Защита информации: нормативно-методические и руководящие документы. РД (Руководящие документы) Типовая руководящая документация

Охрана труда - Руководящие документы

Правила и нормы охраны труда и безопасности жизнедеятельности это далеко не негласные законы или теория в учебниках. Регулярно, в связи с новыми инновациями в различных отраслях промышленности, создаются новые руководящие документы, которые обязывают администрацию или руководство той или иной организации, предприятия, завода и т.п. проводить различного рода инструктажи, вводить новые меры безопасности. Руководящие документы включаются в себя законы и положения, как советских времен, так и недавние нововведения.

Руководящие документы охватывают все сферы промышленности, правила поведения на рабочем месте для представителей различных профессией и т.д. Целью создания таких документов является обеспечение безопасности сотрудников всех отраслей, особенно на объектах повышенной опасности.

Кроме того, такие документы регулируют нормы взаимоотношений между работодателями и сотрудниками в современном обществе.

Регулирующие документы состоят не только из решений правительства и специальных комиссий, но включают в себя и международные нормы и требования, обязательные к выполнению на различных объектах, транспорте, промышленности в целом, в организациях и т.д.

Любая организационно-техническая система в области воздушного транспорта, какими являются Федеральная аэронавигационная служба РФ (ФАНС РФ) и ее составляющие: Единая система организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ), Госкорпорация по организации и обеспечению воздушного движения, системы управления полетами в аэродромном и во внеаэродромном ВП и другие функционируют в соответствии с положениями руководящих документов федерального, регионального и ведомственного уровня. Такими документами являются: законы, указы, приказы, наставления и руководства, содержащие положения, регламентирующие деятельность должностных лиц, их взаимоотношения при решении организационных, финансовых, технических и других вопросов.

Приведем краткое содержание некоторых основных руководящих документов по организации использования воздушного пространства РФ, порядку и правилам подготовки и выполнения полетов.

Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы использования ВП России и деятельности в области авиации, которые направлены на обеспечение потребностей обороны и безопасности государства, народного хозяйства и граждан в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечении безопасности полетов воздушных судов и экологической безопасности. Этим документом в РФ устанавливается три вида авиации: гражданская, государственная и экспериментальная.

Гражданская авиация предназначена для обеспечения потребностей граждан и народного хозяйства, она используется на коммерческой и безвозмездной основе.

Государственная авиация предназначена для выполнения государственных задач: обороны, внутренних дел, безопасности, ликвидации чрезвычайных ситуаций, мобилизационно-оборонных задач и других. Государственная авиация включает в себя авиацию Министерства обороны в составе авиации ВВС, СВ и ВМФ, авиацию Министерства внутренних дел, авиацию Министерства чрезвычайных ситуаций; авиацию ФСБ, авиацию Росавиакосмоса, авиацию РОСТО (ДОСААФ) России.

Экспериментальная авиация предназначена для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследова­тельских работ, а также для испытания авиационной и другой техники.

В воздушном кодексе РФ отражены вопросы управления и обеспечения полетов воздушных судов (ВС), использования средств связи, организации поиска и спасения терпящих или потерпевших бедствие экипажей и пассажиров воздушных судов, а также другие вопросы деятельности органов и должностных лиц всех видов авиации РФ.

Воздушным кодексом РФ установлены приоритеты, предоставляемые пользователям воздушного пространства. Высшим приоритетом обладают действия, связанные с предотвращением вооруженного вторжения на территорию РФ, воздушного нападения и нарушений Государственной границы. Низшим приоритетом обладают действия, направленные на удовлетворение потребностей отдельных граждан в использовании воздушного пространства (ИВП). В воздушном кодексе также приведены часто встречающиеся в различных документах по организации и ИВП понятия. К таким понятиям относятся следующие.



Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Аэродром - участок земли или воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются воздушные суда гражданской и государственной авиации и (или) экспериментальной авиации.

Аэродром совместного использования - аэродром государственной авиации, на котором осуществляется взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме.

План полета воздушного судна - документ, представляемый пользователем воздушного пространства соответствующему органу управления воздушным движением при наличии разрешения на использование ВП.

