Социальные инновации. Эксперт: "Социальные инновации помогут улучшить жизнь общества"

Социальные инновации - новый термин, который тесно связан с такими понятиями, как государственно-частное партнерство, корпоративная социальная ответственность, социальное предпринимательство и благотворительность. Как эти явления развиваются в России сегодня? В каких случаях граждане принимаются активно участвовать в решении проблем общества? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответила Ольга Качелкина, руководитель оргкомитета Международной конференции "Социальные инновации", которая завершилась в Москве в октябре.

- Ольга Алексеевна, что такое социальные инновации?

— Это новые проекты, идеи и инициативы, направленные на улучшение жизни общества - как на уровне отдельных людей, так и на уровне государства. За рубежом под социальными инновациями понимаются нововведения в социальной сфере, которым не более трех лет, но мы смотрим на этот термин несколько шире.

- Не могли бы вы пояснить его значение на примере конкретного проекта?

— Пожалуйста. Например, автор проекта "Ecopad" Алексей Травин работал в типографии и видел, сколько там после окончания рабочего дня остается ненужной бумаги, которую просто выбрасывают. Он стал собирать эту бумагу и делать из нее недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам. Таким образом решается социальная проблема и экономятся ресурсы. Вот пример социального предпринимательства, которое является частью социальных инноваций. И подобных проектов очень много.

О социальном предпринимательстве в России уже знают. Шесть лет успешно работает Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", учрежденный бизнесменом Вагитом Алекперовым именно с целью развития в нашей стране социального предпринимательства. А вот тему социальных инноваций в этом году обсуждали впервые, поэтому нам было важно собрать не только ведущих российских экспертов в области корпоративной социальной ответственности, государственно-частного партнерства в социальной сфере, социального предпринимательства и благотворительности, но и руководителей профильных международных организаций. Эти направления давно существуют в России, но они нуждаются в усовершенствовании, в новых подходах. Например, благотворительности, по мнению экспертов, не хватает прозрачности, которая необходима, чтобы к этому сектору было больше доверия.

Доверие важно и в государственно-частном партнерстве. Это сложный процесс, который строится, в том числе, на взаимном доверии и договоренностях всех сторон - государства, бизнеса и общества. В отдельных регионах, например ХМАО, проекты ГЧП успешно реализуются, но если говорить о России в целом - таких проектов недостаточно. И причиной является, прежде всего, кризис доверия.

Также нужны инновации в сфере корпоративной социальной ответственности. Сегодня, по мнению экспертов, главная инновация заключается в том, чтобы перейти от разрозненных мероприятий и акций к планомерным долгосрочным стратегиям, которые неразрывно связаны со стратегиями самих компаний. Именно поэтому мы собрали на конференции российских и международных экспертов - чтобы обсудить, в каком направлении двигаться дальше.

Вы упомянули, что одно из направлений социальных инноваций связано с трудоустройством социально незащищенных групп населения, и привели в пример многодетных матерей. Есть ли проекты, связанные с трудоустройством инвалидов и других групп людей, испытывающих сложности с поиском работы?

— Безусловно. Трудоустройство незащищенных групп граждан - одна из приоритетных задач, которую решают социальные проекты. Например, Евгений Рапопорт, руководитель проекта "Авоська дарит надежду", дал работу слепым людям, под его началом трудятся 60 человек, они делают авоськи. Сейчас, к сожалению, не все и помнят, что такое авоська. Казалось бы, она осталась в Советском Союзе, ведь мы совсем про нее забыли. Между тем, это весьма удобный в быту, легкий, компактный и не загрязняющий окружающую среду предмет (в отличие от пластиковых пакетов, которых хватает на один раз и которые выбрасываются в бесчисленном количестве). Плюс к тому продукция проекта "Авоська дарит надежду" получается по-настоящему яркой, индивидуальной. Неудивительно, что проект Евгения Рапопорта интересен как собственно авоськами, так и тем, что он помогает найти работу людям с ограниченными возможностями.

- А что побуждает предпринимателей заниматься подобными проектами?

