Подозрение на коррупцию что делать. Я узнал о коррупции на работе

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

Толерантность населения к проявлениям коррупции;

Отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

Наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

Психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

Незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

Отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка - до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) - это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки - одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

Получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

Получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

Вымогательство взятки;

Получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым - лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www . gosuslugi . ru .

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг. Например, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

Проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

Уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

В случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

Настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

Настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

Не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

В случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

Никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

В строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

Настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 указал: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ:

Отказать в даче взятки.

В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) - об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:

Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы пе­редачи взятки и т.д.);

Постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

Не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации;

Незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

Возможны следующие варианты действий:

Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур - подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.

Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства - жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.

Сегодня о коррупции трубят на всех углах, винят её во всех бедах и неудачах, а также считают своим долгом пожаловаться на нерадивых чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники. Все знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны, но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если коррупция это так удобно?

Хоть все и знают, что значит термин «корупция», мало кто знает, что проблема эта стара как мир. Возможно вы удивитесь, но даже в первобытных обществах было принято делать подношения вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Тогда возникает логичный вопрос - если коррупция в мире существует ровно столько же, сколько живут люди на этой земле, то возможно коррупция это неотъемлемая часть существования любого человеческого общества? Тогда как с ней бороться, если это часть человеческой природы?

Звучит логично, но как тогда объяснить, что есть страны, в которых коррупции нет? Конечно же, обвинить во всем матушку-природу очень легко и удобно, но ведь спорить с фактами весьма непросто. предлагает поговорить просто о сложном и разобраться наконец-то, почему мы никак не можем справиться с этой бедой.

Определение коррупции

Наверняка вы прекрасно знаете, что представляет собой данное понятие. В основном под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Однако стоит заметить, что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в перевде с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном секторе тоже.

Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.

Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.

Виды и формы коррупции

Понятие коррупции невероятно многогранное, соответственно, в зависимости от определённых параметров можно выделить несколько основных видов :

В зависимости от сферы проявления:

  • административная коррупция и как её разновидность бытовая;
  • деловая коррупция;
  • политическая коррупция.

В зависимости от формы преследуемой выгоды:

  • взятка;
  • взаимовыгодный обмен любезностями (патронаж, непотизм).

В зависимости от уровня распространения:

  • низовая (индивидуальная);
  • вершинная (институциональная);
  • международная.

В зависимости от проявления выделяют следующие основные формы коррупции :

  • взяточничество;
  • злоупотребление своим положением и властью;
  • торговля внутренней информацией;
  • непотизм/покровительство/фаворитизм;
  • лоббизм;
  • растрата;
  • нецелевое использование средств.

Причины коррупции

Причин существования такого явления как коррупция несчётное множество. Конечно же, мы не будем перечислять их все, сосредоточимся на лишь на основных.

Наверное основным мотивом , который заставляет людей идти на подобное преступление, является простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей на подобные поступки, заставляя забыть о моральных устоях. Другими первоочерёдными мотивами выступают :

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Наиболее коррумпированные сферы

Transparency International - неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру, ежегодно публикует отчёт, в котором представлены результаты их исследования, а также рассчитан Индекс восприятия коррупции практически для всех стран мира.

Согласно отчёту Transparency International за 2017 год, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.

В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в госзакупках, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже у священнослужителей не оказалось ничего святого, ведь коррупция существует даже в церкви. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере жкх.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередкие. Новостная лента часто пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. Все мы слышали о деле Онищенко, газовых схемах Курченко, операции «Янтарь», деле Алексея Улюкаева, деле «Оборонсервиса» и многих других.

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60 до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера благоволит процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинство граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что бизнесмена, сбившего людей, оправдали, или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

Чем опасна коррупция?

Если вам кажется, что коррупция - явление безобидное, то вы глубоко заблуждаетесь. Её егативное влияние на государство, общество и каждого гражданина в частности трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои общества, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Статистика в СНГ и мире

Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.

Страна 2017 год 2016 год 2015 год
Дания 2 место 1 место 1 место
Сингапур 6 место 7 место 8 место
Германия 12 место 10 место 10 место
США 16 место 18 место 16 место
Азербайджан 122 место 123 место 119 место
Казахстан 122 место 131 место 123 место
Украина 130 место 131 место 130 место
Россия 135 место 131 место 119 место

Согласно информации, представленной в последнем отчёте «Барометр мировой коррупции», большинство жителей стран СНГ (56%) не верит, что от них зависит результативность борьбы с коррупцией. В среднем по СНГ 30% граждан были вынуждены давать взятки. Стоит заметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза составляет всего 9%.

Кроме того, согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской компании PwC, практически 30% менеджеров высшего звена крупных компаний в странах СНГ имели дело со взяточничеством и другими проявлениями коррупции.

Стоит обратить внимание, что за последние несколько лет ущерб от коррупции вырос в пять раз. Также, результаты исследования сообщают, что 57% опрошенных недовольны тем, как их правительства борются с коррупцией (в Украине данный показатель зашкаливает – 87%).

Методы борьбы с коррупцией

Антикоррупция - это комплекс мер, направленных на своевременное предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и (или) устранение последствий подобных преступлений.

В настоящее время активную борьбу с коррупцией ведут практически все страны мира, а те, кому удалось совладать с ней, держат ситуацию на контроле и проводят регулярную профилактику. Более того, войну продажности сегодня объявили уже и международные организации, пример тому – ООН и Transparency International. Наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.

Единого подхода к искоренению данной общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна - чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.

Вероятно самым радикальным методом борьбы с коррупцией является абсолютное обновление всей системы – распустить власть, провести реформы в судебной системе, переписать основы государственного управления.

Кроме того, выделяют еще 3 действенных метода борьбы с коррупцией :

  • ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции;
  • создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
  • усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции.

Из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии для хранения публичных данных. В 2017 году технологию начали тестировать в правительствах отдельных стран. Эксперты уверены, что внедрение блокчейна может предельно снизить возможность осуществления нелегальных коппупциооных схем благодаря хранению информации в открытом реестре.

Более того, свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала работа с обществом. В данном контексте речь идёт о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационное обеспечение граждан, повышение уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.

