Функции пассивных субъектов социальной политики. Субъекты социальной политики

К объектам социальной политики большинство авторов относят:

1) все население страны (в том числе социальные общности и группы);

2) социальные отношения;

3) социальные явления и процессы в обществе во всем их многообразии и формах;

Разумнее всего главным объектом социальной политики считать Социальную сферу общества,т.к. она в качестве составляющих элементов включает все перечисленное выше.

Субъекты социальной политикиэто граждане и социальные группы, а также представляющие их интересы институты, организации и органы власти, взаимодействующие в социальной сфере.

При определении субъектов социальной политики в научно-теоретической литературе мы так же не находим авторского единогласия. Не вызывает сомнения, что главный субъект социальной политики - государство, которое должно обеспечивать:

· движение к достижению в обществе социальной справедливости;

· ослабление социального неравенства;

· предоставление каждому работы или иного источника существования;

· сохранение мира и согласия в обществе;

· формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Государственная социальная политика - это действие государства в социальной сфере, преследующее определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные финансовые результаты.

В социальной политике переходного периода нарушается монополия государства в регулировании социальной сферы, появляются новые субъекты социальной политики. В этот период субъектами социальной политики выступают:

· государственные ведомства и учреждения социальной защиты населения;

· общественные, религиозные, благотворительные и другие негосударственные объединения;

· сами граждане (гражданские инициативы, например, группы самопомощи);

· органы местного самоуправления;

· внебюджетные фонды;

· коммерческие структуры и бизнес;

· профессиональные работники, занимающиеся разработкой и осуществлением социальной политики;

· добровольцы.

Постиндустриальный период развития общества, переход на социально-ориентированные рыночные отношения позволяют сегодня определить новых субъектов социально-политической деятельности, чье влияние на социально-политические процессы становится все более значимым. Это - частное предпринимательство; деловые круги; общественные фонды; семья; трудовые коллективы; политические партии и движения.

Субъектом социальной политики являются сегодня работодатели. В большинстве случаев их роль ограничена, поскольку они обязаны следовать тем общим социальным правилам, которые устанавливаются государственными властными структурами.

Существует точка зрения при которой: первичными субъектами являются социальные группы и общности, а вторичными субъектами являются институты - «общественные движения и организации, властно-управленческие и другие организационные структуры, которые претендуют на представительство интересов первичных социальных субъектов - групп и общностей». Эти институты могут быть:

1) в правовом отношении:

а) государственными и негосударственными;

б) легитимными (законными) и нелегитимными (незаконными).

2) в организационном отношении:

а) более или менее четко структурированными (политические партии, профессиональные союзы, общественные организации и движения, государственные властно-управленческие структуры);

б) малоструктурированными или практически неструктуриро-ванными (неорганизованные социальные движения типа стихийных выступлений и бунтов).

Субъекты социальной политики – это участники взаимодействий социальных групп по поводу их положения в обществе.

Субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и, притом, фактически действующие социальные группы и, представляющие их органы, организации, институты, структуры.

Таким образом, субъекты социальной политики «раздваиваются» или «удваиваются»:

1. Первичные субъекты - социальные группы:

a) активные участники - действующие социальные силы;

b) пассивные участники - неорганизованные, потенциальные, формальные социальные силы.

2. Вторичные субъекты - представляющие их интересы органы и организации.

В особую группу субъектов социально-политической деятельности сегодня включают современную социально-политическую элиту:

· политические лидеры;

· управленцы;

· чиновники;

· госслужащие.

Разделяют также субъектов социальной политики на:

· резидентных, то есть тех, чья деятельность на территории страны на постоянной основе определена ее конституцией и другими законодательными актами;

· нерезидентных, то есть международные финансовые организации, предоставляющие кредиты правительству страны под определенные, в том числе, и социальные условия, а также, иностранные работодатели, обязанные соблюдать требования социального законодательства страны, на территории которой они функционируют.

2. содержание социальной политики (субъекты и цели)

Определив сущность социальной политики, перейдём к уяснению её содержания, т.е. тех важнейших общественных процессов, которые и составляют социальную политику.

Но предварительно сделаем замечание, цель которого предостеречь читателя. Наряду с научно строгим определением социальной политики, подчёркивающим её сущность, распространены поверхностные определения социальной политики, ограничивающиеся её отдельными содержательными характеристиками, а зачастую и поверхностными формами. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко ограничивают социальную политику деятельностью государства, забывая о деятельности иных субъектов общества. Или выпячивают лишь некоторые параметры социального положения (например, уровень жизни или занятость). Все подобные недостаточно глубокие представления о социальной политике затрудняют восприятие её существа и проблематики во всей полноте и на уровне общественных закономерностей, а не только на уровне поверхностных проявлений или выхватывания из целостного контекста отдельных свойств и сфер.

Кто реально участвует в социальной политике, т.е. определить круг её реально действующих и социально пассивных субъектов;

Состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп);

Решающие параметры их социального положения;

Их самые важные современные социальные проблемы;

Место государства в социальной политике;

Цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии и программные приоритеты;

Конкретно-историческое соотношение социальных сил",

Сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального развития,

Степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности и нестабильности (это проблемы социальной безопасности, устойчивости, стабильности).

Субъекты социальной политики

Если в социальной политике, как и во всякой политике определяющим являют ся общественные взаимодействия, то правомерным с точки зрения уяснения со держания будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт социальную политику.

Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития (основные из них были обозначены).

