Неожиданный визит инспектора: внеплановая проверка или административное расследование? Процессуальное оформление результатов расследования административно о правонарушения Прекращение административного расследования.

Пожалуй, каждый из нас слышал о таком процессуальном документе, как . И все мы знаем, что именно с момента составления протокола начинается производство по делу об административном правонарушении.

Однако Кодексом Российской Федерации также в качестве одного из моментов обозначено проведение административного расследования , которое представляет собой особый этап производства, направленный на изучение данных, свидетельствующих о событии административного правонарушения, но еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении.

Порядку и срокам проведения административного расследования посвящена настоящая статья.

Понятие административного расследования в законодательстве не закреплено. Однако для понимания сущности АР следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому административное расследование (далее также — АР) представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Необходимо понимать, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и / , проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ)", имеются существенные отличия, хотя на первый взгляд они похожи.


Вместе с тем, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Должностное лицо органа надзора может принять решение о проведении административного расследования , которое принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении. Особенности принятия такого решения и процедура АР будет подробно описана в следующих разделах настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 28.7 КоАП РФ АР проводится в случае выявления в областях законодательства, перечисленных в ч.1 статьи 28.7 КоАП РФ (в том числе законодательства об охране здоровья граждан; о противопожарной безопасности; о защите прав потребителей; о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах), и при необходимости :


  • Проведения экспертизы;
    или
  • Проведения иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Решение о проведении АР принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 4 ч. 4 ст. 28.1 и ч. 2 ст. 28.7 КоАП), которое оформляется соответствующим определением, отвечающим требованиям ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ.


Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении указаны в статье 28.1 КоАП РФ и могут быть в частности :

  • Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса);

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается :


  • Должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения;
  • Прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях .


В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются :

  • Дата и место составления определения,
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,
  • Повод для возбуждения дела об административном правонарушении,
  • Данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,
  • Статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При вынесении данного процессуального документа физическому лицу или , в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности , о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Срок проведения АР установлен частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ и не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.


КоАП РФ предусмотрена возможность продления срока проведения АР. Указанный выше срок проведения АР продлевается только в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело.

КоАП РФ предусмотрены различные варианты продления срока проведения АР, которые зависят от того, какое административное правонарушение (в какой сфере законодательства) совершено. В сфере здравоохранения продление срока проведения АР возможно на срок не более одного месяца и такое продление осуществляется на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя.

Решение о продлении срока проведения АР принимается в виде определения, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование.

Процедура проведения административного расследования КоАП РФ не регламентирована. Кодексом лишь указано то, что административное расследование проводится либо по месту совершения , либо по месту выявления административного правонарушения.


Представляется, что действия лица, проводящего АР, зависят от конкретного административного правонарушения и могут предусматривать осуществление следующих мероприятий :

  • Получение , показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;
  • Назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ);
  • Отбор проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП РФ);
  • Получение показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ);
  • Направление различных запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП РФ);
  • Истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);
  • Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (в присутствии двух понятых!) (ст.27.8 КоАП РФ).

По окончании АР:

  • Составляется протокол об административном правонарушении (что означает, что факт совершения административного правонарушения установлен, и производство по делу продолжается);
    либо
  • Выносится .

Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установлен частью 1 ст. 24.5 КоАП , в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Важно также помнить, что дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судом.

Административное расследование — это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств , их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Административное расследование проводится в случае выявления административных правонарушений в отдельных областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, когда имеется необходимость осуществления экспертизы или производства иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Перечень правонарушений в отдельных областях законодательства указанный в ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Административное расследование вправе проводить:

  1. должностные лица , уполномоченные составлять , в порядке, установленном ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования такими лицами принимается в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ);
  2. прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копия определения о продлении срока расследования (если такое решение принималось) в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Порядок проведения административного расследования

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).

Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Определение о продлении срока расследования является промежуточным процессуальным актом и подлежит оспариванию совместно с итоговым решением по делу. Предметом самостоятельного обжалования указанное определение быть не может.

