым временем в истории Древнерусского государства.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого

В приоритете внешней политики Ярослава было повышение авторитета Киевской Руси на международной арене. Князю удалось добиться ряд важных военных побед над поляками и литовцами. В 1036 году полностью были разгромлены печенеги. На месте судьбоносной битвы появилась церковь святой Софии. В период правления Ярослава в последний раз состоялся военный конфликт с Византией. Итогом противостояния стало подписание мирного договора. Всеволод, сын Ярослава, женился на греческой принцессе Анне.

На внутренней арене существенно повышалась грамотность населения Киевской Руси. Во многих городах государства появлялись училища, в которых мальчики обучались церковному делу. Различные греческие книги переводились на старославянский язык. Во время правления Ярослава Мудрого был издан первый сборник законов. «Русская правда» стала главным достоянием многочисленных реформ киевского князя.

Начало распада Киевской Руси

Каковы причины распада Киевской Руси? Как и многих раннесредневековых держав, ее распад оказался полностью закономерным. Произошел объективный и прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах Киевской Руси появилась знать, в интересах которой было выгоднее сделать ставку на местного князя, чем поддерживать единого правителя в Киеве. По мнению многих историков, поначалу территориальная раздробленность не была причиной распада Киевской Руси.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, с целью прекращения усобиц был запущен процесс создания региональных династий. К середине XII века Древнерусское государство оказалось поделенным на 13 княжеств, которые отличались между собой занимаемой площадью, военной мощью и сплоченностью.

Упадок Киева

В XII века наступил значительный упадок Киева, который из метрополии превратился в обычное княжество. Во многом из-за Крестовых походов произошло преобразование международных торговых коммуникаций. Поэтому экономические факторы существенно подорвали могущество города. В 1169 году Киев в результате княжеских распрей впервые был взят штурмом и разграблен.

Окончательный удар по Киевской Руси нанесло Монгольское нашествие. Разрозненные княжество не представляли грозной силы для многочисленных кочевников. В 1240 Киеву было нанесено сокрушительное поражение.

Население Киевской Руси

О точном количестве жителей Древнерусского государства сведений не осталось. По мнению историка общая численность населения Киевской Руси в 9 - 12 веках составляла примерно 7,5 млн человек. Около 1 млн людей проживали в городах.

Львиную долю жителей Киевской Руси в 9-12 веках составляли свободные крестьяне. Со временем все больше людей становились смердами. Они хоть и обладали свободой, но обязаны были подчиняться князю. Свободное население Киевской Руси вследствие долгов, плена и прочих причин могло стать челядью, которые были бесправными рабами.

Древнерусское государство возникло в середине 9 века. Этнической основой Древней Руси были восточнославянские племенные союзы, перечисленные в «Повести временных лет» (поляне, северяне, древляне, кривичи и др.).

К середине 9 века восточнославянское общество достигло последнего этапа разложения первобытно-общинного строя – эпохи военной демократии (эпохи вождеств). Основной экономической ячейкой общества стала отдельная малая семья, владевшая пахотной землёй и основными орудиями труда. Старая патриархально-родовая община разрушилась. Ей принадлежали только лесные и водные угодья. Эта община всё больше превращалась из родовой в соседскую общину 9мир, вервь). Между малыми семьями увеличивалась имущественнаядеференциация. Материальное неравенство семей усугублялась во время частых войн. В результате ранее единые общества раскололись на бедных и богатых. Всё более усиливалась власть вождей племён (князей). Постепенно они окружили себя постоянным войском из дружинников и перестали зависеть от народных собраний. Формально народные собрания собирались ещё долго, но князь и дружина всё аще пренебрегают мнением народного собрания (вече) и фактически выступают в интересах не столько народа, сколько себя лично. Всё чаще князья пытаются передать власть по наследству. Бесконечные войны приводят к коренному расколу общества, которое ради спасения самого себя производит новый социальный институт – государство. Реальным выражением этого государства и были первоначальные князья и их дружины.

