Субъект международного права и субъект международного правоотношения. Субъекты международного права: понятие и виды

Субъект МП - это носитель международных прав и обязанностей , возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные (междувластные) правоотношения. По существу, все указанные характеристики субъекта международного права подчеркивают различные стороны одного и того же явления - международной правосубъектности , которая означает одновременно и подчиняемость непосредственному воздействию международного права, и обладание международными правами и обязанностями, и способность участвовать в международных правоотношениях. Международная правосубъектность не зависит от количества прав и обязанностей, возникающих у лица, то есть от объема его международной правоспособности.

Первичные и производные субъекты международного права . Это прежде всего государства и, в некоторых случаях, народы и нации . Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государство-подобные образования типа вольных городов. Создатели наделяют их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Реально производной международной правосубъектностью наделяется лишь тот, кто действительно может после своего создания участвовать в межгосударственных отношениях. Вопрос о международной правосубъектности индивидов. В доктрине существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом международного права . Транснациональные корпорации. В западной доктрине высказывается мнение о том, что определенные компании, прежде всего транснациональные корпорации (ТНК), в современных условиях приобретают международную правосубъектность. Их экономическая мощь и влияние на мировую политику в ряде случаев превращают их в более весомую силу на международной арене, чем некоторые государства. Если допустить, что индивиды могут становиться субъектами международного права, то тогда логичным будет вывод о возможности приобретения международной правосубъектности и ТНК. Если же исходить из того, что субъектом международного права может быть только то образование, которое способно участвовать в межгосударственных отношениях, то придется признать, что никакая компания не обладает качествами, присущими государству, и не способна участвовать в таких отношениях. Договоры, заключаемые между государствами и компаниями, являются не межгосударственными соглашениями, а гражданскими сделками и относятся к сфере гражданского (международного частного) права.

Понятие и виды субъектов международного права. Правоспособность и дееспособность субъектов международного права. Правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость. Субъект международного права – это носитель определенных международных прав и обязанностей, разработанных, принятых и признаваемых в качестве обязательных правил поведения. Виды субъектов международного права: первичные (государства, нации и народности, борющиеся за свое национальное освобождение); вторичные (международные межправительственные организации, специфические государство-подобные образования). Основным признаком субъекта международного права является его международная правосубъектность (правоспособность и дееспособность), которая означает : (а) право выступать на международной арене от своего имени; (б) право вступать в отношения с субъектами международного права; (в) право участвовать в создании норм международного права.

Круг субъектов и их правовой статус обусловлены характе-ром системы международных отношений и уровнем развития международного права .

Субъекты международного права, в зависимости от своей пра-вовой природы и происхождения, подразделяются на две категории:

- основные (первичные) — государства, нации и на-родности, борющиеся за свое национальное освобожде-ние и создание собственного национального государства.

В силу присущего им государственного или национального су-веренитета они признаются носителями международ-ных прав и обязанностей. Именно суверенитет делает этих субъек-тов независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможностьих самостоятель-ного участия в международных отношениях.

Первичные субъекты международного права — это самостоятель-ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся но-сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возмож-ным создание международного правопорядка и существование само-го международного права.

Основными субъектами международного права являются государства, что определяется их местом в системе междуна-родных отношений. Право же закрепляет то, что сложилось в жизни и необходимо для функционирования системы.

Госу-дарства — наиболее могущественные и организованные субъек-ты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздей-ствия на международную жизнь;

Государства — главные субъ-екты управленческой деятельности на мировой арене. Они опосредуют и контролируют деятельность иных участников меж-дународных связей — административных единиц государства, общественных организаций, фирм, индивидов;

Государство — необходимый субъект в социально-политической сфере, пос-кольку ни одно общество не может существовать вне государ-ства, которое необходимо для организации внутренней и меж-дународной жизни.

