Новый закон об электричестве. Новый закон об электричестве Федеральный закон 35 об электроэнергетике

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об электроэнергетике» содержит в себе восемь глав и 47 статей. Именно данное законодательство предполагает особенности правового регулирования аспектов обеспечения энергетики и прочие вопросы, которые касаются данной сферы деятельности.

Нормы федерального закона об электроэнергетике 35-ФЗ

  1. В первой главе определяются все положения, которые имеют общее значение. В данном случае формируется аспект предмета регулирования, определяется сам закон об электроэнергетике, формируются все основные понятия данного закона;
  2. Также в законе четко определены основы организации электроэнергетики. То есть, существуют нормы, которые определяют правовое регулирование, технологическая и экономическая основа, общие принципы организации экономических отношений в данном вопросе. То есть, формируются все принципы, которые определяют отношения экономического плана в области государственной политики в отношении электроэнергетики;
  3. Формируется понятие единой национальной электрической сети. Все данные аспекты формируются в главе 3. В ней определяются понятия и правовые аспекты статуса единой системы, организация управления, услуги по передачи электрической энергии, а также особенности последующего развития данной системы;
  4. Есть нормы, которые определяют оперативно-диспетчерское управления в энергетики. Формируется понятие данной системы, определяются субъекты управления, основные принципы, функции и пр. Также, существует понятие аварийного режима. Есть нормы, которые определяют контроль за системой управления диспетчерскими службами. Формируется гражданско-правовая ответственность и пр. То есть, определяются системы, которые курируют и контролируют все вопросы по диспетчерскому управлению в сфере электроэнергетики;
  5. Система государственного контроля и регулирования определяется в пятой главе. Именно тут вы сможете найти все данные по принципам и методам регулирования и контроля, сможете узнать о полномочиях правительства в данных вопросах, а также узнаете все основы, которые позволяют курировать и регулировать тарифы в электроэнергетике. Также есть нормы, определяются тарифы оптового и розничного рынка.

Особенности законодательной базы

Сразу же следует сказать о том, что законодательная база в данном вопросе разработана и проработана до мелочей. Именно по этой причине, государство имеет уникальные возможности максимально контролировать вопрос потребления энергии, ее распределения и пр.

Нужно обратить ваше внимание на то, что в законодательстве весьма детально описаны все аспекты формирования тарифов. То есть, именно в данном законе вы сможете найти информацию о том, а каких основаниях определяются все тарифы, как для физических лиц, так и для оптовых закупщиков.


Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные...


Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»...

1. Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых подключены к системам противоаварийной и режимной автоматики и находятся под их воздействием, должны обеспечивать эксплуатацию принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании систем противоаварийной и режимной автоматики, а также возможность реализации такого воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с требованиями системного оператора или иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и требованиями сетевых организаций.

Потребители электрической энергии с управляемой нагрузкой на возмездной договорной основе оказывают услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций и иные согласованные с ними услуги. Порядок отбора и присвоения статуса потребителя электрической энергии с управляемой нагрузкой, перечень обязательных и дополнительных услуг, оказываемых потребителем электрической энергии с управляемой нагрузкой, порядок оплаты данных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях соблюдения баланса интересов согласовываются с потребителями электрической энергии с управляемой нагрузкой пределы воздействия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на данных потребителей. Оплата услуг, оказываемых потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой, должна обеспечивать полное возмещение затрат, связанных с осуществлением данной функции, и экономически обоснованный уровень рентабельности такой деятельности. Превышение согласованных пределов воздействия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой влечет за собой ответственность соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.

Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

3. Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков.

4. Гарантирующим поставщикам при осуществлении хозяйственной деятельности не могут быть предоставлены преимущества по отношению к иным энергосбытовым организациям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

5. В отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.

Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.

6. Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями.

Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.

В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Информация об устранении потребителем электрической энергии допущенных нарушений обязательств по оплате электрической энергии (мощности) учитывается при ведении предусмотренного настоящим пунктом перечня потребителей электрической энергии, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.

Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении гарантирующим поставщиком гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем электрической энергии обеспечиваемых гарантиями обязательств.

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.

Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), гарантирующий поставщик обязан принять указанные гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Расходы потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), не учитываются при установлении (утверждении) для указанных потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов).