В тех случаях, когда социальные отношения в обществе находилось на этапе образования государства оказывалась очень высоко, предпочитали приглашать верховных правителей со стороны. Так случилось и в истории России. По сообщению «Повести временных лет» в середине 9 века кривичи и словены первыми пригласили на княжение одного из варяжных князей. В 862г. Этот князь был изгнан за море, но вскоре новгородцы перессорились между собой и снова послали к варягам послов просить кого-нибудь на княжение. В Новгород пришёл княжить варяжский князь Рюрик. Сам Рюрик стал княжить в новгородской земле, а его ближайшие родственники получили княжение в Изборске и Белоозере. Вскоре Рюрик отправил небольшую дружину во главе с Оскольдом и Диром на юг, чтобы захватить Киев, где в то время княжила местная киевская династия (Чек, Харив, сестра Лыбедь). Так в Киеве стала княжить варяжская династия. В 879г. Умер старый Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря. Регентом при Игоре стал родственник Олег. В 882г. Олег с Игорем и большой дружиной двинулся на юг. Он захватил Смоленск, Любеч и Киев, убив при этом Оскольда и Дира. Олег перенёс столицу русского государства из Новгорода в Киев, и сказал при этом: «Да будет Киев матерью городов русских». Новгород был вынужден подчиняться Киеву и платить дань.

Так при Олеге произошло объединение Северной и Южной Руси в рамках нового единого государства под названием Русь. Олег начал политику окняжения, т.е. в подчинение Киеву соседних полевых союзов. Олег силой и оружием подчинил северян и родимичей, при этом освободив их от уплаты дани хазарам. Первой формой эксплуатации ещё свободного Древнерусского населения было полюдье. Оно заключалось в том, что каждую осень в ноябре князь с дружиной выступал на север и обходил все подвластные Киеву территории. К весне дружина с князем возвращались в Киев. Первоначально никакого порядка в сборе дани не было, что приводило к конфликтам.

В 945г. Князь Игорь собрал дань с древлян, но по дороге в Киев дружина возмутилась, что мало награбили. Древляне убили Игоря. Жена Игоря княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, провела реформу полюдья. Оно было заменено повозом. Установились твёрдые размеры дани (уроки) и места, куда дань надо было принести (погосты). Это была первая экономическая реформа. Ольга приняла христианство. Сын Игоря и Ольги князь Святослав вошёл в историю Руси, как князь-полководец (победил вятичей, разгромил хазар),пока в 971г. не погиб от рук печенегов.

Новый киевский князь Владимир 1, был незаконный сын Святослава. Главной заслугой Владимира 1 был разгром печенегов и укрепил государственный границы к югу от Киева. Придя к власти, в результате междоусобной войны (убийство Ярополка), Владимир понимал необходимость укрепления княжеской власти. Он начал с устранения соперников, в частности убил полоцкого князя Роголда, а затем перешёл к реформированию языческих культов. Для поклонения было избрано 6 общерусских культов, а все остальные культы запрещались. Эта реформа произошла в 980 году. Однако, централизация языческих культов успеха не имела. Люди поклонялись общерусским Богам. Убедившись в том, что эта реформа бесполезна, он решил встать на путь княгини Ольги. После продолжительного процесса выбора религии в 988 году Русь принимает христианство в его православном варианте из Византии. Сам Владимир крестился в Херсонесе.

Плюсы принятия христианства:

1) Русь вошла в семью европейских государств.

2) Русь приобщилась к византийской культуре.

3) Укрепилась единоличная власть великого киевского князя. Христианство требовало подчинения князю.

4) Укрепление Древнерусского государства. Христианство запрещало смертную казнь.