— Я думаю, что желание помогать и нести ответственность не только за себя, готовность решать проблемы окружающих. В России много тех, кто думает не только о собственной прибыли и безбедной жизни. Предприниматели понимают, что у нашей страны много проблем, что вокруг много людей с, мягко говоря, скромными финансовыми возможностями, тех, кому трудно получить работу. Через свой бизнес социальные предприниматели и стараются им помогать.

Вы сказали, что сегодня не достаточно разработана нормативно-правовая база, регулирующая государственно-частное партнерство. Какие еще острые проблемы препятствуют развитию этой сферы?

— На конференции мы провели 9 воркшопов, каждый был посвящен конкретной теме, например "Молодежь и люди серебряной экономики - как объединить их возможности для создания социальных проектов", "Чего не хватает социальному предпринимательству в России сегодня", "Развитие территорий". Модераторы воркшопов поставили перед участниками четко определенные задачи, и в итоге мы получили цельный анализ проблем и предлагаемых решений. Главная трудность, с которой сталкиваются руководители социальных проектов - это недостаток информации, площадок, где они смогли бы поговорить, найти новых участников, помощников, а возможно, и инвесторов.

Важным итогом конференции стало появление нескольких новых партнерств. Сегодня таким проектам не хватает нескольких очень важных вещей, и прежде всего, поддержки со стороны общества и государства. В свою очередь, обществу не хватает информированности, внимания СМИ к социальным проектам. Мы же мы планируем повышать интерес к данной теме по всем направлениям. В частности, Ростислав Вылегжанин из "Московских новостей" провел специальный воркшоп, на котором учил социальных предпринимателей интересно представлять свои проекты СМИ, чтобы о них захотели рассказывать журналисты.

Вообще, когда мы начинали готовить конференцию, многие говорили: "Что вообще такое социальные инновации? Эти два слова не могут стоять вместе!" Но, например, в Европе и в Америке практически при каждом вузе есть лаборатория социальных инноваций. Там это устоявшийся термин, а в России еще нужно объяснять, что это такое. Бывает, что человек занимается социальным проектом, но он себя не идентифицирует как социального предпринимателя или инноватора, то есть нужна информационная поддержка еще и этого направления.

- Вы уже подвели первые итоги конференции?

— Да, мы проанализировали работу всех воркшопов, выяснили основные потребности руководителей социальных проектов и проблемы, с которыми они чаще всего сталкиваются. Надо отметить, что тех, кто уже занимается социальным бизнесом или готов им заниматься, в нашей стране достаточно. Безусловно, еще предстоит выработать единую стратегию развития социальных инноваций в России, и этим займется Институт развития социальных инноваций, который предложил создать Вагит Алекперов. По мнению всех экспертов и участников конференции, у социальных проектов в России есть все шансы занять лидирующие позиции в области решения социальных проблем.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Яков Рогалин: Социальные инновации...

Субтитры

Исторический аспект термина

Термин «социальная инновация» в его современном значении связывают с именем Мухаммада Юнуса (Muhammad Yunus), автора концепции микрокредитов, лауреата нобелевской премии мира за спасение от нищеты миллионов людей.

Инновация является одним из распространенных социальных процессов , связанных с переходом в иное состояние и сопровождающихся абсолютным пересмотром устаревших положений и норм, образованием новых групповых общностей.

Социальные инновации упоминались в трудах известных деятелей, таких как Майкл Янг (основатель Открытого университета и десятка других организаций) и Питер Друкер в 1960-е годы. В 1970-е годы термин социальные инновации начали использовать французские авторы, в частности, Жак Фурнье , Жак Аталли и Пьер Розанваллон . Однако социальные инновации и их проявления появились задолго до этого. К примеру, Бенджамин Франклин , предложил ряд модификаций, относящихся к социальной организации общин, и с их помощью они могли бы решать свои обыденные задачи. Многие радикальные реформаторы 19 века, например, Роберт Оуэн , которого считают основателем кооперативного движения, способствовали социальным преобразованиям, а величайшие социологи, Макс Вебер , Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.

