Сро пожарное, пожарное сро, сро пожарная сигнализация. Получение пожарных лицензий мчс Лицензия МЧС на работу со средствами обеспечения пожарной безопасности


Пожарное СРО
или лицензия? Законодательство в сфере лицензирования меняется столь динамично, что представителям производственного сектора не всегда удается отследить нововведения и оперативно разобраться в новых требованиях.

Специалисты компании Benchmark consulting Group помогут вам сориентироваться в законодательных новшествах и обеспечат всестороннюю информационную поддержку при вступлении в пожарное СРО .

Что дает вступление в пожарное СРО?

Предполагается, что согласно предложенному законопроекту № 305620-5 в ближайшем будущем вступит в силу закон, отменяющий лицензирование в сфере пожарной безопасности. В связи с чем, допуск пожарного СРО понадобится всем организациям, выполняющим:

  • профилактические мероприятия по предотвращению пожаров и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • производство и тестирование изделий пожарно-технического назначения;
  • изыскательские, проектные работы, испытания, экспертизы и научно-техническое консультирование;
  • трубо-печные и огнезащитные работы;
  • работы по монтажу, ремонту и сервису систем противопожарной защиты;
  • сервисное обслуживание первичных средств пожаротушения;
  • экспертную независимую оценку пожарного риска.

Вплоть до окончательной отмены лицензирования в сфере пожарной безопасности, пожарные СРО предполагают возможность льготного вступления в состав членов некоммерческого партнерства. В частности, многие пожарные СРО предлагают сниженные членские и вступительные взносы, а также минимизированные размеры страхования для новых членов пожарного СРО.

На текущий момент единственным документом, обеспечивающим легальный допуск к ведению официальной деятельности в области пожарной безопасности, является на деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Однако, ряд пожарных СРО (саморегулируемых организаций в форме некоммерческого партнерства) уже сегодня вполне успешно функционирует, реализовывая комплексное правовое сопровождение профессиональной деятельности членов организации и оказывая полномасштабную поддержку в аттестации персонала и повышении квалификации сотрудников.


Вступив в пожарное СРО уже сейчас, вы сэкономите время и деньги в будущем. Ведь после отмены лицензирования, большинство компаний отрасли пожарной безопасности будут стремиться как можно быстрее оформить свидетельство о допуске СРО, дабы избежать простоев в работе, и в то же время не попасть под административную ответственность, ввиду оказания услуг без свидетельства о допуске пожарного СРО.


Саморегулируемая организация в области пожарной безопасности - это некоммерческая организация, которая создана для осуществления регулирования и контроля деятельности компаний и ИП, занимающихся проведением работ и оказанием услуг в сфере пожарной безопасности, в том числе монтажом средств и систем предупреждения и предотвращения пожара, а также пожарно-технических средств.

СРО в данной сфере в данный момент является добровольным, вступление не отменяет необходимости оформлять лицензию. В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности». Согласно этой правовой норме членство в СРО станет обязательным для субъектов, занимающимися услугами в области обеспечения пожарной безопасности и охраны, и заменит собой лицензию.

СРО в пожарной безопасности регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой с момента включения в единый государственный рееср СРО в области пожарной безопасности (в данный момент - ).
Для того, чтобы некоммерческая организация получила статус СРО требуется, согласно новому проекту закона, чтобы она объединяла в себе не менее 50 организаций и ИП, а также имела в наличии компенсационный фонд - в размере не менее чем 50 000 рублей на одного члена. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности подлежит обязательному страхованию. В данный момент, для регистрации добровольного СРО, требуется не менее 25 членов (ИП и юрлиц), с минимальным взносом на каждого 3 000 рублей.

СРО должна разработать и утвердить следующие документы:
- стандарты СРО;
- правила контроля в области саморегулирования;
- требования к предпринимательской деятельности членов СРО;
- систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение правил контроля и саморегулирования, требований технических регламентов и требований стандартов СРО.

Контроль за деятельностью добровольных СРО в области пожарной безопасности осуществляет в настоящее время Росреестр (лицензирование осуществляет МЧС России).

Целями деятельности СРО является:
- предупреждать причинение вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также государственному и муниципальному имуществу, объектам культурного наследия и имуществу организаций;
- охранять окружающую среду, жизнь и здоровье животных;
- повышать качество противопожарных услуг;
- способствовать снижению административных барьеров.