Христианство – религия классового общества. Способствовала новым формам угнетения народа, объединению древнерусских племён в единый древнерусский народ. Феодальные отношения зародились в Древнерусском обществе на первобытной основе. Главным признаком феодализма является владение землёй, людьми, которые несли военную или иную службу государству. Собственник или владелец земли одновременно обладал и реальной властью. Феодалы получали землю в собственность путём насильственного захвата крестьянских земель, а затем из рук тех самых крупных феодалов, которые уже успели составить крупные земельные владения. На протяжении 15-16вв. в Древней Руси сложились две основные формы крупного феодального землевладения: вотчина и поместье. Первой появилась вотчина. Она представляла собой неотчуждаемую частную земельную собственность, передаваемую от отца к сыну. Они принадлежали князю, его семье, боярам, монастырям. Поместье – условное земельное держание, при котором земля давалась временно, условно, за службу государству или иному феодалу. Когда служба заканчивалась, её отбирали и передавали реальному владельцу. Феодальный способ пр-ва базируется на получении особого дохода феодала, именуемого земельной рентой без любых вложений и затрат. Исторически на Руси сложились 3 формы ренты:

1) Натуральная (продуктовая, оброк)

2) Отработочная (барщина)

3) Денежная.

Ренту уплачивали крестьяне в качестве арендной платы за землю, которую они арендовали у феодалов. Феодалы были заинтересованы в том, чтобы земля постоянно находилась в обработке. Однако, вплоть до середины 17в. Русское крестьянство оставалось свободным. Поэтому вся история русского средневековья представляет собой процесс постепенного закрепощения русских крестьян. Для того, чтобы привязать крестьян к определённой земле правительство использовало как экономическое, так и неэкономическое принуждение, опираясь на государство и законы.

Ещё одной особенностью русского феодализма было то, что по сравнению с Западноевропейским феодализмом наш феодализм возник позже и развивался медленнее чем на Западе. На Руси долгое время сохранялось в качестве пережитка рабство (холопство) и патриархально-родовой уклад.

Длительное время феодалом для русского крестьянства выступало государство. Основным источником для изучения русского феодализма служат законодательные памятники. Для древнерусского периода таким памятником является «Русская правда», древнейшая редакция которой связана с именем Ярослава Мудрого (1019г.). Эта «Правда» была дана Ярославом Мудрым новгородцам. А с переходом Ярослава на Киевский стол была распространена на всю Русь. После смерти Ярослава Мудрого в 1054г. 3 его сына в 1072г. Дополнили «Правду» Ярослава новыми статьями, которое получили название «Правда Ярославичей!. В 1113г. Владимир Мономах ещё раз дополнил «Русскую правду»новыми статьями, которые именуются «Уставом Владимира Мономаха». В «Уставе» содержались нормы, регулирующие процентную ставку за кредит.

Древнерусское государство сложилось в форме ранней феодальной монархии. Основные классы: феодалы, зависимые крестьяне. Во главе – Великий киевский князь, происходивший из дома Рюриковичей. Однако всю русскую землю считал вотчиной дома Рюриковичей. Князь опирался на Боярскую Думу, в которую входили его родственники и представители старшей дружины. Почти всегда старшую дружину составляли одни бояре. Кроме старшей, существовала и младшая дружина, в которую входили отроки. Из этих лиц назначались мелкие государственные чиновники. Всё свободное население Руси именовалось термином «люди». Зажиточная часть населения в «Русской правде» именовались термином «мужи». Древнерусское общество было достаточно сильно, что выразилось в неодинаковом штрафе за убийство свободного человека. Жизнь богатого человека ценилась в 2 раза больше жизни обычного человека. Штраф за убийство – вира.

«Русская правда» упоминает следующие категории свободного населения: крестьяне-смерды (часть из них уже была экономически зависима от феодалов), рядовичи – люди, взявшие выполнить работу по договору (ряду), закупы – люди, взявшие деньги или другие материальные ценности в долг. Закон охраняет всех. Холопы – абсолютно бесправные люди. Русское крестьянство в это время было организовано в общины. На середину 10-первую половину 11 века приходится расцвет Киевской Руси. В это время княжил Владимир 1.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

НА ТЕМУ «КИЕВСКАЯ РУСЬ В IX – НАЧАЛЕ XII ВВ.

ВВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ И ЕГО

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

ПЛАН

Введение.......................................................................................................

Киевская Русь в конце IX - начале XII века.....................................

Расцвет Киевской Руси (конец Х – первая половина XI в. .............

Владимир I ...........................................................................................

Ярослав Мудрый.................................................................................

Принятие Крещения.............................................................................

Историческое значение христианства.............................................

Вывод............................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная необходимая, зерцало их бытия и деятельности; скрижать откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего ».

Принятие христианства (православия) на Руси всегда рассматривалось как событие, которое принесло ей новую историческую судьбу, позволив покончить с языческим варварством и на равных войти в семью христианских народов Европы. Однако при этом подчеркивалось, что «крещение Руси» было длительным и сложным процессом, сопровождавшимся сохранением мощного пласта языческих верований.

По мере усиления военно-политической интеграции и между княжествами на Руси и укрепления власти киевского князя росло единство Древнерусского государства. В условиях многобожия многообразия языческих культов встал вопрос о том, какой из богов в языческой Руси должен стать главным.

В соседних с Русью странах уже утвердились монотеистические религии: ислам – в Волжской Булгарии, иудаизм – в Хазарии, христианство – в Византии. Приняли христианство такие славянские страны, как Польша и Чехия. Перед Древнерусский государством встала проблема выбора новой веры.

1 КИЕВСКАЯ РУСЬ В КОНЦЕ IX - НАЧАЛЕ XII ВЕКА

С конца IX до примерно второй трети XII века Киевская Русь представляла собой государство, состоявшее из волостей, управлявшихся представителями династии Рюриковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Теперь титулы «каган» и «великий князь» перестали употребляться, поскольку исчезла в них необходимость. Вся восточно-славянская территория находилась под непосредственной властью одного княжеского рода. Верховным правителем являлся тот, кто был старейшим в роде и княжил в Киеве. Князья – правители волостей являлись его вассалами. Волости сложились на основе территорий прежних союзов племенных княжеств, но их границы менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей территории.

Со складыванием к концу Х века структуры единого государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья из числа дружинников назначают посадников – наместников в городах; воевод – предводителей различных по численности и назначению военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества; сборщиков поземельных податей – данников; судебных чиновников – мечников и т.д.

2 РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ Х – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI В.)

2.1 Владимир I

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980 – 1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Княжение Владимира Святославича (980 – 1015) было периодом политической стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы.

В годы правления Владимира I продолжилось подчинение Киеву славянских племен. Так, в 984 году Владимир покорил радимичей, а еще до этого, в 981 – 982 годах дважды ходил в поход на непокорных вятичей и обложил их данью.

Киевский князь предпринимал частые нападения на земли сопредельных народов. В 981 году он отнял у поляков Перемышль и другие Червенские города, в 983 успешно воевал против ятвягов (древнелитовское племя), в 985 году ходил на болгар. Однако главной заботой по-прежнему оставалась борьба с кочевниками. Непрерывные нападения печенегов требовали укрепления юго-восточной границы. Владимир создал солидную оборонительную линию южнее Киева, построив ряд крепостей на Стугне, Суле, Десне и других реках. Из них особенно выделялись Переяславль и Белгород. Гарнизоны новых пограничных крепостей были набраны среди дружинников далеких северных земель (кривичей, вятичей и словен), чтобы привлечь к обороне государства все силы новой державы. Опираясь на эти линии Владимир оградил Русь от новых набегов. Кроме того, внезапности нападения он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошую службу дальней разведки, оповещения, связи. Могучие витязи, богатыри стали героями русских былин, народный эпос в былинах воспел и самого князя «Владимира Красное Солнышко».

