Владение, пользование и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Участие ОМС в осуществлении правомочий собственника

Статья 50. Муниципальное имущество

1. В собственности муниципальных образований может находиться:

1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) имущество библиотек поселения;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;


9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

(см. текст в предыдущей редакции)

17) утратил силу.

(см. текст в предыдущей редакции)

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

21) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

2.1. В собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений.

3. В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) утратил силу;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) имущество межпоселенческих библиотек;

(см. текст в предыдущей редакции)

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

(см. текст в предыдущей редакции)

16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

22) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

23) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района.

3.1. В собственности муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

4. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2, 2.1, 3 и 3.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям частей 1 - 4 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

4. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

760руб.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РОССИИ
1.1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ
1.2. ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.3. ОБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.4. СУБЪЕКТЫ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 2. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
2.1. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ЗЕМЛЮ
2.2. ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Фрагмент работы для ознакомления

Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В то же время п.15 статьи 50 ФЗ №131 относит к муниципальному имуществу только «земельные участки, отнесённые к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами». Налицо определённая правовая коллизия.
При этом необходимо иметь в виду, что Земельный кодекс Российской Федерации также придерживается концепции «презумпции отчуждения» земли из государственной или муниципальной собственности (если сравнивать с «презумпцией отчуждения» имущества, которое не может входить в состав муниципального имущества, как это предусматривает ФЗ № 131). Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса устанавливает исчерпывающий перечень из трёх случаев, когда допускается отказ в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства:
изъятие земельных участков из оборота;
установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков;
факт резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

1.2. Проблемы разграничения имущества в новом законодательстве о местном самоуправлении
Правоприменительная практика реализации ФЗ № 131 в части формирования в соответствии с нормами закона состава имущества муниципальных образований уже на начальном этапе реформы показала спорность и конфликтность отдельных положений данного закона.
Достаточно ясно выявились, как минимум, две проблемы:
1) жёсткая привязка перечня имущества (статья 50 ФЗ №131) к перечню вопросов местного значения муниципальных образований (статьи 14-16 этого же закона),
2) императивность требований части 8 статьи 85 ФЗ № 131 и статьи 154 ФЗ № 122 по безвозмездной передаче имущества муниципальных образований в государственную собственность и наделению муниципального образования государственным имуществом.
Возникает вопрос, насколько данные законодательные положения отражают конституционное право муниципальной собственности и соответствуют потребностям развития местного самоуправления?
1. Привязка перечня имущества к перечню вопросов местного значения
а) Сужение возможностей развития социальных услуг на уровне муниципальных образований
Жесткая привязка перечня имущества (статья 50 ФЗ №131) к перечню вопросов местного значения муниципальных образований становится барьером для социально-экономического развития муниципальных образований. Особенно это заметно сегодня, в условиях перераспределения полномочий. Ранее муниципальные образования могли, перепрофилируя свое имущество, гибко реагировать на потребности населения в той или иной услуге.
Например, было время, когда сократилось число детей дошкольного возраста, но появилось много детей, оставшихся без попечения родителей. Здания дошкольных учреждений в этом случае могли быть перепрофилированы в т.ч. и в приюты для несовершеннолетних, оставаясь при этом среди объектов социальной инфраструктуры. Если бы реально снизилась потребность в приютах, и появилась потребность в новых местах на дошкольное воспитание, органы местного самоуправления могли бы вернуть здание в систему образования. В формате нового закона эта гибкость пропадает, т.к. муниципальные образования сейчас должны будут расстаться с большим объемом муниципальной собственности в свое время изъятой из системы образования. К примеру, услуга по социальной поддержке населения стала полномочием субъекта Российской Федерации, и органы местного самоуправления должны будут передать все социозащитные учреждения, в т.ч. размещенные на площадях бывших дошкольных учреждений, субъекту Российской Федерации. В результате подобного перераспределения имущества возможность решения социальных и экономических проблем муниципального образования сокращается.
Другим примером сужения возможностей развития муниципальных услуг являются положения Федерального закона №131, с одной стороны, разрешающего органам местного самоуправления брать на себя полномочия по решению иных вопросов, не отнесенных к компетенции ОМСУ других муниципальных образований или органов государственной власти; с другой - эти полномочия ОМСУ могут брать на себя только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств. Последнее условие вызывает очень много вопросов. При этом на практике может возникнуть замкнутый круг: иметь материальные ресурсы без полномочия нельзя, исполнять полномочия без ресурсов - тоже.
б) Сложность с определением пообъектного состава имущества, которое может находиться в муниципальной собственности
Закрытый перечень имущества не позволяет четко определить, имеют ли право органы местного самоуправления иметь какое-либо имущество по вопросам своего ведения, которые в ФЗ № 131 закреплены за ними с формулировкой «создание условий…» для осуществления той или иной деятельности. Законодатель поступает непоследовательно, т.к., в одном случае, при перечислении в ст.50 муниципального имущества, требующегося для решения вопросов с формулировкой «создание условий…», он закрепляет какое-то имущество, например, «создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры» (п.12. ч.1 ст.14), «обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта» (п.14.ч.1 ст.14). В этом случае позволяется иметь имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, а также имущество, предназначенное для развития физкультуры и спорта (п.10 ст.50)
В других случаях это имущество не закрепляется, например, по полномочию «создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания» (п.10 ч.1 ст. 14) в статье 50 нет указания на какое-либо имущество, необходимое для реализации данного полномочия.
Вместе с тем, возникает вопрос, а если муниципалитет «создал условия», но в поселении не возникла частная столовая или баня. Может ли муниципалитет иметь свое имущество для исполнения данных полномочий?
Чтобы решить эту правовую неопределенность, субъекты Российской Федерации идут от сложившейся практики: если в поселении остались муниципальные бани или столовые, они закрепляют данные объекты в перечне имущества муниципальных образований.
Например: статья 4 Закона Новосибирской области от 10.12.2004 № 239-ОЗ «Муниципальная собственность муниципальных районов» содержит пункт 4: «имущество, необходимое для обеспечения населения муниципального района услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи», т.е. указано как раз то имущество, которого нет в ФЗ №131, в соответствии с примером, описанным выше.
Если в муниципальном образовании такого имущества нет, то вопрос остается открытым.
Помимо указанных проблем существует постоянная потребность во внесении изменений в статью 50 ФЗ № 131, вызванная расширением круга полномочий органов местного самоуправления. Так, например, в настоящее время в связи с принятием ФЗ № 199 от 31.12.2004г. необходимо внести дополнение, расширив статью 50 ФЗ № 131 за счёт имущества, необходимого:
- для благоустройства и охраны городских лесов (п.16 ст.7 ФЗ №199 от 31.12.2004г.);
- осуществления мероприятий по гражданской обороне (ст. 15 ФЗ № 199 от 31.12.2004г.);
- защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (ст. 15 ФЗ № 199 от 31.12.2004г.);
- создания и организации деятельности аварийно-спасательных служб (ст. 15 ФЗ № 199 от 31.12.2004г.);
- организации мероприятий по мобилизационной подготовке предприятий и учреждений (ст. 15 ФЗ № 199 от 31.12.2004г.);
- обеспечения безопасности людей на водах (ст. 15 ФЗ № 199 от 31.12.2004г.)
- создания и развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения (ст. 15 ФЗ № 199 от 31.12.2004г.).
2. Императивность требований, установленных частью 8 статьи 85 ФЗ № 131 и статьей 154 ФЗ № 122

Список литературы

Список литературы
1.Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местногосамоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Комментарий. – М., 1995. 132 с.
3.Гражданское право. Часть первая. – СПб., 2006.
4.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995г. №154-ФЗ с изменениями и дополнениями от 22.04.1996, 26.10.1996 и 17.03.1997.
5.Конституция Российской Федерации. М., 1994.
6.Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 августа 1995 г. - №35. - Ст. 3506.
7.Письмо Госкомимущества РФ от 1 марта 1996 г. N АР-18/1599 "О подготовке документации по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную" // Панорама приватизации. – 1996. - №5.
8.Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 27 декабря 1993 г. - №52. - Ст. 5071.
9.Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1997. - №8.
10.Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 2001. С. 292.
11.Замотаев А. Местное управление как элемент государственного устройства // Российская юстиция. 1995. № 6. С. 16-18.
12.Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999. С. 3-10.
13.Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с
14.Игнатова Т.В. Социально-экономические перспективы развития муниципальной собственности //Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. №3.
15.Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. – 1997. - №9. - с. 81.
16.Ленин В.И. О продовольственном налоге. Полн. Собр. Соч. – Т.43.
17.Новикова Т.С. Местные финансы во Франции. Новосибирск, 1996. С. 11.
18.Сучкова Н.В. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Право и экономика. 1998. № 3.
19.Сыроедов Н.А. Гражданское право. - М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2004.
20.Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. – 1999. - №3/4. - с. 33.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Муниципальная собственность - это отношение между лицами, складывающиеся по поводу принадлежности имущества муниципальному образованию и отчужденности от этого имущества всех других лиц.

Право муниципальной собственности в объективном смысле - это институт отрасли муниципального права, охватывающий систему норм права, регулирующих отношения присвоенности имущества муниципальному образованию и отчужденности от этого имущества всех других лиц.

Право муниципальной собственности в субъективном (узком) смысле - это юридически обеспеченное господство муниципального образования над имуществом, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении им и устранении всех иных лиц от вмешательства в такое господство.

Право признает муниципальное образование субъектом права муниципальной собственности в узком смысле (см. п. 1 ст. 215 ГК РФ, п. 2 ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Однако следует считать население соответствующего муниципального образования первичным субъектом права муниципальной собственности, а органы местного самоуправления - публичными собственниками.

К объектам права муниципальной собственности относят:

  • 1. казну муниципального образования, включающую
  • а) финансовые средства;
  • б) землю и природные ресурсы;
  • в) жилой фонд;
  • г) нежилой фонд;
  • д) имущество органов местного самоуправления;
  • е) объекты коммунального хозяйства и благоустройства;
  • ж) муниципальные предприятия и учреждения.
  • 2. имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления и за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Казна Имущество, закрепленное за муниципальными

учреждениями и унитарными предприятиями

  • 1) финансовые средства;
  • 2) земля и природные ресурсы;
  • 3) жилой фонд; На праве хозяйственного На праве оперативного
  • 4) нежилой фонд ведения управления
  • 5) имущество органов местного (муниципальные)
  • 6) объекты коммунального унитарные предприятия) учреждения)

хозяйства и благоустройства;

7) муниципальные предприятия и учреждения.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

  • 1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  • 2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российскрй Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
  • 3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

4. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Нормативную базу управления муниципальным имуществом составляют федеральные и региональные законы. По вопросам, отнесенным к полномочиям местного самоуправления, представительными органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, в т.ч. положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, о порядке сдачи в аренду и в наем жилых и нежилых помещений, о порядке продажи муниципального имущества на конкурсах и аукционах, программы приватизации муниципального имущества и т.д.

Органы местного самоуправления обязаны вести учет наличия и изменения состава муниципального имущества. С этой целью ведется реестр муниципального имущества, представляющий собой информационную систему, построенную на единой для всей страны классификации, методологической основе и программной базе. Для организации учета и управления муниципальным имуществом в структуре местной администрации обычно создается комитет по управлению имуществом (далее - комитет) или иной орган.

Органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития муниципального образования. Ниже рассматриваются особенности отдельных операций с муниципальным имуществом.