Основные направления деятельности СРО:
- разработка и утверждение стандартов и правил;
- представление интересов своих членов в отношениях с органами госвласти;
- осуществление контроля за соблюдением членами СРО законов, установленных правил и стандартов в области пожарной безопасности; - ведение реестра субъектов, входящих в данное СРО;
- организация информационного и методического обеспечения своих членов.

Преимущества СРО в области пожарной безопасности:
- осуществляет защиту прав и законных интересов членов;
- членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых работ;
- членство способствует взаимной поддержке ее членов;
- осуществляет информационную поддержку членов.

Для вступления в добровольное СРО в пожарной безопасности необходимо представить следующие документы:
- Регистрационные и учредительные документы ИП и юрлиц (свидетельства ОГРН, ИНН, устав, выписку из ЕГРЮЛ, приказ о назначении руководителя), информацию на специалистов;
- Оплатить взносы.

Национальный Союз саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности:
Предполагается, что все СРО данной области войдут в Национальный Союз, который представляет из себя общероссийскую негосударственную некоммерческую организацию. Являясь юридическим лицом Союз имеет свои расчетные счета, собственную печать, собственные бланки и штампы.
Высшим органом Союза является Всероссийский съезд СРО, который заседает не реже чем раз в 2 года.
Коллегиальный исполнительный орган Союза - Президиум, состав которого избирается на 4 года тайным голосованием.

Задачи Союза:
- вести реестр СРО (членов Союза);
- соблюдать общественные интересы СРО;
- обеспечивать взаимодействие СРО с органами государственной власти, с потребителями услуг и работ;
- защищать права СРО;
- координировать деятельность, создавать при минимальных усилиях и затратах единую систему саморегулирования производства продукции, оказания услуг и выполнения работ в области пожарной безопасности;
- разработка и утверждение стандартов СРО;
- разработка нормативных документов в области пожарной безопасности;
- представление рекомендаций и экспертиза нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность в пожарной безопасности;
- составление программ профессиональной подготовки и переподготовки;
- методическое сопровождение субъектов СРО;
- организация и осуществление деятельности общероссийского третейского суда;
- организация и осуществление деятельности общероссийской аттестационной комиссии;
- рассмотрение жалоб и ходатайств как членов СРО, так и потребителей их услуг и продуктов.

Устранить административные барьеры для предпринимателей - главная задача правительства Российской Федерации. Было решено, в связи с этим, внедрить саморегулирование в основные сферы деятельности. В результате появились СРО строителей, СРО арбитражных управляющих, СРО изыскателей и т.д. Естественно, сфера пожарной безопасности не могла остаться в стороне.

Для введения саморегулирования в эту область был разработан законопроект No305620-5, который должен заменить лицензирование на механизм саморегулирования.

Что такое СРО

Саморегулируемая организация (СРО) в области пожарной безопасности – это некоммерческая организация, которая создана для осуществления регулирования и контроля деятельности компаний и предпринимателей, занимающихся проведением работ и оказанием услуг в сфере пожарной безопасности, в том числе монтажом средств и систем предупреждения и предотвращения пожара, а также пожарно-технических средств.

Зачем нужна СРО

Создание в противопожарной отрасли института СРО обусловлено зависимостью потребителей от качества предоставляемых компаниями услуг в данной области. От грамотного монтажа противопожарных систем зависит безопасность людей, поэтому данной проблеме стали уделять особое внимание. Важным является и правильное составление проекта систем, обеспечивающих пожарную безопасность, и качество используемого при этом оборудования, и уровень выполняющих его установку работников.

Таким образом, сфера пожарной безопасности должна жестко регулироваться. Добиться положительного результата в современных условиях возможно только с помощью саморегулируемых организаций пожарной безопасности.

Контроль качества в противопожарной сфере

Так, за членами СРО пожарников устанавливается строгий, но в тоже время открытый контроль. Создание СРО противопожарной безопасности будут решены следующие проблемы:

  • недобросовестный монтаж
  • низкий уровень квалификации работников-
  • слабая профподготовка персонала
  • отступление от проекта во время проведения работ-
  • нарушение сроков гарантии
  • отсутствие четкого планирования и должного уровня контроля

При наличии СРО пожарной безопасности все вышеперечисленные проблемы можно легко решить, а кроме того повысить эффективность и результативность выполняемых на объекте работ.