Владимир стремился не только к политическому объединению восточно-славянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь – бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком Киевском холме. Возглавлял пантеон Перун – бог-громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось. Неканонические идолы уничтожались. Язычество, казалось, переживало подъем; идолам приносились человеческие жертвы, князь и значительное число горожан с явным одобрением воспринимали эти кровавые ритуалы, которые, судя по всему, в предшествующие десятилетия были почти забыты (по крайней мере, в Киеве). Однако языческая реформа не удовлетворила князя Владимира. Искусственное возрождение религии предков оказалось делом бесперспективным. Это очень скоро почувствовал и сам Владимир. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от былой приверженности язычеству. Что заставило Владимира принять христианство? Только ли понимание государственной пользы христианства?

Психологически достоверное описание причин, подвигших Владимира к крещению, оставил известный русский богослов первой половины XIX века архиепископ Филарет (Гумилевский):

«Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, сластолюбие грубое не могли не тяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры на берегах Днепра и Волхова, украшал их серебром и золотом», приносил «жертвы перед ними. Мало того – пролил даже кровь двух христиан на жертвеннике идольском. Но все это, как чувствовал он, не доставляло покоя души – душа искала света и мира» .

2.2 Ярослав Мудрый

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015 – 1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья – любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников – варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019 – 1054).

В 1024 году против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 году Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава – это время расцвета Киевской Руси, ставшей одной из сильнейших государств Европы.

Ярослав вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное». В исследовательской литературе последних лет дается менее «светлый» образ, но более приближенный к реальности той эпохи»: отмечаются скупость, чрезмерная осторожность, проваряжские симпатии Ярослава. Он не только «мудрый», но и довольно грозный и ловкий политик. Впрочем, в оценке сложной фигуры князя нет единодушия среди исследователей. Ярослав родился в 978 году. Матерью Ярослава была полоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Прожил 76 лет.

В 1036 году Ярослав нанес жестокие поражения осадившим Киев печенегам. После этого разгрома они больше не рисковали нападать на русские пределы. Однако борьба со степью продолжалась, так как печенегов вскоре сменили новые кочевники – половцы.

В княжение Ярослава Киевская Русь продолжала натиск на запад и северо-запад.

В 1030 году Ярослав построил город Юрьев, утвердившись на западном берегу Чудского озера.

В 40-х годах Ярослав поддерживал короля Польши Казимира против мятежных польских князей. Этот союз был закреплен женитьбами Казимира на Доброгневе – сестре киевского князя, а Ярославова сына Изяслава – на сестре короля. Другие дети Ярослава также вступили в династические браки.

При Ярославе переписывались многие книги, многие переводились с греческого языка на русский.

Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, а может быть, как предполагают некоторые ученые, производилось обучение и более серьезное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники.

Обилие «книжных людей» позволило Ярославу создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределы Руси. Ярослав составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительских и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви святой Софии.

Увлечение книжным делом не было для великого князя самоцелью; оно выступало составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки.

Среди важнейших государственных мероприятий Ярослава следует отметить назначение митрополита без ведома константинопольского патриарха. В православной церкви существовало четыре патриархии. Главную роль играла константинопольская патриархия. Она делилась на митрополии. Их было 60. Среди прочих была киевская, основанная между 995 – 997 гг. Митрополитов по древней традиции назначал патриарх. Обычно митрополитами в Киеве были иностранцы, которым интересы Византии были дороже интересов Руси. Это, вероятно, и побудило Ярослава в 1051 году выставить кандидата в митрополиты из числа русских священников. Выбор пал на священника загородной княжеской церкви Иллариона, это был широко образованный, талантливый публицист. Самым известным его произведением является «Слово о законе и благодати». Самостоятельное назначение митрополита говорило о растущей независимости русской церкви, хотя до полного ее выхода из-под власти Константинополя было еще далеко.

Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание «Мудрый».

Ярослав Мудрый проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой «Русской Правды» - памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни.

«Русская Правда». Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда»

приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежит только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

3 ПРИНЯТИЕ КРЕЩЕНИЯ

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т.е. вера в единого бога. В Византии господствовало христианство, а в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. «Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 году в Киеве появились представители всех трех перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное ему посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвели на него самое благоприятное впечатление. Однако, неудовольствуясь этим, Владимир отправил своих собственных послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, заявили, что мусульманский закон «не добр», что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру назвали самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять на земле находишься или на небе. Так по легенде свершился выбор веры.

Также надо отметить, что православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному архетипу славян, которым присуще ценностно-рациональное мышление, в отличие, например, от европейцев, у которых мышление целерациональное. Соответствие православия ценностно-рациональному мышлению объясняется тем, что в отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимает смысл жизни как достижение внутреннего духовного единства и коллективное стремление к лучшему будущему, социальной справедливости.

Предпочтение, которое было отдано на Руси православию, объясняется также и тем, что Римская католическая церковь признавала богослужебным языком только латынь, а Константинопольская православная церковь допускала возможность использования родного языка. Кроме того, римский папа, претендуя на ведущую роль в политике, требовал подчинения светской власти духовной, и поэтому возвышал католическую церковь как над государствами и империями, так и над их королями и императорами. Восточная же церковь строила свою деятельность на основе «симфонии религиозной и светской власти»: константинопольский патриарх, отстаивая приоритет духовной власти в вопросах веры, поддерживал своим авторитетом светскую власть. Выбор веры был предрешен и территориальной близостью Византии, экономическими и политическими связями с ней, культурным влиянием, а также примером Болгарии.

Летописные источники сообщают некоторые подробности, предшествовавшие «крещению Руси». В 987 году Владимир откликнулся на просьбу византийского императора Василия II о помощи в подавлении мятежа Варды Фоки, который пытался захватить императорский трон. За эту помощь император обещал отдать в жены киевскому князю свою сестру Анну, но при условии обращения его в православную веру. Однако после подавления мятежа император не спешил выполнять свое обещание. Владимир захватил принадлежавший Византии Корсунь, крестился там и добился от императора выполнения своего обещания. Затем князь окрестил свою дружину, а по возвращению из похода в 988 году – киевлян.

Принятие христианства из Византии, скрепленное браком с представительницей императорского дома, подняло международный престиж Древнерусского государства. Коренным образом изменился международный статус Древней Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные династические браки княжеского рода на Руси практически со всеми королевскими домами Западной, Центральной и Северной Европы.

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира).

Большинство жителей Киевской Руси было крещение на протяжении княжения Владимира, но немало оставалось и язычников. Часть новообращенных возвращались к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-Востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI века, а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия.

4 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем – от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения:

1. Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престо их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного подчинения, а от князя – осознания своей высокой ответственности.

2. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил ее материальным содержанием за счет «десятины» - особого налога. Появилась вторая структура власти, поддерживающая первую государственную.

3. Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племен в единый русский народ. Став христианином, православным, древлялин, тиверец и т.д. ощутил себя русским.

4. Изменилось международное положение Киевской Руси. Вчерашняя варварская держава вошла теперь на равных в семью европейских христианских народов.

5. Христианство вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли.

6. Христианство приобщило Русь к великой культуре Византии, а через нее и к античной культуре.

7. Сразу после крещения Русь получила письменность, что способствовало распространению грамотности. В XI веке стали появляться первые рукописные книги. Монастыри – центры культуры.

8. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству.

9. Получили развития ремесла, огородничество.

ВЫВОД

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Кроме всего прочего, христианство стало могучим фактором объединения для Руси. Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI – XII веков.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебное пособие «История Отечества». Л.П. Балакина, Челябинск, 1996 г.

2. Учебник «История России». А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.Д. Сивохина, Москва, 2005 г.

3. Учебное пособие «История Отечества», «Феникс» Ростов-на-Дону, 2004 г.


Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 3.

«История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.25.

«История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.24.

«История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.26.

«История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.28.

«История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 28.

Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 18-19.

Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 19-20.

История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 28-29.

Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр.20.

История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 29.