Социальные группы, структурные части народа (общества) - несомненная реальность. Но эти группы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и не осознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Словом, они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики). А могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (лишь потенциальными, формальными субъектами).

Субъекты социальной политики - это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты - это сами социальные группы. А вторичные (как бы по рожденные первичными для удобства практического действия в политике) - это представляющие их интересы органы, организации и т.п.

К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки - разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации:

Профсоюз летного состава гражданской авиации;

Союз писателей;

Академию наук, профсоюз горняков.

Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё это действующие лица социальной политики, ее субъекты.

Особенностью тоталитарного общества времен СССР была пассивность, формальность многих субъектов. Профсоюзы, комсомол, женские советы, местные советы, но действовали они несамостоятельно. Исполняли предписанное сверху. При такой монополии на власть многие субъекты приобретают декоративный вид, фактически не являются субъектами.

От тоталитаризма Россия пытается теперь уйти к демократии. Если бы это уда лось, возникло бы гражданское общество.

Гражданское общество - тип общественного устройства, отличительный при знак которого - реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.

В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демократии. Диктаторская форма правления существенно деформирует гражданское обще ство, порождает тенденции и опасность его фашизации. В фашистском (тоталитарном) обществе многосубъектность, как уже отмечалось, носит декоративный вид или отсутствует даже формально.

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.

Соотношение социальной политики и государственной

социальной политики

Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.

Государственная социальная политика - действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.

В тоталитарном обществе социальная политика суживается до действий тоталитарного режима в социальной сфере. В демократическом обществе социальная политика представляет собой совместную функцию демократического государства и других субъектов гражданского общества. Период перехода от тоталитарного общества к демократическому формирует своеобразную социальную политику переходного периода

Тоталитарное прошлое укоренило абсолютизм государственной власти в про ведении социальной политики при полной пассивности населения в предъявлении прав, осознании интересов, формулировании претензий и требований, в защите своего социального положения. Продвижение к демократии обеспечивается одно временным и согласованным отходом от абсолютизма государственного управления и от пассивности населения. В переходный период постоянно остается соблазн и опасность диктаторских методов «наведения демократии», соразмерные гражданскому бездействию населения. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность послетоталитарного общества - постоянная питательная основа перекосов социальной политики в сторону политически бесконтрольных и социально безответственных действий государственных властей. Облик и содержание социальной политики в этот период могут определяться властями практически це ликом и практически произвольно.

Все зависит, следовательно, от характера государства в переходный период, степени его приверженности интересам страны, народа, от уважения им традиций, достижений, культуры страны, уходящей от тоталитаризма. Реальная возможность проводить практически любую социальную политику делает остро актуальным вопрос об исторической ответственности государственных властей за перемены в социальном положении населения страны в целом и всех составляющих его групп и общностей.

Сведение всего содержания социальной политики к государственной социальной политике имеет историческую причину - привычку мыслить понятиями тоталитарного общества. Такое сведение - распространённый в современной России стерео тип мысли (шаблон, грубая прямолинейность, заскорузлость). Он не безобиден, как и всякая иная негибкость, заскорузлость. От него следует избавляться.

Кто имеет и ставит цели социальной политики?

Следующая содержательная характеристика социальной политики - система целей, которые ставят перед собою активные участники социальной политики (её субъекты). Что такое цели применительно к социальным взаимодействиям? Это желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только своё сложившееся положение в обществе, но и своё реально возможное изменившееся к лучшему положение. Если социальная группа активно общественно действует (является субъектом социальной поли тики), она осознаёт улучшения своего положения в обществе как цель своих действий. Если социальная группа пассивна, то вместо цели у неё мечта, чаяние, надежда на чудо или на доброго субъекта социальной политики (на государство, например, или на влиятельного деятеля).

В тоталитарном обществе большинство субъектов являются не настоящими, не самостоятельно действующими, декоративными. Реальным субъектом социальной политики является лишь правящая социальная группа (каста), все остальные - разве что объекты социальной политики.

В демократическом обществе, в отличие от тоталитарного, не может быть ситуации фактической односубъектности. А потому не может быть и ситуации, когда в социальной политике на всех её субъектов одна цель. Каждый из реальных субъектов социальной политики имеет свои цели. Множественность социальных целей - это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского (демократического) общества.

В демократическом обществе разнообразие целей является первичным свойством, образующим качественную особенность общества. Это вовсе не игнорирует важную для любого общества проблему единства целей, проблему общественной консолидации, проблему так называемой национальной идеи, проблему единой системы ценностей в обществе. Просто в демократическом обществе все эти задачи стоят и решаются иначе, чем в тоталитарном. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. И из этого проистекает очень и очень многое и в содержании, и в общественных механизмах осуществления как социальной политики в целом, так и государственной социальной политики.

В таблице 2 приведены различные точки зрения на определение субъекта и объекта социальной политики.

Таблица 2

Объекты и субъекты социальной политики

Источник

Определение

Характеристика

Смирнов С.Н., Сидорина Т. Ю

Социальная политика: Учебник. М.: Издательский дом "ГУ-ВШЭ", 2007.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики.

Объектом социальной политики является население страны.

При этом в качестве объекта собственно социальной политики, или социальной политики в узком ее понимании являются граждане (домохозяйства), которые в силу определенных причин не могут обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане (домохозяйства).

Е.И. Холостова

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и. н., проф.Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.

Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

Объект - нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

Осадчая Г.И.

Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. - М.: союз, 2004г.

Субъект - главный инициатор конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

Объект - население

К субъектам относятся органы государственной власти РФ, органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления

Волгина Н.А.

Социальная политика. М.: Экзамен. 2006.

Субъекты - люди, учреждения, организации, социальные институты.

Объекты - население

К субъектам относятся государство, органы государственной власти, социальные организации, социальные работники.

К объектам различные категории населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д.

По мнению Е.И. Холостовой объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом.

Холостова Е.И. подчеркивает три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной политике: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.

Далее, надо иметь в виду, что понятие "объект" может соотноситься с понятиями и "субъект", и предмет. Объектно-субъектные отношения характеризуют главным образом социальную политику как практический вид деятельности.

Когда же мы рассматриваем социальную политику как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

При анализе социальной политики как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом - преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).

Объектом социальной политики в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), - т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.

Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную политику в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:

состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

служба и труд в экстремальных социальных условиях.

К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, - это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);

девиантное поведение в его различных формах и видах.

К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

трудное, неблагополучное положение различных категорий семей.

К этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

На этом основании целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;

бродяжничество, бездомность.

К этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

предродовое и послеродовое состояние.

Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные группы людей более конкретно или, наоборот, выделяя более широкие категории - это зависит от целей и задач исследования, решения практических задач.

Субъекты социальной политики, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной политики).

Субъектами социальной политики являются:

1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:

государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Челябинский фонд "Хоспис", "Солнышко" - Челябинская городская общественная организация инвалидов детства с нарушением психики, региональный благотворительный фонд "Соцгород" и др.

В настоящее время в стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот;

3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной политики. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных объектов социальной политики.

По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия - "социальный работник".

Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).

Социальные работники - это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.;

4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;

5) исследователи социальной политики. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной политики. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.

В России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.

2.1. Социальная политика

как система социальной ответственности

Социальная политика может быть рассмотрена как система взаимо­действия множества элементов, основными из которых являются ее субъ­екты. Под субъектами социальной политики понимаются те элементы общественной системы (социальные институты, организации, нефор­мальные объединения и формы коллективности, индивиды), которые играют определяющую роль в осуществлении социальной политики в целеполагающем, организационном, функциональном и ресурсообеспе-чивающем плане, то есть те общественные структуры, которые непо­средственным образом участвуют в определении целей, в организации, реализации и финансировании социальной политики, ее конкретных программ и мероприятий.

Реализуемая данными субъектами социальная политика есть вопло­щаемая социальная ответственность, то есть ответственность за социаль­ное состояние общества в целом и его отдельных социальных парамет­ров. Социальная ответственность представляет собой особый вид соци­альных отношений между социальными акторами, характеризующийся специфическим типом взаимозависимости, основанной на необходимос­ти исполнения вчаимоиаправленных обязательств и договоренностей.

И контексте социальной политики социальную ответственность можно определим, как особый вид отношений между элементами об­щественной системы, выражающихся в их способности брать на себя и реализопывать социальные обязательства.

Социальные обязательства можно трактовать как заданные внеш­ним либо внутренним образом функции, связанные с реализацией ос­новных социальных ценностей и целей социальной политики, возника­ющих в отве"1 ii;i актуализированные социальные потребности общест-ва. Среди таких целей-ценностей социальной политики в первую оче-


редь следует назвать обеспечение социальной безопасности, социаль­ной солидарности, социальной справедливости, социальной стабиль­ности, социальной помощи, социального благополучия, социального баланса, развития человеческих ресурсов. В конкретном виде социаль­ные обязательства выражаются в обязательствах по созданию необхо­димых материально-технических, финансовых, организационно-управ­ленческих, нормативно-правовых, кадровых условий, необходимых для непосредственной реализации перечисленных целей-ценностей соци­альной политики в определенных формах и пространственно-времен­ных параметрах.



Общественные структуры и субъекты общественной системы, кото­рые принимают на себя и реализуют социальные обязательства, могут быть названы субъектами социальной политики или субъектами со­циальной ответственности.

Субъекты социальной ответственности могут быть представлены социальными субъектами различного вида и характера корпоративнос­ти. Всех их можно разделить на две группы: государственные субъекты социальной политики (социальное государство) и негосударственные (социальное общество). Каждая из этих групп включает в себя множе­ство конкретных субъектов социальной ответственности, непосредст­венно реализующих определенный спектр социальных обязательств в локальной области. Социальное государство объединяет в себе субъ­екты социальной ответственности, включенные в систему институтов государственной власти и управления. Негосударственные субъекты, напротив, представлены институциализированными и неинституциали-зированными субъектами социальной ответственности, не входящими в систему государственной власти и управления и осуществляющими свои социальные функции вне и независимо от государства. Так, в со­став социального государства входят государственные органы законо­дательной и исполнительной власти федерального и регионального уров­ня, органы местного самоуправления (в части исполнения государст­венных социальных обязательств), специализированные (ведомствен­ные) государственные органы управления социальной сферой и их под­ведомственные предприятия и учреждения. К негосударственным субъ­ектам социальной политики относятся предприятия и учреждения раз­личной формы собственности в части их корпоративной социальной политики, неправительственные ассоциации и общественные органи­зации (институты третьего сектора), местные сообщества, неформаль­ные структуры коллективности, семья и сети социальной поддержки.

В своей социальной активности государственные и негосударствен­ные субъекты социальной политики тесно связаны, так как имеют еди­ный объект - собственное общество в части его социальных отношений и coi (иального потенциала. В конкретном виде объект социальной по­ли гики имеет сложный и дифференцированный характер, он может вы­ступать в качестве всей совокупности граждан соответствующего сооб­щества, либо в качестве отдельных социальных групп или определен­ных категорий населения, либо в качестве отдельных категорий семей и отдельных индивидов. Объект социальной политики может быть мно­гослойным и параллельно выступать в разнообразных формах, что оп­ределяет одновременную реализацию различных способов взаимодей­ствия с ним субъектов социальной политики.

В процессе реально осуществляемой социальной политики субъект и объект социальной ответственности взаимно задают и определяют друг друга, так как содержание и характер социальных обязательств, воспро­изводящихся в обществе, детерминируются характером и содержанием актуализированных в данном обществе социальных потребностей. Связь же между субъектом и объектом социальной ответственности носит спе­цифический характер - характер политики как целенаправленной, пре­образующей деятельности, связанной с мобилизацией и использовани­ем различных видов общественных ресурсов. Следовательно, социаль­ная политика предстает как целенаправленная, преобразующая деятель­ность, связанная с воспроизводством, мобилизацией, использованием, перераспределением и развитием социальных ресурсов.

Потенциальные субъекты социальной ответственности могут при­нимать на себя и реализовывать социальные обязательства доброволь­но, то есть на основе собственного, самостоятельно принятого решения или сделанного выбора, на основе интерпретации данных обязательств в качестве собственного интереса. Кроме этого, социальные обязатель­ства могут вменяться тем или иным общественным субъектам в соот­ветствии с действующим в данном обществе законодательством или системой неправового нормативного регулирования. В этом случае реа­лизация социальных обязательств может не осознаваться субъектом в качестве собственного интереса.

Так, примерами добровольного осуществления социальных обяза­тельств может служить деятельность общественных организаций, реа­лизующих на добровольных началах программы социальной помощи. В качестве примера вмененных социальных обязательств может быть названа практика обязательных социальных отчислений, которые в со-


ответствии с действующими законами должны делать предприятия в различные социальные фонды, что напрямую и непосредственно не свя­зано с их производственными интересами (это может стать одной из причин уклонения от данных платежей или ухода в «тень»).

В зависимости от специфики и степени корпоративности субъекта социальной политики выделяются несколько уровней реализации его социальной ответственности:

индивидуальная социальная ответственность, субъектом которой выступает отдельный индивид, конкретный человек, член общества, коллектива, семьи, выполняющий ряд социальных обязательств само­стоятельно, за счет своих собственных средств и ресурсов по отноше­нию к себе либо к другим (к членам своей семьи, коллектива);

коллективная социальная ответственность, субъект которой высту­пает в виде малой или средней социальной группы, коллектива, реали­зующего посредством совместного участия своих членов социальные обязательства либо по отношению к себе (к членам данной группы, кол­лектива), либо по отношению к внешним агентам и группам лиц, при­чем данные социальные обязательства реализуются собственными уси­лиями коллектива за счет аккумулированных им ресурсов (пример -социальные обязательства, реализуемые трудовым коллективом пред­приятия по отношению к своим членам);

общественная социальная ответственность, где субъектом явля­ется все общество, реализующее социальные обязательства по отноше­нию к своим гражданам либо по отношению к представителям других обществ. В этом случае общество инициирует создание уполномочен­ных общественных структур (специализированных социальных инсти­тутов и организаций), реализующих от его (общества) имени социаль­ные обязательства, в качестве которых в первую очередь выступают институты государства и гражданского общества.

В зависимости от направленности социальной ответственности мож­но выделить следующие ее виды:

внутренняя социальная ответственность, предполагающая реали­зацию субъектом своих социальных обязательств только по отношению к себе самому (например: личная ответственность индивида за уровень своего благосостояния; социальная ответственность коллектива пред­приятия по отношению к своим членам; реализация на уровне государ­ства программ социальной помощи семьям, имеющим детей);

внешняя социальная ответственность, предполагающая реализа­цию субъектом социальной ответственности социальных обязательств

Но отношению к другим лицам, коллективам, организациям (например: трудоспособный член семьи обеспечивает ресурсы для удовлетворения социальных потребностей нетрудоспособных членов; промышленное предприятие осуществляет шефство над социальным учреждением (дет­ским домом); развитое государство финансирует программы борьбы с бедностью более слабому государству).

Приведенные примеры показывают, что внешние и внутренние виды социальной ответственности могут реализовываться на всех ее уровнях -индивидуальном, коллективном и общественном. Данные виды соци­альной ответственности не являются взаимоисключающими и в опти­мальном варианте взаимно дополняют друг друга.

Таким образом, социальная политика как система имеет плисубъ-ектный характер. А вся совокупность социальных обязательств, воспро­изводящихся в обществе, может быть распределена между государст­венными и негосударственными субъектами различным образом.

2.2. Социальное государство

Социальное государство - понятие, характеризующее тип современ­ного государства с точки зрения его взаимоотношения с обществом. Данный тип предполагает активное вмешательство государства в соци­ально-экономические процессы с целью регулирования социальных от­ношений. 11осредством регулирования социальных отношений социаль­ное государство оказывает существенное влияние на процессы осуще-ствления социальной мобильности и формирования сбалансированной стратифицированной структуры общества. Такое влияние со стороны социальною государства простирается в сторону удержания общества it рамках уравновешенной социальной структуры, исключающей высо­кую степень социальной дифференциации, социального расслоения и социального неравенства, что обеспечивается за счет регулирования процессов распределения и перераспределения общественных ресур­сов между всеми членами общества и обеспечения высокого уровня благосостояния всех групп населения.

Человечество прошло достаточно долгий путь в своей истории до тех пор, пока собственно социальные функции государства приобрели масштабный характер и стали доминирующими. Поэтому и социальная политика как направление деятельности государства, и само социаль­ное государство - явления относительно молодые. Первые признаки того, что станет характерным для современных социальных государств, мож-


но отметить лишь в конце XIX в., когда канцлер Германии О. фон Бис­марк создал в своей стране первую общественную систему обязатель­ного социального страхования. Именно с этого периода берет начало процесс формирования собственно социального государства, то есть государства, в деятельности которого начинают выделяться и приобре­тать доминирующее значение социальные функции, связанные с регу­лированием социальных процессов и социальных отношений.

Впервые понятие «социальное государство» было введено в науч­ный оборот в середине XIX в. немецким государствоведом и экономис­том Лоренцом фон Штейном, который в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии пришел к выводу о том, что «государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти», так как именно в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших обездоленных классов до уров­ня богатых и сильных заключается идея государства. Государство долж­но «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием разви­тия другого, и в этом смысле мы говорим об общественном или соци­альном государстве»".

Взгляды Штейна получили широкую поддержку и содержательное развитие среди прогрессивных ученых-экономистов и социологов Гер­мании в конце XIX - начале XX в. Их воззрения концентрировались вокруг идеи расширения традиционных функций государства и осуще­ствления широких социальных реформ, в результате которых государст­во оказалось бы способным не только на правовую защиту частной соб­ственности и стихийным образом складывающегося социального поряд­ка, но и на материальную и моральную поддержку низших классов, по­вышение их жизненного уровня, расширение их прав и свобод, интегра­цию их в государство и общество, а за счет этого предотвращение воз­можностей роста их протестного поведения, опасностей политических и социальных революций. Распространение подобных концепций заложи­ло новые для того времени традиции в понимании взаимоотношения го­сударства и рынка, государства и общества, в соответствии с которыми государство должно было активно вмешиваться в хозяйственные и соци­альные отношения с целью их регулирования и упорядочения.

1 Цит. по: Гончаров ПК. Социальное государство: сущность, мировой опыт, россий­ская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 20.

Идеи социального государства утверждались и получали практичес­кую реализацию в разных странах в различное время с неодинаковой скоростью и в многообразных формах. Постепенная трансформация в сторону социализации государства в виде поэтапных серийных неболь­ших изменений привела к преобразованиям фундаментального харак­тера, затронувшим основы функционирования государства, и пересмо­тру его предназначения в обществе. Зародившись из спорадических дей­ствий и актов, разрозненных традиционных и вновь воспроизводящих­ся социальных мероприятий, социальная деятельность государства со временем приобрела систематизированный и масштабный характер и превратилась в постоянное участие государства в регулировании и раз­витии социальных явлений и процессов.

Современный арсенал социальных функций государства, уровень их организационно-правовых форм, масштабы и результаты его регулиру­ющего воздействия в обществе позволяют определять социальное го­сударство как закономерный результирующий этап глобальной соци­альной трансформации и особый тип развитого государства, берущего на себя максимальную ответственность за социальные процессы и со­циальное развитие в обществе. Занимая одно из главных мест в системе регулирования социальных отношений, социальное государство высту­пает в качестве основного субъекта социальной политики, определяя условия гармонизации отношений государственных, общественных ин­ститутов и отдельных граждан.

Основным признаком деятельности социального государства стано­вится расширение его социальных функций посредством использова­ния множества рычагов воздействия на социально-экономическую сфе­ру. В качестве основной социальной функции социальное государство призвано следить за разумным ходом саморегулирования экономики и распределением доходов между всеми категориями и слоями населения, не допуская сильных разрывов в их уровне и тем самым высокого рассло­ения общества. С помощью мер регулирующего воздействия, поддержи­вающих частную инициативу и ответственность граждан, социальное го­сударство стремится обеспечивать справедливость в сочетании частных интересов и интересов всего общества через механизмы рынка.

Основные способы государственного вмешательства в социальную
сферу концентрируются вокруг ключевых групп воздействия, в их чис­
ле следующие: ^

нормативно-правовое регулирование, направленное на создание нор­мативно-правовой базы, регламентирующей характер социальной дея-


тельности всех субъектов общественных отношений, включая регламен­ты минимальных параметров обеспеченности и качества социальных услуг, а также вменяемые государством социальные обязательства. Пра­вовое поле социальной политики не только упорядочивает реализацию различными хозяйствующими акторами социальных функций, но и со­здает институциальные основы стимулирующего пространства в соци­альной сфере;

финансовое регулирование, предполагающее использование механиз­мов субсидирования, льготного налогообложения и кредитования как сред­ства стимулирования вовлечения частного и общественного секторов в производство социальных услуг, поддержку социальных инициатив и в самостоятельное решение социальных проблем своих работников, а так­же как средства воздействия на уровень цен и доходов населения;

перераспределение доходов, осуществляемое через налогово-бюджет­ную систему и систему обязательного социального страхования, оказы­вающие прямое влияние на общий уровень социального баланса и со­циальной солидарности в обществе;

производство социальных услуг, при котором государство берет на себя активную роль в качестве производителя социально значимых услуг, фор­мирует государственный сектор в отраслевом комплексе социальной сфе­ры, где на основе государственной собственности и бюджетных ресур­сов, при прямом управленческом воздействии осуществляется деятель­ность подведомственных государству предприятий и учреждений соци­альной сферы, вступающих в конкуренцию с рыночными агентами 2 .

К основным институциальным механизмам государственного регу­лирования социальных отношений относятся следующие:

регулирование доходов, заработной платы, занятости и безработицы;

поддержка частной инициативы и малого предпринимательства;

системы социального страхования и социальной помощи;

системы социального и пенсионного обеспечения;

государственные системы образования, здравоохранения, культуры.

В современных условиях понятие «социальное» по отношению к государству включает в себя следующие обстоятельства:

Обязательство государства заботиться обо всех слоях населения и особенно о группах, находящихся в более слабом экономическом по­ложении;

2 См.: Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: I Icpc-ходный период и дальнейшее развитие. М., 1997. С. 63-64.

Обязанность государства уравновешивать противоположные соци­
альные интересы и предоставлять возможность всем гражданам вести
достойную человеческую жизнь;

Обязательства и полномочия государства создавать социальный
порядок;

Влияние новых и различных форм и интересов на собственность,
включая ее перераспределение;

Обязательства индивида принимать участие в решении общих за­
дач, проблем совместной жизни 3 .

Можно выделить несколько основных принципов, раскрывающих сущность социального государства:

Принцип экономической свободы человека и доверия к саморегу­
лирующей роли рынка;

Принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за
создание условий для упорядочения экономической и социальной
жизни;

Принцип социальной солидарности, которая представляет собой
особый тип взаимоотношений между различными социальными груп­
пами, индивидами, организациями и институтами, имеющими раз­
личные статусные позиции в системе общественного взаимодейст­
вия, выражающейся в их взаимозависимости, взаимоподдержке, вза­
имообеспечении и взаимопомощи и реализующейся в том числе че­
рез систему перераспределения ресурсов, а также путем наибольшей
загрузки трудоспособных для обеспечения помощи менее трудоспо­
собным;

Принцип социальной справедливости, которая является производ­
ной от равенства возможностей для реализации своего потенциала каж­
дым членом общества и выступает в качестве приближающегося к оп­
тимуму соотношения между деянием и воздаянием, трудом и вознаг­
раждением, заслугами людей и их признанием, а также в виде обеспече­
ния реального равноправия в обществе;

Принцип социальной безопасности, которая предполагает созда­
ние условий, обеспечивающих возможности для каждого члена обще­
ства реализовывать свои материальные, социальные и духовные потреб­
ности на удовлетворяющем их уровне в благоприятном социальном кли­
мате и в сочетании индивидуальных и общественных интересов;


Принцип доминирования социальной политики как политики, про­
водимой государством по отношению ко всему населению, над другими
видами государственной политики;

Принцип равной возможности участия каждого члена общества в
управлении государственной и общественной жизнью.

Сущностной характеристикой социального государства, принципи­ально отличающей его от всех досоциальных форм, служит высокая сте­пень социальной ответственности государства, обеспечиваемая за счет реализации перечисленных принципов. В современном обществе госу­дарство - основной актор и регулятор социальных процессов и отноше­ний. Оно занимает главное место в системе социального регулирова­ния, так как государственные органы формируют общую концепцию и основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную и правовую основу, реализуют широ­кий спектр социальных полномочий по отношению к своим гражданам 4 .

Идея социального государства, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключает­ся в политическом и правовом упорядочении жизни общества на прин­ципах гуманизма, в выполнении комплекса социально-защитных функ­ций, в создании условий для развития гражданского общества. Совре­менная идеология гуманизма базируется на принципах всеобщего при­знания неотъемлемых фундаментальных прав человека - права на чело­веческое достоинство, на свободное развитие личности, права на само­определение, личную и солидарную ответственность граждан за свое материальное благополучие.

Основные факторы, определяющие степень социальности госу­дарства:

Первостепенность социальных ценностей в официальной идеоло­
гии государства;

Обеспечение реальных равных прав, равных условий и гарантий
для свободного устройства каждым членом общества своей жизни, со­
провождающихся наличием личной ответственности каждого за свою
судьбу;

Наличие механизмов, обеспечивающих социальную сбалансиро­
ванность в обществе, отсутствие разрывов в социальной структуре и
поляризации в уровне и качестве жизни различных групп населения;

"См.: Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика: Политико-правовое положение трудящихся в Европейском Сообществе. М., 1996. С. 53-54.


4 См.: Бурждалое Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. М., 1996. С. 14.

Наличие условий для самообеспечения экономически активной
части населения и развитых систем социальной помощи слабым;

Присутствие сильных демократических политических институтов;

Наличие административных условий и правового пространства для
свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и
субъектов социальной ответственности, их экономическая и социаль­
ная эффективность;

Обеспечение условий для развития гражданского общества и мест­
ного самоуправления;

Как результат - высокий уровень благосостояния, качества жизни
населения и развития человеческих ресурсов.

Социальное государство - особый тип развитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной безопасности и защищенности граждан посредством активной деятельности государ­ства по регулированию социальной, экономической и других сфер жиз­недеятельности общества, установлению в нем социальной справедли­вости и солидарности 5 .

Социальное государство представляет собой закономерный этап в развитии человеческой цивилизации и является сознательно конструи­руемым политико-правовым и социальным образованием, позволяющим обеспечить равномерное распределение общественных ресурсов, до определенной степени равнозначные стартовые условия граждан, спо­собствуя тем самым социальной стабильности и социальному согласию в обществе 6 .

2.3. Негосударственные субъекты социальной политики

Государство ограничено в возможностях по удовлетворению соци­альных потребностей и решению социальных проблем, воспроизводя­щихся в обществе. Поэтому его дополнением в системе социальной по­литики выступают негосударственные субъекты, которые могут функ­ционировать в различных сферах общества, обладать различным харак­тером, иметь различную степень институциализации и отличаться спо-

5 См.: Гончаров U.K. Социальное государство: сущность,..мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 27.

"См.: Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб., 1999.


собами взаимодействия с объектом. Основным критерием отнесения тех или иных форм негосударственной коллективности к субъектам соци­альной политики, следует считать наличие у них способности иниции­ровать либо брать на себя конкретные социальные обязательства и са­мостоятельно обеспечивать их реализацию, то есть способности к со­циальной самоответственности. Природа негосударственных субъектов социальной политики менее устойчива и более динамична, чем природа структурных элементов социального государства, так как они в основ­ном функционируют по принципу максимальной приспособляемости к социальной среде, к совокупности тех социальных потребностей, кото­рые в ней постоянно воспроизводятся в изменяющимся режиме.

В качестве основных негосударственных субъектов социальной по­литики выделяют следующие: общественный сектор, корпоративную социальную политику, местное сообщество, семью и межсемейные сети социальной поддержки.

Общественный сектор включает в себя разнообразные негосудар­ственные организации, которые действуют на принципах самооргани­зации, независимо от государства, выполняя государствозамещающие функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потреб­ностей конкретных социальных групп. Экономико-правовой статус дан­ных организаций заключается в том, что, во-первых, их имущество не находится в частной, государственной или муниципальной собственно­сти, а является собственностью коллективной в ее разнообразных фор­мах; во-вторых, данные организации не преследуют в качестве основ­ной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками. Поэтому их называют неправительственными не­коммерческими организациями (НКО) или «третьим сектором». Эти понятия приняты для обозначения разнообразных институциализиро-ванных негосударственных некоммерческих инициатив социальной на­правленности. Организационно-правовой статус НКО регламентирует­ся на законодательном уровне. Спектр их организационно-правовых форм может быть представлен организациями типа общественных объ­единений, движений, партий, ассоциаций, кооперативов, партнерств, фондов, обществ и прочих.

В настоящее время общественные организации являются не только дополнительной, но и весьма действенной силой в реализации социаль­ной политики. Они выступают в качестве средства преодоления как изъ­янов рынка, так и изъянов государства в социальной сфере. НКО обла­дают способностью максимально активизировать характер деятелыюс-

Ги своих членов в направлении самостоятельного решения возникаю­щих социальных проблем, в результате чего осуществляется процесс превращения нуждающихся из пассивных объектов, ждущих помощи извне, в активных, самостоятельных субъектов 7 .

Традиционными формами активности организаций «третьего секто­ра» являются: 1) социальные движения и организации, представляю­щие интересы конкретных социальных групп (молодежные, женские, детские, ветеранские движения, профсоюзные объединения); 2) инсти-туциализированные инициативы образовательной и культурной направ­ленности, связанные с развитием человеческого потенциала и предо­ставлением социальных и консультационных услуг (национально-куль­турные общества, творческие союзы, научно-образовательные, спортив­ные объединения, клубы по интересам); 3) организации, имеющие це­лью аккумуляцию финансовых ресурсов и инвестирование их в соци­альную сферу (благотворительные организации и фонды).

К числу основных функций, реализуемых институтами «третьего сек­тора» в сфере социальной политики, можно отнести: 1) функцию идеоло­гическую (способность выражать и лоббировать интересы конкретных социальных групп); 2) социозащитную функцию (способность реализо-вывать программы социальной помощи и поддержки); 3) сервисную функ­цию (способность производить и оказывать социальные услуги); 4) функ­цию развивающую (способность содействовать социализации, развитию личностного потенциала и самосовершенствованию граждан); 5) инвес­тиционную функцию (способность привлекать финансовые ресурсы в социальную сферу); 6) функцию интегративную (способность объединять граждан для решения социальных проблем, обеспечивая рост социаль­ной интеграции и социальной стабильности в обществе).

Базовыми принципами, определяющими деятельность НКО в соци­альной сфере, являются самоорганизация и самоуправление, доброволь­ность членства, добровольность и во многом безвозмездность деятель­ности (волонтерство), открытость и общедоступность, ориентация деятельности на социальный результат и социальный эффект.

Организации общественного сектора сегодня выступают в качестве высокостатусных субъектов социальной политики. Важность их соци­альной роли признается современным сообществом, по отношению к ним формируются определенные социальные ожидания, а центр тяжес-

7 См.: Пшеницша О В. Общественные организации как субъект социальной работы // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 135.


ти социальной ответственности все более смещается в их сторону со стороны социального государства.

Корпоративная социальная политика определяется тем, что в обла­сти регулирования социальных отношений современного общества пред­приятия различной формы собственности способны выступать не только в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования в сфере рыночной экономики, но и в качестве институциализированных структур, реализу­ющих непрофильные для них социальные функции независимо от госу­дарства на принципах самоинициативы и самоответственности.

Субъектами корпоративной социальной политики выступают предпри­ятия-работодатели, а основными ее объектами являются работники соот­ветствующих предприятий, получающие возможность за счет реализа­ции работодателем социальных функций удовлетворять большую часть своих социальных потребностей в рамках собственного предприятия.

В системе социальной политики предприятиям-работодателям как субъектам социальной ответственности отводится двоякая, но ключе­вая роль. С одной стороны, они являются поставщиками ресурсов, не­обходимых для реализации государственных социальных обязательств, но с другой - в качестве независимых институтов они способны реали-зовывать дополнительно к государственным собственные пакеты соци­альных обязательств и тем самым выполнять государствозамещающие функции в социальной сфере.

Социальная политика предприятий может быть пассивного и актив­ного типа. Социальная политика пассивного типа имеет место, когда предприятие ограничивается исполнением лишь вмененных извне (за­конодательно установленных) социальных обязательств и самостоятель­но не реализует собственные социальные программы. Корпоративная социальная политика активного типа предполагает, что социальные функ­ции предприятия не ограничиваются исполнением вмененных социаль­ных обязательств, а реализуются через собственные социальные ини­циативы, пакеты социальных программ и мероприятий. Такая политика может быть ограничена лишь внутренней направленностью, когда со­циальные функции предприятия замыкаются на его работниках, а мо­жет иметь и внешний характер, когда предприятие ведет благотвори­тельную, спонсорскую деятельность, поддерживает местные социаль­ные инициативы, инвестирует в социальное развитие территории.

Наибольшим потенциалом для реализации активной социальной политики обладают крупные предприятия. Для них данная политика является не только проявлением социальной ответственности внутрен-

него и внешнего типа, но и важнейшим элементом системы корпоратив­ного управления.

Социальный потенциал малого и среднего бизнеса проявляется в том, что данный сектор экономики является сферой активной самозанятости и самодеятельности населения, областью проявления свободы эконо­мического поведения и одновременно - самостоятельной социальной активности и самоответственности граждан. В деятельности малых и средних предприятий, в отличие от крупных, социальные функции не могут быть разъединены в отдельные системы, их экономический рост детерминирует собой социальное развитие его участников, сообществ и территорий.

В целом все основные элементы корпоративной социальной поли­тики, к которым относятся занятость, нормирование, организация, оп­лата и охрана труда, социальное партнерство, социальная защита, до­ступность социальной инфраструктуры, обучение персонала, выступа­ют необходимой системой активных механизмов и задающей средой, без которых невозможно функционирование экономики любого пред­приятия и производительный труд его работников 8 .

Определив сущность социальной политики, перейдём к уяснению её содержания, т.е. тех важнейших общественных процессов, которые и составляют социальную политику.
Но предварительно сделаем замечание, цель которого предостеречь читателя. Наряду с научно строгим определением социальной политики, подчёркивающим её сущность, распространены поверхностные определения социальной политики, ограничивающиеся её отдельными содержательными характеристиками, а зачастую и поверхностными формами. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко ограничивают социальную политику деятельностью государства, забывая о деятельности иных субъектов общества. Или выпячивают лишь некоторые параметры социального положения (например, уровень жизни или занятость). Все подобные недостаточно глубокие представления о социальной политике затрудняют восприятие её существа и проблематики во всей полноте и на уровне общественных закономерностей, а не только на уровне поверхностных проявлений или выхватывания из целостного контекста отдельных свойств и сфер.
Для содержательного раскрытия содержательной политики необходимо охарактеризовать процесс взаимодействия социальных групп в нескольких важнейших аспектах: кто реально участвует в социальной политике, т.е. определить круг её реально действующих и социально пассивных субъектов; состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп); решающие параметры их социального положения:
их самые важные современные социальные проблемы; место государства в социальной политике; цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии и программные приоритеты; конкретно-историческое соотношение социальных сил\ сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального развития; степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности и нестабильности (это проблемы социальной безопасности, устойчивости, стабильности).
Субъекты социальной политики
Если в социальной политике, как и во всякой политике определяющим являются общественные взаимодействия, то правомерным с точки зрения уяснения содержания будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт социальную политику.
Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Устойчивость таких фупп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития (основные из них были обозначены).
Социальные группы, структурные части народа (общества) - несомненная реальность. Но эти группы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и не осознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Словом, они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики). А могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (лишь потенциальными, формальными субъектами).
Субъекты социальной политики - это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты - это сами социальные группы. А вторичные (как бы порожденные первичными для удобства практического действия в политике) - это представляющие их интересы органы, организации и т.п.
К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки - разные социальнопрофессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации; Союз писателей; Академию наук, профсоюз горняков.
Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё это действующие лица социальной политики, ее субъекты.
Особенностью тоталитарного общества времен СССР была пассивность, формальность многих субъектов. Профсоюзы, комсомол, женские советы, местные советы, но действовали они несамостоятельно. Исполняли предписанное сверху. При
такой монополии на власть многие субъекты приобретают декоративный вид, фактически не являются субъектами.
От тоталитаризма Россия пытается теперь уйти к демократии. Если бы это удалось, возникло бы гражданское общество.
Гражданское общество - тип общественного устройства, отличительный признак которого - реальная многосубьектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.
В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демократии. Диктаторская форма правления существенно деформирует гражданское общество, порождает тенденции и опасность его фашизации. В фашистском (тоталитарном) обществе многосубъектность, как уже отмечалось, носит декоративный вид или отсутствует даже формально.
Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.