Особенности восприятия информации в кризисных условиях. Кризисные коммуникации

Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются, как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства. Последствия кризиса также могут быть достаточно разнообразными и все, как правило, неблагоприятными. Главная причина большинства кризисов - нарушение безопасных условий функционирования предприятий и организаций. В настоящее время явно прослеживается тенденция к осложнению криминогенной обстановки вокруг различных компаний. Правоохранительные органы ежегодно выявляют десятки тысяч преступлений, совершенных в сфере экономики и влияющих на безопасность функционирования предприятий и организаций.

Причины такой ситуации достаточно многообразны: использование субъектами рыночных отношений различных форм недобросовестной конкуренции; отсутствие некоторых важных законов и невыполнение действующих законодательных актов по вопросам развития экономики и предпринимательства; социально-экономическая нестабильность в обществе; низкий жизненный уровень основной массы населения, увеличение безработицы и, как следствие, снижение гражданской ответственности членов общества за свои противозаконные действия; высокий уровень преступности в стране и укрепление межрегиональных связей организованных преступных групп с одновременным повышением их мобильности, технической оснащенности и финансовых возможностей.

При возникновении кризисной ситуации для организации эффективных информационных взаимосвязей и более успешного преодоления возможных негативных последствий должна быть сформирована группа из наиболее квалифицированных специалистов внутрифирменной службы по связям с общественностью, а также работников других подразделений, наиболее тесно взаимосвязанных с причинами возникновения кризиса. Представителям данной группы должны быть предоставлены полномочия согласованно выступать от имени компании перед различными СМИ, разъяснять официальную позицию руководства предприятия или организации, касающуюся причин возникновения кризиса, характера и тяжести его последствий, возможности и сроков их устранения и др.

При организации информационного взаимодействия различных категорий общественности компании с ее официальными представителями для последних могут быть разработаны соответствующие инструкции, регламентирующие: способ информационного обмена; вид и объем передаваемых сведений; периодичность информационных контактов и др.

Как справедливо замечает Б. Харрисон, для людей важны не столько абсолютные, сколько сопоставимые величины. Именно поэтому, выгодно сравнивая случившуюся аварию с ей подобными, можно подвести аудиторию к выводу, что она не так уж и опасна - бывает и хуже.

Аналогичного эффекта можно достигнуть, информируя общественность об имеющихся на данный момент критериях допустимости каких-либо отклонений в той или иной сфере. Скажем, одна газета пишет о том, что ваш завод совершает такие-то выбросы в атмосферу; вторая добавляет, что у завода В. эти выбросы больше, а у фабрики С. меньше. Но обе газеты могут совсем не упомянуть о нормах предельно допустимых выбросов. Другими словами, если вы сами не доведете эту информацию до широких масс, о ней могут никогда не узнать, и ваши затраты, например, на создание очистных сооружений останутся неоцененными общественностью.

Более любопытный механизм восприятия действует в обстановке потенциального риска, к которому, по мнению Б. Харрисона, применима формула "Что это может мне сделать". В переводе с лирического языка на практический речь идет о соотношении риска и выгоды, когда на одной чаше условных весов лежит риск, а на другой - выгода. Если риск весит больше выгоды, люди будут преувеличивать реальную или потенциальную опасность. И наоборот: об опасности в целом или ее отдельных составляющих можно забыть, когда выгода представляется весьма значительной.

Например, в Литве в конце 80-х годов возникла кризисная ситуация вокруг Игналинской АЭС: считая ее опасной, жители требовали закрытия станции и устраивали по этому поводу многолюдные митинги и иные публичные акции. Однако умелое выведение проблемы на перспективу политической и экономической самостоятельности Литвы изменило негативную установку. По инициативе властных структур республиканский Институт философии, социологии и права распространил среди населения анкету с вопросом: "Предположим, что АЭС переходит в распоряжение Литвы. Имея в виду, что Литве она приносила бы прибыль, каково ваше мнение по этому поводу?" "Ее надо закрыть", - ответили 28% опрошенных. Но 63% высказались по-другому: "Надо выделить валюту и сделать станцию безопасной".

В конечном счете АЭС продолжала работать в самостоятельной Литве, и сильных волнений вокруг нее в течение ряда лет не наблюдалось.