Выводы

В данной статье мы с вами кратко обсудили, что такое коррупция и как с ней бороться. Это явление оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны. Способствуя росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже самим же себе. К сожалению, мы с вами живём в такой стране, где даже ребёнок знает, что значит «продажный чиновник». Возможно вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не снимайте с себя ответственность. Поверьте, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Решил немного поразмышлять на тему коррупции
Борьба с коррупцией: оценка необходимости и перспектив.
Самый важный вопрос, который хотелось бы затронуть в пределах этого размышления, касается некоторых аспектов проблемы борьбы с коррупцией, в частности перспектив и необходимости борьбы с ней.
Начнем с основ. Коррупция, как известно переводится с латыни, как разложение. Однако, не всякое разложение есть коррупция. В юридическом смысле коррупция - это разложение в пределах государственного механизма. Можно даже конкретизировать понятие разложение следующим образом: когда законно, а точнее конституционно установленная цель государственных органов - равное (принцип равенства) способствование реализации прав всех граждан - подменяется личной (корыстно направленной) целью. Учитывая, что такая практика осуществления своих полномочий государственными органами может привести к искажению и деградации тех ценностей, идей и идеалов на базе которых зиждется концепция современного демократического, и главное правового государства; и это в конечном итоге превратит государство в инструмент для реализации отдельных корыстно направленных интересов власть имущих, в то время как права и законные интересы граждан будут всячески нарушаться. Именно поэтому борьба с коррупцией должна присутствовать. Но как обычно вопрос, особенно в российских реалиях, упирается в проблемы реализации этой борьбы. Не всегда возможно определить, рассчитать и измерить ту меру, за пределами которой борьба с коррупцией превратится в еще одну коррупционную проблему государства, а потраченные на эту борьбу средства будут способствовать не сокращению, а возрастанию коррупционных проявлений. Можно с уверенностью констатировать, что такая фиктивная борьба ни обществу ни государству не нужна. В таких условиях вполне четко встает вопрос, во-первых, о недееспособности государства, которое должно борьбу организовывать и о неспособности самого общества повлиять на эту ситуацию, во-вторых, о необходимости поиска новых путей решения проблемы коррупции.
Таким решением в определенных условиях и с определенными оговорками может стать перевод коррупционного порядка оказания государственных услуг в легальное русло. Безусловно, звучит это абсурдно и крайне неразумно, но так ли это на само деле?
Для того чтобы это выяснить посмотрим на этот вопрос как на новую концепцию развития государства. Сразу скажем, с одной стороны эта идея может
показаться новой интерпретацией модели монетаристского государства. С другой стороны, перевод коррупционных проявлений в легальное русло наглядно демонстрирует все преимущества и недостатки системы товарно-денежных отношений и деформаций в психологическом состоянии общества, когда достижение материального благополучия становится недостижимой целью всей жизни человека. Кажется, это скорее психологическое, нежели правовое русло, но как выясняется это не совсем так, постольку, поскольку до сих пор идут дискуссии о природе права, его месте и предназначении в нашей жизни. Больше того, нельзя отрицать тот факт, что право отражает далеко не только и даже не столько общие правила жизни общества, сколько психологическую симптоматику каждого конкретного общества. В этом ключе, представляется, что по состоянию конкретной правовой системы можно ставить диагноз конкретному обществу. Ведь право - это не законы данные Богом (хотя с этим в ином случае можно поспорить), и не правила продиктованные исключительно государством, а скорее психология конкретного общества и/или всего человечества, прошедшая процесс объективизации через механизм государства. При этом об источнике этой психологии по-прежнему можно спорить, утверждая и доказывая ее вполне человеческое либо же божественное происхождение. Собственно именно поэтому вполне справедливо то изречение, которое гласит: мы заслужили, то, что имеем. Ведь общественная психология уникальна, как уникальна и правовая система, причем даже не столько буква закона, сколько дух закона, который ее пронизывает и наполняет подлинно демократическим/антидемократическим смыслом.
Впрочем, перейдем к рассмотрению возможных вариантов легализации коррупционных проявлений.
Концепция «Государство - сервис» или «Сервисное государство».
Основные положения:

  1. Государство выполняет социальные заказы в обычном и ускоренном порядке (за деньги).
  2. Граждане- становятся потребителями услуг, для которых имеет значение сроки и порядок выполнения услуг.
  3. Выполнение
  4. Государство легализует коррупцию, как выполнение тех же услуг, но за дополнительную плату.
  5. Налогообложение как таковое отсутствует, за исключением налога на оказание услуг. Государство получает доход за счет обращения с государственной собственностью.
  6. Вмешательство государства в экономику ограничено изданием законов ограничивающих оборот нежелательных с общественной точки зрения товаров; а также государственными органами осуществляющими противодействие монополии.
  7. Контроль и надзор сугубо общественный
  8. Главная ценность деньги и капитал в получении которых заинтересованы все члены общества.

В тоже время такая схема не будет работать (если она и будет работать то также как в 90-х) она чисто гипотетическая, идеализированная и отстраненная от реальности, она позволяет просмотреть те вещи те черты которые при обычном рассмотрении и обычном фокусе выявить невозможно.
Коррупция это всегда угроза государству в том смысле в котором мы его себе представляем и противодействие ей безусловно необходимо.

В качестве адекватной одной модели, позволяющей минимизировать коррупционные проявления можно рассматривать электронную демократию и электронный документооборот.

В рамках этой темы я бы предложил предлагать конкретные схемы минимизации коррупционных проявлений в России.
Извиняюсь за такое долгое вступление.

Если вы узнали о коррупции на работе, вы можете сообщить об этом в правоохранительные органы. Подробно опишите все обстоятельства, если у вас есть какие-то подтверждающие ваши слова документы - используйте их, и обращайтесь в прокуратуру, Следственный комитет или полицию по телефонам доверия или через формы на сайте. Обращение можно отправить и анонимно.

Понятно, что это непростое решение, которое может повлечь серьезные последствия и для виновных лиц (закон устанавливает ответственность за коррупцию вплоть до уголовной), но и для вас. В Госдуму сейчас внесли законопроект, защищающий сотрудников, которые сообщили о коррупционных правонарушениях. Если проект будет принят, сообщившего о коррупции будут в течение двух лет защищать от увольнения и другого ущемления прав на работе, помогут скрыть его личные данные, если он будет участвовать в судебном процессе - предоставят юридическую помощь.

Также можно привлечь общественные организации и СМИ. Последним вы можете передать сведения с условием неразглашения вашего имени, что предусмотрено Законом “О СМИ”.

Если ситуация приобрела серьезный характер, ведется расследование и идет судебный процесс над коррупционерами, то к вам как свидетелю (потерпевшему) по делу могут быть применены меры государственной защиты. Такие меры могут применяться и до возбуждения уголовного дела. Главное, чтобы опасность, вам угрожающая, была воспринята сотрудниками правоохранительных органов, судом как реальная. Лучше самому письменно попросить о применении мер защиты, подробно описав существующие угрозы. Здесь все может быть как в фильмах: от предоставления личной охраны и охраны жилища до переселения на другое место жительства, изменения документов и внешности.

Сообщить о коррупции – это серьезный гражданский поступок, возможные последствия которого иногда трудно предугадать. И решать этот вопрос лучше с компетентным юристом, которому вы доверяете.

Чем вам так "насолил" вопрошающий?)) если он узнал (услышал, видел), то доказательств у него, естественно не может быть, а если он замешан, то единственный способ не рисковать это либо уволиться либо перевестись в другой отдел (район и тд.). коррупцией пронизана вся система гос управления и "предателей" все равно она отторгнет.. перспективы судебной у подобных случаев доноса нет, поскольку нужна подстава (деньги в руки передать), анонимное сообщение отправят в мусорную корзину поскольку вода без фактуры (там и итак все всё знают)..если не хочешь иметь дело с коррупцией, то не работай в этой среде..донос, участие в подставе, слив инфы обернется для инициатора в ЛЮБОМ случае боком.

Коррупция - это пагубное и довольно неприятное злодеяние, которое может совершаться в различных сферах деятельности. Все страны мира пытаются бороться с данным преступлением, которое негативно влияет на уровень благоустройства жизни граждан.

Что такое коррупция?

Слово "коррупция" происходит от древнего слов "corrumpere", что значит "портить", и "corruptio", расшифровывающееся как "продажность". Данный термин обозначает уголовное преступление, основывающееся на превышении своих должностных прав уполномоченными лицами, которые используют свое служебное положение с целью получения личной прибыли при оказании нарушающих закон услуг.

Кто может быть коррупционером?

Заниматься коррупцией может любое должностное лицо, наделенное какой-либо властью:

  • чиновник;
  • сотрудник правоохранительных органов;
  • депутат;
  • политик;
  • судья;
  • адвокат;
  • администратор какого-либо заведения;
  • врач;
  • учитель;
  • экзаменатор и т.д.

Откуда берется коррупция?

Прежде всего, коррупция относится к человеческим порокам. Если человек готов брать или давать взятки, а значит нарушать закон, то это говорит об отсутствии у него моральных и нравственных устоев. Совестливый человек никогда себе не позволит заниматься подкупом. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что коррупция берет свое начало в детстве, в неправильном моральном воспитании в семье.

Виды коррупции

Взяточничество может затрагивать обширные области человеческой деятельности.

Коррупция бывает:

  1. Индивидуальная. Это самый мелкий вид коррупции, который обычно имеет несистематический характер и относится к бытовому виду. Чаще всего такое взяточничество затрагивает небольшие суммы обмена.
  2. Мелкая. Это маломасштабный вид коррупции, который имеет тенденцию совершаться повседневно. Мелкая коррупция относится к бюрократическо-общественному типу. Часто имеет внешне законный вид, основывающийся на путях обхождения законов. При мелком взяточничестве также фигурируют не очень большие суммы, а предметом нарушения закона является решение обыденных вопросов, в таких местах, как: больницы, школы, местные налоговые и правоохранительные органы.
  3. Политическая. Такой вид коррупции относится к большому или "грандиозному" уровню. Обычно взяточничество такого типа касается незаконного превращения государственных активов в частные. Одна из сторон, нарушающая закон, будет являться политическим деятель. Этот вид коррупции считается наиболее пагубным для народа и ведет к становлению правительства клептократическим.

Борьба с коррупцией

С взяточничеством можно бороться совершенно разными методами:

  • Главным, из которых является обязанность граждан сообщать о фактах коррупции, свидетелями которых они стали.
  • Также государство может бороться с подкупами посредством увеличением зарплат населению.
  • Одним из действенных методов борьбы с подлогами является строгое оперативное наказание.
  • Победить коррупцию поможет упрощение бюрократических процедур.
  • Еще одним способом борьбы является предотвращение коррупции с помощью правового и этического воспитания населения.

Кому сообщить о коррупции?

Взяточничество, подкупы и подлоги ухудшает благосостояние и уровень жизни не только страны в целом, но и каждого гражданина в отдельности. Поэтому очень важно проявлять бдительность и сообщать о коррупции органам власти. Делать это стоит даже при малейших подозрениях о ее совершении. Но куда сообщить о коррупции?

Борьбой с коррупцией занимается в нашей стране Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ), которое подразделяется на Главное управление экономической безопасностью и противодействие коррупции (ГУЭБиПК) и Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ.

Чтобы доложить о вымогательстве взятки служебным лицом или о злоупотреблении своими полномочиями чиновника, следует обратиться в ГУЭБиПК МВД РФ по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8 А, стр. 3. Также можно обратиться в региональные подразделения УЭБиПК/ОЭБиПК (работают данные службы круглосуточно).

Найти контакты нужного подразделения всегда можно на официальном сайте регионального ОВД.

Когда гражданин становится свидетелем вымогательства взятки сотрудниками правоохранительных органов (включая работников ОВД), ему следует обратиться в ГУСБ МВД РФ и его структурные подразделения.

Чтобы избежать утечки информации при донесении на сотрудников ОВД, следует обратиться в подразделение собственной безопасности. Адрес ГУСБ МВД РФ: г. Москва, ул. Пионерская Б., д. 6/8.

Как можно сообщить о коррупции анонимно?

Согласно закону, уполномоченные структуры обязуются сохранять в тайне имя человека, который сообщил о факте нарушения действующего законодательства, связанного с коррупционной деятельностью.

Если же свидетель взяточничества настаивает на анонимности заявления ввиду обеспокоенности за собственную безопасность, он может попробовать воспользоваться услугами почты, электронными анонимными сервисами или же общественной телефонным аппаратом. Вне зависимости от пути получения все заявления принимаются во внимание соответствующими службами.

Напрямую к Президенту

Воспользовавшись услугами интернета, можно напрямую отправить письмо Президенту РФ, должностному лицу Администрации Президента РФ или же в Администрацию Президента РФ. Сделать это можно на официальном сайте.

По желанию можно воспользоваться помощью антикоррупционных СМИ.

Также есть возможность анонимно обратиться в межрегиональную общественную организацию. Адрес: 123007, Москва, 2-й Хорошевский проезд, д.7/1.