Исследования социальных инноваций стали довольно популярны в 20 веке. Йозеф Шумпетер , например, изучал инновационные процессы в свете созданной им теории «креативного разрушения» и предложил рассматривать деятельность предпринимателей, как использование существующих вещей для создания новых продуктов и услуг иными современными способами. В трудах, посвященных технологическим изменениям, начиная с 1980-х годов все больше внимания стало уделяется социальным факторам и их влиянию на распространение технологий.

Классификация социальных инноваций

1) По степени охвата социальных факторов:

Комплексные;

Локальные.

2) По сферам общественной жизни:

Политические;

Экономические;

Инновации в культурно-духовной сфере;

Инновации в социальной сфере.

3) По периоду реализации:

Стратегические;

Тактические.

4) По составляющим социальной сферы организации:

Персонал;

Условия труда;

Организационная культура;

Социальная инфраструктура.

5) В зависимости от среды реализации:

Внутренние;

Внешние.

6) По форме реализации:

Вещественные;

Организационные;

Культурные.

7) По масштабу использования:

Единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте;

Диффузные, распространяемые на многие объекты.

8) в зависимости от конечной цели:

Инновации, направленные на обновление принципа осуществления деятельности;

Инновации направленные на создание нового продукта деятельности.

Роль социальных инноваций в развитии общества

Социальные инновации имеют огромное значение для экономического развития и улучшения качества жизни людей в больших городах

  • Согласно результатам исследования, проведенного Frost & Sullivan в сотрудничестве с компанией Hitachi Europe Ltd., к 2020 г. 56% населения Земли будет проживать в городской среде, а к 2025 г. более 35 городов станут гигантскими мегаполисами .
  • К 2025 г. в мире появится 26 «умных» городов, а к 2020 г. объем рынка технологий интеллектуальных городов достигнет феноменального объема 1,57 трлн. долл. США .

Под «социальными инновациями» подразумевается развертывание технологий и новых бизнес-моделей для улучшения качества жизни людей и социальной инфраструктуры в соответствии с глобальными мега-тенденциями. Целью является достижение устойчивого развития общества, в котором удовлетворение экологических и экономических потребностей осуществляется сбалансированным образом. В отчете содержатся сведения о том, как возможно капитализировать рынок социальных инноваций, и приведены рекомендации по оценке влияния инноваций на уровень удобства, благосостояния, возможности выбора для граждан, а также уменьшение стресса и повышение уровня безопасности в обществе. Подробный отчет можно изучить тут.

К 2020 г. 56% населения планеты будет жить в городах. К 2025 г. более 35 городов по всему миру станут гигантскими мегаполисами. Это рождает потребность в новых инновационных решениях, и именно здесь на первый план выходят социальные инновации. В этой области активно ведутся разработки, однако еще мало сделано для того, чтобы определить это понятие и оценить его потенциальное влияние на мировую экономику и качество жизни людей.

«Бизнес способен помочь в достижении устойчивого развития, а также сбалансированных экологических, социальных и экономических потребностей, - говорит Дитер Реннерт (Dieter Rennert), исполнительный директор Hitachi Europe Ltd . - Однако необходимо, чтобы бизнес-стратегия социальных инноваций базировалась на измеряемых показателях влияния на общество».

Согласно результатом исследования, существует пять мега-тенденций и, соответственно, пять областей, в которых социальные инновации могут помочь решить задачи, стоящие перед человечеством.

