Начало деятельности 1 государственной думы. Парламентаризм в России (кратко)

Общая характеристика законотворческой деятельности Первой и Второй Государственных Дум. Причины их недолговечности.

27 апреля 1906 г. в России начала работать Государственная дума. Современники называли ее «Думой народных надежд на мирный путь». К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться. Дума была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете. В ведении Думы были и другие вопросы, требующие законодательного закрепления: государственная роспись доходов и расходов, отчеты государственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других не менее важных дел. Дума имела право направлять правительству запросы и не раз объявляла ему недоверие.

Организационное устройство Государственных дум всех четырех созывов определялось Законом «Учреждение Государственной думы», по которому устанавливали срок деятельности Думы (5 лет). Однако царь мог досрочно распустить ее специальным указом и назначить выборы и сроки созыва новой Думы.

I Государственная дума действовала всего 72 дня -- с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Было избрано 448 депутатов, из них: 153 кадета, 107 трудовиков, 63 депутата от национальных окраин, 13 октябристов, 105 беспартийных и 7 прочих. Председателем Думы был избран С.А. Муромцев (профессор, бывший проректор Московского университета, член ЦК партии кадетов, юрист по образованию). Руководящие посты заняли видные деятели партии кадетов: П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул (товарищи председателя), Д.И. Шаховский (секретарь Думы). I Государственная дума поставила вопрос об отчуждении помещичьих земель, превратилась в революционную трибуну. Она предложила программу широкой демократизации России (введение ответственности министров перед Думой, гарантия всех гражданских свобод, всеобщее бесплатное образование, отмена смертной казни и политическая амнистия). Правительство отвергло эти требования, и 9 июля Дума была распущена. В знак протеста 230 членов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, призывая к гражданскому неповиновению (отказу от уплаты налогов и от службы в армии). Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации. 167 членов Думы предстали перед судом, который вынес приговор -- тюремное заключение на 3 месяца. Было объявлено о созыве II Думы. Председателем Совета министров стал П.А. Столыпин (1862--1911 гг.), а занимавший ранее этот пост И.Л. Горемыкин (1839--1917 гг.) был уволен в отставку.

II Государственная дума работала 103 дня -- с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Из 518 членов Думы фракцию правых составили лишь 54 члена. Кадеты потеряли почти половину мест (со 179 до 98). Численно возросли левые фракции: трудовики имели 104 места, социал-демократы -- 66. Кадеты благодаря поддержке автономистов (76 членов) и других партий сохранили руководство и во II Думе. Председателем ее был избран член ЦК партии кадетов Ф.А. Головин (он же председатель бюро земских и городских съездов, участник крупных железнодорожных концессий).

Основным вопросом оставался аграрный. Каждая фракция предложила свой проект его решения. Кроме того, во II Думе рассматривались: продовольственный вопрос, роспись бюджета на 1907 г., исполнение государственной росписи, набор новобранцев, отмена чрезвычайного указа о военно-полевых судах, реформа местного суда. П.А. Столыпин резко осудил левые фракции Думы за «поддержку бомбометателей», революционного террора, сформулировав их позицию словами «руки вверх» и решительной фразой «не запугаете». Депутаты же при этом заметили, что Дума превращается в «департамент Министерства внутренних дел». Они указали на существующий государственный террор и потребовали отмены военно-полевых судов. Дума отказала в требовании П.А. Столыпина лишить неприкосновенности и выдать социал-демократическую фракцию как готовящую ниспровержение государственного строя. В ответ на это 3 июня 1907 г. был обнародован Манифест и Указ о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в III Думу. Одновременно был издан текст нового избирательного закона, утверждением этого закона фактически производился государственный переворот, так как по «Основным государственным законам» (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой. Новый избирательный закон был реакционным. Он фактически возвращал страну к неограниченному самодержавию, сводил избирательные права широких масс населения к минимуму. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Значительно сократилось представительство национальных окраин (по Польше и Кавказу -- в 25 раз, по Сибири -- в 1,5 раза); население Средней Азии вообще лишалось права выбирать депутатов в Государственную думу.

Закон 3 июня 1907 года знаменовал собой поражение русской революции. Число депутатов сокращалось с 524 до 448. В последующих Думах преобладали правые. Думается, что причина недолговечности первых Дум состоит в том, что абсолютизм не хотел просто без боя сдавать позиции, он хотел по возможности повернуть развитие истории вспять и ему на какой- то момент это отчасти удалось. Начался период «третьеиюньской монархии».

государственная дума российский

Непосредственным поводом для начала революции стали события 9 января 1905 г., вошедшие в историю под названием «Кровавого воскресенья ». В этот день в Петербурге была расстреляна мирная рабочая демонстрация, инициатором которой явилось «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», действовавшее под руководством священника Г. Гапона . 140-тысячная толпа народа в праздничных одеждах с иконами и портретами царя двинулась к Зимнему дворцу , где предполагалось вручить царю петицию с жалобами, просьбами и требованиями. В ответ на это власти устроили жестокую и бессмысленную бойню. Сотни людей были убиты, тысячи ранены. Известие о расправе вызвало бурю возмущения во всей стране. 9 января стало первым днем русской революции.

Забастовочное движение охватывает крупные города страны; движение рабочих поддерживают либерально и радикально настроенные интеллигенты, студенчество. Весной и летом 1905 г. начинаются аграрные беспорядки. Четырнадцатого июня 1905 г. произошло восстание на броненосце «Потемкин». В это же время возникают массовые организации, которые стремятся придать стихийному движению сознательный характер. Летом 1903 г. по инициативе демократической интеллигенции возник Всероссийский крестьянский союз. К концу 1905 г. он насчитывал около 470 волостных организаций. В Иваново-Вознесенске бастующие рабочие образовали Собрание народных уполномоченных (фактически первый совет рабочих депутатов). Деятельность различных профессиональных союзовинтеллигенции (адвокаты, учителя, врачи) координировал Союз Союзов, председателем которого был П.Н. Милюков .

Политические партии. В ходе начавшейся революции заметно активизируются и окончательно складываются основные политические партии России. Их можно подразделить на три лагеря:

  1. революционный, ставивший целью свержение самодержавия и полную ликвидацию помещичьего землевладения;
  2. либеральный, выступавший за реформы компромиссного характера (переход от самодержавия к конституционной монархии, отчуждение помещичьих земель за выкуп, национально-культурная автономия окраин и т. д.);
  3. консервативно-охранительный, выступавший за незыблемость самодержавия.

Среди партий революционного направления наиболее заметными были две: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и партия социалистов-революционеров .

Первый съезд социал-демократов состоялся еще в 1898 г., но тогда удалось лишь определиться с названием партии - РСДРП. Реально партия была создана в 1903 г. на ее II съезде, который принял программу, устав, избрал ЦК. РСДРП провозгласила себя партией рабочего класса, партией марксистской и революционной. В качестве ближайшей цели (программа минимум) выдвигалась задача свержения самодержавия и установление буржуазно-демократической республики , далее (программа максимум) предполагалось проведение социалистической революции, установление диктатуры пролетариата и построение социалистического общества.


Уже в ходе работы съезда возникли разногласия по организационным вопросам, следствием чего стал раскол партии на два крыла - на большевиков во главе с В. И. Лениным и меньшевиков во главе с Ю. О. Мартовым.

Третий лагерь составляли партии консервативно-охранительного толка . Они в большом количестве начали появляться после выхода Манифеста 17 октября, который даровал право создания политических объединений. Наибольшей известностью пользовался «Союз русского народа», оформившийся в ноябре 1905 г., и «Русский народный союз имени Михаила Архангела», возникший в 1907 г. Социальная база, питавшая эти объединения, была невероятно пестрой. В них входили совершенно разные люди - начиная от титулованной знати и духовенства и кончая деклассированными элементами. Главными идейными целями этих организаций были: сохранение самодержавного строя, утверждение господствующего положения Русской православной церкви и русской нации в России. Лидерами правых выступали А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, Н. Е. Марков.

Уже летом 1905 г. правящие круги начали осознавать необходимость политических маневров и уступок. 6 августа был издан манифест о созыве представительного учреждения - Государственной Думы с совещательными полномочиями. Это уступка со стороны самодержавия оказалась запоздалой и недо-статочной.

Манифест 17 октября . В октябре 1905 г. в стране началась всеобщая политическая стачка. Она носила общенациональный характер. В стачке приняли участие более 2 млн чел. Бастовали не только рабочие, но и интеллигенция, чиновничество и даже чины полиции. Октябрьская стачка стала первым опытом массового ненасильственного сопротивления. В результате царь под влиянием С. Ю. Витте 17 октября 1905 г. подписал манифест. Манифестом населению «были дарованы» гражданские свободы: совести, слова, собраний и союзов. В качестве «незыблемого правила» провозглашалось создание представительного учреждения - Государственной думы, без санкций которой ни один акт законодательного характера не мог иметь силы. Иными словами, царь не мог издавать законов без санкции народных представителей. Самодер-жавная власть царя ограничивалась.

Различные политические силы по-разному отнеслись к появлению Манифеста. Либеральные партии встретили его в целом с удовлетворением (хотя и со многими критическими замечаниями) и призвали население перейти от революционных выступлений к спокойной парламентской работе. Крайне правые всеми силами противились даже частичному осуществлению на практике обещанного в Манифесте. Леворадикальные партии видели в нем лишь пустые и лживые обещания испуганной власти. Они полагали, что уступчивость царя является явным признаком слабости, и пришло время смести самодержавие. Осенью 1905 г. революционные партии усилили работу в массах, стремясь довести дело до вооруженного восстания.

Однако вспыхнувшее в декабре вооруженное восстание в Москве было сравнительно легко подавлено. Декабрьское вооруженное восстание явилось кульминацией революции. После декабрьских событий 1905 г. начинается отступление революции, хотя аграрные выступления своего наивысшего накала до-стигли весной 1906 г. Будучи слабо организованными и не связанными между собой, крестьянские волнения были уже не столь опасны для власти.

Государственная Дума . Весной 1906 г. центр политической жизни перемещается в сферу выборной и думской деятельности. Уже из первых опубликованных законов, касающихся выборов, стало ясно, что дарованные права и свободы получают ограничительное толкование. В декабре 1905 г., был принят закон, устанавливавший правила выборов в Думу. Выборы оказались не всеобщими, не равными и не прямыми. Права голоса не имели женщины, студенты, военнослужащие, молодежь до 25 лет. Избиратели (25 млн чел.) делились на 4 курии (землевладельцы, имущие горожане, крестьяне и рабочие). Выборы были многоступенчатыми. Избиратели голосовали за выборщиков, которые затем избирали депутата. У помещиков один выборщик приходился на 2 тыс. избирателей, у городской буржуазии - на 7 тыс., у крестьян - на 30 тыс., у рабочих - на 90 тыс. Это означало, что 1 голос помещика приравнивался к 3,5 голосам буржуазии, 15 - крестьян и 45 - рабочих.

Двадцатого февраля 1906 г. был издан Манифест, содержавший законы о Государственной думе и преобразовании Государственного Совета. Государственный Совет из административного учреждения превращался в верхнюю палату будущего парламента. Половина членов Госсовета и его председатель назначалась царем. Вторая половина избиралась на основе высокого имущественного ценза дворянскими обществами, биржевыми комитетами, православным духовенством и губернскими земскими собраниями. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали на рассмотрение в Государственный совет, который имел право их утвердить или отклонить.

Наконец, накануне начала работы Думы вводятся законы, в еще большей степени ограничивающие полномочия народного представительства. В соответствии с ними императору принадлежала исполнительная власть, окончательное утверждение законов, законодательная инициатива. Дума не могла обсуждать вопросы, относящиеся к «вéдению государя» (дипломатические, военные, внутренние дела Двора), не контролировала около половины бюджета. Прави-тельство назначалось царем и отвечало за свои действия только перед ним.

В марте-апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу. В выборах отказались участвовать эсеры и социал-демократы-большевики. Всего в I Думу было избрано 499 депутатов, в том числе 179 кадетов, около 100 трудовиков (беспартийных крестьянских депутатов, близких по своей идеологии к эсерам), 17 социал-демократов, 16 октябристов, 63 автономиста (национальные группы из Польши, Прибалтики, Украины и т. д.), 105 беспартийных. Начала свою работу I Государственная дума 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце. Председателем Думы на первом заседании был избран кадет С. А. Муромцев.

Деятельность I Государственной думы продолжалась всего 72 дня. С первых дней работы Думы взаимоотношения между ней и правительством приобрели характер открытой конфронтации. Повинны в сложившейся ситуации были обе стороны. Но если думцы (в первую очередь кадеты) временами готовы были искать компромиссные решения, то правительство не желало всерьез считаться с законодательной ролью выборного органа.

Главное внимание в заседаниях Государственной думы было уделено обсуждению аграрного вопроса. Были представлены проекты кадетов («проект 42-х») и трудовиков («проект 104-х»). Кадетский проект предполагал создание государственного земельного фонда для наделения малоземельного крестьянства землей. Предполагалось, что фонд будет формироваться за счет удельных, казенных, монастырских и части помещичьих земель. У помещиков могла быть отчуждена за выкуп (по рыночной цене) только та земля, которая сдавалась в аренду либо вообще не обрабатывалась в последние годы. Трудовики выступали за уравнительно-трудовое землепользование для всех. Участки земли, превышавшие трудовую норму, подвергались конфискации.

Ответом правительства стала декларация , в которой объявлялось «без-условно недопустимым» принудительное отчуждение даже части помещичьих земель. Возмущенные депутаты приняли решение о недоверии правительству и необходимости его замены, а это уже можно было рассматривать как покушение на властные полномочия царя.

Девятого июля 1906 г. царь распустил Думу. Он также реорганизовал правительство, которое возглавил П. А. Столыпин , проводивший еще более жесткую политику успокоения страны, чем его предшественник. Попытка части депутатов I Думы (около 200 чел.) после ее роспуска призвать население к «кампании гражданского неповиновения» (не платить налоги и уклоняться от военных призывов) не имела успеха.

В феврале 1907 г. прошли выборы во II Государственную думу. Левые партии на этот раз приняли в них активное участие. В результате вторая Дума оказалась «левее» первой. Всего в Думу было избрано 518 депутатов. В том числе: 66 социал-демократов, 37 эсеров, 16 народных социалистов, 104 трудовика, 99 кадетов, 44 октябриста и 10 крайне правых. Председателем стал кадет Ф. А. Головин.

Судьба II Государственной думы в условиях заметного спада революции была предрешена с самого начала. Дело было в том, что с ноября 1906 г. П. А. Столыпин проводил в жизнь земельную реформу, которая принципиально расходилась с проектами думцев и не предполагала принудительной передачи даже малой части помещичьей земли крестьянам. Третьего июля 1907 г. II Государственная дума, проработав 102 дня, была распущена. В качестве пред-лога было использовано ложное обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке заговора с целью свержения существующего строя.

Вместе с Манифестом о роспуске Думы последовало и изменение избирательного закона. Преимущество на выборах получили крупные собственники (буржуазия и помещики). Урезалось представительство национальных окраин. Изменение избирательного закона лишь по воле царя, без санкции Думы грубо нарушало Манифест 17 октября и являлось, по сути, государственным переворотом. Революция в России закончилась.

Итоги революции. В целом, можно сделать вывод о том, что первая революция в России потерпела поражение. Однако результатом революции стало определенное расширение политических и социальных свобод. Появился представительный орган - законодательная Государственная дума. Образовались легальные политические партии. Рабочие получили право на экономические забастовки и создание легальных профсоюзов. С крестьян было снято бремя выкупных платежей, а сами они частично уравнивались в правах с другими сословиями. Тем не менее главные противоречия, породившие революционный взрыв, были лишь смягчены, но не разрешены окончательно.

1905 г. как совещательного представительного органа.

В ходе октябрьской политической стачки был издан Манифест 17 октября 1905 г., в соответствии с которым Государственная дума получила законодательные права.

Подробнее...

Выборы в первую Государственную думу

11 декабря" href="/text/category/11_dekabrya/" rel="bookmark">11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии.

По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишили избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. - в городской, на 30 тыс. - в крестьянской, на 90 тыс. - в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх - и четырёхступенчатые).

Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале - марте 1906 года. Наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

Вследствие неодновременности выборов деятельность Государственной думы проходила при неполном составе. В ходе работы Государственной думы шло пополнение её состава за счёт представителей национальных районов и окраин, где выборы проходили позже, чем в центральных губерниях. Кроме того, ряд депутатов перешёл из одной фракции в другую.

Состав первой Государственной думы

В первой Думе из 499 избранных депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, один ушел в отставку, один умер, 6 не успели приехать) по возрастным группам выборные распределялись так: до 30 лет - 7%; до 40 лет - 40%; до 50 лет и старше - 15%.

Высшее образование имели 42% депутатов, среднее - 14%, низшее - 25%, домашнее - 19%, два депутата были неграмотными.

Бойкот" href="/text/category/bojkot/" rel="bookmark">бойкоту Государственной думы. Однако в условиях начавшегося спада революционного движения бойкот не удался. Социал-демократы прошли в Государственную думу "непартийным путём": они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе социал-демократических депутатов. Социал-демократы вошли во фракцию трудовиков. Однако в июне, по решению 4-го съезда РСДРП, социал-демократы выделились в самостоятельную фракцию.

Деятельность первой Государственной думы

Признав за Государственной думой законодательные права, царское правительство стремилось всячески их ограничить. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в годах) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы; разъяснялось, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы.

Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета . Согласно новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906 года), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой (ст. 87 Основных законов).

Правительство отвергло программу кадетов, высказанную в форме пожелания частичной политической амнистии , создания "ответственного перед Государственной думой правительства", расширения избирательных прав и других свобод, увеличения крестьянского землевладения и др. В комиссиях Государственной думы шла работа над законопроектами об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и др.

принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов ("проект 42-х"), предлагавший дополнительное наделение крестьян землей за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп "по справедливой оценке".

Фракция Трудовой группы выступила 23 мая со своим аграрным законопроектом ("проект 104-х"), в котором требовала отчуждения помещичьих и других частновладельческих земель, превышающих "трудовую норму", создание "общенародного земельного фонда " и введения уравнительного землепользования по "трудовой норме". Практическое решение вопроса предполагалось передать избираемым всеобщим голосованием местным земельным комитетам.

Правительство на заседании 7-8 июня приняло решение распустить Государственную думу в случае нагнетания напряжённости вокруг аграрного вопроса.

8 июня 33 депутата внесли ещё один проект Основного земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров, требовавший немедленного уничтожения частной собственности на землю и перехода её в общенародное достояние (т. н. социализация земли). Государственная дума отказалась обсуждать "проект 33-х", как "ведущий к чёрному переделу".

В целом за 72 дня своей работы первая Дума одобрила лишь два законопроекта: об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли.

20 июня правительство выступило с заявлением, в котором категорически высказывалось за неприкосновенность частновладельческих земель. Указом 8 июля Государственная дума была распущена, манифестом 9 июля подобное действие было аргументировано тем, что "выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область", одновременно на Государственную думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские
выступления.

9-10 июля группа депутатов провела в г. Выборг совещание и приняла воззвание "Народу от народных представителей".

Председатель - (кадет).

Товарищи председателя: Пётр Д. Долгоруков (кадет); (кадет).

Секретарь - (кадет).

Статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов процесса становления и формирования в 1994 г. нижней палаты Федерального Собрания РФ – Государственной Думы I созыва. Период работы Государственной Думы РФ первого созыва совпал со сложным периодом становления новой российской государственности после событий политического кризиса октября 1993 г. В статье приведён перечень политических сил и партий – участников избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную Думу РФ I созыва, представлена характеристика итогов данных выборов и деятельности Думы в период 1994-1995 гг.

Ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в Думе. Примерно равным оказалось и соотношение политических сил, поддерживающих политику реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции к власти.

В сравнении с распущенным в октябре 1993 г. Верховным Советом Государственная Дума РФ I созыва не стала менее оппозиционной к «правящему режиму». Настрой большей части депутатов по отношению к нему был весьма критичным.

При этом верхняя палата Федерального Собрания РФ – Совет Федерации (председатель В.Ф. Шумейко) с немалым представительством правящей региональной элиты, более заинтересованной в конструктивном взаимодействии с «центром» выступила более деполитизированной и «сдержанной» по отношению к федеральной власти.

16 февраля 1994 г. в первом своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ («Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» президент России Б.Н. Ельцин объявил важнейшими задачами создание в РФ «правового» и «социального государства», конкурентной среды и полноценно-структурного фондового рынка, а также повышение инвестиционной активности.

Однако президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину так и не удалось получить в Государственной Думе первого созыва поддержку радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку (удаление из правительства России сторонников радикальных преобразований Е.Т. Гайдара и Б.Г. Федорова).

Общественно-политическое развитие России в период 1990-х гг. характеризуется многопартийностью, организационной неустойчивостью политических партий, их разнообразием и «разноцветием», а также характером и методами политической борьбы в свете избирательных кампаний по выборам депутатов в Государственную Думу и местные представительно – законодательные органы власти.

1 октября 1993 г. указом Б.Н. Ельцина «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» количественный состав Государственной Думы РФ увеличивался с 400 до 450 депутатов; устанавливалось равное распределение мест между избранными по мажоритарной и пропорциональной (через партийные списки) системам (225 на 225).

11 октября 1993 г. – указ Б.Н. Ельцина «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания РФ». По нему вводился выборный принцип формирования верхней палаты российского парламента: от каждого субъекта федерации избирались по два депутата на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам. Депутатами становились два кандидата, которые набрали наибольшее число голосов.

Таким образом, данный указ изменил положения указа № 1400, по которому первоначально на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы только в Государственную Думу РФ – нижнюю палату парламента, а роль верхней отводилась Совету Федерации, органу, в котором каждый субъект федерации должен был быть представлен руководителями региональной исполнительной и законодательной властей.

Аннотация, ключевые слова и фразы: парламент, Государственная Дума, Федеральное Собрание РФ, политическая партия, выборы, фракция, история России.

Annotation

The article considers the key aspects of the process of formation and the formation in 1994 of the lower house of the Federal Assembly of the Russian Federation State Duma of the first convocation. The period of work of the State Duma of the first convocation coincided with a difficult period of formation of the new Russian state after the events of the political crisis of October 1993 article lists political forces and parties — participants of the election campaign on elections of deputies to the State Duma of the first convocation, presents a description of the results of these elections and the activities of the Council in the period 1994 – 1995.

None of the party factions and Deputy groups have not received such a majority of seats, which would allow it to compete for leadership in the Duma. Approximately equal was the correlation of political forces supporting policy reforms and, on the contrary, in opposition to power.

In comparison with dismissed in October 1993 by the Supreme Council of the State Duma of the first convocation was not less opposition to the «ruling regime». Mood most of the MPs in relation to him was very critical. While the upper chamber of the Federal Assembly of the Russian Federation – the Federation Council (Chairman C.F. Shumeyko) with a considerable representation of the ruling elites, more interested in constructive cooperation with the «centre» was more depoliticized and «restrained» in relation to the Federal government.

February 16, 1994, in his first annual address to the Federal Assembly of the Russian Federation («On the strengthening of the Russian state (the main directions of domestic and foreign policy)» the President of Russia B. N. Yeltsin announced the most important tasks of the establishment in the Russian Federation «legal» and «social state», the competitive environment and a full-structural stock market, as well as increased investment activity.

Note that because of the excessive politicization of the results of the Duma, especially at the first stage, was less than expected, although the Parliament and managed to take a number of important laws, including the Civil code (General part).

In February 1994, the Council announced an Amnesty for participants in August (1991) and October (1993) events.

April 28, 1994, adopted a Memorandum on civil peace and civil accord, signed by a majority of political parties and movements in Russia (except for the Communist party and Yabloko). However, the President of the Russian Federation B.N. Yeltsin failed to get the State Duma of the first convocation support for radical economic policy, which led to some of its adjustment (removing from the Russian government supporters of the radical transformation of E.T. Gaidar and B.G. Fedorov).

Socio-political development of Russia in the period of the 1990s characterized by a multiparty system, organizational instability of political parties, their diversity and «colors», as well as the nature and methods of political struggle in the light of the electoral campaign for the election of deputies to the State Duma and local representative legislative bodies.

The worsening economic situation in the country led to changes in the balance of political forces in society. This is amply demonstrated by the results of the elections to the State Duma of the second convocation, held on 17 December 1995, She was more politicized and opposition to the government and to the President than the previous one. The confrontation between the legislative and Executive authorities of the Russian Federation in the period 1994-1995 continued, but without acute forms of 1993, the activities of the State Duma of the first convocation (11 January 1994 – December 22, 1995) can be considered as the very fact of its appearance and start working.

On 1 October 1993 by the decree B. N. Yeltsin «On approval of the revised edition of the Regulations on the election of deputies of the State Duma in 1993 and the introduction of amendments and addenda to the Regulations on the Federal government for a transitional period of» quantitative composition of the State Duma of the Russian Federation increased from 400 to 450 deputies; was set equal to the distribution of seats between elected majoritarian and proportional (through party lists) systems.

October 11, 1993 – decree B. N. Yeltsin «On elections in the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation». It was introduced the elective principle of formation of the upper chamber of the Russian Parliament from each subject of the Federation was elected two MPs on the basis of the majority system in two (one district — two parliamentary) constituencies. Deputies became two candidates who obtained the largest number of votes.

Thus, this decree changed the provisions of decree No. 1400 which originally on 11-12 December 1993, he was appointed elections only in the State Duma, the lower house of Parliament, and the role was given to the Federation Council, the body in which every subject of the Federation was to be submitted by the heads of regional Executive and legislative authorities. In mid-October 1993 Russian election campaign on elections of deputies of the State Duma of the Russian Federation. It was in the terms of certain decrees B.N. Yeltsin (referred to above) and contributed to the emergence of new political parties and movements. However, the Central election Commission of the Russian Federation registered the lists only 13 parties and movements, gathering required participating in these elections, the number of voter signatures.

Annotation, key words and phrases: parliament, State Duma, Federal Assembly of the Russian Federation, political parties, elections, fraction, history of Russia.

О публикации

Государственная дума РФ I созыва (1994 – 1995 гг.): Основные аспекты истории становления и формирования

Период становления и формирования России как самостоятельного и независимого государства после распада СССР одновременно проходил с активным развитием политических и парламентских процессов в стране.

Выборы в I Государственную Думу современной России и сама её деятельность стали одной из «центральных тем» общественно-политического развития нашей страны в период 1990 гг. Основной причиной данного выступает сам факт её появления в 1993 г. вследствие:

  • политического и конституционного кризиса в РФ в 1993 г.;
  • указа № 1400 от 21 сентября 1993 г. президента РФ Б.Н. Ельцина;
  • всенародного голосования 12 декабря 1993 г. по проекту новой Конституции РФ и его принятие;
  • выборов 12 декабря 1993 г. депутатов в новый законодательный орган страны (по Конституции РФ 1993 г.) – Федеральное Собрание, состоящий их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Процесс и условия проведения выборов в «новый парламент» — Федеральное Собрание РФ – были скорректированы в октябре 1993 г.

1 октября 1993 г. указом Б.Н. Ельцина «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» количественный состав Государственной Думы РФ увеличивался с 400 до 450 депутатов; устанавливалось равное распределение мест между избранными по мажоритарной и пропорциональной (через партийные списки) системам (225 на 225) .

11 октября 1993 г. – указ Б.Н. Ельцина «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания РФ». По нему вводился выборный принцип формирования верхней палаты российского парламента: от каждого субъекта федерации избирались по два депутата на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам. Депутатами становились два кандидата, которые набрали наибольшее число голосов .

Таким образом, данный указ изменил положения указа № 1400, по которому первоначально на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы только в Государственную Думу РФ – нижнюю палату парламента, а роль верхней отводилась Совету Федерации, органу в котором каждый субъект федерации должен был быть представлен руководителями региональной исполнительной и законодательной властей.

В середине октября 1993 г. в России стартовала предвыборная кампания по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Она проходила в условиях, определённых указами Б.Н. Ельцина (речь о которых шла выше), и способствовала появлению новых политических партий и движений. Вместе с тем Центральная избирательная комиссия РФ зарегистрировала списки только 13 партий и движений, собравших необходимое для участия в данных выборах количество подписей избирателей.

Одними из основных участников предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ I созыва стали:

1. Избирательный блок «Выбор России» (ВР) – созданный с целью поддержки президента РФ Б.Н. Ельцина и объединивший сторонников продолжения радикальных экономических реформ в стране. Блок возглавлял вице-премьер РФ Е.Т. Гайдар.

2. «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР). Партия была основана 31 марта 1990 г. в г. Москве (изначально называлась Либерально-демократическая партия Советского Союза – ЛДПСС) и была зарегистрирована 12 апреля 1991 г. Ко времени первого съезда (31 марта 1990 г.) партия объединяла около четырех тысяч человек из 31 региона страны.

Программные и организационные установки партии были определены в утвержденных на первом съезде программе и уставе партии. В дальнейшем в них были внесены значительные изменения и дополнения. Съезд избрал председателем партии В.В. Жириновского. Кроме того, был избран Центральный Комитет партии в составе 14 человек. Первым печатным органом партии стала газета «Либерал», изменившая потом название на «Правду Жириновского», а затем на «ЛДПР». 14 декабря 1992 г. ЛДПР была зарегистрирована во второй раз, так как прежняя регистрация была аннулирована из-за грубого нарушения закона в связи с предоставлением фальшивых документов.

ЛДПР выступала за возрождение Российского государства в границах СССР, сильную президентскую республику с регулируемой и социально ориентированной рыночной экономикой. В избирательной кампании остро ставила проблемы армии, защиты прав русскоязычного населения в республиках бывшего Союза ССР, положения беженцев из зон межэтнических конфликтов .

Известность ЛДПР приобрела и во многом была связана с «харизмой» личности её лидера В.В. Жириновского, который проявил себя как яркий оратор популистского плана, способный своими адресными обращениями и действиями привлекать симпатии достаточно широкого числа избирателей.

3. Партия российского единства и согласия (ПРЕС) – партия регионов России, в основу политической платформы которой легла идея развития федерализма и местного самоуправления. Партию возглавлял вице-премьер РФ С.М. Шахрай.

4. Избирательное объединение «ЯБЛОКО» , получившее своё название по первым буквам фамилий своих учредителей: Г.А. Явлинский, Ю.Ю. Болдырев и В.П. Лукин. 11 ноября 1993 г. оно было официально зарегистрировано, а её лидером стал Г.А. Явлинский.

«Яблоко» выступало под девизом «Достоинство, порядок, справедливость», ставило целью построение в России гражданского общества и правового государства с учетом историко-культурных особенностей страны; обеспечение экономических и политических свобод граждан; создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Объединение заявило о себе как о демократической оппозиции президенту РФ Б.Н. Ельцину.

5. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – основная оппозиционная политическая сила 1990-х гг. к правящему режиму в стране, воссозданная в феврале 1993 г. В рассматриваемый период стала наиболее массовым общественным объединением в России, насчитывая в своих рядах более 500 тыс. членов. Лидер партии Г.А. Зюганов .

В избирательной кампании она выступала за ненасильственное возвращение страны на социалистический путь развития. В экономическом плане настаивала на формировании многоукладного рыночного хозяйства с эффективным государственным регулированием и активной социальной политикой. В политической сфере ставила задачей «избавление России законными методами от правящего режима».

6. Аграрная партия России – создана в феврале 1993 г., основной союзник КПРФ по оппозиции к власти. Лидер партии М.И. Лапшин.

Партия считала своим долгом отстаивать интересы как агропромышленного комплекса в целом, так и преимущественно тех его работников, которые связаны с предприятиями коллективных форм собственности – бывшими колхозами и совхозами, ставшими в годы реформ акционерными обществами (интересы фермеров бралась защищать Крестьянская партия России во главе с Ю. Д. Черниченко, входившая в «Выбор России»). Кроме того, партия выступала против частной собственности на землю, за постепенный переход к рыночным отношениям и за государственную поддержку АПК.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый представительный и законодательный орган России – двухпалатное Федеральное Собрание РФ (верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума). Выборы проходили по избирательным округам и по партийным спискам .

Вслед за выборами в Федеральное Собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданные вместо распущенных Советов.

Результаты выборов оказались неожиданными для президента Б.Н. Ельцина и его окружения. По партийным спискам первенствовала Либерально-демократическая партия (ЛДПР) – (лидер В.В. Жириновский), получившая 25% голосов. Обогнав проправительственный блок «Выбор России» во главе с Е.Т. Гайдаром, она уступила ему только в выборах по одномандатным округам. Третье и четвертое места заняли Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) – (лидер Г.А. Зюганов) и союзная с ней Аграрная партия России – (лидер М.И. Лапшин).

При этом 7% бюллетеней признаны недействительными, а 17% избирателей проголосовали против всех кандидатов, что свидетельствовало о недовольстве достаточно большой их части властью и всеми политическими силами .

Итоги данных выборов продемонстрировали власти прямое недовольство граждан России социально-экономическим положением в стране и падением уровня жизни. Разочаровавшись в «шокотерапии», большую часть своих голосов избиратели отдали ЛДПР, политическая альтернатива которой на практике еще не была испытана и обладала способностью внушать серьезные надежды. Представители объединения «Яблоко» во главе с Г.А. Явлинским, считавшие себя демократической альтернативой правящему режиму Б.Н. Ельцина, получили только 7,8% голосов. 11 января 1994 г. Государственная Дума РФ первого созыва во главе с избранным председателем И.П. Рыбкиным начала свою работу. В рамках работы в Государственной Думе РФ I созыва официально были зарегистрированы восемь депутатских фракций и чуть позже две депутатские группы (не менее 35 человек) (табл. 1) .

Таблица 1. Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы РФ I созыва (11 января 1994 г. – 22 декабря 1995 г.)

Таким образом, ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в Думе. Примерно равным оказалось и соотношение политических сил, поддерживающих политику реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции к власти. В сравнении с распущенным в октябре 1993 г. Верховным Советом Государственная Дума РФ I созыва не стала менее оппозиционной к «правящему режиму». Настрой большей части депутатов по отношению к нему был весьма критичным. При этом верхняя палата Федерального Собрания РФ – Совет Федерации (председатель В.Ф. Шумейко) – с немалым представительством правящей региональной элиты, более заинтересованной в конструктивном взаимодействии с «центром», выступила более деполитизированной и «сдержанной» по отношению к федеральной власти. 16 февраля 1994 г. в первом своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ («Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» президент России Б.Н. Ельцин объявил важнейшими задачами создание в РФ «правового» и «социального государства», конкурентной среды и полноценно-структурного фондового рынка, а также повышение инвестиционной активности .

Отметим, что из-за излишней политизированности результаты деятельности Думы, особенно на первом этапе, оказались меньше, чем ожидалось, хотя парламент и сумел принять ряд важных законов, в том числе Гражданский кодекс РФ (общая часть).

В феврале 1994 г. Дума объявила амнистию участникам августовских (1991 г.) и октябрьских (1993 г.) событий.

28 апреля 1994 г. был принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный большинством политических партий и движений России (кроме КПРФ и «Яблоко»).

Однако президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину так и не удалось получить в Государственной Думе первого созыва поддержку радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку (удаление из правительства России сторонников радикальных преобразований Е.Т. Гайдара и Б.Г. Федорова) .

Общественно-политическое развитие России в период 1990-х гг. характеризуется многопартийностью, организационной неустойчивостью политических партий, их разнообразием и «разноцветием», а также характером и методами политической борьбы в свете избирательных кампаний по выборам депутатов в Государственную Думу и местные представительно-законодательные органы власти.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения политических сил в обществе. Это наглядно продемонстрировали итоги выборов уже в Государственную Думу РФ II созыва, проходивших 17 декабря 1995 г. Она оказалась еще более политизированной и оппозиционной правительству и президенту, чем предыдущая.

Противостояние законодательной и исполнительной властей в РФ в период 1994-1995 гг. продолжилось, но без острых форм 1993 г. Итогом деятельности Государственной Думы РФ I созыва (11 января 1994 г. – 22 декабря 1995 г.) можно считать сам факт ее появления и начала работы.

Список литературы / Spisok literatury

На русском

  1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004 гг.: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816 с.
  2. Информационные материалы официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания РФ/ http://www.duma.gov.ru.
  3. Короткевич В.И. История современной России. 1991-2003 гг.: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 296 с.
  4. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / Отв. ред. А.Б. Безбородое. – М: РГГУ, 2007. – 804 с.

English

  1. Barsenkov A.S., Vdovin A.I. Istorija Rossii. 1917-2004 gg.: Ucheb. posobie dlja studentov vuzov. – M.: Aspekt Press, 2005. – 816 s.
  2. Informacionnye materialy oficial’nogo sajta Gosudarstvennoj Dumy Federal’nogo Sobranija RF/ http://www.duma.gov.ru.
  3. Korotkevich V.I. Istorija sovremennoj Rossii. 1991-2003 gg.: Ucheb. posobie. – SPb.: Izd-vo S. – Peterb. un-ta, 2004. – 296 s.
  4. Otechestvennaja istorija Rossii novejshego vremeni: 1985-2005 gg.: Uchebnik / Оtv. red. A.B. Bezborodoe. – M: RGGU, 2007. – 804 s.

Государственная дума Российской империи I созыва

Парламент:

Государственная дума Российской империи

Российская империя

Следующий созыв:

Членство:

499 депутатов
избрание 11 депутатов было аннулировано
1 ушёл в отставку
1 умер
6 не успели приехать

Председатель Государственной думы:

С. А. Муромцев

Доминирующая партия:

Конституционно-демократическая партия (176 депутатов)

Государственная дума Российской империи I созыва - первый в России избранный населением представительный законодательный орган. Стал результатом попытки преобразовать Россию из самодержавной в парламентскую монархию, вызванной стремлением стабилизировать политическую обстановку в условиях многочисленных волнений и революционных выступлений. Дума I созыва провела одну сессию и просуществовала 72 дня, с 27 апреля (ст. ст.) 1906 по 8 июля 1906 года, после чего была распущена императором.

Выборы

Закон о выборах в Государственную думу был опубликован 11 декабря 1905. Выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: всего было создано 4 курии - землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков. Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей.

Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:

  • по землевладельческой курии - быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей.
  • по городской курии - быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим.
  • по крестьянской курии - иметь домовладение;
  • по рабочей курии - быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола.

Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрёшенные от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, банкроты (до определения причины - все кроме несчастных), состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе).

Выборы проходили в несколько ступеней:

  • Для городской курии двухступенчатые: в Москве, Санкт-Петербурге и 24 крупных указанных в избирательном законе городах избиратели выбирали выборщиков на городское собрание, которое затем избирало членов Думы.
  • Для землевладельческой курии (в уездах и всех других городах) двух- или трёхступенчатые: лица, чья собственность была равно или больше установленного для данной местности ценза на уездном съезде землевладельцев избирали делегатов на губернское собрание, которое затем избирало членов Думы. Владельцы 1/10 ценза и священнослужители на предварительных уездных съездах избирали уполномоченных, которые затем на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.
  • Для рабочей курии трёхступенчатые: 1) выборы одного уполномоченного от рабочих от предприятия с численностью рабочих 50-1000 человек или по 1 уполномоченному от каждой тысячи рабочих на крупных предприятиях, 2) избрание выборщиков на губернских сходах уполномоченных, 3) выборы членов Думы на губернском избирательном собрании;
  • Для крестьянской - четырёхступенчатые: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде).

Таким образом, эти курии (в 26 городских округах выборщиков избирали только городская и рабочая курии) избирали выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже на избирательном съезде избирали столько депутатов, сколько полагалось законом избирать от данного округа.

Сословно-куриальная система была признана более предпочтительной, чем общие, прямые, равные и тайные выборы, так как и император, и председатель правительства С. Ю. Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».

Было создано 135 избирательных округов в том числе 26 городских (избирали 34 депутата), 33 территориально-сословных, конфессиональных, территориально-конфессиональных и этнических округов (40 депутатов). От губернии избиралось от 2 до 15 депутатов, от города - от 1 до 6. Европейская Россия избирала 412 депутатов (79 %), Польша - 37 депутатов (7 %), Кавказ - 29 (6 %), Сибирь и Дальний Восток - 25 (4 %), Средняя Азия и Казахстан - 21 (4 %).

Выборы проводились в основном в феврале-марте 1906 года, а в национальных районах и окраинах и позже, так что к началу работы из 524 депутатов были избраны около 480, поэтому состав первой Думы постепенно дополнялся подъезжающими избранными депутатами. Во многих районах Сибири, например, выборы проводились в мае-июне 1906 года, кроме того властями отрабатывался механизм проведения выборов в условиях военного положения, поэтому военное положение было введено во всех уездах, прилегавших к линии Сибирской железной дороги.

Выборы были бойкотированы представителями левых и крайне правых партий, левые считали, что Дума не обладает никакой реальной властью, а крайне правые вообще относились отрицательной к самой идее парламентаризма, выступая за незыблемость Самодержавия. Несмотря не это, в выборах участвовали меньшевики и социалисты-революционеры, как независимые кандидаты. В. И. Ленин впоследствии вынужден был признать, что бойкот выборов в I Государственную Думу «был ошибкой».

Полномочия

Начало определению полномочий Государственной думы и её места в системе органов власти было положено Манифестом Императора Николая II «Об учреждении Государственной думы» и «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 года. Согласно этим документам, разработанным в основном министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, Государственной думе отводилась роль не законодательного, а законосовещательного учреждения с весьма ограниченными правами, избираемого ограниченными категориями лиц: крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и, на особых основаниях, крестьянами (так называемая «Булыгинская дума»). Однако, недовольство данными предложениями вылилось в многочисленные акции протеста, стачки и забастовки по всей стране, следствием чего стала выработка новых принципов формирования и работы Государственной думы.

Корректировка полномочий Думы и наделение её законодательными функциями была осуществлена Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года:

Полномочия Думы были окончательно определены законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы и «Основными государственными законами» от 23 апреля 1906 года. Этими документами существенно сокращались полномочия Думы. Дума избиралась на 5 лет, причём Императору представлялось право её роспуска. Дума могла принимать предложенные ей правительством законы, а также утверждать государственный бюджет. В период между сессиями император мог единолично принимать законы, которые затем подлежали утверждению Думой во время сессий. Государственная дума была нижней палатой парламента. Роль верхней палаты исполнял Государственный совет, который должен был одобрять или отклонять законы, принятые Думой.

Вся исполнительная власть оставалась в руках монарха, он также единолично руководил Вооружёнными силами, определял внешнюю политику, решал вопросы объявления войны и мира, введения чрезвычайного или военного положения на любой территории Империи.

Состав

Всего было избрано 499 депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, 1 ушёл в отставку, 1 умер, 6 не успели приехать). Депутаты распределились следующим образом:

  • по возрасту: до 30 лет - 7 %; от 30 до 40 лет - 40 %; от 40 до 50 лет; старше 50 - 15 %;
  • по уровню образования: с высшим образованием 42 %, средним - 14 %, низшим - 25 %, домашним - 19 %, неграмотных - 2 человека;
  • по профессии: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий.

По признаку партийной принадлежности большинство мест заняли конституционные демократы - 176 человек. Избрано также 102 представителя «Трудового союза», 23 социалиста-революционера, 2 члена Партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов (меньшевиков), 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 членов партии демократических реформ, 100 беспартийных.

Избрано 279 депутатов, русских по национальности.

Были образованы фракции: кадетов - 176 человек, октябристов - 16, трудовиков (члены «Трудового союза») - 96, социал-демократов (меньшевики) - 18 (сначала меньшевики вступили во фракцию трудовиков и только в июне по решению 4-го съезда РСДРП образовали собственную фракцию); автономисты - 70 человек (представители национальных окраин, выступающие за автономии этих территорий и их сторонники), прогрессисты - 12 (фракция образована беспартийными кандидатами с либеральными, близкими к кадетам, взглядами). Независимых кандидатов насчитывалось 100 человек, в это число входили и эсэры, которые не стали официально образовывать фракцию в связи с бойкотом выборов их партией.

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем - князь Д. И. Шаховской (кадет).

Деятельность

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приёма у Николая II в Зимнем).

С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на резкую борьбу с правительством И. Л. Горемыкина. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.

С началом работы кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, который 13 мая ответил отказом на все требования Думы.

Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образованию «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.

6 июня 33-мя депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект. Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.

Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Думе могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.

Ряд либеральных членов Совета министров предложил ввести представителей кадетов в состав правительства. Это предложение не получило поддержки большинства министров. Государственная Дума выразила недоверие правительству, после чего ряд министров стали бойкотировать Думу и её заседания. В знак своего презрительного отношения к Думе туда был внесён первый правительственный законопроект об ассигновании 40 000 рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта - об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

Роспуск

6 (19) июля 1906 вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). 8 июля последовал указ о роспуске Государственной думы, этот шаг в манифесте от 9 июля объяснялся так:

Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населенно.

Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям.

Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение народного быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве.

В манифесте также было объявлено о проведении новых выборов по тем же правилам, что и в I Государственную думу.

9 июля пришедшие на заседание депутаты нашли двери в Таврический дворец запертыми и прибитый рядом на столбе манифест о роспуске думы. Часть их - 180 человек - в основном кадеты, трудовики и социал-демократы, собравшись в Выборге (как ближайшем к Петербургу городе Княжества Финляндского), приняли воззвание «Народу от народных представителей» (Выборгское воззвание). В нём говорилось о том, что правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. Выборгское воззвание призывало поэтому к гражданскому неповиновению - отказу платить налоги и поступать на службу в армии. К неповиновению властям опубликование воззвания не привело, а все его подписавшие были приговорены к трём месяцем заключения и лишены избирательных прав, то есть не могли в дальнейшем стать депутатами Государственной думы.

Известные депутаты

К числу наиболее известных депутатов I Государственной думы можно отнести С. А. Муромцева, М. М. Ковалевского, В. Д. Кузьмина-Караваева, Т. В. Локотя, Г. Е. Львова, А. А. Муханова, В. Д. Набокова, П. И. Новгородцева, В. П. Обнинского, В. А. Харламова, Д. И. Шаховского, М. Я. Герценштейна, Ф. И. Родичева, П. Д. Долгорукова, Ф. Ф. Кокошкина, И. П. Лаптева, И. В. Галецкий, Демянович, Антон Каэтанович.