Законодательная база российской федерации. Факторы производственной среды, влияющие на работников карьера

Любая, даже самая безобидная на первый взгляд профессия может негативно сказаться на здоровье. Проблем не будет, если соблюдать технику безопасности. Каждый работодатель обязан составить инструкцию, придерживаясь которой, можно будет обеспечить безопасность на рабочем месте рабочего. С этим документом должен ознакомиться любой специалист, который поступает на ту или иную должность. Если проблемы со здоровьем возникли по причине несоблюдения техники безопасности на рабочем месте, работодатель никакой ответственности нести не будет.

Первичный инструктаж и оценка безопасности рабочего места

Если сотрудник нарушает технику безопасности умышленно, начальник имеет право уволить его без возможности восстановления. В трудовой книжке появится соответствующая запись. Устроиться на работу на такую же должность, но в другом предприятии, скорее всего, не удастся. Поэтому к выполнению своих служебных обязанностей каждый должен подходить со всей серьезностью и ответственностью.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ ПРИ РАБОТЕ В КАРЬЕРЕ

Введение

Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе автомобиля.при работе в карьере
Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе типовой, а также инструкций:
-при вывешивании автомобиля и работ под ним;
-при снятии и установке колес под ним;
-при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей, прицепа;
-при передвижении по территории карьера;
-по предупреждению пожаров.
Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Водитель должен выполнять указания представителя комитета по охране труда или уполномоченного профкома.
Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе на грузовом автомобиле при работе в карьере допускаются лица, прошедшие:
вводный инструктаж;
инструктаж по пожарной безопасности;
первичный инструктаж на рабочем месте;
инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.
Для выполнения обязанностей водителя грузового автомобиля допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18 летнего возраста.
1.2. Водитель должен проходить:
повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации грузового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03.96 г.
1.3. Водитель обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
соблюдать требования при работе в карьере;
использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. При оформлении водителя на работу за ним должен быть закреплен определенный грузовой автомобиль приказом по предприятию.
1.5. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена администрацией транспортного отдела.
1.6. Водитель должен:
уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения начальника АХО;
во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.7. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.8. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.
1.9. При обнаружении загорания или в случае пожара:
остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горючесмазочных материалов;
приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть помещение.
1.10. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.11. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.12. В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" водитель автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев).
1.13. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
вывешенный автомобиль;
горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.
отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
этилированный бензин
столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
оборудование, инструмент, приспособления.
1.14. При совместной работе на линии 2-х человек и более, водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного руководителем ответственным за соблюдение требований безопасности
1.15. Газобаллонные автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу на бензин. Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.
1.16. При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания, после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Пройти предрейсовый медосмотр.
2.2. Получить у диспетчера путевой лист и целевой инструктаж об условиях работы в карьере.
2.3. Совместно с механиком КПП проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:
Исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительной системы, запоров бортов, глушителя, плотность его соединений.
2.4. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:
техническое состояние автомобиля и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей;
отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автомобилей на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
наличие исправного инструмента и приспособлений;
заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.5. Автомобили, работающие на газовом топливе, должны ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов, на слух или мыльной эмульсией.
Неисправности газовой аппаратуры устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированных мастерских.
2.6. Перед пуском двигателя водитель должен:
-отключить и отсоединить элементы подогрева;
-затормозить автомобиль стояночным тормозом;
-поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
-проверить герметичность системы питания;
-проветрить подкапотное пространство, при работе на газе;
2.5. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.
2.6. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.7. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.
2.8. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.
2.9. При работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
продувку бензосистемы производить насосом;
при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;
в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.
2.10. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.
2.11. С целью повышения безопасности соединение автомобиля с прицепом должно быть посредством жесткого дышла, закрепленного на раме автомобиля шкворня с гайкой. Шкворень соединять с дышлом так, чтобы оно могло свободно поворачиваться; ось дышла прицепа при горизонтальном его положении должна быть на одном уровне со шкворнем.

