Тема: Создание основ советского права. Тема: Создание основ советского права Создание основ советского права кратко

Одновременно с создание Советского государства возникает и советское право. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и старого права. Поэтому он занимает какой-то определенный переходный период. Ему соответствуют и 3 группы источников права того периода.

1-я группа - новое законодательство, новые нормативные акты. Круг этих актов, вначале немногочисленных, постепенно расширяется.

2-я группа - старое законодательство. Необходимость в его использовании в этот период, когда еще не до конца сломлена старая государственная машина и понятна и целесообразна. Так советский Декрет о суде № 1 допустил ссылки о применении старого права в судах, но очевидно, что имелись в виду и другие органы.

Использовать старое право можно и потому, что некоторые его нормы лишены классового содержания и носят общечеловеческий характер. Так, скажем и в феодальном, и в буржуазном праве устанавливается ответственность за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, хотя и делается это с классовых позиций.

Разумеется, использование старого права в социалистическом государстве могло быть лишь временным, и в Декрете о суде № 7 (в июле 1918 г.) никаких ссылок на эту возможность уже нет, хотя нет и прямого запрета на применение старых законов.

И, наконец, 3-я группа источников права - революционное правосознание трудящихся масс. Появление этой специфической группы связано с определенным правовым вакуумом и отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения. Поэтому допускалась возможность действовать так, «как подсказывала революционная совесть, как полезно для революции».

Особенностью советского законодательства этого периода было расширение круга законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда анты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и сами трудовые коллективы (особенно в области регулирования трудовых отношений).

Сам законодательный процесс был регламентирован, в частности, постановлением СНК «О редактировании и печатании законодательных актов» принятом в январе 1918 г.

С самого начала советское право возникло как общероссийское право. Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако возникновение союзных республик привело к созданию права последних. Органы власти союзных республик, признавая действие общесоюзных актов, принимали и свои собственные правовые акты.

Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государств. В принципе нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, в частности, издавая акты уголовно- правового и процессуального характера.

По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но наиболее распространенными были декреты.

Еще одной характерной особенностью советского права было отсутствие систематизированных актов, т.к. законы издавались по отдельным проблемам. Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую, пусть простейшую, форму систематизации - Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). Однако работа по кодификации советского права на этом не остановилась.

Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям всех его отраслей.

Избирательное право . Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов были классовыми органами и формировались по классовому принципу - рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать (активно и пассивно) и офицеры. Что касается крестьянских Советов, то здесь в первое время классовый принцип в целом не выдерживался. В них могли принимать участие представители сельской буржуазии, кулачества.

Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Большим представительством, безусловно, обладали рабочие, а затем уже крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Нельзя было назвать выборы и прямыми, ибо этот принцип действовал в основном лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались по многостепенным выборам.

Принцип всеобщего избирательного права, закрепленный в Конституции понимался как избирательное для трудящихся, причем, в ней содержался четкий перечень граждан, которые обладают избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечисляются граждане, не имеющие избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись и «неблагонадежные» - бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии. И, наконец, обычные для всех государств категории - умалишенные и преступники.

В конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

Указанные принципы сохранились до принятия в 1936 г. третьей Конституции, Конституции СССР.

Гражданское право . Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены, в первую очередь, уничтожением частной собственности и установление новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное хотя и поэтапно, но в очень сжатые сроки. Результатом национализации и стало появление нового типа собственности - государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота, т.е. ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать и т.п.

Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельхозмашин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья-табака и сырья-махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежащих государственному распределению. Это отвечало принципам политики военного коммунизма, проводившейся в то время государством.

Был установлен новый порядок наследования. Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и устанавливался гражданский (светский) брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

Трудовое право было направлено на вытеснение капиталистических элементов. Устанавливался 8-ми часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Ведение этими вопросами было отнесено к профсоюзам.

Предпринимались шаги по борьбе с безработицей на основе всеобщей трудовой повинности и укреплению трудовой дисциплины.

Таким образом, уже в первый период существования Советской власти возникла определенная система правовых норм, регулирующих трудовые отношения в интересах всех трудящихся.

Земельное право . Первым законодательным актом земельного права был Декрет о земле, закрепивший землю в государственную, социалистическую собственность. Все прежние категории землевладения полностью упразднялись. Отсюда вытекал и принцип неотчуждаемости земли. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а исключительно государству. Все остальные становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась у них в силу административного акта органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

Недра, руда, нефть, уголь и т.п., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, также стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер и были направлены не только на борьбу с уголовной преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Отсюда и классовые подход к понятию преступления, как действия или бездействия, опасного для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

Появился и новый состав преступлений - контрреволюционные, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине - вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

Особо опасными преступлениями, часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательно регулировалось наказание должностных преступлений - взяточничества, волокиты и др.

Воинские преступления. Наиболее тяжкое - использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами. Преступлениями признавались также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство (самовольное оставление рядов Красной Армии) и неявку по призыву в Тыловое ополчение.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Принуждение в отношении враждебных классов, убеждение мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

Видами наказаний была посвящена Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале, его составе, подлежащих его ведению делах и т. д. Предусматривались следующие виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

Лишение свободы предусматривалось на разные сроки. Вначале они были короткими (от 7 дней до 1 года) и лишь по наиболее тяжким преступлениям устанавливался предел «не ниже». Так, за растрату хлебных запасов на самого полагалось не менее 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества и общественно-принудительными работами. Тюремное заключение не применялось к несовершеннолетним правонарушителям. Применялось и условное осуждение за малозначительные преступление.

Процессуальное право. Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

Создание основ советского права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Создание основ советского права.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Оформление нового пр происх-ло путем созд-я отдельных НА. В 1918-1919 б. проведена системат-я норм пр.
Размещено на реф.рф
Правом издания законод актов обладали Всеросс съезд Советов, Вцик(всœерос центр исполнительный комитет), СНК(совет нар комиссаров), Президиум ВЦИК (с 1919), центральные органы упр-я, местные советы (на местах подчас принимали НА, противоречащие центральным НА), в ряде случ – обществ орг-ции трудящ-ся. Законод акты именов-сь по-разному (обращ-я, воззвания, декреты, постан-я, декларации). Не б. существ-х различ между зак и ведомств-ми НА. При отсутствии НА вопр реш-сь опираясь на революц-е правосозн-е.

ГП . В соб-ть гос-ва перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промыш-ти, желœезн дороги и др.
Размещено на реф.рф
Гос-во защищало соб-ть граждан, основ-ю на личном труде, притесняло соб-ков, эксплуат-ших труд других. В дек 1917 СНК подтвердил, что обяз-ва, воз-щие из дог-ров по поставкам и заготовкам продовольствия для армии, остав-сь в силе. Декрет ʼʼОб отмене наслед-яʼʼ от 27 апр 1918ᴦ. отменил наслед-е по зак и по дух-му завещ-ю. После смерти Влад-ца им-во стан-ся гос-ным достоянием РСФСР. Им-во, не превышавшее 10 тыс.руб. переходило пережившему супругу или ближайшим родств-кам.. Декретом ВЦИК от 20 мая 1918ᴦ. дарение и др.
Размещено на реф.рф
безвозмездн предост-е, передача и т.п. признав-сь недействит-м. Гос-ву предост-сь пр на национ-цию авторских произвед-й. Изобретателям выдав-сь авторские свид-ва на изобрет-е.

СЕМЕЙН.ПР . В дек 1917 ВЦИК и СНК прин декреты ʼʼО гражд браке, о детях и ведении книг актов состоянияʼʼ и ʼʼО расторжении бракаʼʼ. Гос-во признавало лишь гражд браки (церк-й брак – личное дело брачующихся). Устан-сь принципы доброволь-го вступ-я в брак и равноправие супругов. Не треб-сь согласия родителœей. Возраст: 18 лет д/мужчин, 16 – д/женщин. Внебрачн дети уравн-сь с брач-ми. Отцом и матерью признав-сь лица, подавшие об этом заявл. Развод рассм-ся судом, но если б. обоюдн согласие, мог б. оформлен загсом. В случае если б. дети, суд решал с кем они останутся, устан-л обяз-ти супругов по содерж-ю и воспитанию детей, о содерж-ии жены (если б. необход). 20 янв – декрет СНК ʼʼОб отденлении гос-ва и школы от церквиʼʼ: акты гражд сост-я вед-ся исключит гражд властью.

16 сент 1918ᴦ. ВЦИК прин-т ʼʼКодекс зак-в об актах гр сост-я, брачном, семейн и опекунском прʼʼ. Церк-й брак, закл-й после революц не порожд-т юр-х послед-й. Переезд 1го из супругов не влечет обяз-ть др след-ть за ним. Отмен-ся принцип общ-ти им-ва супругов. Воспит-е детей – обществ обяз-ть родителœей, а не их частное дело. Провозглаш принцип раздел-я им-ва родителœей и детей. Запрещ-сь усыновл-е, т.к. опасались эксплуатации со стор усынов-лей.

ТРУДОВОЕ ПР . Постан-е прав-ва ʼʼО восьмичас раб дне, продолж-ти и распред-ии рабоч времениʼʼ от 29 окт 1917ᴦ.: не больше 46 раб часов в неделю. Не позднее 6ч после нач раб дня – перерыв 1 час. Запрещ-ся ночной, (подземный и сверхурочн) труд женщин и подростков до 16л (до 18). Не допуск-сь работа по найму лиц не достиг-х 14. При односмен-й дневно работе наименьш продолж-ть воскресного и празднич отдыха – 42ч. При работах в особо вредных пр-вах раб время сокращ-сь. Сверхурочн работы (не более 4ч в двое суток) оплач в 2м размере. ʼʼДекларац прав трудящ-ся и эксплуатир-го народаʼʼ, прин-я III ВСС 12 янв 1918ᴦ. ввела всœеобщ труд. повин-ть. Декретом ВЦИК 22 дек 1917 ввод-сь страхов-е от болезни. Созд-сь биржи труда. Безраб-ным оказ-сь промощь. Постан-е СНК 14 июня 1918 ввод оплачив-мые двухнедельн отпуска проработавшим на гос. Предприятии в теч 6мес.

В дек 1918 б. прин Кодекс зак-в о труде (КЗоТ). 137 статей, 9 разделов (о труд повин-ти, пр на примен-е труда, порядок распред-я труда, о предварит испытании, о переводе и увольнении трудящ-ся, о вознаграж-ии за труд, о раб времени, об обеспеч-ии надлеж-щей произв-ти труда, об охране тр), 5 прилож-й (правила о порядке устан-я нетрудоспос-ти, о выдаче им пособий, о труд книжках, о еженед отдыхе и праздничн днях). Труд пов-ть д/лиц от 16 до 50. Профсоюзам предост-сь большие полномоч в рег-ии оплаты труда, найма и увольн-я. Соц-е страх-е замен-сь соц-ным обеспеч-ем из гос-х фондов.

УП . Постан-е II ВСС ʼʼОб отмене смертн казниʼʼ, опублик 28 окт 1917ᴦ. 28 ноя 1918 – ʼʼРуков-во д/устр-ва рев-х трибуналовʼʼ, подготовл-е НКЮ, где б. дан перечень наказ-й, примен-х трибуналами: ден-й штраф, обществ порицание, лишение обществ доверия, принудит обществ работы, лишение свободы, высылка за границу.

В дек 1919 ᴦ. Наркомюст принял ʼʼРуководящие начала по УП РСФСРʼʼ. Согласно теории ʼʼсоциальных функций прʼʼ новое УП д.б. основ-ся на принципе целœесооб-ти, кот противопост-ся принципу зак-ти. Появ-сь тенденции к отказу от особ-й части кодекса. Формы вины, необход-я оборона, крайняя необход-ть не расшифров-сь в кодексе. Усил-ся принцип объект-го вменения, когда степень наказ-я связ-ся с рез-том прест-я, а не с его мотивами. На меру наказ-я влияла соц прин-ть преступника к имущему/неимущ классу и соц-я направл-ть деяния (ʼʼв итересах угнетающего классаʼʼ). Смягчающ. обст-ва: прин-ть к ʼʼнеимущим классамʼʼ, сост-е голода, нужды, невеж-во и несознат-ть. Принцип аналогии: при отсутствии конкрет-й нормы в зак применяли аналогичн норму. Свобода толкования в перспективе вела к произволу. Сист наказ-й: внушение, обществ порицание, принудит изуч-е курса политграмоты, бойкот, исключ-е из коллектива, возмещ-е ущерба, отстран-е от должности, конфиск-я им-ва, лишение полит-х пр, объявл-е врагом народа, принудит работы, лиш-е свободы, объявл-е вне зак (примен-сь и к отдельн лицам и к целым орг-ям), расстрел. В период воен коммунизма многие из этих мер прин-сь в администрат-м и внесуд-м порядке (органами ВЧК). Свободн выбор наказ-й предост-ся ревтрибуналам постан-ем Наркомюста в июне 1918.

ЗЕМЕЛЬН.ПР . Фев 1919 Вцик издал ʼʼПолож-е о социалистич землеустр-веʼʼ и о мерах перехода к социалистич земледелию. Вся земля опр-сь в кач-ве единого гос-го фонда. Созд-ся совхозы и коммуны, общ-ва по совместн обраб-ке земли. Все формы единоличн землепольз-я рассм-ся как отмир-щие. Цель – созд-е единого производств-го хоз-ва и обобществл-е землепользов-я.

Создание основ советского права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Создание основ советского права." 2017, 2018.

Новые явления в правовой жизни. В 1917-––1918 гг. наряду с новыми советскими нормами продолжали сохраняться и нормы старого права, которые постепенно, по мере развития законодательства, теряли свою силу.

Правовую жизнь этого периода в стране характеризуют широкое непосредственное участие трудящихся населения и их общественных организаций во всех областях нормотворчества; законодательная деятельность местных органов государственной власти; осуществленияе правотворчества многими центральными государственными органами; преимущественно комплексный характер издаваемого нормативного материала.

Одна из примечательных черт советского законодательства 1917-––1918 гг. заключается в том, что правовые акты были комплексными и охватывали вопросы нескольких отраслей права. Но некоторые декреты Октября имели и четко выраженный специальный характер –– таковы, например, декреты о введении 8-часового рабочего дня, о социальном обеспечении трудящихся и социальном страховании, о суде, акты семейно-брачного законодательства, отдельные акты административно-правового, финансово-правового, уголовно-процессуального характера.

В период после победы Октябрьской революции советское законодательство не было кодифицировано. Однако уже начала складываться подразделявшаяся на отрасли права система советского права , единство которой было обусловлено новыми производственными отношениями, а также единством основных принципов, пронизывающих содержание всех правовых актов Ссоветской власти. В этот период времени закладывались такие отрасли права, как гражданское, уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и ряд других. Поскольку РСФСР являлась ведущей в тот период времени республикой, целесообразно рассматривать формирование основных отраслей права именно на ее примере, поскольку другие советские республики брали за основу своего законодательства законодательство РСФСР, творчески обобщая его с учетом своих национальных особенностей.

Создание основ гражданского и земельного права. Первый этап строительства нового законодательства отличался комплексностью и переплетением сразу же нескольких отраслей права. Примером может служить гражданское и земельное право. Законодательство дореволюционной России, как и законодательство других государств, главным видом собственности признавало частную собственность. Задачей новой социальной революции было уничтожение капиталистической частной собственности на орудия труда и средства производства.

По Декрету о земле В ночь наот 26 октября (8 ноября) 1917 г.ода II съезд Советов принял Декрет о земле. По этому декрету помещичья собственность на землю отменялась немедленно без всякого выкупа и согласно Крестьянскому Ннаказу, составленному на основании 242 местных крестьянских наказов, «вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т.д.» объявлялась всенародным достоянием и переходила в пользование трудящихся. Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфисковывались. Право пользования землей было предоставлено всем гражданам, желающим обрабатывать ее своим трудом. Земля была изъята из гражданского оборота.



Советская власть передавала крестьянам более 100 млн. десятин земли. Этим Декретом только что созданное Советское государство положило основание национализации земли , проходившей в форме конфискации. Согласно Декрету, вся земля поступала в общенародный земельный фонд. Землепользование было уравнительным, то естьт.е. земля распределялась между трудящимися по трудовой или по потребительской норме с периодическими переделами земельного фонда. Крестьянам была предоставлена большая инициатива в распределении земли и в выборе форм землепользования.

Важным дополнением Декрета о земле явился Декрет о социализации земли от 19 февраля 1918 г.ода «О социализации земли» . В ст.атье 1 Декрета устанавливалось, что «всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФСР отменяется навсегда», и земля переходит в пользование всего трудового народа. В знаменитой Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, подобно Декрету от 19 февраля 1918 г.ода, провозглашалась социализация земли с уравнительным землепользованием .

Принцип уравнительного землепользования не был большевистским. Это мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и хозяйства в противовес национализации. Этот лозунг отстаивали эсеры. Но, поскольку большинство крестьян требовали распределения земли по этому принципу, Коммунистическая партиябольшевики вынужденоаы была принять его и проводить в жизнь.

Первые декреты Советского правительства о земле, установив социализацию земли с уравнительным землепользованием, помогли крестьянству довести до конца буржуазно-демократическую революцию, облегчили и ускорили переход к социалистической революции в деревне, к социализму в земледелии. По существу, провозглашенная «социализация» была пролетарской национализацией земли, поскольку частная собственность на землю была отменена. Отмена частной собственности на землю, изъятие земли из частного оборота, запрещение частных сделок с землей: продажи, аренды, дарения, наследования и т.д., передача земли в ведение лишь органов государства означалаи собой, что уже первыми декретами о земле была установлена национализация земли.

«Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и первыми декретами отменялась также частная собственность на леса, воды и недра, и они объявлялись государственной собственностью . Причем леса, недра и воды, имевшие общегосударственное значение, поступали в исключительное пользование государства, а мелкие реки, озера и леса переходили в пользование общин, но при условии заведования ими местными органами государственного управления. Таким образом, упомянутые выше законы землю, леса, недра и воды объявляли всенародной, то естьт.е. государственной собственностью и отменяли весь дореволюционный порядок, связанный с частным правом владения и распоряжения в этой области, закладывая, тем самым, социалистические основы советского гражданского права .

Наряду с этим, первые законы о земле заложили экономические и юридические основы для развития земельного и колхозного права . Уже законы этого периода, в отличие от земель сельскохозяйственного значения, различали выделяли земли специальной культуры и промышленного значения. В первых законах о земле наряду с уравнительным распределением земли между землепользователями, предусматривались необходимые гарантии для роста социалистических форм сельского хозяйства. В целяхДля скорейшего достижения социализма, как Российская Федеративная Советская Республика, говорится в этом же указывалось в Декрете о социализации земли, РСФСР «оказывает всяческое воздействие (культурная и материальная помощь) общей обработке земли, давая преимущество коммунистическому артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным».

Одним из важных актов подрыва против крупной буржуазной собственности были Законы от 27 (14) апреля 1918 г.ода «Об отмене наследования» и от 20 (7) мая 1918 г.ода «О дарении» . Эти Законы были направлены против капиталистической частной собственности и не затрагивали интересов трудящихся. Закон «Об отмене наследования» отменял наследование, как по закону, так и по завещанию, и наследственное имущество стоимостью свыше 10 тыс.яч рублей переходило в доход государства. В случае нетрудоспособности призываемых наследников, им из имущества, входившего в сумму свыше 10 тыс.яч рублей, выдавалось содержание в размере, которое устанавливалось органами социального обеспечения и местными сСоветами. Этот декрет Хотя этот акт и был назван «Об отмене наследования», но он, по существу, сохранил наследование супруга, родственников по прямой нисходящей линии, а также братьев и сестер в том случае, если наследственное имущество не превышало 10 тыс.яч рублей, в частности, если оно состояло из усадьбы, домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства. Чтобы вести борьбу с обходом Закона об отмене наследования, декретом актом «О дарении» было запрещено дарение имущества, стоимостью свыше 10 тыс.яч рублей. При признании дарения противозаконным, предмет дарения поступал в собственность государства.

Вышеназванные Названные и другие законы, направленные на национализацию орудий и средств производства буржуазии, на установление монополии внешней торговли, обеспечивали переход в руки социалистического государства командных высот, экономической базы диктатуры пролетариата как основы для социалистического строительства.

Семейное право. В царской России брачно-семейные отношения регулировались десятым томомт. Х Свода законов Российской Империи 1835 г., закреплявшего феодально-патриархальные устои. Временное правительство никаких изменений в царское законодательство не внесло. Дореволюционное законодательство России о браке и семье было основано на неравноправии женщин с мужчинами, на деспотизме мужа и отца, на бесправии внебрачных детей. Ряд очень важных вопросов брачно-семейных отношений находился в ведении Церкви.

Советская власть провозгласила новые принципы семейного права. История советского законодательства в области брачно-семейных отношений начинается с издания двух знаменитых Декретов от 19 и 20 декабря 1917 г.ода «О расторжении брака » и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния », установившиех основные принципы семейного права и разрешившиех неотложные вопросы этой отрасли права. Дореволюционное законодательство юридически связывало супружеские отношения исключительно только с религиозным браком. С отделением Церкви от государства и школы от Церкви религиозная церемония венчания утратила юридическое значение. Декабрьские декреты 1917 г. отменили законность религиозных браков и провозгласили юридически значимыми только браки, зарегистрированные в отделе записей актов гражданского состояния. Церковный брак, совершенный после 20 декабря 1917 г.ода, не порождал прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если они не были зарегистрированы в установленном порядке. Декреты последовательно проводили идею равноправия женщины с мужчиной в браке, семье и имущественных отношениях. Устанавливался свободный порядок разводов: брак мог быть расторгнут при заявлении обоих или одного из супругов. Законы 1917 г.ода каких-либо оснований для развода не устанавливали. Внебрачные дети во всем были уравнены с детьми, рожденными в браке.

Трудовое право. На второй день пролетарской революции был создан Народный комиссариат труда . 11 ноября (29 октября) 1917 г.ода был издан Декрет «О восьмичасовом рабочем дне», установивший продолжительность рабочего времени. В ст.2 Декрета провозглашалось как незыблемое правило, что рабочее время «… не должно превышать 8-ми рабочих часов в неделю». Были установлены обязательные перерывы среди рабочего дня для отдыха и приема пищи.

Декрет о 8-мивосьмичасосовм рабочем дне 14 июля 1918 г.ода был дополнен Постановлением СНК РСФСР об отпусках, которым рабочим и служащим всех отраслей труда было предоставлено право получить один раз в году отпуск с сохранением зарплаты.

Декретом СНК от 18 мая 1918 г.ода была ликвидирована старая фабричная инспекция и организована новая инспекция труда, избираемая организациями самих трудящихся (профсоюзами и страхкассами); она по закону получила широкие права по охране жизни и здоровья трудящихся. Инспекции труда было предоставлено право привлекать к ответственности за нарушение трудового законодательства и за непринятие необходимых мер по охране жизни и здоровья трудящихся.

Советским правительством были изданы декретыакты о социальном страховании: Положение от 11 декабря 1917 г.ода «О страховании на случай безработицы», Декрет от 22 декабря 1917 г.ода «О страховании на случай болезни» и другие. Все это свидетельствует о том, что в первый период Ссоветской власти была создана широкая система норм по трудовомуго правуа, регламентирующих вопросы трудовых отношений и социального страхования в интересах социалистического строительства. Таким образом, В 1917-––1918 гг. были изданы акты принципиального характера, заложившие основы новых трудовых отношений, в том числе в области социального страхования и социального обеспечения.

Уголовное право. Уже в первых период проведения Октябрьской революции Советское правительство издает ряд декретовах советской власти, в которых давались общие указания, общие директивы относительно уголовно-правового преследования. Так, Декрет «Оо земле», ограничиваясь названиями преступлений и общими указаниями на их наказуемость, объявил, что всякая порча конфискованного имущества, являющегося достоянием всего народа, является тяжким преступлением, караемым революционным судом. Декрет «Оо суде №1», давая общие указания, намечая основные принципы организации деятельности судебных органов, предоставлял огромное поле деятельности широким народным массам. В Декрете говорилось, что местные суды решают дела именем Российской Республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств, если они не отменены рРеволюцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

Советское уголовное право с первых дней Октябрьской революции было направлено на борьбу с разными видами преступлений против Республики. Примером могут служить такие акты, как обращения СНКовета Народных Комиссаров: «О борьбе с буржуазией и ее агентами, саботирующими дело продовольствия армии и препятствующими делу заключения мира», «О борьбе со спекуляцией», «О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнилова, Дутова, поддерживаемых Центральной Радой», «Об аресте вождей гражданской войны против революции» и другие. Эти обращения были изданы в период ноября- –– декабря 1917 г.ода и содержали не только общие политические указания, но и конкретные нормы уголовного права. Кроме обращений Совета Ннародных Ккомиссаров, был издан ряд декретов, указывающих на борьбу с особо опасными преступлениями, как-то: «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоения себе функции государственной власти», «О набатном звоне», «О взяточничестве», «О спекуляции» и т.д.

С первых дней своего существования органы ВЧК являлись органами внесудебной расправы. Это видно из тех задач, которые ставились перед комиссией: «1.) Ппресечение и ликвидация всех контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России, со стороны кого бы они не исходили.; 2.) Ппредание суду военного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними». ВЧК, наряду с осуществлением задач разведки и контрразведки, проводила предварительное расследование, осуществляла задачи пресечения преступлений, наказания преступников, проводила конфискацию имущества, опубликование списков врагов народа и т.д.

В рассматриваемый период издаются законы, которые содержат точные юридические нормы, определяющие составы преступлений и в ряде случаев устанавливающие конкретные уголовные наказания. Декрет от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» от 8 мая 1918 года предусматриваетл как точные определения взяточничества, подстрекательства, пособничества, «прикосновенности» к взяточничеству, покушения на получение или дачу взятки, так и точные санкции за данные деяния. Декрет от 22 июля 1918 г. «О спекуляции» от 22 июля 1918 года содержит в себе десять точных составов преступлений и конкретных наказаний за них. Вместе с тем особенностью первого реального периода в становлениия советского уголовного законодательства молодой советской республики было революционное правотворчество. Примером этого могут служить некоторые акты, выработанные рабочими и крестьянами не только в городах, но даже селах и деревнях.

Если по Декретам о суде №1 от 22 ноября 1917 г. и №2, утвержденном 20 и опубликованном 22 февраля 1918 г., допускалось использование в приговорах и решениях советских судов законов старых свергнутых правительств, то Декрет о суде №3, изданный 20 июля 1918 г.ода, запрещает это, устанавливая, что местный суд может «налагать наказания до 5 лет лишения свободы, руководствуясь декретами рабочего и крестьянского правительства и социалистической совестью».

К ноябрю 1918 г.ода резко возросла роль советского закона . Законы, изданные Советским правительством, были положены в основу социалистического правопорядка. Чрезвычайный VI Ссъезд Ссоветов в своем Постановлении от 8 ноября 1918 г.ода «О точном соблюдении законов» указал, что за год революционной борьбы революционный класс России выработал основы законов Советской республики, и призвал всех граждан, все органы и всех должностных лиц строжайше соблюдать законы, изданные и издаваемые центральными органами Ссоветской власти.

Гражданское процессуальное право. Декрет о суде №1, упразднивший старую судебную систему и создавший новый советский суд, заложил, вместе с тем, и принципы советского гражданского судопроизводства, которые были развиты в последующих законодательных актах. В наиболее полном виде нормы гражданского права представлены в законодательстве РСФСР. В в рассматриваемый период нормы гражданского процессуального права не объединялись в гражданский процессуальный кодекс. Они вместе с уголовно-процессуальными нормами и нормами, регламентирующими организацию советского суда, содержались в единых законодательных актах. Декреты о суде №1, 2, 3 и Инструкция НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г.ода «Об организации и действии местных народных судов » закрепили принципы и основные институты советского гражданского процессуального права.

Декрет о суде №2 закрепил активную роль советского суда в установлении истины по делу, в защите прав сторон. Ст.атья 14 Декрета предусматривала, что в отношении доказательств суд не стеснен никакими формальными соображениями и от него зависит, допустить или нет по обстоятельствам дела те или иные доказательства. Свобода советского суда в выборе доказательств, активная роль в установлении объективной истины при рассмотрении и разрешении гражданского дела –– одна из характерных черт нового советского гражданского судопроизводства. В дореволюционном гражданском процессе суд не имел права собирать доказательства по своей инициативе и ограничивался установлением формальной истины по делу.

Декрет о суде №2 содержал важные процессуальные нормы, которые определяли виды судебных доказательств (объяснения сторон, показания свидетелей, письменные доказательства, заключение экспертов) и порядок их исследования судом. Декрет отменил присягу в суде и установил, что свидетели до их допроса предупреждаются об ответственности за ложные показания. Тайна купеческих и прочих книг была отменена.

Первые декреты о суде определили виды судопроизводства в советском гражданском процессе и подсудность гражданских дел. Декрет о суде №2 и Инструкция НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г.ода содержали указания на два вида производства в советском гражданском процессе: исковое производство (по спорам о праве) и бесспорное производство (по установлению фактов, имеющих юридическое значение).

Одной из характерных тенденций было расширение подсудности гражданских дел народным судом. Декрет о суде №1 передавал рассмотрение гражданских дел, ранее подсудных мировым судьям, в ведение местных народных судов. Устанавливалось, что местные суды решают все гражданские дела с ценой иска до 3 тыс. рублей. Декрет не содержал каких-либо указаний о подсудности иных гражданских дел, но предусматривал издание особого закона о производстве по другим судебным делам.

В новом суде Судебные расходы по гражданским делам были невелики по размерам и не препятствовали трудящимся обращаться в народный суд. Суду предоставлялась также возможность отсрочки уплаты пошлин и издержек.

Декреты о суде предоставили сторонам в процессе равные процессуальные права и обеспечили возможность ведения дела в суде как лично, так и через представителей. Упразднив старую адвокатуру, Декрет о суде №1 установил, что в качестве поверенных по гражданским делам допускаются все лица, которые пользуются гражданскими правами. По Инструкции НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г.ода в качестве представителей по гражданским делам допускались лишь лица, состоявшие в коллегии правозаступников.

По делам, по которым присуждались денежные взыскания свыше 100 руб.лей, допускались кассационные жалобы. В условиях множественности и децентрализации кассационных инстанций возникла необходимость обеспечить единство кассационной практики по гражданским делам. Для этих целей создавался (по Декрету о суде №2) Верховный судебный контроль , которому было предоставлено право при наличии противоречий в толковании законов различными кассационными инстанциями выносить объединяющие принципиальные решения.

Однако Верховный судебный контроль не был организован. Декрет о суде №3 предусматривал организацию в Москве Кассационного суда , но и он не был создан. В условиях гражданской войны и иностранной интервенции не было возможности создать необходимые структурные звенья судебной системы. Декрет о суде №2 устанавливал, что исполнение решений судов производится Красной гвардией. Все решения суда подлежали немедленному исполнению, и подача кассационной жалобы не останавливала исполнения, оно могло быть остановлено только по специальному решению первой или кассационной инстанций.

Наряду с судебным порядком защиты личных и имущественных прав граждан, закон уже в этот период предусматривал возможность разрешения споров о праве гражданским третейским судом. Порядок образования и деятельности этих судов регламентировался Декретом ВЦИК от 16 февраля 1918 г.ода «О третейском суде» . Третейский суд образовывался по усмотрению сторон в составе одного посредника или одинакового числа членов третейского суда с каждой стороны и одного посредника, избранного всеми членами суда.

Уголовное процессуальное право. В первые месяцы после социалистической революции были провозглашены демократические начала советского уголовного процесса: законность, состязательность, гласность, осуществление правосудия на языке большинства проживающего населения. В то же время советскому уголовному процессу были присущи и некоторые черты, отражающие особенности того периода времени.

Своеобразно решался вопрос об источниках процессуального права. Революционное правосознание, которое Декретом о суде №1 объявлялось источником права, не все понимали правильно. В теории получили распространение взгляды на правосознание как на правовые эмоции, как на явления индивидуальной психики. Судопроизводство этого периода в значительной мере опиралось на «местное право», которое сплошь и рядом конкретизировало декреты. Именно в преобладании местных норм и заключалась причина большой пестроты судебной практики. Допускаемое первыми декретами применение норм старого права не получило широкого распространения.

Первые декреты о суде не устанавливали особых правил производства в народных судах и трибуналах, созданных для разбора дел о контрреволюционных преступлениях. Процессуальные правила в судах и трибуналах в основном были одинаковы. Существенными особенностями отличалось в первые месяцы революции предварительное следствие, к характерным чертам которого относилось предоставление народному судье права самостоятельно вести предварительное следствие по подсудным ему делам, широкое распространение коллегиальности в работе следственных комиссий, в отдельных случаях даже гласности при решении вопроса о предании суду.

С первых же дней существования советского суда получил развитие институт защиты как важнейшая гарантия соблюдения прав обвиняемого и установления объективной истины по уголовному делу. Защитники допускались к предварительному следствию лишь по спискам, утвержденным Советами. К общественной защите (как и к общественному обвинению) допускался любой гражданин из публики, но только один. Это был своеобразный дополнительный способ прислушаться к мнению масс.

Особенности развития права в годы Ггражданской войны. Чрезвычайные условия гражданской войны затронули все стороны жизни нового государства. В стране, которая теперь представляла собой военный лагерь, требовалась мобилизация всех сил и средств. Особая роль отводилась праву. В законодательстве рассматриваемого периода нашла отражение централизация государственной власти, которая была необходима в условиях превращения страны в военный лагерь. Сужалась сфера применения норм гражданского права. Договоры и сделки заменялись административно-командными приказами, то естьт.е. значительно расширялась сфера норм административного права. В ранг государственной политики был возведен принцип уравнительного распределения продуктов и предметов широкого потребления.

Второй важной особенностью являлось сужение нормотворческой деятельности Ссоветов, являвшихся политической основой государства. Правовое регулирование общественных отношений, в годы гражданской войны, осуществлялось не только законодательными актами, но и приказами и инструкциями центральных ведомств (наркоматами, главками ВСНХ).

8 декабря 1918 г.ода Совет Ообороны принял Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты ». Издание этого акта было вызвано тем, что на местах, в рассматриваемый период, местные органы власти нередко издавали свои нормативные акты, которые противоречили актоам, издаваемым правительством страны. Такая путаница и хаос не только нарушали нормальное функционирование государственного аппарата, но и нарушали принципы демократического централизма. Исходя из чрезвычайных условий Ггражданской войны, основная масса правовых норм была направлена на укрепление дисциплины в войсках, на фронтах и в тылу на производстве.

Особенностью правовых норм периода Ггражданской войны было соотношение убеждения и принуждения. Умелое сочетание принуждения и убеждения было применено к бывшим офицерам и генералам царской армии, которые, работая под контролем революционных военных советов и военных комиссаров, сыграли большую роль в создании боеспособных вооруженных сил Республики. Многие из них стали выдающимися военноначальниками и героями гражданской и Отечественной войны. Нормы советского права, регламентируя права и обязанности военных комиссаров, реввоенсоветов, командующих, сыграли важную роль в деле становления новой армии.

В годы Ггражданской войны все большую роль начинают играть различные чрезвычайные органы, не предусмотренные Конституцией РСФСР 1918 г.ода –– революционные военные советы, ревкомы, разного рода чрезвычайные комиссииары. В связи с этим законодательство уделяло больше внимания регламентации деятельности этих органов. Цель заключалась в том, чтобы они не подменяли органы государственной власти, созданные Конституцией, и их правомочия касались только вопросов военных. При этом подчеркивалось, что принудительная сторона советского права носит временный характер.

Особенностью советского права в тот период времени было еще и то, что до конца 1918 г.ода продолжали действовать отдельные нормы дореволюционного права, которые не были отменены революцией и не противоречили революционному правосознанию. И лишь после утверждения ВЦИК Положения о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г.ода старое законодательство окончательно потеряло силу. С этого момента действовали только правовые нормы, установленные советской властью.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Источники советского права . Советское право возникло одновременно с советским государством и так же, как и оно: в ходе слома старого права.

Следует отметить три основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

  1. новое законодательство, новые нормативные акты;
  2. старое законодательство (в особенности те его нормы, которые носили общечеловеческий характер);
  3. революционное правосознание трудящихся.

Что касается слома старого права и использования в качестве источника нового советского права дореволюционного законодательства, необходимо привести общее принципиальное положение Декрета о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. о том, что местные суды и другие органы «руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Особенностью законодательства данного периода является множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы советского государства, в том числе наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

Гражданское право . В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности - государственной социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, - сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

Земельное право . Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

Брачно-семейное право . 18 декабря 1917 г. был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о введения книг актов гражданского состояния». Церковный брак как обязательная форма отменялся и устанавливался гражданский брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах. Супруги признавались равноправными. Дети рожденные в браке и вне брака также уравнивались в правах.

19 декабря 1917 г. был принят Декрет «О расторжении брака», который отснял установленные ранее к этому препятствия.

Деятельность по проведению названных декретов в жизнь регулировалась Инструкцией Наркомюста «Об организации отделений записи браков и рождений» от 4 января 1918 г.

Трудовое право . Первым Советским декретом о труде был декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно нему продолжительность рабочей недели не должна была превышать 48 часов. Сверхурочные работы разрешались только в исключительных случаях соответствующими рабочими организациями. Дети до 14 лет к работе не допускались вовсе. Для несовершеннолетних устанавливался шестичасовой рабочий день. Женщины и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным и тяжелым работам.

В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом груда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

1 ноября 1917 г. было опубликовано правительственное сообщение «О социальном страховании». Таковое стало распространяться на всех рабочих и служащих. Принятые в декабре 1917 г. декреты об отдельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудоспособности, а также безработицы. Страховые фонды формировались за счет средств, поступавших от предприятий.

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приняты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

Уголовное право . Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрреволюционными и воинскими преступлениями.

В частности, в изучаемый период получили регламентацию такие составы таких наиболее опасных контрреволюционных преступлений, как восстание, мятеж, заговор, попытка узурпировать государственную власть контрреволюционной организацией, террористический акт, шпионаж, диверсия, вредительство, саботаж, контрреволюционная агитация и пропаганда. Некоторые политические партии были объявлены организациями врагов народа. Так, в ноябре 1917 г. согласно Декрету «Об аресте вождей гражданской войны против революции», партией врагов народа были объявлены кадеты, которым СНК вменялось объединение всех контрреволюционных сил страны и руководство развязывание гражданской войны. Кадетские руководители подлежали аресту и суду ревтрибунала, а рядовые члены должны были состоять под надзором местных Советов. Таким образом, большевиками был взят курс на вооруженное силовое подавление своих политических противников. При этом уголовной репрессии подлежали все члены оппозиционных политических партий, причем не за конкретные и доказанные преступления, а лишь за сам факт членства в них.

Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно которому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

Местные суды применяли также новые, не урегулированные законодательством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

Суд и процесс . Создание новых - советских - судебных органов сопровождалось учреждением нового демократического порядка рассмотрения дел. Советское судопроизводство отличалось обвинительно-состязательным характером, устностью, гласностью и непосредственностью. Суд не был стеснен никакими формальностями в отношении доказательств и сроков исковой давности. Доказательства оценивались по внутреннему убеждению судей.

В изучаемый период допускалось судопроизводство на основании Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части, не отмененной советской властью и не противоречащей социалистическому правосознанию.

На смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных показаний.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.

Группы источников:

1. Важнейшими источниками советского права являлись новые нормативные акты советской власти. Форма этих актов была различной. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Наиболее распространенной формой были декреты. Для периода становления советского права характерно издание законов, устанавливающих, преимущественно, общие принципы правового регулирования по отдельным проблемам и незначительно кол-во систематизированных актов (Конституция РСФСР, КЗАГС, КЗоТ). Правотворческую деятельность осуществляли центральные и местные органы гос-ва, партийные и профсоюзные органы.

2. Старое законодательство и обычное право «инородческого» населения Кавказа, Средней Азии и Сибири. Использование старого царского законодательства и норм, принятых временным правительством, продолжалось вплоть до принятии Конституции РСФСР. Обычное право вытиснилось в 20-е гг.

3. Революционное правосознание трудящихся масс. Это означало, что суды и другие правоприменительные органы, должностные лица и граждане в случае, если они не могли опереться на правовую норму, действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. Т.к. уровень правовой культуры населения был весьма низким, это приводило к разбою в деятельности органов и порождало произвол.

Особенности:

1) Большевики смешивали понятие «право» и «управление». Приказ или распоряжение не был основан на законе и нормах, а сам порождал нормы. Основными методами регулирования выступали административные, а не правовые.

2) Право носило классовый хар-р, т.е. выступало как правопривилегия для трудящихся и как средство подавления или ограничения для представителей бывших эксплуататорских классов.

3) Праву придавался и интернациональный хар-р. Ожидание скорой мировой революции позволяло считать, что советское право м.б. использовано и на этапе становления Всемирной республики советов. Это выражалось в том, что иностранцы из числа трудящихся, оказавшиеся на территории совет. республики, обладали всей совокупностью прав советских трудящихся, включая политические права.

4. Регулирование гражданско-правовых отношений. Изменения в регулировании гражданско-правовых отношений вносились с помощью текущих актов, имевших целью ограничения и ликвидации частной собственности и замены ее социалистической. Основным способом формирования социалистической собственности стала национализация, которая осуществлялась в три этапа:



1) (окт1917-весна1918гг.) были национализированы банки, крупные предприятия, владельцы которых бежали заграницу или показали себя противниками советской власти, железные дороги, земля, недра жилые строения в городах.

2) Начался весной 1918г, когда объектом национализации стали средние и мелкие предприятия, а летом началась национализация целых отраслей промышленности.

3) Начался с осени 1918г. все предприятия с численность более 5 человек при механическом деятеле или 10 рабочих без двигателя объявлялись собственностью гос-ва.

Особенности национализации: 1) она носила тотальный; 2)безвозмездный; 3) радикальный хар-р (т.е. осуществлялась радик. средствами).

Перевод в гос-ую собственность означал, что в отношении этих объектов запрещались любые гражданско-правовые действия: купля-продажа, дарение, наследование, залог, заклад. Основным способом регулирования становилось управление с помощью администр. методов. главным органом, который осуществлял управление национализированным имущ-ом, стал созданный 2дек1917г. ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства). Он объединял и согласовывал деятельность всех учреждении в сфере финансов, промышленности, производства и распределения продукции.

Обязательственное право также не осталось вне поля зрения Советской власти. В этой подотрасли идет сокращение объектов, включенных в гражд. оборот, за счет установления гос. монополии на определенные виды имущ-ва. В первой половине 1918г была установлена гос. монополия на золото, платину, спички, хлеб, свечи, кофе, перец, ткани и т.п. Была установлена гос. монополия на внешнюю торговлю. Суть такой меры состояла в том, чтобы уничтожить совершенно частную торговлю организовать правильный и планомерный продукто-обмен м/у производительными коммунами единого хозяйственного целого. Политика означала сокращение сферы товарно-денежных отношении и договора купли-продажи за счет изъятия из оборота товаров первой необходимости. В период воен. коммунизма все коммунальные услуга стали бесплатными, вводился бесплатный проезд на городском и железнодорожном транспорте.



Договор займа частными лицами стал рассматриваться как ростовщичество. Советское гос-во предприняло попытку изменения института наследования. Первоначально было введено ограничение на размер наследуемого имущ-ва на сумму не более 10тыс.руб. Декрет ВЦИК от 27 апр1918г «Об отмены наследования по закону и завещанию ввел новый принцип распределения по принципу нуждаемости. Согласно данному декрету все имущ-ва, стоимость которого превышена 10тыс.руб., после смерти владельца переходило в собственность гос-ва, которое осуществляла распределение этого имущ-ва. Право на получение содержания из имущ-ва, оставшегося после смерти владельца, сохраняли нетрудоспособные родственники, полнородные и неполнородные братья и сестры, если они не имели прожиточного минимума. В дек1918г вышло Постановление СНК «О получении содержания из имущ-ва лиц, объявленных безизвестно отсутствующими и о признании их юридически умершими».

Принципиальные изменения были внесены в регулирование отношении, связанных с авторским правом. Советская власть признала недействительными все договоры с издателями, по которым издатель становился собственником произведении без согласия автора. Новые законы, принятые в защиту авторов, не обошли вниманием интересы гос-ва. После смерти автора, все причитающиеся ему гонорары обращались в пользу гос-ва. В собственность гос-ва переходили все архивы умерших русских писателей. Композиторов и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях, Наркоматом просвещение было закреплено право первого издания этих архивов.