В ходе административного расследования могут проводиться процесуальные действия такие как:

  1. получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);
  2. экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  3. взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  4. направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);
  5. истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

При этом проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Проведение административного расследования - неотъемлемая часть процесса привлечения к ответственности в определенных законом случаях. Большинство случаев привлечения к ответственности за противоправные деяния административного характера эту стадию не проходят.

Что такое административное расследование

Административное расследование - это этап, следующий за возбуждением дела о правонарушении. Его проведение необходимо в спорных случаях для определения всех обстоятельств дела, позволяющих качественно оформить протокол о правонарушении административного характера.

Проведение административного расследования - необязательная процедура, которая, тем не менее, входит в общий порядок, определяющий правильность привлечения к ответственности.

Проверка административного типа - совокупность действий процессуального характера, проведение которых требует затраты времени должностных уполномоченных лиц.

Сущность глубокой проверки в следующем:

  1. Установление обстоятельств противоправного деяния административного характера.
  2. Фиксирование установленных обстоятельств.
  3. Юридическая квалификация деяния административного характера.
  4. Оформление процессуальных документов.

Административное расследование, по КоАП РФ, проводится в сферах, закрепленных в части 1 статьи 28.7:

  • законодательство антимонопольной сферы;
  • законодательство в области патентования;
  • монополии естественного типа;
  • рекламное законодательство;
  • законодательство в сфере акционерных обществ;
  • рынок ценных бумаг и инвестиционные фонды;
  • законодательство страховой сферы;
  • сфера выборов и референдумов;
  • сфера противодействия отмыванию и легализации доходов, которые были получены незаконными путями;
  • сфера финансирования террористических организаций и их действий;
  • законодательство о противодействии в Российской Федерации терроризму по противоправным деяниям административного характера, установленным статьей 15.27.1 Кодекса;
  • законодательство, определяющее методы борьбы с коррупцией;
  • законодательство трудовой сферы;
  • сфера рыночного манипулирования и неправомерного использования информации инсайдеров;
  • законодательство о средствах и веществах наркотического или психотропного типа или прекурсорах этих веществ;
  • законодательство о предотвращении использования допинга, о борьбе с допингом в сфере спорта и физической культуры в целом;
  • сфера нарушений требований к содержанию положений и регламентов, устанавливающих порядок проведения соревнований спортивного характера;
  • коммунальные тарифы, антимонопольное законодательство;
  • сфера рекламной деятельности;
  • сфера азартных игр и развлечений;
  • законодательство в сфере охраны окружающей среды.

Законодательство регулирует много других сфер, при которых необходимо проводить глубокой проверки административного характера.

Проверка по нарушениям законодательства проводится в несколько этапов:

  1. Принятие решения о проведении глубокой проверки сообщения о нарушениях в сфере законодательства.
  2. Установление всех необходимых и имеющихся обстоятельств рассматриваемого дела.
  3. Приостановление проведения глубокой проверки (если в этом есть объективная необходимость).
  4. Оформление в процессуальной форме результатов глубокой проверки о нарушении законодательства.
  5. Направление составленного должностным уполномоченным лицом протокола о правонарушении административного характера для рассмотрения вышестоящему компетентному должностному лицу или органу.
  6. Дополнительное проведение глубокой проверки совершенного противоправного деяния административного характера (если вышестоящий орган вернул дело на доследование).
  7. Повторное направление составленного должностным уполномоченным лицом протокола о правонарушении административного характера для рассмотрения вышестоящему компетентному должностному лицу или органу.
  8. Вынесение Постановления о привлечении виновного лица к ответственности.

Повод для глубокой проверки

Повод для административного расследования - это поступившие в правоохранительные или иные уполномоченные органы сообщения или обращения, в которых содержится достаточно данных о наличии события противоправного деяния административного характера. Это могут быть сообщения информационного типа, не включающие жалобы граждан или сведения о вреде, причиненном несоблюдением соответствующего законодательства.

Если поступившее сообщение информативное и не считается основанием для проведения глубокой проверки внепланового характера, оно в любом случае является поводом для осуществления расследования.

Виды поводов для глубокой проверки и перечень проводящих проверку лиц обширны в связи с большим числом регулируемых сфер.

