Хохломская роспись. История золотой хохломы

Хохломская роспись имеет долгую историю – она возникла ещё в XVII в. в деревнях на левом берегу Волги.

Несколько деревень освоили это ремесло, а вот сбыт продукции происходил в основном в Хохломе – отсюда и пошло общее название этого художественного промысла.

Понятие «Хохлома» многозначно: это не только название деревни, но и название вида промысла, и все изделия этого промысла, и вид росписи.

В настоящее время центром Хохломы считается город Семёнов в Нижегородской области.

Художественное объединение «Хохломская роспись»

В 1925 г. в Семёнове была создана артель «Кустарь-художник», с 1931 г. это артель «Экспорт». В 1960 г. предприятие стало называться фабрикой «Хохломская роспись», а в 1970 г. фабрику «Хохломская роспись» переименовали в художественное объединение.

Хохлома: семёновская матрёшка

Ещё в 1922 г. появилась на свет традиционная русская сёменовская матрёшка. Она отличается жёлто-красным фоном и ярким букетом цветов на фартуке. На сегодняшний день художественная фабрика отправляет на экспорт более 60 % своей продукции.

Версии и легенды

Когда и где возникла хохломская роспись, более или менее известно. Но главный вопрос: как она возникла? Что послужило толчком к созданию этого яркого и неповторимого колорита, этого сверкающего золотого фона?

И вот здесь мы узнаём, что существует несколько версий и легенд на эту тему. Перескажем одну из легенд.

В давние-давние времена жил в Москве один мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил вольную жизнь. Однажды тайно покинул он царский двор и перебрался в глухие леса.

Срубил мастер себе избу и стал заниматься любимым делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота русской земли. Так и появились первые хохломские чаши.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Приезжали люди полюбоваться работой мастера, многие оставались жить рядом. Дошла слава мастера и до грозного государя. Велел он отряду стрельцов найти и привести беглеца. Узнав о надвигающейся беде, собрал мастер односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда царские посланники вошли в село, увидели они, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Изба сгорела, а мастера нигде не нашли. Но остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар пламени и черноту пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор хохломские краски напоминают всем о счастье свободы, о жаре любви к людям и о жажде красоты.

Эту легенду рассказывают по-разному, но если вы очень любознательны, то можете найти и прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области.

Можно ли верить легенде? Как знать. Но ведь искусство Хохломы сохранилось с тех древних времён, а это возможно только в том случае, если мастерство передаётся от учителя к ученику, дальше и дальше.

А вот другая легенда.

Замечательный иконописец Андрей Лоскут бежал из Москвы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона. Поселился он в глуши Заволжских лесов и стал расписывать деревянные поделки, писать иконы по старому образцу.

Узнал об этом патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Но Андрей отказался подчиниться и сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

Существуют и другие версии происхождения этого промысла. Например, вот эта.

Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывают старообрядцам. Старообрядцы отвергают предпринятую в 1650-1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью. Эта реформа вызвала раскол в Русской церкви. Старообрядцы подвергались гонениям, поэтому они прятались в глухих лесах в Заволжье. Среди старообрядцев было много иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

И. М. Баканов «Хохломские художники за работой»

А местные мастера хорошо владели токарным делом, передавали из поколения в поколение искусство изготовления посуды, узорной резьбы по дереву.

Токарный цех

Так лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Фактически здесь соединились два промысла: пластика токарной посуды (резных форм ковшей, ложек) и иконописное мастерство. Здесь родился секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Обилие леса, близость Волги, которая была главной торговой артерией Заволжья, способствовали развитию промысла. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Европейцы также охотно скупали заволжскую продукцию. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома – здесь был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Но существует и другая версия: имитацию позолоты на дереве нижегородские ремесленники использовали в окраске деревянной посуды ещё до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» изготовлялась деревянная посуда (братины, ковши, блюда для праздничного стола), окрашенная с применением оловянного порошка. Считают, что этот способ существовал до хохломского.

Но, как бы то ни было, мы имеем сейчас неповторимую и непревзойдённую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Хохлому знают и ценят во всём мире.

Современные центры хохломской росписи

В Семёнове школу хохломской росписи основал Георгий Петрович Матвеев (1875-1960) .

У хохломской росписи в настоящее время два центра: фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись» в городе Семёнов Нижегородской области и деревня Сёмино Ковернинского района Нижегородской области, где действует предприятие «Хохломский художник». Оно объединяет мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В данный момент предприятие испытывает большие трудности. В Сёмино расположено также предприятие ООО «Промысел», которое вот уже 19 лет занимается выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью.

В Семёнове помнят и уважают Матвеева. В его память установлен бюст, а одна из центральных улиц города носит его имя.

Бюст Г. П. Матвеева в г. Семёнове

Хохлома - этот, пожалуй, самый известный вид русского народного творчества возник в 17 веке в Нижегородской губернии (село Семино). Разумеется, каждый из нас знает отличительные черты хохломской росписи - черные, красные, золотистые, иногда зеленые тона; витиеватый орнамент с растительными мотивами (ягоды рябины или земляники, цветы, листья), а бывает и с изображением животных: зверей, птиц, рыб.

Деревянные изделия с этими яркими узорами, начавшие свой путь четыре столетия назад, сегодня находят своих поклонников по всему миру.

Как же зародилось это удивительное искусство?

Появление хохломы - легенды и реальность

И по сей день с хохломой в сёлах Нижегородской области связывают удивительную народную легенду.

Поговаривают, что жил в древние времена в городе Москве иконописец - известный мастер. Сам царь-батюшка восхищался его мастерством и щедро платил за труды. Однако наскучил мастеру царский двор с его прелестями, и решил он уйти в глушь и начать там вольную жизнь. И вот однажды покинул он тайно царский двор, и ушел в керженские леса.

Построил он сам себе дом, да начал снова заниматься любимым делом. Мечтал он создать такую роспись, которая полюбилась бы каждому, и отразила бы, словно зеркало, всю красоту земли русской и русской души. И, налюбовавшись на родную природу, начал он расписывать чашки доселе невиданным чудно-красивым образом. И разнеслась о мастере слава, и приезжали люди из самых дальних земель специально, чтобы полюбоваться на его искусство.

Прознал о нем и грозный царь. Разгневался он от того, что мастер самовольно покинул его, и велел своим стрельцам привести беглеца обратно. Услышал об этом мастер, созвал своих друзей и раскрыл им все секрета своего искусства. Посланца царя появились лишь на следующий день, и увидели они, что дом художника горит ярким-ярким пламенем, а сам он исчез. Искали его царские люди, искали - да так и не нашли. Остались только краски его, вобравшие в себя алый жар огня и черноту пепелища.

Продолжили ученики поверенное им искусство, и так с тех пор оно и живет, напоминая своими пламенными узорами о сказочной истории своего родоначальника.

Такова народная легенда, и, несмотря на ее красоту, очевидно, что вымысла в ней больше, чем правды.

Если же говорить о реальности - историки связывают появление хохломы с появлением в на Нижегородских землях старообрядцев. Среди этих изгнанников было немало тех, кто занимался иконописью или рисовал гравюры для церковных книг. Объединив свое искусство со знаниями и умениями местных мастеров по изготовлению деревянной посуда, а так же резьбе по дереву, старообрядцы и дали рождение хохломе.

На ярмарках огромным спросом у русских и иностранцев пользовались вещи, расписанные в красные, черные и золотые цвета и украшенные рисунками ягод, листьев и цветов.

Мега бренд привлекает не только красотой орнамента. Его ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски.

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.

Так в XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий…

В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».

С середины 1960−х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир.

Хохлома - это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.

Версий происхождения данного народного промысла великое множество. Принято выделять две наиболее вероятные. По первой версии искусство росписи посуды привили местным жителям старообрядцы, бежавшие на нижегородскую землю от гонений по вере. По второй версии роспись посуды позолоченной краской была известна на нижегородской территории ещё до появления старообрядцев. Для этого использовался оловянный порошок и деревянная самодельная посуда.

Дороговизна сырья для изготовления позолоченной краски длительное время сдерживала развитие этого народного промысла. Олово приходилось везти издалека, что под силу было только купцам. Чаще всего заказы на расписную позолоченную посуду народные умельцы получали от крупных монастырей и соборов. В заказчиках даже оказался знаменитый монастырь Троице-Сергиева Лавра, где трудились над изготовлением и росписью чашей и ковшей умельцы из сёл Хохлома и Скоробогатово.

Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Получались деревянные основы — баклуши. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазываю льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.

И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.

После лужения посуда становится зеркально блестящей и абсолютно готовой к нанесению узоров масляными красками. По старинным наставлениям роспись производят исключительно кистями из беличьих хвостиков, а краски используют натурального происхождения. Солируют в хохломской росписи красный и чёрный цвета. Такие краски получают из киновари и сажи. Для придания изделиям живости и объёма разрешается иногда добавлять к основным цветам дополнительные. Как правило, это цвет нежной зелени, коричневый или чуть жёлтый.

На заключительном этапе, после нанесения всех узоров, посуда покрывается в несколько слоёв специальным лаком. Каждый слой имеет индивидуальное время сушки. Далее посуда подвергается температурному воздействию (закаливается в печи) при определённых температурах. В результате всех этих манипуляций и появляется всемирно известная посуда - «золотая» хохлома.

ХОХЛОМСКИЕ ОРНАМЕНТЫ

В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения.

Кратко их отличие можно определить так: «верховое письмо» - это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает красным или черным цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов. На основе этих двух систем и развилось поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров

ВИДЫ ХОХЛОМСКИХ УЗОРОВ

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды. Травка — имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек. Пряник — чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой. Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне. Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля. Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

Мастера традиционного хохломского очага живут и работают в окружении природы. В их орнаментах поэтически воспета стихия вольного луга, красота полевых цветов и спелых ягод русского леса. В росписи преобладает живописное начало – свобода мазка, сочность цветового пятна. В городе Семенове Горьковской области находится более молодой очаг хохломы - производственно - творческое объединение” Хохломская роспись», основные кадры которого подготовлены в организованной в 1918 году и действующей в настоящее время специальной художественной школе, первыми преподавателями которой были потомственные мастера хохломы.

В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким». В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии.

Хохлома находится в русском визуальном коде где-то между медведем и балалайкой, калининградским янтарем и петербургским балетом. Это самое русское, самое китчевое, самое понятное для чужаков, что мы породили и научились экспортировать.

Очень важно, что центр производства хохломы по-прежнему там же, где это ремесло появилось четыре века назад: в Нижегородской области. Ковернино, Заволжье, Семенов — в этом треугольнике липовые болванки начали покрывать оловом, затем олифой, затем, после обжига, — алыми и черными цветами, ягодами и травами.

Сейчас производство хохломы — это не мастерские, а целая фабрика — ЗАО «Хохломская роспись». Несколько цехов, центр разработок, два музея, столовая и полторы тысячи сотрудников, в том числе более 400 мастеров-художников. При этом процесс автоматизирован по минимуму: в производстве хохломы очень большая доля ручного, индивидуального труда мастера, который просто так станком не заменишь. Поэтому фабрика больше всего похожа на коммуну художников, которым просто удобно работать вместе.

Как делают знаменитую роспись на самом большой фабрике хохломы в России — читайте у нас в клубе.


Ворота фабрики уже встречают золотом и славянским шрифтом. По-моему, замечательная вывеска для завода.

Хохлома в регионе началась с ложек и ложкарей, например, с легендарного (в смысле, большей частью вымышленного) Семена-ложкаря, который на территории завода представлен нежно-персиковым памятником.

Более поздняя и более реалистичная история — основание школы художественной обработки дерева художником Георгием Матвеевым. Именно от него считается история «настоящей» хохломы.

В музее большая экспозиция про ложки. Вот этапы изготовления. Штука слева называется баклуша, отсюда выражение «бить баклуши» — то есть бездельничать, ведь строгать чурки большого таланта и внимания не надо.

Ранние расисные ложки были такие. По сравнению с традиционными хохломскими они как наскальные рисунки по сравнению с живописью.

Вот современные образцы к Олимпиаде.

Экспериментальный цех на художественном производстве — это как? Нетрадиционные формы листьев? Несогласованное количество ягод рябины? Синяя и розовая хохлома?

Токарно-ложечный цех. Образцы изделий, которые сейчас производятся на фабрике, и документация по ним.

На токарном станке изготавливают все изделия с фотографии сверху.

Похоже на мой стол во время дедлайна по большому проекту, только у меня вокруг лежат распечатки, акты выполненных работ, счета-фактуры, пресс-релизы, договора и макеты. Очень классное рабочее место.

Заготовки называются бельё . Прежде, чем вытачивать изделие из белья, оно должно полежать два года.

У мастера Плюхиной сегодня выходной.

В этом барабане ошкуривают мелкие предметы.

Внутри — такие кусочки наждачной бумаги.

Вытяжка для древесной пыли.

У-у-у! Вытяжки-и-и! Странный паук, да?

Не все можно изготовить на токарном станке. Над сложными формами работают резчики в резно-ковшечном отделе цеха.

Все, как двести, триста, четыреста лет назад.

Разве что работа ведется по чертежу.

Основное производство — художественный цех. На схеме технологического процесса видно, как деревянная плошка прикидывается то глиняной (после грунтовки), то металлической (после покрытия оловом — лужения). Последний этап — нанесение маркировочного знака. Он состоит их трех букв, СХР, («Семенов, хохломская роспись»), и свидетельствует о подлинности изделия. А золотистый цвет олово, покрытое олифой (льняным маслом), приобретает после обжига.

Взрыво- и пожароопасная краскоприготовительная. Новые краски мастерам выдают раз в неделю, писать всегда нужно свежими.

Мастер за работой. В обычный день все столы, конечно, заняты.

Но сегодня у большинства художниц выходной.

Как правило, мастера росписи — это женщины. Говорят, что у мужчин просто не хватит усидчивости. Наверное, я мужчина: я бы психанула уже через полчаса такой работы.Обратите внимание на то, что мастер работает не над традиционной черно-красной, а над зеленой росписью.

Такая роспись называется «фон Людмилы Зыкиной» и была придумана в 2000 году специально в подарок певице.

По традиционной технологии, изделие сначала расписывается, а потом обжигается, чтобы получить золотой фон. Именно этой технологией обусловлен ограниченный выбор цветов: только эти пигменты не меняются при тепловой обработке. По крайней мере, в прошлом было так.

Сейчас технология допускает роспись и после обжига. Например, эти ковши сначала обожгут, а потом распишут.

А эти красавцы — уже из печи.

Очень жаль, что нельзя купить просто золотую ложку, блюдо или уточку, без росписи. Мне кажется, они тоже очень красивые.

Изделия с наведенными поясками

Какое рабочее место!

У многих на столах стоят зеркала: думаю, что это не от тщеславия, а чтобы не приходилось постоянно крутить изделие, сверяя орнамент на разных боках.

Об абажур очень удобно снимать лишнюю краску, похоже.

Готовые изделия.

Бывают даже хохломские бусы, вот уж где мелкая работа!



Стала вспоминать, какая хохлома есть у меня дома. Вспомнила, конечно, хохломские детские стол и стул (у всех такие были, наверное), но сейчас их уже нет. По-прежнему есть шкатулка для украшений и пара хохломских ложек. Они еще используются: бывают же рецепты, где специально написано «перемешать деревянной ложкой», вот тут-то они и нужны. Есть еще пара блюд (на предприятии их называют « панно» ), но они именно используются, а не висят на стене.

А у вас дома есть хохлома? Навится или китч-китч? Сами бы купили?