  • Урбанизация . К 2025 г. в результате массовой миграции более 35 городов по всему миру превратятся в гигантские мегаполисы и, соответственно, крупные экономические центры. Мегаполисы вместе с пригородами сформируют мега-регионы, мега-коридоры или мега-трущобы. Города будущего будут иметь несколько деловых центров, а девелоперы будут возводить здания с учетом неизбежных будущих изменений. Перераспределение богатства приведет к значительному экономическому неравенству в пределах города.
  • Интеллектуальность, как новая экологичность. «Зеленые» продукты и услуги будут все активнее улучшаться или даже заменяться «умными» продуктами и услугами. «Интернет вещей» объединит более 80 миллиардов устройств по всему миру. Интеллектуальные цифровые технологии станут ключевым фактором эффективности и устойчивого развития. Умные, экологически устойчивые города будут возводиться «с нуля» с применением новейших эко-инноваций, позволяющих сократить энергопотребление и улучшить все аспекты человеческой жизни. К 2025 г. в мире появится 26 таких «умных» городов; объем соответствующего рынка составит 1,57 трлн. долл. США к 2020 г.
  • Энергетика . Урбанизация и стремление к энергетической безопасности определяют развитие энергетики, однако будущее данной индустрии не будет всецело зависеть от выбора энергоносителей. Растущие расходы на электроэнергию и внимание к вопросам защиты окружающей среды стали катализатором инноваций в сфере управления энергоэффективностью, таких как «умные» электросети, обеспечивающие контроль, наглядное отображение инфраструктуры и, как следствие, более экологичное, надежное и интеллектуальное энергопотребление.
  • Мобильные технологии. Урбанизация и современные средства связи оказывают значительное влияние на городскую мобильность и логистику . Перед компаниями, которые позиционируют себя как партнеры и поставщики услуг для городов, открываются заманчивые деловые и инвестиционные перспективы. По прогнозам, к 2020 г. почти 1 млн. парковок будут оборудованы системами управления парковочным пространством, предоставляющими водителям нужную им информацию в режиме реального времени. Около 26,2 млн. человек будут пользоваться услугами каршеринга , а число таких автомобилей достигнет 450 000. В период 2010–2020 гг. во всем мире более 500 млрд. долл. США будет потрачено на высокоскоростные железнодорожные линии. Их общая протяженность составит более 70 000 км. Сети железных дорог свяжут не только города и страны, но даже континенты. В 2035 г. поездка на поезде из Лондона в Пекин станет реальностью.
  • Здравоохранение . Смещение акцента с лечения на профилактику заболеваний посредством своевременной диагностики приведет к сокращению расходов на лечение с 70% в 2007 г. до 56% к 2020 г. Интеллектуальные лекарства, виртуальные больницы и электронные документы изменят облик здравоохранения. Ключевым элементом такой программы будут инновации, направленные на удовлетворение потребностей конкретного пациента. В развитых странах - несмотря на требования пациентов - изменения в сфере законодательства и предоставления медицинских услуг происходят медленно, в то время как в развивающихся странах создаются новые бизнес-модели, ориентированные на удовлетворение конкретных потребностей пациентов с помощью экономичных инновационных разработок.

«Компании из разных отраслей сегодня осознают, что инновации - это не только стратегический инструмент для получения прибыли, но возможность помочь в решении глобальных задач, стоящих перед человечеством, - уверен Джон Распин (John Raspin), Frost & Sullivan. - Социальные инновации оказывают огромное влияние на качество жизни человека, не говоря уже об их преимуществах для экологии. С их помощью люди смогут решить насущные проблемы - именно эта реальная польза реальному человеку делает социальные инновации такой важной и востребованной областью».

Один из сотрудников российской типографии стал замечать, что большое количество ненужной бумаги после окончания рабочего дня просто выбрасывают. Он начал собирать эту бумагу и делать из неё недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам.

В Швеции около 1000 неработающих мужчин в возрасте от 50 до 65 лет стали ходить в школу – но не как учителя. Они стали участниками проекта «школьные дедушки» и участвуют в жизни школы, помогают детям и учителям. Инициатива «школьные дедушки» была начата в маленьком шведском городке в 1996 году, а сегодня это национальная организация с 10 офисами, расположенными в разных уголках страны. Эта инициатива принесла пользу, не только самим школьным дедушкам, которые стали активно участвовать в жизни общества и почувствовали себя полезными, но и учителям которым стало легче работать. Некоторые «школьные дедушки» вообще оформились на постоянную работу. Учителям часто не хватает опыта по предотвращению конфликтов, а с помощью «дедушек» улучшается обстановка в школе и дети на уроках ведут себя лучше.

Один из ключей успеха этой инициативы, как признались основатели проекта, в том, что с самого начала данный проект поддержали директора школ, учителя и центры занятости.