Виды поводов


Определение о проведении административного расследования

Если в процессе рассмотрения дела необходимо возбудить административное расследование, должностное, уполномоченное на составление протоколов, лицо составляет определение о проведении расследования.

Если решение принимается прокурором, он составляет постановление для проведения расследования административного типа, ссылаясь на статью 28.3 Кодекса. Кроме того, выносить определение вправе больше девяноста категорий должностных лиц.

Документ составляется сразу после получения информации о совершении противоправного деяния административного характера.

Элементы определения

Составленное определение или постановление должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность проведения расследования дела административного характера. Элементы определения:

  1. Повод для проведения административного расследования и возбуждения дела с подробным описанием полученных данных, согласно которым было совершено правонарушение административного характера.
  2. Запись о том, что физическому, юридическому лицу и иным лицам разъяснены права в отношении проводимого расследования.
  3. Подпись лица, которое вынесло определение или постановление.

Порядок проведения расследования

Согласно установленному порядку КоАП, расследование необходимо проводить в месте выявления или совершения правонарушения административного типа. Задачи производства по подобным делам определяют необходимость привлечения виновного лица к ответственности с соблюдением принципов полноты, объективности и справедливости.

Расследование правонарушения административного характера необходимо проводить тщательно, с исследованием всех обстоятельств и места его совершения. После произведения всех необходимых действий потерпевшие и правонарушители вправе знакомиться с собранными в процессе глубокой проверки материалами, давать пояснения и объяснения по делу, представлять материалы для изучения со своей стороны.

Процессуальные действия при расследовании

При проведении глубокой проверки по правонарушениям административного характера необходимо осуществить некоторые процессуальные действия, позволяющие исследовать дело со всех сторон. К процессуальным действиям относятся:

  • Получение должностным уполномоченным лицом объяснений от лица, которое привлекается к ответственности административного характера (статья 26.3 Кодекса).
  • Получения показаний от потерпевших и присутствующих свидетелей в отношении рассматриваемого дела.
  • Проведение экспертизы уполномоченным лицом (статья 26.4 Кодекса).
  • Взятие образцов и проб (статья 26.5 Кодекса).
  • Фиксирование вещественны и прочих доказательств с помощью фотографирования, видеосъемки и т.д. (статья 26.6 Кодекса).
  • Изучение документов обвиняемого в административном противоправном деянии лица (статья 26.7 Кодекса).
  • Снятие необходимых показаний специальными средствами технического типа (статья 26.8 Кодекса).
  • Направление запросов в соответствующие органы территориального значения (статья 26.9 Кодекса).
  • Дача поручений иным лицам для совершения необходимых действий (статья 26.9 Кодекса).
  • Истребование необходимых сведений, включая данные о расчете штрафа за правонарушение административного характера (статья 26.10 Кодекса).

Помимо действий, указанных в КоАП, могут быть совершены и другие характера.

Срок проведения расследования административного характера

Как и для любого юридически значимого действия, для расследования дел о противоправных деяниях существуют определенные законом сроки. Такой срок для административного расследования - это один месяц со дня вынесение Постановления о возбуждении дела. Но он может варьироваться.

В некоторых случаях срок расследования дела о правонарушениях административного характера может продляться. Для этого должностное, проводящее расследование лицо обязано написать письменное ходатайство.

Дать разрешение на продление срока вправе один из четырех руководителей:

  1. Руководитель органа (или заместитель руководителя), которому подчинено должностное лицо, рассматривающее дело о правонарушении в административной сфере. Максимальный срок продления составляет один месяц.
  2. Руководитель таможенного вышестоящего органа (или заместитель руководителя) либо руководитель исполнительного органа власти, наделенного полномочиями решать вопросы о противоправных деяниях в сфере таможни. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
  3. Руководитель вышестоящего органа, занимающегося расследованием дел о нарушении законодательства в сфере Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, если эти нарушения привели к причинению потерпевшему легкого вреда здоровью или вреда средней тяжести. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
  4. Руководитель вышестоящего органа, (или заместитель руководителя), наделенного полномочиями решать вопросы о правонарушениях административного типа в сфере организации или проведения игр (азартных). Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.

Определение о продлении срока

Определение о продлении срока расследования - это утвержденный вышестоящим руководителем официальный документ, позволяющий увеличить срок рассмотрения дела о противоправном деянии административного типа.

Составленное определение должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность увеличения срока расследования дела о правонарушении административного характера. Составные части определения:

  • Место и дата составления документа.
  • Фамилия с инициалами и должность составляющего документ лица.
  • Основание для увеличения срока расследования о противоправном деянии административного характера.
  • Конечная дата продления расследования.
  • Ссылка на статью закона, на основании которой проводиться расследование.
  • Подпись лица, которое вынесло определение и подпись утвердившего определение руководителя.

Копию составленного документа об увеличении срока глубокой проверки в двадцатичетырехчасовой период выдают под роспись или направляют физическому, юридическому лицу, которое является подозреваемым в совершении правонарушения административного характера, и потерпевшему.

Результаты рассмотрения дела

В результате проведения глубокой проверки о правонарушении административного характера выявляются реальные факты. После проведения административного расследования по ст. КОАП, должностным уполномоченным лицом составляется один из двух документов:

  1. Протокол о привлечении к ответственности за совершение противоправного деяния, предусмотренного статьей Кодекса (статья 28.2).
  2. Постановление о прекращении рассмотрения дела о правонарушении административного характера (статья 24.5).

Судебная и иные виды применяемой практики подтверждают, что лицо, которое не старается защитить свои интересы и оправдаться за совершение противоправного деяния административного характера, чаще всего привлекается к ответственности, даже если в отношении него имеются основания прекратить дело.

Административное расследование - это деятельность коман-дира (начальника) по установлению фактических обстоятельств со-вершения военнослужащими , гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления , с целью принятия по ним законно -го и обоснованного решения.

Административное расследование является одним из средств укрепления дисциплины, воспитания подчиненных в духе точного выполнения законов, военной присяги, уставов и приказов команди-ров (начальников).

Задачами административного расследования являются:

  • своевременное, всестороннее, полное и объективное выясне-ние обстоятельств каждого проступка и происшествия;
  • принятие на основе собранных доказательств законных и обоснованных решений;
  • неуклонное исполнение принятых командирами и начальни-ками решений по материалам административного расследования;
  • принятие необходимых мер по устранению вредных последст-вий проступка или происшествия и предупреждению новых правона -рушений.

Рассмотрим порядок назначения административного расследо-вания и изучим должностных лиц, в компетенцию которых входит его назначение.

Должностные лица, назначающие административное расследование

Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившим поводом для принятия решения о назначе-нии расследования - данное событие является началом администра-тивного расследования. Также административное расследование мо-жет назначаться решением военного прокурора .

Командир лично либо по указанию надзирающего военного прокурора назначает расследование, осуществляет общее руководство его проведением, принимает по нему решение. В соответствии с тре-бованиями руководящих документов такое право принадлежит не лю-бому командиру (начальнику), а лишь только тем из них, которые яв-ляются командирами воинских частей, начальниками учреждений, заведений, предприятий , организаций и вышестоящими начальниками.

Административное расследование может проводиться лич-но командиром (начальником) или по его указанию одним из офице-ров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией.

Проведение административного расследования может по-ручаться любому офицеру. Обычно расследование поручается наибо-лее инициативным офицерам, способным быстро, всесторонне и объ-ективно выяснить все обстоятельства дела.

Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей ко-мандира воинской части.

Административное расследование не может проводиться

офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необ-ходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.

Командир (начальник) воинской части при обнаружении мате-риального ущерба обязан немедленно назначить административ-ное расследование для установления причин его возникновения, раз-мера и виновных лиц. Если же эти обстоятельства установлены реви-зией, проверкой, дознанием, следствием или судом , то администра-тивное расследование может не проводиться.

Факт получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военно-служащего, может расследоваться дополнительно командиром вышестоящего органа военного управления .

Административное расследование обязательно назначается и проводится:

  • в случае причинения материального ущерба;
  • при необходимости выдачи инспекторского свидетельства на списание суммы ущерба, причиненного военнослужащими, граждан -ским персоналом государству , утратами материальных и денежных средств , когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет винов-ных;
  • для установления виновных лиц и размера нанесенного госу-дарству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
  • при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходова-ния материальных средств с целью выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;
  • по каждому случаю незаконного использования машин вой-скового назначения или перерасхода моторесурсов;
  • при наличии пережога горючего;
  • при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов ;
  • при утрате денежного аттестата;
  • при утрате бланков строгого учета ;
  • в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
  • при утрате архивных дел и описей;
  • при утрате или порче военнослужащим удостоверения лично-сти;
  • по каждому случаю возвращения из войск начавшего военную службу солдата, неправильно призванного по состоянию здоровья;
  • по каждому факту травмирования военнослужащего, повлек-шего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления) по рапорту начальника медицин-ской службы;
  • в случаях разглашения сведений, составляющих государст-венную тайну , а также утраты (хищения) секретных, совершенно сек-ретных и особой важности документов (изделий). В этих случаях для проведения расследования создается комиссия;
  • при несчастных случаях с гражданским персоналом и другими лицами (не военнослужащими) в воинских частях ВС РФ;
  • при несчастных случаях с гражданским персоналом;
  • в случае происшествия;
  • в других случаях, предусматриваемых законодательством.

Административное расследование проводится по указанию командира (начальника) также в случаях:

  • установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);
  • выяснения причин и условий, способствовавших возникнове-нию недостач, хищений, порчи и незаконного расходования матери-альных и денежных средств.
  • оме того, основаниями для проведения расследования факта получения травмы военнослужащим могут быть:
  • непосредственное обнаружение травмы командиром воинской
  • заявление пострадавшего;
  • уведомление руководителя медицинского учреждения о по-ступлении на стационарное лечение или обращении за медицинской помощью военнослужащего;
  • сообщение руководителя правоохранительного органа ;
  • рапорт должностного лица воинской части или заявления иных лиц, в том числе родственников пострадавшего военнослужаще-го.

Порядок и сроки проведения административного расследования

Приступая к административному расследованию, офицер обязан:

  • прежде всего, получить и внимательно изучить все имеющие-ся материалы по делу;
  • ознакомиться с законодательством, которое непосредственно относится к расследуемым обстоятельствам.

Ознакомившись с имеющимися материалами дела и законода-тельством, следует продумать последовательность и характер пред-стоящих действий, а при необходимости составить план проведения административного расследования.

В плане определяются основные вопросы, подлежащие выясне-нию, а также доказательства , которые необходимо установить по делу, способы и сроки их сбора. Составлять какой-либо документ о начале административного расследования не требуется.

В ходе административного расследования должны быть досто-верно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правиль-ного разрешения дела.

В ходе расследования выяснению подлежат следующие во-просы:

  • действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;
  • где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;
  • наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
  • каковы последствия проступка;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
  • причины и условия, способствовавшие совершению проступ-ка.

Расследование по факту получения травмы проводится в целях определения:

  • обстоятельств и причин получения травмы;
  • степени вины пострадавшего военнослужащего ;
  • лиц, непосредственно причинивших травму;
  • должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте и при проведении того или ино-го мероприятия (уборка закрепленной территории , физическая заряд-ка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);
  • наличия прямой причинной связи между действиями (бездей-ствием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

Под травмой понимается повреждение органа, ткани в резуль-тате внешнего воздействия. Расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.

При проведении административного расследования по фак-ту утраты, недостачи или порчи материальных средств необхо-димо установить:

  • в чем заключается материальный ущерб и его денежная оцен-ка;
  • какими конкретными действиями причинен ущерб;
  • какие законы , воинские уставы, приказы, инструкции или дру-гие установленные правила были при этом нарушены;
  • умышленно или по неосторожности причинен ущерб;
  • явились ли действия (бездействие) военнослужащего или гра-жданина, призванного на сборы, причиной возникновения ущерба;
  • степень виновности каждого в случае причинения ущерба не-сколькими лицами;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанно-стей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Под материальным ущербом понимается действительный убыток, причиненный государству порчей, уничтожением, утратой или незаконным расходованием военного имущества, денежных средств или других ценностей.

Командир может привлечь к ответственности военнослу-жащих и других подчиненных ему лиц лишь при наличии следую -щих условий:

  • причинении действительного материального ущерба;
  • наличии причинной связи между неправомерным поведением военнослужащего и материальным ущербом;
  • противоправности и виновности действий (бездействия) воен-нослужащего;
  • причинении ущерба при исполнении служебных обязанностей.

Поэтому при расследовании необходимо установить, причинен ли материальный ущерб в действительности и если да, то в чем он выражается и какова его денежная оценка.

Исчисление размера ущерба, подлежащего возмещению, про-изводится по розничным ценам с учетом износа военного имущества по установленным нормам.

Противоправность действия (бездействия) лица, причинив-шего материальный ущерб, выражается в нарушении правил и норм, содержащихся в воинских уставах, наставлениях и других актах, оп-ределяющих порядок получения, хранения и использования матери-альных (денежных) средств. Поэтому при проведении расследования необходимо изучить требования нормативных актов для того, чтобы установить, какие конкретно правила нарушены.

Одной из важных особенностей административного расследо-вания по делам о причинении государству материального ущерба яв-ляется необходимость четкого определения формы вины военнослу-жащего.

В процессе административного расследования должно быть до-казано, что ущерб государству причинен при исполнении военнослу-жащим служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уста-вами, приказами и другими актами.

Фактические обстоятельства устанавливаются с помощью дока-зательств, получаемых при опросе очевидцев, потерпевших , виновных лиц.

Письменное объяснение дается на имя командира части. В объяснении указываются:

  • дата, место составления;
  • должность и воинское звание, фамилия, имя и отчество офи-цера, проводящего расследование;
  • анкетные данные, а при необходимости и другие сведения оп-рашиваемого. Записи делаются в первом лице и дословно. По жела-нию опрашиваемого ему представляется возможность изложить свои ответы на поставленные вопросы в письменном виде.

Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, про-водящим расследование. Однако брать объяснения у командира воин-ской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к но-вому месту военной службы , необходимый запрос направляется ко-мандиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообща-ется о характере расследуемого проступка, данные на лицо, от которо-го требуется объяснение, и какие перед ним нужно поставить вопросы.

При административном расследовании недопустимо оформ-ление показаний опрашиваемых лиц протоколами допроса свидетеля , а также предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. Следует помнить, что запрещается получать объяснения от лиц, находящихся в состоя-нии опьянения.

Для наглядности к материалам расследования могут прилагать-ся схемы, таблицы, фотокарточки. В любом случае необходимо со-блюдать правила обращения с секретными документами и сведения-ми.

При проведении расследования по факту получения военно-служащим травмы к материалам расследования в обязательном поряд-ке должна прилагаться справка из медицинского учреждения или вы-писка из медицинской книжки о характере травмы.

При необходимости расследующий может производить осмотр помещений, местности, техники, предметов, документов и т.п. Для проверки объяснения опрошенных лиц и версий могут проводиться простейшие эксперименты.

Для характеристики лица, привлекаемого к ответственности, необходимо истребовать и приобщить к материалам расследования документы, характеризующие личность военнослужащего, рабочего и служащего.

К таким документам относятся:

  • служебная характеристика;
  • профессионально-психологическое заключение;
  • копия служебной карточки (для военнослужащих) и др.

По решению командира части военнослужащие могут направ-ляться на военно-врачебную комиссию для определения их годности к военной службе.

К расследованию наиболее сложных проступков, происшествий и событий могут привлекаться специалисты и эксперты.

Проведение экспертизы поручается, как правило, научно-исследовательским учреждениям Министерства обороны РФ, а в неко-торых случаях специальным учреждениям других министерств и ве-домств. Решение о проведении экспертизы оформляется в виде на-правления либо ходатайства.

В качестве специалистов чаще всего привлекаются работники медицинской службы, службы тыла, ракетно-артиллерийского воору-жения, автомобильной службы и др.

При административном расследовании не проводятся:

  • допросы и некоторые другие следственные действия, преду-смотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Вместе с тем если в ходе административного расследования бу-дут выявлены признаки преступления , то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора и руководителя следственного органа при военной проку-ратуре по месту дислокации воинской части. Все материалы админи-стративного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

Таким образом, можно сделать вывод, что методически пра-вильно организованное административное расследование обеспечива-ет выяснение истинных причин проступков, происшествий и т.п. и позволяет командиру принять правильное решение о характере даль-нейших действий.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть про-длен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материа-лах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследо-вания.

Рассматривая порядок проведения административного рассле-дования в ВС РФ, необходимо получить представление о порядке на-значения и проведения административного расследования по админи-стративным правонарушениям , которые предусмотрены КоАП РФ.

В случаях, если после выявления административного право -нарушения в области:

  • антимонопольного законодательства;
  • законодательства о рекламе;
  • о выборах и референдумах ;
  • законодательства о противодействии легализации (отмыва-нию) доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • законодательства о защите прав потребителей;
  • законодательства в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды , производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безо-пасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экс-пертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном право -нарушении и проведении административного расследования при-нимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонаруше-нии, в виде определения, а прокурором в виде постановления немед-ленно после выявления факта совершения административного право-нарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного право-нарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ , предусматри-вающая административную ответственность за данное администра-тивное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту со-вершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном пра-вонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, про-водится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об администра-тивных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не мо-жет превышать один месяц с момента возбуждения дела об ад-министративном правонарушении. В исключительных случаях ука-занный срок по письменному ходатайству должностного лица, в про-изводстве которого находится дело, может быть продлен вышестоя-щим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего тамо-женного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится по-становление о прекращении дела об административном правонаруше-нии.

Документальное оформление материалов расследования

Рассмотрим порядок документального оформления материалов расследования.

Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюру-ются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами орга-низации делопроизводства в воинской части.

В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы:

  • рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (началь-ника) о назначении административного расследования;
  • объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.;
  • справка финансового органа о денежном размере причиненно-го ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов;
  • в случае причинения ущерба здоровью - медицинское заклю-чение о характере и степени повреждений;
  • постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командова-нию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответ-ственности и некоторые другие.

При необходимости к материалам расследования могут приоб-щаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения админист-ративного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным.

Административное расследование завершается составлени-ем заключения офицера, его проводившего, о всех установленных обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Та-кое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части:

  • вводную;
  • описательную;
  • резолютивную.

Во вводной части должно быть указано:

  • на основании чего и по какому факту проводилось расследо-вание;
  • кто, где и когда его проводил.

В описательной части подробно излагаются обстоятельст-ва расследованного проступка (правонарушения) с указанием:

  • какое именно нарушение имело место в данном случае;
  • кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мо-тивам оно совершено;
  • умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо;
  • какие при этом законы , нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены;
  • во время службы или в иной обстановке;
  • есть ли и какова причинная связь между действиями (бездей-ствием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению пра-вонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно от-ражается отношение виновного лица к совершенному проступку.

В резолютивной части должно быть изложено:

  • кто конкретно и в чем именно виновен;
  • конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду от-ветственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устра-нению.

Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления , необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

В случае установления в ходе расследования факта совершения виновным лицом малозначительного, не представляющего большой общественной опасности преступления , командир воинской части (ор-ган дознания) сообщает об этом надзирающему военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в возбуждении уголовно-го дела.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется надзирающему военному прокурору и руководителю следственного органа при прокуратуре по месту дислокации воинской части.

Заключение (рапорт) по материалам административного расследования подписывается офицером, проводившим администра-тивное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и другие документы), пред-ставляется командиру (начальнику).

Материалы расследования по факту получения травмы во-еннослужащим, решение командира воинской части на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослу-жащим, и другие документы по факту получения травмы хранятся в штабе воинской части в установленном порядке.

Вместе с указанными документами хранятся и рапорты началь-ника медицинской службы с резолюциями командира воинской части и с приложенными к ним объяснениями пострадавших военнослужа-щих по фактам получения травм, решение о проведении расследова-ния по которым командиром воинской части не принималось.

Принятие командиром решения по материалам расследования

По материалам административного расследования командир (начальник) в срок не более трех дней принимает решение и объяв-ляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного по-рядка, защиты прав и интересов государства , воинской части, военно-служащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в буду-щем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность ко-торых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или применение мер общественного воздействия).

Правовая работа при производстве административного расследования в ВС РФ

Правовой основой проведения административных расследова-ний по различным событиям и обстоятельствам являются:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных право -нарушениях.
  2. Приказ МО РФ «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  3. Приказ МО РФ «Об утверждении Инструкции о порядке рас-следования фактов получения травм военнослужащими в Вооружен-ных Силах Российской Федерации».
  4. Приказ МО РФ «Об обеспечении проведения технических расследований причин аварий и инцидентов на опасных производст-венных объектах Министерства обороны Российской Федерации, а также на паровых и водогрейных котлах, грузоподъемных кранах, лифтах и других объектах гостехнадзора, подконтрольных органам государственного технического надзора Вооруженных Сил Россий-ской Федерации».
  5. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Феде-рации.

Как уже говорилось, по результатам проведения администра-тивного расследования оформляется приказ командира воинской час-ти.

В предыдущей главе рассмотрены основные направления пра-вовой работы, осуществляемой при проведении дознания. Она анало-гична правовой работе, осуществляемой при проведении администра-тивного расследования. Поэтому уделим внимание проведению юри-дической экспертизы приказов командира воинской части, отражаю-щих вопросы укрепления правопорядка и воинской дисциплины.

При осуществлении правовой экспертизы проектов приказов и директив по вопросам укрепления воинской дисциплины подраз-деления юридической службы должны обращать внимание на:

  • конкретность указаний по преодолению имеющихся недостат-ков;
  • недопустимость дублирования ранее установленных требова-ний по данному вопросу (вместо них в проектах документов дается анализ работы по выполнению ранее установленных требований и указания по устранению выявленных недостатков);
  • обязательную оценку в описательной части приказа всех дей-ствий лиц, о которых говорится в распорядительной части документа;
  • правомочность должностного лица, подписывающего доку-мент, поощрять и взыскивать с виновных в правонарушении ;
  • правильное формулирование меры поощрения и дисципли-нарного взыскания.

При изучении состояния дисциплинарной практики необхо-димо обращать внимание на следующие возможные недостатки в работе должностных лиц:

  • отсутствие реагирования на действия подчиненных, заслужи-вающие поощрения или наложения дисциплинарного взыскания;
  • отсутствие реагирования вышестоящих начальников на пас-сивность в дисциплинарной практике подчиненных начальников;
  • применение не предусмотренных Дисциплинарным уставом ВС РФ мер дисциплинарного воздействия;
  • применение мер воздействия должностными лицами, которым такие полномочия не предоставлены;
  • наложение дисциплинарных взысканий при отсутствии вины , в том числе наложение дисциплинарных взысканий на командиров (начальников) в связи с недисциплинированностью их подчиненных;
  • наложение дисциплинарных взысканий без учета тяжести со-вершенного проступка, личности провинившегося, обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность;
  • нарушение порядка приведения в исполнение дисциплинар-ных взысканий и реализации поощрений;
  • несвоевременный и неправильный учет дисциплинарной прак-тики;
  • отсутствие гласности применения мер дисциплинарного воз-действия, недостатки в использовании воспитательных возможностей воинских коллективов и общественных организаций.

Предложения представителя юридической службы или по-мощника командира части по правовой работе командованию по результатам изучения состояния дисциплинарной практики мо-гут касаться:

  • поощрения должностных лиц, правильно осуществляющих дисциплинарную практику, и применения мер дисциплинарного воз-действия к должностным лицам, осуществляющим ее с нарушениями законности , особенно при попытках скрыть правонарушения;
  • проведения занятий с должностными лицами, осуществляю-щими дисциплинарную практику, служебных совещаний по этому вопросу;
  • отмены старшими начальниками неправомерно объявленных поощрений и дисциплинарных взысканий, возбуждения уголовных дел при обнаружении признаков совершенных