Что подразумевается под кодификацией международного права. Понятие кодификации международного права

В настоящем учебном пособии раскрыты основные темы международного публичного права. Содержание настоящего издания составлено в соответствии с программой курса международного права. Пособие написано доступным языком в форме вероятных ответов на экзаменационные вопросы, что позволяет использовать его в качестве справочного пособия. Учебное пособие предназначено главным образом для студентов и слушателей средних специальных и высших учебных заведений при подготовке к практическим, семинарским занятиям, сдаче зачетов, экзаменов, написанию различного рода контрольных работ.

21. Кодификация международного права. Деятельность Комиссии международного права ООН

Предмет международного права охватывает широкую группу отношений между государствами и иными субъектами международного права. Отсюда и большое разнообразие международных норм.

Такое разнообразие и разрозненность норм международного права служат причиной большой путаницы при их применении. Поэтому большое значение в настоящее время придается кодификации норм международного права.

Кодификация международного права – это форма систематизации (упорядочения) норм отрасли права, в результате которой на базе разрозненных норм создается единый, логически цельный и выверенный документ, регулирующий определенную сферу международных отношений.

Кодификация международного права проводится правотворческим путем.

Что касается иных видов систематизации международного права, то они носят, как правило, неправовой характер. Систематизация международного права возможна также в виде консолидации, что означает создание не логически цельного единого документа, а подборку международных документов, регулирующих какую-либо сферу международных отношений.

Важность кодификации норм международного права отмечена в Уставе ООН, где говорится, что кодификация норм международного права является одной из важнейших задач сотрудничества между государствами.

В рамках ООН даже создан специальный орган – Комиссия международного права ООН. Комиссия международного права ООН является вспомогательным органом Ассамблеи ООН. Состав и полномочия этой Комиссии определяются Положением о Комиссии, утвержденным Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 21 ноября 1947 г. Согласно Положению целью деятельности Комиссии является содействие прогрессивному развитию международного права, в т. ч. путем его кодификации.

Комиссия состоит из 25 членов, являющихся признанными авторитетами в области международного права, которые должны своим присутствием в Комиссии обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и правовых семей. Члены Комиссии избираются из числа лиц, внесенных в список по рекомендации государств – членов ООН Генеральной Ассамблеей ООН сроком на пять лет.

Основная деятельность Комиссии сводится к выработке проектов международных договоров.

Благодаря деятельности Комиссии были систематизированы многие нормы международного права, в частности касающиеся морского международного права (в 1958 г.), международного дипломатического права (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.), консульского права (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.) и др.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы (И. М. Хужокова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Кодификация - это официальная систематизация дей­ствующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью соз­дания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего меж­дународного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу­лирования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы. Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на мо­мент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обыч­ные нормы, разработаны новые положения, посвященные ра­нее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуще­ствляется на официальном уровне - либо государствами по­средством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одоб­ряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются между­народные конференции. В рамках ООН были подготовлены та­кие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сно­шениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой кото­рых является договор как явно выраженное соглашение (Же­невские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морско­му праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обяза­тельным, так как в нем содержатся уже действующие и, следо­вательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие го­сударств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участни­ков прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычны­ми, для других становятся обычно-договорными, для треть­их - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно вклю­чает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необхо­димо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый офици­альный документ либо комплекс взаимно согласованных доку­ментов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хроноло­гическом) действующих нормативно-правовых актов и их изда­ние в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентны­ми государственными органами. Так, Министерство иностран­ных дел СССР систематически выпускало "Сборник действую­щих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. - "Сборник междуна­родных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностран­ных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостанов­лено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Феде­рации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Меж­дународные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках ме­ждународных организаций: Секретариат Организации Объеди­ненных Наций публикует "Treaty Series "; Исполнительный сек­ретариат Содружества Независимых Государств - "Содруже­ство. Информационный вестник Совета глав государств и Сове­та глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-ме­тодических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международ­ное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997).

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международ­ного права: императивные нормы (jus cogens ). Тбилиси, 1982.

Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного пра­ва // Сов. ежегодник международного права. 1971. М., 1973.

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., .1988.

Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном меж­дународном праве. Казань, 1989.

Лукашук И. И. Механизм международно-правового регу­лирования. Киев,1980.

Лукашук И. И. Обычные нормы современного междуна­родного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.

Лукашук И. И. Международное "мягкое" право // Госу­дарство и право. 1994. № 8-9.

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юриди­ческая сила. М., 1980.

Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие ме­ждународного права. М., 1972.

Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.

Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1978. М.,1980.

Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.

Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их струк­туры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М., 1980.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их созда­ние и особенности их структуры // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1979. М.,1980.

Шестпаков Л. Н. Императивные нормы в системе совре­менного международного права. М., 1981.

Под кодификацией международного права понима­ется систематизация международно-правовых норм, осу­ществляемая субъектами международного права.

Первые упоминания в литературе по международно­му праву о полезности кодификации относятся к перио­ду буржуазных революций. Считается, что первым, вы­ступившим с идеей кодекса международного права, был английский юрист и философ И. Бентам. Он, в частно­сти, писал, что «мало можно найти в жизни вещей более необходимых, чем кодекс международного права».

Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев. Таким об­разом, современная кодификация международного пра­ва осуществляется путем:

а) установления точного содержания и четкого фор­мулирования уже существующих и действующих (обыч­ных или договорных) принципов и норм международ­ного права в определенной сфере отношений между го­сударствами (отрасли международного права);


б) изменения или пересмотра устаревших норм;

в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса, актуальных потребно­стей международных отношений, особенно в контексте разрешения глобальных проблем человеческой циви­лизации;

г) закрепления в согласованном виде всех этих прин­ципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенции, договоре, соглашении) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях и резолюциях конференций).

В научной литературе по международному праву до сих пор встречается деление кодификации междуна­родного права на официальную и неофициальную. По­водом к такому делению послужили неоднократные по­пытки неофициальной или доктринальной (научной) ко­дификации международного права, предпринятые отдельными юристами (например, Бустаманте, Блюнч-ли, Каченовским) и некоторыми международными и на­циональными неправительственными учреждениями и организациями (например, Институтом международно­го права, Ассоциацией международного права, латино­американскими организациями юристов-международ­ников). Однако международная практика свидетельст­вует о том, что кодификация международного права является сложным политико-правовым процессом нор-мотворчества в международных отношениях и поэтому всегда выступает в качестве межгосударственной дея­тельности. Следовательно, кодификация международно­го права может носить только официальный характер.



Официальная кодификация международного права реализуется в форме международных договоров. Осо­бое место в кодификационном процессе занимает Ор­ганизация Объединенных Наций. Устав ООН содержит положение о том, что «Генеральная Ассамблея (ГА ООН) организует исследования и делает рекомендации в це­лях: а)... поощрения прогрессивного развития между­народного права и его кодификации» (статья 13 Уста­ва). Таким образом, следует отметить, что понятия «ко-


дификация» и «прогрессивное развитие международ­ного права» являются составными, взаимосвязанными и взаимопроникающими элементами единого кодифи­кационного процесса.

Практической деятельностью по кодификации меж­дународного права в рамках ООН занимается Комиссия международного права (полное наименование - Комис­сия по прогрессивному развитию и кодификации меж­дународного права), которая является вспомогательным органом ГА ООН, ей подотчетна и подконтрольна. Ко­миссия учреждена резолюцией ГА ООН 174 (II). Дея­тельность Комиссии регулируется Положением 1947 го­да, (с последующими изменениями), утвержденным ГА ООН. В ее состав входят 34 (до 1981 года - 25) юриста-международника, «пользующихся признанным автори­тетом в области международного права». Члены Комис­сии избираются ГА на 5-летний срок и выступают в лич­ном качестве. В задачу Комиссии входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Положение о Комиссии предусматривает, что весь процесс ее деятельности должен быть подчинен задаче достижения таких результатов, которые были бы приемлемы для заинтересованных государств.



Хотя Комиссия занимается преимущественно вопро­сами международного публичного права, она рассмат­ривает и вопросы частного права. В основном Комис­сия занимается подготовкой проектов статей и конвен­ций в целом. В начале работы она обращается к правительствам государств-членов ООН с просьбой на­править ей тексты законов, судебных решений, догово­ров, дипломатической переписки и др. документов, не­обходимых для глубокого и подробного изучения коди­фицируемого вопроса. После этого предусматривается издание документа Комиссии, в котором содержатся проекты статей или конвенций совместно с пояснитель­ными и вспомогательными материалами и информаци­ей. Этот документ направляется правительствам от име­ни Комиссии с просьбой представить по нему свои за-


мечания. Впоследствии Комиссия учитывает эти заме­чания правительств при составлении- окончательного проекта, который представляется в ГА ООН для приня­тия соответствующего решения.

Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты Комиссией в области права международных договоров, права международных организаций, дипло­матического и консульского права, международного пра­ва в период вооруженных конфликтов.

Литература:

Василенко В.А. Основы теории международного права. - Киев, 1988.

Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. - М., 1974.

Лукашук И.И. Нормы международного права. - М., 1997.

Лукин П.И. Источники международного права. - М., 1960.

Минасян Н.М. Источники современного международного права. -,Ростов-на-Дону, 1960.

Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие меж­дународного права. - М., 1982.

Черниченко С.В. Международное право: современные тео­ретические проблемы. - М., 1993.