«Большая газета» один из успешных проектов в Великобритании, где одна организация производит профессиональный журнал и продает его бездомным за половину стоимости, а они продают его прохожим на улице за полную стоимость. Этот проект помогает бездомным развивать важные навыки, адаптироваться в обществе и в дальнейшем найти работу.

«Большая газета» стала масштабным проектом. Продавцов газеты можно увидеть ежедневно во всех городах Великобритании. Это является хорошим примером того, как идея может стать основой большого национального социального предприятия.

Сегодня, когда диалектика общественного развития обусловила создание и утверждение новых социальных установок и новой социальной политики, а также формирование нового социального мышления, социальная инновация приобретает все более четкие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности.

Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.

Слово "инновация" (лат. innovatio) обозначает введение в практику нового. Понятие "социальная инновация" можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной технологии, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то в материально-технических преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется так быстро и не носит такого конкретного характера, как это часто бывает в случае с материально-техническими новшествами. Специфика социальных инноваций состоит также в их более четкой обусловленности внешней средой, в более широкой сфере применения, в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием явлений социальной жизни. При классификации социальных инноваций используются различные подходы. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений, можно выделить:

инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем;

региональные и локальные, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.

По сферам общественной жизни выделяют инновации:

> социальные;

> политические;

> экономические;

> в культурно-духовной сфере;

> в социальных структурах и институтах.

По масштабу использования различают:

> единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте;

> диффузные, распространяемые на многие объекты.

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т.д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так были созданы и получили распространение "телефоны доверия", с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации рассматриваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие из традиционных форм и методов обеспечения социальных гарантий оказались несостоятельными.

Процесс развития общества идет через обновление и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.

Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования.

Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства (технологии) и совершенствования социального обслуживания (см. ).

Структура инновационного процесса состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.

Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.

К социально-экономической группе факторов торможения относятся, прежде всего, такие, как острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана, когда речь идет о недостаточной информированности о сути и цели инновации или об отношении к новшествам как к кратковременной кампании. К числу причин, сдерживающих инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Учеными разрабатываются специальные программы, имеющие целью социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются:

> критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу;

> обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения;

> изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку;

> утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действий факторов торможения за счет стимулирования творчества работников (см. ). Это:

> создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;

> стимулирование инновационной деятельности молодых работников;

> регулярное проведение конкурсов инноваций;

> материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).

Социальной базой, субъектом социальных нововведений выступают инноваторы.А.И. Пригожин предлагает квалифицировать их по ряду оснований. По типу инновационной деятельности различают создателей (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторов (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества). По отношению к основной специальности выделяются профессионалы и самодеятельные инноваторы. По количеству участвующих различают коллективных и индивидуальных инноваторов. По предмету инновационной деятельности выделяются инноваторы - разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений. В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине - современные методы лечения от алкоголизма, на производстве - новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике - новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно предполагает системный подход к своей организации, не только предлагает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.

В связи с тем, что многие организации и предприятия социальной направленности вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые подходы к решению социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний - социальная инноватика, исследующая вопросы теории и практики социальных нововведений (см. ).

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в различных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально идущие в соответствии с этими программами социальные процессы (см. ).

Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, сложившимся традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, построенного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.

По материалам Wikipedia

К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

Данное понятие имеет множество пересекающихся значений. Социальные инновации могут быть связаны с инновационными социальными процессами, такими, как методы и технологии источников открытого доступа. С другой стороны, они ассоциируются с такими социально-ориентированными новшествами, как микрокредиты и дистанционное обучение. Концепция «социальные инновации» применима к социальному предпринимательству (предпринимательство не обязательно должно быть инновационным, но оно может быть проводником инноваций), имеет отношение к процессам модернизации государственной политики и управления. Социальные инновации могут иметь место в государственном секторе, в коммерческом, некоммерческом и общественном секторах, а также в сферах взаимодействия между ними. Большое количество исследований посвящено созданию условий для межсекторального сотрудничества, нацеленного на социальные преобразования. Социальные инновации приобретают все большую значимость в научно-образовательной среде.

