Сокращение с государственной гражданской службы. Минфин анонсировал сокращения госслужащих в россии Будет ли сокращение госслужащих в году

Государственные служащие имеют свой особый регламент, который является дополнением к обычным трудовым взаимоотношениям, прописанным в ТК РФ. Сокращение с государственной гражданской службы имеет многочисленные нюансы, которые регулируются Федеральными законами № 57 и №79. Выплаты и компенсационные средства также имеют ряд отличий от стандартного порядка.

Особенности и законодательная база

Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ . Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ . Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.

Важно! При сокращении в соответствии с законодательством должности государственному служащему могут быть предоставлены не только в своей организации, но и в других гражданских органах, которые относятся к государственной службе.

Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается. В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников. По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.

Еще двумя важными моментами являются возможность сокращения государственного служащего в досрочном режиме (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ) и без конкурсная основа при переводе. Последний момент связан с тем, что государственные должности согласно закону занимаются по конкурсному распределению. Но если госслужащий сокращается, то он занимает должность согласно квалификации и распределению. Это закреплено в 22 статье основного закона (79-ФЗ).

Сокращение

Сокращение гражданского служащего имеет несколько значительных отличий от стандартной процедуры в силу имеющихся законодательных регламентов, которые были введены из-за специфики работы.

Важно! Последняя редакция 79 Федерального закона вступила в силу в августе 2018 года. Например, были добавлены изменения в 31 статью, которая регламентирует отношения при ликвидации или сокращении должностей в государственном органе. Все трудовые взаимоотношения с госслужащими осуществляется по 79 и 57 федеральным законам. По регламенту трудового кодекса просматриваются только те моменты, которые не были учтены в регламенте этих законодательных актов.

Для понимания отличия стандартного сокращения от аналогичной процедуры для госслужащего необходимо знать пошаговую процедуру. Именно по этому плану производится сокращение в государственных организациях:


Важно! Если сотрудник согласен произвести досрочное расторжение договора, то ему также положена компенсация за неотработанный период времени, которая насчитывается по общему правилу.

Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта. Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника.

Расчет и выплаты

Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.

Важно! Полноценный расчет с госслужащим осуществляется только при отсутствии вакансий, а также переводов. Если перевод был осуществлен, то компенсация по сокращению не положена, так как работник фактически не потерял рабочее место.

В крайний рабочий день выдаются все документы и производится расчет, включающий в себя:

  • компенсацию за отпуск, отпускные, оплату больничного;
  • заработную плату за отработанный период;
  • при наличии премиальных полугодового или квартального типа часть их, соответствующую отработанному в указанный период времени;
  • единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного довольствия.

Все остальные выплаты на бирже труда будут зависеть только от размера ежемесячного заработка и ряда нюансов, так как выходного пособия как такового у гражданских служащих нет.

Сокращение работника государственной службы, который находится на гражданской должности, регламентировано федеральным законодательством, в том числе ФЗ №79. Процедура сокращения имеет много отличий от стандартного варианта из-за специфики работы. Каждый сотрудник может рассчитывать на перевод на другую должность как в госорганизации, так и в других учреждениях государственного образца.

За этот же срок под сокращение подпадут 10% служащих центрального аппарата. По словам Нестеренко, изменения призваны высвободить ресурсы для пересмотра системы оплаты труда. Она подчеркнула, что после сокращений размер фонда оплаты труда останется прежним.

Нестеренко напомнила, что перед правительством стоит задача повысить зарплаты служащих до конкурентного уровня в экономике. Соответствующее поручение правительству президент РФ Владимир Путин дал еще в 2012 году.

Главная цель планируемой реформы - поднять постоянную часть оплаты труда до 60% от фонда оплаты труда, а оставшиеся 40% будут направлены на финансирование стимулирующей части. Сейчас данная «пирамида» перевернута, добавила Нестеренко.

Сокращение части госслужащих и рост зарплат оставшихся – это лишь первый шаг разрабатываемой реформы госуправления. Как отметила Нестеренко, в настоящее время Минфин создает специальный реестр полномочий госорганов. С его помощью можно будет эффективно выявить дублирование функций, а также разделить административно-властные и гражданско-правовые полномочия.

О необходимости сокращения аппарата чиновников говорилось еще в 2014 году, а до этого в 2010-м. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании Совета по цифровой экономике, прошедшего в прошлом году, заявил о том, что к 2024 году штат госслужащих можно сократить на одну треть за счет цифровизации.

При этом, по данным Минфина, к примеру, только в 2017 году госслужащих стало больше на 0,4% (около 5,2 тыс. человек), а их общая численность составила 1,2 млн. человек без учета гражданских служащих силовых ведомств и спецслужб, а также сотрудников федеральных бюджетных и казенных учреждений. Если посчитать и их, то получится 2,1 млн. – это больше, чем в Советском Союзе в пик расцвета бюрократии. Сейчас Минфин предложил сократить число чиновников уже в третий раз за 10 лет.

Предыдущие попытки существенного успеха не имели, поскольку сокращали отдельные должности, обычно вакантные и непрестижные, или занятые пенсионерами. А надо было резать целые институты и структуры, на что никогда не решались. И пока не ясно, какими сейчас критериями при сокращении штатных единиц будут руководствоваться в министерствах и ведомствах.

Сокращение госслужащих с ростом зарплат оставшихся чиновников даст эффект только при неустанном контроле за работой госслужащих и, прежде всего, муниципального уровня, на котором во многих городах общим местом стало использование служебного положения в корыстных целях.

К тому же любое массовое сокращение целесообразно только при тотальном развитии больших трудоемких производств, способствующих расширению рынка труда в целом, а с этим в России ситуация по большому счету все еще не сдвинулась с места. Так что в любом случае одним лишь сокращением госслужащих принципиальных управленческих проблем не решить.

Опубликованный вчера указ президента «Об основных направлениях развития госслужбы» требует от правительства в 2020–2021 годах изменить структуру зарплат чиновников, повысив в ней постоянную часть оклада. На это пойдут средства, сэкономленные на проводимом Минфином сокращении госаппарата. Однако помимо улучшения оплаты труда госслужащих ждут ужесточение найма, аттестации и требований к профессиональному развитию.


В 2019–2021 годах правительству предстоит реформировать государственную гражданскую службу, изменив для госслужащих систему найма, оплаты труда и мотивации. Это следует из опубликованного вчера на портале правовой информации указа президента «Об основных направлениях развития гражданской службы в РФ на 2019–2021 годы». По нему до 2020 года Белый дом должен завершить работу по созданию нормативно-правовой базы для совершенствования практики экспериментов по развитию гражданской службы и порядку отбора кандидатов. Также правительству поручено обеспечить внедрение единой методики прохождения госслужащими испытания в федеральных органах исполнительной власти и усовершенствовать процедуру их аттестации.

Еще одно направление реформы - создание на базе подведомственной Минтруду федеральной информсистемы отдельного ресурса для профессионального развития госслужащих. До 1 января 2021 года Белый дом должен обеспечить мониторинг качества подготовки служащих по дополнительным профессиональным программам и усовершенствовать методы оценки их профессиональных качеств. Кроме того, в 2020 и 2021 годах правительство займется реформированием системы оплаты труда чиновников (без снижения его уровня, уточняется в указе) - оптимизация предполагает поэтапное увеличение в их доходах доли оклада за счет снижения доли премиальных выплат. Рост постоянной части зарплаты, в свою очередь, приведет и к росту размера пенсии госслужащих за выслугу лет.

По итогам 2018 года Росстат насчитал в РФ 692 тыс. региональных, 299 тыс. муниципальных и 38,3 тыс. федеральных госслужащих. Зарплата первых составила 49,4 тыс. руб. (107,7% к 2017 году), муниципальных служащих - 42,1 тыс. руб. (107,9% к 2017 году), федеральных - 126,6 тыс. руб. Если официальные доходы последних превышают среднюю зарплату по стране в несколько раз (в 2018 году - 40 тыс. руб.), то для остальных категорий эта разница не так велика. Впрочем, уровень укомплектованности всех категорий госслужбы в среднем не опускается ниже 90%.

Как ранее пояснял Минфин, источником средств для повышения постоянной доли в оплате труда госслужащих с нынешних 40% (60% - переменная часть, доплаты и премии) до 60% (такую цель ставит для себя министерство) должны стать средства, сэкономленные за счет запланированного на ближайшие годы сокращения госаппарата без сокращения фондов оплаты труда госслужащих (подробнее см. “Ъ” от 19 марта). Отметим, впрочем, что сэкономленных средств может не хватить - запланированные сокращения на 10% численности сотрудников центральных аппаратов органов исполнительной власти и 5% территориальных органов в 2020 году и сокращение на 10% численности терорганов в 2021 году, вероятнее всего, будут выполнены во многом за счет незакрытых низкооплачиваемых вакансий. По словам Павла Кудюкина, члена совета профсоюза «Конфедерация труда», доля переменной части в зарплатах госслужащих сейчас может и превышать 60% за счет совместительства незакрытых вакансий. «Такая ситуация создает руководству органов власти возможность манипулирования подчиненными»,- говорит он.

Отметим, впрочем, что сама высокая доля премий и дополнительных выплат при невысоком окладе характерна не только для зарплат чиновников - достаточно часто это встречается и на рынке частных вакансий, что в совокупности позволяет российскому рынку труда сохранять низкий уровень безработицы в кризисы за счет отмены допвыплат вместо увольнений.

Анастасия Мануйлова

Власти пообещали в ближайшие два года сократить количество госслужащих – в территориальных органах под сокращение попадут 15% сотрудников, в центральном аппарате – 10%. Об этом объявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко: нужно «вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень» (цитата по «Интерфаксу»).

В 2010 г. Минфин предложил ограничить индексацию зарплат бюджетников размером инфляции и сократить 20% федеральных чиновников – 120 000 человек – и так сэкономить для бюджета 43 млрд руб. Дмитрий Медведев (тогда президент) предложение поддержал, подписав указ о поэтапном сокращении госслужащих на 20% в 2011–2013 гг.

В 2014 г. Медведев (председатель правительства) поручил Минфину подготовить новые предложения о сокращении госслужащих на 10%. В конце 2015 г. он подписал и постановление о сокращении 10% госслужащих с 1 января 2016 г.

В 2016 г. численность чиновников действительно сократилась, рассказывала летом 2017 г. Татьяна Голикова, тогда председатель Счетной палаты, но оригинальным способом: сокращали исключительно низовое звено. Начальников стало больше: заместителей руководителей федеральных органов – на 18%, директоров департаментов – на 21%, начальников управлений – на 13%. В территориальных органах чиновников в целом стало меньше на 11,9%, а начальников – больше на 8,4%.

В 2017 г. чиновников снова стало больше – по данным Минфина, в конце года в госсистеме работали 1,2 млн россиян, за год их количество увеличилось на 0,4% (примерно 5200 человек). Но министерство учитывает не все категории работников, например не считает гражданских служащих силовых ведомств. По данным Росстата, который считает и их, в 2017 г. на госслужбе были заняты 2,2 млн человек – на 1,2% больше, чем в 2016 г.

Сокращение госслужащих – популярное среди населения решение, в действительности оно «демонстрируется», но не реализуется, чиновников перераспределяют, объяснял экономист Дмитрий Некрасов.

Сокращение госслужащих напоминает качели, сравнивает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: «Сначала объявляется административная реформа, сокращение чиновников, их пытаются сократить, а потом появляются новые законы и новые функции министерств и ведомств – и под эти функции они всегда просят дополнительных сотрудников. И численность чиновников опять начинает разрастаться». Нигде в мире эта проблема не решена, считает он.

Фотогалерея

В России ключевая проблема – обилие региональных и муниципальных чиновников, но сокращать их – вне функций Минфина, указывает Сафонов. Одна из немногих эффективных мер – отдать часть функций на аутсорсинг, как делают во многих странах, говорит эксперт.

Аутсорсинг входит в планы Минфина, раскрыла Нестеренко: сокращение служащих – только первый шаг в реформе госуправления, потом Минфин хочет сформировать реестр полномочий и функций государственных органов, чтобы выявлять их дублирование и даже часть передавать на сторону. Без оптимизации невозможно поднять зарплату госслужащих до конкурентной, объяснила Нестеренко, такую задачу Медведев поставил еще в 2012 г., решения приняты.

По данным Росстата, в 2018 г. гражданский служащий в федеральных госорганах в среднем получал 126 600 руб. в месяц, на 5,4% выше, чем в 2017 г. Но зарплаты госслужащих одной категории могут различаться в 2–3 раза, говорила в январе 2018 г. Голикова.

Зарплата чиновников во всем мире меньше зарплат в корпорациях, указывает Сафонов, ничего страшного в этом нет: для работы на госслужбе есть другая мотивация – гарантия найма на долгое время. Поднять зарплаты до рыночных все равно не получится – слишком дорого, считает он: «Да и должен ли президент получать столько же, сколько топ-менеджер? Наверно, это не его цель».

Представитель Минтруда отказался от комментариев. Его коллега из Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Российские власти объявили об очередном сокращении государственных служащих. Оно начнется с 2020 года. Как заявила 19 марта на коллегии Казначейства первый замминистра финансов Татьяна , это позволит сделать зарплаты госслужащих конкурентоспособными.

«Мы не можем на эту большую, разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда», — отметила она.

В принципе решения о повышении зарплат госслужащих до «конкурентного уровня» приняты, однако на них потребуется «много денег», пояснила Нестеренко. Так, постоянная часть зарплаты должна составлять 60% от фонда оплаты труда, плавающая — оставшиеся 40%, сейчас же «пирамида перевернута».

По ее словам, в 2020 году будут сокращены 5% сотрудников территориальных органов власти, в 2021 году — еще 10%. Численность госслужащих центрального аппарата уменьшится на 10%, добавила Нестеренко.

О необходимости сокращать аппарат чиновников в правительстве говорят давно. В частности, о том, что штат чиновников нужно резать, глава правительства заявлял еще в 2014 году, а до этого в 2010 году. Однако, очевидно, что попытки серьезно сократить аппарат оказались не слишком удачными. Так, по данным статистики а, численность госслужащих в 2017 году составляла 1,2 млн человек. Но в ней, например, не учитываются гражданские служащие силовых ведомств и спецслужб и сотрудники федеральных бюджетных и казенных учреждений. При этом, по данным Минфина, по итогам 2017 года госслужащих стало больше на 0,4% (примерно 5,2 тыс. человек).

Активно ратует за изменение системы госуправления председатель .

В частности, выступая на заседании Совета по развитию цифровой экономики в 2018 году, он заявил, что в России к 2024 году можно сократить треть чиновников. «Мы видим, что на треть можно сократить за шесть лет чиновников за счет цифровизации», — отметил Кудрин.

По его словам, нагрузка контрольно-надзорной деятельности на проверяемых должна снизиться вдвое.

«Цифровизация неизбежно приведет к снижению числа чиновников, к изменению и сокращению контрольных функций государства», — говорил Кудрин.

То, что правительство ждет в ближайшее время могут переформатировать, подтверждали в начале 2019 года и опрошенные «Газетой.Ru» источники.

«Нынешняя структура не на 100% эффективна, и было давно понятно, что реформа неизбежна», — заявлял недавно один из источников «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией.

«Основная цель реформы по оптимизации аппарата чиновников — это повышение уровня оплаты труда госслужащих до конкурентной планки в сравнении с другими ведущими профессиями, куда молодые и перспективные кадры идут охотнее. Сокращение численности госслужащих и централизация обязанностей с последующим ростом зарплатных ожиданий в перспективе должны повысить и статус такого рабочего места и качество выполненной работы», — комментирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

По словам главы комитета Госдумы по труду, социальной защите и делам ветеранов , предлагаемая сейчас реформа нужная и может поспособствовать экономии бюджетных средств.

При этом сокращения не должны быть обусловлены только повышением заработной платы. По его словам, нужно смотреть при сокращениях на потребности аппарата. Иногда бывают случаи, когда одного из двух сотрудников сокращают, повышают оставшемуся зарплату, а потом возвращают и вторую должность, признает Нилов. %

Гендиректор сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru Александр Ветерков между тем отмечает, что активного сокращения количества вакансий госслужащих сервис пока не наблюдает. Впрочем, по его словам, на протяжении последних нескольких лет видно изменение структуры госслужащих с эпизодическими выходами на рынок кандидатов из разных министерств, департаментов. Однако, по его словам, очень часто реструктуризации происходят таким образом, что высвобожденные сотрудники уходят во вновь созданные подразделения. То есть сокращения в одних местах совпадают с набором в других.

В целом же, по словам Ветеркова, на рынке труда достаточно большое количество вакансий в других сегментах, поэтому при желании сменить госслужбу на работу в других отраслях высвобожденные сотрудники смогут достаточно быстро.