3.Требование безопасности во время работы

3.1. При работе на линии водитель должен:
-прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
-на автомобиле-самосвале только с опущенным кузовом.
-перед выходом из кабины выключать зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать на ходу из кабины, кузова автомобиля.
3.2. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль оставлен на участке дороги, имеющем уклон, подложить под колеса противооткатные упоры.
3.3. При работе в карьере:
-работа в карьере считается опасной, поэтому водитель должен об этом всегда помнить;
-выполнять все распоряжения мастера карьера, который несет персональную ответственность за охрану труда водителей и всего персонала, который работает в карьере;
-спуск и подъем автомобиля во время гололедицы не допускается;
-осмотреть место для погрузки;
-погрузку грунта в автосамосвалы следует производить со стороны заднего или бокового борта. Запрещается проносить ковш над кабиной водителя;
-запрещается погрузку грунта в автосамосвал, не имеющий над кабиной предохранительного бронированного щита, а также при нахождении водителя в кабине.
-скорость передвижения автотранспорта по карьеру не должна превышать 20 км в час
3.3. Своевременно очищать грязь и лед с подножек.
3.4. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.
3.5. Открыватьпробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой. Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.6. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
3.7. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
3.8. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автомобиля лиц не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.9. Водителю не разрешается:
управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления которая может повлиять на безопасность движения;
выполнять работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузо-разгрузочных механизмов;
на заправочном пункте пользоваться открытым огнем;
допускать работу двигателя на смеси 2-х топлив;
при стоянке автомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводить двигатель для обогрева кабины; передавать управление автомобилем посторонним лицам;
производить техническое обслуживание и ремонт автомобиля во время погрузки и разгрузки;
перевозить пассажиров на автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, а так же проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа автомобиля;
выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
подогревать двигатель открытым пламенем, а так же при определении и устранении неисправностей механизмов;
курить в кабине газобаллонного автомобиля;
загораживать двери грузом;
перевозить детей в кузове автомобиля;
перевозить людей на подножках;
совместно перевозить опасные грузы и продукты;
ставить автомобиль-самосвал под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП
при запрвке газовым топливом стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;
подтягивать гайки соединений газовой системы, находящейся под давлением4
работать без рукавиц при заправке газовым топливом;
заправлять баллоны, у которых истек срок освидетельствованияю
протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику АХО или диспетчеру; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.2. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.
4.3. В случае неисправности газовой системы питания немедленно закрыть расходные и магистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство, где проходит газопровод.
4.4. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона, выпустить газ или слить газ с соблюдением мер безопасности. Слив газа на предприятии должен быть проведен на специально оборудованных постах.
4.5. Магистральный и расходные газовые вентили открывать медленно во избежание гидравлического удара.
4.6. При сливе газа запрещается курить и пользоваться открытым огнем.
4.7. При обнаружении утечки газа в системе питания двигателя, последний остановить, перекрыть расходный вентиль, принять меры к устранению дефекта.
4.8. При утечке газа из арматуры баллона отогнать автомобиль в безопасное место и выпустить или слить газ из баллона, при отключенном двигателе, в отсутствии открытого огня.
4.9. При сильном снегопаде, сильном дожде, тумане, когда плохо просматривается место работы в карьере работы не производить

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения из карьера совместно с механиком транспортного отдела проверить автомобиль. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. После постановки автомобиля на ночную или длительную стоянку закрыть расходные вентили, выработать газ из системы питания, отключить зажигание и массу.
5.3. При постановке автомобиля на место с подогревом, убедиться в отсутствии утечки топлива.
5.4. Автомобиль и прицеп очистить от грязи и пыли, поставить их в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.5. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.6. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Охрана труда и промышленная безопасность

Общие сведения

Под охраной труда понимают систему законодательных актов, социальных, экономических, технических, гигиенических, лечебно – профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранность здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

4 марта 2013 года принят федеральный закон № 22 – Ф3 о внесении изменений в федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

В соответствии с законом введены точные критерии идентификации опасных производственных объектов (ОПО)

Все ОПО разделены на 4 класса опасности:

1 класс – объекты чрезвычайно высокой опасности

2 класс – объекты высокой опасности

3 класс – объекты средней опасности

4 класс – объекты низкой опасности

В соответствии с идентификацией карьер производительностью более 150 тыс. м 3 отнесен ко 2 классу опасности.

Общие правила безопасности на карьерах

Каждое горное предприятие должно иметь:

а) утвержденный проект разработки месторождения полезных ископаемых;

б) установленную маркшейдерскую и геологическую документацию;

в) согласованный с Ростехнадзором план развития горных работ;

г), а также лицензию на право пользования недрами, включая горный отвод, зарегистрированный в органах Ростехнадзора.