Выдающимися примерами социального предпринимательства являются деятельность Мухаммеда Юнуса, основателя банка «Грамин», открывшего новый способ оказания поддержки развитию инноваций посредством предоставления микрокредитов населению целого ряда развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, и Стивена Голдсмита, бывшего мэра Индианополиса, которому удалось привлечь частный сектор к участию в работе городских служб.

Социальные инновации обсуждались в трудах таких деятелей, как Питер Друкер и Майкл Янг (основатель Открытого университета и десятка других организаций) в 1960-е годы. В 1970-е этот термин начали использовать французские авторы, в частности, Пьер Розанваллон, Жак Фурнье и Жак Аталли. Однако социальные инновации и их проявления возникли задолго до этого. Бенджамин Франклин, к примеру, предложил ряд модификаций, касающихся социальной организации общин, с помощью которых они могли бы решать свои повседневные задачи. Многие радикальные реформаторы 19 века, например Роберт Оуэн, которого считают основателем кооперативного движения, способствовали социальным преобразованиям, а великие социологи, Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.

Исследования социальных инноваций приобрели популярность в 20 веке. Джозеф Шумпетер, например, изучал инновационные процессы в свете созданной им теории «креативного разрушения» и предложил рассматривать деятельность предпринимателей как использование существующих вещей для создания новых продуктов и услуг новыми способами. Начиная с 1980-х годов, в трудах, посвященных технологическим изменениям, все больше внимания уделяется социальным факторам и их влиянию на распространение технологий.

Для периода 2000-х характерны такие проявления социальных инноваций, как блоги и веб-сайты, а также организации, ведущие свою деятельность на стыке академических исследований и практической реализации.

Основные направления социальных инноваций включают:

Инновации в сфере государственных услуг, впервые внедренные в ряде Скандинавских и Азиатских стран. Правительства все больше осознают необходимость модернизации в таких сферах, как здравоохранение, образование и развитие демократии.

Социальное предпринимательство, проявляющееся в создании новых социально-ориентированных организаций.

Бизнес – особенно в сфере оказания услуг.

Источники открытого доступа, благодаря которым интеллектуальная собственность становится всеобщим достоянием.

Комплексные адаптивные системы со встроенными механизмами, позволяющими адаптироваться к изменяющимся условиям.

Коллективный подход, позволяющий объединить усилия всех заинтересованных сторон, например, акционеры и менеджеры, совместно принимающие решения о развитии бизнеса, или бизнес, взаимодействующий с органами государственного регулирования в целях совершенствования законодательства.

Распространение (диффузия) инноваций, проявляющееся в открытии новых областей применения и совершенствовании инноваций, продолжающихся после их внедрения.

Локальные аспекты, создающие благоприятные местные условия для внедрения инноваций.

Институциональная поддержка: на правительственном уровне, политическими и общественными деятелями, фондами, партнерскими организациями, объединяющими средства, предоставляемые государственным, частным и корпоративным секторами.

Cтраница 1


Социальное нововведение осуществляется особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и трудно определить конкретное состояние их реализации, насколько полно эти нововведения реализованы.  

Постоянные и систематические социальные нововведения становятся формой устойчивого функционирования всего социального организма.  

Еще одна особенность социальных нововведений - отсутствие стадии изготовления, которая обычно тяжело проходит у нововведений технических.  

Раскрывая противоречивый характер социальных нововведений, Н.И. Лапин подчеркивает особую значимость внутреннего различия между радикальными и совершенствующими видами инновационной деятельности. Совершенствование хорошо уживается с существующими организационными структурами, вписывается в них. Радикальное же нововведение подрывает или даже взрывает эти структуры и потому вызывает противодействие.  

Кроме того, с социальными нововведениями связан один из распространенных типов инновационной патологии: перерождение этих новшеств в старые формы, возвращение социальных систем после нововведений к исходному состоянию.  

Комплексным характером воздействия инновационного процесса на технологические, организационные и социальные нововведения, когда способность работников к овладению новыми знаниями выступает основным конкурентным преимуществом предприятий.  

