Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций Предупреждение населения о чрезвычайных ситуациях авариях техногенных

Предупреждение ЧС природного и техногенного характера - это

совокупность мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Реализация таких мероприятий предполагает целенаправленную деятельность органов власти и управления, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз.

Предотвращение ЧС - это комплекс правовых, организационных, экономических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников ЧС, а также на подготовку к ЧС.

Наблюдение и контроль за окружающей природной средой и потенциально опасными объектами проводят с целью проверки выполнения мероприятий по предупреждению ЧС, готовности органов управления, должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС, выполнения соответствующими инстанциями установленных требований норм проектирования инженерно-технических мероприятий. Такую работу осуществляют соответствующие надзорные органы, деятельность которых координирует МЧС России.

Важными элементами наблюдения и контроля за опасными производственными объектами являются декларирование безопасности промышленного объекта, государственная экспертиза проектов потенциально опасных объектов и государственный надзор.

Декларация промышленной безопасности - РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений». Отнесение объекта к особо опасным и подлежащим декларированию основывается на величине пороговых количеств потенциально опасных веществ, обращающихся в производстве, т (например, аммиак - 500, взрывчатые вещества - 200, диоксид серы - 250, хлор - 25 и т.п.). Декларация промышленной безопасности разрабатывается предприятием самостоятельно либо по договору с организацией, имеющей соответствующую лицензию, в произвольной форме, но обязательно должна содержать страховые данные, характеристики опасного вещества, анализ безопасности объекта. МЧС России и Ростехнадзор располагают компьютерными базами данных о промышленных объектах, подлежащих декларированию.

Утверждается декларация руководителем опасного объекта, который несет ответственность за полноту и достоверность представленной информации. Декларация промышленной безопасности подлежит пересмотру не реже одного раза в пять лет.

Государственная экспертиза проектов состоит в предварительной проверке намечаемой хозяйственной деятельности проекта на соответствие требованиям безопасности. Этой процедуре в первую очередь подлежат проекты строительства потенциально опасных объектов, декларации безопасности промышленных объектов, генеральные планы городов и другие документы.

Государственный надзор за мероприятиями по снижению масштабов ЧС природного характера подразумевает соблюдение порядка и условий природопользования (недр, земель, лесов, вод, биоресурсов и др.), контроль за техническим состоянием инженерной защиты территорий и др.

Прогнозирование возникновения источника ЧС заключается в определении риска возникновения аварий по причине отказа какой-либо из подсистем, обеспечивающих функционирование объекта в целом (технологического оборудования, подсистемы энергоснабжения, вентиляции и др.). Методики прогнозирования так же разнообразны, как разнообразны и сами объекты экономики. На основе прогноза проводят профилактику возникновения источников ЧС, состоящую в реализации различных организационно-технических мер в зависимости от типа производства.

В системе предупреждения ЧС природного характера важное место занимает прогнозирование стихийных бедствий и заблаговременное осуществление мероприятий, снижающих возможный ущерб при их возникновении. Наиболее сложная обстановка, связанная с максимальными человеческими потерями и материальным ущербом, возникает при землетрясениях. Поскольку предотвратить это явление невозможно и в силу отсутствия достаточно надежных способов их прогнозирования, основная роль отводится предупреждению населения о возможных землетрясениях. Меры, направленные на снижение людских потерь и материального ущерба, в сейсмоопасных районах должны приниматься заблаговременно. К ним относятся выполнение с высоким качеством строительных работ, обеспечивающих сейсмостойкость зданий и сооружений, использование прочных строительных материалов и конструкций и др.

Другие стихийные бедствия (наводнения, оползни, снежные лавины, селевые потоки, ураганы, лесные пожары) прогнозируются более достоверно, что позволяет своевременно предупреждать о них органы власти и принимать меры по спасению людей и материальных ценностей. Большой объем работ по предупреждению возникновения таких стихийных бедствий или уменьшению ущерба от них должен проводиться заблаговременно.

Важная составляющая предотвращения ЧС: подготовка территории - к функционированию в ЧС и объекта экономики - к работе в ЧС.