Государственный лицензию на эксплуатацию горных производств и объектов, выданную Ростехнадзором надзор за горными производствами и работами распространяется на карьеры по добыче общераспространенных полезных ископаемых с объемами добычи свыше 50 тыс.м 3 горной массы в год, а также независимо от объема добычи, если на них ведутся взрывные работы.

Все рабочие и инженерно-технические работники (ИТР), поступающие на предприятие, подлежат предварительному медицинскому освидетельствованию, а работающие непосредственно на открытых горных работах – периодическому освидетельствованию на предмет их профессиональной пригодности.

Лица, поступающие на горное предприятие, должны пройти с отрывом от производства предварительное обучение по технике безопасности в течение трех дней (ранее работавшие на горных предприятиях и рабочие, переводимые на работу по другой профессии – в течение двух дней) и сдать экзамены по утвержденной программе комиссии.

Запрещается допуск к работе лиц, не прошедших предварительного обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности (ТБ) должен проводиться не реже двух раз в год с регистрацией в специальной книге. При внедрении новых технологических процессов и методов труда, изменении требований или введении новых правил и инструкций по ТБ все рабочие должны пройти новый инструктаж.

При переводе рабочего с одной работы на другую для выполнения разовых работ он должен пройти целевой инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

Запрещается допускать к самостоятельной работе работников, не прошедших обучение по профессии и не сдавших экзамены.

К техническому руководству горными работами допускаются лица, имеющие законченное высшее или среднее горнотехническое образование или право ответственного ведения горных работ. Руководящие и инженерно-технические работники горных предприятий и проектных организаций обязаны не реже одного раза в 3 года проходить проверку знания ими Правил безопасности и инструкций в вышестоящей организации или органах Ростехнадзора.

Каждое рабочее место перед началом работ или в течение смены должно осматриваться мастером, а в течение суток – начальником участка или его заместителем, которые обязаны не допускать производство работ при наличии нарушений правил безопасности, кроме работ по нарядам для устранения этих нарушений.

На производство работ должны выдаваться наряды. Запрещается выдача нарядов на работу в места, имеющие нарушения правил безопасности, кроме работ по устранению этих нарушений. На производство работ, к которым предъявляются повышенные требования по ТБ, должны выдаваться письменные наряды – допуски. Перечень этих работ устанавливается предприятием.

Каждый рабочий до начала работы должен удостовериться в безопасном состоянии своего рабочего места, проверить исправность предохранительных устройств, инструмента, механизмов и приспособлений, требующихся для работы. Обнаружив недостатки, которые он сам не может устранить, рабочий, не приступая к работе, обязан сообщить о них лицу технического надзора.

Анализ условий труда

Разрез «Лучегорский» относится к опасным производственным объектам, то в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» он зарегистрирован в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также имеет лицензию на его вид деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности производственных объектов» горные работы относятся к опасным производственным объектам.

Основной задачей производственного контроля является обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными правовыми нормативными актами.

Организация безопасных условий труда на производстве возложена на административно-технический персонал предприятия. Директор, главный инженер, главный механик, главный энергетик, начальники цехов и сменные мастера обеспечивают на своих участках безопасные условия труда. Основная организующая роль в создании и в поддержании нормальных и безопасных условий труда на предприятиях принадлежит отделу техники безопасности. Одной из задач отдела является проведение инструктажей и обучение рабочих безопасным методам работ. Всем рабочим под личную расписку выданы администрацией инструкции по безопасным методам ведения работ по их профессии.

Все работники разреза «Лучегорский-№2» не реже одного раз в год проходят медосмотр (с обязательной флюорографией грудной клетки). Работники, у которых выявились противопоказания выполняемой ими работе, переведены на работу с более легкими условиями труда.

В административно-бытовом комбинате располагаются санитарно-бытовые помещения: вестибюль, гардеробные для хранения домашнего платья и спецодежды, сушилки, душевые, прачечная, помещения для чистки и мойки обуви, туалеты. Все санитарно-бытовые помещения хорошо проветриваются. Температура не ниже 22 ºС.

Для защиты рабочих от холода в зимнее время предусмотрена выдача теплой спецодежды и строительство отапливаемых помещений для обогрева. В летнее время, для защиты от жары, в кабинах горных машин и в бытовых помещениях устанавливаются вентиляторы и кондиционеры воздуха.