Однако - оставляя в стороне всякое осуждение и вопрос относительно необходимости такого сдерживания безрассудных социальных нововведений - праздный класс неизбежно и последовательно тормозит процесс приспособления к окружающей среде, который называется продвижением общества или социальным развитием. Позицию, характерную для праздного класса, можно кратко выразить в афоризме: Все, что ни есть, все правильно, тогда как закон естественного отбора в приложении к социальным институтам подводит к аксиоме: Все, что ни есть, все неправильно. Не то чтобы современные институты были совершенно неподходящи для современного общества, но они всегда и неизбежно в той или иной степени не соответствуют ему по своему назначению. Они являются результатом до некоторой степени неполного приспособления системы общественной жизни к экономической ситуации, существовавшей в какой-то момент развития в прошлом; и поэтому погрешность в степени их приспособленности несколько больше того промежутка, который отделяет настоящую ситуацию от прошлой. Правильно и неправильно употребляются здесь, не выражая, конечно, никаких соображений по поводу того, чему должно или чему не должно быть. Эти слова употребляются просто с эволюционной (нейтральной по отношению к морали) точки зрения с намерением обозначить совместимость или несовместимость с результативным эволюционным процессом.  

Прикладные исследования завершаются детальной проработкой управленческих решений и в конечном счете - внедрением в практику социальных нововведений.  

Но харизма быстро увядает, поэтому она выступает как некая историческая увертюра, пусковой механизм установления новых социальных порядков, социальных нововведений. В любом обществе - основанном или на традиционной, или на рациональной мотивации социальных действий, - преодоление устоявшегося, привычного требует особых усилий, которые возможны лишь на основе особого эмоционального порыва, доверия, создающего не только рассудочное, но и чувственно практические основания для признания, легитимации нового, его утверждения на практике. Харизма нужна новому властителю, устанавливающему новые порядки, законы, уставы, иначе говоря, харизма является фактором преобразования.  

Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.  

Кроме того, должны быть выявлены нормативные ценности всех заинтересованных сторон. Анализ нормативной составляющей обязан стать неотъемлемым элементом планирования социальных нововведений. Только так, по Ульриху, можно правильно оценить последствия и побочный эффект внедряемых социальных новаций. Критический подход противопоставляется догматическому подходу заинтересованных сторон и нередко циничному подходу экспертов. Ульрих считает, что системный подход полезен не как теоретическая конструкция, а как практический способ решить, что именно следует сделать в конкретной ситуации.  

Кроме того, должны быть выявлены нормативные ценности всех заинтересованных сторон. Анализ нормативной составляющей обязан стать неотъемлемым элементом планирования социальных нововведений. Только так, полагает Ульрих, можно правильно оценить последствия и побочные эффекты внедряемых социальных новаций. Критический подход как бы противопоставляется часто догматическому подходу заинтересованных сторон и нередко циничному подходу экспертов.  

Профессиональный уровень социолога лучше всего и проверяется в том, как он сумеет выделить качественные критерии социального эффекта в прямом соответствии с природой изучаемых процессов. Будет ли эффект оцениваться по показателям сугубо организационным (введение новых форм работы, обслуживания, самоуправления), или же будет предложено учесть качественную результативность социальных нововведений - ключевой вопрос. Лучший способ качественной проверки социального эффекта нововведений - контрольное обследование с использованием точно таких же приемов и методов, которые были разработаны для получения информации в основном исследовании: экспертные оценки, опросы, наблюдения, анализ документов и соответствующей статистики.  

США), детально изучались взгляды, настроения и политические установки, потребности и интересы, а также образ жизни двухсот тысяч американцев. В результате была разработана стратификация американского общества: выделены три основных слоя в нем и девять групп внутри каждого из них. Это позволяло достаточно точно прогнозировать их реакцию на различные социальные нововведения.  

Это позволяет избегать выхода инновационного процесса из одной отрасли в другую, ускоряет и удешевляет процесс создания новшества. Конечно, сравнительно невелики расходы на разработку проектов социальных нововведений в отличие от технических. Но социальные нововведения проходят с большим напряжением, поскольку затрагивают интересы и цели разных людей и стрессовые точки социальных нововведений обнаруживаются чаще.