Подготовка территории к функционированию в ЧС - это комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории субъектов РФ с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС. К основным мероприятиям такого рода можно отнести: создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения; накопление запасов средств коллективной и индивидуальной защиты; планирование защиты территорий и населения; подготовку сил и средств для ликвидации ЧС; проведение агромелиоративных мероприятий по предупреждению или уменьшению ущерба от наводнений; создание резервов финансовых и материально-технических средств для предупреждения и ликвидации ЧС и др.

Подготовка объекта экономики к работе в ЧС - это комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий с целью обеспечения работы объекта экономики с учетом риска возникновения источников ЧС, создания условий для предотвращения аварий или катастроф, противостояния поражающим факторам ЧС, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи населения, а также оперативного осуществления неотложных работ в зоне ЧС. К основным мероприятиям можно отнести:

  • - создание надежной системы защиты персонала и населения;
  • - повышение устойчивости инженерно-технического комплекса к поражающим факторам источников ЧС;
  • - создание надежной системы снабжения объекта всем необходимым для функционирования в условиях ЧС;
  • - подготовку объекта к восстановлению в случае повреждения;
  • - создание и подготовку сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и др.

Важнейшее условие предотвращения ЧС, обусловленных терроризмом, - это искоренение самого терроризма как явления и устранение причин, его порождающих.

Однако на сегодняшний день основной целью государственной стратегии противодействия терроризму является обеспечение надежной защиты граждан, общества и государства от террористических угроз путем упреждения террористических акций и максимально эффективного их пресечения. Это подразумевает создание единой государственной системы управления в кризисных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций в любой форме и соответствующей складывающейся оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению террористических актов на особо важных объектах, а также с использованием средств массового поражения.

Основополагающие принципы противодействия терроризму, определенные Федеральным законом «О противодействии терроризму» состоят в следующем:

  • - приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергшихся террористической опасности, и неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  • - системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  • - сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
  • - приоритет мер предупреждения терроризма и единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  • - сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму и конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
  • - недопустимость политических уступок террористам и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Для реализации этих принципов следует развивать общегосударственную систему мер профилактики терроризма - превентивную юридически обоснованную систему, охватывающую структуры исполнительной власти и правоохранительные органы, общественные организации и конфессиональные институты.

Образовательное учреждение (школа, колледж, вуз и т.п.) является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории. С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта, способного вызвать ЧС любого масштаба, вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта. Он включает инвентаризацию основных и запасных входов-выходов, осмотры и уборку территории и помещений, организацию пропускного режима персонала и автотранспорта, информационное обеспечение в сфере антитеррористи- ческой деятельности и др.

Руководитель образовательного учреждения, являясь ответственным за состояние его антитеррористической защищенности, координирует деятельность подразделений учреждения по противодействию террористическим проявлениям, назначает постоянно действующую антитеррористи- ческую комиссию и взаимодействует с территориальными органами МВД России и ФСБ России. В состав комиссии включаются: проректор или заместитель директора по безопасности (председатель комиссии), начальник штаба ГО, главный инженер, ведущие специалисты по энерго-, тепло-, водоснабжению (механик, энергетик и т.д.) и другие лица по усмотрению руководителя учреждения.

Работа комиссии осуществляется на основании Положения об ее деятельности и включает планирование совместных с Управлением внутренних дел (УВД) организационно-профилактических мероприятий по анти- террористическим мероприятиям и контроль их выполнения, выявление нарушений в антитеррористической защищенности учреждения и проведение разъяснительной работы среди персонала.

Антитеррористическая комиссия проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, совместно с территориальными органами УВД, ФСБ России проводит полное детальное обследование антитеррористической защищенности образовательного учреждения, по результатам которого оформляется соответствующий акт.

1) Деятельность органов управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций (ЧС), уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз; 2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты. Практические меры реализуются в ходе подготовки сил и средств, объектов, систем жизнеобеспечения личного состава и населения военного городка (ВГ) к работе в экстремальных условиях. Комплекс мер по предупреждению ЧС природного и техногенного характера включают меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Силы и средства РСЧС используются в составе территориальных и функциональных подсистем на пяти уровнях: федеральном, региональном, субъектовом, местном (городском, районном) и объектовом.

На федеральном уровне группировка сил включает: соединения и части гражданской обороны (ГО) РФ; авиационные формирования МЧС, мобильные поисково-спасательные формирования, специализированные формирования служб ГО центрального подчинения. В состав сил и средств региональной группировки входят: соединения и части войск ГО, предназначенные для прикрытия территорий региональных субъектов; региональные поисково-спасательные формирования; региональные специализированные формирования федеральных министерств, ведомств и федеральных служб (региональные центры медицины катастроф, аварийно-технические центры Минатома РФ и др.). Группировка сил РСЧС субъекта создается в интересах крупных городов. Она включает: силы и средства, непосредственно подчиненные органу управления ГОЧС и начальникам служб ГО данного субъекта РФ. Группировка сил РСЧС местного уровня (города, района) включает: территориальные формирования общего назначения; специальные формирования служб города, района; специализированные формирования наиболее крупных объектов. Объектовые формирования РСЧС предназначаются и используются, как правило, на своих объектах. Они включают сводные отряды и формирования служб объекта.

Управление решением задач по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, возложенных на ВС РФ, осуществляют постоянные (штатные) органы управления. В состав сил постоянной готовности функциональной подсистемы ВС РФ входят: специальные аварийные формирования ВС; соединения, части инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты; силы и средства поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ; авиационные поисково-спасательные силы и средства видов ВС; военные команды противопожарной защиты и спасательных работ; пожарные расчеты, команды, формирования местной обороны объектов ВС; службы экстренной медпомощи ВС.

Предупреждение ЧС как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них в частях и соединениях РВСН проводится по направлениям: мониторинг и прогнозирование ЧС; рациональное размещение объектов, сил и средств с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных, техногенных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося потенциала опасности: предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения безопасности технологических процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, уменьшение их масштабов, защиту личного состава, населения ВГ и материальных средств; подготовку оперативных групп и специально выделяемых сил и средств к действиям в условиях ЧС; подготовку объектов, систем жизнеобеспечения личного состава и населения ВГ к работе в условиях ЧС; лицензирование деятельности потенциально опасных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации потенциально опасного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения ЧС, государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование личного состава и населения ВГ о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории дислокации соединений и частей; подготовка личного состава, населения ВГ в области защиты от ЧС. В целях реализации данных направлений в РВСН созданы силы и средства (см. Безопасность войск в чрезвычайной ситуации).

Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий. Мероприятия выполняются на этапах заблаговременного обеспечения устойчивости объектов соединений и частей РВСН и непосредственного предупреждения ЧС. На каждом объекте соединения (части) мероприятия и способы по повышению устойчивости на случай аварий и стихийных бедствий будут различными, но по характеру решаемых задач их можно объединить в следующие группы по: защите личного состава и населения ВГ; повышению устойчивости инженерно-технического комплекса объектов; исключению или ограничению поражения вторичными факторами; обеспечению устойчивости систем вооружения, боевого дежурства и управления; подготовке к проведению восстановительных работ в кратчайшие сроки.

Существующая система мониторинга ЧС в РВСН позволяет выявить опасность за некоторое время до возникновения аварии или стихийного, экологического, эпидемиологического бедствия. Следовательно, в определенных условиях командиры и штабы могут иметь некоторое время (сутки, часы) для организации и проведения мероприятий непосредственного предупреждения и снижения ущерба от ЧС. К ним относятся следующие группы мероприятий непосредственного предупреждения и снижения ущерба от ЧС. К ним относятся следующие группы мероприятий: информационное обеспечение; усиление безопасности; организационные мероприятия; непосредственная подготовка личного состава и населения ВГ; непосредственная подготовка и выдвижение специальных подразделений, формирований к месту возможного действия; мероприятия материально-технического обеспечения.

1) целенаправленная деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, по снижению уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях на всех уровнях РСЧС. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях;

2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2005 года". Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организованного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производственных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего разрушительного потенциала; предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение масштабов, защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их… …

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - (предупреждение ЧС) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций - предупреждение ЧС Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной… …

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных… … Официальная терминология

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Предупреждение ЧС на акваториях Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами Российской… … Справочник технического переводчика

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций (предупреждение чс) - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях - 3.1.8 предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях; предупреждение ЧС на акваториях: Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия

Книги

  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. Суторьма И. И., Загор В. В., Жукалов В. И. , Суторьма И.И., Загор В.В., Жукалов В.И.. Приведены организация деятельности ОПЧС, основы медицинских знаний, краткое устройство боевой одежды пожарного, ручных пожарных лестниц, ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного…

Одним из направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является подготовка и реализация мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (предотвращение и уменьшение их масштабов). Эти меры преимущественно проводятся в превентивном порядке. Издавна считалось, что гораздо важнее предотвратить беду, чем потом бороться с нею. Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что затраты на проекты по предупреждению чрезвычайных ситуаций значительно ниже возможного ущерба от них.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций обеспечивается заблаговременным, а иногда и оперативным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий (превентивных мер), направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.

Превентивные меры защиты от чрезвычайных ситуаций - это предпринимаемые заблаговременно меры по уменьшению риска ЧС и смягчению их негативных последствий, по прогнозу времени и места возникновения опасных природных и техногенных явлений, как правило, на основе прогноза их частоты (или вероятности за заданный интервал времени) на определенной территории.

Превентивные меры защиты можно классифицировать по цели, уровню принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам (рис. 6.4).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций состоит в предпринимаемых заблаговременно организационных, инженерно-технических и других мероприятиях по снижению возможности возникновения ЧС и масштабов их последствий. Предупреждение ЧС основано на:

мониторинге окружающей природной среды, потенциально опасных объектов, диагностике состояния зданий и сооружений с точки зрения их устойчивости к воздействию поражающих факторов опасных природных и техногенных явлений;

прогнозировании опасностей и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий воздействия их поражающих факторов на население, объекты экономики и окружающую природную среду.

Рис. 6.4. Классификация превентивных мер зашиты по цели

Превентивные меры по предотвращению (снижению возможности возникновения) ЧС предусматриваются по следующим направлениям:

  • - исключение (снижение частоты) событий, инициирующих ЧС;
  • - снижение вероятности перерастания опасного явления в ЧС (инициирующего события в стихийное бедствие или аварию).

Снижение частоты событий, инициирующих ЧС (опасных природных, техногенных и социальных явлений), достигается путем проведения следующих мероприятий:

  • - инженерно-геологического районирования территории и в соответствии с его результатами рационального размещения объектов территориального экономического комплекса, в частности, рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • - предупреждения (снижения интенсивности) некоторых опасных природных явлений;
  • - профилактики возникновения аварий (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • - борьбы с терроризмом и преступностью.

К мерам по снижению вероятности перерастания опасного явления в ЧС относятся:

  • - инженерная защита от опасных природных и техногенных явлений;
  • - физическая защита потенциально опасных объектов от опасных социальных явлений, проведение мероприятий по повышению надежности персонала;
  • - обеспечение защищенности объектов (снижение уровней нагрузок, возникающих от опасных явлений);
  • - снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • - обеспечение физической стойкости зданий и сооружений;
  • - обеспечение эффективности (в частности, надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию аварийных ситуаций в аварию.

Рассмотрим комплексы мер, исключающих события, инициирующие чрезвычайные ситуации.

Инженерно-геологическое районирование территории проводится по совокупности геологических факторов (рельеф, строение и свойства горных пород, гидрогеологические условия, развитие современных геодинамических процессов и т.д.). На картах инженерно-геологического районирования выделяются участки по степени их пригодности для хозяйственного освоения, по устойчивости к воздействию опасных природных явлений. Такое ранжирование территорий позволяет обеспечить высокое качество и надежность создаваемых объектов, а также их оптимальное инвестирование.

Помимо карт инженерно-геологического районирования, для сейсмоопасных районов составляются карты детального сейсмического районирования и микрорайонирования. На них территории разделяются по степени сейсмической опасности (сейсмической балльности) с учетом конкретных геологических, структурно-тектонических, гидрогеологических, геоморфологических условий и сейсмодинамических свойств пород, слагающих эти территории.

С использованием результатов инженерно-геологического районирования проводится рациональное размещение территориальных комплексов расселения и хозяйства. Безопасные участки рекомендуются для размещения важных объектов, например, жилых зон с высокой плотностью населения или крупных объектов жизнеобеспечения (электростанции, транспортные коммуникации и др.), опасные - оставляют свободными от застроек, создают там зоны отдыха, лесопарки и т.п.

На основе специальных исследований ряда площадок осуществляется выбор площадок из условия обеспечения безопасности людей для размещения потенциально опасных объектов, например АЭС. Влияющими факторами являются население, геологические и сейсмические характеристики предполагаемой площадки, а также характеристики окружающей среды. Вопросы рационального размещения опасных объектов более детально будут рассмотрены в главе 8.

Среди мер по предупреждению свое место занимают мероприятия, направленные на снижение интенсивности (силы) возможных опасных природных явлений или даже на их предотвращение. В частности, для снижения силы землетрясений может проводиться провоцирование (преждевременный сброс напряжений) землетрясений меньшей силы с помощью ядерного взрыва, мощных генераторов колебаний. Возможно предотвращение (снижение силы) таких явлений, как град, лавины, сели, снег, дождь.

Профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания. По данным Ростехнадзора, основной причиной высокой аварийности в промышленности является износ основных фондов во всех отраслях экономики и низкие темпы их обновления из-за неудовлетворительного финансово-экономического положения большинства предприятий. Профилактике аварий способствуют также процедуры государственного регулирования промышленной безопасности.

В комплексе мер по предупреждению ЧС важное место занимают усилия по снижению вероятности перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации.

Среди них особое место отводится инженерной защите населения и территорий.

В ходе инженерно-геологического и сейсмологического районирования часто выясняется, что даже наиболее благоприятные для освоения участки недостаточно устойчивы и мало защищены от опасных природных явлений. Иногда возникает необходимость в освоении заведомо неблагоприятных территорий, например, пониженных участков морских побережий и долин рек, склонов гор, территорий с закарстованными и просадочными грунтами. В этом случае одним из важнейших элементов превентивных мероприятий становится инженерная защита населения и территорий.

Инженерная защита населения и территорий осуществляется в зонах возможных разрушительных землетрясений, затоплений и подтоплений, оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин. Она проводится в целях снижения риска перерастания опасных явлений в ЧС и состоит в возведении инженерно-технических сооружений для защиты от поражающих факторов, вызванных характерными для рассматриваемой территории опасными природными и техногенными явлениями, т.е. создании физических барьеров, снижающих уровни негативных (поражающих) факторов опасных явлений.

Основными объектами инженерной защиты являются население, объекты хозяйственной инфраструктуры и территории.

Для защиты руководства страны, органов управления, войск, персонала предприятий (организаций) и населения от ЧС мирного и военного времени используются следующие защитные сооружения - специальные фортификационные сооружения, войсковые фортификационные сооружения и защитные сооружения гражданской обороны. Эти сооружения предназначены для укрытия людей от поражающих факторов оружия и некоторых поражающих факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Опасность наводнений, схода селей, снежных лавин, оползней устраняет или снижает строительство защитных дамб и других специальных сооружений, водоотводящих каналов, подпорных стенок. Снижают опасность стихийных бедствий специальные работы по инженерной подготовке территорий: отсыпка грунта и повышение уровня поверхности, строительство дренажных сооружений, мероприятия по усилению несущей способности грунтов (уплотнение, закрепление, обезвоживание и многое другое).

Рационально спланированные и последовательно реализуемые мероприятия инженерной защиты обеспечивают снижение возможных людских и материальных потерь на 30-40%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - на 70-80%. Однако проведение инженерно-технических мероприятий требует значительных капитальных вложений.

Более подробно инженерная защита населения и территорий будет рассмотрена в главе 9. Однако одного аспекта инженерной защиты - повышения физической стойкости зданий и сооружений - целесообразно коснуться уже сейчас.

Одной из главных причин массовой гибели людей при стихийных бедствиях считается бесплановая (часто стихийная) застройка городов, которая опережает развитие городской инфраструктуры и мероприятия по инженерной подготовке территорий. Статистика показывает, что при стихийных бедствиях гибель большинства людей связана с обрушением жилых и промышленных зданий. Имеется значительный объем специальных знаний, обобщающих накопленный опыт и позволяющих разрабатывать принципиально новые конструкции зданий и сооружений повышенной физической устойчивости. Такое строительство признано социально приемлемым и экономически оправданным. Оно обходится, как правило, на 2-12% дороже стоимости строительства обычных зданий, а получаемый эффект несравнимо выше, если учесть не только экономические, но и социальные, экологические, психологические и другие факторы, являющиеся неотъемлемыми компонентами устойчивого развития общества.

В ряде случаев социально оправдано строительство, требующее больших дополнительных затрат. Так, в Бангладеш, где за последние 30 лет от циклонов и штормов погибло около 750 тыс. человек, осуществляется крайне дорогое строительство специальных убежищ на морском побережье. Это двух-четырехэтажные здания, возведенные на укрепленных бетонных колоннах высотой 7-8 м (выше уровня волн) или на намытых земляных холмах. В каждой конкретной местности нужно найти простые, не требующие больших расходов, методы реконструкции существующих зданий, которые бы повышали их устойчивость к опасным природным явлениям.

Необходимость мер противодействия землетрясениям в нашей стране вызвана высокой сейсмической активностью на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, Алтае, Саянах, Прибайкалье, Якутии. Это требует принятия мер по повышению сейсмостойкости потенциально опасных объектов, жилых зданий и гидротехнических сооружений. С появлением новых карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации требования к сейсмостойкости объектов, расположенных в упомянутых районах, существенно возросли - в соответствии с новыми оценками балльность возможных землетрясений повышена на 2-3 единицы. Это означает, что многие города и промышленные предприятия, размещенные в этих районах, фактически оказались по новым нормам не способны противостоять разрушительным землетрясениям. Теперь более 70% населения сейсмоопасных регионов проживает в зданиях, не отвечающих требованиям по сейсмостойкости (с дефицитом сейсмостойкости), т.е. подвергаются сейсмической угрозе. Поэтому в сейсмоопасных районах сейсмостойкое строительство и сейсмоукрепление зданий и сооружений, построенных без учета сейсмичности, является очень актуальной государственной задачей.

Важную роль в управлении техногенными рисками играют соответствующие системы безопасности. Обеспечение эффективного функционирования организационных и технологических систем безопасности, которыми должны оснащаться потенциально опасные объекты, является важным направлением деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Задачи подобных систем безопасности могут быть сведены к двум группам:

  • - в объектах одноразового применения, не функционирующих в процессе эксплуатации - предотвращение задействования (преждевременного срабатывания) от внешних факторов (аварийных и поражающих воздействий, несанкционированных действий) или перевод объектов в безопасное состояние с точки зрения возможного воздействия на окружающую среду в случае значительной вероятности такого срабатывания;
  • - в функционирующих объектах - предотвращение развития аварийных предпосылок в аварию либо ограничение последствий аварии.

Основными видами систем безопасности по принципу действия являются системы, в которых применяются пассивные или активные методы защиты.

Пассивная, или жесткая защита основана на создании физических барьеров на пути распространения аварийных факторов к критически важным с точки зрения безопасности узлам потенциально опасного объекта, а также на пути выхода из объекта и распространения поражающих факторов. Преодоление этих барьеров требует затраты большого количества энергии.

Активная, или функциональная защита включает чувствительные элементы (датчики), следящие за состоянием потенциально опасного объекта и фиксирующие возникновение аварийных ситуаций, а также системы, препятствующие развитию предпосылок ситуации в аварию или снижающие ее последствия. В местах возможного повышения концентрации взрывопожароопасных паров и газов устанавливаются анализаторы-сигнализаторы довзрывных концентраций.

Системы безопасности потенциально опасных объектов чаше всего основаны на принципе прерывания (подавления) аварийного процесса или формирующегося опасного фактора, а также отключающие из функциональной схемы объекта аварийные блоки. Системы предотвращения возникновения аварий включают блокировочные и предохранительные устройства (клапаны, фильтры, плавкие вставки и т.п.), системы пожаротушения, системы безаварийной остановки технологических процессов (например, ядерных реакторов), локализации источников аварии и аварийного энергоснабжения.

Развитие теории и практики управления безопасностью сложных технических систем идет главным образом по пути предъявления повышенных требований к качеству оборудования, систем управления и персоналу, ограничивающих возможные негативные техногенные воздействия на окружающую среду и человека. Перспектива же управления безопасностью этих систем связана с их проектированием с учетом критериев безопасности, возможности возникновения в таких системах в процессе эксплуатации цепочек событий, которые в обычной ситуации не приводят к опасным состояниям, но при определенном стечении обстоятельств могут стать причиной аварий.

Последовательное освоение системных методов проектирования сложных технических систем позволит в будущем решить задачу предупреждения возникновения крупных аварий и катастроф. Эти методы проектирования основаны на следующих принципах:

  • - принцип многоуровневой защиты (создание последовательных уровней защиты, уменьшающих вероятность аварий и ограничивающих их последствия). Этот принцип применяется для компенсации потенциальных ошибок человека или отказов технических устройств. Принцип реализуется в первую очередь путем создания серии барьеров для удержания энергии или опасных веществ, которые должны быть нарушены, прежде чем может быть нанесен ущерб человеку и окружающей среде;
  • - принцип комбинированной защиты (объединение систем жесткой и функциональной защиты объекта от аварий);
  • - принцип единичного отказа (объект должен оставаться безопасным при отказе любого элемента);
  • - принцип безопасного отказа (отказы системы аварийной защиты должны способствовать ее ложному срабатыванию, но не допускать перерастания аварийной ситуации в аварию);
  • - принцип независимости и разнообразия, когда системы обеспечения безопасности проектируются так, чтобы влияние дефектов, ошибок, отказов на работоспособность системы было минимальным. При этом независимость достигается физическим, функциональным и пространственным разнесением, а разнообразие - разнотипностью физических, методических и аппаратных принципов реализации;
  • - принцип надежности и живучести, когда обеспечивается высокий уровень надежности функционирования важнейших элементов в нормальных условиях эксплуатации и при проектных внешних воздействиях;
  • - принцип естественной технической безопасности, который реализуется путем применения автономных специальных средств защиты, максимально упрощенной и надежной конструкции технической системы, минимизации уровня запасенной энергии и вредных веществ, а также исключением влияния ошибок оператора на развитие аварийных процессов. В качестве перспективной стратегии обеспечения безопасности рассматривается применение бионических принципов, т.е. проектирование сложных технических систем с внутренне присущей им безопасностью;
  • - принцип самозащищенности систем (создание систем с пассивными и внутренне присущими характеристиками безопасности). Пассивные средства защиты действуют автономно, основаны на знании законов природы и поэтому заведомо обладают высокой надежностью.

При реализации последнего принципа необходимо соблюдение следующих правил:

  • - максимальное упрощение рабочих процессов, конструкции и систем управления потенциально опасным объектом с целью повышения надежности;
  • - минимизация запасенной энергии и вредных веществ, опасных при реализации аварийной ситуации;
  • - минимизация роли ошибок человека в инициировании и развитии аварийных процессов и повышение длительности периода, когда вмешательство человека не обязательно.

Как уже упоминалось, важной целевой составляющей предупреждения чрезвычайных ситуаций (наряду с их предотвращением) является смягчение последствий чрезвычайных ситуаций , или в других терминах, снижение размеров возможных потерь и ущерба, уменьшение масштабов последствий.

Известно, что в основе возникновения стихийных бедствий и природных катастроф лежат процессы и явления, энергетическая мощь которых несоизмерима с возможностями человечества по противодействию им. Человек способен предотвратить лишь малую их часть (некоторые сели, лавины, град и др.). То же самое в технике. Не может быть предотвращено, например, развитие аварии с автомобилем при большой скорости его движения и, следовательно, кинетической энергии, развитие взрыва - выделение энергии в течение малого промежутка времени, т.е. большой мощности.

В связи с этим профилактическая работа по отношению к таким опасным природным и техногенным явлениям сводится не только к их предотвращению, пока еще не поздно, но в основном к принятию мер по снижению ущерба, наносимого ими людям и окружающей природной среде.

Комплекс заблаговременных мер по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций включает:

  • - превентивную локализацию зон возможного воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций;
  • - подготовку к ликвидации ЧС (поддержание в готовности системы управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС; создание запасов материальных средств; подготовку к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, поддержание в готовности аварийно-спасательных формирований, совершенствование аварийно-спасательных средств; создание страхового фонда документации и т.д.);
  • - подготовку объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • - защиту населения (обеспечение средствами защиты, подготовку эвакуационных мероприятий) и многое другое;
  • - осуществление первоочередного жизнеобеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Целью государственной политики по противодействию ЧС является обеспечение защиты населения, его жизни и здоровья. В связи с этим осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих защиту населения, является важнейшим направлением деятельности органов государственной власти в области обеспечения природной и техногенной безопасности. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.

Мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно. Именно они, в основном, обеспечивают при возникновении чрезвычайной ситуации смягчение ее последствий. Эти мероприятия планируются и осуществляются дифференцированно с учетом особенностей конкретных районов, городов и объектов экономики, степени реальной природной и техногенной опасности, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются исходя из принципа разумной достаточности, экономических возможностей государства или отдельных регионов по их реализации.

Составной частью комплекса мероприятий защиты в ЧС, кроме рассмотренной инженерной защиты, является радиационная, химическая, медицинская, противопожарная защита населения, а также его эвакуация. Вопросы защиты населения будут отдельно рассмотрены в главе 9.

Одним из направлений деятельности в области снижения риска и смягчения последствий ЧС является подготовка органов управления, сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативному проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. От того, насколько быстро будет оказана помощь пострадавшим, приняты меры по локализации и ликвидации очагов поражения, в значительной мере зависят масштабы последствий ЧС. Опыт показывает, что сокращение времени начала аварийно-спасательных работ в завалах зданий с 6 часов до 1 часа уменьшает людские потери на 30-40%, а повышение темпов работ в два раза увеличивает число спасенных на 35%.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на основе соответствующих программ и планов.

В процессе этой подготовки осуществляется также подготовка к осуществлению первоочередного жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации, что при успешном его проведении позволяет снизить потери среди населения и таким образом смягчить последствия ЧС.

Успех предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях РСЧС, во всех ее подсистемах и звеньях планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующей территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до органов управления нижестоящих уровней РСЧС. Со стороны органов управления вышестоящих уровней РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В настоящее время к одной из острых проблем современности относятся проблемы недопущения и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного происхождения. С каждым годом количество таких чрезвычайных ситуаций увеличивается, поэтому необходимость разработки мер по модернизации управления безопасностью не вызывает сомнений.

Полностью исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но свести к минимуму – вполне реально и возможно. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс действий, связанных с уменьшением риска появления чрезвычайных ситуаций (снижение материального ущерба и сохранение здоровья людей).

Чрезвычайные ситуации и их предупреждение

Вначале разберемся с самим понятием «чрезвычайная ситуация». Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на той или иной территории, которая возникла по причине аварии, катастрофы или стихийного бедствия. Результатом такой чрезвычайной ситуации могут быть человеческие жертвы, материальный ущерб, урон природе.

В понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций» включен комплекс мер, которые проводятся Федеральными органами России, организациями местного самоуправления, цель которых – предотвращение (недопущение) возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение объема при возникновении. Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя ряд самостоятельных направлений-действий:

  • контроль и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • повышение технологической безопасности производственных процессов и надежности оборудования и за счет этого – недопущение аварий и катастроф техногенного масштаба;
  • составление инженерно-технических мер, которые направлены на недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • лицензирование работы чрезвычайно опасных объектов производственного назначения;
  • работы, связанные с подготовкой населения к защите от аварийно опасных ситуаций;
  • информирование населения о чрезвычайно опасных ситуациях в местах проживания людей.

Понятно, что полностью предупредить большинство опасных природных катастроф невозможно (землетрясения, смерчи и пр.), однако в природе существуют многие явления, негативные последствия и разрушительное действие которых можно замедлить и остановить: предупредить спуск лавин в гористой местности или уменьшить губительную силу наводнений.

Мероприятия по уменьшению губительного действия стихийных бедствий

Меры по уменьшению вреда (материального ущерба от бедствий):

  1. Инженерная защита территорий от стихийных бедствий и катастроф (использование гидротехнических сооружений, например, плотин или дамб).
  2. Повышение физической устойчивости объектов к действию поражающих факторов при аварийных ситуациях.
  3. Разработка и установка систем молниеносного оповещения людей при возникновении аварийных ситуаций.
  4. Охрана труда и обеспечение безопасности объекта, поддержание убежищ в надлежащем состоянии.

Планирование таких мероприятий должно проводиться с учетом особенностей территории, где размещается объект, с учетом опасностей. Для этого территория зонируется на отдельные участки, особо пристально обращают внимание на зоны, где риск возникновения чрезвычайных ситуаций велик.

На уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций влияет расположение всевозможных объектов экономики так, чтобы они не были в центре высокой степени техногенной и природной опасности.

Согласно требований Градостроительного Кодекса России в градостроительную документацию в обязательном порядке должны быть включены мероприятия по гражданской обороне и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций. Для обеспечения безопасности людей на объекте нужно тщательно проработать все меры, направленные на защиту человека в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.