Для достижения этой цели важно:

  1. правильно сформировать требования к потенциальным членам СРО, чтобы в его состав могли войти достойные представители рынка пожарной безопасности, а недобросовестные компании могли бы при этом отсеяться.
  2. построить механизм получения допуска исключительно для тех организаций, вступивших в СРО пожарной безопасности, которые способны предоставлять высококачественные услуги, нести ответственность за свою работу, производить товары на современном уровне технологического развития.

Стоимость вступления в СРО пожарной безопасности

Перед вступлением в объединение пожарных организаций нужно запланировать следующие траты:

  • Единоразовый взнос в компенсационный фонд – от 10000р;
  • Вступительный взнос может составлять от 10000р;
  • Членский взнос платится ежемесячно, его сумма зависит от конкретного СРО;
  • Страховка гражданской ответственности в зависимости от региона может составлять от 0 до 10 тысяч рублей;

Перед оплатой необходимо удостовериться что все взносы и платежи являются официальными платежами и перечисляются на расчетные счета саморегулируемой организации (пожарное СРО).

Есть ли необходимость вступать в СРО строителей и получать допуски к работам, если организация занимается преимущественно ремонтом и обслуживанием средств обеспечения пожарной безопасности? Нужен ли допуск СРО на монтаж систем пожарной сигнализации, систем дымоудаления и вентиляции, иных систем обеспечения пожарной безопасности зданий?

В каких случаях допуски СРО необходимы, а в каких достаточно иметь лицензию МЧС на осуществление указанной деятельности?

Ответ :

Федеральным законом N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.

Конкретизированный перечень «пожарных» работ приведен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, которым утвержден «Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». В перечень вошли следующие виды работ:

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт (включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ):

  • систем пожаротушения и их элементов;
  • систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов;
  • систем противопожарного водоснабжения и их элементов;
  • систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции;
  • систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов;
  • противопожарных занавесов и завес;

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт

  • заполнений проемов в противопожарных преградах
  • первичных средств пожаротушения
  • фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

3. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов

4. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

Вместе с тем, Раздел III Перечня работ , утвержденного Приказом Минрегиона № 624 также включает в себя ряд видов работ, направленных на снижение риска возникновения пожара, монтаж оборудования для ликвидации пожара и иные виды работ, противопожарной направленности: пункты 9.3, 10.1, 10.3, 12.1, 12.2, 12.3, 12.12, 15.1, 15.4, 15.6, 20.1, 20.12, 20.13, 23.6, 24.5, 24.6, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12, 24.14, 24.29, 31.5.

В своем заключении от 29.06.2012г. «Об экспертизе приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624», Минэкономразвития РФ указывало на то, что Перечень работ (подлежащих лицензированию МЧС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 и Перечень работ, утвержденный Приказом Минрегиона № 624 (на выполнение которых необходим допуск СРО), частично дублируются и на участников строительного рынка ложиться бремя несения финансовых затрат как на вступление в строительную СРО, так и на получение лицензии МЧС, что вряд ли приводит к позитивным результатам в плане развития строительной отрасли. В частности, в упомянутом заключении указывалось на то, что «входящие в перечень постановления N 1225 виды работ совпадают с видами работ утвержденного приказом N 624 Перечня не буквально: как правило, "пожарный" вид работ является частным случаем вида работ, указанного в Перечне.

Таким образом, в соответствии с постановлением N 1225 перечисленные виды работ Перечня полностью или частично (в части обеспечения пожарной безопасности) подлежат лицензированию МЧС России. В соответствии с приказом N 624 для выполнения данных видов работ необходимо свидетельство о допуске от СРО.

В сложившейся ситуации организации, выполняющие данные виды работ, вынуждены получать и лицензию МЧС, и допуск СРО, что ведет к необоснованным финансовым затратам».

Данный вопрос являлся предметом спора в Верховном Суде РФ, который отверг доводы заявителя о том, что виды работ, перечисленные в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона № 624, полностью или частично совпадают с видами работ, указанными в приложении к Положению о лицензировании.

