Атеизм. Отрицание очевидного

«Величайшая трагедия жизни – утратить Бога и не скучать по Нему»

(Ф.Норвуд).

Хотя, по утверждению атеистов, они не верят в Бога, некоторые христиане и все мусульмане полагают, что в определенный момент своей жизни даже убежденные атеисты признают Его существование. Врожденное, но упорно игнорируемое чувство осознания Бога обычно проявляется в тяжелые моменты. Цитата времен второй мировой войны: «В лисьей норе нет атеистов».

Несомненно, бывают времена – будь-то дни мучительной болезни, унизительное нападение преступников или доли секунд, в преддверии ужасных последствий неизбежной аварии – когда мы понимаем, насколько человек уязвим и не властен над судьбой. Разве не к Творцу мы обращаемся в такие моменты? Эти минуты отчаяния должны напоминать всем, от религиозного ученого до ярого атеиста, о зависимости человека от реальности намного более великой, чем наше ничтожное бытие. Более великой во всем: в знании, силе, воле…

В такие горькие моменты, когда всякие человеческие усилия тщетны, и ничто из материального мира не может помочь, к кому, как не к Богу, инстинктивно взывает человек? В минуты испытания сколько раз обращаемся мы к Господу, каждый раз обещая встать на истинный путь! Но многие ли держат данное слово?

Величайшим бедствием для человека станет, бесспорно, День Суда, и несчастным будет тот, кто признает существование Бога только в этот страшный день. Английская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг, описывая обращение страдальцев («Плач человека») пишет:

«И молвят уста: «Бог сострадателен»

Те, что ни разу не восхвалили Его».

Мыслящий атеист, хотя и полон скептицизма, все же страшится Судного Дня, отсутствие которого он не в силах доказать. Поэтому, на всякий случай, говорит:

«О Господь, если Господь есть! Спаси мою душу, если у меня есть душа» (Жозеф Эрнест Ренан «Молитва Скептика»).

Разве человек потеряет что-то, обратись он с такой мольбой к Богу? Если атеист решит остаться в неверии, хуже от этого уже не станет, но если с обращением человек придет к вере, как сказал Томас Джефферсон:

«Если вы найдете причину верить в Бога, осознание того, что вы живете под Его наблюдением и Он одобряет ваши поступки, послужит дополнительным толчком – если есть будущая жизнь, надежда на счастливое существование подогреет желание заслужить его…»

Если человек не видит Бога в великолепии Его творений, ему стоит приглядеться снова. Как сказал однажды Френсис Бэкон: «Я лучше поверю во все сказки, Талмуд и Коран, чем в то, что у Вселенной нет разума». Далее он пишет: «Господь никогда не творил чудеса, чтобы опровергнуть атеизм, потому что Его простые творения уже опровергают его».

Подумайте, ведь даже мельчайшие творения, простые для Него, являются чудом для нас! Возьмите, к примеру, крошечного паука. Неужели кто-то действительно верит, что столь изощренное существо могло возникнуть из «первичного бульона»? Это создание – маленькое чудо – может производить до семи видов шелка, невероятно тонкого, но прочного. Паучий шелк прочнее стали. Паук производит разный шелк для различных целей: охоты, оборачивания добычи, создания мешочка для хранения яиц и т.д. И это лишь малая часть чуда паука.

И при этом человек считает себя высшим созданием. Всего одна минута искренних размышлений может доказать человеку его ничтожность. Глядя на прекрасное здание, мы проникаемся уважением к архитектору, а восхищаясь скульптурой, мы думаем о скульпторе. Но взгляните на изысканность творений вокруг: от сложности мельчайшей ядерной частицы до неизведанных просторов Вселенной. Неужели вы ни к чему не придете? Окруженные великолепием мы, люди, не можем сотворить даже крыла комара! Целый мир, Вселенная пребывают в состоянии удивительной гармонии, демонстрируя результат случайных стечений, превративших космический хаос в сбалансированное совершенство! Кто-то называет это совпадением, кто-то – творением.

Вопрос правильного понимания

Большинство атеистов заостряют внимание на несовместимости Вселюбящего Господа и вопиющей несправедливости в мире. Для верующих – это выражение высокомерия, ведь люди, будучи частью творения, не могут знать больше Творца: что должно, а чего не должно быть в мире, они не способны понять Высший замысел Бога.

Возможно, кто-то и не в состоянии увидеть смысл в определенных аспектах жизни, но непонимание не должно разрушать веру в Бога. Обязанность человека – не ставить под вопрос или отрицать качества Бога или Его существование, а принять свое положение в этом мире и стараться воспользоваться дарованным нам наилучшим образом. Ведь если человек иногда не соглашается с решением босса и не понимает его мотивов, это не означает, что босса не существует. Задача каждого работника – выполнять свою работу, чтобы зарабатывать и продвигаться по службе. Также и непонимание или неприятие деяний Бога не исключает Его существования. Людям следует покорно признать: в отличие от босса, который может и ошибаться, Господь не может допускать оплошностей, Он всегда прав, ибо Он совершенен. Человечество должно послушно склонить голову перед Ним и признать, что наша неспособность понять Его замысел ни в коем случае не говорит о Его ошибке. Он – Господь, Властелин и Творец, а мы – нет, Ему известно все, а нам – нет, Он следует Своему Божественному плану, а мы – лишь часть творения до конца наших дней.

Если превратности судьбы ввергают людей в замешательство и им трудно увязать Милосердие Бога со своей тяжелой жизнью, важно как можно мягче, проявляя доброжелательность, постараться донести истину. Понимая, что Господь знает лучше, человек успокаивается, в нем зарождается надежда на лучшее. «Возможно, – думает он, – все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Может, угнетенных в этой жизни ожидает вечно блаженство Рая, а несчастья им уготованы только на короткое время пребывания на земле?»

Любимейшим Своим творениям Господь даровал уверенность, руководство, откровение, и сколько испытаний и трудностей им пришлось перенести при этом! На самом деле, любые несчастья людей блекнут перед лицом страданий пророков. Поэтому, хотя кому-то и приходится бороться с бедами, не стоит терять надежду, ведь пророки также были лишены мирского удовольствия, зато взамен Господь наградил их блаженством в вечности. Также человек может надеяться на благой удел тех, кто проявлял терпение в тяжелый час и крепко держался своей веры.

Не стоит обвинять человека, если он ждет кары нечестивцев в вечном мире, хотя сейчас они могут брать от жизни сполна. Вспомните обитателей Ада. Например, Фараон. Он жил в роскоши, обладал безграничной властью, даже осмелился объявить себя верховным богом. В любом случае, можно вполне оправданно полагать, что сейчас Фараон не доволен своим новым жилищем, а мысли о былой роскоши, дорогих коврах, изысканной пище, прекрасных служанках уже не радуют душу.

У многих из нас имеется печальный опыт неудачных последствий веселья. Никто не желает пышной свадьбы, если она завершится разводом, романтических отношений, которые «наградят» ВИЧ, или бурной гулянки, если она прервется нападением бандитов или автомобильной катастрофой… Разве можно наслаждаться этой жизнью, зная, что потом тебя может ожидать стопроцентный ожог тела? Ладонь одной руки представляет собой 1% всей поверхности тела, значит, ожог кончика пальца – это менее тысячной доли тела. Все же разве не забываем мы обо всем на свете, о значительном и неважном, когда сильно обжигаем даже кончик пальца, тысячную долю? А если огонь охватит все тело и уже никогда не отпустит? Такое мучение невозможно представить! Немногие выжившие после подобных ожогов согласятся. Невозможно подобрать те слова, которые в полной мере передавали бы боль и ужас такой участи. Несчастные, обреченные страдать вечно, никогда не смогут объяснить, а счастливчики, избежавшие Огня, никогда не смогут понять, каково это – гореть всем телом долго, вечно, когда в голове уже не останется ни единого приятного воспоминания о моментах, которыми человек обрек себя на столь мучительное наказание.

«Они радуются мирской жизни, но ведь мирская жизнь по сравнению с Последней жизнью – всего лишь преходящее удовольствие» (Коран 13:26).

Итак, два момента, которые заслуживают внимания. Во-первых, все люди приходят в мир с врожденным осознанием Бога. Люди могут игнорировать это чувство, стремясь получить максимальное удовольствие от жизни, однако в глубине души каждый человек знает Истину. Более того, Господу известно, что мы знаем. Только Он может определить, как далеко зашел человек в своем упрямстве или насколько продвинулся в подчинении Богу.

Во-вторых, ничто не дается просто так. Если даже человек не согласен с боссом или не понимает его, ему все равно надо делать свою работу, чтобы получить вознаграждение. Просто за присутствие на работе денег не дают. Также и в жизни: человек должен выполнять свои обязанности, служить и поклоняться Господу, если он надеется на Его вознаграждение. Это не просто цель жизни, а наша работа, обязанность. По мнению мусульман, такова обязанность людей и джиннов. Ведь Господь сказал в Коране:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран 51:56).

Люди постоянно ищут смысл жизни. Позиция религиозных людей остается неизменной – люди пришли в этот мир, чтобы служить и поклоняться Богу. Каждый элемент творения существует, чтобы поддержать человека в этом либо испытать его. Разумеется, человек может уклониться от обязанностей перед Богом, но счет будет предъявлен все равно. Какое разочарование и досада ждет того, кто в конце жизни обнаружит, что крупно задолжал!

В завершение процитируем Френсиса Бэкона: «Те, кто отрицает Бога, разрушает благородную суть человека, ибо истина – что телом он похож на зверя. Если же он не похож на Бога своим духом, тогда он – примитивное и низкое создание». Люди вольны придерживаться любого мнения и поддерживать теорию Стенли Миллера и Гарольда Юри, но счет будет предъявлен всем без исключения, нам придется ответить за то, что есть в каждом из нас: за душу и веру, метафизическую основу, отличающую человека от животного.

И снова, те, кто сомневается, что душа есть, могут найти себе кучу оправданий, но поддержат их немногие.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Отрицание в психологии рассматривается как механизм защиты психики от чувств и обстоятельств, которые по какой-то причине могут разрушительно воздействовать на психику. В психоанализе отрицание определяется как неприятие личностью подсознательных влечений, чувств и мыслей.

Отрицание чувств

Чрезмерная склонность психики к игнорированию может быть причиной или признаком развития патологических особенностей личности, психических расстройств и нарушений функционирования психики.

Tigran Tsitoghdzyan

Существует ряд ситуаций, которые психика склонна отрицать. Наиболее распространенные среди них:

  1. Игнорирование болезни. Человек настолько боится заболевания и его последствий, что отказывается замечать даже явные признаки и симптомы. Это очень опасно, поскольку человек не обращается за лечением, и болезнь стремительно развивается. Любовь, забота и поддержка близких в таком случае могут вызывать раздражение и неприятие.
  2. Игнорирование зависимости. Практически все люди с алкогольной или наркотической зависимостью считают себя способными прекратить употребление в любой момент. Эта уверенность не позволяет им обратиться за квалифицированной помощью. Один из основополагающих моментов в выздоровлении – это признание наличия проблемы.
  3. Игнорирование страха. Психика людей, которые занимаются экстремальными видами спорта, обычно отрицает опасность их деятельности, притупляет страх. В некоторых случаях это приводит к тому, что они начинают халатно относиться к технике безопасности и погибают.
  4. Игнорирование проблем в семейной жизни. Часто люди в браке настолько привыкают друг к другу, что становятся неинтересными для своего партнера, отдаляются. Ради сохранения дисфункциональной семейной структуры они игнорируют даже очевидные признаки неблагополучия этого союза, например, отсутствие любви, секса и взаимного уважения. Множество семей распадается из-за того, что оба супруга имеют такую психологическую защиту.
  5. Отрицание смерти близкого. При получении известия о гибели родного человека, первой реакцией становится отрицание. Человек отказывается верить в произошедшее. Этот механизм дает ему возможность выполнять необходимые действия в сложившейся ситуации: сообщить остальным родственникам, организовать похороны.

Примеров отрицания можно привести множество. Само по себе отрицание – это не патология, а инструмент, который психика применяет для адаптации. Иногда отрицание становится одним из этапов осознания ситуации.

Стадии переживания горя

В психологии выделяют 5 стадий, которые проходит человек, прежде чем принять травмирующую ситуацию, такую, например, как постановка смертельного диагноза. Как выглядят эти стадии:

  1. Отрицание. Человек не верит в то, что произошло. Надеется на ошибку и ждет чуда.
  2. Гнев. На этой стадии происходит поиск ответа на вопрос: «Почему это случилось со мной?». Человека начинают раздражать люди, которых не коснулась такая же неприятность. Он ищет виновных или винит всех вокруг.
  3. Торг. Человек старается «откупиться» от неизбежного. Или в прямом смысле, готов отдать все деньги, только бы исправить ситуацию. Или ищет другие способы «задобрить» судьбу: начинает помогать больным людям, углубляется в религию, совершает бесконтрольные траты.
  4. Депрессия. Человек измотан непрекращающейся борьбой за жизнь, он теряет надежду, сил бороться не остается. Снижается аппетит. Могут появляться мысли о суициде.
  5. Принятие. Здесь происходит смирение с происшедшим. Борьба окончена, человек принимает ситуацию как должное.

Эта модель предложена Элизабет Кюблер-Росс, но некоторые ученые пришли к выводу, что не все люди проходят именно эти 5 стадий. Бывают случаи, когда они проживаются в другом порядке или же человек проходит лишь некоторые из стадий. Тем не менее отрицание в таких случаях встречается часто и является важной составляющей процесса принятия неизбежного.

Если же стадия отрицания заболевания длительное время не переходит в следующую стадию, человеку нужна поддержка, лечение и помощь психолога.

Специалист помогает выстроить для пациента внутреннюю картину его заболевания, объединить все симптомы и связать их с поставленным диагнозом, адаптироваться к ситуации.


Отрицание обеспечивает удержание от осознания того содержания, которое может нанести непоправимый ущерб психике. Благодаря отрицанию воздействие сильных травмирующих факторов сглаживается, и психика получает дополнительное время для того, чтобы мобилизовать свои ресурсы в адаптации к стрессовым условиям.

Однако если по какой-то причине у личности не активизируются более сложные формы защит, а отрицание оказывается главным, привычным способом реагирования, это нарушает адекватное взаимодействие человека с миром и может быть признаком психического расстройства.

Отрицание – это метод защиты психики, который является очень показательным для психоаналитика, делает картину более ясной и раскрывает множество актуальных проблем.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Приходилось ли вам видеть, как человек, услышав шокирующее известие, восклицает «Этого не может быть!» или «Неправда!». Если да, то вы могли наблюдать действие такого как отрицание.

Отрицание - , проявляется как отвержение мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне.

Для чего это нужно?

Отрицание, как и любая , необходимо нашей психике. С его помощью наше сознание защищается от слишком болезненных для него переживаний, мыслей или фактов. Такие механизмы как бы смягчают реальность и подают её нашему сознанию уже адаптированной, так, чтобы мы смогли её принять.

Для человека естественно использовать отрицание, когда он получает печальное известие, однако и менее трагические события могут запустить этот процесс.

Отрицание - одна из самых ранних и примитивных ; часто его применяют дети.

«Если я закрою глаза, то ничего страшного не случится» - так рассуждает любой напуганный ребенок. Но некоторые люди, даже повзрослев, продолжают придерживаться такой позиции и в случае опасности просто «прячут голову в песок».

Такие люди гордятся своим оптимистическим отношением к жизни, их девиз - «Что ни случается, всё к лучшему». При этом подобная позиция мешает им по-настоящему принять трудности, бороться с ними и извлекать уроки из своих ошибок.

Американский психоаналитик приводит в своей такой пример отрицания: её клиенты, супружеская пара, рожали одного за другим троих детей, которые умирали во младенчестве. Пара отказывалась оплакивать умерших детей, не желала проходить генетическую экспертизу и несмотря на протесты двоих здоровых сыновей была полна решимости родить еще одного ребенка, говоря, что на всё воля Бога.

В данном случае имеет место факт отрицания людьми генетического нарушения. Для них слишком болезненным является тот факт, что с ними что-то не так и им проще ссылаться на волю высших сил, чем предпринять какие-то меры по предотвращению повторяющейся ситуации.

Другой пример отрицания можно описать выражением «любовь слепа», когда влюбленный человек не замечает недостатков объекта своей любви, идеализирует его. Или когда один из партнеров объявляет о разрыве отношений, а другой не верит в это и продолжает надеяться на воссоединение.

Каковы последствия?

Отрицание привносит и позитивные моменты в жизнь человека. Люди, часто использующие эту , отличаются энергичностью и оптимизмом. В состоянии отрицания люди склонны предпринимать самые активные действия, они не видят опасностей и трудностей и иногда такой настрой приносит успех. Солдаты на войне просто не могли бы идти в бой, если бы со всей очевидностью приняли реальность грозящей им опасности.

Однако уход в отрицание в случае серьезных жизненных трудностей приводит к гораздо более печальному исходу. Например, человек, отрицающий свое заболевание, рискует упустить драгоценное время лечения, а женщина, живущая с тираном и отрицающая серьезность побоев, может поплатиться за свою иллюзию жизнью.

Как правило использование отрицания не говорит о наличии каких-то психических расстройств и встречается в той или иной степени у каждого человека. Однако бывает и так, что человек на протяжении долгого времени не принимает совершенно очевидные факты и это даже может грозить его жизни или здоровью.

Осознавать свои , применять их осознанно, усиливая или ослабляя в нужный момент, анализировать последствия их применения - вот залог продуктивной и гармоничной жизни!

Люди с установкой на данность часто пытаются сбежать от своих проблем. Если жизнь у них с изъянами, значит и они сами с изъянами. Гораздо проще делать вид, что все в порядке. Подумайте над такой дилеммой.

Дилемма .Казалось бы,у вас есть все:успешная карьера,счастливый брак,замечатель-ные дети и верные друзья. Но с одним из перечисленных «пунктов» на самом деле не все так гладко. Вы и не подозреваете, что ваш брак трещит по швам. Не то чтобы не было совсем никаких признаков надвигающейся беды, но вы предпочли давать им другое, невер-ное объяснение. Вы старались реализовать свою идею о «роли мужчины» и «роли жен-щины» и не заметили желания вашего партнера наладить более активную коммуникацию. А когда осознали, что́ происходит, и попытались уделить супругу внимание, оказалось, что уже слишком поздно: он потерял эмоциональную связь с вами, и ваш брак перестал его вол-новать.

Реакция человека с установкой на данность .Вам всегда было жалко разведенных,бро-

шенных людей. А теперь вы оказались в их числе. Вы начисто лишились чувства собствен-ной значимости. Ваш муж, который узнал вас очень хорошо, больше не желает с вами жить.

Проходят месяц за месяцем, а вы все не можете собраться с силами и продолжать жить дальше. Вы уже убедили себя, что даже детям без вас будет лучше. Нескоро вам удастся снова ощутить себя человеком сто́ящим и нужным, снова обрести какие-то надежды. Но время идет, и вот вы наконец-то почувствовали себя немного лучше. Теперь наступает самый трудный этап. Ведь у вас все еще сохранилась установка на данность. Вы постоянно пытаетесь вынести жизни вердикт. Когда происходит что-нибудь хорошее, ваш внутренний голос говорит: «Все не так уж и плохо, в конце концов». Но когда случается что-нибудь пло-хое, голосок подсказывает: «Мой муж был прав». И каждого своего нового знакомого вы также оцениваете и видите в нем потенциального предателя.

Как можно переосмыслить свой брак, себя и свою жизнь с точки зрения установки на рост? Почему вы боялись прислушаться к сигналам, которые муж посылал вам? Что бы вы могли сделать тогда? А что можно сделать сейчас?

Первые шаги человека с установкой на рост .Дело не в том,что брак,который вы при-

выкли считать по сути хорошим, вдруг оказался не совсем хорошим или даже совсем нехо-рошим. Брак – это живой организм, который в какой-то момент перестал развиваться из-за нехватки питания. Вам нужно подумать о том, какую роль вы – и вы лично, и ваш парт-нер – сыграли для того, чтобы все кончилось именно так. Особенно вдумчиво отнеситесь к вопросу о том, почему вы не услышали призыв к большей близости и пониманию.



Начав анализировать произошедшее, вы осознаете, что из-за установки на данность воспринимали просьбы мужа как критику в ваш адрес, которую вы не желали слушать. Вы также осознаете, что на каком-то этапе вы испугались, что не способны на такую близость, о какой просит ваш муж. И вместо того чтобы обсудить данные вопросы с ним, остались глухи к его призывам, надеясь, что все само обойдется.

Когда взаимоотношения портятся, нам всем стоит глубоко задуматься над подобными вопросами. И сделать это нужно не для того, чтобы осуждать себя, а чтобы преодолеть свои страхи и обрести навыки общения, которые нам всем необходимы для выстраивания и под-держания хороших отношений в будущем. Ведь установка на рост позволяет людям нести дальше не осуждение и горечь, а новое понимание и новые умения.

Может, и сейчас в вашей жизни есть человек, который пытается вам что-то сказать, что-то, что вы отказываетесь слышать. Примите установку на рост и прислушайтесь еще раз.

Улицы армянских кварталов превращались в такие «кладбища» после того, как в них приходили с облавами османские солдаты. Мужчин – вырезали или расстреливали, женщин – насиловали и распинали на крестах. Осиротевших детей угоняли в пустыни. Там они умирали от голода и побоев.

распятые женщины

По разным данным, уже к 1915 году число убитых среди армянского населения превысило 600 тысяч человек. И подобные гонения продолжались еще как минимум 10 лет.

В видеоролике проекта «100 секунд» известный польский режиссер Кшиштоф Занусси, зачитал отрывок из свидетельства Мисака Седракяна, пережившего геноцид.

Когда солдаты выломали нашу дверь, мама в ужасе бросилась к нам на помощь. Но солдаты убили ее на наших глазах. Тогда мой брат сразу полез через вентиляционное отверстие, на крышу. Когда я попытался сделать то же самое, солдат ранил меня, ударив два раза мечом. И я упал вниз. Тогда один из них сказал: "Этот еще молодой. Давай не будем убивать его". И они отпустили меня. И начали грабить дом. Я выбрался из укрытия и увидел мамин труп, лежащий на пороге нашего дома. Трупы были и вокруг – по всему селу. Я увидел, как на другой его стороне солдаты насиловали молодых женщин и насильно уводили девочек. Я в ужасе убежал и спрятался в куче сухого навоза.

Всего ко Дню 100-летия геноцида армян, было снято 24 подобных ролика. Тексты для съемок предоставил Национальный архив Армении. Каждый из отрывков прочитали люди, обладающие общественным влиянием в мире – писатели, музыканты, актеры и журналисты. Подобные видеозаписи в этом году делали и рядовые жители армянской республики. Например, девушка Алвард Геворгян. Она записала на видео историю своего прадеда, Геворга Минаси Геворгяна, который пережил все ужасы армянского геноцида 1915 года.

«Мать столкнула его в потухший камин, и закрыла черной плотной решеткой – чтобы его не было видно. И при этом она ему сказала: «Чтобы ты не увидел или не услышал, не смей отсюда выходить!». В этот момент в дом ворвались турецкие солдаты. На глазах моего прадеда были изнасилованы его сестры, все женщины, которые находились дома. Среди них была его беременная тетя, на поздних сроках беременности. Турецкие солдаты начали делать ставки по тому, какого пола будет ребенок. Когда ставки были уже сделаны, они заживо вспороли ей живот, и достали еще живого ребенка. Они насадили его на штык, который находился на ружье, и в конечном итоге его застрелили».

В начале 20 века в Османской империи было сделано много фотографий детей сирот. Сегодня они хранятся в Армянском музее Москвы. На совсем крохотные мальчики и девочки, ставшие бездомными из-за того, что все члены их семей были уничтожены. Этим малышам еще повезло, они не попали в так называемые специальные турецкие парные.

По свидетельствам французских врачей, маленьких армян отправляли в мобильные паровые бани, в которых затем убивали перегретым паром - то есть фактически варили заживо.

Согласитесь, невозможно простить, а уж тем более забыть такие вещи. Именно поэтому миллионы армян по всему миру добиваются того, чтобы геноцид был официально признан преступлением против человечества, а отношения между Арменией и Турцией остаются крайне холодными даже сто лет спустя.

Правда сегодняшнее турецкое правительство отрицает и масштабность трагедии, и количество пострадавших в ней жертв. При этом чиновники ссылаются на отсутствие архивных доказательств. И это не удивительно, ведь кто захочет прослыть нацией убийц и насильников? Поэтому турецкая власть так тщательно скрывает от мировой общественности жуткие факты геноцида. Например, уничтожая документы, организуя «альтернативные» фотовыставки на тему геноцида армян. Но все-таки, сильно отретушировать собственную историю у турок не получается.

Мехмед Талаат-паша в истории Турции навсегда останется как один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс», и исполнитель расправы над армянами. До сегодняшних дней сохранилась его многочисленная переписка с губернаторами турецких провинций. В одном из таких посланий градоначальнику города Алепо, Талаат дает подробные указания - как нужно решать «армянский вопрос».

В префектуру Алеппо

"Право армян жить и работать в Турции полностью ликвидировано. Правительство, которое в этом отношении берет на себя всякую ответственность, приказало не оставлять в колыбели ни одного ребенка. Пусть без всяких оснований будут высланы женщины и дети, кто бы они ни были, даже те, которые не могут идти. И не давайте населению никакого повода защищаться.
1915 г. Министр внутренних дел Талаат