Государственное управление бжд. Понятие об управлении безопасностью жизнедеятельности Какие мероприятия входят в систему управления бжд

Органы управления безопасностью жизнедеятельности.

Законодательные и нормативно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.

Понятие об управлении безопасностью жизнедеятельности.

Тема 1. Управление безопасностью жизнедеятельности.

Управление безопасностью жизнедеятельности – это управление охраной труда и обеспечением необходимых условий труда, управление охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

В силу объективных закономерностей неизбежен переход от осуществления разрозненных, частных мер по охране труда, экологии, ликвидации уже происшедших аварий, катастроф и других чрезвычайных событий к научному, системному управлению безопасностью человека вовсех сферах его жизнедеятельности.

Под управлением БЖД понимаетсяорганизованное воздействие на систему «человек-среда» в целях достижения желаемых результатов.

Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное).

Управление безопасностью жизнедеятельности состоит в подготовке, принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получение выгод.

Система управления безопасностью жизнедеятельности (СУБЖ) – это совокупность органов управления, реализующая определенными методами функции управления в целях достижения заданного, социально приемлемого уровня безопасности.

С точки зрения кибернетики СУБЖ, как и всякая система управления, представляет собой совокупность управляющей части – субъекта управления и управляемой - объекта управления , связанных каналами передачи информации.

Принципиальная схема СУБЖ

Сущность управления заключается в том, что управляющий орган на основании информации, поступающей по каналам обратной связи с объекта управления, вырабатывает управленческие решения и осуществляет соответствующие управляющие воздействия, направленные на регулирование входов системы «человек – среда обитания». В результате система «человек - среда обитания» переходит в более безопасное состояние, информация о параметрах которого передается по каналам обратной связи в управляющую систему. Таким образом, происходит целенаправленный замкнутый (циклический) процесс, обеспечивающий достижение приемлемого уровня безопасности.


Конечная цель управления безопасностью жизнедеятельности – обеспечение заданного уровня безопасности системы «человек – среда обитания».

Эта цель подразделяется, в свою очередь, на две подцели :

обеспечение безопасности среды обитания;

обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

Исходя из особенностей сферы деятельности человека, можно выделить следующие основные цели СУБЖ:

обеспечение безопасности производственной деятельности;

обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере;

обеспечение экологической безопасности;

предотвращение, снижение риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.

Достижение целей и задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения управляющим органом комплекса необходимых, повторяющихся работ – функций управления. Они характеризуют определенную сферу управленческой деятельности и отвечают на вопросы: что нужно делать в системе управления, какие виды управленческих работ необходимо выполнять.

Управлениебезопасностью жизнедеятельности состоит из следующих взаимосвязанных функций :

учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе «человек – среда обитания»;

прогнозирование условий жизнедеятельности;

планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;

организация, координация выполнения работ и оперативное управление;

активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности;

определение эффективности мероприятий;

контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ.

Перечисленные функции в СУБЖ образуют замкнутый управленческий цикл.

Функции управления реализуются посредством системы методов управления, то есть способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.

В СУБЖ используются все группы методов , применяемых в организационных системах управления: экономические, административные, социально-психологические. Управление наиболее эффективно при комплексном использовании всех перечисленных методов. Однако в настоящих условиях особую актуальность приобретает проблема создания эффективного экономического механизма обеспечения безопасности жизнедеятельности.

К средствам управления БЖД относятся:

образование (подготовка) населения;

воспитание культуры безопасного поведения;

профессиональное обучение;

профессиональный отбор;

медицинский отбор;

психологические воздействия на субъекты управления;

рационализация режимов труда и отдыха;

технические и организационные средства коллективной защиты (СКЗ);

средства индивидуальной защиты (СИЗ);

система льгот и компенсаций и др.

СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам управления безопасностью относятся:

комплексность – реализуется путем построения системы управления, охватывающей все области деятельности, все функции управления, все уровни производственной и организационной структуры, все стадии жизненного цикла продукции, все этапы производственного процесса;

делимость – реализуется путем последовательного деления структуры системы управления на элементы: подсистемы, специальные функции управления, задачи управления и т. д.;

иерархичность многоуровневой организационно-функциональной структуры системы управления;

целенаправленность – реализуется путем формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ;

замкнутость цикла управления – реализуется путем осуществления в СУБЖ полного управленческого цикла (прогнозирование, планирование, организация, координация, оперативное управление, активизация, стимулирование, учет и контроль, анализ и оценка).

В соответствии с принципом иерархичности СУБЖ любое предприятие (учреждение) , будучи относительно обособленной информационной системой, является элементом системы управления безопасностью более высокого порядка (республика, регион, отрасль ). В свою очередь, внутри предприятия также могут формироваться различные уровни организационно-функциональной структуры управления – от рабочего места, участка до предприятия в целом.