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;

2) изменением или пересмотром устаревших норм;

3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

4) закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.

Несмотря на распространенную практику придания в исключительных случаях обязательной юридической силы актам конференций и совещаний, равно как и резолюциям международных организаций, в теории существует явное нежелание считать вышеуказанные акты источниками международного права.

В целом теоретики международного права считают перечень источников (международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области международного права), перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, приблизительным и неисчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в международной практике.

Предыдущая

Кодификация международного права в современных условиях представляет собой прежде всего разработку и заключение международных договоров, закрепляющих уже сложившиеся международные обычаи, а также письменную фиксацию международных обычаев, осуществляемую на неофициальном уровне. Она неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права (термин, используемый в Уставе ООН), под которым понимается уточнение и конкретизация международных обычаев при их фиксации в договорном порядке, разработка и заключение договоров, имеющих универсальный характер, предназначенных для устранения пробелов в действующем международном праве и урегулирования отношений, ранее не бывших предметом международно-правового регулирования.

В общей теории права понятие "кодификация" имеет более широкое значение. Кодификация - объединение в едином правовом акте прежде всего норм, образующих какую-либо отрасль права, имеющих общий объект регулирования. Это могут быть нормы и не одной отрасли права, регулирующие близкие, тесно связанные друг с другом категории общественных отношений. Наряду с общей кодификацией , охватывающей все (или почти все) нормы данной отрасли права (идеально всеобъемлющая кодификация недолговечна, так как любая отрасль динамична), встречается частичная кодификация , применяемая лишь к определенной части норм той или иной отрасли права. Во внутригосударственной сфере кодификация, как правило, не связана с попыткой зафиксировать в письменном виде уже сложившиеся обычные правовые нормы. Главная ее задача - именно объединение той или иной большой категории правовых норм в едином правовом акте. В международном праве кодификация в собственном смысле - перевод обычаев на договорные рельсы; в широком значении - фиксация международных обычаев в письменной форме.

Кодификация международного права, как и кодификация вообще, может носить и официальный, и доктринальный характер.

Однако преобладает тенденция к его официальной кодификации . В настоящее время она является определяющей. Отмечая вклад авторитетных гарвардских проектов и кодификационной работы Института международного права, приходится признать, что в целом практическая роль итогов подобного рода деятельности имела значение в тот период, когда официальная кодификация, осуществляемая сейчас главным образом через Комиссию международного права ООН, не заняла еще того места, которое она стала занимать во второй половине XX в. Доктринальная кодификация способствовала в прошлом уяснению содержания существующих международных обычаев либо стимулировала дальнейшее развитие международного права. Нельзя говорить о том, что она полностью вытеснена официальной кодификацией. В качестве примера можно привести Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г., которое кодифицирует ряд обычных положений, относящихся к морской войне. В основном же центр тяжести кодификационной работы перенесен в официальную плоскость.

Другой важной чертой современной кодификации международного права является то, что она имеет частичный характер . Давно отказались от попыток создать всеобъемлющий кодекс международного права. Впрочем, эти попытки предпринимались только на неофициальном уровне. Надо отметить, что и официальная отраслевая кодификация международного права является преимущественно частичной. Например, кодификация дипломатического права осуществлена путем заключения нескольких конвенций, которые к тому же не охватили все его стороны. Исключение представляет собой Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Кодификация международного права, особенно в современных условиях, непременно сопровождается его прогрессивным развитием. Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений непрерывно требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Международное право развивают любые договоры (правомерно заключенные). Но кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Задачу прогрессивного развития международного права также в первую очередь выполняют эти же договоры, поскольку в развитии международного права в целом заинтересовано все международное сообщество, и решить занимающие его проблемы можно прежде всего посредством универсальных договоров.

Иногда кодификация и прогрессивное развитие международного права останавливаются на полпути, не достигнув завершающей стадии. Примером может служить Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., которая, будучи международным договором, так и не была ратифицирована и не вступила в силу. Однако она играет определенную роль как запись сложившихся в данной области международных обычаев.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое источник международного права?

2. Можно ли говорить о том, что бывают основные и неосновные источники международного права?

3. Что такое международный договор?

4. В чем заключается отличие международного обычая от устного международного договора?

5. Каково соотношение (взаимодействие) международных договоров и международных обычаев?

6. В каких случаях возникает необходимость прибегать к вспомогательным средствам для определения правовых норм?

7. Каковы наиболее характерные черты кодификации международного права?

Литература

Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М., 1988.

Каламкарян Р.А. Кодификация международного права и современный миропорядок. М., 2008.

Лукашук И.И. Источники международного права. Киев, 1966.

Лукин П.И. Источники международного права. М., 1960.

Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972.

Тункин Г.Я. Теория международного права. М., 1970.