Что такое Чистилище? Его низшая область. Что такое чистилище и есть ли оно в православии

Чистилище Чистилище (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч.представляет собой одно из характерных отличий римско-католическойцеркви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, душискончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляютсяпрямо в рай . души людей; отягченных смертными грехами, направляются вад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и,однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч.,промежуточное место между раем и адом, где они горят в очищающем огне.Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай . Ч.будет существовать до второго пришествия Христа , но души грешников,попадающие туда. не будут там ждать страшного суда. Каждая душа пробудетв Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов.Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ ивидят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинствопризнает реальное существование этого огня. Для доказательствасуществования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробнойжизни католики приводят главным образом два места из Св. Писания: 1)"Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же ктоскажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"(Матф. XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потомучто в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть"(1 Кор. III, 13). В первом месте католики видят различение междугрехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной.Во втором слова об огне, испытывающем дела каждого. они понимают вбуквальном, а не в переносном смысле. Участь души в Ч. зависит не толькоот ее раскаяния. но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощимесс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими наземле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее тамможет быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся враспоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решатьвопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такоераспространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственныхуказаний на существование Ч., если не считать II-й книги Маккавеев,которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представлениео Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил вдействительность того огня, о котором говорит ап. Павел в вышеприведенном месте. Бл. Августин высказал предположение, что души могутподвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток междусмертью и днем страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположениекак догмат , а папа Григорий Великий распространил такое учение во всейзападной церкви. Подробно разработано и развито оно было ФомойАквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г.и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отверглиучение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенныйместа из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающиена отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем и адом (напр.Матф. XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., аучению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает болееспиритуалистический характер . Б. Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. справославным учением о мытарствах; но последние - только образныепредставления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь изЧ. - в рай , путь из мытарств - и в рай ; и в ад. Впрочем, в основнойсвоей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православнымучением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходствоэто заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших,подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощениегрехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них.По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенноеосвобождение от них получается душой усопшего ради молитв иблаготворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскомуучению, души умерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самыхчистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворениеправосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этоголатинская учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений,как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того,что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение омолитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью. См.Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов"("Православный Собеседник", 1872, июнь , стр. 226-264); Н. Беляев,"Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань ,1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зренияпапского догмата" (Казань , 1878); Е. Успенский , "Обличительноебогословие" (изд. 3, СПб., 1895).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чистилище" в других словарях:

    В католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, а, с. 1. Баня, ванная комната. 2. Выговор от начальства, проработка на собрании и т. п. чистилище устроить. 3. Вытрезвитель. 4. Туалет. Общеупотр. «чистилище» в католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов … Словарь русского арго

    ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Современная энциклопедия

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. purgatorium), в католическо христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу… … Энциклопедия мифологии

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (лат. purgatorium) согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    Чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЧИСТИЛИЩЕ, чистилища, ср. (рел.). По учению католической церкви место, в котором души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чем попасть в рай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

Многим знаком термин «чистилище», его можно услышать от католических священников или прочесть в литературе, например, всемирно известном произведении Данте «Божественная комедия», где герой проходит именно чистилище. Признает ли Православная Церковь чистилище и как относится к данному термину?

Что такое чистилище

Данный термин встречается в католическом катехизисе и означает необходимость для человека дополнительного очищения. То есть умирая человек должен пройти это чистилище, чтобы там снять с себя все свои грехи и только потом он может предстать перед Господом. Сформулирована была эта идея не так давно - в XIII–XVI веках н.э. и является одним из догматов католической церкви.

Православная Церковь при этом не поддерживает ее и всячески отрицает существование чистилища, однако при этом довольно четко говорит о необходимости совершать молитвы за уже почивших предков.

Догмат о чистилище окончательно стал частью учения католиков в 1439 году, когда его закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе. Позже этот вопрос рассмотрели еще раз на Тридентском соборе и опять утвердили в 1563 году. Это учение вполне соответствует латинскому духу, говоря о том, что для христиан, которые были в церкви, но имели какой-то нераскаянный или тайный грех, необходимо место, где они могли бы окончательно очиститься и стать достойными для встречи с Творцом.

Туда же попадали и люди, которые не успели совершить исповедание перед смертью, погибнув насильственной или случайной смертью. Основание для подобной позиции католические служители находят в апокрифичной книге Маккавеев, в которой автор пишет о совершении умилостивительной жертве за мертвых, чтобы снять с них бремя греха и очистить.

На основании этих слов католические богословы приняли за догму, что души покойных не сразу попадают в рай или ад, но пребывают в некоем месте для умерших, пока решается их судьба. И что живые могут своими действиями повлиять на их дальнейшую судьбу, поскольку умершие не покинут Чистилища, пока окончательно не будут чисты от греха.

Католики верят, что так предрасположил Господь и такая система будет действовать до Страшного Суда. В то время было распространено движение индульгенций, поэтому догма была крайне выгодна для Папства - люди покупали индульгенции для спасения своих близких из Чистилища и тем самым пополняли казну Церкви.

Для сведения! Сегодня, чтобы помочь близкому перейти из этого места в Царство Небесное, люди должны молиться за него и совершать дела милосердия в его имя. Умерший же также претерпевает какие-то изменения там, в процессе очищения.

Стоит особо заметить, что по утверждениям католиков, попасть в чистилище может лишь тот христианин, кто при жизни принадлежал церкви и не имел смертного греха на себе. Они, после определённого времени, встретятся с Господом. Сегодня западная церковь считает, что чистилище - это скорее процесс или состояния, а не место.

Есть ли чистилище в православных догматах

Православная церковь (так же, как и протестантская) не признает учение о чистилище и считает, что души умерших людей, которые при жизни приняли покаяние и крещение ожидают своей участи и встречи с творцом без дополнительных очистительных мук.

Но в то же время православие исповедует учение о мытарствах души - суд и испытание грехами и страстями после смерти и до встречи с Господом. Об этом пишет преподобный Василий Новый в своем житие, где подробно расписывает мытарства некой Феодоры. В его представлении это был некий суд, где бесы пытались сломить ее душу и забрать ее у Бога.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Эта позиция принадлежит аскетической традиции православия, но не является ее догматом.

Православная церковь (и тут протестанты не согласятся) считает, что близкие могут помочь умершим родственникам стать ближе к Господу в том случае, если умерший верил в Творца, но не успел плодами своими (делами) доказать и проявить веру.

Важно! Совершая молитвы и творя милостыню, родственники могут помочь близким. Особенно полезно это делать в первые 40 дней после смерти, когда душа только готовиться предстать перед своим Творцом.

В отличие от католической веры и некоторых других, православные догматы утверждают, что спасения человека возможно лишь благодаря искупительной жертве Иисуса Христа и веры в Него. Никакие дела и поступки не могут спасти человека, лишь только вера (о чем говорит апостол Павел в посланиях). В загробной жизни уже ничего нельзя исправить мертвому, все, что можно делать, надо делать при жизни. И если человек отрицал существования Бога при жизни, после смерти он не попадет в рай, потому что его поступки уже никак не исправить.

Если католики определяют рай и ад как место, то православные более склонны считать это состоянием человеческой души. Поэтому для попадания туда необходимы были некие поступки, а православной церкви это не требуется, ведь принимая покаяние и жертву Иисуса Христа, наши души уже пребывают в раю.

Что говорит православная церковь о чистилище

Чистилище

(purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души людей, отягченных смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч., промежуточное место между раем и адом [В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми римско-католическими понятиями средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли, в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, все уменьшаясь, Ч. же находится по ту сторону центра, на поверхности другого полушария. Впрочем, в последнее время некоторые из римских богословов под Ч. разумеют не место, а состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями.], где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч. будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинство признает реальное существование этого огня. Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят, главным образом, два места из Св. Писания: 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем " (Матф., XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть " (1 Кор., III, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором - слова об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле [В недавно открытом вероучительном памятнике, относящемся ко временам, непосредственно следующим за веком апостольским иизлагающем вкратце учение 12 апостолов ("Διδαχήτώνδώδεκαάποστόλων"), находятся, между прочим, следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании" (см. статью В. С. Соловьева "Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей" в "Православном Обозрении", 1885, декабрь, стр. 760). Эти слова новооткрытого памятника проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"): понимать их нужно в том смысле, в каком объясняют их и св. отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.]. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в распоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такое распространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственных указаний на существование Ч., если не считать 11-й книги Маккавеев, которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представление о Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорит апостол Павел в вышеприведенном месте. Блаженный Августин высказал предположение , что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат , а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей Западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г. и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающие на отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем иадом (например, Матф., XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., а учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает более спиритуалистический характер.

Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. с православным учением о мытарствах; но последние - только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из Ч. - в рай, путь из мытарств - и в рай, и в ад. Впрочем, в основной своей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего ради молитв и благотворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, душиумерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самых чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этого латинского учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений, как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того, что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение о молитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью.

См. Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов" ("Православный Собеседник", 1872, июнь, стр. 226-264); H. Беляев, "Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань, 1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата" (Казань, 1878); E. Успенский, "Обличительное богословие" (изд. 3-е, СПб., 1895).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чистилище" в других словарях:

    В католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, а, с. 1. Баня, ванная комната. 2. Выговор от начальства, проработка на собрании и т. п. чистилище устроить. 3. Вытрезвитель. 4. Туалет. Общеупотр. «чистилище» в католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов … Словарь русского арго

    ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Современная энциклопедия

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. purgatorium), в католическо христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу… … Энциклопедия мифологии

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (лат. purgatorium) согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    Чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В широкий спектр различий между тремя ветвями христианства - католичеством, православием и протестантизмом, входит такое важное для католиков, но принципиально отвергаемое иными христианскими учениями понятие, как чистилище. Что же понимают под ним последователи римской церкви, и возможно ли найти какой-либо его аналог в православии?

Что такое чистилище? Значение этого термина в католицизме

Чтобы избежать возможных ошибок, формулируя это понятие, обратимся к первоисточнику. Определение того, что такое чистилище, даётся в католическом катехизисе, содержащем основные положения этого западно-христианского вероучения. Согласно предлагаемой им трактовке, чистилище - это промежуточный этап между адом и раем, на котором пребывают умерших в союзе с церковью, но по тем или иным причинам не сумевшим принести покаяние во всех совершённых при жизни грехах.

Нередко возникает вопрос о том, что такое слово «чистилище», и каково его происхождение. Следует отметить, что в русском языке оно является точным переводом латинского Purgatorium, означающего, в буквальном смысле, очищение огнём. Употребление этого термина прослеживается в богословской литературе с XII века.

Баланс грехов и добрых дел в католицизме

В католицизме, в отличие от православия, достижение Царства Небесного зависит, прежде всего, от математического соотношения добрых дел и грехов, совершённых умершим во дни земной жизни, и не очищенных покаянием и искупительной жертвой. Всё просто и понятно. Если больше добрых дел, которые считаются его заслугами перед Богом - значит, в рай, если перевешивают грехи - прямиком в ад.

А как быть с теми, кто прожил жизнь в лоне церкви, старался исполнять заповеди, но по слабости душевной порой впадал в искушения, и перед смертью не принёс покаяния во всём, что успел натворить? Кроме того, грехи ведь бывают вольные, то есть совершённые преднамеренно, и невольные, в которые человек впадает неумышленно, порой сам того не подозревая. И, наконец, мелкие бытовые грешки часто забываются, и не упоминаются на исповеди. Не обрекать же доброго христианина на вечные мучения из-за таких недоразумений.

Вот на эти случаи как раз и существует, по мнению западных богословов, чистилище. Попав туда, умерший может очиститься от грехов, превосходящих по своему количеству совершённые им добрые дела. Для этого ему придётся некоторое время пострадать, принося тем самым надлежащее искупление, и уже после этого он попадает в рай. Как долго это может продлиться, напрямую зависит от разницы в количестве грехов и заслуг.

Появление догмата о чистилище

Впервые понятие очистительного огня появляется в трудах известного религиозного деятеля VI века Григория Двоеслова, но определение того, что такое чистилище в католичестве, было окончательно сформулировано значительно позже. Произошло это лишь в XII веке, когда католический философ-схоласт Пётр Ломбардский написал свой богословский трактат, получивший название «Сентенции».

Ещё через столетие его последователь святой Фома Аквинский предложил эту идею как вполне определившуюся религиозную доктрину, но лишь Флорентийский собор 1439 года догматически закрепил её, в качестве неотъемлемого элемента католического вероучения.

Прошло ещё более ста лет, и в 1563 году было окончательно подтверждено, что такое чистилище. Определение, вынесенное в ходе его заседаний, признаётся по сей день Западной церковью. Лишь протестанты, отколовшиеся в XVI веке от католической церкви, категорически его отрицают.

Древнееврейское представление о чистилище

Известно, что ещё ветхозаветные евреи имели представление о том, что такое чистилище, ад и рай. Опираясь на книги пророков, они рассуждали примерно так: если за душу умершего следует приносить искупительные жертвы, следовательно, после смерти она попадает не в рай, иначе зачем тогда жертва, если она уже спасена. И не в ад, так как в этом случае все жертвы были бы бесполезны. В таком случае должен быть какой-то промежуточный этап, в период которого ещё можно повлиять на последующую участь усопшего.

Умилостивительные жертвы

Однако широкого развития эта теория у них не получила, и в полной мере на вопрос о том, что такое чистилище, дали ответ лишь католики. Ими, в частности, была разработана доктрина об «умилостивительной» жертве. Согласно этому учению, вплоть до Страшного суда, с наступлением которого чистилище упразднится, грешные души будут пребывать именно в состоянии очистительных мук.

Однако их страдания можно сократить. Для этого следует совершать ради них благие дела, угодные Богу, возносить молитвы, заказывать заупокойные мессы и жертвовать деньги, покупая индульгенции. Все эти деяния носят название «умилостивительных жертв», приносимых Богу.

Понятие «сверхзаслуг»

В католицизме существует и такое, совершенно чуждое православию понятие, как «сверхзаслуги перед Богом». Выше упоминалось, что добрые дела, совершаемые католиком, рассматриваются, как его заслуги перед Всевышним, и если их количество не уступает числу грехов, то они обеспечивают ему беспрепятственную дорогу в рай.

Но ведь у человека, ведущего праведную жизнь, и ни в чём не отступающего от Заповедей Божьих, их может скопиться гораздо больше, чем требуется для покрытия его прегрешений. Именно эти добрые дела, превышающие необходимое количество, называются сверх заслугами, которыми, оказывается, можно делиться с другими, и помочь им сократить пребывание в очистительном огне.

Православный путь к спасению

Составив общее представление о том, как представляют себе переход в иной мир последователи католицизма, интересно разобраться в том, что такое чистилище в православии. Сразу следует отметить, что такого понятия в Восточном христианстве нет. Отвергается даже сама идея «заслуг» перед Богом, которые способны перевесить его грехи.

Причина тому в совершенно ином подходе к понятию взаимоотношений человека и Бога. По учению православных отцов церкви, задача человека заключается в том, чтобы в этой жизни очистить душу для её последующего единения с Творцом. С этой целью он обязан вести борьбу со страстями, привязывающими его к материальному миру и отвращающими от помыслов о грядущей вечности. Именно они привязывают человека к чувственному миру, и толкают на путь отступления от Бога.

Пагубность греха гордыни

Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.

Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.

Любовь - единственный путь во Царствие Божие

По учению православной церкви, Господь, восприняв повреждённую первородным грехом человеческую природу, исцелил её Своими крестными муками, и дал людям возможность, соединившись с ним в таинстве святого причастия, стать наследниками вечной жизни. Но для этого требуется не католическая бухгалтерия, при которой в актив записываются заслуги, а в пассив грехи, а искренность покаяния, и сознание собственного бессилия в отрыве от Всевышнего. Бог есть любовь, а потому только душа, наполненная этим чувством по отношению к Творцу и Его творению - людям, способна войти в единение с Ним и обрести рай.

Воздушные мытарства - чистилище православной души

Однако существует вполне определённый ответ на вопрос о том, что такое чистилище для православного человека? Согласно учению Восточного христианства, его аналогом являются воздушные мытарства, которые проходит душа в первые дни после того как покидает тело усопшего.

Это своего рода препятствия, которые суждено пройти ей на пути к Богу, творящему суд, в результате которого будет определено место её пребывания вплоть до Страшного суда. Таких мытарств, согласно учению православной церкви, двадцать, и каждое из них соответствует определённому виду грехов, порождаемых теми самыми страстями, к борьбе с которыми призывают святые отцы.

Людские деяния на весах неумолимых судей

Вот что такое чистилище и его толкование в православном видении. По пути мытарств душу, покинувшую своё тело, ведут два ангела. На пути их поджидают бесы, пытающиеся на каждом из этапов завладеть душой, и увлечь её в ад. Но ангел-хранитель, неотступно присутствующий при этом, противится им.

Главный атрибут, без которого не может обойтись это «православное чистилище», - книга, куда записаны все грехи, совершённые человеком при жизни, и которая служит в руках бесов обвинительным материалом. Ангел-хранитель также предъявляет список, но уже богоугодных дел. Именно это сопоставление плюсов и минусов даёт основание для проведения определённой параллели между тем, что представляют собой воздушные мытарства в православии и чистилище у католиков.

Неуместное употребление термина «чистилище»

Надо заметить, что в современном языке слово чистилище стало употребляться и в переносном смысле. Часто им обозначают некие испытания, выпавшие тем или иным людям на пути к достижению намеченной цели. Но, кроме того, бывают случаи довольно произвольного употребления этого термина.

Примером может служить появившийся сравнительно недавно в интернете украинский сайт, специализирующийся на профилактике преступлений, направленных против государства. Называется он «Миротворец». Чистилище - часто используемый ими термин. Но употребляют его редакторы сайта для обозначения списка лиц, представляющих, по их мнению, потенциальную опасность существующему там режиму.

Не вдаваясь в обсуждения обоснованности их выбора, и правомочности действий, отметим лишь ту вольность, которую позволяет себе в обращении с религиозной терминологией «Миротворец». Чистилище, как и любой иной религиозный термин, уместно использовать лишь в его собственном значении.

В низшей области чистилища

Чистилище — не Библейское понятие. По учению римско — католической церкви, где все умершие верующие, но не пришедшее к совершенству, подвергаются очистительным страданиям. Пребывают там, пока не искупят наказания за грехи.

Рассмотрим одну из низших областей чистилища, чтобы хот немного представить условия, которые человек, благодаря своим пристрастиям и желаниям на протяжении земной жизни, может приготовить для своего переходного состояния.

Если низменные страсти были в энергичной деятельности, одни из самых грубых частиц астральной материи будут заряжены жизненной силой, и самое количество их будет сравнительно большим. Такой закон действенен во всех областях чистилища, и поэтому человек еще при жизни может абсолютно определенно знать, каким будет его будущее непосредственно после смерти.

Первая или низшая область чистилища заключает в себе условия, описания которых имеются во многих индусских и буддийских писаниях под названием «адов» разного рода.

Надо знать, что человек, переходящий в одно из таких состояний, не может быть освобожден от привязанностей и дурных желаний, привлекших его сюда; они будут сохранены ― как часть его характера ― в скрытом виде в его душе, оставаясь в состоянии прозябания до того времени, пока для них не наступит время проявиться снова; такое время наступит тогда, когда станет формироваться новое «тело желаний» для следующего воплощения того же человека в физическом мире.

Нахождение человека в первой области чистилища зависит от присутствия в его «теле желаний» (Kama-Rupa) материи, которая принадлежит этой области, и он будет оставаться в ней узником, пока большая часть такой материи не спадет с него, пока «скорлупа» не разложится до такой степени, чтобы допустить соприкосновение человека с последующей высшей областью.

Атмосфера этой низшей области мрачная, тяжелая, печальная и подавляющая в невероятной степени. Она кажется переполненной испарениями различных злых проявлений, враждебных добру, и так оно действительно и есть. Созданы такие тяжелые вибрации людьми, их притянули в это мрачное место их злые пристрастия. Все желания и чувства, способные вызвать содрогание, находят тут материал для своего выражения. Это в действительности самая мрачная из трущоб со всеми ее ужасами, скрытая от физического зрения и выставленная тут напоказ во всей своей обнаженной мерзости. Ее отталкивающий вид усиливается еще и тем, что внутренний характер выражен и внешним образом, и человек, полный мерзких страстей, олицетворяет их всей своей наружной формой.

Зверский аппетит формирует астральное тело в звериные облике, и отталкивающие человеко-животные формы представляют из себя подходящие оболочки для огрубевших человеческих душ. В Астральных мирах невозможно быть лицемером и облачить грязные помыслы в покров кажущейся добродетели. Каким человек есть в действительности, таким и будет его внешний облик: он или сияет красотой, если душа его благородна, или же отталкивает своим безобразием, если природа его была нечистая. Вот почему становится понятно, что такие учителя, как Будда, внутреннему зрению которого весь мир был открыт, могли описывать столь яркими красками все омерзительные призраки и картины, которыми кишит подобный акт.

В наше время люди относятся с недоверием к подобным изображениям лишь по той причине, что не знают, до какой степени, после высвобождения из тяжелой, не имеющей пластичности физической материи, все души предстают в своем истинном подобии, в незамаскированном реальном виде. Если даже и в физическом мире лицо развращенного и спившегося негодяя принимает самое отталкивающее выражение ― тем более там, где пластичная астральная материя принимает определенную форму при наименьшей вибрации низменного желания, ― человек неизбежно проявится в ужасной форме, изменяющейся в самые разные оттенки уродства. Ибо не надо забывать, что обитатели этой низшей области это отбросы человечества, убийцы, разбойники, жестокие преступники различных типов, пьяницы, развратники… Тут нет никого, кроме виновных в зверских преступлениях или в предумышленной упорной жестокости, или же одержимых каким-то гадким вожделением.

Единственные личности, которые не принадлежат к этому низкому типу, которые могут на некоторое время быть задержаны здесь, это , люди, хотевшие посредством самоубийства избежать земной кары за совершенные ими преступления, которые такой заменой только усугубили свое положение. Но не все самоубийцы оказываются здесь, потому как самоубийства совершаются под влиянием самых различных мотивов, и тут задерживаются только те, кто убил себя, чтобы избавиться от последствий совершенных преступлений.


Здесь, в этой мрачной области каждый человек есть непосредственный создатель своих собственных бедствий. Ни в чем не изменившиеся, кроме потери физического тела, люди тут выставляют напоказ свои страсти во всей их наготе; и, переполненные лютых неутоленных стремлений, кипящие местью и ненавистью, жаждущие физических удовольствий, которыми, лишившись физическое тело, они уже не могут насладиться, они рыщут, разъяренные и алчные, в этой мрачной области, толпясь вокруг всех грязных земных притонов, вокруг публичных домов и кабаков, подталкивая их завсегдатаев к постыдным делам и к насилию, вселившись в них, дабы вовлечь их во всевозможные излишества. Тошнотворная атмосфера, распространяющаяся вокруг таких мест, происходит в основном от этих привязанных к земному плану , испаряющих гнусные страсти и нечистые желания.

Медиумы, за исключением очень чистых и благородных характеров, зачастую являются объектами их нападения, и очень часто слабейшие из них, обессиленные еще более пассивным предоставлением своего тела для временного пребывания в нем других развоплощенных душ, бывают одержимы этими сущностями, как следствие этого является невоздержание и безумие. Казненные убийцы, беснуясь от ужасов и от страшной жажды мести, переживая вновь и вновь, свое преступление и все ужасные последствия его, окружают себя атмосферой устрашающих мыслеобразов и, привлекаемые к человеку, который вынашивает внутри себя мстительные, злые намерения, они подталкивают его к реальному выполнению того, над чем он внутренне сосредоточен.

Порой там можно повстречать человека, непрерывно преследуемого своей убитой жертвой, не в силах избавиться от нее, несмотря на все старание убежать от страшного преследователя, с упорной настойчивостью повсюду настигающего его. Убитый, если только он сам не из самых низких человеческих типов, прибывает при этом в состоянии бессознательности, и именно эта бессознательность и придает особый ужас его чисто механическому преследованию убийцы.

Тут же находится и «ад» вивисектора, потому как жестокость притягивает в астральное тело человека наиболее тяжелые материалы и наиболее дурные составы астральной материи, и вивисектор живет тут среди толпящихся вокруг него образов его многочисленных жертв, стонущих, дрожащих, воющих от боли. Они оживлены, но не животной душой, а теми вибрациями страстей, которые, чем они были сильней, тем дольше продолжают жить после физической смерти в астральном теле животного; эти вибрации, пульсирующие ненавистью к истязателю, повторяют с автоматической правильностью его самые мучительные опыты, благодаря той силе последних переживаний, которыми окончилась жизнь на земле замученного существа.

Тут не существует произвольного наказания, которое назначено извне, только неизбежные осуществления причин, созданных человеком во время его жизни в физическом мире. Если он в земной жизни поддавался дурным побуждениям, и следовательно притягивал к себе и вносил в свое астральное тело грубые материи, которые одни только и в состоянии вибрировать в ответ на низменные побуждения, ― он тем самым неумолимо создавал тюрьму своей душе, и тюрьма эта должна быть разрушена, чтобы могла освободиться его душа. Так же неизбежно, как пьяница должен жить в своем отталкивающем и отравленном теле тут на земном плане, так же должен он жить в своем еще более отталкивающем астральном теле и там. Что посеешь, то и пожнешь. Таков закон всех миров, и избежать его нельзя.

Следует еще заметить, что астральное тело там нисколько не хуже, чем оно было при земной жизни человека, когда он создавал вокруг себя атмосферу, насыщенную дурными астральными токами; человек только не замечает этого безобразия, так как в земной жизни он астрально слепы. Кроме этого, мы можем утешиться при мысли об этих несчастных наших братьях и тем, что страдание их только временно и представляет необходимый урок для их души.

Сильно нарушив законы природы, они с такою же силой учатся познавать эти законы и неизбежность тех бедствий, которые происходят от пренебрежения к ним. Урок, который они не хотели выучить на протяжении жизни на земле, захваченные водоворотом своих собственных похотей и желаний, дается им здесь и будет даваться в следующих жизнях до тех пор, пока зло не будет вырвано с корнем, и человек не поднимется для лучшей жизни. Уроки природы строги, но в конце концов они же и милосердны, потому что ведут к эволюции души и направляют ее к достижению бессмертия.