Позиция Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ указал, что Перечень работ , и в частности, его раздел III содержит виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на объекте незавершенного строительства, тогда как деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. (из решения Верховного Суда РФ от 09.04.2013 N ГКПИ13-7)

Таким образом, для выполнения работ по монтажу систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и иных видов работ противопожарной направленности требуется как лицензия МЧС, так и свидетельство о допуске СРО к соответствующим работам только при осуществлении строительства, реконструкции или капитального ремонта здания и сооружения.

Деятельность, касающаяся эксплуатации объектов и осуществления текущего ремонта зданий и сооружений (в том числе объектов капитального строительства), законодательством о градостроительной деятельности не регулируется.

То есть если речь идет об объекте, сданном в эксплуатацию, то на выполнение работ, связанных с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и прочих систем и их элементов, требуется только лицензия МЧС, вступать в СРО и получать свидетельство о допуске к работам нет необходимости.

Кроме того, следует также напомнить, что допуски СРО на выполнение указанных выше работ не требуются и в том случае, если данные работы (в том числе по монтажу систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и т.д.) выполняются на объектах:

  • для которых не требуется выдача разрешения на строительство;
  • индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);

и других, указанных в п. 2 Приказа Минрегиона N 624.

Рекомендуем также по теме : "нужна ли лицензия на монтаж пожарной сигнализации "? "нужна ли лицензия на проектирование пожарной сигнализации, систем пожаротушения "? "

Проект N 305620-5

Вносится депутатами Государственной Думы
В.А. Востротиным, М.И. Гришанковым,
Г.В. Гудковым, В.И. Колесникомым,
А.Д. Куликовым, В.С. Плескачевским,
А.М. Розуваном

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649, 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33,ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30 ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635) следующие изменения:

1) дополнить частью второй следующего содержания:

"Саморегулируемые организации в области пожарной безопасности (далее - саморегулируемые организации) - некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом в целях организации выполнения, входящими в состав указанных организаций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей работ и услуг в области пожарной безопасности.";

2) часть первую статьи 24 дополнить абзацами следующего содержания:

"независимая оценка пожарного риска;

расчет по оценке пожарного риска.";

3) дополнить главой V_1 следующего содержания:

"ГЛАВА V_1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 39_1. Деятельность, основные цели, функции, права и обязанности саморегулируемой организации

Деятельность, основные цели, функции, права и обязанности саморегулируемой организации осуществляются в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и настоящей главой.

Основные цели, содержание деятельности саморегулируемых организаций направлены на:

предупреждение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных, объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее - вред) при выполнении и оказании услуг в области пожарной безопасности членами саморегулируемых организаций;

повышение качества выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности членами саморегулируемых организаций.

Статья 39_2. Приобретение статуса саморегулируемой организации

Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения пожарной безопасности по одному или нескольким видам работ, услуг определенных частью второй настоящей статьи и внесенная в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Виды работ и услуг в области пожарной безопасности по профилактике пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе, производству и проведению испытаний пожарно-технической продукции, выполнению проектных и изыскательских работ, проведению научно-технического консультирования и экспертизы, испытанию веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность, обучению населения мерам пожарной безопасности, огнезащитным и трубо-печным работам, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем и средств противопожарной защиты, ремонту и обслуживанию пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановлению качества огнетушащих средств, независимой оценке пожарного риска, расчетам по оценке пожарного риска должны выполняться только юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, являющимися членами саморегулируемой организации, и имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ и услуг.

Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляются без вступления подразделений федеральной противопожарной службы в саморегулируемую организацию в области пожарной безопасности.

Внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций осуществляется федеральным ом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями), в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", и статьей 39_3 настоящего Федерального закона.

Статья 39_3. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации

Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих виды работ и услуг в области пожарной безопасности указанные в части второй статьи 39_2 настоящего Федерального закона, при условии ее соответствия следующим требованиям:

объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации. При этом обязательное страхование ее членами ответственности за выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

наличие документов, предусмотренных настоящего Федерального закона.

При определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо.

При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответственно выполняющие виды работ и услуг в области пожарной безопасности.