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации , разработанные в соответствии с Воздушным кодексом РФ, устанавливают порядок ИВП всеми видами авиации РФ в интересах экономики и обороны страны в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, а также обеспечения безопасности при его использовании. В этом документе определены основные понятия, относящиеся к структуре воздушного пространства, пространственным элементам и их размерам, методам и нормам эшелонирования воздушных судов в элементах ВП.

Федеральные правила ИВП определяют основные положения по организации управления воздушным движением (УВД) авиации РФ во внеаэродромном ВП, например, такие как принципы использования ВП; структуру и содержание работ органов оперативного управления ВД; содержание и порядок подачи заявок на ИВП; сущность и виды планирования ИВП и непосредственного управления ВД; организацию связи и радиотехнического обеспечения при ИВП и другие.

Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации устанавливают общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в ВП РФ. В документе определены основные понятия, которые употребляются в правилах. Эти понятия относятся к воздушным судам, аэродромам, метеоусловиям, элементам ВП РФ; к видам и траекториям полета; к полетам в условиях обледенения, грозовой деятельности, турбулент­ности, отказа бортовых или наземных средств радиосвязи, отказа радиолокационных и радиотехнических средств. Знания правил полета необходимы не только экипажам ВС, но и диспетчерам оперативных органов управления полетами и воздушным движением для контроля за действиями экипажей, передачи управляющих команд, информационных сообщений и оказания помощи.

Инструкция по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства. Этот документ введен в действие совместным приказом Министра обороны и Министерства транспорта РФ и предназначен для приведения к единой форме подаваемых от пользователей ВП заявок на использование воздушного пространства РФ, планов полетов ВС, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ. Заявки составляются на специальных стандартных бланках, оформляются в виде телеграмм и передаются в органы обеспечения воздушного движения (управления полетами). Каждая телеграмма состоит из трех частей: первая часть - адресная; вторая - информационная; третья - подписная. Первая и третья части телеграмм заполняются в соответствии с установленными правилами адресования и передачи телеграфных сообщений. Вторая (информационная) часть заявок на ИВП заполняется данными в строго установленных местах бланка, соблюдая установленный шрифт, пунктуацию, обозначение элементов, время и другие правила. Смысл формализации заявок состоит в том, что принимаемые заявки в оперативных органах управления полетами и воздушным движением подвергаются автоматическому формально-логическому контролю на правильность заполнения и наличие в базе данных той информации, которая указана в заявке. Если в заявке обнаруживаются ошибки, которые нельзя оперативно исправить, то она не принимается к исполнению.

Наставление по производству полетов авиации Вооруженных сил является основополагающим документом по организации аэродромных полетов военной авиации и руководству ими. Документ разработан в соответствии с правилами полетов в воздушном пространстве РФ. В нем дается толкование специфических терминов, относящихся к деятельности военной авиации и часто употребляемых в данном Наставлении. В документе подробно излагается порядок подготовки к полетам летного состава, лиц групп руководства полетами и обеспечивающих полеты различных служб, указан порядок разработки и содержание планирующих документов. Для руководства полетами приведен состав группы руководства полетами (ГРП) и указаны зоны ответственности должностных лиц, входящих в состав группы; представлены необходимые документы, схемы, таблицы и прочие данные, используемые должностными лицами ГРП в процессе управления полетами. Подробно изложены виды обеспечения полетов и их содержание. Обеспечение полетов военной авиации, входящей в состав государственной и экспериментальной авиации, включает: обеспечение аэронавигационной информацией, штурманское обеспечение, аэродромно-техническое обеспечение, инженерно-авиаци­онное обеспечение, связь и радиотехническое обеспечение, метеорологическое обеспечение, орнитологическое обеспечение, медицинское обеспечение, парашютно-спасательное обеспечение, поисково-спасательное обеспечение, объективный контроль полетов.

Знание положений рассматриваемого документа необходимо не только при организации полетов государственной и экспериментальной авиации и руководстве ими, но и органам внетрассового управления зональных, районных и укрупненных центров УВД РФ.

Наставление по производству полетов в гражданской авиации. Этот документ по структуре и содержанию похож на предыдущий документ, предназначенный для авиации Вооруженных сил. Его отличие состоит в специфике понятий, относящихся к правилам выполнения и обеспечения полетов гражданской авиации, а также управлению воздушным движением.

В гражданской авиации движение ВС по аэродрому от места стоянки к исполнительному старту или после посадки и руления к месту стоянки (перрону) рассматривается как воздушное движение и управляется диспетчерами. На площади маневрирования аэродрома и в аэродромном ВП управление воздушным движением осуществляют диспетчерские пункты руления (ДПР), диспетчерские пункты старта (ДПС), диспетчерские пункты посадки (ПДП), диспетчерские пункты круга (ДПК), диспетчерские пункты подхода (ДПП). Знание положений этого документа необходимы не только диспетчерам аэродромного диспетчерского центра (АДЦ) или пункта (АДП), но и органам трассового управления зональных, районных и укрупненных центров УВД РФ.

В связи с образованием в рамках Министерства транспорта РФ отдельного специального ведомства «Федеральной аэронавигационной службы РФ» (ФАНС РФ) или сокращенно «Росаэронавигации» руководящими документами являются изданные в 2005‑2007 годах Указ Президента и Постановления Правительства РФ «О единой системе авиационно-космического поиска РФ», «О федеральной аэронавигационной службе», а также документы ведомства ФАНС по различным вопросам деятельности авиации в воздушном пространстве РФ.

Лекция № 11 / 8 семестр

Тема: Структура и содержание действующей нормативно-технической базы по поддержанию летной годности ВС.

Время: 2 часа.

Учебные вопросы: 1. Типовая руководящая документация.

Пономерная документация.

Типовая руководящая документация.

Типовая руководящая документация включает документы, которыми экипажи и инженерно-технический состав (ИТС) руководствуются при технической эксплуатации и обслуживании ВС данного типа (рис. 1). Она разрабатывается организациями авиационной промышленности и ГА на основании Программы технического обслуживания и ремонта самолетов ГА (ГОСТ 28056-89) и принимается к руководству после утверждения или ввода в действие документами госавиаслужбы.

Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) содержит правила самолетовождения на всех этапах полета, правила полетов в различных условиях и особых ситуациях, указания по эксплуатации силовых установок и бортовых систем на земле и в полете, порядок взаимодействия членов экипажа со службой управления воздушным движением.

Руководство (инструкция) по технической эксплуатации (РТЭ) включает все указания, необходимые для ТО, выполнения работ по замене агрегатов, регулировочных и других работ на ВС.

Регламент и Технологические указания по ТО определяют объекты обслуживания, объемы, периодичность и порядок выполнения работ в процессе эксплуатации ВС.

Руководство (технология) по ремонту определяет требования по выполнению всех видов ремонтных работ, выполняемых на ВС как в условиях ремонтного, так и эксплуатационного авиапредприятия.

Альбом основных сочленений и ремонтных допусков и Каталог деталей и сборочных единиц относятся к номенклатуре ремонтной документации, однако, в процессе технической эксплуатации при выполнении работ по текущему ремонту, подбору деталей и узлов и составлении заявок на них в эксплуатационных предприятиях возникает необходимость в руководстве данными документами.

Бюллетени промышленности определяют работы (доработки), связанные с устранением конструктивных и производственных недостатков, а также введением конструктивных улучшений АТ.

Ведомости запасных частей , инструментов и принадлежностей (ЗИП) устанавливают номенклатуру, назначение и количество их, необходимое для ТОиР ВС, Нормы расхода запасных частей и материалов регламентируют наличие в предприятии и запросы по годовым заявкам обоснованного количества агрегатов и расходных материалов. По ним постоянно корректируются перечни ЗИП.

Разработка типовой документации для отечественных ВС военного и гражданского назначения регламентируется в настоящее время стандартами:

- «ГОСТ 18675-79. Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее»;

- «ГОСТ 28056-89. Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание программы ТО и ремонта».

Указанные стандарты содержат значительное количество не увязанных между собой требований к разработке и поставке эксплуатационных и ремонтных документов. Так, в ГОСТ 18675-79 изложены требования о разработке регламента технического обслуживания ВС, который должен поставляться с каждым образцом ВС, а ГОСТ 28056-89 требует от разработчика ВС создания программы ТОиР, которая в значительной степени дублирует содержание регламента и подлежит сертификации. Кроме того, ГОСТ 18675-79 остался по существу на уровне первых редакций спецификации АТА-100, положенной в его основу, в то время как за рубежом подходы к построению, разработке и оформлению ЭД и РД получили существенное развитие.

Не решены также вопросы трансформации номенклатуры и содержания ЭД и РД (в частности, руководств по технической эксплуатации и по ремонту) с учетом внедрения эксплуатации по техническому состоянию, изменения условий поставки ВС, изменения системы государственного регулирования деятельности авиационной промышленности и эксплуатантов гражданской и военной авиационной техники.

Рис. 1. Типовая руководящая документация

Принципиальные недостатки указанных стандартов, обуславливающие необходимость их пересмотра в современных условиях, можно обобщить следующим образом:

Ø изложение единых (уже устаревших) требований к военной и гражданской ЭД и РД при существенно изменившихся принципах разработки, сертификации, изготовления и поставки этих документов в ГА;

Ø отсутствие четкой целевой направленности программы ТОиР, дублирование содержания программы ТОиР и регламента ТО;

Ø избыточность требований к объему информации, включаемой в программу ТОиР;

Ø отсутствие четкой регламентации в рассматриваемых стандартах

порядка сертификации ЭД и РД.

Пономерная документация

Пономерная документация (рис. 2.) заводится на авиационную технику и все изделия, идущие на ее комплектацию, имеющие заводские номера.

При выполнении полетов над территорией Украины и по международным воздушным линиям на борту ВС должны находиться бортовые документы: Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна Украины. Удостоверение (Сертификат) о годности гражданского воздушного судна Украины к полетам, Бортовой журнал, Санитарный журнал, а также Задание на полет, Справка о работе АТ в рейсе, сопроводительные ведомости, центровочные графики, схемы пробивания облачности и захода на посадку, штурманский бортовой журнал, Бюллетень погоды, Контрольная карта и другие полетные документы. ВС, проходящие заводские и государственные испытания, при выполнении полетов должны иметь временные Удостоверения (Сертификаты) о годности к полетам, выдаваемые заводами Свидетельство государственной регистрации гражданского ВС выдается госавиаслужбой министерства транспорта Украины в соответствии с Правилами, установленными в Украине.

Удостоверение о годности ВС к полетам в настоящее время заменяется на «Сертификат летной годности экземпляра ВС». При сертификации экземпляра ВС преследуются следующие основные цели:

1. Определение степени соответствия конструкции и характеристик экземпляра воздушного судна его типовой конструкции. Это главная цель сертификации, которая соответствует определению сертификата летной годности, приведенному в Воздушном кодексе Украины.

2. Контроль соблюдения условий эксплуатации и применения экземпляра воздушного судна, которые зафиксированы в его эксплуатационной документации. Например, при продлении ресурса и срока службы указываются условия их отработки и нарушение этих условий недопустимо.

3. Контроль выполнения директив летной годности и других нормативных документов в части поддержания летной годности.

Рис. 2. Пономерная документация

Таким образом, выдаваемый сертификат летной годности – это документ, удостоверяющий соответствие экземпляра ВС типовой конструкции и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации данного экземпляра ВС с установленными для него ограничениями.

Под типовой конструкцией при этом понимается конструкция типа ВС (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям летной годности и охране окружающей среды удостоверено Сертификатом типа (Аттестатом о годности к эксплуатации).

К числу основных требований относятся, например, следующие:

· действующая эксплуатационная документация экземпляра ВС должна содержать все изменения и дополнения (включая и изменения типовой конструкции);

· судовые документы экземпляра ВС должны соответствовать требованиям нормативных документов ГС ГА Украины;

· конструкция экземпляра ВС должна иметь назначенные ресурс и срок службы, достаточные для продолжения его безопасной эксплуатации для установленных (в действующей эксплуатационной документации) условий эксплуатации и в течение срока, который будет указан в сертификате летной годности на экземпляр ВС;

· на конструкции экземпляра ВС должны быть выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные его действующей эксплуатационной документацией, бюллетенями и другими документами ГС ГА, если сроки исполнения этих работ истекли на дату подачи заявки на сертификацию экземпляра ВС;

· в конструкции экземпляра ВС в процессе отработки назначенного(межремонтного, до первого капитального ремонта) ресурса и (или) срока службы должны быть заменены детали и элементы с ограниченным ресурсом согласно действующей эксплуатационной документации, бюллетеням и другим документам госавиаслужбы министерства транспорта Украины.

Бортовой журнал вводится для регистрации результатов контроля технического состояния и оформления приема и передачи ВС. Бортовой журнал ведется бортинженером (бортмехаником) или пилотом. Контроль за правильностью ведения журнала осуществляет ведущий инженер АТБ, а также руководящий инженерный состав базы и летного подразделения, которые заносят результаты проверки в соответствующий раздел журнала.

Санитарный журнал ведется медицинским персоналом предприятия, обеспечивающим надзор за внутренним санитарным состоянием ВС.

Пономерными документами, учитывающими наработку и техническое состояние ВС, двигателей и установленных на них агрегатов, являются формуляры и паспорта. Они выдаются заводом-изготовителем на каждое изделие АТ и являются его принадлежностью.

Формуляр и паспорт являются документами, удостоверяющими, что АТ изготовлена в соответствии с действующей технической документацией и принята специалистами по техническому контролю Изготовителя и представителя Заказчика.

В формуляре ВС приводятся основные технические данные, необходимые для эксплуатации ВС, помещены те особенности, которые относятся к данному экземпляру ВС и которые необходимо учитывать при эксплуатации и ремонте; перечислены агрегаты и приборы, входящие в состав планера, ресурсы и сроки службы которых равны, выше или ниже установленных для ВС. Имеются сведения о приемке ВС от предприятия-изготовителя.

Учет работы ВС ведут в формуляре по первичным данным (по карточкам учета ресурса и справкам о работе авиационной техники в полете) по каждому рейсу (полету) ежедневно. Итоги наработки подводятся за месяц и год.

Кроме того, в формуляр вносят сведения о движении ВС в эксплуатации в случае его передачи из эксплуатирующей организации в другую:

О выполнении регламентных работ, доработок и осмотра по бюллетеням и указаниям;

О работах, связанных с ремонтом планера и систем ВС в процессе эксплуатации; о рекламациях, предъявленных предприятиям-изготовителям; о ремонтах, проводимых ремонтными предприятиями; контрольных полетах; контроле состояния ВС и его систем инспектирующими лицами.

Формуляр двигателя имеет большинство разделов, по назначению и содержанию аналогичных разделам формуляра ВС. В нем фиксируются параметры, получаемые при контрольных проверках работы двигателя на земле и в воздухе после выполнения регламентных и регулировочных работ, а также после замены агрегатов и в ряде других случаев. Учет времени работы двигателя ведется по режимам его работы.

Требования к структуре и порядку ведения формуляров ВС и двигателя установлены ГОСТ 27692-88 «Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание формуляров».

Паспорта и этикетки заводятся: на изделия, идущие на комплектацию авиационной техники (самолеты, вертолеты, двигатели, ВСУ, планеры, тренажеры, наземные средства контроля, учебные классы); средства наземного обслуживания; контрольно-проверочную аппаратуру (КПА) специзделий; модули двигателя.

Решение о составлении паспорта или этикетки на конкретное изделие, имеющее заводской номер, принимает Разработчик по согласованию с представителем Заказчика.

Требования к структуре и порядку ведения паспортов и этикеток установлены ГОСТ 27693-88 «Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение. Изложение, оформление и содержание паспортов и этикеток». В паспортах фиксируется движение изделий и итоговые сведения, характеризующие его состояние при снятии в ремонт или на хранение.

В случаях, когда формуляр (паспорт) полностью использован, заводят его продолжение. Слово «продолжение» пишется на титульном листе нового формуляра (паспорта), а на титульном листе использованного записывается:

«Заведено продолжение (дата)». В продолжении заносят все итоговые данные из основного формуляра (паспорта), а также все основные сведения о ВС (двигателе, агрегате), после чего производятся текущие записи. Продолжение формуляра является обязательным приложением к использованному, без которого оно не имеет силы официального документа. Формуляр (паспорт) уничтожается по акту через год после списания АТ. В тех случаях, когда АТ, формуляр (паспорт) которой утрачен, пригодна к эксплуатации, на нее заводится дубликат формуляра (паспорта).

Выдавать дубликат формуляра на ВС и двигатель могут только главные инженеры управлений после расследования факта утери, наказания виновных и проверки технического состояния АТ. Дубликат формуляра (паспорта) на агрегат выдается главным инженером АТБ или ремонтного предприятия.

Формуляры и паспорта хранятся в служебном помещении ПДО АТБ.

Ответственным за правильное ведение формуляров и паспортов является лицо, обслуживающее самолет (двигатель), или техник ПДО по учету самолетно-моторного парка, а при хранении и транспортировке – лицо, ответственное за хранение и транспортирование.

Формуляры (паспорта) должны находиться на борту ВС во время его перегонки для передачи в другое эксплуатационное предприятие, при направлении в ремонт, на переоборудование, доработку и при возвращении к месту постоянного базирования, а также при перегонке ВС в другое эксплуатационное предприятие для выполнения периодического вида ТО.

Помимо формуляров и паспортов заводы-изготовители выдают таблицу нивелировочных данных, тарировочные графики регистраторов режимов полета.

Формуляр силовых элементов планера (карту прочности) выдает завод ГА после первого ремонта ВС. Ведет формуляр инженер лаборатории диагностики или ведущий инженер технического отдела АТБ, который вносит в него необходимые сведения в случае каких-либо повреждений или поломок силовых элементов конструкции ВС, допущенных в процессе эксплуатации.

«Паспорт коррозионного состояния самолета (вертолета)» (Приложение 4) введен в ГА Указанием госавиаслужбы министерства транспорта Украины в целях усиления контроля за техническим состоянием ВС в процессе эксплуатации путем оценки эффективности мероприятий по выявлению и устранению коррозионных дефектов. Ведение «Паспорта» осуществляется в соответствии с «Технологической инструкцией по ведению паспорта коррозионного состояния самолета (вертолета)», а также руководствуясь требованиями регламентов ТО и технологических указаний по выявлению и удалению коррозионных повреждений и восстановлению ЛКП с учетом обязательного использования соответствующих инструкций Наличие и правильность ведения пономерной документации контролируют инженеры ОТК, а бортовой документации – летный инспекторский состав, при этом перечень пономерной документации, которую содержат на борту ВС в полете, определяется Наставлением по производству полетов.

Ниже представлены основные документы, регламентирующие порядок технической защиты информации и содержащие набор требований, предъявляемых к системам, обрабатывающим информацию различного уровня конфиденциальности. Данные документы позволяют разработать систему информационной безопасности, удовлетворяющую требованиям законодательства РФ.

Таблица

Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Утверждены руководством 8 Центра ФСБ России 21.02.2008 №149/6/6-622 Нормативно-методический документ ФСТЭК России от 15 февраля 2008 г. «Основные мероприятия по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных» Нормативно-методический документ ФСТЭК России от 15 февраля 2008 г. «Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации. Утверждены руководством 8 Центра ФСБ России 21.02.2008 №149/54-144
Нормативно-методический документ ФСТЭК России от 15 февраля 2008 г. «Рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
Нормативно-методический документ ФСТЭК России от 15 февраля 2008 г. «Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
Руководящий документ. Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения.
Руководящий документ. Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации.
Руководящий документ. Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации.
Руководящий документ. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации.
Руководящий документ. Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации.
Руководящий документ. Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей.