Кто такие ситхи в индии. Сикхские обычаи и ритуалы

Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в Талванди (округ Лахор). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали четко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, и вождями.

Хармандир Сахиб (Золотой храм) - святыня сикховДесятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине - хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX века, глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 г. сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх, (с 1843 до 1849) был смещен ими с престола и далее получал пенсию

Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего - ни рая, ни ада, ни трёх миров - только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения Богу в сикхизме - медитация. Никакие другие божества, демоны , духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учения о воздаяниях в следующей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и «благих деяниях» - всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими . Посты и обязательства не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Что следует делать правоверным сикхам? В первую очередь - быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом - Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами - можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними - это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи - и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

Хотя многое в сикхской религии похоже на еврейскую, сикхи отказываются признать свое «родство» с иудаизмом. Бог сикхов не связан с «избранным народом» и не провозглашает национального или кастового неравенства, никого не ведёт и никого не наказывает. Бог не проявляет себя в виде «голосов с неба», знамений и требований. Бог никого не призывает к священной войне и не накладывает на людей такое множество ежедневных обязанностей, как в еврейской традиции. Бог не призывает народ изолировать себя от других - наоборот, сикхи относятся к другим народам как к своим братьям.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех - манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие - это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючок страха перед смертью, предлагая «спасение», рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех - никто не знает куда ты попадешь и не имеет право об этом рассуждать, чтобы принудить тебя.

Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке - но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Все люди одинаковы - у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхизм о душе и реинкарнациях
Человек не начинает свою жизнь с пустого места - он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля , и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

Внутри нас - беспредельная глубина, и мы сами способны увидеть собственные грехи и собственное невежество в том свете, который мы находим внутри себя.

Сознавание своего «Я» - это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя свое сознание, мы воспринимаем других как часть самого себя. Мы поднимаемся от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом - до уровня Природы, и дальше - до уровня Бога. Сикхи - не подвижники, и не материалисты, они выбирают серединный путь.

Как не следует манипулировать людьми, так не следует манипулировать и природой, и природными силами. Чрезвычайно увлекаясь этим, учёные создают иллюзии . Что является лекарством от болезней? Только то, что повышает иммунитет, повышает внутреннюю сопротивляемость и волю больного.

Ритуалы
Каждый сикх проходит процедуру Амрит (аналог христианского крещения). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К) - кеш (англ. Kesha) (нетронутые волосы, спрятанные под чалму (Keski)),

Kangsha- гребень, поддерживающий волосы, Kara - стальной браслет, Kachla -нижнее белье, Kirpan - меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

Погребальная церемония сикхов - кремация. После кремации пепел умершего бросают в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

Хотя сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они их считают важным для объединения людей между собой и сплочении их друг с другом, для изучения традиции и писания, для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Формы и ритуалы помогают придать идеалу реальную форму, почувствовать его и сделать более осязаемым для себя и других, хотя в них нет абсолютной необходимости. Главное - чтобы формальности и ритуалы не привязывали к ограниченным местным традициям и не убивали духовности. Каждая душа неповторимо индивидуальна, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Священная книга сикхов

Основы вероучения сикхизма изложены в книге «Ади грантх» (букв. «Изначальная книга», другие названия - «Гуру Грантх», «Гуру Сахиб», «Грантх Сахиб»). Она содержит сочинения сикхских гуру Нанака, Ангада, Амар Даса и др. «Ади Грантх» считается символическим представителем всех гуру, средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». «Ади Грантх» - главный объект религиозного почитания. Книга содержит более 6 тыс. стихов; гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, так как все они были предназначены для чтения нараспев в классическом стиле.

Сикхизму, младшей из мировых религий, едва пятьсот лет. Ее основатель, учитель Нанак, родился в году. Учитель Нанак распространил простое послание "Ек-Онкар ": мы все равны и созданы единственным Творцом всего сущего. Это было в то время, когда Индия была разделена кастами, сектами, религиозными группировками и различными фанатиками. Он уважал все религии, однако не причислял себя ни к одной из них. Он так выразил своё видение реальности: есть только один Бог и много путей, которые приводят к нему, и имя Божье есть Истина "СатНам ".

Последователи учителя Нанака называли себя сикхами (искателями истины). Он учил их склоняться только перед Богом, и связывать себя со Светом Истины, высшим Учителем, существующим в сознании Бога и неразрывного с ним. Через слова и примеры высший Учитель показывает последователям как почувствовать Бога внутри себя, и выйти из тьмы к свету. Учитель Нанак был скромным носителем этого Света Истины. Он выступал против суеверий, несправедливости и лицемерия и вдохновлял ищущих пением божественных песен, которые тронули сердца даже самых черствых слушателей. Эти песни были записаны и сформировали основы сикхских священных писаний, чтобы затем стать Священной Книгой - Учителем ("Сири Гуру Грантх Сагиб ").

Contents

Учитель Нанак: основные уроки

Хам Джапна - вставать каждый день до восхода солнца, чтобы очистить тело, медитировать, концентрируясь на Имени Бога, и читать высшему Учителю гимны, чтобы очистить разум; в течение дня постоянно вспоминать Имя Бога с каждым вздохом.

Дхарам ди Кират Карни - работать и зарабатывать в поте лица, чтить семейные ценности и практиковать правдивость и честность во всех отношениях.

Ванд Ке Чакна - делиться плодами своего труда с другими и только потом вспоминать про себя. Таким образом, своей жизнью вдохновлять и поддерживать сообщество.

Золотая цепь

Десять учителей сикхов

Основы сикхизма были заложены учителем Нанаком Дев Джи (глубокоуважаемым учителем Нанаком). Учитель Нанак Дев Джи, вместо того, чтобы передать лидерство его учения своим собственным сыновьям (как это было принято в то время) искал кого-то, кто проявит себя как наиболее заслуживающий возглавить общину. Выбрав преемника, учитель Нанак возложил на него руку и объявил его "Ангад" (частью его собственного тела). Впоследствии свет высшего Учителя передавался таким же образом, переходя к человеку, который проявил себя достойным стать новой заменой Нанака.

Каждый из десяти учителей воплощает божественный аспект:

Основные ценности

Сикхи должны разделять следующие ценности:

  1. Равенство : Все люди равны перед Богом.
  2. Божий дух : Все существа - носители Божьего духа и заслуживают соответствующего уважения.
  3. Личные права : Каждый человек имеет право на жизнь, но это право ограничено.
  4. Действия учитываются : спасение - результат действий (добрые дела, память о Боге, и т.д.)
  5. Семейная жизнь : надо быть семейными человеком, обеспечивать и воспитывать детей.
  6. Совместное пользование : Поощряется делиться и давать на благотворительность 10 процентов своего чистого дохода в пользу общины.
  7. Принятие воли Бога : Следует работать над собой так, что чтобы научиться принимать радостные события и несчаcтья одинаково.
  8. 4 Плода жизни : Истина, удовлетворённость, созерцание и Наам (имя Бога).

Запрещенное поведение

  1. Нелогичное поведение : суеверия и ритуалы не имеют смыла для сикхов (паломничество, пост и купание в реках; обрезание; поклонение могилам, идолы, изображения; обязательное ношение покрывала для женщин и т.п.)
  2. Одержимость материальным : ("Майя") накопление собственности не имеет никакого смыла в сикхизме. Богатство, золото, должность, акции, товары, собственность - все останется здесь, на Земле, когда ты уйдешь. Не привязывайся к ним.
  3. Жертвоприношения живых существ : «сати» - самосожжение жен в погребальном костре их мужей; забой ягнят или телят в священные праздники; и любые подобные жертвы запрещены.
  4. Неприятие семейных ценностей : сикх не может жить как отшельник, бомж, йог, монах или давать обет безбрачия.
  5. Никчемные разговоры : не допускается хвастовство, сплетни, ложь и т.д.
  6. Самоотравление : алкоголь, наркотики, табак и потребление других одурманивающих веществ не допускается.
  7. Нет жрецов или священников : сикхи не должны зависеть от священника для выполнения каких-либо религиозных функций.

Техники и методики

  1. Наам Джапо :- Безвозмездная работа («сева»Sewa), медитация и молитвы («симран»Simran), духовная музыка («киртан»Kirtan)
  2. Кират Карни :- Искренность, заработки, труд и т.д. с памятью о Боге
  3. Ванд Кай Шако :- Кормление нуждающихся, организация бесплатной столовой («лангар») , пожертвование 10% дохода на нужды общины и т.д.

Некоторые дополнения

  1. Не Сын Божий : Учителя были не в христианском смысле "сыны Божьи". Сикхизм говорит, что мы все дети Божьи и соответственно, Бог - наш отец/мать.
  2. Всем “Добро пожаловать!” : Члены всех религий могут помещать сикхские храмы (гурдвары), но должны соблюдать определенные правила, принятые у сикхов - покрыть голову, снять обувь, не курить и не пить опьяняющие.
  3. Многоуровневый подход : Сикхизм признает концепцию постепенного достижения своих целей в качестве адепта веры. Например, «сахадждхари» («постепенно становящиеся», «идущие по пути») - сикхи не придерживаются всех 5К, но остаются полноправными сикхами.

Примечание

В языке Панджаби, на котором написаны священные тексты сикхов, у слова «Бог» нет половой принадлежности. К сожалению, при переводе невозможно корректно это передать, и смысл искажается, создавая впечатление, что Бог является мужчиной или женщиной. Это не верно. Читатель должен помнить об этом каждый раз, когда видит упоминание половой принадлежности слова «Бог», например «Он», «Его» и т.п.

См. также

External links

  • Сикхизм по Йоги Харбхаджан Сингху (Sikhism according to Yogi Harbhajan Singh)
Structure :
    Среди многочисленных этнических и религиозных общин Индии особняком стоят сикхи. Сикха трудно не заметить в толпе - во-первых, его всегда можно узнать по специфически повязанному тюрбану на голове, во-вторых - по внушительной бороде и усам. Фамилия «Сингх» ("Лев") также позволяет безошибочно определить сикха. Сикхи - серьезные люди. Их воинские качества славятся не только по всей Индии, но и за ее пределами. Ссора с сикхами в свое время стоила жизни легендарной Индире Ганди.

Что такое сикхизм

Сикхи - уникальная этноконфессиональная общность, проживающая на северо-западе Индии, прежде всего - в штате Панджаб, хотя немало сикхов и в соседних штатах Харьяна, Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш. Религия сикхов - сикхизм - зародилась в XVI веке на территории современного Пакистана и Северо-Западной Индии. В настоящее время во всем мире проживает до 26 миллионов сикхов, однако эта весьма крупная народность вплоть до настоящего времени лишена собственной государственности. Индийский штат Пенджаб, в котором преобладает сикхское население, лишь с оговорками можно назвать сикхской автономией.

Пенджаб - колыбель сикхизма. Это богатейший сельскохозяйственный регион современной Индии, климат которого благоприятствует развитию сельского хозяйства и превращает регион в «житницу» современной Индии. Кроме того, Пенджаб, что в переводе с санскрита означает «Пятиречье» (Панчанада), является и историческим районом формирования индийской культуры. Именно здесь появились первые государства долины Инда.
Здесь, в Пенджабе, находилась точка пересечения двух важнейших религий Индии - индуизма и ислама. Мусульманские завоеватели, проникавшие на территорию Индии из Ирана, Афганистана, Центральной Азии, так и не смогли окончательно подчинить себе индуистов и обратить их в ислам. Вынужденные сосуществовать бок о бок, обе религиозные традиции неминуемо оказывали друг на друга влияние. Следствием этого влияния и стало формирование сикхизма как религии, впитавшей в себя и индуистские, и исламские компоненты.

У истоков сикхизма стоял Гуру Нанак (1469-1539). Он родился в районе современного Лахора, что в современной пакистанской части Пенджаба. Именно Гуру Нанаку предписывают сочинение священной книги сикхов «Ади Грантх». Индуист по происхождению, выросший в окружении мусульман, Гуру Нанак заложил основополагающие столпы религии сикхизма, сформулировав ее основные принципы - веру в единого и всемогущего бога - Творца, медитацию как метод поклонения Творцу, учение о посмертном «растворении» души, возвращении ее к Творцу.

Гуру Нанак

Вторым по значимости после Нанака среди сикхских гуру почитается Гобинд Сингх (1666-1708). Именно ему приписывается создание «хальсы» - сикхской общины, и самой сикхской нации, которая рассматривается как особая нация самых свободолюбивых и справедливых людей. Гобинд Сингх проповедовал равенство среди свободолюбивых сикхов и считал себя, признаваемого остальными сикхами в качестве гуру, равным остальным рядовым представителями хальсы.

Гобинд Сингх

Сикхизм, в отличие от того же ислама, отличается крайне лояльным отношением к другим вероисповеданиям и культурам, что объясняется во многом его синкретической природой, а также многонациональным составом самой сикхской общины, которую помимо выходцев из Пенджаба пополняли представители и многих других этнических групп Северо-Западной Индии. В сикхизме не имела существенного значения и кастовая принадлежность, что становилось привлекательным для представителей многих угнетаемых каст. В то же время, основную массу сикхов составляли и составляют в настоящее время представители главной пенджабской земледельческой касты - джаты.

Как от ислама, так и от индуизма сикхизм заимствовал достаточно жесткую упорядоченность жизни своих адептов, в том числе в ее приватных проявлениях. Так, сикхам не разрешается развод, вступление в брак является возрастной обязанностью. Каждый сикх должен иметь при себе пять священных атрибутов - пять «К»: кеш - длинные волосы, кангха - гребень для поддержания волос, кара - стальной браслет, качх - трусы до колен и кирпан - меч. Мужчины-сикхи носят большой тюрбан на голове, повязываемый особым способом. Ношение тюрбана также является для сикхов священным долгом, в связи с чем разрешается даже индийским военнослужащим и полицейским.

Государство сикхов

Несмотря на декларируемое миролюбие и философский характер своей религиозной доктрины, сикхи оказались весьма воинственной этноконфессиональной общностью. К началу XVIII века сформировалась особая воинская каста сикхов - «ниханги». В отличие от других членов сикхской общины, ниханги давали клятву посвятить всю свою жизнь воинскому ремеслу и умереть на поле боя. Естественно, что эти пассионарии сикхской общины отвергали любые мирные промыслы и охотно шли воевать, будь то за интересы сикхского государства или за любую другую страну, в составе которой вследствие исторических перипетий оказывался сикхский этнос. Вплоть до настоящего времени ниханги сохраняют верность традициям, предпочитая работе вечное странствие и воинскую службу, а также стремясь выделиться внешним видом - как можно более внушительной бородой и высоким тюрбаном. Традиционные цвета нихангов - синий и желтый - получили распространение среди всего сикхского этноса в целом и в настоящее время являются также и официальными цветами самопровозглашенного сикхского государства Халистан.

В 1716-1799 гг. существовала Сикхская конфедерация, которая с 1799 г. превращается под руководством Ранджита Сингха в мощную Сикхскую империю. В период своего расцвета Сикхская империя, ядро которой было создано пенджабскими сикхами, одолевшими армию Великих Моголов, включала в свой состав земли не только собственно Пенджаба, но и штатов Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму, Дели, территории Чандигарха, Северо-западной пограничной провинции Пакистана, Зоны племен Пакистана, Исламабадскую территорию Пакистана и некоторые районы северо-восточного Афганистана. Центральными городами империи стали Амритсар и Лахор.

Политическая система Сикхской империи достаточно сильно отличалась от других индийских государств того времени. Фактически это была военная демократия с сикхской общиной (хальсой) в роли официального центрального органа управления. Именно община выбирала лидера сикхов, сердаров провинций империи. При этом следует отметить, что сикхи в империи составляли меньшинство населения - не более 10%, одновременно являясь и правящей общиной. Подавляющее большинство населения Сикхской империи (более 80%) составляли мусульмане, поскольку хальса распространила свою власть прежде всего на исламизированные территории, вошедшие после деколонизации Индийского полуострова преимущественно в состав Пакистана.

Постепенно сердары, руководившие отдельными областями Сикхской империи, концентрировали в своих руках все большую полноту власти, превращаясь в аналог традиционных индийских махараджей. Как и другие индийские государства, Сикхская империя стала разъедаться внутренними распрями, которые и способствовали ее завоеванию англичанами. Сикхская армия дважды терпела поражение от британских колониальных войск - в первой англо-сикхской (1845-1846 гг.) и второй англо-сикхской (1848-1849 гг.) войнах. В составе Британской Индии территория бывшего сикхского государства была поделена частью на зависимые княжества во главе с раджами и махараджами, частью - на территории центрального подчинения.

Сикхи, первоначально достаточно негативно отнесшиеся к британской колонизации, в конечном итоге вполне вписались в колониальное общество. Именно из сикхов в значительной степени формировались подразделения полиции в северо-западных провинциях Британской Индии. Параллельно сикхская община приобрела большой вес и в городах, где ее представляли многие видные предприниматели и лица свободных профессий. В составе британских колониальных войск были сикхские подразделения. Некогда воевавшие за свою свободу сикхи оказались надежными союзниками британцев, в первую очередь потому, что последние умело играли на сикхско-мусульманских и сикхско-индуистских противоречиях. Сикхи, даже в Пенджабе остававшиеся меньшинством, также видели в сотрудничестве с британцами значительные преимущества.

Борьба за Халистан

После провозглашения суверенитета Индии и Пакистана полуостров Индостан стали сотрясать многочисленные межнациональные конфликты. Наиболее значительными из них по масштабам были индо-мусульманские конфликты, переросшие в многолетнее противостояние Индии и Пакистана. Однако и сикхи, не в меньшей степени, чем индуисты и мусульмане, оказались втянутыми в межнациональные противоречия. Первыми их жертвами стали сикхи, проживавшие в той части Пенджаба, которая осталась за Пакистаном. Именно пакистанский Пенджаб с центром в Лахоре был колыбелью сикхской религии и народа сикхов. Однако мусульманское большинство Пенджаба, не утратившее память о господстве над ним сикхских сердаров, после получения Пакистаном независимости сумело изгнать большую часть сикхов на территорию соседней Индии. Масштабы сикхско-мусульманского конфликта в пакистанском Пенджабе потрясают: его жертвами стали около миллиона погибших и восемь миллионов беженцев. В ответ в индийском Пенджабе начались мусульманские погромы, также завершившиеся эмиграцией значительной части мусульман в Пакистан.

С индуистами отношения у сикхов складывались относительно ровно до 1970-х гг., пока сикхские общественные деятели не заговорили о продолжающейся дискриминации сикхов со стороны индуистского правительства Индии. Так началось формирование сикхского сепаратистского движения, выступающего за создание по меньшей мере автономии, а по максимуму - независимого государства сикхов под названием Халистан.

Сепаратистские настроения были сильны и в «Акали Дал» - крупнейшей политической партии, объединяющей сикхов. Во многом благодаря активной политической позиции партии «Акали Дал» был сформирован штат Пенджаб, в котором сикхи составили более 65% населения. Однако радикальная часть «акалистов» на создании собственного сикхского штата не остановилась. Целью борьбы было провозглашено создание сикхского государства Халистан. В 1975 году произошел окончательный раскол «Акали Дал» на относительно либеральную часть, ориентированную на интеграцию в индийское общество и участие в строительстве единого государства, и радикальную, настаивавшую на самоопределении Халистана. Лидером радикальной части сикхского движения стал Джарнайлу Сингху Бхиндранвале.

Одна из ключевых линий противостояния в новейший период сикхской истории пролегла между сикхами и ниранкари. Ниранкари - подветвь сикхизма, верующая в живого гуру и рассматривающаяся другими сикхами как «предательская секта», ориентированная на ассимиляцию сикхского этноса в индуистском большинстве.

В 1978 г. произошло крупное столкновение между сикхами и ниранкари в городе Амритсар. Этот город, как известно, является священным для сикхов - именно здесь находится знаменитый «Золотой храм» и проживает внушительная сикхская община. Тем не менее, ниранкари, которые также претендуют на руководящие позиции в сикхском обществе, решились на проведение в Амритсаре своей конференции. Естественно, что конференция закончилась массовыми столкновениями.

Тела сикхов убитых в результате штурма Золотого храма в Индии в 1984 году

Но наиболее крупномасштабные вооруженные действия сикхов против центральной власти и их соперников - ниранкари - развернулись в 1980-1984 гг. В этот период было совершено 1200 террористических актов, направленных против влиятельных политиков, полицейских, военнослужащих, представителей индуистской общины, ниранкари, то есть - против всех «не сикхов», оказавшихся на территории Пенджаба и соседних штатов Индии.

Здесь следует отметить, что в основе роста сепаратистского движения сикхов в штате Пенджаб во многом лежат социально-экономические причины. Как известно, штат является одним из наиболее развитых в экономическом отношении, сикхская же община обладает достаточно устойчивыми позициями в экономике, но реализовать свою политическую волю не способна по причине концентрации власти в стране в руках индуистов. Имел место и банальный конфликт нарождающейся контр-элиты с действующей элитой штата - поскольку все ключевые позиции в экономике Пенджаба оказались заняты индуистами, сикхской молодежи, в том числе и получившей образование, а соответственно обладающей определенными амбициями, не оставалось иного пути как покидать страну, уезжая в эмиграцию, либо становиться на путь радикальной политической деятельности, рассчитывая на самореализацию уже в суверенном сикхском Халистане.

Апогеем сикхско-индуистского противостояния в 1980-е гг. стала операция «Голубая звезда», представлявшая собой атаку подразделений индийской армии и полиции на «Золотой храм». Хармандир-сахиб, как называют его сикхи, был, согласно легенде, основан в 1577 году Гуру Рам Дасом, выкопавшим водоем Амритсар, давший название одноименному пенджабскому городу. Первый камень в основание храма был заложен в 1588 году суфием Хазратом Миян Миром, а собственно строительство заняло период с 1588 под 1604 гг. С 1604 года в храме хранится оригинал священной книги сикхов «Ади Грантх».

В июне 1984 года важнейшая святыня сикхов и находившиеся на ее территории сторонники самоопределения сикхского государства были атакованы по приказу руководителей страны. Объяснением атаки стал тот факт, что в «Золотом храме» укрепились сторонники независимости Халистана, фактически превратившие сикхскую религиозную святыню в политический штаб. Тем не менее, жестокость проведенной операции впечатлила даже людей, не испытывавших особых симпатий к пенджабскому сепаратизму. Ведь жертвами атаки индийских подразделений стало 492 человека.

Джарнайлу Сингху Бхиндранвале, которого радикальная часть сикхской общины признавала своим гуру, также погиб во время штурма «Золотого храма» в числе других сикхских радикалов. Это чрезмерно жесткое со стороны официального Дели решение стало причиной ответной волны кровопролитного террора со стороны сикхских радикальных организаций, развернувшегося не только в штате Пенджаб, но и по всей стране. Сикхские боевики уничтожали индуистов, взрывали поезда, атаковали полицейские участки и войсковые подразделения. Наибольшую же известность во всем мире получило убийство Индиры Ганди.

Месть за Амритсар

Легендарная женщина - премьер-министр была убита 31 октября 1984 года собственными телохранителями. Поскольку сикхи считались еще с колониальной эпохи наиболее надежными воинами, именно из них комплектовалась личная охрана британских губернаторов. Следовала этой традиции и Индира Ганди, не уяснив главного момента - свою веру и свой народ сикхи уважают все же в несколько большей степени, чем воинскую присягу.
Утром 31 октября 1984 года у Индиры было запланировано интервью с британским писателем Питером Устиновым. По пути к приемной, через двор своей резиденции, Индира поздоровалась с двумя сикхами - телохранителями - Беантом Сингхом и Сатвантом Сингхом. Ответом стали револьверные выстрелы и автоматная очередь. Сбежавшиеся сотрудники охраны застрелили покушавшихся. Спешно доставленная в больницу Индира Ганди, не приходя в сознание, скончалась через несколько часов после покушения.

Так свершилась месть сикхских радикалов за атаку на «Золотой храм», продемонстрировавшая индийским руководителям, что удар можно ждать откуда угодно - в том числе, и со стороны собственных телохранителей. Спустя семь лет сын Индиры Раджив Ганди, сменивший мать на посту премьер-министра страны, был также убит сепаратистами - только уже тамильскими.

Кремация Индиры Ганди

Убийство обожаемой индусами Индиры только подлило масла в огонь сикхско-индуистских противоречий. Последовали новые многочисленные столкновения между сикхами и индуистами во всех штатах Индии. Жертвами антисикхской истерии стали по меньшей мере десять тысяч человек. В ответ сикхи 7 октября 1987 года официально заявили о создании независимого государства Халистан. Естественно, что значительную роль в росте сепаратистских настроений и в данном случае сыграл Запад - прежде всего, через сикхскую диаспору, многочисленную как в Соединенных Штатах Америки, так и в Великобритании. В частности, президентом Халистана был провозглашен постоянно проживающий в США Гурмит Сингх Аулах. С другой стороны, поддержку сикхскому движению оказывает соседний Пакистан. Как то забылись исторические конфликты, приведшие к смерти многих сикхов и бегству миллионов жителей пакистанского Пенджаба в Индию.

Что ждет индийских сикхов?

Естественно, что индийское правительство создание Халистана не признало и развернуло активную борьбу против сепаратистов. Преуспевающий прежде в экономическом отношении штат Пенджаб превратился в территорию повышенной активности экстремистских группировок, регулярно подвергающуюся полицейским зачисткам и спецоперациям с привлечением армейских подразделений. Только за один 1986 год сикхскими радикальными организациями было совершено 3 450 террористических актов.

Параллельно с ростом вооруженного сопротивления индийским властям происходило и возрождение сикхского национального самосознания. Во-первых, в радикальное движение за независимость Халистана вовлекались все более многочисленные слои сикхской молодежи, недовольной отсутствием перспектив и желающей отомстить за дискриминацию своего народа, не сильно разбираясь в методах. Во-вторых, произошел всплеск интереса к сикхской национальной культуре, в том числе и среди городских сикхов, которые до этого «вестернизировались» не менее успешно, чем индусы. Соответственно, национальная культура и религия стала восприниматься как нечто важное, как средство подчеркивания своей национальной идентичности, оппозиционной идентичности тех же индуистов или мусульман.

Есть ли перспективы урегулирования сикхского вопроса в современной Индии? Вряд ли можно дать на данный вопрос однозначный ответ. В первую очередь, необходимо понимать, что сикхи, в отличие от тех же племен Северо-Восточной Индии, представляют собой крайне влиятельную и сплоченную общину. Экономические позиции сикхской общины сильны не только внутри самой Индии, но и на мировом уровне. С другой стороны, сикхи составляют значительную часть военнослужащих индийской армии и сотрудников спецслужб и полицейских структур, что также имеет немаловажное значение для оценки перспектив борьбы с сикхским сепаратизмом. В индийской армии численность военнослужащих - сикхов достигает 20% от общей численности личного состава, то есть практически каждый пятый военнослужащий имеет сикхское происхождение, хотя в соотношении к общей численности населения страны сикхи составляют лишь 2 %.

Наконец, нельзя забывать и о роли иностранных государств в «искусственном стимулировании» многочисленных этнических и религиозных конфликтов на территории Индии. Сикхские интересы лоббируют общины сикхов в США и Великобритании, тесно связанные с местными коммерческими кругами. Активизация сикхских сепаратистов выгодна и соседнему Пакистану, поскольку она ослабляет военный потенциал Индии в пограничных районах Джамму и Кашмира и способствует отвлечению внимания руководства страны от кашмирской проблемы.

Вместе с тем, есть определенные надежды и на политическое решение сикхского вопроса, которое может заключаться, прежде всего, в создании таких социальных условий для существования сикхской общины, которые бы способствовали ослаблению радикальных настроений, углублению интеграции сикхов в индийское общество. Рост автономии без потакания сепаратистам, таким образом, также может дать свои позитивные плоды. И тогда кровопролитные столкновения и террористические акты станут историей, а на индийской земле воцарится мир.

Автор Илья Полонский

Наш водитель, сикх Томми , разруливал все неоднозначные ситуации на проезжей части с помощью нехитрого приёма: если кто-то вёл себя невежливо, скажем, подрезал или не пропускал нашу машину, Томми ненавязчиво демонстрировал обидчику свой меч. В его автомобиле не было кирпана - церемониального кривого кинжала, с которым мужчины-сикхи по обычаю не имеют права расставаться даже во сне, зато рядышком на сиденье стоял настоящий, не бутафорский меч в ножнах. В случае чего Томми просто откидывал накидку, которой меч был укрыт от взглядов полицейских. Это действовало как зелёный сигнал светофора: водители других машин тут же уступали нам дорогу…»

Непросто стать своим человеком для сикхов - последователей религии, особенно почитаемой на полуострове Индостан. Представители сикхизма - народ суровый и не открываются первому встречному. Пообщаться с ними накоротке удалось дей-ствительному члену Русского географического общества, специалисту по подводной археологии и руководителю экспедиционного клуба «Архео» Александру Ингилевичу .

Как звали Томми на самом деле, никто не знал, да и сам он, я думаю, давно забыл это. Но даже если бы и помнил, всё равно скрыл бы. Сикхи не выдают посторонним своего настоящего имени, а называются вымышленным. Они объясняют, что тайное имя, которое даётся им при рождении, разглашать нельзя - табу... Хватает у сикхов и других запретов. Однажды во время пребывания в Дели Томми подвёз нас ко входу в Бангла Сахиб - сикхскую гурудвару (то есть храм) из белого мрамора с золотыми куполами. Будто бы русская церковь - но совершенно другой архитектуры... «Гуру» означает «учитель», «двара» - «ворота». У ворот гурудвары, как и у любого храма, толпилось много нищих, просящих подаяния. Но среди них - ни одного сикха. Почему? Попрошайничать сикхам запрещает их вера. На просторах Индо-стана вы ни разу не встретите сикха с протянутой рукой. Сами они не подают милостыню деньгами, только продуктами.

В любой местный храм, неважно - индуистский, буддий-ский, сикхский или мусульманский, входят без обуви. Когда мы сдавали наши тапочки, кроссовки и ботинки в небольшой гардеробчик, где работают сикхские женщины, нас предупредили: «Ни в коем случае не предлагайте им денег, потому что для них это большая обида. Они считают, что выполняют свой долг и этим уже награждены». Сикх не возьмёт денег просто так: если вы хотите дать ему чаевые и он считает, что заслужил их, то примет. Но только в этом случае.

Человеческие отношения в гурудваре, разумеется, выстроены на чисто нематериальной основе: любой прихожанин по зову души может сделать там что-нибудь полезное. Например, взять тряпочку, намочить её водой и протереть одну или две ступеньки храма, настраивая себя на соответствующий лад. Что мы и сделали. При входе там обычно всегда есть краны с водой и висят разные тряпки. А в самом храме любой нуждающийся найдёт приют и кров. Обычная еда - рис, немного бобов и мяса на тарелке из бананового листа.

Чалма, борода и браслет

Как определить, что перед тобой сикх? Очень просто: по чалме синего или бордового цвета, бороде и кинжалу. Родина сикхизма - северный штат Пенджаб, однако и на улицах Дели последователи этой религии встречались нам достаточно часто, особенно среди военных. Каждый уважающий себя сикх не стрижётся, не бреется и каждое утро укладывает свои длинные волосы под 6-метровую (по длине ткани) чалму. Точно так же он поступает и с бородой: делит её надвое и завязывает узлом на затылке. В гурудваре я купил себе железный браслет - ещё одну обязательную принадлежность этих людей. Хотя многие сикхи в противоречие с обычаем стали носить не железные браслеты, а серебряные и даже золотые. А сикхская молодёжь зачастую уже совсем не соблюдает традиции: стрижётся и ходит в цивильном.

В 70-х годах тогдашний премьер-министр страны Индира Ганди вошла в конфликт с сикхами, проживающими в Пенджабе. В результате погибли тысячи людей, как сикхов, так и других индусов. В 1984-м Ганди была расстреляна на улице собственными телохранителями, которые оказались сикхами. После этого всем их единоверцам официально запретили носить при себе церемониальные кинжалы и вообще холодное оружие. Однако сегодня этому запрету уже мало кто следует, и даже наш Томми не особенно прячет свой меч от полицейских. «Сикхи, - с гордостью объясняет он, - лучшие во всём. Это лучшие водители, потому что они невероятно выносливы, лучшие землепашцы и хлеборобы - потому что очень трудолюбивы...»

Однажды в центральной Индии мы встретили на дороге комбайны: несколько огромных зерноуборочных машин двигались нам навстречу. Мы ехали на юг, а они на север. Я увидел за их штурвалами сикхов и спросил у Томми: «Что это такое?» Тот отреагировал: «Это сикхи ездили убирать урожай на юг». То есть пока раджпуты (жители западной и центральной Индии) лениво потягиваются, подставляя свои смуглые телеса утреннему солнышку, сикхи нанимаются к ним и быстро убирают их урожай. А убрав его на юге, поспешают к себе на север, в Пенджаб, заниматься собственными полями.

Индусские казачки

«Сикхи - лучшие военные, потому что они верны долгу и присяге, - продолжает перечислять Томми. - Они не признают кастовости и считают себя равными среди равных. Они не боятся никакой работы. Они всегда жизнерадостны и самодостаточны...» А сикхские женщины, прибавлю от себя, очень похожи на наших казачек. Когда мужчина-сикх уезжает в другую страну с какой-то миссией, жена говорит ему: «Иди, любимый, к своей цели и не оглядывайся назад. Не бойся, с нами здесь ничего не случится. А если с тобой стрясётся беда, то не переживай за меня, я всегда смогу снова выйти замуж...»

Томми не слишком хорошо говорил по-английски и, когда заходил в тупик - не понимал вопроса или не мог на него ответить, - просто весело смеялся. И это тоже было ответом на во-прос. А однажды он удивил меня, невольно показав меру своей ответственности перед гостем - обычную для всех сикхов.

В то утро в небольшом местечке между Джайпуром и Агрой я вышел из своего отеля и отправился пофотографировать по пустым улицам. Было часов 6, самый рассвет. Я пересёк главную улицу, свернул на перпендикулярную, миновал безлюдные дворики, прошёл мимо заброшенных хижин. Через какое-то время я обернулся и метрах в 20 за собой увидел Томми, который шёл за мной. Я кивнул ему и зашагал дальше, решив, что Томми забрёл туда случайно. Но он не отставал, держась на почтительном расстоянии... Таким образом он двигался за мной всю дорогу, не приближаясь и не отставая. Хотя охрана и не входила в его обязанности.

«АиФ. Без границ» N 4 за 2013 г.

Сикхи, составляя около 2% от общего числа населения, являются влиятельной этноконфессиональной группой . Приверженцев сикхизма насчитывается более 25 миллионов по всему миру. Почти все они - пенджабцы .

История сикхизма

Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак , родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб , округ Лахор , Пакистанский Пенджаб).

Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию, гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе, где и сформировалась сикхская община . Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Основы веры

Сикхизм - самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама , являющаяся частью североиндийского движения Бхакти (учителя которого проповедовали преданность Богу, не требующую обрядов и жрецов) , но не признающая преемственности.

Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и что нам нужно любить Бога , что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа .

Осознание своего «Я» - это самый низкий уровень сознания, присущий и животным. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом - до уровня Природы, и дальше - до уровня Бога. Сикхи - не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

Развивая в себе веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке - но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

Ритуалы сикхов

Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)

Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов , который обозначился к началу XVIII века . Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

  • Провинцию Пенджаб , современный Пакистан
  • Штат Пенджаб , современная Индия
  • Союзную территорию Чандигарха , Индия
  • Штат Харьяна , Индия
  • Штат Химачал-Прадеш , Индия
  • Бывшее «туземное государство» Джамму , Индия
  • (бывшую) Северо-западную пограничную провинцию , Пакистан
  • Зону племён, Пакистан
  • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
  • Части северо-восточного Афганистана

После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично - «туземных государств», частично - территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор .

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) - Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом . В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Сингх Саджан был назначен на пост министра обороны Канады.

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии. После разгрома британцами сикхского государства в начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба) и в войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Великобритания (0,5 млн), Канада (250 тыс.), США , Малайзия , Восточная Африка , Австралазия и Таиланд . В западном мире сикхов из-за традиционных тюрбанов часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Ниханги (Акали)

Сикх-ниханг на фоне Золотого храма.

У сикхов существует традиционный военный орден Ниханги (Акали) для охраны храмов, сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль. Ниханги подчинены только своему главе и одеваются в одежды синего цвета. Штаб-квартира находится в Акал Тахте .

Направления сикхизма

Основным ортодоксальным направлением в сикхизме является «Хальса » («кешдхари»), то есть все те кто проходит посвящение в хальсу и помимо всего следуют правилам внешнего отличия сикха, установленным 10-м гуру Гобинд Сингхом (не стригут волосы, не бреются, носят кинжал и т. д.). Кешдхари составляют подавляющее большинство последователей сикхизма.

Другое, малочисленное направление - «сахаджхари» («нанакпантх»). Они не приемлют воинственности хальсы и нововведений Гобинд Сингха, следуя в большей мере порядку при первом гуру Нанаке, бреются и лояльно относятся к индуистскому влиянию. В свою очередь это направление делится на такие течения, как: «удаси » - признающие лишь первых сикхских гуру, и «намдхари » с «ниранкари » - верящие в преемственность живых гуру, одним из которых был, например, Дайал Сингх . Иными еще меньшими движениями являются «рамраи», «нирмала», «беди» и другие, в том числе неосикхские организации. Следует отметить, что ортодоксальные сикхи не считают сахаджхари частью сикхизма .

См. также

Примечания

  1. , с. 28-29.
  2. Сикхизм (неопр.) . Энциклопедия Кольера .
  3. , с. 533.
  4. Sikhism (неопр.) . Encyclopædia Britannica.
  5. Dr Harjinder Singh Dilgeer. Sikh Twareekh. - Belgium & India: The Sikh University Press, 2008.
  6. , с. 553.
  7. , с. 30, 97-98.
  8. Гобинд Садан - дом Бога без стен - Кто такие сикхи?
  9. Sahib, Nanak. Guru Granth Sāhib . - P. 75. - «Pilgrimages, fasts, purification and self-discipline are of no use, nor are rituals, religious ceremonies or empty worship.».
  10. Loehlin, Clinton Herbert. The Sikhs and Their Scriptures. - Second edition. - Lucknow Publishing House, 1964. - P. 42.
  11. Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), p. 109.