Статья 39_4. Документы саморегулируемой организации

Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:

стандарты саморегулируемой организаций - документы, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами в области пожарной безопасности требования к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности, к результатам выполнения указанных работ и оказанию услуг, системе контроля за выполнением указанных работ и оказанием услуг;

требования к выдаче свидетельств о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности;

правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Документы саморегулируемой организации не должны:

противоречить требованиям установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, нормативными документами Российской Федерации;

устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;

привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.

Статья 39_5. Допуск к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности

Допуск к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности (далее - свидетельство о допуске). Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Срок действия свидетельства о допуске - 5 лет.

При отсутствии в период срока действия свидетельства о допуске нарушений стандартов и правил саморегулируемой организации со стороны члена саморегулиремой организации, по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулироуемой организации, принятому на основании заявления члена саморегулируемой организации, свидетельство о допуске продлевается на установленный настоящим Федеральным законом срок.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы или оказывать услуги при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ и услуг.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ.

Минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске:

наличие у работников юридического лица, у работников индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности. При этом не менее трех работников должны иметь высшее профессиональное образование или не менее пяти работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее трех лет для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее пяти лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

наличие у индивидуального предпринимателя, руководителя организации высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, а так же стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

повышение квалификации индивидуальных предпринимателей, руководителей организаций не менее одного раза в 5 лет.

Действие свидетельства о допуске к работам прекращается:

по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, принятому на основании заявления члена саморегулируемой организации;

по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации при установлении факта наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к такому же виду работ;

по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок выявленных нарушений в соответствии с 10 Федерального закона "О саморегулируемых организациях";

по решению суда;

в случае прекращения членства в саморегулируемой организации.

Статья 39_6. Административная ответственность за нарушение требований при выполнении работ и услуг в области пожарной безопасности, которые оказывают влияние на пожарную безопасность объектов защиты

Административную ответственность за нарушение требований при выполнении работ и услуг в области пожарной безопасности без свидетельства о допуске, если такое свидетельство является обязательным и нарушение минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске несут юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации."

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; N 50, ст. 4925; 2003, N 2, ст. 169; N 11, ст. 956; 2005, N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 11; N 31, ст. 3455; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 7, 15; N 30, ст. 3748, 3749, 3750; N 45, ст. 5427; N 46, ст. 5554; N 50, ст. 6247; 2008, N 18, ст. 1944; N 29, ст. 3413; N 30, ст. 3604; N 52, ст. 6227; 2009, N 1, ст. 15, 17; N 29, ст. 3614) следующие изменения:

1) подпункт 39 пункта 1 статьи 17 признать утратившими силу;

2) дополнить пунктом 6_2 следующего содержания:

"6_2. С 1 января 2011 года прекращается лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Статья 3

Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 27, ст. 2719; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 26, ст. 3089; 2009, N 29, ст. 3635) следующие изменения:

1) дополнить статьей 9.5.2 следующего содержания:

"Статья 9.5.2 Выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности без свидетельства о допуске

1. Выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности без свидетельства о допуске к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности выдаваемом саморегулируемой организацией, если такое свидетельство является обязательным, - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности выдаваемом саморегулируемой организацией, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

3. Повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности выдаваемом саморегулируемой организацией, - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.";

2) часть 2 статьи 23.1 после слов "частью 3 статьи 9.5.1" дополнить словами "частью 3 статьи 9.5.2";

3) часть 1 статьи 23.34 после слов "предусмотренных " дополнить словами "9.5.2,".

Статья 4

Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; 2008, N 30, ст. 3604) следующие изменения:

1) в части 2 статьи 47 слова "саморегулируемой организацией" заменить словами "саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий, пожарной безопасности";

2) в части 4 статьи 48 слова "саморегулируемой организацией" заменить словами "саморегулируемыми организациями в области проектирования, пожарной безопасности";

3) в части 2 статьи 52 слова "саморегулируемой организацией" заменить словами "саморегулируемыми организациями в области строительства, пожарной безопасности".

Статья 5

Свидетельство о допуске к работам и оказанию услуг, выданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действует до наступления обстоятельств, предусмотренных частью седьмой статьи 39_5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции настоящего Федерального закона)".

Статья 6

Абзац сорок первый подпункта "а" пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 27, ст. 2719) признать утратившим силу.

Статья 7

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 2 и статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 1 статьи 2 и статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности", вносимый депутатами Государственной Думы В.А.Востротиным, М.И.Гришанковым, Г.В.Гудковым, В.И.Колесниковым, А.Д.Куликовым, В.С.Плескачевским, А.М.Розуваном


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

В связи с отсутствием в законопроекте положений, затрагивающих вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации , направляется официальный отзыв.

Законопроектом предлагается внести в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменения, предусматривающие в области обеспечения пожарной безопасности замену лицензирования системой саморегулирования.

Согласно законопроекту Федеральный закон "О пожарной безопасности" дополняется новыми статьями 39_1 - 39_6, устанавливающими требования по созданию и организации деятельности саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области пожарной безопасности.

Одним из устанавливаемых законопроектом (абзац третий статьи 39_3) требований к некоммерческим организациям является обязательное страхование гражданской ответственности членов СРО.

В связи с этим проект необходимо дополнить положениями, определяющими условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" .

Законопроектом также устанавливаются (новые статьи 39_4 и 39_5) требования о получении членами СРО допусков к работам (услугам), выполняемым (оказываемым) в области пожарной безопасности.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" хозяйствующий субъект, вступающий в члены СРО, обладает правоспособностью и может осуществлять свою деятельность без дополнительных разрешений (допусков).

В связи с этим требование о получении членами СРО допусков к выполняемым (оказываемым) ими работам (услугам) представляется избыточным.

Законопроектом предлагается внести в статьи 47 , и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменения, также предусматривающие получение членами СРО допусков к выполняемым работам в области пожарной безопасности при осуществлении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Указанные изменения представляются необоснованными, поскольку вопросы регулирования деятельности СРО в области пожарной безопасности не являются предметом регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации .

На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона при условии его доработки.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности"

Одним из приоритетных направлений экономического развития Российской Федерации является снятие избыточных административных барьеров на пути предпринимательской активности. В частности в настоящее время производится замена регулятивных функций со стороны государства по лицензированию отдельных видов деятельности и оказания услуг на механизм саморегулирования.

Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 315 "О саморегулируемых организациях" определены основные правовые формы создания и деятельности саморегулируемых организаций, а также установление особенностей, при создании саморегулируемых организаций определенных видов работ и оказания услуг, федеральными законами.

Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69 "О пожарной безопасности" определен перечень работ и услуг в области пожарной безопасности, которые самым непосредственным образом влияют на безопасность зданий и сооружений.

Создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности позволит исключить действующий порядок лицензирования в области пожарной безопасности, установленный Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" , и передать эти функции саморегулируемым организациям (СРО), а также определить четкие стандарты и правила ведения предпринимательской деятельности, осуществление контроля и надзора за своими членами и их ответственности.

На данном этапе система лицензирования выполнила свою функцию, что подтверждается успешным функционированием автоматических систем противопожарной защиты на объектах реального сектора экономики и способствовало увеличению количества обнаружений пожаров в начальной стадии с 36,7% в 2000 году до 42,1% в 2007 году, при этом стоимость спасенных материальных ценностей на пожарах за аналогичный период выросла в 2,6 раза. В Российской Федерации зарегистрировано более 37 тысяч организаций, получивших лицензии в этой сфере деятельности. Это около 300 тысяч рабочих мест. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса. Ими, по оценке экспертов, выполняются работы на сумму, превышающую 90 млрд. рублей в год.

С целью сохранения эффективной работы субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности возможна передача данного вида услуг под ответственность саморегулируемых организаций, которые могли бы функционировать на объектах, независимо от стадии их жизненного цикла.

Необходимость введения института саморегулирования в противопожарной отрасли обусловлена в первую очередь прямой зависимостью жизни людей от качества работ (услуг) в области пожарной безопасности.

Стоимость работ на проектирование и строительство в области безопасности во многих развитых странах мира достигает до 15% от общей стоимости строительства. У нас в стране этот показатель гораздо ниже, но тем не менее услуги в области пожарной безопасности, особенно в последние годы, занимают все более приоритетное положение при функционировании любого здания или сооружения. Особое значение имеет уровень противопожарной защиты для зданий высотой более 50 метров, подземных сооружений, зданий с массовым пребыванием людей. Для данной категории строений практически от состояния систем автоматической пожарной защиты зависит безопасность людей. Естественно, от качества смонтированного противопожарного оборудования и используемых материалов, уровня выполнения проектных и монтажных работ непосредственно зависит защищенность людей и имущества в случае чрезвычайной ситуации, прежде всего связанной с пожаром. Поэтому необходимо достаточно жестко регулировать качество произведенной пожарно-технической продукции и выполнения работ в области пожарной безопасности. Эта задача реально решается через систему саморегулируемых организаций.

Также важным аргументом введения системы саморегулирования в области пожарной безопасности является более строгий, одновременно открытый контроль за деятельностью предприятий, являющихся членами СРО. На рынке противопожарных услуг, как и в любой отрасли, существуют организации, работающие на низком профессиональном уровне, со слабой профессиональный подготовкой сотрудников. В работе используется не профессиональное оснащение, допускаются случаи неправильного монтажа, установка оборудования с отступлениями от проекта, нарушаются сроки гарантийного обслуживания. Система планирования и контроля производства на ряде предприятий находится на крайне низком организационном и практическом уровне.

Демпинг цен при борьбе за получение заказа на соответствующий объем работы, откровенно заниженные сметы на подрядные услуги порождают брак, отсутствие соблюдения элементарной производственной этики. В конечном итоге все это может привести к непоправимым последствиям при чрезвычайной ситуации.

В рамках саморегулирования многие проблемы, особенно в области повышения результативности и качества выполнения работ можно решить более эффективно.

Важно правильно и очень ответственно сформировать порядок формирования состава СРО с учетом непосредственно определенных видов работ. Разработать и установить простые, одновременно жесткие и очень конкретные требования на виды услуг. Во многом, приоритетным направлением деятельности СРО должно быть расширение и дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, возможность поддержки бизнеса в достаточно непростой экономической обстановке. Одновременно необходимо построить механизм допуска организаций способных эффективно и качественно оказывать услуги в представляемой области, а также производить продукцию современного уровня.

Вместе с тем приобретение статуса саморегулируемой организации в области пожарной безопасности возможно только после внесения соответствующих сведений в реестр саморегулируемых организаций, что требует определения органа, ведущего реестр саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности и выполняющий функции надзора.

Преимущество саморегулирования заключается в повышении конкурентоспособности членов саморегулируемой организации на рынке за счет новых инструментов ответственности, в том числе:

- субсидиарная материальная ответственность членов СРО за счет формирования компенсационного фонда;

- страхование ответственности и иных связанных с выполнением работ и оказанием услуг рисков;

- использование добровольной сертификации как гаранта надежности и качества выполненных услуг.

Члены СРО получат больше подрядов за счет избавления от так называемых портфельных фирм, демпинг на аукционах которых приводит к незавершенному строительству, авариям и низкому качеству работ, а главное лишает подрядов добропорядочные фирмы. В результате строгого отбора в члены СРО комплекс услуг в этой области должен стать более ответственным и "прозрачным".

В свою очередь все это обеспечит заказчикам гарантии, что члены саморегулируемой организации выполнят работы, предусмотренные контрактом, качественно и в срок за счет повышенной ответственности, предусмотренной правилами саморегулирования, а в случае причинения вреда, вследствие недостатков работ, выполненных членом саморегулируемой организации, заказчик получит полное возмещение ущерба за счет страховой компании и компенсационного фонда.

В связи с этим, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности", в котором, задача создания саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности определена отдельной целью.

Законопроект вносит изменения в следующие федеральные законы:

"О пожарной безопасности" ;

"О лицензировании отдельных видов деятельности" ;

"О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ;

Градостроительный кодекс Российской Федерации .

Вносимые законопроектом изменения, без ущерба для системной взаимосвязи, позволяют дополнить понятийный аппарат, привести в соответствие с законодательством Российской Федерации основные задачи по организации саморегулирования в области пожарной безопасности, а также их права и обязанности.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных средств федерального бюджета, а его реализация позволит повысить эффективность государственной политики в сфере саморегулирования в области пожарной безопасности.

Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка