Что делать если не приходят справки о заработной плате для начисления пенсии. Как рассчитать пособие новому сотруднику, если справки о его прошлых заработках нет Как получить справку по зарплате, если предприятие ликвидировано

Один из самых популярных документов, который запрашивают в бухгалтерии, – это справка о заработной плате. Образец 2019 года должен отвечать всем требованиям закона. Ведь она нужна для обращений к различным государственным структурам, выдачи кредитов, прочих займов и др. Расскажем, как ее оформить в 2019 году.

Что собой представляет

В обязанности работодателя входит выдача в 2019 году справки о заработной плате по письменному заявлению в течение 3-х дней после обращения за ней.

На практике бухгалтеры часто довольствуются устными обращениями и могут выписать справку уже в день обращения. При условии, что фирма некрупная, и руководитель с главным бухгалтером смогут своевременно подписать ее.

По общему правилу справка о заработной плате образца 2019 года должна включать в себя следующие обязательные реквизиты:

  1. данные об организации;
  2. должность, Ф.И.О работника.

Во многом подход к составлению справок у каждой фирмы свой, некоторые даже выписывают их от руки, и в большинстве случаев, кроме тех, где строго обязательны утверждённые в приказах или постановлениях образцы, рукописный документ примут без проблем.

Принцип свободной формы

Для тех, кому адресован рассматриваемый документ, главное – чтобы образец справки о зарплате в свободной форме давал полную информацию о доходах сотрудника. При этом нужный период должен сообщить бухгалтерии сам работник. Она также должна включать:

  • реквизиты нанимателя (название, ИНН, КПП, юридический и фактический адрес);
  • печать (при наличии) и подписи ответственных лиц (руководитель, главбух либо кадровик).

Иногда после получения подписей забывают о печати, которая тоже может выступать практически главным реквизитом. Ведь она дублирует реквизиты организации. И если один из них не был напечатан в справке, его прочитают с оттиска печати.

Обычно печать для таких справок хранит у себя секретарь или кадровик.

Для получения пособий и при увольнении

При болезни, уходе в декрет и других аналогичных случаях получения положенных выплат, запрашивают справку о зарплате для расчёта пособий. Её форма утверждена приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н.

GDE Ошибка: Тип файла не поддерживается (rtf)

Если работник официально трудоустроен ещё в одно или несколько мест, то ему следует получить справки и у этих работодателей. Иначе в предоставлении пособия могут отказать. В такой справке будут указаны:

  • все периоды за 2 года, в которые начислялась заработная плата;
  • частично исключаемые периоды (например, больничные самого работника, его отпуска по уходу за ребёнком).

Эту же форму справки используют при:

  1. увольнении сотрудника;
  2. обращении давно уволившегося сотрудника.

Обязанность выдать такую справку прописана Трудовым кодексом. Так что бухгалтер не имеет права отмахнуться от такой просьбы. Главное – зарегистрировать соответствующее письменное обращение.

В том случае, если справка понадобилась через много лет после ухода с предприятия, а сама организация больше не существует (например, разорилась), запросите ее у правопреемника. Если и его нет, то данные можно найти в местных архивах.

На крайний случай справка о заработной плате при увольнении может быть составлена в произвольной форме. Освещаемый в ней период обычно – от 3 месяцев до 2х лет.

Ещё можно взять бланк справки о заработной плате образца 2019 года в центре занятости, если после увольнения человек встает туда на учёт, и принести его на заполнение в бывшую контору.

Обратите внимание: каждый центр занятости может вводить свою форму такой справки, так как ее универсальной формы нет. Однако в любой случае можно воспользоваться бланком, которым для этих целей принят Минтрудом в письме от 15.08.2016 № 16-5/В-421. Он показан далее.

Для субсидии на «коммуналку»

В наше нелёгкое время многие получают зарплату на грани прожиточного минимума, поэтому тратят большую часть денег на еду и коммунальные услуги. Для таких категорий предусмотрены разнообразные субсидии, в частности – коммунальные.

Согласно Жилищному кодексу РФ (ст. 159), субсидия положена гражданам, чьи расходы на жильё превышают 22% дохода. А у семейных учитывают совокупный доход всех трудоустроенных членов.

Претендовать на получение субсидии могут:

  • собственники жилья;
  • арендаторы;
  • члены семей собственников и арендаторов, которое проживают с ними на постоянной основе.

Если попадаете под вышеуказанные категории и затраты на коммунальные услуги больше 22%, то понадобятся следующие документы:

  1. самое главное – справка о зарплате за 6 месяцев;
  2. справка о составе семьи;
  3. ксерокопии паспортов членов семьи;
  4. справки, подтверждающие степень родства (свидетельство о браке, о рождении ребёнка и пр.);
  5. документы, в которых указана жилая площадь и право на нее (выписка из ЕГРП, договор аренды и др.);
  6. справка об отсутствии задолженности перед коммунальными службами.

При этом у пенсионеров, студентов и безработных состав пакета предоставляемых документов будет отличаться. Образец справки о зарплате должен предоставить каждый официально трудоустроенный член семьи. Иначе в получении субсидии будет отказано.

Естественно, бланк справки о зарплате для субсидии должен содержать типичные для таких документов элементы:

  • наименование юридического лица/ИП;
  • его реквизиты;
  • дата и номер исходящего документа;
  • Ф.И.О. сотрудника, его должность;
  • данные о заработной плате за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором он обратился в бухгалтерию.

Ниже приведен образец справки о заработной плате 2019 года, который может быть оформлен на фирменном бланке работодателя.

Доброго времени суток!

Порядок подтверждения страхового стажа установлен ст. 13 Закона о пенсиях и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, далее - Правила). При подсчете страхового стажа подтверждаются (п. 4 Правил): периоды работы до того, как гражданин был застрахован в сис­теме обязательного пенсионного страхования, - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа); периоды работы после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Подтверждение таких периодов не вызывает проблем, поскольку все необходимые сведения находятся в Пенсионном фонде РФ. Таким образом, главная обязанность будущего пенсионера - подтвердить периоды работы, во время которых персонифицированный учет страховых взносов еще не осуществлялся. Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка (ст. 66 ТК РФ). Запи­си, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п. 41 Правил). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных пе­риодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются: письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 6 Правил). Поэтому если у работника сохранились какие-либо из перечисленных документов с прежнего места работы, он может представить их в органы ПФР в качестве подтверждения страхового стажа.

Если никаких документов не сохранилось и прежняя организация-работодатель ликвидирована, получить справки гражданин может в архивном учреждении (государственном или ведомственном архиве). Между тем далеко не все ликвидированные организации передают документы на хранение в архив. Если работодатель прекратил деятельность и не передал сведения в архив, у гражданина имеется возможность подтвердить страховой стаж свидетельскими показаниями.

При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитываются свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг 16-летнего возраста. При этом продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

Работник устроился в организацию в 2014 году, в апреле он был нетрудоспособен 10 календарных дней. В расчетном периоде (2012 и 2013 годы) он был трудоустроен в другой организации. Страховой стаж - 10 лет. Как рассчитать пособие, если работник не принес справку о заработке с предыдущего места работы?

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС (ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ ).

В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 ст. 14 данного закона, на 730. Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (ч. 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ ).

В соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и п. 11 (1) Положения № 375 в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 данной статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, принимается равным МРОТ, предусмотренному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Согласно п. 15 (3) Положения № 375 в случаях, указанных в п. 11 (1) данного положения, для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

В расчетном периоде у работника нет выплат, так как он не принес справку о заработке с предыдущего места работы. Чтобы уложиться в 10-дневный срок, отведенный для назначения пособия (ч. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ ), необходимо применить положения ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и рассчитать пособие, исходя из МРОТ.

В связи с тем, что страховой случай наступил в 2014 году, применяется МРОТ, установленный на день наступления страхового случая. С 01.01.2014 МРОТ составляет 5 554 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» ).

Средний дневной заработок будет равен 182,6 руб. (5 554 руб. х 24 / 730 дн.).

Сумма пособия за период болезни составит 1 826 руб. (182,6 руб. х 10 кал. дн.), из которых будет выплачено:

За счет средств работодателя 547,8 руб. (182,6 руб. х 3 дн.);

За счет средств ФСС 1 278,2 руб. (182,6 руб. х 7 дн.).

Очевидно, что, имея достаточный страховой стаж и хороший заработок на прежней работе, сотрудник может получить большую сумму пособия, чем рассчитанную исходя из МРОТ, но для этого нужно представить в свою бухгалтерию справку о сумме заработной платы с предыдущих мест работы. Однако на практике бывают случаи, когда сотрудник не имеет возможности получить справку о сумме заработка у прежнего работодателя. В такой ситуации сотрудник вправе написать заявление работодателю, чтобы получить сведения о заработной плате из ПФР. На основании этого заявления бухгалтерия направляет запрос в отделение ПФР по месту своей регистрации о предоставлении сведений о сумме заработной платы за прошлый период.

После получения ответа на запрос из отделения ПФР пособие следует пересчитать и в связи с этим произвести его доплату. Отметим, что перерасчет пособия возможен не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ ).

При расчете нужно учитывать, что за каждый год расчетного периода сумма учитываемых выплат не может превышать предельную величину базы для исчисления взносов, установленную на этот год (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ ).

Итак, допустим, что работник написал заявление о направлении запроса в ПФР. После чего организацией был направлен запрос. Из ПФР пришел ответ, из которого следует, что заработок, на который были начислены страховые взносы, за 2012 год составляет 378 200 руб., за 2013 год - 459 100 руб.

На основании полученных из ПФР сведений необходимо произвести перерасчет пособий.

Учитываемый заработок сотрудника за расчетный период равен 837 300 руб. (378 200 + 459 100).

Средний дневной заработок - 1 146,99 руб. (837 300 руб. / 730 дн.).

Размер пособия равен 11 469,9 руб. (1 146,99 руб. х 10 кал. дн.), из них:

3 440,97 руб. (1 146,99 руб. х 3 кал. дн.) - за счет средств работодателя;

8 028,93 руб. (1 146,99 руб. х 7 кал. дн.) - за счет средств ФСС.

Пособие подлежит доплате в размере 9 643,9 руб. (11 469,9 - 1 826), в том числе:

2 893,17 руб. (3 440,97 - 547,8) - за счет средств компании за первые три дня нетрудоспособности;

6 750,73 руб. (8 028,93 - 1 278,2) - за счет средств ФСС за оставшиеся дни болезни.

Гражданин РФ долгое время занимался предпринимательской деятельностью в форме ООО (был единственным участником и директором).

После проблем со здоровьем и травм деятельность прекратилась (все юр. лица исключены из ЕГРЮЛ как недействующие).

Длительное время не работал.

Получил статус инвалида 3 группы, пенсию вот только назначили.

Документы об образовании в процессе восстановления, пока есть только подтверждающие среднее образование.

Обратился в центр занятости.

Затребовали документы: трудовую книжку, справку о заработной плате за последние 3 месяца работы и др.

Возникла проблема со справкой о заработной плате.

Много лет в фирме, по последнему месту работы, деятельность не велась и заработная плата не начислялась. А когда велась — это было давно, тогда зарплату выдавали в кассе. Выяснилось, что бухгалтер страховые взносы не уплачивала.

Возможно представить справку, если самому себе сделать ее задним числом (фирма исключена из ЕГРЮЛ), только по нулям.

Но с нулевой справкой центр занятости документы не принимает и отказывает в статусе безработного.

Ну не подделывать же справку. чтобы получить статус безработного?

Неужели без справки (справки с нулями) не получить социальной защиты в виде статуса безработного?

Конституционный суд решил, что орган занятости не вправе отказать в признании безработными бывших предпринимателей и граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, только потому, что они не представили справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (далее - справка)п. 1 резолютивной части Постановления № 24-П.

Напомним, что такая справка входит в перечень документов, обязательных для представления в орган занятости всеми категориями граждан (включая перечисленные) в целях регистрации их в качестве безработныхпп. 1, 2 ст. 3 Закона от 19.04.91 № 1032-1 (далее - Закон о занятости). И без справки органы занятости таких граждан безработными не признавали.

Однако КС указал, что для содействия таким гражданам в подборе подходящей работы и назначения пособия по безработице или стипендии знать размер среднего заработка этих граждан по последнему месту работы не требуется. От него не зависят ни допустимость предлагаемой оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры указанных социальных выплатп. 3 ст. 4, п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 34 Закона о занятости. Ведь таким гражданам эти выплаты назначаются в размере минимальной величины пособия по безработице, которая ежегодно определяется правительствомп. 1 ст. 29, п. 2 ст. 33, п. 1 ст. 34 Закона о занятости (сейчас - 850 руб.Постановление Правительства от 17.12.2014 № 1382).

Кроме того, само по себе отсутствие сведений о размере среднего заработка по последнему месту работы не должно препятствовать и предоставлению таким гражданам органами занятости мер господдержки в области содействия занятости и защиты от безработицы, виды и объем которых Закон не связывает с размером среднего заработкап. 4 мотивировочной части Постановления № 24-П.

Также КС отметил, что перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, в Законе исчерпывающий. И лица, не представившие в орган занятости справку, в нем не поименованып. 3 ст. 3 Закона о занятости.

Еще один вопрос интересует. Дата увольнения в трудовой проставлена месяца три назад, то есть формально не попадает под длительный перерыв.

Но деятельность в фирме реально не велась уже много лет.

Потому собственно из реестра и исключили.

И работники ЦЗН фактически принуждают сделать липовую справку, чтобы у них было основание внести в программу данные о заработной плате, так как ноль они якобы проставить не могут и без справки ничего внести не могут.

Таким образом, теперь органы занятости обязаны признавать граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными даже без справки.

КС указал, что для содействия таким гражданам в подборе подходящей работы и назначения пособия по безработице или стипендии знать размер среднего заработка этих граждан по последнему месту работы не требуется. От него не зависят ни допустимость предлагаемой оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры указанных социальных выплатп. 3 ст. 4, п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 34 Закона о занятости. Ведь таким гражданам эти выплаты назначаются в размере минимальной величины пособия по безработице, которая ежегодно определяется правительствомп. 1 ст. 29, п. 2 ст. 33, п. 1 ст. 34 Закона о занятости (сейчас - 850 руб.Постановление Правительства от 17.12.2014 № 1382).

Соответственно нуль поставить могут, отказать не имеют права, но пособие будет 850 р.

Что касается липовой справки - это уголовная ответственность.

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.