В защиту самолетов, или почему не надо бояться летать. Аэрофобия: как избавиться от страха летать на самолете

Практически все люди испытывают беспокойство во время полета на самолете, но не редко испытываемые чувства переходят в настоящую фобию. Боязнь перелетов, или аэрофобия, заставляет человека искать альтернативные пути достижения конечной цели, не прибегая к воздушному виду транспорта. Страх полетов обычно возникает в тот момент, когда человек поднимается по трапу самолета и передает себя во власть этой огромной железной птице. Порой воздушное сообщение является единственным вариантом попасть в нужное место за короткие сроки, и тогда многим людям просто приходится перебороть свой страх летать на самолете.

Сложно найти человека, который при посадке не задавался вопросом: а что будет, если самолет упадет? Чаще всего это вопрос риторический, но некоторые пассажиры начинают искать информацию в Интернете, и боязнь полетов сковывает их еще сильнее. В памяти сразу всплывают эпизоды крушения воздушных лайнеров в художественных фильмах, где сцены катастрофы представлены особенно ярко. Вот почему люди с богатым воображением становятся настоящими аэрофобами. Как перестать бояться летать на самолетах один из наиболее часто запрашиваемых вопросов в Интернете. Обо всем по порядку.

Как перестать бояться летать на самолете

Если ваша жизнь тесно связана с авиацией, проблема как преодолеть аэрофобию является одной из основных задач, требующих решения. Психологи рекомендуют воспользоваться следующими советами.

Тщательная подготовка к полету

Борьба с аэрофобией начинается с этапа планирования к воздушному путешествию. Основная часть боязни самолетов вызваны предстоящей сменой обстановки. Если это первый перелет, человека пугает аэропорт, посадка, взлет, словом незнакомая ситуация, с которой еще не приходилось сталкиваться. Планирование и сбор вещей дают ощущение контроля над ситуацией, что в своем роде носит успокаивающий характер. Также можно составить список необходимых вещей и действий, которые нужно выполнить в день отлета. Такая дотошность позволяет преодолевать внутреннюю панику и успокоиться.

Переключить внимание с факта полета на более приятные вещи

Панический страх самолета заставляет мысли крутиться по кругу: «О, Господи, сейчас придется подниматься по трапу и садиться в эту громадину!!!», или «А вдруг мы разобьемся!!!» и так далее. Постоянно прокручивая подобные мысли в голове, можно запросто заработать нервный срыв, еще не отрываясь от земли. Попробуйте отвлечься, возможно, это будет интересная книга или смешной фильм. Нужно всеми способами избежать надвигающейся панической атаки, иначе истерики не избежать.

Только позитивные мысли

Отбросьте все негативные предчувствия и сосредоточьтесь на цели полета. Если это отдых в другой стране, представьте, что там вас ждет ласковое море и белоснежный песок. Ради этого стоит потерпеть несколько часов в небе. Нужно позитивно думать не только перед посадкой, но и во время перелета.

Не зацикливайтесь только на себе

Если оглянуться вокруг, страх самолетов испытывает большая часть пассажиров, но тем не менее они сидят в соседних креслах и пытаются не поддаваться панике. Соседний пассажир может дать дельный совет, как он переборол страх полета на самолете. Прислушайтесь к постороннему мнению, возможно, оно может вам пригодиться, как избавиться от аэрофобии.

Устройте себе маленький праздник

Страх перед полетом можно заглушить каким-то радостным событием. Возможно, вы давно мечтали купить себе духи в Duty free или что-то другое, не могли себе этого позволить? Порадуйте себя, и радость от покупки победит негативные эмоции, связанные с боязнью летать.

Несмотря на внутреннее напряжение, действуйте уверенно

Даже если вас от ужаса трясет – не показывайте этого окружающим. Подумайте, насколько бы изменилась ситуация, если бы вы не испытывали аэрофобии. При постоянном самоконтроле, вы перестанете бояться летать хотя бы на 50%.

Аэрофобия или небольшое беспокойство?

Прежде чем приступить к комплексному лечению аэрофобии, нужно определиться, действительно ли это психическое расстройство или просто испытываемый дискомфорт. Психологи утверждают, что если человек способен управлять своими эмоциями и не поддается панической атаке в самолете, речь идет об обычном волнении.

Настоящая фобия поглощает человека целиком, не дает ему контролировать свои эмоции и поступки. Аэрофоб не знает, как перестать бояться летать на самолете и полностью отдается волне нахлынувших чувств. Если самостоятельно справиться с проблемой не удается, лучше обратиться за помощью к психотерапевту.

Многие делают ошибочные действия, приводящие еще к большей боязни самолетов. Что делать не стоит:

  • Не стоит бороться со своим страхом при помощи алкоголя. Не рекомендуется прием спиртных напитков, как во время посадки, так и в самом полете.
  • Не пытайтесь досконально изучить принцип действия воздушного лайнера, всех тонкостей вы все равно не поймете и тем самым еще больше вгоните себя в панику.
  • Внимательно изучите статистику: соотношение людей, ежедневно пользующихся услугами воздушного транспорта к количеству катастроф. В итоге вы поймете, что летать намного безопасней, чем, скажем, передвигаться на автомобиле.

Симптомы и лечение аэрофобии

Перед первым в своей жизни полетом на самолете, люди начинают испытывать сильное беспокойство. Неизвестность всегда пугает, и каждый человек побаивается довериться «железной громадине». Особо упорные начинают искать в интернете, как называется боязнь летать на самолете. Если реакция человека выходит за рамки сильного волнения, скорее всего у него аэрофобия, болезнь, требующая специального лечения. Поставить диагноз «аэрофобия» может только врач психотерапевт.

Основными симптомами фобии являются:

  • Учащенное сердцебиение;
  • Повышенное потоотделение;
  • Тошнота и возможно рвота;
  • Диарея;
  • Общая мышечная слабость;
  • Головная боль;
  • Снижение концентрации внимания;
  • Раздражительность и нервозность.

При появлении перечисленных симптомов во время полета, необходимо принять меры по избавлению от аэрофобии. Если самостоятельно справиться с проблемой не удается, нужно обратиться к врачу за лечением.

Лечение аэрофобии может проходить различными средствами:

  • Медикаментозная терапия;
  • С помощью гипноза;
  • Когнитивно-поведенческая методика лечения;
  • Нейролингвистическое программирование.

Метод терапии назначается лечащим врачом исходя из того, насколько сильно и почему боится человек летать. В основном, побороть аэрофобию можно с помощью одной-двух бесед. В ходе доверительного разговора между пациентом и врачом, выявляется основная причина страха и только потом составляется индивидуальная программа лечения. Основная задача психотерапевта дать логичное объяснение фобии, привести разумные доводы и дать рекомендации как справиться с аэрофобией. Иногда достаточно одного сеанса, чтобы решить проблему как победить страх перед самолетами.

Современные медицинские центры предлагают своим клиентам пройти программу обучения управления своим эмоциональным состоянием. Под руководством опытного специалиста проводятся групповые или индивидуальные занятия, во время которых человеку передается только положительная информация о полетах. В крупных городах проблема того, как бороться с аэрофобией, решается более маштабно: тренинги проходят с помощью компьютерных технологий, которые позволяют человеку виртуально находиться на борту самолета. Летавшие неоднократно на «виртуальном самолете» люди неплохо справляются со своими эмоциями и уже меньше боятся полета в реальных условиях.

Врачи рекомендуют применение таблеток и других лекарств от аэрофобии лишь в том случае, если вы летаете не чаще одного раза в год. Медикаментозные препараты только устраняют симптомы, но совсем не причину аэрофобии. К примеру, если по долгу службы вам необходимо осуществлять воздушные перевозки дважды в неделю, частый прием барбитуратов и транквилизаторов негативно скажется на всем организме. Поэтому вылечить аэрофобию медикаментозно можно только в комплексе с сеансами психотерапии.

Страх – это защитная реакция организма, поэтому проявление боязни перед чем – либо считается вполне нормальным явлением. Каждый индивид чего-то боится, и главная задача психолога помочь понять причину страха и избавиться от него навсегда. Много книг написано на тему «Как победить аэрофобию?», но все они сводятся к одному: если вы не можете изменить ситуацию, примите ее как есть. Если полет на самолете неизбежен, стоит ли накручивать себя? Лучше прислушайтесь к рекомендациям психологов: почитайте интересную книгу, насладитесь предвкушением отпуска или встречи с близкими людьми по прилету, пообщайтесь с соседними пассажирами. Как только вам получится отвлечься, вы перестанете бояться, и время полета пролетит незаметно.

Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

В мире, очень много людей, мечтающих путешествовать по свету, посетить дальние континенты и затерянные в океане острова, но их мечты так и остаются мечтами – из-за страха летать на самолете. Они бы и рады побороть этот страх, но не знают, как это сделать, с чего начать. А тут еще то в газетах, то в телевизоре нет-нет, да появляется информация об авиакатастрофах с многочисленными жертвами, об аварийных посадках самолетов. И как же тут перестать бояться полетов? Как посещать дальние страны и увидеть безграничный мир? Отвечаем: практически любой человек может самостоятельно избавиться от аэрофобии. И поможет ему знания о физических законах, о самолетах и умение расслабляться в нужный момент.

Страх – это нормально, с помощью него, человек становится более острожным, и, более того, благодаря ему, люди смогли дожить до сегодняшнего дня. Не боится, только человек без мозгов. Но чрезмерный страх, переходящий в панические атаки – это уже диагноз, требующий лечения у специального врача. Так что, вы должны видеть эту тонкую грань.

Самый главный факт, говорящий в пользу выбора самолета, как средства передвижения – статистика, упрямо говорящая, что вероятность смерти в авиакатастрофе равняется: один к одиннадцати миллионам. То есть, в сравнении с вероятностью попасть в аварию на другом наземном или водном виде транспорта она минимальна. Намного больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт, чем на борту самолета. Пусть одно это утверждение зарядит вас оптимизмом.

Многие страхи людей возникают из-за незнания причин того, что иногда происходит во время полета: это может быть закладывание ушей, внезапно тревожно загорающееся табло с просьбой пристегнуть ремни, без объяснения причин или изменении конфигурации крыла. Если вы поймете, с чем связаны эти моменты, ваша боязнь исчезнет. Человек, мало знающий о тонкостях авиаперелетов и о самолетах, в принципе, оказавшись в непривычной для себя ситуации, без какой-либо информации, инстинктивно думает, что случилось самое худшее, что может произойти. Поэтому, вот вам объяснение некоторых вышеозвученных источниках ваших страхов. Для того, чтобы самолет мог оторваться от земли, ему необходимо набрать определенную скорость. При его резком страте, кажется, что нас вдавливает в кресло и, даже, создается впечатление, что самолет идет на взлет со слишком большим наклоном, а тут еще уши закладывает. Все эти ощущения вызывает непривычное положение нашего тела в пространстве, вкупе с ускорением. Уши закладывает при взлете и посадке, вследствие перепадов давления. Что касается движения частей крыла в процессе полета: успокойтесь – они не отрываются из-за старости, это необходимость, согласно, закона аэродинамики. Так и должно быть. Все современные самолеты имеют крылья с несколькими элементами: если основная часть крыла неподвижна, то на задней кромке имеются небольшие дополнительные закрылки. Если в процессе полета они являются продолжением профиля крыла, то при взлете, посадке или при проведении маневров, они отклоняются вниз, увеличивая подъемную силу крыла.

Очень неприятный момент в полете, не обязательный, но часто случающийся - турбулентность, возникающая в моменты пересечения самолетом границы областей низкого и высокого давления. Ощущения таковы, будто проваливаешься в яму. Оно схоже с ездой на машине по разбитой дороге, если не представлять, что под тобой десять тысяч метров пустоты. Пилоты, за годы своей работы, привыкшие к этому явлению, называют его «болтанка». Турбулентность не несет угрозы ни для пассажиров и членов экипажа, ни для самолета: эти хаотические воздушные вихри, вызывающие тряску и покачивания, встречающиеся на пути многих рейсов, всего лишь «игры» воздушных потоков. Если маленькие вихри порой совсем остаются незамеченными, то крупные довольно ощутимо заявляют о себе. Порой они бывают не только в пасмурную погоду, но и при ясном небе на большой высоте, а также над океаном или морем. Не переживайте по этому поводу, вас самолет спроектирован с учетом такого явления и успешно выдержит любые воздушные толчки и провалы: он не развалится в воздухе, ничего от него не отпадет, так как он рассчитан на огромные нагрузки и обладает большим запасом прочности. Но, вот частенько, пассажиры получают травмы вследствие турбулентности: многие не пристегиваются, несмотря на предупреждение, ходят в туалет, когда не стоит этого делать и все должны сидеть на местах, оставляют открытыми багажные отсеки сверху и на них что-то падает. Вот почему вам настоятельно рекомендуют пристегнуться и оставаться на местах, а не потому, что стюардесса злая ведьма, которая вас невзлюбила. И все же, чтобы меньше ощущать турбулентность, выбирайте места в первой половине или на крыльях в середине салона, потому, что сильнее всего трясет в хвосте.

Многие боятся, что если вдруг с пилотом станет плохо и он отпустит штурвал, самолет рухнет вниз с десятикилометровой высоты. Это невозможно просто физически. Дело в том, что во время полета, под крыльями самолета создается очень сильное давление, поэтому воздух его держит не хуже, чем земля машину. Даже если самолет встанет на хвост и повернется вокруг своей оси, он будет просто покачиваться в воздухе, словно плот на волнах. Да и пилота в самолете два. А еще, все системы лайнера неоднократно дублируются. В каждом самолете имеется минимум два двигателя, которые не могут отказать одновременно, если каждый из них не проработал по два миллиона летных часов, что равняется почти двухсот тридцати годам без посадки. Если даже у лайнера отказывает один двигатель, то при обычных метеоусловиях и перегрузок, он продолжает свой полет без снижения и совершенно безопасно садится. Самый распространенный в российских авиакомпаниях самолет – «Boeing-737», может в аварийном режиме спокойно пролететь два часа. Подобные требования уже заложены в мировые стандарты создания пассажирских лайнеров, и они им полностью соответствуют. Кроме того, во всех аэропортах самолеты перед вылетом проходят технический осмотр, целой бригадой профессионалов. При возникновении катастроф происходит стечение чреды неблагоприятных обстоятельств. После этого, все тщательно изучается и устраняется, чтобы не допустить повтора. Ремонт и проверка самолетов осуществляется, согласно, утвержденного плана, в котором заложено, что на каждый час воздушного судна в воздухе, приходится одиннадцать часов технического обслуживания. То есть, если ваш самолет летит до места назначения четыре часа, значит, что он прошел сорок четыре часа техобслуживания.

Многие люди боятся летать на самолете, из-за того, что понимают – он не контролируют данный процесс и не от них зависит принятие решений. И эта невозможность контроля ситуации, вызывает у них стресс. Таким людям нужно научиться контролировать себя и успокаиваться, с помощью йоги и медитации, а также переключения на позитивный лад. Порой это бывает непросто, но с помощью специальных занятий, помогающих преодолеть боязнь летать на самолете, это сделать проще. У нас в России пока есть единственная клиника, занимающаяся лечением аэрофобии, она находится в Москве и ее название - «Летаем без страха». Курс лечения там - два дня, цена - несколько тысяч рублей. Для людей, которые не имеют возможности приехать лично, существуют онлайн-курсы, оплачиваемые через Интернет. То есть, если вы не будете там присутствовать лично, то вам предложат для просмотра определенную выборку видео, а также чтение специальной литературы и общение с психологом. В рамках личного присутствия на занятиях предусмотрено посещение аэропорта, возможность посещения симулятора полета, имитация различных ситуаций, которые могут произойти в воздухе, и в завершение, анализ полета с преподавателем. Эти курсы посещают пилоты, бортпроводники. Если в вашем городе имеется подобный симулятор полетов тоже можете записаться на тренинг, там, с терпеливыми инструктором, вы сможете понять, что летать не страшно и даже полюбить этот процесс.

Если у вас запланирован рейс, то чтобы сохранить душевное спокойствие, не смотрите накануне фильмов-катастроф, не интересуйтесь в интернете подробностями авиакатастроф, так вы только усилите свой страх. Если боитесь летать, то ищите прямые рейсы, чтобы находиться в воздухе, как можно меньше времени. Попросите себе место на крыле, в самой устойчивой части лайнера, там трясет меньше всего. Если страдаете клаустрофобией, то попросите место у прохода или около аварийного выхода. Если переживаете, что самолет попадет в турбулентность, присмотритесь к большим самолетам, в них трясет намного меньше. Априори: чем воздушное судно крупнее, тем более плавный на нем перелет. Чтобы быть спокойнее, летайте в дневное время суток. Возможно, вас успокоит то, что вокруг голубое небо, а не кромешная тьма и неизвестность. Старайтесь перебороть свой страх: это можно сделать, будучи фаталистом – если уж суждено, так смерть везде найдет или оптимистом – со мной все будет хорошо. Начните летать как можно более часто: если полет станет для вас регулярным и обыденным явлением, это войдет в привычку и страх исчезнет. Если будет выбор: поехать по земле или полететь на самолете, смело выбирайте самолет, потому что лететь безопаснее, чем ехать в машине!

И, конечно, стоит смириться с тем фактом, что риск – является частью нашей жизни. Никто не знает, что приготовила ему судьба. Сидя в самолете, займите себя чем-то увлекательным, что не даст вашим мыслям нагнетать тревожность и беспокойство: смотрите захватывающий фильм, читайте о тех местах, куда вы летите, прокладывайте маршрут своего путешествия, а если прислушиваетесь к звукам полета и самолета, то наденьте наушники с зажигательной музыкой и расслабьтесь. Можно попросить врача порекомендовать какие-нибудь успокоительные препараты на травах. А вот расслабляться с помощью алкоголя – не рекомендуем. Дело в том, что принятый алкоголь уже на высоте более трех тысяч метров, даже в количестве ста граммов, способен уменьшить частоту дыхания и усилить кислородное голодание. Если у человека слабое сердце, а он может даже об этом и не знать, может случиться очень плохое. Привычная стопочка, для земных условий, кардинально меняет поведение человека на борту на высоте, так как благодаря низкому давлению и низкому уровню кислорода, эйфория наступает быстрее, и поведение человека выходит из под контроля. Вот почему у нас в последнее время так много говорят о безобразных выходках авиадебоширов. Поэтому лучше расслабьтесь, купив в дьюти-фри что-то вкусное, что-то, что можно долго жевать: чипсы, сухарики, леденцы. Познакомьтесь с соседями, обсудите что-то жизненное, и время полета пройдет незаметно.

Желаем вам перебороть себя и победить свой страх перед полетами в самолетах. Надеемся, что смогли вас убедить, что это не страшно, а, наоборот, позволяет открыть перед собой новые горизонты и посетить разные далекие уголки земного шара.

Я боюсь летать на самолете, как мне преодолеть страх полета на самолете
Кто-то боится крыс, кто-то с ума сходит в лифте и вообще в замкнутом пространстве, кто-то боится плавать…
Это фобии человека — повышенная реакция, невроз вследствие какой-то ситуации, в которую человек всеми силами и средствами попадать не хочет.

Я боюсь летать. У меня аэрофобия.
Да, вот так.
Видели в фильмах как принято знакомиться вступая в общество анонимных алкоголиков: человек осознаёт и признаётся в своём пристрастии к огненной воде. Вот так и я сейчас постараюсь разложить по полочкам эту аэрофобию и выкинуть её на помойку.

Краткое отступление: летать на самолётах начал в совершеннолетнем возрасте.
И сразу же начал летать много: по СССР, позже за границу. Но не более 3 часов в самолёте. Никаких страхов не испытывал.
Турбуленция на высоте забавляла, ремень безопасности все время полёта болтался не пристёгнутым.

В те времена в самолётах ещё можно было курить. Время полёта пролетало незаметно в прогулках по салону между кормёжками и знакомствами с новыми людьми. В задней части ИЛ-86 которые возили челноков в ОАЭ был спуск вниз, почему-то там валялось колесо на котором стояли стаканчики с окурками и по полу катались пустые бутылки из под вискаря…
Весёлое время было.

Потом курить на борту самолетов запретили. Сначала на рейсах западных авиакомпаний, ну а потом сдался Аэрофлот.
Хочу заметить, что такой фишки как экран с фильмами и выбором музыки тогда в самолётах не было.
И вот когда курить на протяжении всего полета запретили, у меня появилось свободное время. А в свободное время когда тебя везут и от тебя ничего не зависит от нечего делать волей-неволей начинаешь прислушиваться к звукам, к вибрации и вообще начинаешь контролировать процесс движения — а вот это и есть начало страхов.

Причём боязнь моя была избирательной: я боялся взлёта, потом турбуленции во время полёта в эшелоне, а как только самолёт начинал снижение — страх улетучивался.
Я объясняю это бородатым анекдотом про Василия Ивановича с Петькой во время затяжного пряжка с парашютом: «… В.И.! До земли осталось 2 метра! Дергайте кольцо! Ты что, Петька! С русской печи не прыгал?»

Главная причина страха полета: масса свободного времени при нахождении в замкнутом пространстве и как следствие скукотища, ничегонеделание.
В это время будучи лишённым свободной коммуникации с людьми; осознанием того, что самолёт не автобус и нельзя попросить водителя остановиться чтоб размяться; а во время ночных полётов над океаном невозможность проверить привычную систему координат «земля-небо» через иллюминатор… всё это вызывает тревогу.
А далее физиологические факторы: выброс в кровь определённых гормонов, учащение пульса и как следствие — все спят как миленькие, а ты как дурак сидишь и контролируешь автопилот.

Лекарства от аэрофобии

Теперь, когда причины моего страха перед полетом найдена, остаётся найти лекарство от аэрофобии.
Этим лекарством может быть:

— собеседник (так же не спящий в ночи) и это лучший вариант
— интересная книга, от которой сложно оторваться
— фильм с лихо закрученным сюжетом, который заставляет сопереживать героям и таким образом выключает противный приборчик контроля в голове
— довольно громкая музыка, которая глушит этот приборчик и его побеждает сон
— какое-то нейтральное занятие, позволяющее скоротать время в неудобном кресле: кормёжка на борту, развоз напитков, обработка фотографий на ноутбуке
— походы в туалет или за водой так же позволяют занять время в полёте
— интернет WiFi на борту — позволяет работать, творить и забыть обо всём

Как уснуть на борту самолета

Второй вариант лекарства от тревоги в полете — это сон.
Если не спится, то я утомляю свой автопилот музыкой и чем ритмичнее и громче она будет — тем быстрее придёт сон.
Помочь сможет ритмичное и глубокое дыхание с паузами. Как учат на йоге.

Можно попробовать успокоительные, которые сейчас продаются в аптеках — они позиционируются специально для сна в самолёте.
Сам не пробовал, не знаю.
Но на Форуме Винского вы можете .

Кто-то полагается на алкоголь, но я не хочу рекомендовать этот метод: напился до беспамятства и уснул.
Это грозит тем кто много летает или по роду деятельности много сидит — тромбозом вен нижних конечностей… .

Знание как устроен самолет

Еще одна пилюля от страха полета — знание основ аэродинамики и конструктивных особенностей самолёта.
Самолёты рождены летать. Чтобы самолёт разучился летать надо очень и очень сильно постараться.
Ну и потом — чего боятся! Вы добровольно зашли в него, доверив свою безопасность пилотам и страхом вы им не поможете держать штурвал.
Современные самолёты автоматизированы так, что могут сами садиться.
А то, что иногда во время полёта самолёт машет крыльями — то и птицы машут, поэтому и летают.

Почувствуйте полет сами
Последний вариант: найдите ближайший к дому аэроклуб и (лучше реактивном) в то время когда лётчик будет исполнять фигуры высшего пилотажа.

После этого вы точно перестанете бояться летать на пассажирских самолётах, которые после табуретки покажутся вам бесшумными лимузинами.
Вы почувствуете, что прочность конструкции самолёта превосходит прочность вашего позвоночника и турбуленция на борту Боинга или Аэробуса с размазыванием чая с макаронами по креслам и стенам салона — это просто детский лепет.

Летайте в бизнес классе

На дальние расстояния лучше летать первым или бизнес классом.
Там, лёжа с подушкой под головой в хороших наушниках вам будут снится приятные сны.
Но это стоит денег и тем, кто может себе это позволить моя рекомендация не нужна — итак летают.

Ссылки для самостоятельных путешественников:

Авиабилеты дешевле чем везде — с помощью

Здравствуйте!
У меня вот такая проблема, которая отравляет мне жизнь.
Первый раз полетела лет в 25, весь полет держалась за соседа (незнакомого мужчину в возрасте). В последующие пару лет ещё случались редкие перелеты уже с мужем. Мне было страшно, но я хотя бы могла справиться со страхом.

Потом родился сын и страх усугубился. Летать боюсь до слез, натурально на взлёте начинаю рыдать тихонько в плечо мужа.
Боюсь разбиться. Боюсь, что откажет турбина и самолёт упадёт. Как представлю это - мне сидя на диване дома плохо становится, а в самолёте подавно. Пару раз в самолёте трясло, по моим меркам было ужасно, муж вспоминает с улыбкой.
Через неделю предстоит полет 6-часовой с мужем и ребёнком, а мне заранее плохо - я нервничаю, плохо сплю и вообще чувствую себя очень возбужденной в плане нервов.
Из-за страха не прошусь в командировки на обучение, в коллективе это распространено - полететь на курсы туда, полететь на семинар сюда, а мне страшно, поэтому не надо.
Раньше были (до рождения ребёнка) какие-то "палочки-выручалочки", сама себе придумала, что красивые бортпроводницы не погибнут =)) что весь экипаж тоже хочет жить и приложит все силы, чтоб в полёте ничего не случилось, а если случится - то все силы на то, чтоб спаси всех и себя, что волноваться стоит только когда горит перманентно табло "пристегните ремни" (если болтает, а табло не горит - то ничего страшного). Теперь ничего из этого на меня не действует, мне тупо страшно за неделю до полёта и до конца отпуска/командировки.
Естественно, слова о том, что авиаперевозки - самые безопасные - на меня не действуют. С падающего самолёта никуда не деться. При чем, я дважды была в серьезных ДТП (дважды лобовые столкновения), со страхом езды на авто я справилась.
Поговорите со мной.
UPD: в общем, купила один полет в программе Sky Guru - первый полет из 4 запланированных, летела спокойно, но присутствовало ощущение потакания своей фобии. В туалет ходила спокойно, в иллюминатор смотрела. Было интересно наблюдать, что тряска начиналась, когда пролетали над горами или водоемами. Последующие 2 полета были короткими, по 1,5 часа. Не могу сказать, что летела с безразличием. Особенно страшно было на посадке один раз, как то сильно поворачивали и резко на посадку заходили.

Оказалось, что гораздо страшнее плавать на лонгтейле в волнах, там я вообще сдержаться не могла.

Ну и обратный полет 6-часовой прошел относительно спокойно для меня, час примерно трясло, но, глядя в окно, я видела, что самолет не валится, что пейзаж тот же самый и что от турбулентности (если это вообще она) никто не умирал.

Всем спасибо за диалог, мне очень помогло. Страха перед полетами с нарушением сна я уже не испытывала. Никакого особенно сильного страха на взлете, как было раньше, уже не было.