Срок, в течение которого действует обязанность потребителя электрической энергии, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного гарантирующим поставщиком, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на осуществление федерального государственного энергетического надзора и к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.

Основания и порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) лицом, поставляющим товары, оказывающим услуги в сфере теплоснабжения с использованием арендуемых объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицом, поставляющим товары, оказывающим услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения с использованием арендуемых централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо отдельных объектов таких систем, а также лицом, признанным победителем конкурса на право заключения договора аренды такого имущества, устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

7. Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает:

Обязательность предварительного (не менее чем за пять рабочих дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;

Обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, для категорий потребителей, определяемых Правительством Российской Федерации;

Запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;

Ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии;

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ;

Обязательность установки устройств, предназначенных для удаленного и (или) автоматизированного введения ограничения режима потребления электрической энергии (далее - технические средства удаленного ограничения), в определенных этим порядком случаях;

Меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до прекращения действия предоставленных обеспечений исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Указанным в абзаце первом настоящего пункта порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляются в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации.

Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7.1. В случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Состав указанных в абзаце первом настоящего пункта мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возможно только при устранении возможности наступления указанных последствий.

7.2. Потребители электрической энергии при возникновении предусмотренных порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии в порядке, установленном указанными нормативными правовыми актами, обязаны совершить действия по самостоятельному обеспечению введения ограничения режима потребления электрической энергии или обеспечить доступ уполномоченных лиц сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика к своим энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики, с использованием которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, для введения такого ограничения.

При неоднократном возникновении оснований в отношении потребителя электрической энергии (мощности) для введения ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренных порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, и нарушении им обязанностей по осуществлению действий по самостоятельному обеспечению введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств соответствующего потребителя сетевая организация (гарантирующий поставщик, если соответствующий потребитель электрической энергии является потребителем коммунальных услуг в многоквартирном доме) устанавливает технические средства удаленного ограничения при их отсутствии. Указанный потребитель обязан по требованию сетевой организации (гарантирующего поставщика) обеспечить доступ к местам установки технических средств удаленного ограничения и возместить расходы сетевой организации (гарантирующего поставщика) на установку указанных технических средств удаленного ограничения.

Функциональные и иные характеристики технических средств удаленного ограничения, порядок обеспечения доступа к местам установки технических средств удаленного ограничения, порядок установки и эксплуатации технических средств удаленного ограничения, порядок расчета расходов на установку технических средств удаленного ограничения, подлежащих возмещению потребителем электрической энергии (мощности), а также порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии при возникновении предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике оснований с использованием технических средств удаленного ограничения определяется порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством.

8. При возникновении дефицита электрической энергии и мощности для предотвращения угрозы нарушения устойчивости режима работы Единой энергетической системы России и предотвращения развития общесистемной аварии ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, включая ограничения, обусловленные использованием средств противоаварийной автоматики, применяются субъектами оперативно-диспетчерского управления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. В целях предотвращения нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей по не зависящим от действий субъектов электроэнергетики причинам, в том числе по причинам, вызванным опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями, в субъектах Российской Федерации создаются коллегиальные органы - штабы по обеспечению безопасности снабжения электрической энергией ее потребителей, которые принимают решения о применении мер, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 38 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ

    38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»). Поскольку уровень напряжения электрической энергии не соответствовал нормативному, что свидетельствовало о предоставлении некачественного ресурса, административный орган, имея...
  • Определение от 17 июня 2019 г. по делу № А32-28671/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    В пункте 20 Правил № 442. Считая предписание незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства...

  • 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основными положениями № 442, Постановлением РЭК Свердловской области от 17.10.2006 № 130-ПК «О гарантирующих поставщиках электрической...
  • Решение от 6 февраля 2019 г. по делу № А56-122373/2018

  • ...вмененного обществу правонарушения является неисполнение указанными лицами в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом при проверке соблюдения требований технических регламентов. Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и...
  • Постановление от 6 февраля 2019 г. по делу № А60-66174/2017

    Арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО)

    Потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), пункт 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской...

    Решение от 6 февраля 2019 г. по делу № А56-122363/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Режима потребления электроэнергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - особо значимые потребители). В соответствии с абз. 11 п. 7. ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ № 35) потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим...

Энергетика - одна из ведущих отраслей современной Российской экономики. В настоящее время на территории РФ функционирует порядка 700 электростанций общей мощностью в 236,34 ГВт, составляющие ЕЭС Российской Федерации. Для регулирования их деятельности Государственной Думой РФ был принят соответствующий закон.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» N 35-ФЗ принят 23 февраля 2003 года и одобрен Советом РФ 12 марта 2003 года. Действительный закон о электроснабжении регламентирует деятельность объектов ЕЭС, юридические аспекты экономических отношений в области электроснабжения и определяет права и обязанности юридических лиц и потребителей в обозначенной сфере. Основанием для действительного закона является Конституция Российской Федерации.

ЕЭС (ОЭ) играет ведущую роль в осуществлении электроснабжения населения. Собственники электропроизводящих предприятий, входящих в состав Общероссийской Электросети, ограничиваются в своих правах. Эти нормы приняты в рамках обеспечения безопасности потребителей электрической энергии.

Рассматриваемый закон предусматривает ограничения по части:

  • Прав на оформление договорённости об электроснабжении с эксплуатацией объектов электрохозяйства, составляющих часть Единой Энергетической Системы;
  • Эксплуатации, признания непригодными для эксплуатации системных объектов без постановления органов управления ЕЭС.

Рассмотренные ограничения не применяются для изъятия у собственников доходов, приобретённых посредством осуществления права на энергетическую деятельность, предусмотренного законом.

При нарушении органом управления Единой Национальной Электросети условий, утверждённых в п. 1 ст. 21 настоящего закона, законные владельцы предприятий, осуществляющих электроснабжение, получают право самостоятельного заключения договоров по предоставлению электричества. Соответственно, в рамках рассматриваемого случая снимается запрет, предусмотренный в ч. 1 ст. 7 закона 35-ФЗ об электричестве для населения.

Централизованное оперативно-диспетчерское управление системами электроснабжения производится в соответствии нормам технического устава. Цель систематизированного управления - обеспечение безопасности, надёжности и высоких качественных характеристик процесса .

Организацией, на которую возлагаются управленческие обязанности в пределах ЕЭС РФ, является системный оператор . Это акционерное общество, доля непосредственного участия в уставном капитале которого по закону не может составлять более 52% процентов в период реформирования. По истечению указанного периода, доля акционеров должна составлять 100%.

Настоящий Федеральный закон не уполномочивает системного оператора и другие оперативно-диспетчерские системы энергетических объектов на закупку, продажу и производство электричества, кроме как для обеспечения работы и электроснабжения ЭС.

При возникновении опасностей деформации оборудования и прекращения (ограничения) тепло- и электроснабжения, объявляется режим чрезвычайной ситуации (ст. 15 настоящего Федерального закона). Действия управляющих органов в критических условиях регламентируются в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации.

Согласно нормативным актам актуального текста ФЗ об энергоснабжении 35-ФЗ надзор за деятельностью руководства Единой Энергетической Системы РФ, наложение запрета на дальнейшую трудовую деятельность недобросовестных операторов - прямая обязанность Правительства Российской Федерации.

При оплате услуг по предоставлению электроснабжения, учитывается компенсация затрат на расходы по организации администрирования по осуществлению электроснабжения, и экономически обоснованную прибыль. Тарифы на электричество для населения регулируются непосредственно государством.

Согласно ст. 23 настоящего Федерального закона, при упорядочивании цен и надбавок учитываются:

  • Расчётные себестоимость и прибыль, предполагаемая от предоставления услуг по энергоснабжению;
  • Затраты на выработку и сбыт электроэнергии коммерческими предприятиями;
  • Результаты плановой деятельности ЭС со времени действия предшествующих тарифов;
  • Соответствие требованиям акта об энергоснабжении и повышении качественной эффективности;
  • Наличие открытых и прозрачных взаимоотношений с потребителями и населением.

В Федеральный нормативный акт об электричестве планомерно вводятся изменения. Последние поправки были внесены 30 июня 2017 года.

Скачать Федеральный закон об электроэнергетике

В целях ознакомления с нормативами в отношении электроснабжения в Российской Федерации, необходимо ознакомиться с положением действительного закона. Актуальный текст Федерального закона «Об электроэнергетике» N 35-ФЗ можно скачать по

Последние изменения, внесенные в ФЗ 35

Последние поправки в действительный Федеральный закон ФЗ-35 были внесены 30 июня 2017 года и вступили в силу 18 июля 2017 года. Изменения коснулись нескольких статей и положений.

Ч. 8.1 ст. 23 настоящего закона об электроснабжении дополнена новыми абзацами 4, 4 и 6. В их тексте утверждается процентная ставка акционерного сообщества в отношении ЕЭС - 50% плюс одна голосующая акция. Субъекту, согласно юридическому праву, принадлежит энерговырабатывающее оборудование суммарной мощностью не менее 10 000 МВт.

Ст. 32 рассматриваемого закона дополнена пунктом 1.1, гласящим о положении субъектов оптового рынка по отношению к планируемым реформам в сфере энергоснабжения на территории Дальневосточного округа.

Годами ранее существенные поправки были внесены и в другие статьи. Федеральным законом N 196-ФЗ, принятым 23 июня 2016 года, утверждены правки в статье 2 нормативного акта об электроснабжении. В ч. 1 ст. 2 говорится, что рассматриваемое законодательство базируется на принципах Конституции Российской Федерации и состоит из нормативов Гражданского кодекса, ФЗ-35 и Указов Президента Российской Федерации.

К рядовой терминологии 35-ФЗ, согласно ст. 3 действительного Федерального закона, относятся понятия:

  • Электроэнергетика - экономическая отрасль РФ, вовлечённая в сферу экономических отношений, основанных на выработке и реализации электрической энергии;
  • Единая Энергетическая Система - централизованная совокупность предприятий, осуществляющих энергоснабжение на территории Российской Федерации;
  • Субъекты электроэнергетики - юридические и физические лица, деятельность которых относится к энергетической системе и области электроснабжения;
  • Потребители электроэнергии - граждане, приобретающие электроэнергию для личных или производственных нужд.

Согласно поправкам на основании Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ, в ч. 4 ст. 26 35-ФЗ указывается порядок преобразования объектов электрообеспечения в случае смены законного владельца. Новый собственник обладает полномочиями присовокупления в технологическом смысле к энергопринимаемому устройству объект электроснабжения, принадлежащий другому лицу. Это допускается в случае выполнения владельцем всех технологических условий по эксплуатации и содержанию объекта энергоснабжения. При передаче права собственности и получении вытекающих из этого полномочий, новый владелец обязан уведомить сетевую организацию.

Согласно поправке в ч. 8 ст. 38 настоящего закона об электроснабжении, произведённой на основании 196-ФЗ от 23 июня 2016 года, меры, предпринимаемые в случае дефицита электроснабжения, возникновения внештатных ситуаций и аварий, производятся уполномоченными представителями оперативно-диспетчерского управления. Порядок соблюдения мер предосторожности и ограничений определяется Правительством Российской Федерации.

Электроэнергетика — это область энергетики, в которую входит производство, конвертация и передача электрической энергии.

Чтобы урегулировать правовые основы экономических отношений в области электроэнергетики, был принят Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике».

Общие положения

Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике» был принят Государственной Думой 21 февраля 2003 года, а одобрен Советом Федерации 12 марта того же года. Последние изменения в Федеральный закон были внесены 29 декабря 2017 года. Также в это время вносились изменения в ФЗ 224. Подробности читайте

Краткое содержание ФЗ 35:

  • Глава 1 — описывает общие положения ФЗ 35;
  • Глава 2 — перечисляет основы организации электроэнергетики;
  • Глава 3 — описывает, что такое единая национальная электрическая сеть;
  • Глава 4 — раскрывает понятие системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
  • Глава 5 — описывает систему контроля и регулирования на государственном уровне;
  • Глава 6 — перечисляет правовые основы деятельности оптового рынка;
  • Глава 7 — описывает основы организации розничных рынков;
  • Глава 8 — перечисляет заключительные положения и особенности осуществления хозяйственной деятельности.

Последние поправки, внесенные в ФЗ 35

Последняя редакция Федерального закона № 35 «Об электроэнергетике» была осуществлена 29 декабря 2017 года. В частности, изменились следующие статьи:

16 абзац ст 3

В нем описывается понятие «энергосбытовые организации». Под энергосбытовыми организациями понимаются компании, которые проводят энергосбытовую деятельность.

29 абзац ст 3

Описывается понятие «гарантирующий поставщик электрической энергии». Это коммерческая организация, деятельность которой ведется на основании законодательства Российской Федерации. Она осуществляет энергосбытовую деятельность, которая обязана заключить договор энергоснабжения, купли-продажи, электрической энергии с любым потребителем электрической энергии или с лицом, который действует от собственного имени или от имени потребителя и того, который желает приобрести электрическую энергию. Также читайте о последних изменениях ФЗ №261. Ссылка

Ст 3 была дополнена абзацами

Рассмотрены следующие понятия:

Энергосбытовая деятельность — деятельность по реализации приобретенной и произведенной энергии электричества. Продажа осуществляется на розничных рынках в пределах РФ.

Лицензирование энергосбытовой деятельности — активность федерального органа исполнительной власти, который уполномочен правительством РФ выдавать лицензии или переоформлять их энергетическим компаниям.

Лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности — документ, который дает право заниматься сбытом электрической энергии. Выдается лицензирующим органом.

В статье 21 был изменен п 3. В нем говорится о том, что накладывать ответственность за нарушение законов РФ (в том числе об электроэнергетике) или осуществлять другие полномочия, которые предусматриваются законодательством, могут соответствующие органы федеральной исполнительной власти.

Ст 29.3 была полностью изменена. Содержание статьи описывает лицензирование энергосбытовой деятельности.

Получить лицензию организация по сбыту электрической энергии может у Правительства РФ.

Лицензия не выдается, если:

  • Компания собирается продавать электрическую энергию только конкретному поставщику или организации;
  • Произведенная электрическая энергия продается лишь организациям, чтобы компенсировать потери электрической энергии в сетях;
  • В случае реализации электрической энергии другой компании меньше, чем эта компания ее расходует.

Осуществлять энергосбытовую деятельность можно только имея при себе лицензию. Юридическое лицо, которое желает получить лицензию, должно соответствовать стандартным требованиям.

Требования для предоставления лицензии:

  • Заявитель должен быть зарегистрирован в виде Юридического лица на территории РФ;
  • Юридическое лицо не имеет непогашенную или неснятую судимость за преступление в области экономики;
  • Лицо не получало лицензию более трех лет;
  • Соискатель соответствует основным требованиям о лицензировании энергосбытовой деятельности;
  • Соискатель лицензии соответствует предусмотренным положениям о лицензировании энергосбытовой деятельности.

При предоставлении или переоформлении лицензии, выдается дубликат за который потребуется оплатить государственную пошлину. Ее размер устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Ст 35 была дополнена абзацем

Лицензия должна быть получена в целях осуществления энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, а также территориальной организацией с целью исполнения обязанностей поставщика в соответствии с законодательством.

Если электрическую энергию по документу купли-продажи электроэнергии поставляет гарантирующий поставщик, подписание такого документа является обязательным. Дата начала исполнения договора определяется на основе положений о розничных рынках.

Если покупателем стала энергосбытовая компания, гарантирующий поставщик при невыполнении требований или некачественном их выполнении имеет право отказаться от договора полностью в одностороннем порядке.

Ст 30, в которую изменения внесены не были:

В статье 30 описываются правовые основы функционирования оптового рынка. Правовые основы устанавливаются настоящим федеральным законом, требованиями оптового рынка и другими нормативными документами. В требования оптового рынка входит регулирование отношений по оборотам электрической энергии и мощности, предусмотренной Федеральным законом.

Режим импорта и экспорта устанавливается в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. На оптовом рынке регулируются отношения, которые связаны с реализацией товара, например, с показателем мощности.

Принципы организации оптового рынка:

  • Свободный доступ к участию покупателей и продавцов электрической энергии, которые соблюдают правила, установленные Российским законодательством;
  • Свободное партнерство между субъектами оптового рынка, которые соблюдают правила, утвержденные Правительством РФ;
  • Свобода подбора оптового рынка в зависимости от стоимости и ценовых заявок покупателей. Основной фактор — минимальный уровень стоимости электрической энергии;
  • Правила участия в оптовом рынке отдельных видов субъектов, которые предоставляют услуги относительно системы надежности;
  • Без дискриминации в требованиях оптового рынка в отношении отдельных субъектов, которые владеют неразвитыми и новыми объектами электрической энергии.

Скачать закон об электроэнергетике в последней редакции

Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике» регулирует правовые отношения в области электроэнергии, контролирует полномочия органов государственной власти и перечисляет обязанности и права субъектов электроэнергетики. Чтобы проанализировать Федеральный закон с последними изменениями, следует скачать закон в последней редакции по .

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:

Правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;

Процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;

Правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;

Состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

Ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

Абзацы десятый - тринадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ.

Лица, обратившиеся к сетевой организации для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения или заключившие такие договоры, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части технологического присоединения должно предусматриваться раскрытие сетевыми организациями:

Информации, являющейся существенной для принятия юридическими и физическими лицами решений об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, в том числе о предполагаемом размере платы за технологическое присоединение и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению, а также согласованных с системным оператором планов развития сетевой инфраструктуры;

Сведений о полученных заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения, плановых и фактических сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению.

2. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.

При необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством.

Сетевая организация в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков вправе отказать покупателю в исполнении своих обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в случае, если такой организации стало известно о неисполнении покупателем своих обязательств по договору купли-продажи электрической энергии.

Потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие услуги по передаче электрической энергии для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по передаче электрической энергии уплачивают сетевой организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Управляющие организации, приобретающие услуги по передаче электрической энергии для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по передаче электрической энергии уплачивают сетевой организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

3. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:

Правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров;

Порядок доступа к электрическим сетям в условиях их ограниченной пропускной способности;

Порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети;

Порядок предоставления информации о стоимости услуг по передаче электрической энергии и наличии пропускной способности электрических сетей;

Порядок рассмотрения жалоб и заявлений по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим жалобам и заявлениям решений, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами;

Порядок раскрытия информации о пропускной способности электрических сетей, об их технических характеристиках организациями, осуществляющими деятельность по передаче электрической энергии (сетевыми компаниями), в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

Порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь.

Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии исключается в условиях ограниченной пропускной способности электрических сетей возможность взимания дополнительной платы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3.1. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливают критерии, при соответствии которым у энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления сетевой организации обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, а также порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, требования к условиям его предоставления.

При установлении критериев, при соответствии которым у указанных в абзаце первом настоящего пункта потребителей услуг по передаче электрической энергии возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате данных услуг, Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии у лиц, не имеющих неисполненных обязательств по оплате данных услуг.

Правила определения суммы, на которую гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация предоставляют сетевой организации обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации исходя из размера не исполненных гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей услуг по передаче электрической энергии, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Сетевые организации обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, энергосбытовые организации и гарантирующих поставщиков, которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии. В направляемом указанным потребителям услуг по передаче электрической энергии уведомлении указываются основания возникновения у них обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено сетевой организации, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.

В случае, если потребитель услуг по передаче электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии устранил допущенное нарушение обязательств по оплате данных услуг, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей услуг по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых сетевыми организациями установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.

Информация об устранении потребителем услуг по передаче электрической энергии допущенных нарушений обязательств по оплате данных услуг учитывается при ведении предусмотренного настоящим пунктом перечня потребителей услуг по передаче электрической энергии, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.

Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии предоставляется потребителями услуг по передаче электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными сетевыми организациями в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении сетевой организацией гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем услуг по передаче электрической энергии обеспечиваемых гарантиями обязательств.

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых по договорам оказания данных услуг.

Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, сетевая организация обязана принять указанные гарантии в качестве обеспечения.

Указанными в настоящем пункте потребителями услуг по передаче электрической энергии по согласованию с сетевой организацией может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Расходы потребителей услуг по передаче электрической энергии, связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, не учитываются при установлении (утверждении) для указанных потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов).

Срок, в течение которого действует обязанность потребителя услуг по передаче электрической энергии, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного сетевой организацией, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

4. В случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.

Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

При установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.