Правоприменительная деятельность – это организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера.
От правоприменительной деятельности как системы действий следует отличать ее процедурно-процессуальные формы.
Процедурно-процессуальные формы правоприменительной деятельности выражаются в регламентированном правом порядке совершения правоприменительных действий, обеспечивающем надлежащее (правильное) применение права, т.е. его законность, обоснованность, целесообразность. Процедурно-процессуальная форма характеризуется наличием прав у участников правоприменительного процесса, а также гарантий, стоящих на страже законности, обоснованности и целесообразности применения норм права .
В рамках процедурно-процессуальных форм особо выделяются процессуальные формы (в строгом смысле). Это – формы правоприменительной деятельности, выраженные в порядке разрешения юридических дел при осуществлении социалистического правосудия и связанные в основном с особенностями правового принуждения (1.16.6).
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.336
Специфическими чертами отличается и процедура правоприменительной деятельности в случаях, когда последняя сводится к административно-правовому индивидуальному регулированию конкретных общественных отношений (например, в области хозяйственного управления). Процедура здесь в определенной мере сходна с правотворческой: в обоих случаях должен быть обеспечен порядок подготовки и принятия решений, который соответствует началам науки социального управления, необходимости полного и правильного урегулирования общественных отношений.
Правоприменительная деятельность выражается в правоприменительных актах, т.е. в промежуточных или завершающих юридических действиях правоприменительного органа, порождающих те или иные последствия в процессе применения права. Завершающий, конечный акт применения права – юридическое действие по решению юридического дела, в результате которого в ткань правовой системы включается новый (отменяется или изменяется старый) элемент – индивидуальное предписание.
Слово «акт» при характеристике правоприменительной деятельности имеет и иное значение. Этим термином обозначается также акт-документ, своего рода юридический и фактический источник, форма существования индивидуального предписания, в котором юридическое действие правоприменительного органа по решению юридического дела закрепляется формально. Здесь понятие «акт применения» отделяется от самого решения юридического дела и его результата – индивидуального предписания. Иначе говоря, перед нами не само по себе действие по применению юридических норм и не сам по себе его результат, а результат действия, выраженный в обязательной, как правило, письменной форме, т.е. акт-документ.
При теоретической разработке правоприменительных актов следует учитывать те смысловые различия, которые существуют между понятиями «решение юридического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание» и «акт применения». Если первое из указанных понятий (решение юридического дела) охватывает завершающее правоприменительное действие, второе (индивидуальное предписание) указывает на результат правоприменения, то третье (правоприменительный акт) выражает результат решения юридического дела, рассматриваемый в единстве с его внешней, документальной формой, т.е. акт-документ. Достоин особого внимания вопрос о том, что, в принципе, соотношение между понятиями «решение юридического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание», «акт применения» такое же, как и соотношение между понятиями «правотворческое решение», «юридическая норма» и «нормативный юридический акт».
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.337
Характер зависимости, «сцепления» между правотворческим решением, юридической нормой, нормативным актом, с одной стороны, а с другой – между решением юридического дела, индивидуальным государственно-властным велением и актом применения в принципе один и тот же. Не является ли это выражением того, что и тому и другому ряду правовых явлений присущи некоторые общие закономерности. Положительный ответ на этот вопрос, думается, связан с тем, что в обоих случаях (и только в этих случаях) перед нами выражение активной государственной деятельности в сфере правового регулирования, направленной, в частности, на правовое (в одном случае – нормативное, в другом – индивидуальное) регулирование общественных отношений и объективируемой в праве как институционном образовании
Результатом управленческой нормотворческой деятельности являются нормы права подзаконного характера, регулирующие отношения в сфере управления.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную власть, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешение на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).
Правоприменительная деятельность включает в себя: установление фактических обстоятельств дела, выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и пространстве), уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование, принятие по делу решения (индивидуального акта), исполнение акта.
Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, хозяйственного, социально-культурного, оборонного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан,
государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере исполнительной власти.
Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений, призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, других субъектов в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.
По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности делятся на внутренние и внешние. Правовые формы внутриуправленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.
Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.
По способу выражения правовые формы государственного управления делятся на словесные (письменные и устные) и конклюдентные. Выбор и использование того или иного способа выражения правовых форм управленческой деятельности предопределяется ее юридическими свойствами.
Единственный приемлемый способ выражения правотворческой деятельности - словесный. Результат правотворчества субъектов исполнительной власти - нормативный юридический акт, который представляет собой официальный акт-документ. Только в своем документально-содержательном ракурсе нормативный акт может рассматриваться в виде формы права, носителя юридических норм. Правоприменительная деятельность выражается письменным, устным и конклюдентным способами.
Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности - индивидуальный письменный акт-документ.
Широко используется и устный способ (устные приказы, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.
Правоприменение может выражаться и при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права. Воля субъекта управления может выражаться в жестах сотрудника ГАИ, регулирующего движение транспорта и пешеходов.
К неправовым формам управленческой деятельности относятся формы выражения организационных и материально-технических действий. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъектов управления, они также должны соответствовать целям и задачам управления.
Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.
Организационные мероприятия осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.
Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью обеспечивается осуществление всех форм государственного управления.
К материально-техническим действиям относят, например, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов и др. Материально-технические действия призваны обеспечить четкую и эффективную работу субъектов управления. Они облегчают процесс управления, повышают производительность и культуру управленческого труда. По мере усложнения процессов управления значение и объем материально-технических действий увеличиваются.
В целом эффективность управленческой деятельности зависит от умелого сочетания правовых и неправовых форм этой деятельности. Что же касается реализации исполнительной власти, то она возможна лишь в административно-правовой форме
(за исключением внутриорганизационной деятельности, которая может быть выражена в обеих формах), ибо исполнительная власть не может быть выражена в инструктажах, совещаниях, семинарах и т.д.
2. Правоприменительная деятельность
2.1 Формы и принципы реализации правовых норм
В юридической литературе принято различать две формы правоприменительной деятельности:
· Оперативно – исполнительная форма – подразумевает организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (например, приказ о приеме на работу, свидетельство о регистрации брака и пр.);
· Правоохранительная форма – деятельность, направленная на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем.
Необходимость в правоприменительной деятельности возникает, таким образом, всегда, когда невозможно осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей без использования государственно – властных полномочий.
Применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке, что составляет принцип законности правоприменительной деятельности. По словам Г. Ф. Шершеневича, условие правового порядка состоит в применении норм права «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях». Данный принцип находит свое проявление в следовании букве и духу закона в правоприменительной деятельности; действии правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; в строгом и неуклонном соблюдении установленной процедуры; в принятии юридических актов установленной формы.
Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не конкретного лица, а всего общества. Это обусловлено тем, что приоритетным объектом защиты права является определенная группа общественных отношений.
Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно – правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
Принцип обоснованности правоприменения означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, не подлежащих сомнению фактов.
Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и социальной справедливости – с другой, нередко входят в противоречия. Суть их заключается в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения. В подобных случаях ведущая роль в определении окончательного варианта разрешения правовой ситуации принадлежит именно правоприменительному органу или должностному лицу.
2.2 Стадии правоприменительной деятельности
Правоприменительная деятельность как наиболее сложная и важная форма реализации права осуществляется поэтапно. Под стадиями правоприменительного процесса следует понимать выработанные наукой и практикой, закрепленные в законе этапы познания истины, отражающие логику осуществления права, среди которых выделяют:
1) установление фактических обстоятельств дела – решение вопроса факта;
2) установление юридической основы дела – решение вопроса права;
3) решение дела.
Единственным изначальным основанием процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе.
Целью первой стадии правоприменительного процесса является достижение фактической объективной истины, поэтому особенное внимание на этом этапе уделяется доказыванию. Так, происходит сбор юридически значимой информации, ее исследование, проверка на истинность, достоверность, достаточность.
Содержание второй стадии правоприменительного процесса состоит в выборе правоприменителем отрасли, института и нормы права; проверке подлинности текста нормы, пределов ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; в толковании – уяснении смысла и содержания юридических предписаний, после чего возможно установление соответствия элементов рассматриваемого юридического вопроса с нормой права.
3. Акты применения права
3.1 Понятие и виды актов применения права
Правоприменительный акт – это официальное властное предписание компетентного органа или должностного лица, конкретизирующее общее правовое положение для единичного случая индивидуального субъекта и выраженное в соответствующей форме.
Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключаются в том, чтобы они: а) строго соответствовали нормативно – правовым актам, на основе которых они принимаются; б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения права официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование принявшего акт органа, наличие соответствующей печати, подписи и т. д.).