К особенностям психологического восприятия антикризисной информации относится и то, что люди привыкли воспринимать негативные события личностно, в то время как информация во многих случаях ориентируется на их усредненную массу, пусть и в форме целевой группы. Но если в разговоре о детском лекарстве вы скажете, что осложнения от него вероятны в одном случае из тысячи, заботливая мать никогда не станет покупать это лекарство, поскольку реально представит себе, что этим тысячным вполне может стать ее ребенок.

Хотелось бы обратить внимание и вот на какой момент, в условиях кризиса весьма важна последовательность информационно-технологических действий. Так, прежде чем что-то разъяснять, доказывать, опровергать, необходимо завоевав доверие к себе, показать людям реальную заинтересованность в их проблемах, продемонстрировать, что компания прислушивается к мнению общественности, ведь если население посчитает, что вы его не слушаете, то и оно не станет слушать вас.

Ради сохранения доверия, репутации оправданны и некоторые жертвы. Скажем, в связи с участившимися случаями мошенничества при проведении некоторых финансовых операций отечественный банк "СБС-АГРО" подготовил в 1997 г. заявление с рекомендацией клиентам временно воздержаться от определенного вида своих услуг, в частности от пользования абонентными ящиками. Теряя таким образом какое-то количество клиентов и формально недополучая прибыль, банк приобрел репутацию солидного заведения, обеспокоенного исключительно безопасностью своих вкладчиков Неудивительно, что в дальнейшем это позитивно сказалось на его деятельности.

Рассмотрим подробно психологические механизмы кризисных явлений. Поэт Дмитрий Быков следующим образом выразил состояние российского общества после финансового кризиса 1998 г.: "На протяжении последних пяти лет (1992 - 1997 гг.) Россия старательно делала вид, что жила. Она имитировала вхождение в цивилизованное сообщество. Как же! Все новые фильмы смотрим, долларами расплачиваемся, квартиры у нас не дешевле, чем в Нью-Йорке. Трагедия в том, что, во-первых, по этому поверхностно усвоенному стандарту жила десятая часть населения огромной несчастной страны - и притом "верхние" десятки тысяч человек не испытывали ни малейшего чувства вины перед остальными миллионами. А во-вторых, страна, которая ничего не производит, но с бешеной силой развивает рекламный, ресторанный, клубный и т. д. бизнес, не может не ощущать себя гигантской декорацией".

Взяв за основу валовые показатели производства, сопоставимые с развитыми странами Запада, лидеры перестройки связали надежды на скорое повышение уровня благосостояния людей с переходом на западную модель развития с ее ценностями и приоритетами: либеральной рыночной экономикой, индивидуализмом, частной собственностью и высокими стандартами потребления. Для этого им пришлось отказаться от государственного планирования экономики, строгого регламентирования всей жизнедеятельности общества, провозгласить политику "открытых дверей", отказаться от идеологии коллективного выживания, что фактически явилось отказом от фундаментальных основ многовекового бытия России.

Политика "открытых дверей" без необходимой законодательной базы, регламентирующей деятельность иностранных компаний на территории России и защищающей отечественных производителей, сделала неконкурентоспособной продукцию даже на внутреннем рынке. По историческим меркам практически моментально оказались разрушенными промышленность и сельское хозяйство. Катастрофично положение и бывших советских республик, лишившихся обширного российского рынка.

Сужение внутреннего рынка и насыщение западного дешевым сырьем и энергией делают экономически совершенно неэффективными вложения в российскую экономику, приводят к утечке капиталов за рубеж, к отсутствию инвестиций извне и как следствие - ко всеобщему коллапсу своеобразной российской цивилизации.

Финансовая система, обеспечивающая баланс между производством и потреблением, должна выполнять функцию регулирования и не допускать возникновения схем обогащения вне сферы производства. Технологическим регулирующим параметром выступает при этом национальная валюта. Объем денег в экономике устойчивого государства должен быть пропорционален мощности энергетической базы системы производства.

Правовой хаос в отношениях с регионами, неопределенность в распределении между исполнительными и законодательными властями всех уровней оказались в 1998 г. исключительно выгодны для центра. Пусть это окончательно размыло его управленческую вертикаль, зато дало неограниченные возможности договариваться приватно, сталкивая лбами провинциальных президентов, кабинеты министров, парламенты, субъекты Федерации и органы местного самоуправления. В ряде республик и областей это привело лишь к усилению откровенно авторитарных режимов.

При проведении реформ не были учтены психологические условия радикальной трансформации общества, обеспечивающие оптимальный, не фрустрирующий фон напряженности психического состояния людей.

По ходу реформ не проводилась психологическая подготовка граждан к планируемым нововведениям. Общество нуждалось в "культурной модернизации", призванной формировать "культуру свободного рынка", и демократии, в условиях дефицита которой трудно создать рыночную экономику.

По мнению компетентного эксперта, народу России не было предложено ни одной конкретной цели, ни одной конкретной программы, кроме общих лозунгов о необходимости построения рыночной экономики.

К кризису в экономике добавился кризис в духовной сфере. Стране, обладающей самобытными, неповторимыми культурными традициями, навязываются образцы массовой культуры, проповедующей секс, садизм, насилие, низменные человеческие инстинкты.

Общественные преобразования традиционно для России были начаты и проводились без учета того, что до сих пор определяется технократически-пренебрежительно как "человеческий фактор", "человеческий материал" и т.п. В этот мимоходом упоминаемый "фактор" входят между тем такие мощные составляющие социальных изменений, как традиции, социальный опыт, социально-психологические особенности личности и групп (например, адаптационная способность к резкому изменению социальной макросреды), социокультурные особенности различных регионов и многое другое из этого класса явлений. По существу, сейчас мы пожинаем плоды пренебрежения "руководящих инстанций" (в том числе и нынешних) к человеку, социально-психологическим закономерностям социального процесса.

Социальное расслоение, произошедшее в весьма короткий период времени и поляризовавшее российское общество более глубоко, чем население индустриально развитых стран, неизбежно вызовет обособление экономических и политических интересов богатых и бедных.

Идеализация и нетерпение, столкнувшиеся с реальным положением, в первую очередь экономическим, породили неизбежное разочарование и частичную фрустрацию. Деструктивные настроения доминировали над разумными конструктивными решениями. Последовала мощная защитная реакция - ностальгия по старым добрым временам с экономической определенностью и идеологической летаргией. Положение осложнялось постепенным осознанием непривычной ответственности за свободу выбора и множественностью возможных перспектив.

Наступает период глубокой фрустрации общества, сопряженной с распространением настроений апатии и безысходности для подавляющего большинства людей, в первую очередь по экономическим показателям. Даже небольшая прослойка преуспевающих не чувствует себя уверенно: опасность исходит как от властей, так и от неблагополучных соседей. Кроме того, плата за успех довольно высока: в психической сфере обнаруживаются многие трудноразрешимые проблемы, также приводящие к фрустрации.

Сегодня в России уровень тревоги и страха резко вырос, наблюдаются изменения в личности (кризис идентичности) в ответ на бурные изменения в российском обществе. Пациенты, обращающиеся за психиатрической помощью, испытывают деструктивный страх, агрессивность. Если мировая "норма" тревожности не более 15 %, то в России в нынешний период она достигла 60-75 %. Не потому ли число выявленных и поставленных на учет психически больных в России в 1992 г. выросло по сравнению с 1991 г. на 4,7 %, а рост психических расстройств составил в 1993 г. по сравнению с 1992 г. примерно 12 %. На 10,7 % стало больше обращающихся к врачам-психиатрам за консультативной помощью. Количество госпитализаций с 1985 по 1995 г. выросло более чем на 15 %. По мнению специалистов, около 30 % населения России так или иначе нуждаются в психиатрической помощи для того, чтобы их состояние не переросло в хронические заболевания. В три-четыре раза увеличилось число алкогольных психозов. Когда рушится привычный уклад жизни, трудно избежать психологического перенапряжения.

Рост напряженности доводит часть людей до распущенности (депрессивного возбуждения) с преобладанием агрессивности по отношению к себе или окружающим. Это также способствует развитию состояния депрессии, чувства беспросветности, когда многие просто начинают ждать плохих вестей, испытывая нездоровое удовлетворение от того, что дела идут все хуже и никакого просвета не видно.

Аморален был сам способ этих действий, в которых не было любви к Истине: только мстительное желание надругаться над вчерашними кумирами и жажда сенсаций. Все, чем руководствовался homo sovetikus в своей подвижнической философии, все, на чем зиждилось его доверие к миру, к власти, к себе, к людям, низвергалось и обращалось в руины. Взамен же он получил примат личного интереса, утилитарно-прагматического критерия, эмансипации. И ничего, что удовлетворяло бы потребность в смысле жизни, в ценностных ориентирах. Беда наша заключалась в том, что мы, всем существом своим понимая, как жить нельзя, решительно ничего не могли сообщить о том, как жить должно и можно. В части критики наша публицистика и даже массовое искусство были "на высоте", но как только речь заходила о том, чтобы высказать что-либо позитивное, выходило всякий раз нечто вроде "отпустите меня в Гималаи, а не то я завою, а не то я залаю..."; в этом более всего проявилось убожество homo sovetikus: выяснилось, что ему нечего сказать не только миру, но и самому себе; выяснилось, что, освобожденный от гипноза коммунистической фразеологии, он находит внутри себя только ничтожество и пустоту. Поэтому его философией, его здравым смыслом и этикой стала "прагматическая эмансипация", т. е. мировоззрение, в котором господствует критерий выгоды, утилитарной пользы, так что человек считает возможным освободить себя от бесполезных, прагматически неоправданных нравственных обязательств, ценностей, дружбы, любви, родительских чувств, добродетели и др., т. е. вообще от любого человеческого смысла.

Современная массовая культура несет в себе мощнейший заряд агрессии, и подпитка происходит и изнутри, и извне. В мультфильмах, которые показывают сегодня малышам, и сюжет, и изобразительная манера, и интонации героев, и даже частота кадров - все провоцирует агрессию.

Главной причиной является стресс, вызванный сменой мировоззренческой, духовной парадигмы. Если раньше считалось, что спекулировать - плохо, а быть профессором - хорошо, то сейчас мне говорят: спекулировать - это хорошо, а с профессора - какой толк? Люди утратили смысл жизни. Это - ноогенные неврозы, вызванные именно исчезновением цели и смысла жизни. Кроме того, изменяется ощущение социальной реальности: ты никому в обществе не нужен. И тот и другой фактор - нравственно-мировоззренческой природы.

Психология никогда не предназначалась для оправдания социально опасного и саморазрушительного поведения (хотя выходят многие книги, оправдывающие такое поведение, со словом "психология" в названии), которое мешает индивидууму максимально развить свой человеческий потенциал. Психология пытается объяснить причины того или иного поведения, но цель ее в том, чтобы помочь человеку совершенствовать себя, делать себя лучше и счастливее.

Проведение реформ "сверху", игнорирование психологических закономерностей социальных процессов и правовой беспредел привели к нравственно-правовому, а затем экономическому кризисам.

Введение


Актуальность темы. Любое неблагоприятное событие, ставшее достоянием гласности, способно навредить организации. Оно провоцирует кризис, с которым порой не так просто справиться. Из-за кризиса компания становится центром внимания СМИ и других целевых аудиторий, среди которых акционеры, политики, движения в защиту окружающей среды и т.д. Существует отрасль, которая призвана помогать организациям справляться с кризисами – антикризисное управление. Важной частью антикризисного управления является антикризисная коммуникация или антикризисный PR. Это комплекс коммуникативных мероприятий, направленных на прогнозирование, недопущение, преодоление кризиса, а также регулирование его последствий. Разнообразие неблагоприятных событий сделало все типы организаций восприимчивыми к кризисам. Кризисные ситуации имеют множество негативных последствий, среди них: снижение доходов, сокращение штата, потеря репутации, повышенное внимание средств массовой информации, усиление государственной критики, снижение акций, обсуждение в социальных медиа. Любой кризис ставит под вопрос дальнейшее существование компании. Для того, чтобы избежать таких ситуаций, необходимо знать основные принципы антикризисной коммуникации и внедрять их в повседневную деятельность. . Эксперты отмечают, что только 14% кризисов происходят внезапно, остальные случаются по вине организаций. Это значит, что любая компания, правильно осуществляющая антикризисные мероприятия, способна предотвратить неблагоприятное событие. Работа посвящена психологии восприятия информации в кризисных ситуациях. Актуальность темы исследования состоит в том, что нештатные ситуации могут возникнуть в любой момент, поэтому одной из задач в них - правильно организовать информационные потоки, предотвращая нежелательную реакцию в обществе. По расположению своего источника кризисы можно подразделить на внешние, внутренние и смешанные; по направленности воздействий - на непосредственные и косвенные. Цель работы состоит в психологической характеристике кризисного поведения. Для того, чтобы достигнуть поставленную цель, необходимо решить следующие задачи работы: Рассмотреть определение понятия кризис, выявить его основные особенности и виды; Провести анализ восприятия информации в конкретной кризисной ситуации. Эмпирической базой являются официальные сайты «КиноПоиска», а также страницы сервисов «Яндекс» и «КиноПоиск». Также были проанализированы комментарии пользователей с целью выявление реакции на паракризисные и кризисные явления. Объектом исследования является кризисная ситуация на предприятии. Предмет исследования - психологическое восприятие кризисной информации. В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ и сопоставление существующей теоретической базы по данной теме, систематизация полученных данных, кейс-стади. Результаты исследования могут быть использованы предпринимателями, публичными персонами, PR-специалистами в своей деятельности. Кризис может коснуться каждого, поэтому важно понимать, каковы основные принципы антикризисной коммуникации в информационный век. В этом заключается научная и практическая значимость данной курсовой работы. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, составляющих основную часть, заключения и списка использованных литературных источников. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся основные цели и задачи работы. В первой главе рассматривается понятие кризисных ситуаций, возникающих в любом масштабе, также здесь приведены психологические механизмы кризисного поведения. Вторая глава предполагает анализ этого поведения в отношении информации по поводу выбранного события. Таковым является событие, произошедшее с сайтами «Яндекс» и «КиноПоиск». В заключении подведены итоги настоящего исследования.


ВВЕДЕНИЕ 1 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ КРИЗИС 4 1.1 Сущность понятия «кризис» 4 1.2 Виды кризисов 8 1.3 Психологические особенности кризисных ситуаций 10 1.3.1 Стресс 10 1.3.2 Паника 12 1.3.3 Феномен искаженного восприятия 12 1.4 Психологические особенности восприятия информации в кризисных условиях 13 1.5 Процесс эффективного управления кризисом 14 ГЛАВА 2 ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОНКРЕТНОЙ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА «КИНОПОИСК») 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Список литературы


1. Литературные источники: 2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2015 - 656 с. 3. Варакута С.А., Егоров Ю.Н.Связи с общественностью М: Инфра-М, 2013, - 246 с. 4. Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации //Москва, 2013, № 8, С. 66-71. 5. Сорович А.А. Социальная коммуникация: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2015, - 461 с. 6. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2013, - 196 с.

Отрывок из работы


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ КРИЗИС 1.1 Сущность понятия «кризис» Кризис – это событие, по вине которого предприятие попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Есть много определений кризиса. В целом, кризис – это стрессовое событие, ведущее к нарушению привычного процесса работы организации. Можно выделить несколько ключевых моментов, чтобы понять, что такое кризис. Это значительная угроза, которая может иметь негативные последствия, если не будет предпринято должных действий. Кризис может привести к следующему: 1) создать угрозу общественной безопасности; 2) повлечь финансовые потери; 3) нанести урон репутации. . Некоторые кризисы, например несчастные случаи на производстве, могут привести к травмам и даже гибели людей. Кризисы могут повлечь финансовые трудности, сократить долю влияния на рынке. Все кризисы угрожают репутации организации. Данные угрозы взаимосвязаны. Несчастный случай с летальным исходом приведет к краху репутации компании, а потеря репутации будет иметь финансовые последствия. Основной заботой для любой организации должно быть обеспечение общественной безопасности. Это особенно важно во время кризиса. Только после того, как проблема общественной безопасности устранена, можно перейти к решению таких задач, как сохранение репутации и финансовой стабильности. У. Т. Кумбс выделяет кризисы в результате стихийных бедствий и организационные кризисы.

Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о о б р а з о в а н и ю
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

Декан факультета психологии


______________ Э.В. Галажинский
«____» __________ 2009 г.

КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Рабочая программа

Статус дисциплины: федеральный компонент ОПД

Томск 2009


Одобрено кафедрой социальных коммуникаций

Зав. кафедрой, д. ф. с. ф. н., доцент ___________________ И.П. Кужелева-Саган
Рекомендовано методической комиссией факультета психологии

Председатель комиссии, д-р психол. н., профессор


__________________ О.М. Краснорядцева
«____» ____________ 2009г.
Рабочая программа по курсу «Кризисные коммуникации» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 03602 - Связи с общественностью .
Общий объем курса 24 ч. Из них: лекции – 14 ч., семинарские занятия – 8 ч., самостоятельная работа студентов – 2ч. Зачет.

Составитель: Гужова Ирина Викторовна – к. филос. н., ст. преп. кафедры СК ТГУ.
Рецензент:

Кужелева-Саган И.П. – доктор философских наук, доцент


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса: сформировать у студентов системное представление о роли PR в прогнозировании, предотвращении, анализе и преодолении кризисных ситуаций в общественно-политических и бизнес-организациях.

3адачи учебного курса:

Раскрыть сущность и практическую значимость ключевых понятий дисциплины;

Представить существующие типологии кризисов, основные этапы развития кризисных ситуаций, возможные стратегии их преодоления;

Охарактеризовать PR-технологии, используемые в процессе прогнозирования , предотвращения, минимизации последствий кризиса;

Проанализировать механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризиса, учитывая когнитивно-эмоциональную специфику поведения вовлеченных в ситуацию людей;

На основе анализа конкретных ситуаций познакомить студентов с вариантами разрешений кризисов средствами PR (неудачными и успешными), случаями положительного имиджевого эффекта от грамотного построения кризисных и послекризисных коммуникаций;

Выработать у студентов навыки практического применения принципов и технологий кризисных коммуникаций в общественно-политических и бизнес организациях.

Требования к уровню освоения курса . В результате освоения настоящего курса, студенты специальности «Связи с общественностью» должны:

Ориентироваться в существующих подходах к типологизации кризисов, к описанию этапов его развития, к разработке стратегии преодоления кризисных ситуаций;

Иметь представление о кризисных коммуникативных технологиях и специфике человеческого поведения в кризисных ситуациях;

Уметь на основе анализа конкретных ситуаций (а также контент-анализа публикаций СМИ) определять тип и этап развития кризиса, обнаруживать его причину и признаки, разрабатывать стратегию его преодоления (предотвращения, минимизации) средствами PR.
II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Сущность кризиса и основные подходы к определению.

Кризис: подходы к определению понятия, основные характеристики. Соотношение понятий: кризис, неопределенность, риск, конфликт, проблема, опасность, угроза, авария, катастрофа. Соотношение понятий: «антикризисное управление», «антикризисный PR», «кризисный PR», «кризисные коммуникации», «адаптационный PR», «персональный антикризисный консалтинг», «кризисник».


Тема 2. Диагностика кризиса в контексте PR .

Классификационные признаки и типологии кризисов в аспекте связей с общественностью. Факторы и причины возникновения кризиса. Симптомы кризиса. Этапы развития кризиса. Структура кризиса.


Тема 3. Основные принципы кризисных коммуникаций.
Тема 4. Основные направления деятельности кризисника на различных этапах развития кризиса.
Тема 5. Стратегия оперативного антикризисного реагирования:

а) Разработка и реализация оперативной антикризисной PR -стратегии.

Овладение кризисной ситуацией (разработка плана, создание команды, назначение представителя). Принципы управления кризисом и возможные ошибки. Этапы управления в условиях кризиса. Оценка эффективности «PR-сопровождения» кризиса.

Б) Специфика управления информационными потоками в кризисных ситуациях .

Основные проблемы коммуникации в кризисной ситуации (дефицит информации и кризис доверия). Внутренние и внешние потоки информации. Организация собственного информационного потока (в том числе работа над специальным антикризисным сайтом). Создание кризисного информационного центра. Анализ восприятия кризиса общественностью. Освещение кризиса в СМИ. Специфика применения инструментов и технологий PR в кризисных ситуациях. Деятельность спиндоктора. Виды PR-текстов в режиме кризисных коммуникаций. Специфика подготовки ключевых сообщений. Слухи и борьба с ними. Информационные атаки и противодействие им. Обеспечение информационной безопасности.

В) Психология людей в кризисных ситуациях в аспекте коммуникативного взаимодействия.

Когнитивно-эмоциональные особенности восприятия информации в экстремальной ситуации. Инстинкт толпы. Паника, агрессия, страх и факторы, усугубляющие эти эмоциональные проявления. Специфика коммуникативного воздействия на людей в стрессовом состоянии . Правила психологической безопасности и оказания эмоциональной поддержки в ходе установления контакта и сбора информации, при подготовке и написании информационных сообщений. Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисной ситуации.

Тема 6. Антикризисный PR как предкризисное планирование

Определение наиболее вероятных кризисов для организации. Моделирование сценариев реагирования и их апробация в тренинговом режиме. Антикризисный мониторинг. Создание антикризисных программ с целью недопущения кризиса.

Тема 7. Антикризисный PR как превентивное реагирование.

Прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций как основная функция повседневного PR-обслуживания организации (поддержание и коррекция имиджа, оперативность реакции на события, контроль коммуникативных каналов, антикризисный мониторинг). Превентивное реагирование на кризис: заблаговременная подготовка к кризисам как фактор минимизации рисков. Разработка антикризисной PR-стратегии: изменения или адаптации. Адаптационный PR (по А.С. Ольшевскому). Рисковые коммуникации как вариант превентивных антикризисных мер.


Тема 8. Антикризисный PR как посткризисное планирование.

Планирование посткризисных коммуникаций. Оценка эффективности деятельности организации в ситуации кризиса. Исследование влияния кризиса на репутацию базисного субъекта и ее коррекция. Оценка рисков с целью предотвращения рецидивов. Кризис как дополнительный ресурс паблицитного капитала организации. Поиск и использование приобретенных преимуществ организации в послекризисный период .


  1. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятия «кризис», «кризисный ПР» («антикризисный ПР»), «кризисные коммуникации».

  2. Типология кризиса.

  3. Диагностика кризиса по А.С. Ольшевскому.

  4. Основные направления антикризисного ПР. (4 направления)

  5. Основные принципы антикризисного ПР.

  6. Психологические особенности поведения людей в период кризиса. Специфика восприятия информации в кризисной ситуации.

  7. Оперативное антикризисное реагирование: алгоритм действий.

  8. Управление коммуникативными потоками в чрезвычайной ситуации: основные аспекты.

  9. Работа с корпоративными Интернет-ресурсами в предкризисный период и во время кризиса.

  10. Слухи: профилактика и управление.

  11. Основные задачи и стратегия предкризисного планирования.

  12. Цель, задачи, алгоритм превентивного реагирования на кризис.

  13. Рисковые коммуникации как антикризисная коммуникативная технология.

  14. Этап посткризисного планирования.

  15. Функции и методы работы антикризисного ПР-консультанта.

IV . ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ


  1. Классификационные признаки и типологии кризисов в аспекте связей с общественностью.

  2. Кризис как процесс: причины возникновения и этапы развития.

  3. Особенности поведения людей в экстремальных ситуациях .

  4. Этапы управления кризисом средствами PR.

  5. Прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций как основная функция повседневного PR-обслуживания организации.

  6. Кризис как социальное явление: причины возникновения и основные характеристики.

  7. Связи с общественностью как способ кризисного регулирования.

  8. Роль коммуникативных технологий в управлении кризисными ситуациями.

  9. Диагностика кризиса в контексте связей с общественностью.

  10. Разработка и реализация антикризисной PR-программы.

  11. Управление информационными потоками в условиях кризиса.

  12. Психологические аспекты кризисных коммуникаций.

  13. Особенности кризисных коммуникаций в сфере бизнеса.

  14. Особенности кризисных коммуникаций в политике и общественном секторе.

V . РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самост.

№№

в том числе

п/п

Лекции

Семинары

Лабораторные занятия

работа

1.

Сущность кризиса, подходы к определению

2

2

2.

Диагностика кризиса

в контексте PR

PR


4

2

2

3.

Основные принципы кризисных коммуникаций.

1

1

4.

Основные направления деятельности кризисника на различных этапах развития кризиса.

Специфика управления информационными потоками в кризисных ситуациях



1

1

5.

Стратегия оперативного антикризсиного реагирования

6

2

4

6.

Антикризисный PR как предкризисное планирование

4

2

2

2

7.

Антикризисный PR как превентивное реагирование.

2

2

8.

Антикризисный PR как посткризисное планирование.

2

2

ИТОГГГ

ГО

24

14

8

2

V . ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Количество заданий и их веса:



Темы

Практические задания (вес)

1. Понятие «кризис». Типология кризисов.

* Самостоятельная работа на занятии (0,1)

* Реферат по теме (0,1)


2. Диагностика кризиса в контексте PR.

* Реферат по теме (0,1)

* Разработка кейса по теме (0,1)


3. Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисной ситуации.

*Работа с кейсом на занятии (0,1)

* Реферат по теме (0,1)

* Разработка кейса по теме (0,1)

4. Антикризисный PR как предкризисное планирование.



* Учебный проект «Этап предкризисного планирования» (0,2)

Максимальный балл за семестр

5

Зачет (устно+тест)

(0,5)

Самостоятельная работа: с заданием студенты знакомятся непосредственно перед его выполнением на аудиторном занятии.

Реферат: объем реферата на выбранную тему (см. список тем) – не менее 10 страниц (размер шрифта – 14, интервал – 1,5), не считая списка литературы. Список литературы должен содержать не менее 10 источников.

предполагает присутствие студента на занятии, анализ кейса проводится по заданным аналитическим линиям.

Разработка кейса

Начнем с того, что для людей важны не столько абсолютные, сколько сопоставимые величины: сравнивая случившуюся аварию с ей подобными, можно подвести аудиторию к выводу, что она не так уж и опасна - бывает и хуже.

Аналогичного эффекта можно достигнуть, информируя общественность об имеющихся на данный момент критериях допустимости каких-либо отклонений в той или иной сфере. Скажем, одна газета пишет о том, что ваш завод совершает такие-то выбросы в атмосферу. Другая добавляет, что у завода В. эти выбросы больше, а у фабрики С. - меньше. Но обе газеты могут совсем не упомянуть о нормах предельно допустимых выбросов. Другими словами, если вы сами не доведете эту информацию до широких масс, о ней могут никогда не узнать и ваши затраты, например, на создание очистных сооружений останутся не оцененными общественностью.

Скажем, у первостроителей Магнитогорского металлургического комбината идущие из труб разноцветные дымы вызывали в 1930-х годах ощущение гордости за проделанную гигантскую работу. В 1990-х годах былая гордость сменилась на жесткое неприятие дымов: в СМИ появились публикации о том, что комбинат отравляет городскую среду. И только масштабная PR-кампания способствовала внедрению в сознание сбалансированного тезиса: по сравнению с 1930-ми уровень вредности выбросов снижен в десятки раз, и эта работа продолжается.

Более любопытный механизм восприятия действует в обстановке потенциального риска, когда речь идет о соотношении риска и выгоды и на одной чаше условных весов лежит риск, а на другой - выгода. Если риск «весит» больше выгоды, люди отнесутся к реальной или потенциальной опасности негативно, и, наоборот, об опасности в целом или ее отдельных составляющих можно забыть, когда выгода представляется весьма значительной.

Например, в Литве в конце 1980-х годов возникла кризисная ситуация вокруг Игналинской АЭС: считая се опасной, жители требовали закрытия станции и устраивали по этому поводу многолюдные митинги и иные публичные акции. Однако перспектива политической и экономической самостоятельности Литвы изменила негативную установку. По инициативе властных структур республиканский Институт философии, социологии и права распространил среди населения анкету с вопросом: «Предположим, что АЭС переходит в распоряжение Литвы. Имея в виду, что Литве она приносила бы прибыль, каково ваше мнение по этому поводу?»

Ее надо закрыть, - ответили 28% опрошенных.

Но 63% высказались по-другому: выделить валюту и сделать станцию безопасной.

В конечном счете АЭС продолжала работать в самостоятельной Литве, и сильных волнений вокруг нес в течение ряда лет нс наблюдалось.

К особенностям психологического восприятия антикризисной информации относится и то, что люди привыкли воспринимать негативные события личностно, в то время как информация во многих случаях ориентируется на их усредненную массу, пусть и в форме целевой группы. Но если в разговоре о детском лекарстве вы скажете, что осложнения от него вероятны в одном случае из тысячи, заботливая мать никогда не станет покупать ваше лекарство, поскольку реально представит себе, что этим тысячным вполне может стать ее ребенок.

Хотелось бы обратить внимание и вот на какой момент: в условиях кризиса весьма важна последовательность информационно-технологических действий. Так, прежде чем что-то разъяснять, доказывать, опровергать, необходимо завоевать доверие к себе, показать людям реальную заинтересованность в их проблемах, продемонстрировать, что компания готова идти даже на материальные издержки во имя общественного благополучия.

В 1995 г. из-за технических неполадок модели погиб француз - владелец автомобиля «опель астра». Корпорация «Джснсрал моторе Юроп», куда в качестве филиала входил «Опель», тут же начала кампанию информирования клиентов о бесплатной проверке всех автомашин данной модели (только во Франции их число составило 90 тыс.). Последующее изучение общественного мнения и уровень продаж автомобилей показали: целевые аудитории восприняли действия корпорации как свидетельство заботы о своих клиентах и ответственности за них.