Под влиянием национально-освободительного движения в международном праве нашла отражение концепция международно-правовой субъектности народа, нации, борющихся за создание независимого государ-ства. По существу, в таких случаях речь идет о правосубъектности государства, находящегося в процессе формирования.

Правосубъектность в этом случае отлична от правосубъектности государства: она носит временный, переходный харак-тер. Ее задача — определить правовой статус борющейся на-ции, движения, поставить их под покровительство междуна-родного права. В общих международных организациях и созывае-мых ими конференциях национально-освободительные движе-ния имеют статус наблюдателя.


- производные (вторичные) — к этой относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения пер-вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и между некоторыми производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности.

Все они действуют в международных отношени-ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Международная правосубъектность межгосударственных организаций закреплена сегодня многими международными актами. Ее характерные черты отмечались Международным Судом ООН . Он, в частности, определил, что, будучи субъектом международного права, организация связана обязательствами, вытекающими для нее из норм международного права. Это значит, что для организации обязательны и такие нормы общего международного права, которые созданы государствами без ее участия.

Суд определил, что ничто в характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как некую форму «сверхгосударства». Организация — орган сотрудничества госу-дарств, а не надгосударственная власть. Субъектность организации проистекает из полномочий, которыми ее наделили государст-ва. Компетенция организации ограничена теми задачами, во имя которых она создана. Поэтому правосубъектность органи-заций является производной от правосубъектности государств и специальной, т, е. ограниченной целями и полномочиями, как они определены уставом.

К нетипичным субъектам относятся государствоподобные образования, такие как вольный город и Ватикан. Вольный город самоуправляющееся политическое образование, кото-рому на основании договора предоставлен международно-пра-вовой статус, позволяющий ему участвовать в экономических, культурных и в определенной степени в политических между-народно-правовых отношениях. Образование вольного города определяется факторами международного порядка. Поэтому высшим юридическим актом для него является международ-но-правовой договор, которым определяется и особая между-народно-правовая субъектность вольного города.

В литературе ставится вопрос о существовании и таких субъ-ектов, как транснациональная корпорация, юридическое лицо, индивид.

Многие межгосударственные договоры посвящены урегулиро-ванию правоотношений между правительствами государств и их фи-зическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспе-чения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяет индивида некоторыми правами на основе международного права. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.

Сторонники концепции международно-правовой субъектнос-ти индивида ссылаются прежде всего на то, что международное право непосредственно создает для него права и обязанности. Действительно, такие экстраординарные случаи имеют место. Известен ряд преступлений по международному праву: пират-ство, геноцид, апартеид. Все это особые случаи, когда при помо-щи только национального права задача не может быть решена.

Следует отметить, что правосубъектность физических лиц признана в целом ряде международных докумен-тов: во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (статья 6); в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (статья 2 и далее); в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (статья 8 и далее) и др. Это дает основание некоторым ученым говорить о тoм, что индивиды становятся участниками международных отношений, урегулированных нормами права, т.е. в определенном смысле, субъектами между-народного права. Это же относится и к МНПО, причем международная правосубъектность как индивидов, так и МНПО, ограничивается лишь правоприменительной сферой, в то время как функцией международного правотворчества на международной арене обладают толь-ко общепризнанные субъекты международного права.

С этой концепцией нельзя согласится. Физические лица (индивиды) не являются субъектами международного публичного права. Они находятся под исключительной юрисдикцией государств, внутренним законодательством которых определяется их правовой статус. Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в международных отношениях, а также в создании норм международ-ного права. Соответственно, следует считать, что физические и юри-дические лица субъектами международного права не являются.

Транснациональные корпорации, компании (ТНК), средства которых нередко превосходят бюджеты некоторых государств. Такие компании действительно нуждаются в особом междуна-родном режиме, который, по возможности, освобождал бы их от власти государства. Поэтому утверждают, что корпорации являются субъектами международного права, что они явля-ются активными участниками развития публичного междуна-родного права.

Вопрос о правосубъектности транснациональных корпораций методологически схож с проблемой международной правосубъ-ектности индивидов. ТНК представляют собой качественно новый уровень международного разделения труда. Их организационная структура предусматривает строго централизованное управление фи-нансово-технологическими связями между входящими в ТНК филиа-лами и предприятиями, расположенными в различных государствах. ТНК от своего имени уже сейчас заключают соглашения как с от-дельными странами, так и с международными финансово-эконо-мическими организациями. Значительна роль ТНК в поддержании международных взаимоотношений производственного, научно-тех-нического, валютно-финансового характера, а также в области энер-гетики, связи, транспорта, новых технологий.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Из истории

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

    постоянное население;

    определенная территория;

    правительство;

    способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть .

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость . Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

    государства юридически равны;

    каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

    каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

    территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

    каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

    каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен (верховенству) международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г. в ведении РФ находятся:

    внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

    внешнеэкономические отношения РФ;

    оборона и безопасность;

    определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ » 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Республики не вправе:

    вступать в отношения с иностранными государствами;

    заключать с ними межправительственные договоры;

    обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;

    быть членами межправительственных организаций.

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.

А). Дискуссионность вопроса.

Во внутреннем праве государств вопрос о субъектах этого права решен давно и не вызывает особых споров 1 .

В международном праве вопрос о субъектах данного права всегда вызывал и продолжает вызывать споры, в ходе которого его участники продолжают стоять на непримиримых позициях 2 .

В отечественной науке на протяжении длительного времени доминировало мнение, что свойствами международной правосубъектности обладают только государства 3 .

Изменение во второй половине ХХ в. характера и структуры международных отношений, и как следствие - необходимость признания качества международной правосубъектности и за другими международными образованиями. К началу 60-х годов возобладало мнение: качествами субъекта международного права обладают лишь три коллективных образования - государства, международные организации, борющиеся за независимость нации.

Возобновление в последнее время теоретических споров в отечественной литературе. Рост числа сторонников точки зрения, что в свете происходящих радикальных изменений в практике международных отношений круг субъектов международного права и международных правоотношений расширился. К данным субъектам стали относить не только крупные коллективные образования - международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, но и других юридических лиц, а также индивидов.

Возникшая проблема признания / непризнания за юридическими и физическими лицами свойства субъектов международного права вновь обострила спор среди ученых-международников относительно содержания международной правосубъектности.

Перспективность предложений (профессор Г.В. Игнатенко) о необходимости признания как свершившегося факта расширения субъектов международного права. Использование таких предложений в процессе корректировки отечественной доктрины по данному вопросу 4 .

Спор о соотношении категорий «субъект международного права» и «субъект между-народного правоотношения», об их совпадении / несовпадении; являются ли все участники международных правоотношений субъектами международного публичного права?

Общая теория права: доминирующее мнение - субъект права есть физическое лицо или коллективное образование, участвующие или могущие участвовать в правоотношении, наделенные для этого определенными юридическими правами и обязанностями. Проведение различия между субъектами права, наделенных этим статусом правовыми нормами (правом в объективном смысле, т.е. носителей объективных прав), и субъектами правоотношений, реально участвующих в общественных отношениях, регулируемых правом (реализующих право в субъективном смысле, т.е. носителей субъективных прав).



Отсутствие столь однозначных позиций в науке международного права. Традиционный подход в советской и постсоветской научной литературе наиболее полно выражен в академическом «Курсе международного права»: «Субъект международно-правового отношения – лицо, участвующее или могущее участвовать в международно-правовом отношении, – eo ipso является субъектом международного права. … субъекты международного права – это стороны, участвующие или способные участвовать в отношении, урегулированном нормами международного права» 5 . Из этих определений вытекает достаточно широкое понимание объема международной правосубъектности. Под определение «стороны, участвующей или способной участвовать в отношении, урегулированном нормами международного права», может быть подведен широкий круг участников международных общественных отношений. Однако на практике получилось несколько по иному.

Вся советская доктрина международного права практически единодушно пошла по пути ограничения круга потенциальных субъектов. Был определен и основной критерий – участие в создании норм международного права. Субъектами международного права признавались лишь те образования, которые юридически способны создавать нормы права. Господствующее утверждение: «Особенность статуса субъектов международного права в том, что они и создают, и осуществляют нормы международного права» 6 . Такими образованиями считались сначала только государства, а затем - межгосударственные организации, а в период пика национально-освободительной борьбы в 50-70-е годы ХХ века – также и борющиеся за самоопределение нации и народы. И только эти три вида международных образований признавались единственными субъектами международных правоотношений.



Резкая критика позиций западных ученых, признававших субъектами международного права широкий круг физических и юридических лиц – от индивидов до транснациональных корпораций. Объявление этих взглядов антинаучными, враждебными, направленными на размывание суверенитета государств, на создание правовых оснований для «гуманитарной интервенции» крупных империалистических держав во внутренние дела суверенных государств под видом защиты прав человека или защиты прав транснациональных компаний.

Современная отечественная доктрина допускает уже отступление от категоричной привязки круга субъектов к международному правотворчеству 7 . Признается: нормы международных договоров возлагают конкретные юридические права и обязанности и на иных участников международных отношений, не участвующих в создании международно-правовых норм - международные неправительственные организации, международные хозяйствующие объединения, внутригосударственные органы и организации и т. д. Однако продолжается дискуссия: являются ли эти образования субъектами международного права.

Наибольшее число вопросов - в связи с международно-правовой защитой прав человека. Наделение многими международными договорами индивидов конкретными правами как материального, так и процессуального характера, включая право непосредственного обращения за защитой своих прав в международные судебные инстанции и участия в связи с этим в международном судопроизводстве. Естественно, вопросы: каков правовой статус индивида, участвующего в качестве стороны международного судебного разбирательства? Является ли он в данном случае субъектом международного правоотношения? И обязательно ли субъект международного правоотношения должен быть и субъектом международного правотворчества, участвуя в создании норм права? Одинаков ли по объему правовой статус у всех субъектов международных правоотношений и субъектов международного права?

Б). Понятие субъекта международного права.

Определение любого понятия состоит из набора признаков, посредством которых каждый, кто формулирует дефиницию, стремится наиболее точно и лаконично выразить наиболее существенные, на его взгляд, черты исследуемого явления. Естественно, что каждый автор, стремясь максимально точно отразить исследуемые явления объективной действительности, привносит в даваемое им определение свое субъективное его восприятие.

Анализ определений и характеристик, даваемых учеными понятию «субъект международного права», свидетельствует о том, что их авторы приводят самые разные, часто не совпадающие (либо даже взаимоисключающие), признаки (либо их оттенки, полутона), которые, тем не менее, имеют принципиальное значение для понимания исследуемого явления 8 . Субъект международного права (в интерпретации разных авторов) – это:

- лицо

либо

либо

- самостоятельное образование

либо

- участник международных отношений

либо

- член международно-правового сообщества

либо

- сторона международного правоотношения,

который (ое, ая, ые)

- способен участвовать в создании и реализации норм международного права

- способен обладать правами и обязанностями

- способен осуществлять свои права и обязанности по международному праву

- должен быть непосредственно подчинен международному праву

- является носителем международных прав и обязанностей

- должен обладать независимым международным статусом

- участвует или может участвовать в международно-правовом отношении

- вступает или может вступать в международные публичные (междувластные) правоотношения

- наделен нормами международного правами субъективными правами и субъективными обязательствами

- поведение которого прямо регулируется международным правом

- подчиняется непосредственному воздействию международного права

- способен в подлежащих случаях нести международно-правовую ответственность

Согласно общей теории права, любые общественные отношения, урегулированные правом - это правоотношения. Любые правоотношения, - это взаимосвязь их участников; данные отношения всегда ipso facto (в силу самого факта) предполагают наличие сторон, устанавливающих и поддерживающих эту взаимосвязь. В любом правоотношении одна из сторон наделяется правами, а другая – обязанностями. Обе стороны именуются «субъектами права». Отсюда «субъект права» – это лицо, способное обладать правами и обязанностями и их осуществлять, участвующее или могущее участвовать в тех или иных правоотношениях.

Для учебных целей данного курса и на основе доминирующих в литературе позиций можно сделать следующий вывод: субъект международного права - это лицо, способное обладать юридическими правами и обязанностями, юридически способное участвовать или участвующее в тех или иных международно-правовых отношениях.

Центральное положение субъектов в международном праве. В отличие от внутреннего права государств в международном праве субъекты сами определяют направления и формы правового регулирования международных отношений, создают нормы права, являются носителями прав и обязанностей и выступают гарантами их осуществления, реализуют эти нормы и, в случае необходимости, сами же применяют санкции за их нарушение. В свою очередь, само международное право служит интересам субъектов, регулирует отношения между ними, определяет их статус, закрепляет права и обязанности, обеспечивает юридическими средствами сотрудничество субъектов во всех сферах их взаимоотношений.

Для разрешения продолжающего научно-практического спора относительно признания / непризнания юридических и физических лиц субъектами международного права, возможно, на мой взгляд, воспользоваться весьма перспективным предложением профессора Г.В. Игнатенко о разграничении субъектов на две группы: правосоздающие субъекты международного права и правореализующие субъекты международного права.

Рассматривая данное предложение как способное не только разрешить затянувшийся спор, но и содействовать дальнейшему развитию теории международной правосубъектности, считаю возможным несколько уточнить предложенную классификацию.

Универсальные субъекты международного права – это международные властные коллективные образования, являющиеся участниками межгосударственных отношений – государства, межгосударственные организации, межгосударственные органы, государственно самоопределяющиеся народы. Эти субъекты обладают универсальной международной правосубъектностью как в правосоздающем, так и в правореализующем процессах. Данные субъекты могут и фактически участвуют во всех формах и на всех этапах возникновения, изменения и прекращения норм международного права: инициировании создания, разработке, принятии, реализации, обеспечении, изменении и прекращении их действия.

Правореализующие субъекты международного права – это юридические и физические лица, которые на основе международного права и в соответствии с нормами их внутреннего права обладают субъективными правами и обязанностями в области международных отношений. Эти субъекты наделены ограниченной международной правосубъектностью: они могут и фактически участвуют лишь в одной из перечисленных выше семи форм: в реализации норм международного права.

Международная правосубъектность есть юридическая способность лица быть субъектом международного права. Для субъекта международного права присущая ему правосубъектность означает одновременно:

Подчинение непосредственному воздействию международного права,

Обладание субъективными правами и обязанностями,

Способность и возможность участвовать в международных правоотношениях,

Осуществление своих международных прав и обязанностей,

Несение, в случае необходимости, юридической ответственности.

Международная правосубъектность и ее качество не зависят от количества прав и обязанностей, возникающих у лица, от большего или меньшего круга правоотношений, в которых оно участвует или может участвовать. Достаточно наличия одного правоотношения, в котором участвует или может участвовать данное лицо, чтобы оно тем самым приобрело качество правосубъектности.

Универсальным субъектом международного права в международных правоотношениях во всех случаях выступает само коллективное образование (государство, международная организация, государственно самоопределяющийся народ), а не представляющие их органы и должностные лица. Так, например, даже если международные договоры заключаются правительствами или министерствами и официально именуются «межправительственное соглашение», «межведомственный договор», то их участниками и тем самым субъектами международных договорных правоотношений будут все равно выступать сами государства, которые несут полную ответственность за действия своих органов и представителей.

Г). Особенности международной правоспособности и дееспособности.

Правосубъектность включает в себя способность лица как обладать субъективными правами и обязанностями (правоспособность), так и способность эти права и обязанности осуществлять (дееспособность). Совокупность этих элементов иногда именуется «праводееспособностью». Академический Курс международного права утверждает: «Субъекты международного права – коллективные общественные образования – праводееспособны. Однако объем правоспособности, т.е. объем юридических прав и обязанностей, различных конкретных субъектов международного права неодинаков. Международные права и обязанности государств и международных организаций явно неодинаковы. Они различны и у разных международных организаций» 9 . В литературе встречаются различные суждения относительно правовой взаимосвязанности правоспособности и дееспособности. Так, профессор Л.Д. Тимченко утверждает: «В отличие от внутригосударственного права, для субъектов международного права характерно органичное сочетание правоспособности и дееспособности, что вместе образует понятие «правосубъектность». Ограниченно дееспособных или недееспособных субъектов современное международное право не знает» 10 .

Однако вопрос не столь однозначен. Например, в случае введения против какого-либо государства международных санкций или оккупации. При правомерной военной оккупации оккупированное государство полностью управляется публичной властью военной администрации оккупирующей стороны (государства, группы государств или международного сообщества). Естественно, на время оккупации международная дееспособность оккупированного государства приостанавливается. Так, государства, оккупированные в период Второй мировой войны Германией, сохраняли свою правоспособность, временно потеряв дееспособность.

Д). Виды субъектов международного права.

Все субъекты международного права принято делить на первичные и производные. Первичные субъекты - это, прежде всего, государства и в некоторых случаях борющиеся за государственное самоопределение народы и нации. Правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер. Производные субъекты международного права создаются первичными.Ими могут быть межправительственные организации, межправительственные органы либо государствоподобные образования типа вольных городов. Юридическими источниками для их учреждения являются международные договоры и, как их разновидность - учредительные акты в форме уставов. Производные субъекты имеют ограниченную правосубъектность: ее объем зависит от намерения и желания их создателей.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • соответствующий понятийный аппарат, который позволит правильно использовать полученные знания;
  • понятие, особенности и виды субъектов международного права;
  • понятие и особенности государств как основных субъектов международного права;
  • особенности международной правосубъектности народов, борющихся за государственную независимость;
  • понятие и особенности международной межправительственной организации как производного субъекта международного права;
  • концепции международной правосубъектности иных участников международных отношений;

уметь

  • анализировать, толковать и правильно применять нормы, касающиеся международной правосубъектности;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения но поводу субъектов международного права;
  • принимать решения и совершать юридические действия в ситуациях, касающихся прав и обязанностей субъектов международного права в точном соответствии с основными принципами международного права;
  • осуществлять правовую экспертизу международных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы международной правосубъектности;
  • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам международной правосубъектности;
  • самостоятельно и правильно составлять международно-правовые документы, касающиеся деятельности субъектов международного права;

владеть навыками

  • работы с международно-правовой терминологией по вопросам субъектов международного права;
  • работы с международно-правовыми актами, касающимися вопросов международной правосубъектности;
  • анализа правовых явлений, юридических фактов, международно-правовых норм и правоотношений, касающихся международноправового статуса конкретных субъектов международного права;
  • анализа правоприменительной практики, в том числе урегулирования спорных вопросов, возникающих в связи с международной правосубъектностью;
  • реализации норм международного права о правах и обязанностях субъектов международного права.

Понятие и виды субъектов международного права

Исторически сложилось так, что в концепциях международного права, доминировавших в период до конца XIX – начала XX в., признавалось, что только государства являются единственными субъектами международного права. Это состояние международно-правовой науки соответствовало реальному положению государств в международной системе, начиная с глубокой древности и вплоть до начала XX в., когда международные отношения были преимущественно сферой межгосударственного взаимодействия. Международное право тогда понималось как система юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами. Для межгосударственных отношений было характерно признание принципов независимости и суверенитета государств, над которыми не существовало какой- либо внешней политической власти.

Государства – единственные субъекты международного права в те времена выступали не только творцами международно-правовых норм, на них также возлагалась задача применения и осуществления норм международного права. Степень убежденности и уверенности в правильности данной концепции субъекта международного права проявилась даже в период действия первой универсальной международной межправительственной организации – Лиги Наций. Создание и функционирование Лиги Наций не повлияло па устоявшиеся взгляды относительно характера субъектов международного права, что нашло отражение в решении ее судебного органа по делу о судне "Лотос" (Франция против Турции), принятом в 1927 г. Постоянная палата международного правосудия в этом решении утверждала, что международное право регулирует отношения между независимыми государствами. Юридические нормы, которые обязывают государства, создаются путем волеизъявления государств, которое выражается либо в договорах, либо в общепринятых обычаях.

Традиционная концепция о том, что только суверенные государства являются единственными субъектами международного права, сегодня не имеет под собой никаких убедительных оснований, так как она перестала отражать современную международную практику. Современная межгосударственная система наряду с государствами включает и ММПО, играющие в ней все возрастающую роль. Самое существенное значение для изменения структуры межгосударственной системы после Второй мировой войны имело создание ООН, деятельность которой показала несостоятельность прежней концепции в новых исторических условиях. Международный суд ООН в своем заключении от 11.04.1949 по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, использовал прямо противоположный подход по сравнению с позицией Постоянной палаты международного правосудия. Международный суд ООН отметил, что на протяжении всей истории международного права его развитие определялось потребностями международной жизни, а постепенное расширение объема коллективной деятельности государств привело к тому, что в ряде случаев появились примеры действий на международном уровне, совершаемых определенными субъектами, не являвшимися государствами. Кроме того, он указал, что в любой правовой системе субъекты права отнюдь не обязательно должны быть идентичны по своему характеру или по объему своих прав; их правовая природа зависит от потребностей сообщества. Это позволило Международному суду ООН признать, что ООН является субъектом международного права. Позднее международная практика позволила распространить этот вывод на все международные межправительственные организации.

Итак, развитие международного права во второй половине XX в. позволяет утверждать, что под воздействием самых различных факторов изменилась существовавшая в прежние эпохи ситуация. Международное сообщество стало универсальным. Сфера вопросов, регулируемых международно-правовыми нормами, значительно расширилась; вырос объем и масштабы коллективной деятельности государств; на мировой арене появились новые субъекты – международные организации (универсальные и региональные), увеличение количества которых является одним из наиболее характерных фактов современных международных отношений. Все это серьезно повлияло на структуру и функционирование международного права.

Современные государства серьезно отличаются от своих предшественников прошлых эпох, они строят свои отношения с гражданским обществом на иных правовых принципах, изменился и сам характер выполняемых ими функций. Развитие международных отношений и международного права все более ограничивает возможности злоупотреблений государствами своими правами. Концепция верховенства международного права сегодня обязывает их действовать с большим вниманием и предосторожностью. Кроме того, в современных условиях в международных отношениях появились проблемы, которые государства неспособны решать в одиночку своими силами и которые требуют от них осуществления постоянного международного сотрудничества в рамках ММПО. Более того, решение подобных проблем сегодня настоятельно требует участия других субъектов международных отношений – так называемых негосударственных образований (ТНК, МНПО и т.д.), роль которых в международной жизни заметно возрастает.

Нельзя не отметить, что вопросы, которые традиционно не относились к сфере регулирования международного права, как например, обращение государства с его гражданами, сегодня регулируются международно-правовыми нормами, что позволяет предполагать, по меньшей мере, в некотором отношении, что человеческая личность также становится дестинатором международно-правовых норм. Об этом же говорит и становление концепции индивидуальной международной уголовной ответственности, позволяющей международным судебным органам привлекать индивидов к уголовной ответственности на международном уровне.

Усиление данных тенденций в международных отношениях привело к новому пониманию международной правосубъектности, которая сегодня уже не может рассматриваться как исключительная характеристика суверенных государств. Государства сегодня не являются единственными субъектами современного международного права, в отличие от ситуации, которая была в прошлом, так как структуры международного сообщества и международного правопорядка сегодня выглядят более сложными, чем они были в прошлом. Таким образом, наряду с государствами, основными (первоначальными) или первичными субъектами международного права, сегодня появились другие – производные (вторичные) субъекты, созданные суверенными государствами, такие как ММПО. Ко второй категории субъектов международного права относятся другие негосударственные учреждения, которые в конкретных условиях являются дестинаторами международноправовых норм, за которыми международное право признает некоторые нрава и налагает на них определенные обязанности, поэтому они обладают определенным ограниченным объемом международной правосубъектности.

Международная практика подтверждает этот вывод. Достаточно обратиться, например, к Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., которая признает возможность существования международных соглашений между субъектами международного права, которые не являются государствами или ММПО (ст. 3 Конвенции). Таким образом, дана Конвенция допускает, что могут существовать субъекты международного права, отличные от государств и ММПО.

В отечественной науке международного права существует две точки зрения относительно круга производных (вторичных) субъектов международного права. Представители первой точки зрения считают, что субъектом международного права являются лица, не только способные участвовать в международно-правовых отношениях, но и юридически способные к самостоятельным действиям в международных отношениях (включая способность создавать международно- правовые нормы и способность независимо от кого бы то ни было их осуществлять). Они признают в качестве субъектов государства, ММПО, государственно-подобные образования и нации или народы, борющиеся за свою независимость (Г. В. Игнатенко, Д. Д. Остапенко, Г. И. Тункин, О. И. Тиунов и др.). Представители второй точки зрения считают, что субъект международного права должен пониматься в том же смысле, как это принято в общей теории права, т.е. как лицо, обладающее возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международным правом. Иными словами, субъект международного нрава – эго носитель международно-правовых прав и обязанностей. При таком подходе количество субъектов международного права значительно расширяется, в их число включаются ТНК, МИПО, индивиды и т.д. (Н. Захарова, Р. А. Мюллерсон, И. П. Блищенко и др.).

Итак, все существующие субъекты международного права могут быть разделены на две большие группы:

  • 1) основные (первоначальные) или первичные субъекты, к которым, прежде всего, относятся государства. Государства в силу своего существования (ipso facto) становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от какой-либо внешней воли, поэтому она носит объективный характер. Па основе их взаимодействия возникает международный правопорядок. Некоторые относят к основным субъектам международного права народы, эволюционирующие в направлении обретения собственной государственности (Ю. Е. Карлов, Ю. М. Колосов), объединяя их с государствами в единую группу суверенных субъектов международного права;
  • 2) производные (вторичные) субъекты, которых иногда именуют несуверенными субъектами международного права, правосубъектность которых носит ограниченный и функциональный характер. Это их качество вытекает из того, что они, либо создаются государствами (как ММПО), либо государства тем или иным способом подтверждают или признают их международную правосубъектность (ТНК или МПК, МИПО, индивиды, некоторые относят к ним народы под колониальным господством и национально-освободительные движения). Их правосубъектность носит ограниченный характер, потому что они создаются или признаются первичными субъектами международного права, которые не наделяют их суверенитетом, дающим полноту международных прав и обязанностей, а лишь признают за ними права действовать в ограниченных, определенных сферах международных отношений. Функциональность их правосубъектности определяется тем, что они наделяются ей для достижения определенных целей и осуществления определенных функций, поэтому в своей деятельности они не могут выходить за пределы предоставленных им прав, а должны стремиться к достижению своих целей теми средствами, которые за ними признаны международным правом или которыми они наделены государствами.