Купля-продажа. Неэффективная муниципальная собственность может быть приватизирована. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ". По условиям приватизации объекты муниципальной собственности разбиваются на категории:

Объекты, приватизация которых запрещается;

Объекты, приватизация которых может осуществляться по индивидуальному решению представительного органа муниципального образования;

Объекты, приватизация которых осуществляется администрацией по программам, ежегодно утверждаемым представительным органом.

Представительный орган муниципального образования утверждает перечни объектов муниципальной собственности, подлежащих и запрещенных для приватизации. Способы приватизации собственности муниципальное образование выбирает самостоятельно. Чаще всего это аукцион или коммерческий конкурс. Аукцион проводится в форме открытых торгов, в которых выигрывает назвавший максимальную цену. Победителем коммерческого конкурса объявляется предложивший не только наиболее высокую цену, но и лучшие условия. При равенстве предложений победителем признается участник, чья заявка была подана раньше. Для муниципального образования коммерческий конкурс имеет преимущества, так как оно может выдвигать такие условия приватизации, как сохранение профиля предприятия в течение определенного времени, сохранение рабочих мест и т.п.

Муниципалитет может приобретать в собственность необходимое ему имущество. Продавцами являются физические и юридические лица, а также органы государственной власти. Государственную регистрацию прав собственности осуществляют специальные учреждения юстиции.

Мена. Муниципальное движимое и недвижимое имущество может быть обменено на другое.

Дарение. Любое физическое или юридическое лицо может безвозмездно передать в муниципальную собственность движимое или недвижимое имущество. Договор дарения также подлежит государственной регистрации прав собственности.

Аренда. В аренду могут быть переданы здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения; оборудование, транспортные средства и другое имущество, не теряющее своих натуральных свойств в процессе использования.

Организации и граждане, желающие взять в аренду муниципальное имущество, подают заявку в Комитет. Заявка должна быть рассмотрена в течение определенного времени со дня ее регистрации. При поступлении нескольких заявок проводятся коммерческие торги, которые выигрывает тот, кто предоставляет наилучшие условия.

Администрация может выставить обязательные условия аренды (например, инвестиции в арендуемый объект, осуществление текущего и капитального ремонта помещений, содержание их в надлежащем состоянии и т.п.). Если все они согласованы, заключается договор аренды между Комитетом и арендатором. Последний берет на себя коммерческий риск, самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на базе арендованного имущества, получает прибыль. Срок аренды определяет Комитет с учетом интересов муниципального образования. Арендная плата служит одним из источников доходов местного бюджета.

В отдельных случаях на передачу муниципального имущества в аренду может проводиться некоммерческий конкурс, когда от арендатора требуют выполнения определенных условий. Целевым назначением, без проведения конкурса, муниципальное имущество может передаваться в аренду в исключительных случаях - конкретному арендатору под определенный вид деятельности.

Сложившаяся практика оценки эффективности использования муниципальной собственности основывается на анализе состояния и тенденций изменения ее вклада в формирование базы неналоговых доходов местного бюджета. Выделяют следующие задачи обеспечения эффективного управления муниципальной собственностью:

Структурную и количественную оптимизацию организаций и предприятий муниципальной формы собственности;

Обеспечение полного и своевременного учета муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;

Создание единой системы контроля сохранности муниципальной собственности и использования ее по назначению;

Выработку критериев оптимальных решений по распоряжению муниципальной собственностью;

Повышение инвестиционной привлекательности муниципальной собственности.

Название работы: Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью

Введение 3

Глава 1. Общие положения права муниципальной собственности 5
1.1. Понятие и сущность муниципальной собственности 5
2.2. Понятие права муниципальной собственности 9

Глава 2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью 17
2.1. Содержание права муниципальной собственности 17
2.2. Осуществление права муниципальной собственности 28

Заключение 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

Введение: Актуальность работы состоит в том, что собственность существовала и будет существовать. Однако она не всегда была одинаковой и зависела от типа собственности. Формы собственности могут быть различными, меняющимися с развитием человеческого общества, с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. В каждой формации существует тип собственности, который определяет основу данного общества, характер всех других форм собственности, существующих в данном же обществе. Речь может идти о двух типах собственности: обобществленном и индивидуальном. Эта классификация основана на признаке уровня (степени) обобществления средств производства и позволяет в экономическом смысле различать исторически определенные типы присвоения: общественный и индивидуальный. В первом случае присвоение вещей осуществляется обществом в целом или определенной социальной группой лиц, а во втором - отдельным индивидуальным лицом.
Типы собственности находят свое воплощение в формах собственности, где уровень (степень) обобществления приобретает конкретную форму реальных отношений государственной, муниципальной, коллективной (корпоративной) или частной собственности. Каждая форма собственности типична. В то же время тип собственности не может существовать без какой-либо формы собственности. Именно тип собственности предопределяет в формах собственности их правовую природу и характер присвоения, а стало быть, особенности механизма возникновения (приобретения), осуществления и прекращения права собственности.
Итак, если тип собственности можно квалифицировать как высшее подразделение в систематике собственности, то форма собственности выступает как среднее звено в этой системе, связывающее тип с видом собственности.
Обобществленная (общественная) собственность объективно выступает в следующих формах:
а) государственная (собственность Российской Федерации; собственность субъектов Российской Федерации);
б) муниципальная (собственность различных муниципальных образований);
в) коллективная (корпоративная) (собственность кооперативов, хозяйственных обществ и товариществ, общественных организаций, религиозных организаций).
Целью настоящей работы является рассмотрение полномочия органов местного самоуправления в сфере владения, пользования, распоряжения имуществом, находящемся в муниципальном собственности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие и сущность муниципальной собственности;
- Исследовать понятие права муниципальной собственности;
- Раскрыть содержание права муниципальной собственности;
- Рассмотреть осуществление права муниципальной собственности.
Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующие право муниципальной собственности. Объект исследования составляют конкретные правоотношения в данной области.

Использованная литература: 1. Европейская хартия о местном самоуправлении (русская версия) // Серия европейских договоров N 122, Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. N 92-871-0804-8. 1990, май.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62с.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40. Ст. 3822.

2. Судебная практика
4. Постановление ФАС Центрального округа от 05.07.2000 N А35-4703/9-С13 // Консультант плюс.

3. Литература
5. Аккуратов И.Ю. Право муниципальной собственности. Опыт теоретического анализа. М., 2010.
6. Аналитическая записка по итогам первого года работы проекта "Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации (вопросы местного самоуправления)" // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 4.
7. Аяцков Д.Ф., Володин В.В. Местное самоуправление в России - Саратов, 2006.
8. Велиева Д.С., Лысенко В.В., Капитанец Ю.В., Кулушева М.А., Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". М., 2007.
9. Живихина И.Б., Капура М.М., Лиманский Г.С., Рыбаков В.А. Методологические проблемы права собственности: Монография. М., 2008.
10. Зотов В. Б. Муниципальное управление - М.: ЮНИТИ, 2007.
11. Иванов В.В. Муниципальное управление - М.: ИНФРА-М, 2006.
12. Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" / Под ред. В.И. Шкатуллы - М., 2006.
13. Меpкулов В.М. Муниципальное право - М., 2006.
14. Муниципальное управление / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. - М.: Муниципальный мир, 2006.
15. Муниципальное управление / Под ред. Н.В. Шумянкова. - М.: Экзамен, 2007.
16. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ (части первой) / Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. М., 2009.
17. О государственном и муниципальном имуществе: проект Федерального закона // Местное самоуправление. 2003. N 3.
18. Парахина В.Н. Муниципальное управление - М.: КНОРУС, 2007.
19. Рянжин В.П. Муниципальное пpаво - М., 2006.
20. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. - М.: Питер, 2007.
21. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 2008.

Год: 2012.