Предприятие обеспечивает всех рабочих питьевой водой (кипяченой или газированной), проверенной с помощью химико-биологического анализа. К местам работы подается свежая вода. Работники, обслуживающие питьевое водоснабжение, проходят медосмотр и обследование в установление сроки.

Все работники предприятия обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормативами бесплатно. Вышедшие из строя спецодежда и индивидуальные средства защиты списываются (по актам установленного образца), взамен выдаются новые.

Рабочие места на разрезе оборудуются медицинскими аптечками первой помощи. Отделом охраны труда разреза постоянно проводится обучение всех рабочих на предмет оказания первой медицинской помощи и на предмет действия персонала в чрезвычайных ситуациях. Для быстрой поставки в лечебные учреждения внезапно заболевших или травмированных людей организовано круглосуточное дежурство санитарных машин на горных работах.

Открытые горные работы, как любое производство, можно рассматривать как процесс приложения труда к предмету производства. Неотъемлемым требованием организации труда является его безопасность.


Похожая информация.


размер шрифта

ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (утв- Минтрансстроем Минтрансом РФ 27-12-91 ЦК... Актуально в 2018 году

10.2. Требования безопасности при разработке карьеров по добыче грунтов и каменных материалов

10.2.1. На ведение работы должны выдаваться письменные наряды. Каждое рабочее место перед началом работ или в течение смены должен осматривать мастер или (по его поручению) бригадир (звеньевой), а в течение суток - начальник участка или заместитель, которые должны убедиться в выполнении правил техники безопасности.

10.2.2. Каждый рабочий до начала работы должен удостовериться в безопасном состоянии рабочего места, проверить исправность предохранительных устройств, инструмента, механизмов и приспособлений, требуемых для работы.

Обнаружив недостатки, которые рабочий не может устранить самостоятельно, он, не приступая к работе, обязан сообщить о них техническому руководству.

10.2.3. Запрещается отдыхать непосредственно в забоях и у откосов уступа, а также вблизи действующих механизмов, оборудования, на транспортных путях и т.д.

10.2.4. При перерывах в работе горные, транспортные и дорожно-строительные машины должны быть отведены от забоя в безопасное место, рабочий орган (ковш и др.) опущен на землю, кабина заперта и с питающего кабеля снято напряжение.

10.2.5. При ручной разборке и погрузке горной массы рабочие должны работать в защитных очках из небьющегося стекла и в рукавицах.

10.2.6. Запрещается работать на уступах при наличии нависающих "козырьков", глыб и отдельных крупных валунов, а также навесов из снега и льда. В случае невозможности произвести ликвидацию завалов или оборку борта все работы в опасной зоне должны быть приостановлены, люди выведены, а участок огражден предупредительными знаками.

10.2.7. Горные выработки карьеров, провалы и воронки должны быть ограждены предупредительными знаками, освещаемыми в темное время суток.

10.2.8. В карьерах, в которых производство работ сопровождается пылеобразованием, не реже 1 раза в квартал в местах наибольшего пылеобразования должен производиться набор проб для анализа воздуха.

Запыленность воздуха на рабочих местах не должна превышать установленной "Общесоюзными санитарно-гигиеническими и санитарно-противоэпидемиологическими правилами и нормами: Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны".

10.2.9. Для передвижения людей в карьере должны быть устроены удобные для прохода дорожки, а через железнодорожные пути и автомобильные дороги - специальные переходы, обозначенные указателями и освещаемые в темное время суток.

10.2.10. Взрывные работы на карьерах должны производиться с соблюдением "Единых правил безопасности при взрывных работах" с Изменениями N 9 от 26.06.89.

10.2.11. Высота уступа не должна превышать:

при разработке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты без применения взрывных работ - максимальную высоту черпания экскаватора, с применением взрывных работ при однорядном и двухрядном взрывании - более чем в 1,5 раза высоту черпания экскаваторов (при этом высота развала не должна превышать высоту черпания экскаватора);

при разработке драглайнами, многоковшовыми и роторными экскаваторами - высоту или глубину черпания экскаватора;

при разработке ручным способом рыхлых и сыпучих пород - 3 м; мягких, но устойчивых, а также крепких монолитных пород - 6 м.

Параметры отработки карьера должны соответствовать требованиям § 88 ЕПБор.

10.2.12. Углы откосов рабочих уступов допускаются при работе экскаваторов типа механической лопаты, роторных экскаваторов и драглайнов - до 80°;

при работе многоковшовых цепных экскаваторов с экскавацией ниже уровня стоянки - не более угла естественного откоса этих пород;

при ручной разработке рыхлых и сыпучих пород - не более угла естественного откоса, мягких, но устойчивых пород - не более 50°, скальных - не более 80°.

Разработка уступов вручную должна вестись только сверху вниз с сохранением угла естественного откоса.

Лица, производящие бурение и другие операции на откосах с углом заложения более 45°, должны пользоваться предохранительными поясами, закрепленными канатами на соответствующей опоре.

10.2.13. В карьерах, склонных к оползням, должны быть организованы инструментальные наблюдения за состоянием бортов карьеров и откосов отвалов.

10.2.14. Бурение скважин должно производиться в соответствии с "Едиными правилами безопасности при взрывных работах".

Буровой станок следует устанавливать на спланированной площадке таким образом, чтобы гусеницы станка на уступе находились вне призмы обрушения не ближе 3 м к бровке уступа.

После окончания бурения каждая скважина должна быть перекрыта пробками. Допускается участки с пробуренными скважинами диаметром менее 120 мм ограничить предупредительными знаками и надписями.

10.2.15. На отвалах берма должна иметь по всему фронту разгрузки поперечный уклон не менее 3°, направленный от бровки откоса в глубину отвала; по всей протяженности бровки высота отсыпки породы должна быть не менее 0,7 м и ширина - не менее 1,5 м.

При планировке отвалом бульдозера подъезд к бровке откоса следует осуществлять только ножом вперед. Подавать бульдозеры задним ходом к бровке отвала запрещается. При выборе плана и профиля необходимо соблюдать требования СНиП 2.05.02-85 .

Разовый заезд в карьер автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных и подъемных машин и транспорта, принадлежащего другим предприятиям и организациям, допускается только с разрешения администрации карьера, после обязательного инструктажа водителя и машиниста и записи в специальном журнале.

Инструктирование по технике безопасности водителей транспортных средств, работающих в карьере, производится администрацией карьера совместно с администрацией автохозяйства; после практического ознакомления с маршрутами движения водителям выдаются удостоверения на право работать в карьере.

10.2.16. Проезжие дороги должны располагаться за пределами скатывания кусков породы с отвала.

Транспортные средства надлежит разгружать в местах, предусмотренных паспортом, за возможной призмой обрушения (сползания) породы.

Рабочая часть отвалов в местах разгрузки транспортных средств в темное время суток должна освещаться.

10.2.17. Движение автомобилей на дорогах карьера регулируется стандартными дорожными знаками. Разовый заезд в карьер автомобилей, тракторов, погрузчиков и транспорта, принадлежащего другим предприятиям и организациям, допускается только с разрешения руководства карьера после обязательного инструктажа водителя с записью в специальном журнале.

Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются администрацией предприятия с учетом местных условий, качества дорог и состояния транспортных средств.

10.2.18. Кабина автомобиля-самосвала должна иметь специальный защитный козырек, обеспечивающий безопасность водителя при погрузке. Если защитного козырька нет, то водитель во время погрузки должен покинуть кабину и находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора.

10.2.19. При работе автомобиля в карьере запрещается:

движение автомобиля с поднятым кузовом, а также задним ходом к месту погрузки на расстояние более 30 м (за исключением случаев прокладки траншей);

переезд через кабели, проложенные по почве без специальных предохранительных укрытий;

перевозка посторонних людей в кабине автомобиля;

остановка автомобиля на уклонах и подъемах;

запуск двигателя за счет движения автомобиля под уклон.

Во всех случаях при передвижении автомобиля задним ходом водитель должен подавать непрерывный звуковой сигнал; у автомобилей грузоподъемностью 10 т и более звуковой сигнал включается автоматически.

При размещении отвалов на косогорах следует предусматривать специальные меры, препятствующие сползанию отвалов.

На каждом предприятии необходим систематический контроль за устойчивостью пород в отвале.

10.2.21. На карьерах, не имеющих естественного стока поверхностных и почвенных вод, следует организовать водоотвод.

Осушение месторождений при открытой разработке производится по специальным (утвержденным в установленном порядке) проектам.

При наличии на территории карьера оползней их поверхность следует ограждать нагорными канавами, предохраняющими массив от проникания в него поверхностных вод.

Для каждого карьера ежегодно должны разрабатываться и утверждаться главным инженером мероприятия по обеспечению безопасности работ в весеннее и осеннее время, а также в периоды таяния снега и ливневых дождей.

10.2.22. Горные работы вблизи старых затопленных выработок или водоемов (реки, пруды, озера) надлежит производить по утвержденным проектам, предусматривающим наличие специальных целиков, предохраняющих от прорыва воды и устанавливающих границы безопасного ведения работ.

Техника безопасности

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе в карьерах допускается персонал не моложе 18 лет, прошедший обучение, дополнительный инструктаж, медицинскую комиссию.

1.2. Персонал, направляемый для работ в карьере, обязан выполнять все распоряжения начальника (мастера) карьера, который несет персональную ответственность за охрану труда для всех рабочих, прибывших для работ в карьере.

1.3. Работа в карьере считается опасной, поэтому персонал, направляемый для работ в карьерах должен получить дополнительный инструктаж у своего руководителя.

1.4. Спуск и подъем экскаватора при угле наклона пути движения больше установленного паспортными данными необходимо осуществлять с применением тягачей в присутствии механика или мастера.

1.5. Перемещение экскаватора. Кроме пневмонического по искусственным сооружениям допускаются лишь после получения разрешения соответствующих организаций.

1.6. Передвижение экскаватора во время гололедицы допускается в том случае, если будут приняты меры против скольжения его гусениц.

2. Обязанности персонала перед началом работы

2.1. До начала работ машинист экскаватора (бульдозера), грузового автомобиля должны проверить техническое состояние транспортных средств, наличие в кабинах огнетушителей, осмотреть место работы и получить у производителя работ сведения о месте работ.

2.2. Производитель работ должен предусмотреть следующие меры предосторожности перед тем, как начать разработку и выемку грунта из карьера:

  • тщательно осмотреть состояние грунта и возможность его искусственного обрушения в местах, где обнаружены "козырьки" и навесы;
  • запретить движение транспортных средств и механизмов, где производится отбор грунта;
  • наличие звукового сигнала у экскаватора.

2.3. Экскаваторы во время работы должны устанавливаться на спланированной площадке во избежание самопроизвольного перемещения. Закрепляться инвентарными упорами. Запрещается для этой цели применять доски, бревна, камни и другие предметы.

2.4. При перемещении экскаватора к месту работы его стрелу необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш должен быть приподнят над землей на 0,5 - 0,7 м.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Прежде, чем осуществлять какой-либо маневр экскаватором, машинист должен убедиться в отсутствии в зоне работы людей, а в забое ранее не обнаруженных деревьев, камней, а также неизвестных предметов.

3.3. При работе экскаватора запрещается производить какие-либо другие работы и находиться посторонним лицам в радиусе равном стреле плюс 5 м. На экскаваторе разрешается находиться только машинисту и тем членам бригады, без которых невозможно обслуживание машины. Нахождение посторонних лиц запрещается.

3.4. Погрузку грунта в автосамосвалы следует производить со стороны заднего или бокового борта. Запрещается проносить ковш над кабиной водителя. Экскаваторщику запрещается производить погрузку грунта в автосамосвал, не имеющие над кабиной предохранительного бронированного щита, а также при нахождении водителя в кабине.

3.5. Во время перерывов в работе стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт. Очищать ковш, а также регулировать тормоза следует при опущенном на землю ковше.

3.6. Скорость передвижения автотранспорта по карьеру устанавливается начальником карьера и не должна превышать 20 км/ч.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При сильном снегопаде, сильном дожде, тумане, когда плохо просматривается место работы экскаватора, при обнаружении неисправности, препятствующей безопасному выполнению работ машинист обязан приостановить работы, поставить в известность руководителя работ.

4.2. При аварии или несчастном случае необходимо отключить двигатель, включить тормоз, оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, поставить в известность руководителя работ.

5. Требования безопасности после окончания работ

5.1. Произвести контрольный осмотр всех механизмов.

5.2. Перемещать экскаватор из карьера на базу или оставить в безопасном месте карьера.

5.3. Поставить стрелу вдоль оси экскаватора, подтянуть ковш ближе к кабине.

5.4. Доложить руководителю о всех замечаниях.

5.5. Вымыть руки с мылом, принять душ.