В рамках данной системы формируются самостоятельные целевые подсистемы:

управления безопасностью труда;

управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды;

управления в чрезвычайных ситуациях.

В каждом из этих направлений соответ­ствующее законодательство вклю­чает в себя одни и те же виды нор­мативно-правовых актов. Это фе­деральные законы, которые прини­маются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъ­ектов Российской Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, оп­ределяющих порядок их исполне­ния.

2.1. Общие аспекты управления.

Управление БЖД - это комплекс управляющих действий по подготовке, принятию и реализации решений, направленных на обеспечение безопасности человека в сфере производства и быта как в нормальных, так и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Управление БЖД имеет правовой, социально-экономический, технический, организационный, медицинский, экологический, психологический и этический аспекты.

1. Правовой аспект заключается в разработке и обязательном выполнении законодательных и нормативных актов.

2. Социально-экономический аспект заключается в целенаправленном финансировании комплекса мер безопасности во всех сферах деятельности человека.

3. Технический - в проектировании и строительстве коммуникаций, внедрении технологий, материалов или проектов, которые ориентированы на сохранение здоровья и безопасности человека.

4. Организационный - в создании аппарата управления, надзора и контроля за безопасностью жизнедеятельности и обеспечении его функционирования на всех уровнях.

5. Медицинский аспект связан с:

 комплексной оценкой влияния всех окружающих факторов, трудовой деятельности и сопутствующих им социально-экономических факторов на здоровье человека;

 гигиенической регламентацией и государственной регистрацией любых опасных факторов;

 профессиональным отбором;

 проведением медосмотра, медико-социальной, судо-медицинской и санитарно-гигиенических экспертиз.

6. Экологический аспект заключается в обеспечении благоприятных биологических условий жизни человека и других компонентов биосферы, в уменьшении антропогенного влияния на окружающую среду.

7. Психологический аспект связан с психологическими травмами, нанесенными каждым несчастным случаем, аварией или катастрофой.

8. Этический (моральный) аспект связан со взглядами, представлениями и нормами, которые регулируют безопасное поведение людей.

Управление БЖД должно осуществляться на этапах проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции и ликвидации всех народно хозяйственных объектов.

2.6. Главные задачи и функции системы управления БЖД.

Система управления БЖД - это совокупность безопасности жизнедеятельности и элементов управления ее состоянием.

Задачи и функции системы управления:

1. Планирование работ.

2. Информационное обеспечение

3. Принятие (отмена) нормативных актов.

4. Профессиональный отбор.

5. Обучение по БЖД.

6. Регламентация трудового процесса.

7. Аттестация рабочих мест по условиям труда, паспортизация объектов.

8. Регистрация и учет.

9. Экспертиза.

10.Обеспечение санитарно-бытового, лечебно-профилактического и медицинского обслуживания.



11.Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий.

12.Научное обеспечение.

13.Международные сотрудничества

и другие функции системы

39 Руководство АСДНР

Общее руководство организацией и проведением АСДНР на объекте (территории) осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) объекта (территории).

Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС, определенные планами или назначенные для этих целей. Они несут ответственность за организацию и проведение АСДНР, безопасность людей участвующих в АСДНР.

Руководители аварийно-спасательных служб, формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия штатных руководителей ликвидации ЧС (лица, определенные законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС, назначенные органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций), к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС.

Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС при руководстве работами по ликвидации ЧС, не иначе, как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Руководитель АСДНР обязан:

· произвести разведку и оценить обстановку в месте проведения АСДНР;

· поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;

· непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе АСДНР и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства и организовать их встречу и расстановку;

· создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых;

· назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;

· организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;

· по окончании работ заслушать командиров подразделений, при необходимости, лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);

· определить порядок убытия с места АСДНР подразделений и взаимодействующих служб.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

О проведении эвакуационных мероприятий;

Об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

О проведении АСДНР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об организации доступа людей в зоны ЧС;

О разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об использовании средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

О принятии других неотложных мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации;

О привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в эти формирования, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСДНР.

Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель АСДНР должен учитывать:

· динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;

· требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытия и разборки конструкций зданий и эвакуации имущества;

· необходимость привлечения специальных служб и средств.

При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСДНР руководитель аварийно-спасательных работ должен принять решение о перегруппировке и довести его до руководителей подразделений, указав, кому, куда и как проводить перегруппировку.

Вопрос 40-41

Защита окружающей среды. Защита человека и природы от глобального негативного воздействия техносферы носит во многом правовой характер. Основные направления деятельности мирового сообщества по защите окружающей среды (Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» 1979 г., Протокол по сокращению выбросов соединений серы или их трансграничных потоков 1985 г., Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков 1988 г., Киотский протокол 1997 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Международный протокол о сокращении выбросов озоноразрушающих веществ 1987 г.). «Программа ООН по защите окружающей среды» (ЮНЭП) (с 1973 г.), резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений» (1982 г.).

Система мониторинга окружающей среды (глобальный, государственный, региональный, локальный, фоновый), источников опасностей (объектовый, аэрокосмический), здоровья работающих и населения (аттестация рабочих мест, контроль воздействия на человека опасных факторов техносферы и т.д.).

Структура управления БЖД и ЗОС. Государственное управление охраной труда. ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (права на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, право на возмещение вреда, право на получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, право на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности, право на обеспечение средствами защиты). Трудовой кодекс РФ (режимы труда и отдыха, льготы, предоставляемые женщинам и лицам моложе 18 лет, льготы и компенсации при вредных и опасных работах, обязанности работника, дисциплина труда и т.д.). ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Федеральная служба по труду и занятости.



Государственное управление охраной окружающей среды. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Закон РФ «О защите прав потребителей». ФЗ «Об охране окружающей среды» (система природоохранительного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, принципы нормирования качества окружающей среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции и эксплуатации предприятий и т.д.). Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «Об использовании атомной энергии», ФЗ «Об отходах производства и потреблении». Система стандартов «Охрана природы». Международные стандарты «Система управления качеством окружающей среды» (1999 г.). Ведомственный и общественный экологический контроль.

Защита в чрезвычайных ситуациях. Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях составляют отдельные разделы законов «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», «Об охране окружающей среды». ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

6. Планы практических и семинарских занятий

Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Семинар «Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой».

Вопросы для обсуждения:

  1. Безопасность как одна из базовых человеческих потребностей.
  2. Основные причины возникновения и развития техносферы.
  3. Безопасность как научная категория, её предмет и центральные понятия.
  4. Целесообразность ноксологии как науки об опасностях материального мира Вселенной.
  5. Понятие «опасность». Основы классификации опасностей.
  6. Этапы становления человеко- и природозащитной деятельности в России.

Практическое занятие-конференция «Глобальные проблемы современности».

Доклад: «Связь глобальных изменений с эволюцией мира опасностей»

Основные темы для выступлений:

  1. Глобальные процессы и изменения (рост населения Земли, урбанизация, крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.)
  2. Глобальные проблемы современности: разрушение озонового слоя в верхних слоях атмосферы (потепление климата).
  3. Глобальные проблемы современности: истощение невозобновляемых природных ресурсов (опасность энергетического кризиса).
  4. Глобальные проблемы современности: нехватка чистой воды и продовольствия (проблема перенаселенности).

Обсуждение доклада и выступлений.

Тема 2. Естественные опасности и защита от них.

Семинар «Взаимодействие общества и природы. Защита человека от естественных опасностей».

Вопросы для обсуждения:

  1. Эволюция человечества и среды его обитания.
  2. Взаимодействие человека со средой обитания
  3. Защита от переменных климатических воздействий.
  4. Освещение и зрительная работоспособность.
  5. Водопользование. Предупреждение пищевых отравлений.
  6. Массовые заболевания. Эпидемии. Профилактика и контроль.

Практическое занятие-презентация «Стихийные бедствия».

Доклад на тему: «Стихийные бедствия нового и новейшего времени».

Сообщения с использованием видеоряда, наглядных пособий:

  1. Наводнение в Европе (2002 г.).
  2. Землетрясение в Индийском океане (2004 г.).
  3. Ураган «Катрина» (2005 г.).
  4. Сычуаньское землетрясение (2008 г.).
  5. Природные пожары в России (2010 г.).


иметь представление:
- об основных законодательных и нормативных актах РФ в области БЖ;
знать:
- отражение требований законодательных и нормативных актов в области БЖ в должностных инструкциях специалистов различных категорий;
уметь:
- пользоваться документацией по БЖ, применяемой на предприятиях;
- проводить инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе со средствами измерений в сфере профессиональной деятельности.

Тема 2.1. Социально-экономические факторы обеспечения БЖ.
Экономический и социальный ущерб от последствий воздействия опасных и вредных факторов техносферы на жизнедеятельность человека.
Виды затрат на обеспечение БЖ на производстве и в бытовой среде.
Социальная и экономическая эффективность обеспечения БЖ.
Методические указания
Изучая тему, студент должен хорошо представлять, что все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных (наводнения, оползни, природные пожары, землетрясения и т. д.), биологических (эпидемии, эпизоотии), техногенных (пожары, взрывы, обрушения зданий, выбросы радиоактивных веществ, аварии на системах жизнеобеспечения), экологических (аномальные загрязнения атмосферы, засоление почв, опустынивание земель), антропогенных (вследствие ошибочных действий людей) и других опасностей. Они вызывают тяжелые экономические последствия (нарушения в сферах промышленного производства, строительства, транспорта, жилищно-коммунальной сфере, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве), которые требуют не только умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на безопасность жизнедеятельности человека, но и произведения определенных материальных затрат на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Тема 2.2. Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖ.
Отражение проблем БЖ в Конституции РФ, Основах законодательства об охране труда, кодексе законов о труде. Общегосударственные и ведомственные правила и нормы по технике безопасности, охране труда и противопожарной защите в производственной и бытовой среде.
Организационные мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной и бытовой среде.

Методические указания
Изучая эту тему, студент должен обратить особое внимание на вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Трудовое законодательство регламентирует основные и общие нормы ведения трудовых процессов. Необходимо знать, что нормативно-техническая документация подразделяется на единую, межотраслевую, предприятия, организации.
Необходимо представлять задачи и назначение санитарных норм и правил, инструкций по технике безопасности, систем стандартов безопасности труда (ССБТ).
Надо изучить и знать закон по охране окружающей среды, а также законодательные акты по чрезвычайным ситуациям.
Особое внимание следует обратить на контроль за выполнением законов, норм и правил, на ответственность за соблюдение нормативных требований по безопасности труда и по воздействию на окружающую среду.

Тема 2.3. Ответственность должностных лиц за соблюдение норм и
правил БЖ.
Распределение обязанностей административного и технического персонала предприятий (организаций и учреждений) по обеспечению БЖ.
Типовые положения и инструкции должностных лиц различных категорий по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности и гражданской обороне. Ответственность за нарушение правил и норм БЖ.
Методические указания
Студент должен знать основные обязанности администрации по охране труда, указанные в отраслевых правилах охраны труда. Контролирует проведение мероприятий по созданию безопасных условий труда руководитель предприятия, отдел безопасности или инженер по технике безопасности, который подчинен главному инженеру предприятия.
Необходимо знать задачи управления охраной труда, уметь осуществлять планировании мероприятий по охране труда и контроль условий труда.
Надо четко уяснить ответственность за нарушение правил и норм БЖ и какие инструктажи проводятся на предприятиях (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой), какая должна осуществляться профессиональная подготовка и обучение персонала правил безопасности.
Практическое занятие
Проведение инструктажа по технике безопасности.

Раздел 3. Обеспечение БЖ в опасных и чрезвычайных
ситуациях (ЧС)

В результате изучения раздела студенты должны:
иметь представление:
- об основных целях, задачах и принципах организации Единой государственной системы предупреждения и действий в ЧС;
- об организации работ по ликвидации последствий ЧС;
- о мероприятиях гражданских властей при возникновении ЧС;
знать:
- причины возникновения ЧС мирного времени;
- особенности протекания техногенных аварий на производствах, связанных с профессиональной деятельностью выпускников;
- методы и средства повышения устойчивости функционирования технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС;
- принципы организации и функционирования гражданской обороны в регионах Российской Федерации и на предприятиях;
уметь:
- разрабатывать планы ликвидации последствий аварий;
- действовать в составе подразделений гражданской обороны при эвакуации в случае возникновения ЧС, оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах и ранениях.

Тема 3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Основные цели, задачи и принципы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидаций ЧС (РСЧС). Силы и средства ликвидации ЧС.
Методические указания
Необходимо уяснить Российскую систему предупреждения и ликвидации ЧС, ее предназначение, структуру и задачи, роль и место гражданской обороны (ГО) по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
В целях зашиты населения, природной среды осуществляется комплекс мероприятий: создание благоприятных условий жизнедеятельности, комфортных условий труда, защита природных сред и рациональное природопользование, защита населения и территорий от ЧС, оповещение и информирование населения об опасности по местному телевидению и по местному радио, приведение в готовность средств защиты, проверка готовности систем и средств управления, подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики, проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий, подготовка к эвакуации, а при необходимости проведение эвакуации из районов и участков, которым угрожает опасность.
Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают сигналы оповещения гражданской обороны "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!".

Тема 3.2. Функционирование технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС.
Классификация и причины возникновения ЧС мирного времени. Протекание ЧС на производствах с применением ядовитых веществ, при производстве продовольственных товаров, на транспорте, на электростанциях при транспортировании, хранении и эксплуатации различной продукции (в том числе средств измерений) и их последствия для человека, производственной и бытовой среды.
ЧС военного времени и их последствия для человека, производственной и бытовой среды.
Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой
среды при возникновении ЧС. Характеристика очагов поражения. Структура и размеры зон действия опасных и вредных факторов.
Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС. Требования к устойчивости функционирования технических систем в машиностроении, энергетике, химическом производстве, пищевой промышленности, производстве потребительских товаров, на транспорте, в бытовой среде и др.
Методы и средства повышения устойчивости функционирования бытовых и технических объектов. Прогнозирование ЧС, их последствий и профилактика их возникновения. Системы непрерывного контроля. Меры по защите персонала. Обеспечение аварийной надёжности на этапахпроектирования и строительства. Резервирование бытовых и технических объектов. Повышение устойчивости технических и бытовых систем и их управления. Аварийный режим работы технических и бытовых систем.
Методические указания
В этой теме студент должен разобраться, в чем особенности аксиомы о потенциальной опасности производственных процессов и технических систем. Уяснить, что такое требования безопасности технических средств и технологических процессов, риск (вероятность реализации опасности в зоне пребывания человека), допустимый риск, суть которого в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени, и методы его определения (технические, организационные, административные, экономические).
Всякое место в системном исследовании опасных и вредных факторов на технике принадлежит формализации и моделированию условий их проявления и воздействия.
Необходимо уяснить, что прогнозирование – это совокупность действий, которые позволяют вынести суждения относительно поведения технических систем и определяются естественными процессами и воздействия на них человечества в будущем. Прогнозирование отвечает на вопрос "Что будет, если…?"
Необходимо детально изучить экологический паспорт промышленного предприятия, уяснить, что экологическая экспертиза техники, технологий, материалов – это рассмотрение документации (или образцов) новой продукции. Целью экологической экспертизы является предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее производства, эксплуатации, использования, переработки или уничтожения.
Будущему технику необходимо знать, как проводится освидетельствование и испытание компрессоров, грузоподъемных машин, какие установки подлежат регистрации в органах Госпромтехнадзора, правила их регистрации, знать периодичность технических освидетельствований, виду и сроки испытаний.

Тема З.З.Система гражданской обороны на предприятиях
(в организациях).
Организация гражданской обороны (ГО) в регионах РФ и на
предприятиях. Порядок создания, обучения и оснащения формирований
ГО. Действия формирований ГО при возникновении ЧС и ликвидации их
последствий. ГО на экологически- и аварийноопасных объектах.
Методические указания
Гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью не допустить неблагоприятного воздействия последствий чрезвычайных ситуаций или максимально ослабить степень их воздействия, порядок оповещения и информирование населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий.
На предприятиях создаются добровольные формирования: противопожарные звенья, звено охраны общественного порядка, звено проведения АСДНР, обслуживания укрытий и убежищ, связи и т.д.
Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают следующие сигналы оповещения гражданской обороны: "Внимание всем", "Воздушная тревога" - предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города.
"Радиационная опасность". Передается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса. "Химическая тревога". Передается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения.
Студентам необходимо подробно ознакомиться с назначением и видами защитных сооружений (убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), простейшие укрытия), с их устройством и оборудованием, с подвальными приспособлениями и другими заглубленными помещениями по ПРУ для зашиты населения. Надо изучить порядок заполнения защитных сооружений, правила размещения и поведения в них.

Тема 3.4. Обеспечение БЖ в чрезвычайных ситуациях мирного и
военного времени.
Мероприятия гражданских властей при возникновении ЧС. Оповещение о ЧС. Оценка обстановки и определение границ и площадей зон поражения. Оказание первой помощи пострадавшим. Эвакуация из районов, подвергшихся разрушениям и действию вредных и опасных факторов. Санитарная обработка. Организация снабжения продовольствием. Обеспечение функционирования систем водо-, газо- и теплоснабжения, транспорта, связи и др. Обеспечение деятельности бытовых и технических объектов. Меры поддержания правопорядка.
Разработка планов и организация восстановительных работ. Участие специалистов со средним профессиональным образованием по обеспечению безопасности жизнедеятельности, организации и проведению работ при возникновении ЧС и ликвидации их последствий.
Методические указания
В этой теме студент должен разобраться в классификации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного происхождения и военного времени (стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение в случае войны различных видов оружия), причинах аварий и катастроф на промышленных объектах (вследствие воздействия внешних, природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения технологических процессов производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов, нарушение правил техники безопасности).
Следует рассмотреть чрезвычайные ситуации естественного происхождения - стихийные бедствия и способах защиты от них, разобраться в методах защиты атмосферного воздуха от токсичных примесей, методах защиты гидросферы, недр и почвенного покрова. При изучении темы необходимо представлять, какое значение имеет охрана природы на современном этапе. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов - одна из важнейших экономических и социальных задач государства. Необходимость охраны природы закреплена в Конституции РФ.
Изучить средства индивидуальной и коллективной защиты от опасных и вредных факторов. СИЗ:
- изолирующие костюмы;
- средства защиты органов дыхания;
- специальная одежда;
- специальная обувь;
- средства защиты головы;
- средства защиты, лица;
- средства защиты глаз;
- средства защиты органов слуха.
Необходимо уяснить, что к техногенным катастрофам и авариям относятся аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на транспорте в результате которых образовались пожары, разрушения.
Разобраться в особенностях радиоактивного заражения местности, воздуха и воды при авариях на РОО и основных способах защиты.
Следует уточнить, что из себя представляет ядерное оружие, как наиболее мощное оружие среди современных средств поражения, которое способно наносить большие потери живой силе и боевой технике, разрушать различные сооружения и железные дороги на обширных территориях.
К поражающим факторам ядерного оружия относятся:
- ударная волна - основной поражавший фактор. Она представляет собой область сильно сжатого воздуха, движущегося со сверхзвуковой скоростью;
- световое излучение. Источником светового излучения является светящаяся область ядерного взрыва, состоящая из раскаленных газообразных продуктов взрыва;
- проникающая радиация. Свойственна только ядерному
оружию и представляет собой поток гамма-лучей и нейтронов,
образующихся в результате мгновенного ядерного взрыва заря-
да; .
- радиоактивное заражение местности распространяется вдоль движения радиоактивного облака (по ветру).
Необходимо изучить, что из себя представляет химическое оружие. Основа его - это отравлявшие вещества (0В), представляющие собой ядовитые (токсичные) соединения, применяемые для снаряжения химических боеприпасов.
Отравляющие вещества классифицируются:
- нервнопаралитического действия - группа летальных 0В;
- отравляющие вещества общеядовитого действия - группа быстродействующих летучих 0В;
- отравляющие вещества удушающего действия;
- отравляющие вещества кожно-нарывного действия;
- отравляющие вещества психогенного действия;
- сильнодействующие ядовитые вещества.
К зонам химического заражения 0В относятся территории, подвергнутые непосредственному воздействию химического оружия, и территории, над которыми распространилось облако, зараженное отравляющими веществами с поражающими концентрациями.
Необходимо детально изучить воздействие бактериологического (биологического) оружия. К нему относятся:
- чума, острое инфекционное заболевание людей и животных;
- холера, острое инфекционное заболевание;
- сибирская язва, острое инфекционное заболевание;
- ботулизм, тяжелое заболевание, которое вызывается ботулиническим токсином;
- туляремия.
Необходимо разобраться в современных обычных средствах поражения: осколочные, шариковые, фугасные, вакуумные, огнеопасные боеприпасы.
В этой теме необходимо рассмотреть основы организации спасательных и других неотложных работ:
- устройство проездов и проходов для тушения пожаров;
- спасение людей из разрушенных и заваленных объектов;
Следует изучить, какие работы проводятся по ликвидации чрезвычайных ситуаций: при землетрясениях, наводнениях, селевых потоках и оползнях, лавинах, заносах и обледенениях, бурях, ураганах, крупных авариях и катастрофах.
Практические занятия
Оповещение о ЧС. Эвакуация персонала и населения из зоны ЧС.
Использование инженерных сооружений для защиты персонала предприятий и населения от ЧС.
Получение и применение средств индивидуальной защиты в ЧС. Функционирование пунктов первой медицинской помощи.

Тема 3.5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Составляющие здорового образа жизни. Питание, двигательная активность и закаливание организма. Режимы труда и отдыха, правила личной гигиены.
Факторы, формирующие и разрушающие здоровье. Профилактика злоупотребления вредными и опасными психоактивными веществами.
Ситуации, при которых необходима первая медицинская помощь. Виды ран и травм. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
Методические указания
В этой теме студент должен уяснить, как оказать первую медицинскую помощь себе и пострадавшему при ранениях, при кровотечениях, переломах костей, электротравмах, утоплении, повреждении головы и позвоночника, повреждении грудной клетки.
Ознакомиться с основами ЗОЖ, составляющими ЗОЖ, факторами разрушающими здоровье. Простейшими способами реанимации: искусственное дыхания, массаж сердца…
Практические занятия
Первая медицинская помощь при травмах, ожогах, ранениях. Транспортирование пострадавших в укрытие.


Похожая информация.


Понятие об управлении БЖД

При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности соблюдения затрат и получения выгод. Система управления БЖД - это совокупность органов управления, реализующее определенными методами функции управления в целях достижения заданного социально приемлимого уровня безопасности. С точки зрения кибернетики система управления БЖД представляет собой совокупность управляющей части (субъекта управления) и управляемой части (объекта управления), которые связаны каналами передачи информации.

Конечная цель управления БЖД - это обеспечение заданного уровня безопасности система человек-среда обитания.

Эта цель подразделяется на две подцели:

· Обеспечение безопасности среды обитания

· Обеспечение безопасности человека

Можно также выделить следующие направления СУБЖ (Система управления безопасности жизнедеятельности):

· Обеспечение безопасности производственной деятельности

· Обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере

· Обеспечение экологической безопасности

· Предотвращение снижения риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций

Достижение целей и решение задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения субъектов управления комплекса необходимых повторяющихся действий, которые называются функции управления .

Управление БЖД состоит из следующих функций:

1. Учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе человек-среда обитания

2. Прогнозирование условий жизнедеятельности

3. Планирование мероприятий для достижения целей и решения задач управления

4. Организация, координация выполнения работ и оперативное управление

5. Активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности

6. Определение эффективности мероприятий

7. Контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ

Функции управления реализуются посредством методов управления , т.е. способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.


К Средствам управления БЖД относятся:

1. Образование (подготовка) населения

2. Воспитание культуры безопасного поведения

3. Профессиональное обучение

4. Профессиональный отбор

5. Медицинский отбор

6. Рационализация режимов труда и отдыха

7. Средства коллективной защиты

8. Средства индивидуальной защиты

9. Средства мотивации и стимулирования

СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам относятся:

1. Комплексность - реализуется путём построения системы управлении, охватывающий все области деятельности, все функции управления, все уровни организационной структуры, все стадии жизненного цикла, все этапы производственного процесса.

2. Делимость - реализуется путём последовательного деления структуры системы управления на элементы, т.е. на подсистемы, функции управления, задачи управления и т.д.

3. Иерархичность - реализуется путём формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры СУ (системы управления).

4. Целенаправленность - реализуется путём формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ.

5. Замкнутость цикло управления - реализуется путём осуществления СУБЖ полного управленческого цикла.

В рамках СУБЖ формируются самостоятельные целевые подсистемы:

1. Управление безопасностью труда

2. Управление экологической безопасностью и охраны окружающей среды

3. Управление в чрезвычайных ситуациях

В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя определенные виды нормативно правовых актов. Это федеральные законы, которые принимаются Федеральным Собранием РФ и региональные, которые принимаются представительными органами субъектов федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющий порядок их исполнения. Подзаконными актами являются постановления правительства РФ и правительства субъектов РФ, а также постановления, приказы, распоряжения специально уполномоченных органов в области управления БЖД.

Реализация требований правовых актов законодательством РФ возложено на соответствующие органы исполнительной власти всех уровней, а также на руководство объектов экономики (т.е. на работодателей).

Законодательные и нормативно правовые основы управления БЖД.

Охрана труда

В области охраны труда основными законодательными актами являются конституция РФ, трудовой кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, федеральные законы пожарной безопасности, санитарно и педимологические благополучие населения, об основном социально обязательном страховании и др. законы.

Среди подзаконных актов основными являются:

· Постановление правительства РФ. 1) О нормативно правовых актах, содержащие требований охраны труда. 2) Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве

· Постановление Минздрава и Минтруда. 1) об утверждении рекомендаций по организации рабочей службы по охране труда фирмы 2) об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и др.)

Целями трудового, а также гражданского, административного и уголовного и иного в части норм, связанных с охраной труда законодательства, являются:

· установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан

· Создание благоприятных условий труда

· Защита прав и интересов работников и работодателей. Обеспечение их социальной и производственной безопасности.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по следующим направлениям:

1. Организация труда и управление трудом

2. Трудоустройство данного работодателя

3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя

4. Социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашение

5. Участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применение трудового законодательства, предусмотренным законом случая

6. Материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда

7. Надзор и контроль за соблюдение трудового законодательства

8. Разрешение трудовых споров

В соответствии с Конституцией РФ каждый работник имеет право на безопасное и безвредное условие труда или на отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья. При приеме на работу или смене её характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повреждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам и приёмам труда, застрахованным от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Ст.212 Трудового Кодекса РФ регламентированы обязанности работодателя.

Работодатель обязан соблюдать законодательство о труде, об охране труда, т.е. обеспечить:

1. Режим труда и отдыха соответствующий действующим нормам

2. Обучение и инструктаж работников безопасным методам и приёмам труда

3. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников

4. Выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих средств

5. Информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда..

Законодательством устанавливается дисциплинарное административное материальное и уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности или невыполнения мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, если это нарушение или неисполнение обязанностей могло повлечь или повлекло за собой несчастные случаи с людьми в зависимости от опасности нарушения и наступивших последствий.

В области защиты окружающей среды

Законодательство в этой области основана на конституции РФ и состоит из кодексов (лесной,водной и др.) федеральных законов об окружающей среды, о недрах, об отходах производства и потребления, об атмосферном воздухе и др.), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативно правовых актов РФ, законов и иных нормативно правовых актов субъектов РФ.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задачи, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области окружающей среды и обеспечение экологической безопасности устанавливает федеральный закон об охране окружающей среды!

Законом устанавливается:

· основные принципы охраны окружающей среды

· Основы управления в области охраны окружающей среды

· Права и обязанности граждан

· В области окружающей среды

· Требования в области окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

· Порядок определения зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций

· Организацию экологического контроля и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Механизм реализации данного закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, платы за загрязнение окружающей среды.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения.

Основными принципами охраны окружающей среды являются:

1) Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения

2) Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества

3) Учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения её ресурсов

4) Недопущение необратимых последствий для природной среды и здоровье человека

5) Право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательным воздействии на неё и здоровье людей различных производственных объектов

6) Неотвратимость ответственности за нарушении требований природоохранного законодательства

3) Законодательстве в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и их последствий

Вопросы о защите населения и тер. От ЧС нашли отражение в Конституции РФ. Согласно пункта М п.71 в Конституции в ведении РФ находится оборона и безопасность, а в соответствии пункта З. части 1 ст.72 осуществлении мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Нахождение в ведении РФ означает, что нормой творчеством занимаются исключительно федеральные органы государственной власти.

Закон РФ о безопасности даёт определение безопасности как состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Закон также определяет субъекты безопасности и пути её достижения.

Определения общих для РФ организационно правовых норм в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства всего земельного, водного и воздушного пространства РФ, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных происшествий (ЧС) природного и техногенного характера дано в федеральном законе о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (номер и дата принятия!)

Федеральный закон об аварийно спасательных службах и статусе спасателей

Федеральный закон о гражданской обороне.

О пожарной безопасности

Об обороне

О чрезвычайно положении

О военном положении и ряд др. законов

Управление в области охраны труда.

Управление охраны труда осуществляется на федеральном и на объектном уровнях. В соответствии со статьёй 216 ТК РФ государственного управления охраны труда, осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функцию по нормативно правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраны и труда осуществляется Министерством охраны и труда и его территориальными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по контролю за условиями и охраной труда по предупредительному надзору за строительство новых объектов и выполнение законодательства по охране труда. Особое положение в системе органов осуществляющих контроль за соблюдение законодательства об охране труда занимает государственная инспекция труда , которая в соответствии со статьёй 354 ТК РФ выполняет роль координатора надзорно - контрольных государственных и общественных органов.

Государственная инспекция труда выполняет следующие основные функции:

1. Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдение законодательства РФ о труде и охране труда посредством проверок, обследований, выдаче обязательного для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушений в пределах полномочий подготовки других материалов, документов о привлечении винновых к ответственности в соответствии с законодательством.

2. Расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует причины их возникновения и разрабатывает предложения о предупреждениях в таких случаях.

3. Рассматривает в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях.

4. Участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний в области соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда.

5. Обобщает опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда.

6. Ведёт приём населения, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушении их трудовых прав.

(Самостоятельно структура министерства труда и государственной инспекции труда РФ)

Статьёй 50 закона РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что государственные санитарные врачи Роспотреб надзора РФ по исполнению своих служебных обязанностей имеют право:

1. Получать от предприятий документированную информацию по вопросам обеспечения Сан-Эпид благополучия

2. Проводить санитарно- эпид.расследование, посещать территорию и помещение объектов, подлежащих государственному сан-эпид надзору в целях проверки соблюдения организации санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно профилактических мероприятий

3. Составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица осуществляющие государственный сан-эпид надзор имеют право давать предприятиям предписания, обязательное для исполнения ими в установленные сроки.

Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда, установленной статьёй 217 ТК РФ. В организации с численностью более 50 работников создаётся служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области. На предприятиях с численностью 50 и менее работников решение о создании службы или введение должности специалиста по охране труда принимается руководителем с учетом специфики своей производственной деятельности. Руководитель предприятия может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (обязательно с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии на предприятии службы или специалиста по охране труда, оно в праве заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Эти организации подлежат обязательной аккредитации, а перечень услуг для оказания которых необходима аккредитация устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно правовому регулированию в сфере труда. Служба охраны труда организации предприятия создаётся её руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю.