Как рассказывать истории, чтобы всем было интересно.

Если попытаться подобрать несколько ассоциаций к словосочетанию «хороший рассказчик», то на ум придут такие выражения, как «душа компании», «харизматичная личность», «заводила», «лидер» и прочее в подобном ключе. Это говорит о том, что между популярностью и умением рассказывать истории интересно стоит знак равенства, вот почему так много людей мечтает освоить это искусство. Часто бывает достаточно пройти тренинг развития уверенности в себе , убрать зажимы, развить силу голоса , и нужные умения открываются сами собой.

«Хороший рассказчик в пути – это полпути».Украинская пословица.

Составляющие увлекательного рассказа:

  1. Интригующее название.
  2. Структура.
  3. Драматургия.
  4. Вербальные и невербальные средства выразительности.

Интригующее название

Сколько бы ни учила нас народная мудрость не судить о книжке по обложке, на практике это не удается почти никому, что охотно подтвердит вам любой опытный маркетолог. Рассказ тоже можно рассматривать с маркетинговой точки зрения: это некий продукт, который вы продаете слушателю в обмен на его внимание, и очень важно, чтобы слушатель не только согласился, но и захотел заплатить вниманием за ваш рассказ. Сложность в том, что слушатель платит вперед и не знает, будет ли ему интересно или он впустую потратит время. А раз не знает, то попробует угадать исходя из доступной ему информации, то есть – из названия.

У истории нет точного названия, как у кино или книги, но каждый раз, прежде чем рассказать ее, вы сообщаете собеседнику, о чем пойдет речь в двух словах. «А ты слышал, как Петька машину разбил? Нет?! Расскажу – умрешь!»

Итак, если вы начнете со слов «Давай я расскажу тебе об акулах!», ваш собеседник точно не придет в восторг. Это плохой вариант, т. к. под определение «об акулах» попадает такой массив информации, что невозможно себе представить, о чем конкретно пойдет речь, а значит, и заинтересоваться тоже нечем. Вы хотите пересказать сюжет «Челюстей», обсудить вымирание видов из красной книги или поговорить о том, как готовят акулье мясо в скандинавских странах, – все эти темы «об акулах», но все они очень разные.

И другой вариант: «А я рассказывал, как акула мне чуть ногу не откусила в Австралии?» Такое начало беспроигрышно. Вы как бы сказали собеседнику: «Эй! Перед тобой стоит человек, побывавший в такой крутой переделке, что не в каждом кино покажут!».

Структура

Сторителлинг – это прежде всего передача информации, а подавать и усваивать информацию гораздо проще и экономнее по времени, если она правильно структурирована. Посудите сами, каково будет читать книгу, в которой перепутаны все страницы? Слушать плохого рассказчика – все равно, что читать такую книгу: он путается, забегает вперед, слишком рано раскрывает карты, или наоборот – пропускает что-то важное в начале. В итоге даже интересный рассказ теряет свое очарование и становится пыткой.

Грамотно структурировать рассказ несложно, достаточно разделить его на три условных блока:

  1. Завязка. Это подготовительная часть, что происходило «до». Самые важные события, предшествующие главным, без которых в рассказе никак нельзя обойтись.
  2. Кульминация. Это то, ради чего, собственно, и затевался весь рассказ, главные и самые интересные его события, точка максимального напряжения.
  3. Развязка. Во что вылились ключевые события, и чем закончилась история.

Правильная структура отражает естественный ход (хронологию) событий, то есть позволяет слушателю включить воображение и мысленно прожить весь рассказ вместе с вами.

Драматургия

Это та же самая стоящая на трех китах структура, но касается она не текста в общем, а эмоциональной линии повествования в частности. Искусство рассказывать истории основано на драматургии. В рассказе всегда есть некий центральный герой, с которым все происходит: иногда это сам рассказчик, если повествование ведется от первого лица, иногда – общий знакомый, иногда – киноперсонаж или просто известная личность. Вся драматургия строится на отрезке развития эмоциональной жизни этого героя от завязки к развязке, и важно здесь лишь то, что конфликтует с его интересами или характеризует глубину конфликта.

Пример событий, стоящих упоминания в рассказе.

  • Три года копили на отдых в Австралии, отказались от ремонта и от машины, ходили на работу пешком, задолжали всем друзьям, десять раз поссорились.
  • В аэропорту Сиднея потеряли паспорт, сутки искали. Приехали на пляж, там гроза и ураган. Поехали на другой пляж, там инфекция в воде и карантин. Поехали на третий пляж, там все нормально, но жену укусил кенгуру, пришлось ехать в больницу.
  • Забрал жену из больницы, объявили о депортации всех россиян в связи с санкциями. Громко матерились по пути в аэропорт, напились, подрались с миграционной службой. Теперь отдыхаем только в Сочи.

Пример несущественных деталей.

  • Пока копили на билеты, соседку бросил муж, а на углу построили супермаркет.
  • По пути на третий пляж видели, как динго пыталась напасть на вомбата.
  • В аэропорту было неожиданно много корейцев, целая делегация. Они нас очень испугались, никогда пьяных русских не видели.

Факты из второго списка могут быть интересны сами по себе, но в рассказе они – балласт, рассеивающий внимание и отнимающий время. Чтобы научиться рассказывать истории интересно, желательно учитывать эти нюансы.

Вербальные средства

Чтобы правильно рассказывать истории, откажитесь от сухих общих слов и определений, будьте конкретны. Каждое ваше слово должно быть выразительным и точным, не бойтесь подробностей.

  • НЕТ: Очень надоело с ним спорить.
  • ДА: Еще минута препирательств, и я бы разбил планшет об его голову.

Не пренебрегайте образной речью, говорите так, чтобы ваши слова даже против воли слушателя складывались в картинку.

  • НЕТ: Я догадался, что кот хочет утащить у меня сосиски.
  • ДА: Я перехватил взгляд кота и все понял. Так наш Петрович утром на бутылку водки смотрит. Сосиски обречены.

Невербальные средства

Невербальные, значит – несловесные, к ним относится все: от интонации и пауз до жестикуляции и визуального контакта. В первую очередь язык вашего тела сообщает слушателю, насколько вы сами поглощены своим рассказом. Инертная поза, минимум жестикуляции и мимики, минимум интонаций, речь «на автомате», ровный голос – если это про вас, то вам нужно научиться красиво рассказывать истории из жизни. Займитесь развитием эмоциональности и техникой красивой речи , учитывая полезные советы.

Чтобы понять, как должно вести себя тело при увлекательном рассказе, понаблюдайте за взволнованным человеком, который сильно хочет чего-то добиться от своего собеседника или просто выполняет очень важную задачу. Такой человек:

  1. Ничего не делает зря или мимо задачи.
  2. Каждым движением каждого мускула будто помогает себе в достижении главной цели, чем бы он ни был занят.
  3. Предельно собран, мобилизован и настроен на результат.

Попробуйте ставить себе условную задачу и выполнять ее в процессе рассказа. Выражается такая задача всегда простым глаголом, например, «напугать».

Как правило, набор в театральную студию , обучение в которой длится почти год, начинается в сентябре. Поэтому спешите, ведь группы на занятиях малочисленные, чтобы обеспечить полноценное внимание каждому ученику.

Согласитесь, одна и та же история, рассказанная двумя разными рассказчиками, звучит по-разному. У одного ― это будет скучное повествование, которое не очень хочется слушать до конца. Другой его расскажет так, что оставит неизгладимое впечатление. Некоторым людям этот дар заложен от природы, а другие должны изрядно потрудиться для развития указанного навыка. Но, шаг за шагом, следуя нижеприведённым советам, вы быстро научитесь искусству риторики, увлекая своими рассказами окружающих. О том, как рассказывать истории правильно, поговорим ниже.

Постижение основополагающих принципов увлекательного рассказа

Чтобы получить желаемый эффект от повествования, вам необходимо.

Примером могут послужить :

  • Для сказки: «Давным-давно, с незапамятных времён, когда повсюду было волшебство, а звери умели говорить…».
  • В забавной истории: «Я очень спокойный, домашний, как кот, да? А мой лучший друг постоянно попадал в курьёзные истории».

Как пример используйте

  • Сказка: «Высокая белая свеча полыхала всей своей красотой. Мотылёк подлетел к ней и почувствовал мощный удар в животе. Любовь проснулась в нём. Как известно, спасение принцесс героями в один день невозможно. Так и Мотылёк провёл много прекрасных ночей. Всё больше влюбляясь в Пламя».
  • Смешной рассказ: «После Нового года мы переехали жить в другой район. Он был милый, но…опасный. Мне приходилось жить в постоянном напряжении. Хороший заряд энергии».

  • моралью: «Это, уважаемые слушатели, говорит о том, что спешить с выводами не стоит»;
  • вопросом: «Не страшно ли это? Пережить такого я больше не хочу».

Замедление речи на конце рассказа поможет понять, что это завершение.

Что необходимо для улучшения истории?

Используя несколько простых рекомендаций, вы сможете сделать ваш рассказ ярче. Поговорим о них в отдельности.


Секреты применение голоса и языка тела

Немаловажным для создания хорошего впечатления о рассказанной вами истории есть то, как вы двигаетесь, говорите. Специалисты советуют прибегать к следующим техникам.

Любите послушать интересные истории, не правда ли? Поэтому если вдруг найдётся кто-то, кто очень увлекательно умеет повествовать, Вы его тут же выделите среди других. И точно так же Вы выделитесь в глазах других, если сможете увлечь слушателей интересным рассказом. А для этого просто нужно знать, как стать интересным рассказчиком.

Я бы выделил здесь два пути:

  • перспективный – действия, которые впоследствии будут делать Ваши рассказы всё более интересными и интересными, а также придавать Вашим повествованиям всё более «вкусный» эмоциональный окрас. Однако непосредственно при общении с собеседником их применять не получится
  • сиюминутный – те приёмы и методы, которые позволяют сделать рассказ более интересным по факту повествования

Стратегические шаги на перспективу

Общайтесь с разными людьми

Каждый человек неповторим своей энергетикой, манерами, словесными оборотами и т.д. И у каждого из них Вы можете чему-то научиться. Иногда даже достаточно лишь слушать рассказы от разных людей, не вступая с ними в диалог. Например, немалую долю своих пикантных, циничных и острословных речевых оборотов я сформировал, слушая Александра Невзорова.

Возможно, Вы не заметите сразу того, как меняется и обогащается Ваша речь, жесты и манеры, но через некоторое время результаты станут явными. Здесь работает принцип обогащённой среды, о котором я узнал из книги К. Шереметьева «Как стать умнее». Работает он так: например, если Вы постоянно общаетесь с врачами, проводите все свои трудовые будни, работая в клинике, овладевание многими медицинскими знаниями происходит само собой. Просто оттого, что Вы постоянно слушаете эту терминологию, регулярно наблюдаете те или иные методы лечения, да и обсуждаете с врачами случаи из их практики.

Вносите в свою жизнь разнообразие

Если каждый день Вашей жизни как две копии похож один на другой, то вряд ли Вы будете способны эмоционально обогатить свой рассказ. И наоборот – чем больше впечатлений каждый день Вы будете получать, тем богаче будет Ваш эмоциональный мир, и тем ярче будут звучать Ваши истории.

Для каждодневного поиска новых впечатлений необязательно что-либо выдумывать искусственно – достаточно просто найти «наболевшую» часть Вашей жизни, и ежедневно делать какие-либо шаги в сторону улучшения. Например, у Вас не клеятся отношения с девушками? Тогда возьмите за правило каждый день знакомиться с одной новой девушкой просто ради самого знакомства и общения. А если Вы ищите свои таланты и способности, то просто каждый день отводите занятию каким-либо новым делом, и определяйтесь с тем, насколько оно Вам нравится.

Во-первых, они служат источником интересных цитат, примеров, метафор и мыслей. Во-вторых, благодаря ним Вы всегда сможете поддержать беседу на соответствующую тему или даже рассказать интересную историю (либо кусочек истории) просто потому что это интересно Вам самим.

Обогащайте своё чувство юмора

Для этого смотрите различные юмористические постановки, передачи, зарисовки, мемы и т.д. А также пытайтесь самостоятельно придумывать шутливые выражения, ответы, фразы. Остроумие здорово повышает интересность рассказа.

Открывайте новые горизонты в своём деле

Профессионал – не тот, кто занимается своим делом долго, а тот, кто каждый день открывает в своей области новые (субъективно для себя) знания, умения и навыки. Дело в том, что освоение нового помимо собственной прокачки даёт ещё и потрясающее чувство радости познания. И если её испытывать регулярно, то Ваша эмоциональная сфера станет более заинтересовывающей сама по себе. А это – важнейшее условие для придания любому Вашему рассказу увлекательности.

Упражняйтесь как рассказчик

Любое качество развивается при должном упражнении и гаснет при его неиспользовании. Поэтому если Вы будете регулярно рассказывать разные интересные истории, этот навык будет прокачиваться сам собой. И ниже Вы узнаете приёмы, которые смогут сделать любой Ваш рассказ намного увлекательнее (чем если бы Вы их не использовали). Некоторые из них можно применять сразу, другие же придётся немного потренировать.

Учитесь расслабляться

Помните, что наиболее притягательны те люди, которые не носят в себе какого-либо внутреннего напряжения, зажимов и т.д. От таких людей идёт энергетика внутреннего спокойствия и свободы (к которой нередко добавляется живой энтузиазм), что действует на собеседников почти магически. И если Вы проявите достаточную чувствительность к интересным людям, то почувствуете то самое (едва уловимое) качество расслабленности и внутренней свободы, которое привлекает окружающих. И точно так же, научившись расслабляться при общении (освобождаясь от тисков боязни сказать что-то не так и внутреннего напряжения) Вы постепенно повысите свою притягательность для других людей (особенно противоположного пола).

Приёмы рассказчика

Самым главным приёмом является вызывание в себе эмоций. Об этом подробно рассказано в статье «Как управлять своими эмоциями? ». Помните, что без эмоциональной составляющей любой рассказ будет скучным и пресным.

Вовлечение в слушание

Ваш рассказ никогда не будет интересным, если Вы не сможете вовлечь в него слушателя. А для этого Вам нужен «якорь» и внимание к собеседнику. Якорем может быть:

  • шокирующий факт или высказывание (в значимой для собеседника теме). Например: «А ты знаешь, что ревнивые люди в старости чаще болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями? И вот почему…». При этом Ваш визави признаёт себя ревнивцем
  • параллель с жизненной ситуацией собеседника . «Помнишь, ты рассказывал, как тебя подставила та девушка… любовь всей твоей жизни): так вот, у меня похожая фиговина случилась…»
  • эмоциональный якорь. Здесь необязательно строить какие-либо обороты и увязывать начало своего рассказа с интересами слушателя. Достаточно лишь добавить в начало своего повествования нужную эмоцию, и человек вовлечётся в слушание сам собой. Часто эта эмоция может быть выражена словами «Слушай!», «А ты знаешь, что…?», «Никогда бы не подумал, что со мной произойдёт такое…» и т.п. Здесь главное заинтересовать эмоционально (при этом можно пользоваться самым заурядными и примитивными оборотами).

Иногда для вовлечения вовсе необязательно пользоваться вышеприведёнными техниками – достаточно лишь начать свой рассказ, убедившись во внимании со стороны собеседника.

Интрига

– Слушай, а как тебе удалось её соблазнить?

– Это не телефонный разговор

– Понятно. Опять буду отпрашиваться у начальника,

чтобы встретиться и поговорить с тобой

Если хотите держать внимание слушателя на протяжении всего рассказа, заинтригуйте его. Сравните два варианта:

  1. Недавно встретил интересную девушку, разговорился с ней, посидели в кафе…
  2. Недавно встретил девушку одну, поговорили мы с ней в кафе, и тут она мне рассказала об одной маленькой профессиональной хитрости (она совсем простая, но её которую не все опытные мастера по ногтям знают). Но об этом расскажу чуть позже. Она работает…

При прочих равных условиях второй вариант собеседник будет слушать более внимательно, т.к. ему захочется узнать про маленькую профессиональную хитрость.

Шутки, анекдоты

Если Вы начнёте свой рассказ с анекдота, это поможет установить намного более тесный контакт, чем сухое начало. Впрочем, юмором можно не только «зажигать» внимание слушателя, но и удерживать его на протяжении всего повествования. Поэтому обязательно делайте вставочки элементов юмора (приём, это может быть как безобидная «ванильная» шуточка, так и жёсткий циничный стёб).

Вы непосредственно в момент рассказа можете подумать «Что бы такого сейчас рассказать, чтобы он со смеху покатился?!». Не стоит думать в таком ключе, т.к. от подобных мыслей Вы получите ненужное напряжение, в то время, как наиболее интересен расслабленный и непринуждённый рассказчик.

В этой статье было дано стратегическое направление «прокачки» себя как рассказчика. В других же постах я более детально опишу все те шаги, по которым здесь пробежался мимолётом. Поэтому не забывайте подписаться на блог, чтобы не пропустить дальнейшие полезные статьи по сегодняшней теме.

Ты заходишь на вечеринку к другу и сразу видишь красивую женщину. Ты хорош собой, твое тело - это Арни в лучшие годы. Ты отлично одет, излучаешь атмосферу полной успешности. Но женщина не обращает на тебя внимание, как и все люди вокруг - все внимательно смотрят на щуплого паренька, который кажется полным неудачником, но он будто бы гипнотизирует каждого из присутствующих. Этот «неудачник» - главное достоинство всей тусовки, ведь он умеет рассказывать истории. Ты ведь тоже хочешь научиться этому искусству? Если да, то тебе нужно знать? что именно делает хорошую историю хорошей. Это целая наука, которая начинается с личности рассказчика.

Личность рассказчика

Хороший рассказчик - это всегда интересный человек. Рассказчик не обязан быть великой личностью, обладающей безграничными талантами, но у него должен быть характер, который базируется на следующих качествах:

Уверенность;
- умение формулировать мысли;
- чувство юмора;
- страсть;
- коммуникабельность;
- эрудиция;
- способность к творчеству.

Рассказчик имеет отношения с аудиторией и должен взаимодействовать с ней как со своими клиентами. Он «продает» историю, которая должна быть интересна слушателям. Реакция возникает не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Происходит это из-за гормона окситоцина, который усиливает чувство сопереживания и повышает способность человека испытывать различные эмоции. Если упрощать, то действие окситоцина создает связь между рассказчиком и слушателем - это связь в некотором смысле химическая.

Но не всегда хорошая история работает идеально. Причина проста - каждая ситуация требует определенного подхода. Одна и та же история отлично заходит в кругу друзей, но шокирует коллег. Чтобы понимать это, тебе предстоит разобраться с типами повествования. Условно их можно поделить на три: социальный тип, профессиональный тип и эмоциональный тип.

Социальная история

Социальная история вмещает в себя огромный пласт рассказчиков. Как правило, речь идет о комиках, актерах, шоуменах, поп-звездах. Все они попадают в эту категорию. Суть социального рассказчика проста - травить анекдоты и развлекать публику. Социальная история работает лучше всего в кругу друзей либо людей, которые не могут «оскорбиться». Чтобы рассказать хорошую социальную историю, тебе нужно знать несколько простых истин:

История должна развлекать. Постарайся рассказать то, что вызовет приятные эмоции - не трави злободневные байки, люди не хотят слышать их на вечеринках.
- Будь открытым. Тебе нужно быть «своим парнем». Не отдаляйся от толпы, заставь ее думать, что ты ее самый верный друг.
- Смекалка. Тебе придется работать с аудиторией, чтобы захватить ее внимание. Старайся вытаскивать материал из слушающих, чтобы использовать его в истории.
- Коротко и по делу. Если твоя история будет слишком длинной, то ты растеряешь внимание - говори по существу.

Профессиональная история

Этот тип истории пользуется спросом у религиозных лидеров, генеральных директоров, вождей и различных тренеров, которые учат жизни. Отлично подойдет для людей, которые хотят рассказать хорошую историю с высоты своего авторитета. Правила такой истории чуть сложнее предыдущей, но ненамного.

Управляй конфликтами. Это важно, когда тебе надо показать противоборство, точку несогласия, которая может быть отличным топливом для восприятия истории.
- Обеспечь историю контекстом прошлого и прогнозом будущего - это нужно делать для того, чтобы слушатели видели историю объемно, а не фрагментарно.
- Описывай сложные ситуации простыми словами. Твоя аудитория должна понимать тебя. Хороший рассказчик не должен использовать узкоспециализированную лексику.

Эмоциональная история

Подойдет для женских ушей, которые воспринимают мир гораздо более чувственно, чем мы. Также отлично подходит для разговоров в узком кругу. Эмоциональная история - это идеальный выбор, когда ты говоришь с человеком с глазу на глаз. У такой истории есть ряд отличительных черт:

Страх. Используй это чувство, чтобы сгустить краски.
- Волнение. Сохраняй финал неясным, чтобы слушатель, затаив дыхание, ждал финала.
- Разочарование. Ты можешь рассказать о проблемах, которые тебя волнуют.
- Сострадание и любовь. Эти чувства по-прежнему сильны на этой планете - используй их для истории.
- Уязвимость. Не бойся быть уязвимым. Благодаря этому чувству слушатель встает на сторону рассказчика.

Чтобы рассказать эмоциональную историю хорошо, ты должен использовать язык тела, зрительный контакт. Ты также должен понимать важность интонации голоса, его тон. Ты не должен вызывать жалость, но должен вызывать через историю симпатию, боль, страх или любую другую сильную эмоцию. Если освоить даже один тип повествования, то у тебя получится стать душой своей компании - это мы знаем наверняка.