Презентация по земельному праву тему. Презентация "земельное право"

«Коммерческое право» - Существенные условия торгового договора. Коммерческое право. Договор на создание рекламы. Предмет и система курса коммерческого права. Федеральный закон. Нормативные документы. Международный торговый контракт. Соглашение о межрегиональных поставках товаров. Торговое посредничество. Посреднические договоры в торговле.

«Виды права» - Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние. Виды административных наказаний. Международное право. Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством. Уплата или отмена налога. Экологические права человека на благоприятную экологическую среду. Административное право. Налогоплательщики – субъекты налоговых отношений.

«Права потребителя» - Обращение к продавцу. Цели курса. Задание на работу группы. Механизм. Информация. Права потребителей. Знания о своих правах. Экспертиза. Юридическое оформление сделки. Оценочная таблица. Тренинг - игра. Механизм защиты прав потребителей.

«Отрасли российского права» - Функции гражданского права. Принципы административного права. Принципы гражданского права. Семейное право. Право. Административное право. Функции права. Теории происхождения права. Принципы семейного права. Отрасли права. Принципы финансового права. Признаки права. Источники конституционного права. Принципы земельного права.

«Земельное право РФ» - Направление правового регулирования. Обеспечение наиболее рационального использования земель. Организационно-правовые отношения в сфере охраны земель. Структурные единицы земельного права. Организационно-правовые отношения. Предмет, метод, принципы и система земельного права. Понятие и значение принципов земельного права.

«Земельные правоотношения» - Структура земельных правоотношений. Виды земельно-правовых норм. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Виды земельных правоотношений. Понятие и виды земельных правоотношений. Критерий классификации. Экономический механизм воздействия. Классификация юридических фактов.

Всего в теме 25 презентаций

Признаки принципов земельного права Принципы земельного права характеризуются следующими признаками: они являются руководящим началом в нормативно правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить «рядовые» нормы земельного права; система принципов земельного права является схемой земельного права; иерархичность одни принципы занимают вышестоящее положение по отно шению к остальным (принцип обеспечения благоприятной окружающей среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель); система принципов динамична: по мере развития правовой системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые.

Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение. Принципы земельного права содержатся: » в Конституции РФ (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, закреплено и гарантировано право граждан иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 ч. 1 ст. 36);

» в декларациях нормативно правовых актов (провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле); » в конкретных нормах земельного права. (ЗК РФ закрепляет принципы приоритета земель с/х назначения по сравнению с другими категориями земель, целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т. д.); » в текстуальном смысле действующего законодательства (нормы ЗК РФ, определяют приоритет экологических интересов общества над экономическими, задачи землеустройства подчинены созданию благоприятной окружающей среды и улучшению природных ландшафтов).

Общеправовые принципы (принципы общей части земельного права) К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны; принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, т. е. применение земельно правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, др.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части. В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.

Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

Приоритет интересов народов, населяющих данную территорию, и защиты прав человека. Этот принцип выражается в том, что: » земля основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ); » каждый житель России является «собственником» этого природного дара (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ); » приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом; » в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); » не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (п. 4 ст. 28 ЗК РФ); » участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, означающее, что граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.

Целевое использования земель елевое назначение земель – установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Целевое назначение и правовой режим основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъектов РФ и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации. Принцип целевого использования земель выражается в том, что: = земли России подразделяются на семь категорий по их целевому назначению; = внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям, (земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на пахотные, пастбищные, сенокосные и др. ; земли поселений - на земли застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования и т. п. , земли природоохранного назначения включают в себя земли заказников, земли лесов, выполняющих защитные функции, и т. п. ;

= земельная территория, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; = устанавливаются дополнительные правила, возникающие из соседства режимов землепользователей. Законом устанавливаются разные сервитута, а также водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности. Земельные участки в пределах зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Пользование этими земельными участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима. Категория земель указывается: › в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения; › свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю; › документах государственного кадастра недвижимости; › документах государственной регистрации. Реализация этого принципа обеспечивается ст. 27, 30- 32, 79, 94, 101 ЗК РФ и специальным федеральным законом.

Устойчивость прав на землю Право на землю всех пользователей землей является конституционным правом, защищается и гарантируется ст. 2 Конституции РФ. Гарантии стабильности прав на землю выражаются в следующем: ◊ гражданам гарантируется право на получение земельных участков и на судебное обжалование отказа в предоставлении этих участков; ◊ в законе дан исчерпывающий перечень оснований изъятия земельных участков у собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора; ◊ свобода хозяйственной деятельности гарантируется определенным перечнем прав и обязанностей по хозяйственной эксплуатации земель, закреплением положений о недопустимости вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия без законных оснований, под страхом возмещения убытков, причиненных таким вмешательством.

Равенство всех форм земельной собственности выражается: а) в отсутствии господства каких либо форм собственности или хозяйствования над другими. В Конституции РФ и федеральном законодательстве установлено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. б) в выравнивании способов хозяйственной эксплуатации земель путем освобождения от платы за землю лиц, осваивающих ее или восстанавливающих нарушенные не по их вине угодья, установлении дифференцированных земельных налогов в зависимости от качества угодий.

Платное использование земель Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Нормативная цена земли устанавли вается для обеспечения экономического регулирования отношений при передаче земли в собственность гражданам, определении общей долевой собственности на землю, передаче ее по наследству, дарении, путем получения банковского кредита под залог земельного участка и в других случаях. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Рациональное использование земель, Выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества. Содержание данного принципа различно для различных категорий земель.

Комплексный подход в использовании земель Обусловлен тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью. Этот принцип выражается в том, что: › при решении вопросов предоставления, передачи продажи) земли в собственность, землевладение, землепользование или в аренду: учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр; › деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений.

Плановость в использовании земель Соблюдение его необходимо для правильной организации хозяйственной эксплуатации земель и их охраны. Планирование осуществляют: а) органы местного самоуправления (местная администрация), которые обязаны планировать использование земли, разрабатывать программы по рациональному их использованию, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; б) землепользователи, землевладельцы, собственники и другие субъекты земельных правоотношений, ведущие хозяйствование на земле, поскольку каждое предприятие обязано планировать свою деятельность; в) землеустроительные органы, обязанные разрабатывать программы и схемы использования и охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства.

Подконтрольности государству использования и охраны земель: соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений; установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль; своевременное предоставление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора; государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.

Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком.

Принципы Особенной части земельного права Особенность принципов Особенной части земельного права состоит в специфике правового режима отдельных категорий земель, входящих в государственный земельный фонд России. Земли сельскохозяйственного назначения имеют приоритет. Земли поселений (городов, поселков городского типа - дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения). Земли специального назначения (промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и др.). Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно заповедного, оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения). Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земли запаса - резерв государства и др.




Метод земельного права это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно - правовой метод и метод дозволения. Целевое назначение Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: - земли сельскохозяйственного назначения; - земли населенных пунктов (в ред. Федерального закона от N 232- ФЗ) - земли промышленности, - энергетики, - транспорта, - связи, - радиовещания, - телевидения, - информатики, - земли для обеспечения космической деятельности, - земли обороны, - безопасности и земли иного специального назначения; - земли особо охраняемых территорий и объектов; - земли лесного фонда; - земли водного фонда; - земли запаса. Метод земельного права это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно - правовой метод и метод дозволения. Целевое назначение Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: - земли сельскохозяйственного назначения; - земли населенных пунктов (в ред. Федерального закона от N 232- ФЗ) - земли промышленности, - энергетики, - транспорта, - связи, - радиовещания, - телевидения, - информатики, - земли для обеспечения космической деятельности, - земли обороны, - безопасности и земли иного специального назначения; - земли особо охраняемых территорий и объектов; - земли лесного фонда; - земли водного фонда; - земли запаса.


Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Участники земельных отношений 1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. 2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами. 3. Для целей Земельного Кодекса используются следующие понятия и определения: собственники земельных участков лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору * аренды, договору субаренды; обладатели сервитута лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).


Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство: - о недрах, - лесное законодательство - водное законодательство, - законодательство о животном мире, - об охране окружающей среды, - об охране атмосферного воздуха, - об особо охраняемых природных территориях и объектах, - об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, - специальные федеральные законы и др. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство: - о недрах, - лесное законодательство - водное законодательство, - законодательство о животном мире, - об охране окружающей среды, - об охране атмосферного воздуха, - об особо охраняемых природных территориях и объектах, - об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, - специальные федеральные законы и др. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами »


Пункт 1 статьи 3 ЗК определяет понятие земельных отношений: это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, земельные отношения имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель. Прежде всего необходимо отметить, что названные данным пунктом в качестве составной части земельных отношений отношения по использованию земель не отождествляются с пользованием земельными участками, регулируемым гражданским законодательством. Этот вывод подтверждается тем, что рассматриваемая статья однозначно различает имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, регулируемые гражданским законодательством (п.3 ст.3 ЗК), и отношения по использованию земель как часть земельных отношений, регулируемых земельным законодательством. Кроме того, в соответствии с п.1 комментируемой статьи земельное законодательство регулирует отношения, складывающиеся по поводу земли как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а не по поводу земли как объекта гражданских прав в смысле ст.128 ГК. Пункт 1 статьи 3 ЗК определяет понятие земельных отношений: это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, земельные отношения имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель. Прежде всего необходимо отметить, что названные данным пунктом в качестве составной части земельных отношений отношения по использованию земель не отождествляются с пользованием земельными участками, регулируемым гражданским законодательством. Этот вывод подтверждается тем, что рассматриваемая статья однозначно различает имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, регулируемые гражданским законодательством (п.3 ст.3 ЗК), и отношения по использованию земель как часть земельных отношений, регулируемых земельным законодательством. Кроме того, в соответствии с п.1 комментируемой статьи земельное законодательство регулирует отношения, складывающиеся по поводу земли как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а не по поводу земли как объекта гражданских прав в смысле ст.128 ГК. В соответствии с п.2 статьи 3 ЗК к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха


И охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Пункт 3 статьи 3 ЗК устанавливает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранным, иным специальным законодательством. Одно из возможных толкований п.3 может состоять в том, что в данном случае предусматривается возможность регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними непосредственно земельным законодательством. Однако такое толкование противоречило бы положениям ЗК о предмете регулирования земельного законодательства, определенном в п.1, который не предусматривает возможности регулирования земельным законодательством имущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Такие отношения в соответствии с п.1 ст.2 ГК относятся к предмету регулирования гражданского законодательства.


Таким образом на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что земельное законодательство, исходя из целей своего предмета регулирования, определенных. Система земельного права Система земельного права отражена в статье 2 Земельного кодекса РФ: «1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. 2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. 3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. 4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права »


Принципы земельного права Принципы земельного права напрямую закреплены в статье 1 Земельного кодекса РФ, которая так и называется « Основные принципы земельного законодательства »: «1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека,; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; 5) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; Принципы земельного права Принципы земельного права напрямую закреплены в статье 1 Земельного кодекса РФ, которая так и называется « Основные принципы земельного законодательства »: «1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека,; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; 5) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;


6) платность использования земли; 7) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 8) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 9) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 10) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам 6) платность использования земли; 7) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 8) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 9) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 10) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам


Источники права Источники права – это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. Источник права (в широком смысле слова) - совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы мора - ли и правосознания. Источник права (в узком смысле) - действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права (правила поведения). Источники земельного права - законодательные и иные нормативные правовые акты, приняты е и из - данные компетентным государственным органом и со - держащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Виды источников земельного права России: 1) Конституция рф от 12 декабря 1993 г.; 2) федеральные законы: а)3 емельный кодекс рф 2001 г.; б) Гражданский кодекс рф; в) Водный кодекс рф от 16 ноября 1995 г ФЗ; г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22- ФЗ; д) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78- ФЗ - о землеустройстве.; е) Федеральный закон от 2 Января 2000 г. 28- ФЗ « О государственном земельном кадастре »; ж) Федеральный закон от 1 О января 2002 г. « Об охране окружающей природной среды;. з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г ФЗ - О разграничении государственной собственности на землю »; Источники права Источники права – это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. Источник права (в широком смысле слова) - совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы мора - ли и правосознания. Источник права (в узком смысле) - действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права (правила поведения). Источники земельного права - законодательные и иные нормативные правовые акты, приняты е и из - данные компетентным государственным органом и со - держащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Виды источников земельного права России: 1) Конституция рф от 12 декабря 1993 г.; 2) федеральные законы: а)3 емельный кодекс рф 2001 г.; б) Гражданский кодекс рф; в) Водный кодекс рф от 16 ноября 1995 г ФЗ; г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22- ФЗ; д) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78- ФЗ - о землеустройстве.; е) Федеральный закон от 2 Января 2000 г. 28- ФЗ « О государственном земельном кадастре »; ж) Федеральный закон от 1 О января 2002 г. « Об охране окружающей природной среды;. з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г ФЗ - О разграничении государственной собственности на землю »;


И) Федеральный закон от 24 июля 2002 г ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного на - значения »; к) Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49- ФЗ - О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.; л) Федеральный закон от 16 июля 1998 г ФЗ - о государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения »; законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г о плате за землю »; указы Президента РФ: м) Указ Президента РФ - О государственном земель - ном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость. от 11 декабря 1993 г. 2130; н) Указ Президента РФ - О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской мест - нести - ОТ 14 февраля 1996 г. 198; постановления Правительства РФ: а) постановление Правительства РФ - О порядке определения нормативной цены земли от 15 марта 1997 г. 1319; б) постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота: в) постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 « О государственном земельном контроле -: нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления; 3) общие принципы права; 4) нормативные договоры; 5) международные договоры, заключенные с иностранными государствами; 6) Некоторые обладающие юридической силой обычаи.


Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений. В российской системе права источниками права являются писаные законы нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается Гражданским кодексом. На основании обычая также регулируются отношения по использованию природных ресурсов малочисленными народами на территориях традиционного природопользования. Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений. В российской системе права источниками права являются писаные законы нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается Гражданским кодексом. На основании обычая также регулируются отношения по использованию природных ресурсов малочисленными народами на территориях традиционного природопользования.


Тем не менее законодательство играет основную роль. Говоря о законодательстве, следует определить, что в соответствии с общепринятыми взглядами на понятие законодательства в его содержание включаются практически все действующие правовые принципы и нормы. Это не только содержащиеся в законах, но и те, которые существуют в составе подзаконных нормативных актов постановлениях правительства, решениях местных властей, нормативных актах министерств и ведомств. Это так называемое широкое понятие законодательства, практически совпадающее с понятием права. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, президентские указы, постановления правительства, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления. Неотъемлемыми атрибутами, признаками каждого нормативного акта являются его наименование и дата, а также указание того, кем он издан. В российской практике за последнее время появилось и такое положение, которое касается обязательного опубликования нормативного акта как условия его юридического признания. Если акт не опубликован, он не должен применяться. Для подзаконных нормативных актов обязательна их регистрация в Министерстве юстиции РФ. Отдельные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти подлежат государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне. Тем не менее законодательство играет основную роль. Говоря о законодательстве, следует определить, что в соответствии с общепринятыми взглядами на понятие законодательства в его содержание включаются практически все действующие правовые принципы и нормы. Это не только содержащиеся в законах, но и те, которые существуют в составе подзаконных нормативных актов постановлениях правительства, решениях местных властей, нормативных актах министерств и ведомств. Это так называемое широкое понятие законодательства, практически совпадающее с понятием права. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, президентские указы, постановления правительства, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления. Неотъемлемыми атрибутами, признаками каждого нормативного акта являются его наименование и дата, а также указание того, кем он издан. В российской практике за последнее время появилось и такое положение, которое касается обязательного опубликования нормативного акта как условия его юридического признания. Если акт не опубликован, он не должен применяться. Для подзаконных нормативных актов обязательна их регистрация в Министерстве юстиции РФ. Отдельные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти подлежат государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне.


В целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, обеспечения единства правового пространства предусматривается ведение регистра нормативных правовых актов субъектов РФ. Субъекты и объекты земельных правоотношений ЗК РФ установлено, что участниками земельных отношений могут быть только граждане Российской Федерации и российские юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст.5 ЗК РФ). В то же время ограничиваются права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. Перечисленные субъекты по общему правилу могут совершать любые сделки с землей, включая куплю - продажу. Вместе с тем согласно п.3 ст.15 ЗК Президентом РФ определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение: стратегическое, оборонное, национальное и т. п.), которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность. В ЗК РФ определен четкий порядок разграничения участников земельных отношений на собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Собственниками земельных участков Кодекс признает лиц, являющихся собственниками земельных участков, а к землепользователям причисляет лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. К землевладельцам ЗК РФ относит лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами земельных участков признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды. В целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, обеспечения единства правового пространства предусматривается ведение регистра нормативных правовых актов субъектов РФ. Субъекты и объекты земельных правоотношений ЗК РФ установлено, что участниками земельных отношений могут быть только граждане Российской Федерации и российские юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст.5 ЗК РФ). В то же время ограничиваются права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. Перечисленные субъекты по общему правилу могут совершать любые сделки с землей, включая куплю - продажу. Вместе с тем согласно п.3 ст.15 ЗК Президентом РФ определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение: стратегическое, оборонное, национальное и т. п.), которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность. В ЗК РФ определен четкий порядок разграничения участников земельных отношений на собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Собственниками земельных участков Кодекс признает лиц, являющихся собственниками земельных участков, а к землепользователям причисляет лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. К землевладельцам ЗК РФ относит лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами земельных участков признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.


Обладателями сервитутов являются лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Среди перечисленных категорий отсутствуют лица, которым выданы свидетельства на право собственности на земельную долю. Они также выступают участниками земельных отношений, хотя и не располагают участком, выделенным в натуре в счет принадлежащей им земельной доли, поскольку этот участок входит в земельный массив, находящийся, как правило, в пользовании сельскохозяйственной организации (п.5 ст.79 ЗК). Но несмотря на то что в п.6 ст.27 ЗК по поводу оборота земель сельскохозяйственного назначения сделана отсылка к соответствующему Федеральному закону, Кодекс все же содержит ряд правовых норм по данным землям. Другое дело, что они разбросаны по всему Кодексу, в то время как в ЗК 1991 года их расположение было более компактным. Прежде всего о данных землях упоминается в специальной гл.14 " Земли сельскохозяйственного значения " и, кроме того, в отдельных статьях Кодекса. Так, в ст.33 ведется речь об установлении предельных норм предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам. Нормы статей гл.7 " Прекращение и ограничение прав на землю " распространяются на них в полном объеме. Статья Закона о введении в действие Земельного кодекса запрещает менять целевое назначение сельскохозяйственных угодий и предоставлять их иностранцам в собственность. Давая общее определение объектам земельных отношений, ЗК РФ исходит из подразделения таких объектов на землю как природный объект и природный ресурс и земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, а также части земельных участков (ст.6). Обладателями сервитутов являются лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Среди перечисленных категорий отсутствуют лица, которым выданы свидетельства на право собственности на земельную долю. Они также выступают участниками земельных отношений, хотя и не располагают участком, выделенным в натуре в счет принадлежащей им земельной доли, поскольку этот участок входит в земельный массив, находящийся, как правило, в пользовании сельскохозяйственной организации (п.5 ст.79 ЗК). Но несмотря на то что в п.6 ст.27 ЗК по поводу оборота земель сельскохозяйственного назначения сделана отсылка к соответствующему Федеральному закону, Кодекс все же содержит ряд правовых норм по данным землям. Другое дело, что они разбросаны по всему Кодексу, в то время как в ЗК 1991 года их расположение было более компактным. Прежде всего о данных землях упоминается в специальной гл.14 " Земли сельскохозяйственного значения " и, кроме того, в отдельных статьях Кодекса. Так, в ст.33 ведется речь об установлении предельных норм предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам. Нормы статей гл.7 " Прекращение и ограничение прав на землю " распространяются на них в полном объеме. Статья Закона о введении в действие Земельного кодекса запрещает менять целевое назначение сельскохозяйственных угодий и предоставлять их иностранцам в собственность. Давая общее определение объектам земельных отношений, ЗК РФ исходит из подразделения таких объектов на землю как природный объект и природный ресурс и земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, а также части земельных участков (ст.6).


ЗК РФ по - новому, в сравнении с ранее действующим законодательством, определяет земельный участок как объект земельных отношений. Им является часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы которой поддаются описанию и удостоверяются в установленном порядке. Между тем такое определение не совсем точно. Это связано с тем, что не всегда понятия " земля " и " земельный участок " являются синонимами. Земля может представлять собой поверхность почвенного слоя, которую человек не огородил каким - либо образом. На земельном участке могут находиться произведенные людьми объекты (дороги, коммуникации, дренажные системы). Кроме того, ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. В ст.1 ЗК речь идет о земле в том числе " как недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю ". Более широкое определение сформулировано в Федеральном законе от 2 января 2000 г. " О государственном земельном кадастре ": земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст.40 ЗК право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом. ЗК РФ по - новому, в сравнении с ранее действующим законодательством, определяет земельный участок как объект земельных отношений. Им является часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы которой поддаются описанию и удостоверяются в установленном порядке. Между тем такое определение не совсем точно. Это связано с тем, что не всегда понятия " земля " и " земельный участок " являются синонимами. Земля может представлять собой поверхность почвенного слоя, которую человек не огородил каким - либо образом. На земельном участке могут находиться произведенные людьми объекты (дороги, коммуникации, дренажные системы). Кроме того, ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. В ст.1 ЗК речь идет о земле в том числе " как недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю ". Более широкое определение сформулировано в Федеральном законе от 2 января 2000 г. " О государственном земельном кадастре ": земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст.40 ЗК право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом.


Земельный участок как объект земельных отношений может быть делимым и неделимым (п.2 ст.6 ЗК). Делимым является " земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами ". Правда, из этого текста трудно уяснить, что служит объективным критерием для отнесения земельного участка к категории делимого или к категории неделимого (его размер, площадь, месторасположение, конфигурация, ландшафт и др.), каким образом исключить субъективный подход при необходимости раздела земельного участка на части. В настоящее время немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земель по своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ). Это значит, что земли в Российской Федерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. ЗК РФ предусмотрена возможность указывать вышеперечисленные категории земель в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Земельный участок как объект земельных отношений может быть делимым и неделимым (п.2 ст.6 ЗК). Делимым является " земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами ". Правда, из этого текста трудно уяснить, что служит объективным критерием для отнесения земельного участка к категории делимого или к категории неделимого (его размер, площадь, месторасположение, конфигурация, ландшафт и др.), каким образом исключить субъективный подход при необходимости раздела земельного участка на части. В настоящее время немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земель по своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ). Это значит, что земли в Российской Федерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. ЗК РФ предусмотрена возможность указывать вышеперечисленные категории земель в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов


Российской Федерации и актах Российской Федерации и актах органов местного самоуправления, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, а также в договорах, предметом которых являются земельные участки, кроме того, в документах государственного земельного кадастра и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кодекс возлагает на Правительство РФ обязанности по отнесению земель, находящихся в федеральной собственности, к определенным категориям, а также по их переводу из одной категории в другую. За органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЗК РФ закрепляет определенные обязанности, в круг которых входит отнесение к той или иной категории земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности. На органы местного самоуправления возложены обязанности по отнесению земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к определенным категориям и их переводу из одной категории в другую. Земли, находящиеся в частной собственности, подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения и земли иного целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут относить земли к категориям или переводить их из одной категории в другую, в частности по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности, а органы местного самоуправления могут выполнять те же функции, но в отношении земель иного целевого назначения, находящихся также в частной собственности.

1.Земельное право

  • предмет земельного права – это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования, управления, охраны земель, урегулированные нормами земельного права.
2.Источники земельного права
  • международные договоры, ратифицированные Россией, общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • федеральные законы (Земельный Кодекс, Лесной Кодекс, Водный Кодекс, иные законы);
  • нормативно-правовые нормы органов исполнительной власти;
  • законодательство субъектов РФ
  • НПА органов местного самоуправления:
  • правила землепользования и застройки городского округа/городского поселения;
  • обычай – это сложившийся в течение длительного времени и широко применяемое правило поведения, не закреплённое в нормах законодательства.
3.Конституционные основы земельного права.
  • Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений. Выделяют 3 группы таких норм:
1
  • Положения, которые определяют правовой режим земельных участков (ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);
2
  • Нормы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель);
3
  • Конституционные положения, устанавливающие права граждан на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст. 35 – каждый может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственником которого он является; никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда; принудительное изъятие имущества допускается только при равноценном возмещении).
Самостоятельное изучение
  • Вопрос 4. Система земельного права. Вопрос 5. Принципы земельного права. Вопрос 6. Земельные правовые отношения.
7.Земля и земельный участок как объект земельных отношений.
  • Вся земля в пределах государственной границы РФ – это земельный фонд России. На сегодняшний день земельный фонд России составляет 1708,9 млн. га (без территориального моря и внутренних вод). Земельный фонд (в зависимости от хозяйственных и экономических характеристик) по целевому назначению делится на 7 категорий земель.
Категории земель
  • 1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства;
  • В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяется фонд перераспределения, в который включаются выморочные земельные участки, земельные участки, изъятые из государственных или муниципальных нужд, либо земельные участки, от которых добровольно отказались.
Категории земель
  • 2. Земли населённых пунктов – это земли, используемые и предназначенные для застройки населённых пунктов;
  • Земли населенных пунктов всегда отделяются границами от других земель.
Категории земель
  • 3. Земли специального назначения – это земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для использования в соответствующих специальных целях, и права на которые возникли по основаниям, предусмотренным земельным законодательством;
Категории земель
  • 4. Земли особо охраняемых территорий – это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, эстетическое, оздоровительное и иное ценное назначение, которые изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен особый правовой режим;
Категории земель
  • 5. Земли лесного фонда – состоят из лесных земель (это покрытые лесной растительностью, либо предназначенные для её восстановления) и нелесных земель (предназначены для лесного хозяйства);
Категории земель
  • 6. Земли водного фонда – это земли, покрытые поверхностными водами и занятые гидротехническими либо иными сооружениями, расположенными на водных объектах;
Категории земель
  • 7. Земли запаса – это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные физическим и юридическим лицам (исключение составляют земли сельскохозяйственного назначения).
Перевод земель или земельных участков
  • – это процедура изменения категории земель или земельных участков, урегулированная специальными нормативно-правовыми актами (ФЗ от 21.12.2004 г. “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, Земельный кодекс, иные федеральные законы и законы субъектов РФ). В основном переводятся земли сельхоз назначения и земли запаса.
Решение о переводе земель или земельных участков принимают следующие органы:
  • Правительство РФ – в отношении федеральных земель;
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ – в отношении региональных земель (земель субъектов РФ) и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной или муниципальной собственности;
  • Органы местного самоуправления – в отношении иных земель (муниципальных земель и частных земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Закон предусматривает случаи, когда сами органы местного самоуправления могут осуществлять перевод. Органы местного самоуправления и органы государственной власти могут ходатайствовать о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую без согласия их правообладателей, только в 2х случаях: если такой перевод связан с установлением или изменением границ населенного пункта, либо при создании особо охраняемых природных территорий без изъятия у правообладателя. Во всех остальных случаях волеизъявление должно идти от собственника или правообладателя.
  • Закон предусматривает случаи, когда сами органы местного самоуправления могут осуществлять перевод. Органы местного самоуправления и органы государственной власти могут ходатайствовать о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую без согласия их правообладателей, только в 2х случаях: если такой перевод связан с установлением или изменением границ населенного пункта, либо при создании особо охраняемых природных территорий без изъятия у правообладателя. Во всех остальных случаях волеизъявление должно идти от собственника или правообладателя.
  • Перевод из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения записи в единый государственный реестр прав (ЕГРП)на недвижимое имущество и сделок с ним. Изменение правоустанавливающих документов не требуется.
Земельный участок
  • Границы земельного участка в натуре устанавливаются путем межевания, которое является видом кадастровых работ. Межевание – подготовительный этап для постановки на кадастровый учет. В результате межевания составляется межевой план. Межевой план выдается при постановке земельного участка на учет, при разделе земельных участков, при учете изменений земельного участка или его частей.
Образование земельных участков происходит:
  • при объединении земельных участков;
  • при разделе земельных участков;
  • при перераспределении земельных участков;
  • при выделе из земельных участков или земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Требования, предъявляемые к образованию или изменению земельных участков:
  • Предельные максимальные и минимальных размеры земельных участков должны соответствовать требованиям градостроительных регламентов. Если на земельный участок градостроительный регламент не распространяется либо в отношении участка он не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с требованиями федеральных законов (см. ст. 33 Земельного кодекса). Если размеры земельного участка не соответствуют требованиям градостроительного регламента, то допускается использовать земельный участок, если это не наносит ущерба жизни и здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия;
продолжение
  • границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и/или населенных пунктов;
  • при образовании земельных участков не должно приводить к вклиниванию, чересполосице, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости (капитального строительства и других), препятствующих рациональному использованию, охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами;
  • не допускается такое образование земельных участков, в результате которых эксплуатация по разрешенному использованию невозможна.
8. Право собственности на земельный участок.
  • Государственная собственность на землю.
  • Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства. От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.
Муниципальная собственность
  • От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.
  • В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю). Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.
Государственная собственность на землю возникает:
  • по прямому указанию федеральных законов,
  • при разграничении государственной собственности на землю;
  • дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок. С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.
Муниципальная собственность возникает:
  • по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;
  • по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),
  • в процессе разграничения государственной собственности на землю;
  • муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.
Разграничение собственности на землю.
  • К государственной собственности относятся: земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;
  • К собственности муниципальных образований относятся: земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;
  • В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности муниципальные земли и земельные участки не выделяются.
Частная собственность на земельные участки.
  • Субъект – это физические и юридические лица. Объектом частной собственности являются индивидуально-определенные земельные участки
Виды собственности:
  • индивидуальная – одного лица; общая – двух или более лиц:
  • 1) долевая; 2) общая совместная.
Оборотоспособность земельного участка (три вида)
  • изъятые из оборота – федеральная собственность (см. п. 4 ст. 27 Земельного Кодекса);
  • земельные участки, ограниченные в обороте – которые могут принадлежать отдельным категориям лиц, либо нахождение в обороте которых допускается по специальному разрешении (см. ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса);
  • свободные в обороте земельные участки.
Иные права на земельные участки.
  • Иные виды прав позволяют несобственнику земельного участка удовлетворять свои потребности за счёт использования чужого земельного участка. Предусмотрено 5 видов прав:
  • право постоянного (бессрочного пользования);
  • пожизненного наследуемого владения;
  • сервитут;
  • аренда;
  • безвозмездное срочное пользование.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПМ.03 МДК 03.01 « Земельное правоотношения » Тема: «Право собственности и иные права на землю » Краснодар 2016

1. Понятие о вещных правах 2. Виды прав на землю 3. Основание, возникновение и прекращения прав на землю 4. Права и обязанности собственников земельных участков

1. Содержание права собственности определяется в статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. « Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом» Эти три правомочия существуют у каждого собственника и преломляются в субъективных правах собственников земельных участков, а юридически закрепляются в получении ими титула собственника, что и оформляется свидетельством о праве собственности. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении его имущества любые действия, непротиворечащие закону и не нарушающие права и интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имущества, оставаясь собственником. Отдавать имущество в залог и распоряжаться им иным образом. Право собственности – закреплённое за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащему ему имуществом. Владения – юридически обеспечивающая возможность хозяйствующего господства собственника над вещью. Пользования - юридически обеспечивающая возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе её личного потребления Распоряжения – юридически обеспечивающая возможность определить судьбу вещи путём совершения юридических актов в отношении этой вещи.

2.Виды собственности: Частная - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).

Индивидуальная собственность собственник самостоятельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения.

Общая совместная - это собственность совместных предприятий, создающихся с участием российских юридических лиц и граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан на территории РФ в форме АО, и других хозяйственных обществ и товариществ.

Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны. Также выделяют Федеральную собственность Субъектов Российской Федерации

Муниципальная собственность - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.

3. Основанием изменением и прекращением отношений является юридические факты, которые должны соответствовать трём требованиям: юридический факт порождающий правоотношения собственности конкретность связь с законом

Основания возникновения прав на землю Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, ФЗ, и подлежат государственной регистрации Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица Лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом

Основания прекращения права собственности на земельный участок Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

4. Согласно статье 40 ЗК РФ владелец (собственник) земельного участка вправе: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на его участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды и обводненные карьеры, в соответствии с законодательством РФ; возводить жилье, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения, строения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

проводить в соответствии с разрешенным использованием осушительные, оросительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и другие водные объекты в соответствии со строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями, установленными законодательством; осуществлять другие права на использование участка, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Также владелец имеет право сажать на участке сельскохозяйственные культуры, владея впоследствии полученной с/х продукцией и прибылью от её реализации, кроме случаев, когда участок был передан владельцем кому-либо на постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, сдан в аренду либо отдан на безвозмездное срочное пользование.

В обязанности собственника участка прописаны в ЗК РФ в статье 42, независимо от категории земель, входит: сохранять геодезические, межевые и иные специальные знаки, установленные в соответствии с законодательством РФ; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и иными природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если срок их освоения предусмотрен договорами; Своевременно производить платежи за землю;

Соблюдать при использовании участков требований градостроительных регламентов, экологических, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; Не допускать загрязнения, деградации, захламления и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий; Выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Понятие и состав земельного фонда РФ ПМ.03 МДК 03.01 Земельные правоотношения

Земельный фонд Российской Федерации – это вся ее территория, т. е. вся земля в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельного фонда в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом это единый природный объект.

Государственное управление земельным фондом - отдельная сфера государственного управления. Областью действия является земля в широком смысле слова. Предметом регулирования является система земельных правоотношений в области рационального использования и охраны земельных ресурсов как объекта экономического хозяйствования. Все земли, которые находятся в пределах Российской Федерации, составляют единый земельный фонд РФ. Он обусловливает наличие общего правового режима всех земель, составляющих земельный фонд РФ, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и принадлежности к той или иной категории земель. Все земли РФ подразделяются на два вида: - земли, которые используются в качестве пространственного экономического базиса, средства производства; - земли, которые выполняют природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции.

По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2008 г. составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря.Сведения о наличии и распределении земельного фонда Российской Федерации в разрезе ее субъектов содержат характеристики 86 субъектов Российской Федерации. В 2007 г. завершилось образование новых субъектов Российской Федерации: Пермского края в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и Красноярского края в результате объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Сведения о земельном фонде Еврейской автономной области и Амурской области сформированы с учетом постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации “Об утверждении изменения границы между Еврейской автономной областью и Амурской областью”.

категории земель 1) земли сельскохозяйственного назначения (гл. 14 ЗК РФ). В этой категории выделяют два вида земель: земли, предназначенные для целей сельскохозяйственного производства, т. е. используемые в качестве производственного фактора; земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т. е. используемые в качестве обеспечительного, вспомогательного фактора-общая площадь 455 млн га, или 26,6%

2) земли населенных пунктов (поселений) (гл. 15 ЗК РФ). К их числу относят все земли, которые расположены в пределах городской, поселковой территории, а также территории населенных пунктов и те, которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданы в их ведение- бщая площадь 20,9 млн га, или 1,2%

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (гл. 16 ЗК РФ). Указанные земли могут быть предоставлены только организациям, предприятиям и учреждениям в порядке, установленном федеральным законодательством-общая площадь 17,6 млн га, или 1%

4) земли особо охраняемых территорий и объектов (гл. 17 ЗК РФ). К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и историко-культурный характер- бщая площадь 31,6 млн га, или 1,9%

5) земли лесного фонда (гл. 18 ЗК РФ). В его состав входят все земли, покрытые лесом и лесопосадками, а также земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства- общая площадь 1046,3 млн га, или 61,2%

6) земли водного фонда. Эти земли включают в себя три вида земель: занятые водными объектами; выделяемые под полосы отвода; водоохранные зоны водных объектов-общая площадь 19,9 млн га, или 1,2%

7) земли запаса не находятся ни на праве собственности, ни на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и т. д. Земли запаса составляют единый резервный земельный фонд Российской Федерации, находящийся под контролем федеральных исполнительных органов государственной власти в области рационального использования и охраны земель- бщая площадь 118,5 млн га, или 6,9%.

Конец спасибо за просмотр

По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2008 г. составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря (рис. 3.1). Сведения о наличии и распределении земельного фонда Российской Федерации в разрезе ее субъектов содержат характеристики 86 субъектов Российской Федерации. В 2007 г. завершилось образование новых субъектов Российской Федерации: Пермского края в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и Красноярского края в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов. Сведения о земельном фонде Еврейской автономной области и Амурской области сформированы с учетом постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации “Об утверждении изменения границы между Еврейской автономной областью и Амурской областью”.