Акты применения не являются источниками права,и не содержат в себе каких бы то ни было общих правил поведения, они применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.
Основным критерием классификации правоприменительных актов, принятым в юридической литературе, является форма регулятивного воздействия на общественные отношения. В зависимости от указанного критерия акты применения права делят на исполнительные и правоохранительные. Так, исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением. К ним относятся: акт регистрации брака, приказ о повышении в должности, о присвоении воинского звания и пр.
Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или в связи с предупреждением совершения правонарушения, в профилактических целях, или же при совершении правонарушения. Таковыми, в частности, являются акты следственных, судебных, прокурорских и ряда других органов.
Существуют и иные критерии классификации актов применения права. Они широко используются для более глубокого изучения, как самих этих актов, так и правоприменительной практики в целом.
Так, основаниями для классификации правоприменительных актов могут служить:
· их юридическая сила (акты различных инстанций);
· издающие их субъекты (органы государственной власти, должностные лица государственных и частных структур и пр.);
· направление и характер деятельности (экономика, культура, охрана порядка и пр.);
· их действие в пространстве, времени и по кругу лиц;
· процедура принятия (коллективная или единоличная);
· характер предписаний (императивный, диспозитивный, разрешающий, обязывающий, запрещающий, управомочивающий, поощрительный, удостоверяющий и пр.) и т. д.
Т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке). Применение права Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в...
Для всех рисковых фондовых активов (а к выводу о необходимости их оценки ввиду наглядности практика фондового рынка пришла довольно быстро), то ковариации доходностей ценных бумаг и их дисперсии могут быть вычислены применением правил теории вероятностей к (2.12): , (2.14) Эти правила легко обобщаются на случай портфеля, состоящего из рисковых ценных...
Применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя» 1 .
Правоприменение – организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развития отношений между людьми и их объединениями шло в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от имени государства.
Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:
Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов
Охрану и защиту права от нарушения
На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политике социальных сил, господствующих в обществе. Для современного цивилизованного государства эта форма применения права является основной, посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.
Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекция), для органов контроля и арбитража. В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение начета на работника и т.д.).
Правоприменительная деятельность в правоохранительной форме касается таких отношений, в которых осуществляющие ее компетентные органы сами не участвуют и к которым не имеют собственного интереса. Правоприменительный орган является не участником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.
В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющий возможность ошибок и неправильных решений. Правоприменение всегда носит подзаконный (а точнее поднормативный) характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или подзаконным актом полномочий компетентного органа.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых , по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких границ начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы), которым с целью активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической сфере передаются некоторые государственно-властные функции по применению права. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительской кооперации), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени не теряют своих властных авторитарных качеств.
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не означает, что граждане не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).
Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая развивалась отечественными и зарубежными учеными раньше. Применение права, писал, например, Г. Ф. Шершеневич, есть не что иное, как «подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права». Исходя из этого делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указанием права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права».
Однако даже при таком, весьма широком подходе к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же агенты государственной власти, которые «выполняют задачу управления на основании действующего права», а среди них – суды, в деятельности которых «с наибольшей яркостью раскрывается процесс применения права.
Следовательно, применить норму права – это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.
Во-вторых , применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.
В-третьих , в форме применения права реализуются не все виды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормы-дефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социально-политические предпосылки, цели и основы правового регулирования. Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания от запрещенных поступков. О применении права здесь не может быть и речи. Управомочивающие нормы и нормы с позитивной обязанностью подлежат применению в тех случаях, когда их реализация может быть осуществлена путем властного волеизъявления компетентного органа 2 .
В-четвертых , правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова.
У судебных органов, рассматривающих гражданские или уголовные дела, или у прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядок деятельности этих органов регламентируется нормами соответствующих гражданско-процессуальной и уголовно-процессуальной отраслей права.
Степень регламентации правоприменительной деятельности других государственных органов, например, административных органов, и должностных лиц, всегда намного меньше, чем у судебных и следственных органов. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий и учреждений в России, занимающихся вопросами приема и увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице и другими вопросам правоприменительной деятельности.
В-пятых , применение права как самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации и во взаимном проникновении друг в друга.
В-шестых , применение права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права.
В-седьмых , применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
В-восьмых , правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности применяемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?
Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Применение норм права, писал в связи с эти Г. Ф. Шершеневич, «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях», есть тот принцип законности, который составляет условие правового порядка.
Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).
Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не считаться с тем, что «нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал Г. Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволюционной России), «отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов» и что применение норм права «агентами власти, судебной и административной», с точки зрения социальной справедливости «еще более наклоняет действие законов в этом направлении», выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господствующих слоев.
Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.
Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.
Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости – с другой, нередко входят в противоречия. Суть их заключается в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения.
Раскрывая смысл «резкой противоречивости» принципа справедливости и принципа целесообразности, Г. Ф. Шершеневич писал, что один принцип «протестует против нормы с точки зрения реальных индивидуальных интересов» под влиянием чувства, порождаемого конкретным действием нормы, и во имя активной политики, требующей «согласования с запросами данного момента». Другой принцип отстаивает норму с точки зрения абстрактных общественных интересов во имя разума, способного постичь многочисленные индивидуальные интересы «вне непосредственного соприкосновения с ними в конкретных условиях».
При известном расхождении принципов законности и целесообразности возникает определенный «зазор», который позволяет правоприменительному органу самому решать вопрос, с учетом конкретных обстоятельств, о выборе оптимального пути применения данной нормы права, о сочетании принципа законности и принципа целесообразности. У правоприменительного органа, в частности у суда, возникает возможность и необходимость определять в каждом конкретном случае, при рассмотрении каждого конкретного дела, как наиболее оптимально сочетать общие требования нормы права со специфическими обстоятельствами процесса ее применения.
Естественно, что в каждом государстве подобные возможности, пределы для судебного усмотрения при решении конкретных дел далеко неодинаковы. В судах деспотических, отмечал еще Ш. Монтескье, нет закона, там сам судья закон. В государствах монархических есть законы, и если они ясны, то «судья руководится ими», а если нет, то он «старается уразуметь их дух». Природа республиканского правления требует, чтобы судья не отступал от буквы закона. И дальше: если состав суда не должен быть неизменным, то в приговорах его неизменяемость должна царить так, чтобы они «всегда были не более как точным применением текста закона».
Осуществляя правоприменительную деятельность, суд, а вместе с ним и любой иной государственный орган или должностное лицо не должны выходить за рамки закона.
Необходимость применения права в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. В частности:
Когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.)
Когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей
Когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим
Когда общественное отношение в силу особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГИББД и т.д.)
Когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности
Исходя из вышеизложенного применение права можно определить как осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ 11
ГЛАВА 3. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ 15
ГЛАВА 4. некоторые аспекты применения права в деятельности ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
Право, как и другие социальные регуляторы, выступает в реальной жизни в виде системы норм, эталонов, требований, дающих возможность человеку ориентироваться в окружающем мире и избирать социально приемлемые варианты поведения. Юридические нормы очерчивают объективно обусловленные пределы волевого поведения людей по отношению друг к другу в процессе реализации своих потребностей и интересов на определенном этапе развития общества.
Нормы права создаются для того, чтобы их предписаниям следовали все субъекты, которым они адресованы, и тем самым воплощались в жизнь, в реальную действительность. Юридическая норма существует и отвечает своему предназначению лишь тогда, когда она выполняется, то есть реализуется на практике в поведении людей - в совершении или несовершении ими юридически значимых поступков.
Следовательно, реализация правовых норм - это осуществление содержащихся в них предписаний (положений) в правомерном поведении субъектов права.
Когда в обществе люди и их организации действуют в соответствии с требованиями норм права, то есть поступают правомерно, можно считать, что право реализуется.
Однако не во всех случаях для осуществления прав и обязанностей достаточно одного лишь желания субъектов права. Соблюдение, исполнение и использование не всегда позволяют в полном объеме реализовать нормы права. Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов, которые обеспечивают претворение в жизнь соответствующих юридических норм в полном объеме.
Такая форма реализации в юриспруденции называется применением права. Она заключается в том, что государственными органами или по их уполномочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность по применению юридических норм к определенным отношениям, делам, лицам. И только в результате такой деятельности происходит конкретизация, а затем и реализация прав и обязанностей.
Применение права в юридической литературе характеризуется как особая форма его реализации, поскольку в отличие от соблюдения, исполнения и использования оно обладает рядом специфических особенностей.
Предметом исследования данной курсовой работы является правоприменение.
Целью работы является изучение правоприменительных актов.
Для наиболее полного исследования указанной цели необходимо:
1. Раскрыть понятие правоприменительной деятельности;
2. Определить природу и характеристику правоприменительных актов;
3. Установить виды и классификацию правоприменительных актов;
4. Охарактеризовать правоприменение правоохранительных органов.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Значительная часть правоотношений может возникать, развиваться и прекращаться только на основании специального решения компетентных государственных органов и должностных лиц. Чаще всего такое решение выносится в форме официального документа. Так, орган местного самоуправления дает разрешение коммерческой организации на строительство гаража, иного сооружения. Директор организации назначает старшего инженера на должность заведующего отделом. Ректор издает приказ о зачислении абитуриентов, успешно выдержавших вступительные экзамены. Суд приговаривает подсудимого к лишению свободы.
Деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права называется правоприменением, а принятое решение - индивидуальным актом применения норм права или актом применения права. Государственные органы или должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность, охватываются общим понятием - правоприменители .
Характерная особенность правоприменения состоит в том, что оно осуществляется не произвольно, по субъективному усмотрению правоприменителей, а на основе и в соответствии с действующим законодательством. Во-первых, действующими нормами права определяется правомочие правоприменителей на издание актов применения права. Ибо не каждый государственный орган или должностное лицо могут принимать такие акты. Сфера правоприменительной деятельности государственного органа четко определяется в положении об этом органе или в ином нормативно-правовом акте. Во-вторых, правоприменительная деятельность детально регулируется действующим законодательством. В-третьих, устанавливаемые актом применения права конкретные права и обязанности основываются непосредственно на законе, иных нормативно-правовых актах.
Потребность в правоприменении как особой стадии механизма правового регулирования вытекает из природы государства. Непосредственно заинтересованное в реализации принимаемых им норм права государство осуществляет разнообразную исполнительную, судебную и правоохранительную деятельность, принимает активные меры к тому, чтобы его нормативно-правовые установления не деформировались, не искажались произвольно участниками конкретных отношений. Одним из действенных способов решения этой сложной, многообразной, неимоверно трудной задачи выступает правоприменение.
Правоприменение используется государством в следующих случаях :
1)В правоотношениях, участником которых выступает государственное предприятие, учреждение, государственный орган, обязанные совершить какие-либо действия в пользу конкретного гражданина или иного лица (например, выплачивать пенсию, предоставить внаем жилое помещение, отвести земельный участок для возведения жилого дома и др.). Правоприменительный акт подтверждает наличие права у конкретного лица на то или иное благо, определяет орган, учреждение, организацию, обязанные удовлетворить интерес управомоченного лица, меру возложенной обязанности, способы и сроки ее исполнения.
2)В процессе осуществления органами государства или органами местного самоуправления исполнительно-распорядительной деятельности при решении вопросов назначения конкретных лиц на государственные должности, организации и ликвидации структурных звеньев органа, выделении финансов, помещений и других материальных благ, проведении каких-либо мероприятий и др.
3)При возникновении спора о существовании каких-либо прав и обязанностей между участниками конкретного правоотношения (например, при разделе имущества между супругами, между участниками гражданского договора, при принятии незаконного решения должностным лицом или государственным органом, между руководителем организации и работником по поводу применения трудового законодательства). Рассматривая подобные дела, государство выступает в роли арбитра, судьи, который низводит право на уровень конкретных отношений и тем самым цивилизованным способом разрешает возникающие в обществе правовые конфликты.
4) Для определения факта прекращения каких-либо прав и обязанностей у конкретного лица, в том числе и прав, возникших на основе ранее вынесенного акта применения права (например, признание гражданина безвестно отсутствующим, недееспособным, установление факта прекращения трудовых отношений, расторжения брака, ликвидации государственного учреждения и др.).
5) При применении санкции к нарушителю какой-либо нормы права, то есть за совершенное правонарушение. С помощью правоприменения государство решает проблему индивидуализации наказания виновных лиц, приводит назначаемую меру наказания в строгое соответствие с тяжестью совершенного правонарушения и личностью правонарушителя.
Правоприменение - это деятельность, связанная с реализацией властных полномочий. Ее результаты отражаются актом применения права, которым порождается или прекращается конкретное правоотношение, закрепляется определенный вариант поведения участников этого отношения и содержится требование реального исполнения возложенной обязанности. Неисполнение правоприменительного акта влечет незамедлительное применение мер государственного принуждения .
Именно порождение государством конкретных отношений отличает правоприменительную деятельность от организационно-контрольной и иных форм деятельности государственных органов и учреждений в сфере реализации норм права. Однако это отличие проводится не всегда. Так, в юридической литературе высказывается мнение о том, что регистрация брака органами ЗАГСа представляет собой разновидность правоприменения.
В действительности это далеко не так. Органы ЗАГСа не создают конкретного правоотношения, не предписывают, кому и с кем следует сочетаться браком, не обязывают супругов под страхом наказания сохранять семейные отношения и добросовестнейшим образом исполнять супружеские обязанности. Органы загс выполняют принципиально иные задачи: они выступают в роли контролера, который должен проверить законность правоотношений, возникающих по воле их участников, и предотвратить нарушение действующих норм на стадии формирования правоотношений. На содержание и дальнейшее развитие правоотношений органы загс влиять не могут. Поэтому решения и действия данных органов являются правовыми, но не правоприменительными .
Принимаемый государственными органами и должностными лицами круг решений, не обладающих статусом акта применения норм права, является достаточно широким. В их число, в частности, входят :
1) решения, принимаемые государственными органами и учреждениями о регистрации уставов предприятий, организаций, учреждений, автомототранспорта, недвижимости, фирменных знаков;
2) выдаваемые гражданам и организациям лицензии на занятие той или иной деятельностью, сертификаты качества продукции;
3) решения и действия органов нотариата по удостоверению фактов, имеющих юридическое значение, оформлению и засвидетельствованию сделок и договоров.
Все такие решения принимаются в целях обеспечения законности в конкретных правоотношениях со стадии их формирования. Однако сами правоотношения возникают и развиваются по воле их участников. Государственные органы и учреждения могут осуществлять лишь контроль и надзор за соответствием возникших правоотношений требованиям закона.
Правоприменительная деятельность, то есть вторжение государства в действующие правоотношения, начинается с того момента, как только будут выявлены нарушения закона и возникнет необходимость применения санкции к правонарушителям.
Правоприменительная деятельность осуществляется в строгом соответствии с требованиями законности, обоснованности и целесообразности. Только при условии надлежащей реализации этих требований акт применения нормы права может соответствовать духу и смыслу закона и достойно представлять его на конечном этапе правового регулирования - в конкретных, фактических отношениях.
Требованием законности последовательно охватываются все стадии правоприменительной деятельности. Каждый правоприменитель обязан неукоснительно соблюдать три требования :
1) принимать акты применения права в пределах своей компетенции и подведомственности, не допуская фактов незаконной подмены других органов или должностных лиц;
2) строго соблюдать процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения дела и вынесения акта применения нормы права;
3) давать верную юридическую оценку делу и принимать решение, соответствующее смыслу и духу применяемой нормы.
Требование обоснованности ориентирует правоприменителей на выявление и исследование всех относящихся к делу фактических обстоятельств и установление по делу объективной истины. В акте применения права фактические события и действия права должны излагаться так, как они происходили в действительности. Все сомнительные и недоказанные факты, а также доказательства, полученные с нарушением действующих процессуальных норм, не могут приниматься во внимание правоприменителем и должны быть им отвергнуты .
Требование целесообразности означает принятие такого правоприменительного акта, решение которого оптимально учитывает особенности рассматриваемого дела и в полной мере соответствует духу примененного в деле закона. Каждая норма права формулируется таким образом, что допускает принятие различных решений на ее основе. Тем самым правоприменителю предоставляется возможность для усмотрения, какой вариант правового регулирования наиболее всего подходит для данного дела. Требование целесообразности как раз и ориентирует правоприменителя на выбор такого варианта решения и запрещает формальный подход к делу.
Основанная на принципах законности, обоснованности и целесообразности правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных стадий.
Таким образом, процесс реализации права сложен и осуществляется в различных формах. В зависимости от способов правового регулирования и с учетом содержания и характера поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний различают следующие формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.
Как особая форма реализации в юридической литературе характеризуется применение права, поскольку в отличие от соблюдения, исполнения и использования оно обладает рядом специфических особенностей.
Характерные особенности применения права заключаются в том, что: это властно-императивная форма реализации права; осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит процессуально-процедурный характер; состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью; имеет под собой соответствующие юридические основания; связано с вынесением правоприменительных актов; является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов; направлено на урегулирование конкретных ситуаций.